Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ВЕСНА В СТИХАХ»
Выполнила
Студентка группы
4 «В»
_____ Кузьмина Злата Сергеевна
Проверил
научный руководитель:
_______Боева Мария Николаевна
Астрахань, 2025
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП 5
1.1 Образ весны в поэзии 5
1.2 Образ весны в живописи 6
1.3 Образ весны в музыке 7
1.4 Авторы, вошедшие в сборник 7
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП 12
2.1 Виды сборников 12
2.2 Банк идей 13
2.3 Выбор технологии изготовления сборника. 14
2.4 Обоснование цветовой гаммы 15
2.5 Инструменты и материалы 15
2.6 Технология изготовления сборника 16
2.7 Самоанализ 17
ВВЕДЕНИЕ
Нет такого человека на Земле, который хоть раз в жизни не восхищался бы красотой природы. Образ природы - одна из распространенных и волнующих тем в искусстве. В творчестве каждого художника, писателя, поэта, композитора можно найти изображение природных явлений и описание природы. Какие прекрасные произведения посвящали композиторы и художники родной стороне. Нам тоже хочется показать свое отношение к природе.
Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает.
Об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы, звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека!
Актуальность исследования обусловлена тем, что все реже школьники стали обращать внимание на то, как красива природа нашей Родины. Какие прекрасные произведения искусства были посвящены родной стороне. Поэтому и была выбрана данная тема.
Цель проекта: Познакомиться с произведениями литературы о весне, с устным народным творчеством. Выяснить мнения о весне. Оформить найденный материал, чтобы он принёс пользу.
Задачи: Учиться самостоятельно находить материал в различных источниках, анализировать и систематизировать его. Закрепить знания о весеннем изменении в живой и неживой природе.
Гипотеза: Весна – прекрасное время года, которое всем нравится.
Объект исследования: особенности изображения весны в произведениях литературы, живописи, музыки.
Предмет исследования: произведения литературы, живописи, музыки, изображение весны в произведениях литературы, живописи, музыки.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Образ весны в поэзии
В литературе мы знаем много поэтов, которые посвятили свои стихи красавице-весне.
Ее не спутаешь с другим временем года. Солнце светит ярче и греет по настоящему, дни стали заметно длиннее, небо - высокое и голубое-голубое, с каждым днем становится теплее, снег тает и бегут ручейки, на реках начинается ледоход, возможно половодье, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя, иногда снега, который быстро тает. Об этих приметах писал Федор Иванович Тютчев.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Стихотворение «Зима недаром злится»)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…(Стихотворение «Весенние воды»)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Стихотворение «Весенняя гроза»)
А вот как видел весну Иван Алексеевич Бунин, писатель и поэт, великий мастер слова. В каждой строчке чувствуется любовь к родной природе, видно, что поэт не просто описывает ее, а любуется ею.
«За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.»
Мы видим, что у поэтов только на первый взгляд природа весной однообразна. Все солнце, да капель, а то мороз ударит. Снова оттепель! А какой день разный, то сверкающий, звонкий, то серенький мягкий.
Образ весны в живописи
Перед вами один из шедевров русской живописи - картина Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели».
На картине изображен март месяц. Пасмурный день. Окраина села. На переднем плане березы, кривые и корявые. Не яркое солнце. Облупившаяся церковь. Краски не яркие, серовато-коричневые с голубизной. - Что здесь привлекательного? Даже не привлекательные задворки могут показать поэтичность русской природы.
Возникает вопрос: может ли эта картина звучать? Стоит взглянуть, и уже слышишь: пение птиц, шум воды, капель, треск льда. Звуки, окружающие нас весной, необычны…
Образ весны в музыке
Необычайно тонкое ощущение поэзии русской природы присуще Петру Ильичу Чайковскому, великому русскому композитору ХIХ века. Поводом к написанию фортепианного цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Николая Матвеича Бернарда. Академик Б.Асафьев назвал цикл «Времена года» образцом «поэтической звукописи», циклом «картинок настроения».
В цикле «Времена года» 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. Как отобразил весну Петр Ильич Чайковский в этом произведении? Постарайтесь представить весеннюю картину - подснежник тянется к солнцу, выглядывая из-под тающего снега. А вот подснежник качается на легком весеннем ветерке и не яркое солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Чтобы нарисовать эти картины композитор использовал музыкальные краски.
Таким образом композитор по-своему увидел и изобразил картину весенней природы, используя свои средства выразительности. У композитора весна - трепетная, нежная.
