СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Опасность за спиной или сколько весит здоровье школьника»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Выполнила: Загородняя Анастасия

ученица 8 класса

Руководитель: Ефремова  Е.В.

учитель химии, биологии и географии

 

 

Вывод: систематическое ношение тяжелых ранцев  может  стать причиной нарушения осанки. Наше здоровье зависит от нас самих. Поэтому родителям младших школьников необходимо следить, чтоб масса портфелей соответствовала  возрасту их ребенка, а ученикам  убирать из портфеля все ненужные вещи.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Опасность за спиной или сколько весит здоровье школьника»»

МКОУ «Рождественская СОШ»

Исследовательский проект:


«Опасность за спиной или сколько весит здоровье школьника»







Выполнила: Загородняя Анастасия

ученица 8 класса

Руководитель: Ефремова Е.В.

учитель химии, биологии и географии







2018г.

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………… 3

  2. Основная часть……………………………………………………………..3 1. На все есть нормы ………………………………………………….….4 2. Методика исследования…………………………………….…………. 5

3. Результаты исследования………………………………………………5

  1. Заключение…………………………………………………………………6

  2. Список литературы………………………………………………………..7

Приложения………………………………………………………………..8






















ВВЕДЕНИЕ.

По данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ за последние 3 года, практически в 2 раза вырос процент заболеваний, связанных с нарушением осанки, которые могут привести к различным тяжелым болезням и даже к инвалидности. Позвоночник может искривиться под действием постоянной нагрузки на одну сторону, например при постоянном ношении тяжелых предметов в одной руке или при увеличении допустимой нагрузки за плечами. Регулярная ассиметричная или превышающая норму веса нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Заинтересовавшись этой темой, я выдвинула гипотезу: «Портфели-тяжеловесы» могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной системы.

Цель работы: Активизировать познавательную деятельность учеников МКОУ «Рождественской СОШ», обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Задачи: 1) изучить научную литературу и ресурсы Интернета, 2) проанализировать данные медицинских карт учащихся, 3) провести взвешивание; 4) обработать полученные данные и сделать выводы; 5) ознакомить с результатами исследования учащихся, их родителей и учителей, дать рекомендации по уменьшению веса портфелей.

Методы и приёмы исследования: 1) работа с различными источниками информации; 2) наблюдение; беседа; 3) измерение и анализ полученных результатов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Подавляющее большинство школьников носят портфели, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки портфелей специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление портфеля на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое -110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес портфеля обычно составляет 22% веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.

Что такое осанка? Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть правильной и неправильной. При правильной осанке позвоночник и стопы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба; все органы в грудной и брюшной полости тела занимают положение, наиболее удобное для их деятельности; улучшается самочувствие и настроение. При неправильной осанке движения человека становятся неловкими; внутренние органы смещаются, что приводит к нарушению их деятельности; возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице».

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20% детей, приходящих впервые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже около 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми, и, чтобы сохранить здоровье детей и предупредить болезни.

На все есть нормы

Какой вес является максимально допустимым для школьного портфеля вместе с содержимым? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования», а также к Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору. В этих документах указано, что вес портфеля без учебников для учащихся 1-4 классов должен составлять не более 0,700 кг, 5-11классах - не более 1кг. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес издания не должен быть более: 300 г для 1-4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов.
Существуют также ортопедические нормы, которые ограничивают вес школьного рюкзака до 10% веса школьника.

Мне было интересно выяснить, какой вес портфеля является максимально допустимым. А так же соответствуют ли наши портфели и учебники этим требованиям.

Методика исследования.

Изучив различную литературу по теме и нормативы, взвесила учеников 1, 3, 5-9 классов в количестве 102 человека и их полные и пустые портфели в медицинском кабинете. Проверила вес учебных пособий на соответствие с гигиеническими нормами (Приложение 1). Рассчитала правильный вес портфеля, течение недели наблюдала за его весом в связи с изменением учебной нагрузки, выявила учащихся с нарушением осанки, полученные данные занесла в таблицы (Приложение 2). Затем рассчитала и сравнила процентное соотношение портфелей «тяжеловесов» и учащихся с нарушением осанки (Приложение 3). Выявила причины лишнего веса, а так же какие модели школьных портфелей носят ученики (Приложение 4). Сформулировала пути решения данной проблемы, составила рекомендации для учащихся, их родителей и учителей как облегчить портфель (Приложение 5).

