Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
Исследовательская работа
«От зернышка до хлебушка»
Исполнитель:
Захаров Дмитрий
ученик 4 класса
Руководитель проекта:
Колычева Т. И.
учитель начальных классов
п. Карпушиха
2023 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………4
История появления хлеба……………………………………………………4
Путь от зерна до буханки ……………………………………………………5
Польза и значимость хлеба сегодня и всегда ………………………………6
Глава II. Практическая часть……………………………………………………8
2.1. Опрос одноклассников……………………………………………………….7
2.2. Посещение хлебопекарни в г. Верхнем Тагиле…………………………….7
2.3. Приготовление хлебобулочных изделий в домашних условиях……….…8
Заключение……………………………………………………………………...…9
Список литературы………………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………….11- 15
Введение
Актуальность выбранной темы: Хлеб – неотъемлемая часть питания школьника. Каждый день посещая школьную столовую, я наблюдал картину: в отходы идут куски надкусанного, недоеденного, надломленного хлеба от каждого класса. Если сделать подсчеты, сколько булок хлеба уходит в отходы за год, то становится не по себе. Что же мы делаем? Мы не задумываемся, насколько это серьёзная и актуальная проблема.
Есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну, и о том, сколько людей погибло в те тяжёлые времена от голода. Важно, чтобы современные школьники знали об этом и уважительно относились к хлебу
Как и откуда приходит хлеб на наш обеденный стол, почему велика цена хлеба? - заинтересовался я.
Цель: изучить путь от зерна до буханки.
Задачи:
Найти информацию об истории появления хлеба, о его пользе и значимости.
Познакомиться с технологией приготовления хлеба посетив хлебопекарню.
Поделиться, как я научился выпекать хлеб и другие хлебобулочные изделия в домашних условиях.
Гипотеза: если рассказать ребятам о том, как нелегко приходит хлеб к нам на обеденный стол и как, благодаря хлебу люди выжили во время ВОВ, то они задумаются о его ценности и начнут к нему бережнее относиться.
Проблема:
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: путь от зернышка до хлебушка.
Методы исследования: наблюдение, поиск информации, опрос, экскурсия, эксперимент.
Глава I. Теоретическая часть
История появления хлеба.
Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Случайно человек обнаружил, что, если поджаренные зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
Первыми настоящими хлебопеками считаются древние египтяне. Еще во времена строительства пирамид, 5–6 тысячелетий назад, они открыли способ разрыхлять тесто путем брожения — например, однажды древний египтянин оставил смесь муки и воды в теплой печи на ночь, а утром он обнаружил неожиданно мягкое тесто, из которого получился гораздо более вкусный хлеб. Так на смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.
Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь — огонь. Вы забыли о человеке, — сказал мудрец, — хлеб — дитя человеческое. Действительно скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба. Основные наши кормилицы — пшеница, рожь и ячмень.
(Приложение 1)
1.2. Путь хлеба от зерна до буханки.
Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужны три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных насекомых.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины. А из магазинов хлеб попадает к нам на обеденный стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.) (Приложение 2)
1.3. Польза и значимость хлеба сегодня и всегда.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.
Почитание хлеба началось давно. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Хлебом солью всегда встречали дорогих гостей, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу «Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся «Чтоб мне хлеба не видать». «Хлеб – всему голова», - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашут, хлеб сеют, собирают, продают.
В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. Мы не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией, когда немцы кольцом окружили город Санкт-Петербург (Ленинград) и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше – 125г на день.
Когда читаем воспоминания жителей блокадного Ленинграда, начинаешь задумываться о хлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.
(Приложение 3)
Глава II. Практическая часть
2.1. Опрос одноклассников «Какова роль хлеба в жизни человека?»
В своем практическом исследовании я решил выяснить, каково отношение к хлебу моих сверстников. Мною были опрошены 6 моих одноклассников и ребята из 1, 2 и 3 классов.
Я попросил ответить на такие важные для меня вопросы:
Любите ли вы хлеб? (да/нет)
Знаете ли вы, как производят хлеб? (да/нет)
Выбрасывали ли вы хлеб в отходы? (да/нет)
Результаты опроса представлены в таблице.
(Приложение 4)
Вывод: я считаю, что если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относится к нему.
2.2. Посещение хлебопекарни в г. Верхнем Тагиле.
Для того чтобы увидеть своими глазами и лучше понять процесс выпечки хлеба, я с классом посетил известную всем жителям города Верхнего Тагила Хлебопекарню Новрузова Рафига Алиевича.