1.4 Авторы, вошедшие в сборник
Но мы решили создать сборник стихотворений поэтов с более меньшей известностью, чтобы ребята понимали, что стихи можно прочесть не только в школьных учебниках, но и в других источниках, где можно узнать о новых людях и поэтах.
В наш сборник вошли такие поэты как:
1.Сергей Городецкий
Сергей Митрофанович Городецкий – российский поэт, литературный критик, переводчик, автор нескольких оперных либретто и поэтических сборников. Сергей Митрофанович Городецкий родился 17 января 1884 года в семье публициста-историка, специализирующегося на этнографии. Его детство прошло в Санкт-Петербурге, где он окончил гимназию, а затем поступил на историко-филологический факультет университета. Вскоре Городецкий бросил учебу и увлекся поэзией.
С 1909 года поэт на регулярной основе начал сотрудничать с журналом «Пробуждение», а через три года совместно с Николаем Гумилёвым организовал «Цех поэтов». Осенью 1916 года Сергей Митрофанович отправился на Кавказский фронт в качестве военного корреспондента. Позже он начал помогать в госпиталях, выполняя обязанности санитара.
2.Алексей Плещеев
Алексей Николаевич Плещеев был замечательным русским поэтом. Он родился 22 ноября 1825 года в городе Кострома. Алексей любил читать и писать стихи с самого детства. Когда он вырос, стал писать интересные рассказы и переводы книг, чтобы дети могли лучше понимать литературу.
Плещеев написал много стихов, которые учат нас доброте и справедливости. Например, одно из его известных стихотворений называется «Скучная картина!». Оно рассказывает о том, как важно видеть красоту вокруг себя.
Алексей Николаевич оставил нам много прекрасных произведений, которые мы читаем и сегодня. Он прожил долгую и интересную жизнь, полную творчества и путешествий.
3.Борис Заходер
Борис Владимирович Заходер — замечательный детский писатель и поэт. Он родился 9 сентября 1918 года в городе Ковыляне, который сейчас находится в Польше. Борис с детства обожал животных и природу, и это отразилось в его творчестве.
Заходер писал весёлые и забавные стихи, которые легко запоминаются. Многие из них вы наверняка знаете, например, «Тигр вышел погулять» или «Кит и кот». Он также перевёл на русский язык знаменитые сказки, такие как «Винни-Пух».
Борис Владимирович умел придумывать смешные истории, которые учат добру и дружбе. Его герои — это не только люди, но и животные, которые умеют разговаривать и попадают в разные приключения.
Заходер жил долго и плодотворно, даря детям радость своим творчеством. Он оставил после себя множество книг, которые продолжают радовать ребят и сегодня.
4.Юнна Мориц
Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц родилась в Киеве 2 июня 1937 года, в еврейской семье.В 1954 году Юнна стала студенткой филологического факультета в Киевском университете, и сразу же стали появляться её первые стихи в периодических изданиях. Но в период 1961-1970-х годов книги Юнны Мориц не издавались — она попала в «чёрные списки советской цензуры». На это Юнна отвечала творчеством — «И в черных списках было мне светло...».
Мориц является обладателем премии имени А.Д. Сахарова — «за гражданское мужество писателя», российской премии «Триумф», итальянской премии «Золотая роза». Юнна Мориц и сегодня продолжает радовать читателей новыми произведениями. Живёт в Москве.
5. Амалия Энш
Амалия Энш была известной немецкой детской писательницей. Она родилась 28 мая 1877 года в городе Дортмунде. Амалия с детства любила рассказывать истории и сочинять сказки.
Её самые известные произведения — это сказки, полные волшебства и приключений. Они помогают детям увидеть мир с другой стороны и учат доброте, смелости и дружбе. Одна из её знаменитых сказок — «Волшебник из Страны Оз», которую она написала специально для детей.
Амалия Энш жила в интересное время, когда многие писатели создавали удивительные истории. Её творчество вдохновляло многих других писателей и поэтов. Она оставила после себя множество книг, которые продолжают радовать детей и взрослых по всему миру.
6. Ольга Огланова
Ольга Николаевна Огланова — современная российская детская писательница. Она родилась в Москве и с детства мечтала создавать книги для детей. Ольга пишет веселые и познавательные истории, которые учат доброте, дружбе и уважению к окружающему миру.
Её книги полны интересных персонажей — это и забавные зверушки, и любопытные дети, которые попадают в невероятные ситуации. Одна из самых известных серий Ольги Оглановой — это книги про кота Кузю, который вместе со своими друзьями отправляется в увлекательные путешествия и узнает много нового о мире.