Результаты исследования

Расписание занятий составлено с соблюдениями гигиенических норм, все учебники соответствуют требованиям СанПиН. Однако хочется отметить, что на урок русского языка в 5-9 классах учащиеся должны приносить сразу 3 учебника - «теория», «практика» и «русская речь», суммарная масса которых составляет 950 грамм, а на урок английского языка 3 раза в неделю школьники дополнительно вынуждены носить словарь. Реальный вес ранца у 47% учащихся не соответствовал норме. Средний вес ранца по школе в пятницу составил 3,8 кг. У 22,6% человек сам ранец был тяжелее нормы. Только один ученик из 102 пользуется сумкой, которую носит через плечо. У 22 % детей осанка уже нарушена, а у 5 % - поставлен диагноз сколиоз. Причинами лишнего веса  стали спортивная форма, средства личной гигиены, еда, телефоны и аксессуары, учащиеся младших классов носят с собой игрушки и забывают выкладывать учебники и принадлежности не по расписанию. В связи с тем, что большинство учеников, папки для рисования и труда хранят в классах, а вторую обувь в раздевалке, процент заболеваний опорно-двигательной системы в нашей школе достаточно низкий по сравнению со средней по России.

Вывод: систематическое ношение тяжелых ранцев может стать причиной нарушения осанки. Наше здоровье зависит от нас самих. Поэтому родителям младших школьников необходимо следить, чтоб масса портфелей соответствовала возрасту их ребенка, а ученикам убирать из портфеля все ненужные вещи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате исследовательской работы я выяснила, что проблема нарушения осанки из-за систематического ношения портфелей, масса которых превышает норму. Гипотеза о том, что «портфели-тяжеловесы» могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной системы подтверждена.

В дальнейшем я хотела бы продолжить работу над активизацией познавательной деятельности учащихся МКОУ «Рождественская СОШ» и школ нашего района по здоровьесбережению. Рассмотреть влияние других факторов на здоровье школьника, составить рекомендации для учащихся по организации рабочего места с целью профилактики нарушения осанки и зрения, проводить мониторинг состояния здоровья учащихся моей школы


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: практикум. Пособие / В.Ф. Базарный. М.: АРКТИ, 2005.

  2. Большая медицинская энциклопедия /Гл.ред. акад. Б.В. Петровский. - Москва: «Совместная энциклопедия», 1985 г.

  3. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

  4. Сайт «Ортопедический портал»

  5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и типология здоровья в школе. — М., 2005.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/24/bondarenko_e._skolko_vesit_zdorove.docx

  2. http://gostrf.com/normadata/1/4293853/4293853290.htm Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02

  3. http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293811/4293811314.htm СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,






Приложение1.

Вес школьных учебников:

Учебник

Класс

1

3

5

6

7

8

9

норма

≤300г +10%

≤ 400г +10%

≤ 500г +10%

Русский язык

250 г

350г

350г

350г

350г

350г

350г


350г


350г


350г


350г


350г


250г


250г


250г


250г


250г

Литература

250г

250г

450г

450г

450г

450г

450г

Математика

250г

250г

350г

400г

350г

550г

550г


550г

Окружающий мир

250г

300г

-

-

-

-

-

Английский язык

-

300г

400г

400г

450г

450г

450г

История

-

-

350г

350г

350г

350г.

350г.

Обществознание

-

-

250г

250г

350г

350г

350г

Информатика

-

-

250г

250г

350г

350г

350г

Физика

-

-

-

-

350г

350г.

400г.

Химия

-

-

-

-

-

300г

300г

Биология

-

-

250г

250г

350г

400г

400г

География

-

-

250г

300г

350г

400г

450г

Атлас



130г.

130г.

150г

150г

150г

Рабочая тетрадь

50г

100г

100г

150г

170

170г

170г


Вес изданий для 1 - 4 классов, предназначенных для работы только в классе*, не должен превышать 500 г.

Допускается увеличение веса издания не более чем на 10 %.


