Введение
Актуальность
Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, поэтому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.
Цель: исследование образа учителя в отечественной литературе.
Задачи:
1) Изучить теоретический материал по теме «Литературный образ».
2) Проанализировать произведения русской литературы и сравнить образы учителей в произведениях, написанных в разное историческое время.
3) В ходе анкетирования выяснить, какие качества учителя наиболее ценны для современных подростков: нравственные или профессиональные.
Гипотеза: В художественных произведениях образ учителя неоднозначен, так как отношения к преподавателям в разные исторические периоды отличаются.
Объект исследования: произведения русской литературы.
Предмет исследования: образ учителя, его личностные качества.
Методы исследования: анализ, синтез, анкетирование.
Глава 1 . Литературный образ
Литературный образ представляет собой единство формы и содержания. Форма здесь – словесное оформление, содержание имеет два уровня: конкретно – предметное представление и идейно-понятийное.
Термин «образ» отечественное литературоведение позаимствовало из киево — церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении — картина; номинация «образ» является калькой из гр. eikon (икона) — изображение.
Художественное произведение представляет собою мысль, выраженную образно, картинами. Писатель, в отличие от публициста, не высказывает определенных положений, из чего читатель должен извлечь выводы. У него все сразу вместе совершенно, нераздельно: и исходный тезис, и доказательство, и конечный результат. Все это отражено в единой зарисовке, в образе.
Теория художественного образа была создана в античную эпоху и связывалась с понятием подражания (мимесис): художник воссоздает жизнь в ее неповторимо — индивидуальном значении. Аристотель понимал произведение как живое существо, которое подчиняется собственным правилам, оторвавшись от автора, художественное творение «производит» продукт эстетического наслаждения.
Художественный образ в литературе является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, символизирует вторую природу, организованную по законам красоты. Это не действительность, а ее образ, и столкнуться с нею можно лишь посредством воображения.
Н.Л. Вершинина и Е.В. Волкова в своём учебнике пишут, что «образ обобщает действительность» [1]. Учёные выделяют следущие виды образа:
– образ-топос (например, «город N» у Н.В.Гоголя в «Мертвых душах» обозначает русскую провинцию);
– символический образ («Вишнёвый сад» у А.П. Чехова, одиночество в лирике А.С.Пушкина, ветер у А.А. Блока и т.п.);
– образы-персонажи, которые отражают поведение целой эпохи (Обломов, Печорин, Онегин, Базаров и т.п.);
– образы-мотивы (мотив дуэли, «мотив бала, маскарада, самой игры», войны, и т.д.)
Глава 2 Литературный образ учителя в разное историческое время
Анализ художественных произведений
Валентин Распутин «Уроки французского»
События в рассказе «Уроки французского «происходят в послевоенное время.
О молодой учительнице французского языка мы узнаем со слов главного героя – ученика районной школы. Мальчик с теплотой и уважением вспоминает свою учительницу, которая совершает настоящий подвиг в глазах героя. Лидия Михайловна по-разному (в том числе и игрой на деньги) помогала голодающему ученику, который с трудом сводил концы с концами. Учительница преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Возможно, с точки зрения школьного устава действия учителя являются неправомерными (именно поэтому директор школы увольняет молодого педагога), однако с точки зрения гуманизма, нравственности это единственное, что мог сделать настоящий человек.
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964)
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.
События в рассказе происходят в военные годы. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда её результатом может стать конфликт ученика и учителя.
В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину.
Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда». [6]
Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.
Александр Костюнин «Рукавичка» (2006 год)
Ситуация, описанная в рассказе А. Костюнина «Рукавичка», могла бы завершиться совсем иначе, если бы герой получил поддержку у учителя.
