МКОУ «Рождественская СОШ» |
Исследовательский проект: «Опасность за спиной или сколько весит здоровье школьника» |
|
| Выполнила: Загородняя Анастасия ученица 8 класса Руководитель: Ефремова Е.В. учитель химии, биологии и географии | |
2018г. |
Содержание.
Введение…………………………………………………………………… 3
Основная часть……………………………………………………………..3 1. На все есть нормы ………………………………………………….….4 2. Методика исследования…………………………………….…………. 5
3. Результаты исследования………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………………6
Список литературы………………………………………………………..7
Приложения………………………………………………………………..8
ВВЕДЕНИЕ.
По данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ за последние 3 года, практически в 2 раза вырос процент заболеваний, связанных с нарушением осанки, которые могут привести к различным тяжелым болезням и даже к инвалидности. Позвоночник может искривиться под действием постоянной нагрузки на одну сторону, например при постоянном ношении тяжелых предметов в одной руке или при увеличении допустимой нагрузки за плечами. Регулярная ассиметричная или превышающая норму веса нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Заинтересовавшись этой темой, я выдвинула гипотезу: «Портфели-тяжеловесы» могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной системы.
Цель работы: Активизировать познавательную деятельность учеников МКОУ «Рождественской СОШ», обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи: 1) изучить научную литературу и ресурсы Интернета, 2) проанализировать данные медицинских карт учащихся, 3) провести взвешивание; 4) обработать полученные данные и сделать выводы; 5) ознакомить с результатами исследования учащихся, их родителей и учителей, дать рекомендации по уменьшению веса портфелей.
Методы и приёмы исследования: 1) работа с различными источниками информации; 2) наблюдение; беседа; 3) измерение и анализ полученных результатов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки портфелей специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление портфеля на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое -110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес портфеля обычно составляет 22% веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Что такое осанка? Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть правильной и неправильной. При правильной осанке позвоночник и стопы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба; все органы в грудной и брюшной полости тела занимают положение, наиболее удобное для их деятельности; улучшается самочувствие и настроение. При неправильной осанке движения человека становятся неловкими; внутренние органы смещаются, что приводит к нарушению их деятельности; возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице».
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20% детей, приходящих впервые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже около 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми, и, чтобы сохранить здоровье детей и предупредить болезни.
На все есть нормы
Какой вес является максимально допустимым для школьного портфеля вместе с содержимым? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования», а также к Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору. В этих документах указано, что вес портфеля без учебников для учащихся 1-4 классов должен составлять не более 0,700 кг, 5-11классах - не более 1кг. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.
В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес издания не должен быть более: 300 г для 1-4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов.
Существуют также ортопедические нормы, которые ограничивают вес школьного рюкзака до 10% веса школьника.
Мне было интересно выяснить, какой вес портфеля является максимально допустимым. А так же соответствуют ли наши портфели и учебники этим требованиям.
Методика исследования.
Изучив различную литературу по теме и нормативы, взвесила учеников 1, 3, 5-9 классов в количестве 102 человека и их полные и пустые портфели в медицинском кабинете. Проверила вес учебных пособий на соответствие с гигиеническими нормами (Приложение 1). Рассчитала правильный вес портфеля, течение недели наблюдала за его весом в связи с изменением учебной нагрузки, выявила учащихся с нарушением осанки, полученные данные занесла в таблицы (Приложение 2). Затем рассчитала и сравнила процентное соотношение портфелей «тяжеловесов» и учащихся с нарушением осанки (Приложение 3). Выявила причины лишнего веса, а так же какие модели школьных портфелей носят ученики (Приложение 4). Сформулировала пути решения данной проблемы, составила рекомендации для учащихся, их родителей и учителей как облегчить портфель (Приложение 5).
Результаты исследования
Расписание занятий составлено с соблюдениями гигиенических норм, все учебники соответствуют требованиям СанПиН. Однако хочется отметить, что на урок русского языка в 5-9 классах учащиеся должны приносить сразу 3 учебника - «теория», «практика» и «русская речь», суммарная масса которых составляет 950 грамм, а на урок английского языка 3 раза в неделю школьники дополнительно вынуждены носить словарь. Реальный вес ранца у 47% учащихся не соответствовал норме. Средний вес ранца по школе в пятницу составил 3,8 кг. У 22,6% человек сам ранец был тяжелее нормы. Только один ученик из 102 пользуется сумкой, которую носит через плечо. У 22 % детей осанка уже нарушена, а у 5 % - поставлен диагноз сколиоз. Причинами лишнего веса стали спортивная форма, средства личной гигиены, еда, телефоны и аксессуары, учащиеся младших классов носят с собой игрушки и забывают выкладывать учебники и принадлежности не по расписанию. В связи с тем, что большинство учеников, папки для рисования и труда хранят в классах, а вторую обувь в раздевалке, процент заболеваний опорно-двигательной системы в нашей школе достаточно низкий по сравнению со средней по России.