Приложение2

1 класс

№ п/п

Имя,

фамилия

Вес тела (кг)

Вес ранца в один из учебных дней (кг)

Вес пустого ранца (кг)

Нарушение осанки

правильный до2.5 кг

норма до 0.7 кг

Реальный

отклонение от нормы

Реальный

отклонение от нормы

1

Ульяна А.

23,9

4,0

превышен

1,5

+0.8

-

2

Арсен А.

20

3.2

превышен

1,5

+0.8

-

3

Николай С.

26.4

2.5

норма

1.1

+0.4

-

4

Полина А.

26

3.0

превышен

1.1

+0.4

-

5

Вероника Л.

25

3.5

превышен

0.5

-

-

6

ВладиславЖ.

47

2.5

норма

0.5

-

-

7

Надежда Ч.

22

4.0

превышен

0.5

-

-

8

Сергей Т.

27

3.8

превышен

1.5

+0.8

-

9

Егор А.

22

3,0

превышен

0,5

-

-

10

Данил З.

22

3.0

превышен

0.3

-

-

11

Кирилл С.

27

2.3

норма

0.5

-

-

12

Мария Л.

18

2.2

норма

0.2

-


13

Иван М.

25

3.0

превышен

1,0

+0.3

-

14

Муниса Ш.

28

3.0

превышен

0.9

+0.2

-

15

Егор С.

26

2.5

норма

1,0

+0.3

-

16

Маргарита З.

45

3.5

превышен

1.5

+0.8

+

17

ДаниилФ.

28

3.0

превышен

0.5

0

-

Показатель по классу

3.2

70,6%


53%

5.8%

3 класс

№ п/п

Имя,

фамилия

Вес тела (кг)

Вес ранца в один из учебных дней (кг)

Вес пустого ранца (кг)

Нарушение осанки

правильный до 2.5 кг

норма до 0.7 кг

Реальный

отклонение от нормы

Реальный

отклонение от нормы

1

Эвелина Ш.

21.7

3.5

превышен

0.5

-

-

2

Дарья П.

24.9

3.0

превышен

0.6

-

-

3

Кирилл М.

32.3

2.8

норма

1.0

+0.3

+

4

Никита Ч.

28.3

4.5

превышен

1.1

+0.4

-

5

Софья М.

27.7

3.0

превышен

0.9

+0.2

-

6

Магдалина Г.

48.6

2.5

норма

1.3

+0.6

-

7

Тагир А.

24.3

3.25

превышен

1.5

+0.8

сколиоз

8

Никита М.

36.25

3.25

превышен

0.7

-

-

9

Иван К.

44.6

2.1

норма

0.5

-

-

10

Даниил С.

35.8

2.7

норма

1.0

+0.3

-

11

Валерий Т.

52.6

2.7

норма

0.6

-

-

12

Анастасия Ф.

34.8

3.5

превышен

0.8

+0.1

кифоз

13

Елизавета П.

22.4

5.5

превышен

1.0

+0.3

+

Показатель по классу

3.4

61.5%


61.5%

30.7%

5 класс

№ п/п

Имя,

фамилия

Вес тела (кг)

Вес ранца в один из учебных дней (кг)

Вес пустого ранца (кг)

Нарушение осанки

правильный до 3.5 кг

норма до 1.0 кг

Реальный

отклонение от нормы

Реальный

отклонение от нормы

1

Александр А.

29,6

3.5

норма

1.0

-

-

2

Ангелина Д.

41.85

4.0

превышен

0.5

-

-

3

Есуман Д.

34.4

3.5

норма

1.0

-

-

4

Валерия Е.

46.75

3.2

норма

0.3

-

+

5

Дарья З.

36.1

3.5

норма

0.5

-

-

6

Полина З.

38.1

4.0

превышен

0.5

-

+

7

Саша К.

29.6

3.5

норма

0.5

-

-

8

Карина Л.

32.1

3.5

норма

0.5

-

-

9

Илья М.

28.2

3.5

превышен

0.5

-

-

10

Катя Н.

40.8

3.5

норма

0.5

-

-

11

Малика П.

56,6

4.5

превышен

0.5

-

+

12

Севара П.

35.2

4.0

превышен

0.5

-

-

13

Ирина П.

33.2

3.5

норма

0.5

-

-

14

София Ф.

