Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа- детский сад№17»
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЧТЕНИЯ НАУМА ГРАМОТНИКА»
Раздел конференции: «Православие и краеведение»
Исследовательская работа
тема: «Исследования о представителях Православия. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, ПЕРВЫЙ ИРКУТСКИЙ ЕПИСКОП.»
Автор работы:
Воробьев Даниил Алексеевич
Ученик 4 класса
МБОУ НШДС №17
Руководитель: Кусюкова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов
г. Байкальск
2019 г.
Оглавление:
1. Введение ………………………………………………………………….
2. Основная часть. Первый епископ Иркутской области ….. .…………..
2.1. Биография Святителя Иннокентия………………….……………..
2.2. Китайская Миссия……………………………………………………
2.3. Епископ Иркутский …………………….………………..…...........
2.3. Собственные исследования …………………………………………
3. Заключение и выводы……………………………………………………..
4. Список использованной литературы……………………………………..
1. Введение
Нам с мамой удалось побывать на поезде, в котором были мощи святого Иннокентия. Для меня тогда было не совсем понятно, что такое мощи и почему люди стремятся к ним прикоснуться. Я захотел больше узнать о Святителе Иннокентии и решил провести собственное исследование о его жизни и деятельности.
В своей исследовательской работе по религии (истории) о Святителе Иннокентии, проведенной в начальной школе я пройду по дорогам добра этого удивительного человека и сделаю очень важные выводы для себя.
В своем исследовательском проекте по религии на тему «Православие и краеведение", я планирую разыскать информацию и изучить историю жизни епископа Иннокентия.
Цель работы: Изучить биографию первого епископа Иркутской области.
Поделиться полученными знаниями с учениками моей школы.
Задачи:
- Изучить биографию святителя Иннокентия,
его историю становления Первым епископом Иркутской области;
В своей работе я использовал следующие методы исследования:
-сбор и анализ информации по этой теме;
-наблюдение;
-анкетный опрос учащихся своего класса;
2. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ,
ПЕРВЫЙ ИРКУТСКИЙ ЕПИСКОП.
Святитель Иннокентий, в миру Иоанн, происходил из старого Российского дворянского рода Кульчицких. Имена родителей не известны. Родился он в Черниговской губернии и образование получил в Киево- Братской коллегии, которую окончил в 1706 году. Вскоре последовало принятие монашества и рукоположение в Киево-Печерской Лавре в иеромонаха.
С 1714 по 1718 годы будущий святитель занимал должности префекта и учителя философии в Славяно-Греко-Латинской академии; а с 1718 по 1721 годы пребывал в Александро-Невской Лавре в звании соборного иеромонаха. Здесь он выполнял так же должность обер-иеромонаха по флоту, то есть, как говорит епископ Филарет Черниговский, «был начальником флотских иеромонахов, надзирал за их поведением, разрешал сомнения их и о духовных нуждах их сносился с Синодом». В 1720 году, по возведении архимадрита Феодосия Яновского во епископа Новгородского, исполнял должность наместника Лавры.
Во исполнение воли Петра I, Святейший Синод назначил будущего святителя начальником Китайской Миссии, и 5 марта 1722 года он был хиротонисан во епископа Переяславского. По своем прибытии в Иркутск он встретил целую цепь серьезных трудностей. Китайские иезуиты, опасаясь православного епископа в Пекине, внушили китайцам, что слова в грамоте: «духовная особа» и «господин» равносильны наименованию Богдыхана; вследствие этого Мунгальский Трибунал отказался пропустить епископа Иннокентия в Пекин.
Преосвященный Иннокентий был вынужден целых три года провести в Селенгинске. Здесь он занялся проповедью слова Божия язычникам и обратил к свету Христову значительное число идолопоклонников. В Акафисте этому святителю читаем: «Услыша ухишренныя хиннов глаголы, яко не подобает ти прияту быти в их царство, обратился еси с Евангелием к языкам своего царства Монгольским… »
По преданию, существующему на дальнем Востоке, самое название «бурят» ведет свое начало от святителя Иннокентия: принявших Православие монголов он звал «брат» - «братья»; они же сами, не умея произнести слово «брат», говорили: «я бурат», что превратилось в «бурят».
Насколько тяжела была для святителя жизнь в Селенгинске, видно из того, что ссудное жалованье епископу Иннокентию и непосредственно его клиру Иркутский воевода перестал выдавать, как только стало официально известно, что владыке отказано в разрешении на въезд в Китай. Для того чтобы просто найти себе пропитание, окружение святителя Иннокентия должно было заниматься рыбной ловлей и обходить, испрашивая подаяние, благочестивых жителей Селенгинска, сам же святитель устроил в своей келье иконописную мастерскую. За время пребывания в Селенгинске он изучал монгольский язык (бурятское наречие).