Вывод: систематическое ношение тяжелых ранцев может стать причиной нарушения осанки. Наше здоровье зависит от нас самих. Поэтому родителям младших школьников необходимо следить, чтоб масса портфелей соответствовала возрасту их ребенка, а ученикам убирать из портфеля все ненужные вещи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате исследовательской работы я выяснила, что проблема нарушения осанки из-за систематического ношения портфелей, масса которых превышает норму. Гипотеза о том, что «портфели-тяжеловесы» могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной системы подтверждена.
В дальнейшем я хотела бы продолжить работу над активизацией познавательной деятельности учащихся МКОУ «Рождественская СОШ» и школ нашего района по здоровьесбережению. Рассмотреть влияние других факторов на здоровье школьника, составить рекомендации для учащихся по организации рабочего места с целью профилактики нарушения осанки и зрения, проводить мониторинг состояния здоровья учащихся моей школы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: практикум. Пособие / В.Ф. Базарный. М.: АРКТИ, 2005.
Большая медицинская энциклопедия /Гл.ред. акад. Б.В. Петровский. - Москва: «Совместная энциклопедия», 1985 г.
Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
Сайт «Ортопедический портал»
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и типология здоровья в школе. — М., 2005.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/24/bondarenko_e._skolko_vesit_zdorove.docx
http://gostrf.com/normadata/1/4293853/4293853290.htm Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02
http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293811/4293811314.htm СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
Приложение1.
Вес школьных учебников:
Учебник | Класс |
1 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
норма | ≤300г +10% | ≤ 400г +10% | ≤ 500г +10% |
Русский язык | 250 г | 350г | 350г | 350г | 350г | 350г | 350г |
350г | 350г | 350г | 350г | 350г |
250г | 250г | 250г | 250г | 250г |
Литература | 250г | 250г | 450г | 450г | 450г | 450г | 450г |
Математика | 250г | 250г | 350г | 400г | 350г | 550г | 550г |
550г |
Окружающий мир | 250г | 300г | - | - | - | - | - |
Английский язык | - | 300г | 400г | 400г | 450г | 450г | 450г |
История | - | - | 350г | 350г | 350г | 350г. | 350г. |
Обществознание | - | - | 250г | 250г | 350г | 350г | 350г |
Информатика | - | - | 250г | 250г | 350г | 350г | 350г |
Физика | - | - | - | - | 350г | 350г. | 400г. |
Химия | - | - | - | - | - | 300г | 300г |
Биология | - | - | 250г | 250г | 350г | 400г | 400г |
География | - | - | 250г | 300г | 350г | 400г | 450г |
Атлас | | | 130г. | 130г. | 150г | 150г | 150г |
Рабочая тетрадь | 50г | 100г | 100г | 150г | 170 | 170г | 170г |
Вес изданий для 1 - 4 классов, предназначенных для работы только в классе*, не должен превышать 500 г.
Допускается увеличение веса издания не более чем на 10 %.