40.5

3.5

норма

0.5

-

-

15

Анжелика Ш

31.55

3.5

норма

0.5

-

-

Показатель по классу

3.65

26.7%


0%

20%


6 класс

№ п/п

Имя,

фамилия

Вес тела (кг)

Вес ранца в один из учебных дней (кг)

Вес пустого ранца (кг)

Нарушение осанки

правильный до 3.5 кг

норма до 1.0 кг

Реальный

отклонение от нормы

Реальный

отклонение от нормы

1

Дарья Ц.

46.9

4.5

превышен

0.5

-

-

2

Андрей Ц.

40.3

4.5

превышен

1.0

-

-

3

Дарья А.

49.25

4.0

превышен

0.5

-

-

4

Александр Г.

37.5

4.5

превышен

0.5

-

+

5

Максим Т.

76.3

4.0

превышен

1.0

-

+

6

Максим Ш.

48.4

4.5

превышен

0.6

-

-

7

Иван А.

61.8

5.0

превышен

1.5

+0.5

+

8

Кристина Ж

45.06

3.9

превышен

0.9

-

-

9

Милана Д.

44.1

4.1

превышен

0.5

-

-

10

Сабрина С.

33.8

4.0

превышен

0.5

-

+

11

Дима Ш.

33.1

4.5

превышен

0.9

-

-

12

Шахбоз А.

33.9

4.0

превышен

0.5

-

-

13

Женя Г.

38.15

3.5

норма

0.5

-

-

14

Лиза Ф.

55.8

3.5

норма

0.6

-

-

15

Антон Т.

43.8

4.0

превышен

0.5

-

-

Показатель по классу

4.2

86,7%


7%

26.6%

7 класс

№ п/п

Имя,

фамилия

Вес тела (кг)

Вес ранца в один из учебных дней (кг)

Вес пустого ранца (кг)

Нарушение осанки

правильный до 4.5 кг

норма до 1.0 кг

Реальный

отклонение от нормы

Реальный

отклонение от нормы

1

Никита К.

35.8

4.0

норма

0.6

-

-

2

Сергей М.

36.2

4.0

норма

0.6

-

-

3

Василий К.

42.8

4.0

норма

1.0

-

-

4

Никита О.

61.2

4.0

норма

0.5

-

-

5

Сергей Сид.

46.5

5.0

превышен

0.5

-

-

6

Дарья С.

51.6

5.0

превышен

0.7

-

-

7

Дарья Т.

54.3

4.0

норма

1.2

+0.2

сколиоз

8

АнастасияМ.

34.3

5.6

превышен

1.0

-

сколиоз

9

Татьяна К.

50.7

5.0

превышен

1.7

+0.7

+

10

Наталья Г.

38.35

5.0

превышен

1.1

+0.1

+

11

Марина К.

44.1

5.0

превышен

0.6

-

-

12

Юлия Ч.

34.15

5.0

превышен

0.7

-

+

13

Алина З.

43.7

4.2

норма

0.4

-

-

14

Сергей Сам.

43.9

5.0

превышен

1.1

+0.1

+

15

Павел Ц.

88.4

3.4

норма

0.6

-

-

16

Денис Л.

55.65

4.0

норма

0.7

-

-

Показатель по классу

4.5

50%


25%

37.5%

8 класс

№ п/п

Имя,

фамилия

Вес тела (кг)

Вес ранца в один из учебных дней (кг)

Вес пустого ранца (кг)

Нарушение осанки

правильный до4.5 кг

норма до 1.0 кг

Реальный

отклонение от нормы

Реальный

отклонение от нормы

1

Денис Б.

56.1

4.5

норма

1.0

-

-

2

Виктория Г.

53.0

5.0

превышен

1.0

-

-

3

Вадим Г.

73.0

4.0

норма

1.0

-

-

4

Хамза Д.

46.0

5.5

превышен

1.0

-

-

5

Анастасия З.

50.0

4.0

норма

0.5

-

-

6

Валерия К.

64.8

3.5

норма

1.0

-

сколиоз

7

Екатерина К.

72.0

4.0

норма

0.7

-

-

8

Валентин Ф.

67.0

3.5

норма

0.5

-

+

9

Максим Ч.