Первоклассники были на экскурсии в кабинете домоводства. Рассматривая альбомы с детскими поделками, кто-то из них украл маленькую пушистую рукавичку. Их первая учительница заставила их снять одежду и стала обыскивать вещи и портфель. Пропажа нашлась у Юрки, маленького худенького мальчишки из большой семьи, в которой пил отец. Герой рассказа и не видел никогда подобной красоты, поэтому и взял, не понимая, что делает. Наверное, у него не было своего, личного, ведь он носил одежду за братьями или ту, которую давали односельчане, а ведь это так важно сознавать, что у тебя есть что-то твое. Мне кажется, что Юрка долго бы потом где-нибудь, чтобы никто не видел, разглядывал эту рукавичку и мечтал…Учительница грубо отчитала его и назвала вором. Он стал изгоем. Как бы между делом одноклассники били его, высыпали вещи из портфеля, обзывали… Никто за него никогда не заступался: ни родители, ни учителя, ни братья, ни одноклассники. Вором он остался на целых 8 лет, школа для него стала тюрьмой, хотя Юрка ничего больше не воровал. Представить себе страшно, что чувствовал этот мальчик. После школы он так и не устроился в жизни, как я поняла из текста, нигде не учился, а работы не было. А потом в голодное время в селе стали пропадать продукты, односельчане устроили расправу над ворами, среди них оказался и Юрка. Причастен ли он был к этому, никто не знает, но после этого он повесился.
Представьте на минуту, как ему было тяжело! Каким одиноким он себя чувствовал! Его никто не поддержал дома, отвернулись одноклассники.… Каждый день жизни – наказание! А если бы ему объяснили, что он не вор, что человеку свойственно ошибаться, что один проступок не может перечеркнуть всю жизнь.… Все бы было иначе. Возможно, он бы и не стал успешным человеком в бизнесе, известным писателем.… Но у него была бы своя семья, он бы любил своих близких, хорошо работал. Разве этого мало?
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Я хочу в школу!» (2017 год)
Сюжетная линия сосредоточена вокруг воспитанников школы № 34, которые после закрытия любимой школы оказались в других школах города, где они встретились с новыми учителями. Образы учителей в повести неоднозначны.
Однажды ученик Дима подошел к физику, но тот сразу остановил его, как только понял, что речь пойдет не о его предмете, а о проблемах общепедагогических: «У тебя классная есть? Школьный психолог есть? Вот к ним и иди. А если система образования не нравится, так это к товарищу министру». [2]
Елена Ивановна Кочеткова, заслуженный учитель математики с тридцатилетним стажем, известная ученикам как Злыдня, могла наорать на учеников, швырнуть дневник в лицо, громко посмеятся над детьми. Однажды Злыдня установила «мировой рекорд», поставив в четырёх классах 93 двойки.
«Эта Злыдня просто доктор Зло! Я раньше думал, что в жизни таких не бывает, они живут только в плохих фильмах», - так говорили ученики об учителе математики. [2]
Елена Ивановна любила, когда в школе было пусто – никто не мельтешил, не носился под ногами и не мешал разрастающемуся в душе чувству собственности. «Это моя школа. Я тут работаю. Я тут хозяйка», - говорила Злыдня. Сама Система в человеческом обличье. «Хороший педагог – строгий педагог, «это школа, а не балаган!», «я этого так не оставлю!» - её коронные фразы. Перед начальниками из РОНО благоговеет, а новое поколение школьников считает гиблым и гнилым: «Нет в них стержня, нет основ, нет фундамента». [2]
Педагог начальных классов Анастасия Львовна, кажется, просто ненавидит детей и наслаждается своей тотальной властью.
Центральным положительным персонажем является учитель Виктор Павлович, или Впалыч, как называют его ученики между собой. Учитель с большой буквы. Волшебник, который помогает лишь ему известными способами. Ведь это настоящая магия, настоящее чудо! Когда ребята потеряли последнюю надежду, они узнают, что их новым учителем математики стал Виктор Павлович. Он принес с собой частичку волшебства тридцать четвертой в обычную образовательную школу. Стоит только Впалычу появиться на сцене повествования, как все ситуации кардинально меняются, развязываются тугие узлы проблем. Это учитель, способный видеть ситуацию глазами ученика и обязательно помочь ему решить любые проблемы.