Приложение2
1 класс |
№ п/п | Имя, фамилия | Вес тела (кг) | Вес ранца в один из учебных дней (кг) | Вес пустого ранца (кг) | Нарушение осанки |
правильный до2.5 кг | норма до 0.7 кг |
Реальный | отклонение от нормы | Реальный | отклонение от нормы |
1 | Ульяна А. | 23,9 | 4,0 | превышен | 1,5 | +0.8 | - |
2 | Арсен А. | 20 | 3.2 | превышен | 1,5 | +0.8 | - |
3 | Николай С. | 26.4 | 2.5 | норма | 1.1 | +0.4 | - |
4 | Полина А. | 26 | 3.0 | превышен | 1.1 | +0.4 | - |
5 | Вероника Л. | 25 | 3.5 | превышен | 0.5 | - | - |
6 | ВладиславЖ. | 47 | 2.5 | норма | 0.5 | - | - |
7 | Надежда Ч. | 22 | 4.0 | превышен | 0.5 | - | - |
8 | Сергей Т. | 27 | 3.8 | превышен | 1.5 | +0.8 | - |
9 | Егор А. | 22 | 3,0 | превышен | 0,5 | - | - |
10 | Данил З. | 22 | 3.0 | превышен | 0.3 | - | - |
11 | Кирилл С. | 27 | 2.3 | норма | 0.5 | - | - |
12 | Мария Л. | 18 | 2.2 | норма | 0.2 | - | |
13 | Иван М. | 25 | 3.0 | превышен | 1,0 | +0.3 | - |
14 | Муниса Ш. | 28 | 3.0 | превышен | 0.9 | +0.2 | - |
15 | Егор С. | 26 | 2.5 | норма | 1,0 | +0.3 | - |
16 | Маргарита З. | 45 | 3.5 | превышен | 1.5 | +0.8 | + |
17 | ДаниилФ. | 28 | 3.0 | превышен | 0.5 | 0 | - |
Показатель по классу | 3.2 | 70,6% | | 53% | 5.8% |
3 класс |
№ п/п | Имя, фамилия | Вес тела (кг) | Вес ранца в один из учебных дней (кг) | Вес пустого ранца (кг) | Нарушение осанки |
правильный до 2.5 кг | норма до 0.7 кг |
Реальный | отклонение от нормы | Реальный | отклонение от нормы |
1 | Эвелина Ш. | 21.7 | 3.5 | превышен | 0.5 | - | - |
2 | Дарья П. | 24.9 | 3.0 | превышен | 0.6 | - | - |
3 | Кирилл М. | 32.3 | 2.8 | норма | 1.0 | +0.3 | + |
4 | Никита Ч. | 28.3 | 4.5 | превышен | 1.1 | +0.4 | - |
5 | Софья М. | 27.7 | 3.0 | превышен | 0.9 | +0.2 | - |
6 | Магдалина Г. | 48.6 | 2.5 | норма | 1.3 | +0.6 | - |
7 | Тагир А. | 24.3 | 3.25 | превышен | 1.5 | +0.8 | сколиоз |
8 | Никита М. | 36.25 | 3.25 | превышен | 0.7 | - | - |
9 | Иван К. | 44.6 | 2.1 | норма | 0.5 | - | - |
10 | Даниил С. | 35.8 | 2.7 | норма | 1.0 | +0.3 | - |
11 | Валерий Т. | 52.6 | 2.7 | норма | 0.6 | - | - |
12 | Анастасия Ф. | 34.8 | 3.5 | превышен | 0.8 | +0.1 | кифоз |
13 | Елизавета П. | 22.4 | 5.5 | превышен | 1.0 | +0.3 | + |
Показатель по классу | 3.4 | 61.5% | | 61.5% | 30.7% |
5 класс |
№ п/п | Имя, фамилия | Вес тела (кг) | Вес ранца в один из учебных дней (кг) | Вес пустого ранца (кг) | Нарушение осанки |
правильный до 3.5 кг | норма до 1.0 кг |
Реальный | отклонение от нормы | Реальный | отклонение от нормы |
1 | Александр А. | 29,6 | 3.5 | норма | 1.0 | - | - |
2 | Ангелина Д. | 41.85 | 4.0 | превышен | 0.5 | - | - |
3 | Есуман Д. | 34.4 | 3.5 | норма | 1.0 | - | - |
4 | Валерия Е. | 46.75 | 3.2 | норма | 0.3 | - | + |
5 | Дарья З. | 36.1 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
6 | Полина З. | 38.1 | 4.0 | превышен | 0.5 | - | + |
7 | Саша К. | 29.6 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
8 | Карина Л. | 32.1 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
9 | Илья М. | 28.2 | 3.5 | превышен | 0.5 | - | - |
10 | Катя Н. | 40.8 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
11 | Малика П. | 56,6 | 4.5 | превышен | 0.5 | - | + |
12 | Севара П. | 35.2 | 4.0 | превышен | 0.5 | - | - |
13 | Ирина П. | 33.2 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
14 | София Ф. | 40.5 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
