Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»
Лискинского района Воронежской области
Учебно – исследовательская работа
«Освоение космоса: плюсы и минусы»
Выполнил:
учащийся VI класса
Натальченко Евгений
Руководитель:
учитель физики
Милосердова
Ирина Борисовна
Бодеевка
2020
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | 3 |
1 | История освоения космоса | 4 |
2 | Положительные последствия освоения космоса | 4 |
2.1 | Защита от астероидов | 4 |
2.2 | Развитие научно-технического прогресса | 5 |
2.3 | Государственная безопасность | 6 |
2.4 | Полезные ископаемые | 6 |
2.5 | Безопасность и комфорт | 6 |
2.6 | Изучение Солнечной системы | 6 |
3 | Негативные последствия изучения космоса | 7 |
4 | Социологический опрос | 8 |
| Заключение | 9 |
| Список использованных источников | 10 |
Введение
В прошлом году я делал исследовательскую работу на тему «Космический мусор» и выяснил, что космический мусор представляет реальную угрозу для человечества. Его масштабы увеличиваются примерно на 5 % в год, а способы борьбы существуют пока только теоретически. После рассмотрения этой проблемы мне стало интересно, зачем люди осваивают космос, насколько это важно и необходимо.
Цель работы: изучение положительных и отрицательных последствий освоения космоса человеком.
Задачи:
1) выяснить, какие положительные последствия имеет освоение космоса;
2) выяснить, какие негативные последствия имеет изучение космоса;
3) провести опрос среди учащихся школы по теме работы.
Гипотеза: освоение космоса приносит больше пользы, чем вреда.
Объект исследования: причины освоения космического пространства.
Предмет исследования: последствия освоения космического пространства.
Методы исследования: анализ, работа со справочной литературой, опрос.
1. История освоения космоса
История освоения космоса начинается с момента запуска первого космического спутника – 4 октября 1957 года. Сначала в космос летали животные: собаки, крысы, коты и обезьяны. 12 апреля 1961 был совершен первый полёт человека, пилотом был Ю.Гагарин.
Основной целью, с которой человек поначалу стремился в космос, было желание найти там себе подобных разумных существ. В настоящее время, объем исследований, по сравнению с первоначальным, увеличился во много раз.
2. Положительные последствия освоения космоса
Рассмотрим основные направления исследования космоса и их положительное значение.
2.1. Защита от астероидов
Ученые уверены, что за движением небесных тел, в частности астероидов, нужно внимательно следить. Необходимо понимать их возможные траектории и, соответственно, прогнозировать опасность для Земли. Потенциально опасными астероидами считаются астероиды, которые могут приближаться к Земле на расстояние не менее 7.5 млн километров, что примерно составляет 19,5 расстояний от Земли до Луны. Степень опасности, которую представляют астероиды в зависимости от размеров, можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Астероидная опасность
Диаметр астероида | Энергия, которая выделится при ударе (в тротиловом эквиваленте) | Размер кратера | Эффект |
50 м | 10 Мт | 1 км | Взрыв сопоставим с Тунгусской катастрофой |
200 м | 80 – 600 Мт | 4 км | Взрыв сопоставим с взрывом водородной бомбы |
1000 м | 10 000 – 80 000 Мт | 20 км | Разрушения в масштабах континентов |
5000 м | 10 000 000 Мт | 100 км | Глобальные изменения климата |
10000 м | 80 000 000 Мт | 200 км | Закат человеческой цивилизации |
Защита от астероидов – это ряд методов, с помощью которых можно изменить траекторию околоземных объектов и предотвратить вероятное катастрофическое событие.