В марте 1725 года указом Святейшего Синода епископ Иннокентий был направлен в Вознесенский монастырь. По просьбе митрополита Тобольского Антония (Страховского), он совершал священнические и диаконские хиротонии. Согласно правительственному указу от 15 января 1727 года, из бывшего викариатства Тобольской митрополии была образована новая «местная» епархия третьего класса, и первым самостоятельным архиереем, с титулом епископ Иркутский и Нерченский, стал епископ Иннокентий (Кульчицкий). Митрополит Тобольский выделяет в состав Иркутской епархии не всю, а только часть Восточной Сибири, а именно: Иркутск, Нерчинск, Селенгинск и Верхнеудинск с уездами, в которых насчитывалось пятьдесят церквей и четыре монастыря, тогда как в ведении митрополита Антония оставалось не менее трехсот пятидесяти церквей.
В мае 1728 года епископ Иннокентий посылает в Синод Герасима Лебратовского по делу о приписке к собственно его епархии городов Иркутской провинции, а 20 июня того же года он составил подробное объяснение по спорному вопросу между двумя сибирскими архиереями. В связи с этими изменениями к Иркутской епархии были присоединены Илимск с уездами.
Только по распоряжению из Петербурга святителю в Иркутске было отведено помещение, необходимое для жизни. Сибирские нравы были дикими: пьянство, разврат, грабеж, драки составляли обычное явление. Чтобы искоренить недостатки, епископ Иннокентий запретил отпевать умерших «от винопития» и, как самоубийц, отвозить хоронить за город на дальнее расстояние. Нередкими были случаи, когда некоторые священники не знали даже положенных молитв.
В качестве противодействия печальному нравственному состоянию народа, он особенно заботился о русско-монгольской школе, основанной в 1724 году митрополитом Антонием. Точных сведений о его миссионерской деятельности не сохранилось, но Святая Церковь называет святителя Иннокентия проповедником веры в монгольских языцех».
Заслуживает интерес обращение ко Христу святым Иннокентием ламы Лапсана, которому он доверил преподавание буддизма в русско-монгольской школе. Этот лама, по смерти святителя Иннокентия, принял крещение вместе со своим родом.
Благодаря трудам епископа Иннокентия был учрежден «архиерейский приказ», который следил за состоянием церковных приходов, центрами которых, естественно, были церкви. В 1733 году в юрисдикции Иркутской епархии состояло уже семьдесят два храма и восемь монастырей.
26 ноября 1731 года святитель Иннокентий мирно почил на пятидесятом году жизни, всецело отдав свои силы ради спасения многих. Сила его примера и оружие слова Божия духовно возродили Христу не только многих русских людей, косневших в нерадийной жизни, но и покорили Богу огромное множество язычников. Таким образом, ценою святительского самоотвержения был приобретен для Русской Церкви Дальний Восток.
В царствовании императора Павла I сенаторы Ржевский и Левашев, ревизовавшие Иркутскую губернию, сообщили государю о нетленных мощах и чудесах святителя. Впервые мощи были обретены в 1764 году, а в 1783 году, когда в монастыре случился пожар, уничтоживший всю обитель, уцелела одна церковь, как раз под которой почивали мощи угодника Иркутского. 9 февраля 1805 года последовало открытие святых мощей для всеобщего почитания и причисления Церковью к лику святых. Мощи открыто почивали в серебрянной позолоченной раке до начала ХХ века.
В 1900 году Вознесенская обитель издала Сборник тридцати пяти поучений этого святителя, основанных на известных фрагментах из творений святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, которым почти совершенно чужды схоластические приемы изложения мыслей. С молитвой на устах и в сердце совершал свое благочестивое служение святитель Иннокентий. Имя святителя Иннокентия и при его жизни произносилось благоговением.
В каждое воскресенье вечером в Иркутском Знаменском монастыре неопустительно совершается Акафистное служение святителю Иннокентию.
Память святителя совершается
26 ноября- в день его блаженной кончины.
Собственные исследования
Я провел собственные исследования. В школе, где я учусь, я провел анкетирование среди учащихся 3-4 классов. Вот что у меня получилось:
Вы знаете, что такое мощи? | Вы знаете кто такой епископ? | Вы знаете молитвы? | Вы знаете о святителе Иннокентии? | Хотите больше узнать о первом епископе Иркутской области? |
да-2 чел., нет-8чел. | да- 0 чел, нет-10 чел. | да-0 чел., нет-10 чел. | знаю- 0 чел., не знаю-10 чел | да- 10 чел., нет- 0 чел. |
3. Заключение и выводы
Из проведенного исследования следует, что ребята не имеют знаний о известных православных земляках и представителях Православия.
Научно – практические конференции, проектные работы помогают учащимся в изучении Православной религии.
4.Список использованной литературы:
1. Журнал «Православие и мир».
2. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2010, .
3. Сайт Православие.ru
4. Сайт Стояние за истину www.zaistinu.ru