47.0

3.5

норма

0.7

-

-

Показатель по классу

4.2

22%


0%

22%

9 класс

№ п/п

Имя,

фамилия

Вес тела (кг)

Вес ранца в один из учебных дней (кг)

Вес пустого ранца (кг)

Нарушение осанки

правильный до5.0 кг

норма до 1.0 кг

Реальный

отклонение от нормы

Реальный

отклонение от нормы

1

Магомед А.

71,05

2.5

норма

0.5

-

-

2

Андрей Б.

61.75

3.0

норма

0.5

-

-

3

Дастон Д.

51.25

5.0

норма

1.0

-

-

4

Александр З.

63.6

3.5

норма

0.7

-

+

5

Юрий К.

53.8

3.5

норма

0.5

-

-

6

Ксения Л.

94.45

3.8

норма

0.6

-

-

7

Алексей М.

51.25

4.6

норма

0.7

-

-

8

Алина Н.

69.45

4.5

норма

0.5

-

-

9

Дарья П.

53.45

5.5

превышает

0.3

-

-

10

Кристина Т.

108.3

3.5

норма

0.6

-

-

11

Алексей Т.

66.05

2.7

норма

1.0

-

-

12

Елизавета Т.

84

3.5

норма

1.0

-

-

13

Анастасия У.


4.0

норма

0.7

-

-

14

Дарья Ф.


4.0

норма

0.9

-

-

15

Никита Щ.

45

5.8

превышает

1.1

+0.1

+

16

Иван Ц.


2.6

норма

1.5

+0.5

-

17

Валерия Ш.

64.05

3.5

норма

1.0

-

-

Показатель по классу

3.9

11.8%


11.8%

11.7%

















Приложение 3

Влияние веса ранца на здоровье учащихся


Класс

«реальный средний вес ранца»

(кг)

процент «ранцев-тяжеловесов»


процент отклонений веса пустого ранца от нормы

процент детей с нарушением осанки

процент детей со сколиозом

и кифозом

1

3.2

70,6%

53%

5.8%

0%

3

3.4

61.5%

61.5%

30.7%

15%

5

3.7

26.7%

0%

20%

0%

6

4.2

86,7%

7%

26.6%

0%

7

4.5

50%

25%

37.5%

12%

8

4.2

22%

0%

22%

11%

9

3.9

11.8%

11.8%

11.7%

0%

Школа

3.8

47%

22.6%

22%

5%













































Приложение 4

Причины лишнего веса ранцев

Предметы

Девочки

Мальчики

Спортивный костюм

+

+

ракетки для настольного тенниса

-

+

еда

+

+

средства личной гигиены

++

+

художественная литература

+

+

телефоны и аксессуары

+

+

расчески, заколки

+

-

игрушки

++

+

лишние учебники и школьные принадлежности

+

++


Модели школьных портфелей.

всего

рюкзак с узкими лямками

рюкзак с широкими лямками

ранец с широкими лямками

ранец с узкими лямками

сумка с одной лямкой

120

24

30

28

19

1


Учащиеся понимающие, что вес ранца влияет на осанку и состояние опорно-двигательного аппарата









Приложение 5

Рекомендации ученикам:

  • Не брать ничего лишнего.

  • Распределять предметы равномерно: самые тяжелые учебники надо положить ближе к спинке — вес от этого не уменьшится, но спине станет легче.

  • Носить рюкзак нужно обязательно на двух плечах.

  • Лямки должны быть тщательно отрегулированы, чтобы рюкзак заканчивался строго на пояснице, а не в области таза.

  • Проверять ранец ежедневно и не забывать выкладывать из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям

  • При покупке школьных портфелей обращать внимание на вес изделия, практичность, удобство, т.к. «тяжеловесы», сумки с одним ремнём могут стать причиной ухудшения осанки и возникновения различных патологий в развитии опорно-двигательной системы.

  • Выбирать ранцы или рюкзаки с широкими лямками.

  • Покупая некоторые школьные принадлежности также, обращать внимание на их вес, чтобы в общей сумме все это весило не слишком много. 

Рекомендации учителям

  • использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

  • найти возможность использовать два комплекта учебников (один - в школе и один - дома);

  • организовать места хранения спортивной формы в кабинете, закрепленном за данным классом.

  • организовать в классе библиотеку книг необходимых для дополнительного чтения и словарей по английскому.

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!