2.2. Развитие научно-технического прогресса
Следующим направлением является развитие научно-технического прогресса. Много устройств, материалов и процессов, которые были разработаны для космической программы, нашли применение и на Земле. Например, космическое питание. Использование сухой заморозки еды, пюреобразное содержимое широко используется на Земле. В строительстве нашел применение пластик, покрытый металлическим отражающим материалом и возвращающий 80% тепла тела хозяина. В стоматологии ортодонты оснащают своих пациентов скобами, сделанными из сплава нитинол. В медицине появились такие новшества как доставка противораковых препаратов напрямую к месту болезни, проведение УЗИ и отправка результатов врачу на большое расстояние, проведение сложных операций внутри аппарата МРТ. Лечение некоторых болезней уже сегодня проводится с использованием данных, полученных при изучении гравитации, в том числе искусственной. Например, проводится лечение ДЦП, инсультов, болезни Паркинсона путем применения нагрузочных костюмов. Практически закончены исследования положительного воздействия опоры – пневматического башмака. [1]
2.3. Государственная безопасность
В целях государственной безопасности страны космические исследования имеют возможность обнаруживать и устранять враждебные намерения или террористические группы, которые могут развернуть оружие в космосе или уничтожить спутники.
2.4. Полезные ископаемые
Изучение космоса позволяет обнаружить космическое сырье, которого мало на Земле, но оно необходимо. Космические тела содержат в себе вещества: золото, серебро, платина и другие. Например, на Луне есть огромный запас гелия-3, который используется для МРТ и в качестве потенциального топлива для атомных электростанций. На Земле гелий-3 можно обнаружить редко, и его цена достигает 5000 долларов за литр. Также, Луна богата редкоземельными элементами, например, европием и танталом, которые пользуются большим спросом для использования в электронике, солнечных панелях и других научно продвинутых устройствах.
2.5. Безопасность и комфорт
Освоение космоса можно использовать и для безопасности и комфорта людей. Способность выводить спутники в космос помогает наблюдать и бороться с проблемами на Земле: от борьбы с лесными пожарами и разливами нефти до истощения водоносных источников, которые нужны людям для снабжения питьевой водой.
Спутниковое телевидение, сотовая связь, спутниковая система навигации, прогноз погоды – все это стало неотъемлемой частью жизни современного человека.
2.6. Изучение Солнечной системы
Благодаря полётам в космос человек больше узнал о своей родной планете Земля, смог увидеть её со стороны. Сейчас множество спутников, двигающихся каждый по собственной орбите вокруг Земли, дают человеку возможность делать снимки Земли из космоса, передавать радиосигналы, а также обеспечивают работу устройств, функционирующих на земле. Полёты в космос позволили много узнать о естественном спутнике Земли – Луне, а также других планетах Солнечной системы и их спутниках. Были взяты пробы грунта и содержания газов различных космических объектов. Благодаря космическим исследованиям люди смогли выдвинуть предположения образования планет, Солнца и галактик. Теперь мы знаем, что самые большие планеты солнечной системы - Юпитер и Сатурн - состоят из газов, что кольца Сатурна - это на самом деле пояс метеоритов, образовавшихся, возможно, при разрушении его спутника, и что Юпитер имеет больше десятка спутников.
3. Негативные последствия изучения космоса
Но исследование космоса имеет и негативные последствия. Космические отходы представляют собой мусор, вращающийся на околоземной орбите и являющийся результатом человеческой деятельности в космосе. Космический мусор - нефункционирующие, неисправные, абсолютно бесполезные искусственные объекты или их элементы, находящиеся в космическом пространстве и представляющие собой опасность для космических аппаратов и объектов, расположенных непосредственно на Земли. Размеры мусора могут быть от отработанных ступеней ракет уже нефункционирующих спутников до их мелких обломков и микроскопических частиц, таких как кусочки облупившейся краски или металлической стружки. В основном космические отходы скапливаются на высоте 850-1500 км от Земли, а также на высоте полета космических кораблей (250-350 км), но, поскольку они так же, как и прочие тела, подчиняются законам гравитации, космический мусор постепенно приближается к Земле. Момент вхождения космического мусора, находящегося ниже 600 км над Землей, в атмосферу планеты наступает уже через несколько лет, для более удаленных отходов на это требуются десятилетия или даже столетия. Однако, попав в верхние слои атмосферы, мелкий космический мусор сгорает, не достигая нескольких десятков километров до поверхности планеты, а значит, не угрожает жизни людей и прочих обитателей Земли.
