Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шиловская средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области
Исследовательская работа
«Отечественная война 1812 года. Непокоренная Москва»
Выполнил ученик 2Б класса
Ярослав М.
Руководитель: Зенкина Л.А.
Шилово 2025г.
Содержание:
Введение.
Основная часть
Наполеон Бонапарт
Нашествие Наполеона на Россию
Сдача Москвы
Долгожданная Москва
Пожар Москвы
Наполеон просит мира
Отступление французской армии
Исследовательская часть.
Результаты анкетирования учащихся 2-4 классов.
Заключение Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Актуальность
Отечественная война 1812 г. - одно из выдающихся событий в истории России. Героическая борьба русского народа против Наполеона привела его армию к поражению. Она имела и мировое значение: столкновение двух крупнейших держав - России и Франции - вовлекло в войну другие европейские государства и привело к созданию новой системы международных отношений.
Таким образом, осознавая значимость Отечественной войны 1812 г., сыгравшей важнейшую роль в судьбах русского народа и России в целом, темой моей исследовательской работы стала «Война 1812 года. Непокоренная Москва».
Цель исследования: выявление уровня осведомленности учащихся 2-3 классов начальной школы о сути Отечественной войны 1812 года и ее итогах в преддверии изучения курса истории.
Задачи:
Изучить информацию о Наполеоне, Отечественной войне 1812 г. и причинах не покорения Москвы Наполеону.
Изучить разные версии того, от чего сгорела Москва в 1812 году.
Обобщить и систематизировать полученную информацию.
Изучить уровень знаний учащихся 2-3 классов по вопросу покорения Москвы Наполеоном Бонапартом в 1812 году.
Объект исследования- учащиеся 2-3 классов МБОУ «Шиловская СОШ №2», предмет исследования – Отечественная война 1812 года.
Место проведения исследования: МБОУ «Шиловская СОШ №2»
Сроки проведения исследования: октябрь – апрель, 2024-2025 учебный год.
Методика исследования:
- изучение интернет-источников
- анкетирование учащихся
Гипотеза исследования: учащиеся 2-3 классов начальной школы очень мало знают об истории покорения Москвы Наполеоном в войне 1812 года
Практическое применение заключается в том, что, углубившись в изучение темы, я могу не только расширить свои знания об Отечественной войне 1812 года, но и ознакомить с результатами своего исследования других ребят на уроках окружающего мира, классных часах. А также мои наработки могут быть использованы учителями начальных классов и истории.
1. Основная часть.
1.1.Наполеон Бонапарт
В 1779 году корсиканскому адвокату Карло Буонапарте посчастливилось пристроить сына Наполеона во французский колледж. Судьба и впредь была благосклонна к мальчику: он вырос и стал императором Франции.
Наполеону Бонапарту сопутствовала необыкновенная удача. Он начал службу капитаном артиллерии, через десять лет уже командовал армией, а еще через десять лет правил огромной империей.
Первую настоящую славу Бонапарту принес поход в Италию. В 1796 году его маленькая, плохо вооруженная армия перешла через Альпы и стала одну за другой одерживать блестящие победы.
Европейские державы пали перед натиском Наполеона. Победоносные Наполеоновские войны способствовали превращению Франции в главную державу на континенте.
Наполеон ставил своей конечной задачей сокрушение экономического и политического могущества Англии, которая была давним соперником Франции. Но, чтобы сломить Англию, Наполеону необходимо было поставить в зависимость от себя весь европейский континент. И на пути к достижению этой цели оставалась только Россия.
1.2. Нашествие Наполеона на Россию
В 1812 году на Россию шла войной огромная французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта.
Французский император понимал, что до тех пор, пока не будет завоевана Россия, нельзя считать себя хозяином в Европе. Он знал, что русская армия сильна, ее солдаты выносливы и смелы, ее офицеры и генералы умеют воевать.
К границе России мчалась французская армия из 640 тысяч человек при 1370 орудиях.
Французский полководец был уверен в своих силах. Ничто не тревожило Наполеона. Он говорил своим маршалам: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».
Никто в Европе не сомневался, что Россия будет побеждена. Россия оказалась одна против вооруженных сил Франции и почти всей Европы.
В 6 часов утра 12 июня 1812 года для России началась Отечественная война с наполеоновской Францией.
5 августа - одна из важных дат в Отечественной войне 1812 года. Наполеон начал штурм Смоленска, захватив к вечеру пригород. Однако ночью он был выбит из города, а русская армия продолжила массовое отступление из города. Барклай де Толли, командующий Северным фронтом реализовывал только 1 план - измотать противника и принять решающий бой тогда, когда соотношение сил будет на стороне России.