15 | Анжелика Ш | 31.55 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
Показатель по классу | 3.65 | 26.7% | | 0% | 20% |
6 класс |
№ п/п | Имя, фамилия | Вес тела (кг) | Вес ранца в один из учебных дней (кг) | Вес пустого ранца (кг) | Нарушение осанки |
правильный до 3.5 кг | норма до 1.0 кг |
Реальный | отклонение от нормы | Реальный | отклонение от нормы |
1 | Дарья Ц. | 46.9 | 4.5 | превышен | 0.5 | - | - |
2 | Андрей Ц. | 40.3 | 4.5 | превышен | 1.0 | - | - |
3 | Дарья А. | 49.25 | 4.0 | превышен | 0.5 | - | - |
4 | Александр Г. | 37.5 | 4.5 | превышен | 0.5 | - | + |
5 | Максим Т. | 76.3 | 4.0 | превышен | 1.0 | - | + |
6 | Максим Ш. | 48.4 | 4.5 | превышен | 0.6 | - | - |
7 | Иван А. | 61.8 | 5.0 | превышен | 1.5 | +0.5 | + |
8 | Кристина Ж | 45.06 | 3.9 | превышен | 0.9 | - | - |
9 | Милана Д. | 44.1 | 4.1 | превышен | 0.5 | - | - |
10 | Сабрина С. | 33.8 | 4.0 | превышен | 0.5 | - | + |
11 | Дима Ш. | 33.1 | 4.5 | превышен | 0.9 | - | - |
12 | Шахбоз А. | 33.9 | 4.0 | превышен | 0.5 | - | - |
13 | Женя Г. | 38.15 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
14 | Лиза Ф. | 55.8 | 3.5 | норма | 0.6 | - | - |
15 | Антон Т. | 43.8 | 4.0 | превышен | 0.5 | - | - |
Показатель по классу | 4.2 | 86,7% | | 7% | 26.6% |
7 класс |
№ п/п | Имя, фамилия | Вес тела (кг) | Вес ранца в один из учебных дней (кг) | Вес пустого ранца (кг) | Нарушение осанки |
правильный до 4.5 кг | норма до 1.0 кг |
Реальный | отклонение от нормы | Реальный | отклонение от нормы |
1 | Никита К. | 35.8 | 4.0 | норма | 0.6 | - | - |
2 | Сергей М. | 36.2 | 4.0 | норма | 0.6 | - | - |
3 | Василий К. | 42.8 | 4.0 | норма | 1.0 | - | - |
4 | Никита О. | 61.2 | 4.0 | норма | 0.5 | - | - |
5 | Сергей Сид. | 46.5 | 5.0 | превышен | 0.5 | - | - |
6 | Дарья С. | 51.6 | 5.0 | превышен | 0.7 | - | - |
7 | Дарья Т. | 54.3 | 4.0 | норма | 1.2 | +0.2 | сколиоз |
8 | АнастасияМ. | 34.3 | 5.6 | превышен | 1.0 | - | сколиоз |
9 | Татьяна К. | 50.7 | 5.0 | превышен | 1.7 | +0.7 | + |
10 | Наталья Г. | 38.35 | 5.0 | превышен | 1.1 | +0.1 | + |
11 | Марина К. | 44.1 | 5.0 | превышен | 0.6 | - | - |
12 | Юлия Ч. | 34.15 | 5.0 | превышен | 0.7 | - | + |
13 | Алина З. | 43.7 | 4.2 | норма | 0.4 | - | - |
14 | Сергей Сам. | 43.9 | 5.0 | превышен | 1.1 | +0.1 | + |
15 | Павел Ц. | 88.4 | 3.4 | норма | 0.6 | - | - |
16 | Денис Л. | 55.65 | 4.0 | норма | 0.7 | - | - |
Показатель по классу | 4.5 | 50% | | 25% | 37.5% |
8 класс |
№ п/п | Имя, фамилия | Вес тела (кг) | Вес ранца в один из учебных дней (кг) | Вес пустого ранца (кг) | Нарушение осанки |
правильный до4.5 кг | норма до 1.0 кг |
Реальный | отклонение от нормы | Реальный | отклонение от нормы |
1 | Денис Б. | 56.1 | 4.5 | норма | 1.0 | - | - |
2 | Виктория Г. | 53.0 | 5.0 | превышен | 1.0 | - | - |
3 | Вадим Г. | 73.0 | 4.0 | норма | 1.0 | - | - |
4 | Хамза Д. | 46.0 | 5.5 | превышен | 1.0 | - | - |
5 | Анастасия З. | 50.0 | 4.0 | норма | 0.5 | - | - |
6 | Валерия К. | 64.8 | 3.5 | норма | 1.0 | - | сколиоз |
7 | Екатерина К. | 72.0 | 4.0 | норма | 0.7 | - | - |
8 | Валентин Ф. | 67.0 | 3.5 | норма | 0.5 | - | + |
9 | Максим Ч. | 47.0 | 3.5 | норма | 0.7 | - | - |
Показатель по классу | 4.2 | 22% | | 0% | 22% |
9 класс |
№ п/п | Имя, фамилия | Вес тела (кг) | Вес ранца в один из учебных дней (кг) | Вес пустого ранца (кг) | Нарушение осанки |
правильный до5.0 кг | норма до 1.0 кг |
Реальный | отклонение от нормы | Реальный | отклонение от нормы |