Владелец и главный пекарь пекарни рассказал нам об основных этапах выпечки хлеба и показал, как и где это делается. Изучил технологическую схему производства хлеба.
Сначала муку просеивают, затем тесто замешивают с помощью тестомесильной машины и оставляют его заквашиваться на 6 часов. После этого тесто раскладывают в формы порциями по 600 грамм. В формах тесто расстраивается примерно час, а затем отправляется в печь на 45 минут.
Производство хлеба никогда не останавливается. Пекарня работает круглосуточно. (Приложение 5).
2.3. Приготовление хлеба в домашних условиях.
После посещения хлебопекарни пришла очередь самого эксперимента - выпечка хлеба. Базой для эксперимента послужила кухня.
Для выпечки хлеба мне понадобилось:
• дрожжи – 2 ст. л.
• вода – 1.5 стакан
• сахар – 1 ст. л.
• соль – 1 ч. л.
• растительное масло – 1/2 стакана
• пшеничная мука – 3 стакана.
Под чутким руководством мамы я приготовил опару: посуду положили дрожжи, соль, сахар, растительное масло и воду, немного подогрели на батарее и добавили пшеничной муки. После чего, тесто оставили подниматься на 2 часа в теплое место. Включили духовку на 180 градусов, а пока она нагревалась, подготовили формы для выпечки: смазали растительным маслом, чтобы готовый хлеб в дальнейшем легко мог выйти из формы. Выложили тесто в формы и оставили еще на 1 час для того, чтобы оно поднялось. После того, как тесто поднялось в формах, поставила формы в духовку. По истечении 40 минут достали хлеб из духовки., подождали пока он остынет. Хлеб получился хрустящий и ароматный! Позже разрезали его и употребили в пищу. Помимо хлеба я пробовал делать сухарики из старого хлеба, а также научился печь печенье и оладьи.
Таким образом, при помощи эксперимента я понял, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. Поэтому, надо ценить каждую крошку хлеба и вот почему наши предки складывали так много пословиц и поговорок.
(Приложение 6,7)
Заключение
Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Для того чтобы вырастить зерно нужен труд тысяч людей самых разных профессий: агрономы, инженеры, трактористы, комбайнёры, рабочие элеватора, мукомолы, водители машин, пекари, продавцы и др.
Все люди должны понимать это и воспитывать в себе уважительное отношение к хлебу. И взрослые, и дети должны знать цену хлебу и бережно к нему относиться. Людям нужно уметь рассчитывать свои потребности в хлебе, чтобы не оставлять его излишки на выброс.
Те знания, которые я получил во время своего исследования, очень полезны. И я передам эти знания своим одноклассника и друзьям, чтобы они поняли, почему и зачем нужно беречь хлеб. В этом состоит практическое значение исследовательской работы.
Список источников
История хлеба. – URL: http://www.kraushka.ru/history.html (дата обращения: 03.04.2016).
Путь от зерна до буханки хлеба. – URL: http://www.biovedia.ru/bveds-55-1.html (дата обращения: 06.04.2016).
Технология производства хлеба: от зерна до буханки. – URL: http://ria.ru/infografika/20090603/173129565
П
риложение 1
Изображения 1-4: история появления первого хлеба.
Приложение 2
Отбор зерна
Уборка урожая
Уход
Посев
Пекарня
Мукомольный завод
Элеватор
Магазин
Изображение 5. Технология процесса от зерна до буханки.
П
риложение
Изображение 6. Польза и значимость хлеба.
П
риложение 4
Изображение 7. Результаты и анализ опроса.
П
риложение 5
Изображение 8. Экскурсия на хлебопекарню.
Приложение 6
Приём и хранения сырья
1 этап
1) прием,
2) перемешивание в складские помещения,
3) хранение
просеивание муки,
очистка муки от металломагнитной примеси,
растопка маргарина,
растворение сахара, соли,
перемещение к расходным ёмкостям
Подготовка сырья
2 этап
дозирование компонентов рецептуры,
замес теста,
брожение теста,
обминка теста,
брожение теста
3 этап
Приготовление теста
деление теста на куски заданной массы,
округление кусков теста,
предварительная расслойка тестовых заготовок,
формование тестовых заготовок,
окончательная расстойка тестовых
4этап
Разделка теста
5этап
Выпечка
надрезка тестовых заготовок,
выпечка
охлаждение,
хранение,
транспортирование.
6 этап
Охлаждение и хранение
Изображение 9. Схема технологического процесса выпечки хлеба.
П
риложение 7