Исследование
Я провела анкетирование (приложение 1) среди учащихся 7, 9 классов МАОУ СОШ № 90 с целью выяснения следующего вопроса: «Какие качества учителя наиболее ценны для современных подростков: нравственные или профессиональные».
Результаты анкетирования
Какое качество учителя, на ваш взгляд, важнее?
Глубокое знание предмета, умение доступно излагать материал.
Умение обеспечивать положительный психологический климат на уроке, умение понять ученика.
Есть ли в вашей школе учитель, к которому Вы можете обратиться с личной проблемой?
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к следующему выводу: учащиеся 7-ых классов на первое место (84%) ставят нравственные качества учителя: умение понять ученика, обеспечить положительный психологический климат на уроке. Учащиеся 9-ых классов тоже ценят в учителе нравственные качества, но процент уменьшился и составил 46%. Скорее всего, ученики в приоритет поставили такие качества, как глубокое знание предмета и доступное изложение материала, потому, что ученики 9-ых классов сдают выпускные экзамены.
На вопрос, есть ли в вашей школе учитель, к которому Вы можете обратиться с личной проблемой, только 39% семиклассников ответили положительно. Среди учащихся 9-ых классов 64% могут поделиться с учителем и попросить совета. Это связано с психологическими особенностями детей разного возраста.
Заключение
Подводя итог данной работы, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.
Итак, литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – ликвидировал безграмотность в России. Учитель в это время – это в меру строгий наставник. Его отношения с учениками строятся на искренности, доверии, взаимоуважении. Во всех произведениях этого периода на первый план выходят нравственные ценности, перед нами мудрый человек, способный пожертвовать своими принципами ради других.
К сожалению, в последнее время в русской литературе преобладают книги о «плохих» учителях. Книга А.Костюнина «Рукавичка» (2006г.) рисует учителя равнодушным человеком, это абсолютно противоположный образу учителя XX века. Такое отношение к педагогам характеризует общество в целом: в нем живут люди, неспособные видеть положительные качества других. На мой взгляд, пока об учителях будут писать плохие книги и снимать фильмы, порочащие облик педагога, уровень культуры нашего общества будет опускаться все ниже.
В произведении «Я хочу в школу!» читатель также знакомится с учителями, непонимающими детей, пользующимися своей тотальной властью. Однако автор показал и хорошего педагога, учителя-друга, учителя-наставника. Анкетирование показало, что ученики МАОУ СОШ № 90 доверяют учителю, делятся с ним личной проблемой.
Значит, несмотря на негативный информационный фон, профессия учителя остаётся уважаемой в обществе. К личности учителя во все времена предъявляются высокие требования. Роль учителя в воспитании подрастающего поколения велика, и, несмотря на изменения в образовании, связанные с техническим прогрессом, не уменьшается.
Литература
Введение в литературоведение.: Учебник /Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др.; Под общ. ред. Л. М. Крупчанова. — М.: Издательство Оникс, 2005
Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б.Я хочу в школу!: повесть/А.В.Жвалевский, Е. Б. Пастернак. – 5-е изд., испр. – М.:Время, 2017
Костюнин А. Рукавичка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=108427&p=1
Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011.
Распутин В. Г. Уроки французского: рассказ/ Распутин В.Г. – Москва: Стрекоза, 2017
Фазиль Искандер Тринадцатый подвиг Геракла: произведение школьной программы/ Фазиль Искандер Москва: АСТ,2018
Приложение 1
Анкета
Какое качество учителя, на ваш взгляд, важнее? Поставьте галочку у тех качеств, которые для Вас наиболее важные в учителе.
Глубокое знание предмета, умение доступно излагать материал. | Умение обеспечивать положительный психологический климат на уроке, умение понять ученика. |
| |
Есть ли в вашей школе учитель, к которому Вы можете обратиться с личной проблемой? Да, нет. (Ответ подчеркните)
10