Иначе обстоит дело с более крупным мусором. Некоторые ученые утверждают, что он способен пройти через все слои атмосферы и достигнуть земной поверхности. Так, например, в 1978 году на территорию Канады упал советский спутник «Космос-594», а через год над Австралией рассыпались обломки американской космической станции. [4]
Гораздо более опасен мусор для космических аппаратов. Сегодня некоторые ученые высказывают опасения о том, что дальнейшее его накопление может привести к прекращению запусков спутников и полетов в космос. Дело в том, что обломки имеют достаточно большую скорость свободного полета, и при нечаянном столкновении с космическим аппаратом могут нанести ему существенный вред. Только за последние десятилетия известно несколько случаев повреждения спутников, пассажирских космических кораблей и орбитальных станций находящимся в околоземном пространстве мусором, а сегодня ситуация еще более усугубляется. [3]
4. Социологический опрос
После изучения вопроса о положительных и отрицательных последствиях изучения космоса, я провел опрос среди учащихся. Сначала я решил узнать, что школьники знают об истории освоения космоса (таблица 2).
Таблица 2. История освоения космоса
Вопрос | Ответили правильно | Ответили неправильно |
Когда был осуществлён первый космический полёт? | 2ч (10%) | 19ч (90%) |
Кто был первым космонавтом? | 18ч (86%) | 3ч (14%) |
Кто был первым человеком, который вышел в космос? | 4ч (19%) | 17ч (81%) |
Как звали первую женщину - космонавт? | 5ч (24%) | 16ч (76%) |
Опрос показал, что, несмотря на изучение истории освоения космоса на уроках, на внеклассных мероприятиях, эта тема не интересна учащимся, и они не стремятся знать даже основную информацию.
Затем я провел опрос по теме «Освоение космоса: плюсы и минусы» (таблица 3).
Таблица 3. Освоение космоса: плюсы и минусы
Вопрос | Ответили «Да» | Ответили «Нет» |
1.Как Вы считаете, нужно ли осваивать космическое пространство? | 21ч (100%) | 0ч (0%) |
2.Приносят ли вред космические исследования? | 15ч (71%) | 6ч (29%) |
Основными причинами освоения космоса учащиеся назвали поиск внеземных цивилизаций, использование спутников для комфортных условий своей жизни, безопасность страны.
Негативными последствиями стали здоровье космонавтов, космический мусор.
Заключение
В ходе выполнения работы я выяснил, какие положительные и отрицательные последствия имеет освоение космического пространства. Я провел опрос среди учащихся и узнал их мнение по этому вопросу. Моя гипотеза о том, что освоение космоса приносит больше пользы, чем вреда подтвердилась. Но вместе с тем, необходимо активизировать работу по нахождению способов борьбы с космическим мусором и загрязнением окружающей среды, вызванных космическими исследованиями.
Список использованных источников
1.Искусственная гравитация и способы ее создания. [Электронный ресурс]. - Интернет-портал «FB». - URL: http://fb.ru/article/274686/iskusstvennaya-gravitatsiya-i-sposobyi-ee-sozdaniya (дата обращения 01.11.2019)
2.Лоренцен Мейке, Трёш Томас. В борьбе с космическим мусором (газета Handelsblatt, 25.04.2013). [Электронный ресурс]. - Электронный журнал «ИНОСМИ.РУ». - URL: https://inosmi.ru/world (дата обращения 10.11.2019)
3.Максименко А.В. Космонавтика. [Электронный ресурс]. - Интернет-портал «Астрономия». - URL: http://www.astro.websib.ru/kosmo/xrono/2017 (дата обращения 15.11.2019)
4.Размыслович К. Космический мусор: как очистить орбиту? [Электронный ресурс]. - Электронный журнал «Мир фантастики», № 139 (март 2015). - URL: https://www.mirf.ru/science (дата обращения 03.11.2019)