Ольга Николаевна любит путешествовать и черпает вдохновение для своих историй из разных уголков мира. Она часто встречается с детьми, читает им свои книги и делится секретами творчества.
7. Михаил Пляцковский
Михаил Пляцковский родился 02.11.1935 в городе Енакиево Донецкой (ранее Сталинской) области. Имя Михаила Спартаковича Пляцковского горит яркой звездочкой в плеяде советских поэтов-песенников.
Талантливый автор стихов, многие из которых были переложены на популярные мелодии, Пляцковский своим творчеством внес большой вклад в поэзию второй половины ХХ века. «От улыбки станет всем теплей…» Эта замечательная фраза из стихотворения Пляцковского полностью отражает собственное отношение автора к жизни. Он запомнился современникам как оптимистичный, никогда не унывающий человек.
8. Евгений Баратынский
Евгений Абрамович Баратынский — великий русский поэт, который родился 19 февраля 1800 года в селе Мара Тамбовской губернии. Евгений с детства любил природу и мечтал стать писателем.
Его стихи полны красоты и мудрости. Баратынский писал о чувствах, природе и жизни. Одно из его известных стихотворений — «Весна, весна! Как воздух чист!», в котором он описывает приход весны и радость от пробуждения природы.
Евгений Абрамович был другом Александра Пушкина, другого знаменитого русского поэта. Вместе они делились своими мыслями и идеями о литературе. Баратынский оставил после себя множество замечательных стихов, которые до сих пор читают и любят. Он прожил интересную жизнь, полную творчества и вдохновения.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.1 Виды сборников
Коллективные
любые сборники, составленные из произведений разных авторов. Сборник формируется по признаку литературы, языка, территории, стиля, литературного направления, группировки, по признаку темы, по национальной принадлежности писателя и др.
Авторский сборник
собрание текстов или произведений писателя, отобранных по признаку периода, жанра. Отражается часть наследия писателя. Сборник составлен из произведений одного автора, независимо от того, составлен он самим автором или другим лицом.
Собрания сочинений писателей
стремятся показать творчество писателей в целом в разные периоды, в разных жанрах. Собраниями сочинений издаются лишь произведения наиболее известных писателей.
2.2 Банк идей
Работу над проектом мы начали с выдвижения идей.
Название изделия | Критерии и оценки |
Наличие материала | Наличие инструмента | Достаточность умений и навыков и знаний | |
Коллективный сборник | + | + | + | |
Авторский сборник | - | + | - | |
Сборник сочинений писателй | - | + | - | |
Для воплощения вариантов №2,3 у нас нет необходимых умений и навыков, материала и знаний. Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным вариантом является вариант №1, коллективный сборник стихотворений. Для его изготовления у меня есть необходимые умения и навыки, материалы, инструменты и оборудование и оно прекрасно подходит для нас.
2.3 Выбор технологии изготовления сборника.
Из всех рассмотренных способов изготовления, мы решили создать сборник стихотворений в мягком переплете.
2.4 Обоснование цветовой гаммы
Так как мы создаем сборник стихотворений о весне, мы решили взять нежные тона, потому что весна ассоциируется именно с нежностью.
2.5 Инструменты и материалы
Для изготовления сборника стихотворений о весне нам понадобится:
Компьютер –чтобы сознать наш сборник в электронном варианте.
Принтер-для того чтобы вывести наш сборник в печатный формат.
Ножницы- для того, чтобы вырезать фотографии авторов.
Клей- чтобы вклеивать фотографии авторов.
Шило и нитки- для того, чтобы сшивать наш сборник.
2.6 Технология изготовления сборника
№ п/п | Этап работы | Инструменты и материалы |
1 | Подготовка рабочего места. | |
2 | Сознаем наш сборник в электронном формате | Компьютер |
3 | Наш готовый сборник переводим в печатный формат | принтер |
4 | Фотографии авторов печатаем отдельно | Компьютер, принтер |
5. | Вырезаем фотографии авторов. | Ножницы |
6 | Вклеиваем вырезанные фотографии авторов в наш сборник. | Клей |
7 | Сшиваем наш сборник | Шило и нитки |
2.7 Самоанализ
Данная работа помогла нам проявить свою фантазию и применить свои умения в создании сборника стихотворений.
Наш сборник является авторской работой. Можно точно сказать, что созданный сборник доставит огромное удовольствие человеку, который захочет его прочесть.