1 | Магомед А. | 71,05 | 2.5 | норма | 0.5 | - | - |
2 | Андрей Б. | 61.75 | 3.0 | норма | 0.5 | - | - |
3 | Дастон Д. | 51.25 | 5.0 | норма | 1.0 | - | - |
4 | Александр З. | 63.6 | 3.5 | норма | 0.7 | - | + |
5 | Юрий К. | 53.8 | 3.5 | норма | 0.5 | - | - |
6 | Ксения Л. | 94.45 | 3.8 | норма | 0.6 | - | - |
7 | Алексей М. | 51.25 | 4.6 | норма | 0.7 | - | - |
8 | Алина Н. | 69.45 | 4.5 | норма | 0.5 | - | - |
9 | Дарья П. | 53.45 | 5.5 | превышает | 0.3 | - | - |
10 | Кристина Т. | 108.3 | 3.5 | норма | 0.6 | - | - |
11 | Алексей Т. | 66.05 | 2.7 | норма | 1.0 | - | - |
12 | Елизавета Т. | 84 | 3.5 | норма | 1.0 | - | - |
13 | Анастасия У. | | 4.0 | норма | 0.7 | - | - |
14 | Дарья Ф. | | 4.0 | норма | 0.9 | - | - |
15 | Никита Щ. | 45 | 5.8 | превышает | 1.1 | +0.1 | + |
16 | Иван Ц. | | 2.6 | норма | 1.5 | +0.5 | - |
17 | Валерия Ш. | 64.05 | 3.5 | норма | 1.0 | - | - |
Показатель по классу | 3.9 | 11.8% | | 11.8% | 11.7% |
Приложение 3
Влияние веса ранца на здоровье учащихся
Класс | «реальный средний вес ранца» (кг) | процент «ранцев-тяжеловесов» | процент отклонений веса пустого ранца от нормы | процент детей с нарушением осанки | процент детей со сколиозом и кифозом |
1 | 3.2 | 70,6% | 53% | 5.8% | 0% |
3 | 3.4 | 61.5% | 61.5% | 30.7% | 15% |
5 | 3.7 | 26.7% | 0% | 20% | 0% |
6 | 4.2 | 86,7% | 7% | 26.6% | 0% |
7 | 4.5 | 50% | 25% | 37.5% | 12% |
8 | 4.2 | 22% | 0% | 22% | 11% |
9 | 3.9 | 11.8% | 11.8% | 11.7% | 0% |
Школа | 3.8 | 47% | 22.6% | 22% | 5% |
Приложение 4
Причины лишнего веса ранцев
Предметы | Девочки | Мальчики |
Спортивный костюм | + | + |
ракетки для настольного тенниса | - | + |
еда | + | + |
средства личной гигиены | ++ | + |
художественная литература | + | + |
телефоны и аксессуары | + | + |
расчески, заколки | + | - |
игрушки | ++ | + |
лишние учебники и школьные принадлежности | + | ++ |
Модели школьных портфелей.
всего | рюкзак с узкими лямками | рюкзак с широкими лямками | ранец с широкими лямками | ранец с узкими лямками | сумка с одной лямкой |
120 | 24 | 30 | 28 | 19 | 1 |
Учащиеся понимающие, что вес ранца влияет на осанку и состояние опорно-двигательного аппарата
Приложение 5
Рекомендации ученикам:
Не брать ничего лишнего.
Распределять предметы равномерно: самые тяжелые учебники надо положить ближе к спинке — вес от этого не уменьшится, но спине станет легче.
Носить рюкзак нужно обязательно на двух плечах.
Лямки должны быть тщательно отрегулированы, чтобы рюкзак заканчивался строго на пояснице, а не в области таза.
Проверять ранец ежедневно и не забывать выкладывать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
При покупке школьных портфелей обращать внимание на вес изделия, практичность, удобство, т.к. «тяжеловесы», сумки с одним ремнём могут стать причиной ухудшения осанки и возникновения различных патологий в развитии опорно-двигательной системы.
Выбирать ранцы или рюкзаки с широкими лямками.
Покупая некоторые школьные принадлежности также, обращать внимание на их вес, чтобы в общей сумме все это весило не слишком много.
Рекомендации учителям
использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
найти возможность использовать два комплекта учебников (один - в школе и один - дома);
организовать места хранения спортивной формы в кабинете, закрепленном за данным классом.
организовать в классе библиотеку книг необходимых для дополнительного чтения и словарей по английскому.
17