8 августа Главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Кутузов. Он также продолжил тактику общего отступления. Русские войска отходили назад целенаправленно, они ждали возможности дать бой захватчикам. Вскоре такая возможность появилась, вблизи села Бородино, расположенного неподалеку от Москвы.
26 августа случилась Бородинская битва. Ее исход до сих пор вызывает много вопросов и споров, но проигравших тогда не было. Каждый полководец решил свои задачи: Наполеон открыл себе дорогу в Москву, а Кутузов смог нанести врагу сильный урон, тем самым внеся начальный перелом в сражение 1812 года.
1.3.Сдача Москвы
1 сентября - знаковый день, состоялся военный совет в Филях, под Москвой. Кутузов собрал своих генералов, чтобы решить, что делать дальше. Вариантов было всего два: отступить и сдать Москву, либо после Бородино организовать второе генеральное сражение. Большинство генералов на волне успеха требовали битвы, чтобы в кратчайшие сроки разбить Наполеона. Противниками такого развития событий выступали сам Кутузов и Барклай де Толли. Закончился военный совет в Филях фразой Кутузова «Пока есть армия - есть надежда. Потеряем армию под Москвой - лишимся не только древней столицы, но и всей России».
2 сентября - по итогам военного совета генералов, который произошел в Филях, постановили, что необходимо покинуть Москву.
1.4. Долгожданная Москва
Четырнадцатого сентября французский император не спешил въезжать в Москву впереди своей армии на белом коне. Вооружившись подзорной трубой, он находился на Поклонной горе. Пребывание Наполеона на Поклонной горе было вызвано не простым желанием обозревать Москву из подзорной трубы. Командующий «Великой армией» ждал здесь ключи от Москвы, а также «хлеб-соль», по русскому обычаю. Однако время шло, а ключей все не было.
Поначалу он пытался успокаивать себя и свое окружение, говоря о том, что сдача Москвы - это дело совершенно новое для москвичей, вот потому-то они и медлят с ключами, видимо, выбирая из своей среды самых лучших депутатов для визита к Наполеону. Но терпение его было небезграничным. Уже несколько офицеров, ранее посланных им в Москву, возвратились ни с чем: «Город совершенно пуст, ваше императорское величество!»
Осознание Наполеоном того факта, что он остался без ключей, вывело Бонапарта из себя, однако, осознание удовольствия вступить в Москву отодвинуло все недовольства в сторону.
1.5. Пожар Москвы
14 сентября 1812 года французские войска вошли в Москву. В тот же день в городе начались пожары. Поначалу незначительные, с течением времени они всё более разрастались и за несколько дней превратили большую часть города в пепелище. Вопрос, кто является виновником великого московского пожара до сих пор остается загадкой. Даже спустя столько лет в этом запутанном деле так и не появилось ясности и трудно назвать истинного виновника пожара, однако, я предлагаю рассмотреть основные версии.
Первой версии придерживался лично Наполеон, который посчитал ответственным за пожар московского градоначальника. Он даже велел экстренно издать в Европе брошюру, в которой возлагал всю ответственность за пожар на Ростопчина. По мнению французов, главным аргументом в пользу того, что пожар был умышленным, стал вывоз пожарного инвентаря из Москвы, а также тот факт, что Ростопчин лично сжёг свою великолепную усадьбу, над входом в которую оставил надпись на французском: "Восемь лет украшал я это имение и жил здесь счастливо среди моего семейства. Крестьяне, в числе тысячи семисот двадцати, удаляются при вашем приближении, а я сам зажигаю свой дом, чтобы он не был осквернён вашим присутствием. Французы, в Москве я оставил вам два дома, с имуществом на полмиллиона рублей; здесь вы найдёте лишь пепел".
Вторая версия. Российская сторона во время войны перекладывала вину за разрушенный город на французов. Разумеется, делалось это в пропагандистских целях, поскольку оснований для разрушения города у французов не было. Тогда мотивы Наполеона объяснялись в основном безумием и варварской яростью французов. В действительности вариант сожжения Москвы французами представляется наиболее сомнительным.
Третья версия, заключается в том, что ни одна из сторон не планировала сжигать город, а пожар начался не из-за злого умысла, а из-за совокупности случайных факторов.
Ни русские, ни французы не имели выгоды в уничтожении города. Для русских это был бы слишком большой ущерб при слишком незначительных негативных моментах для французов. Французы не имели оснований уничтожать город, в котором им при определённых обстоятельствах предстояло зимовать.
Вероятнее всего, к пожару привело стечение обстоятельств: неаккуратность французских солдат и мародёров, отсутствие пожарных команд и инструментов, плотная деревянная застройка города, сильный ветер, способствовавший разрастанию пожара.
1.6.Наполеон просит мира
По изначальному плану Наполеона, взятие Москвы должно было сыграть решающее значение. Здесь можно было развернуть удобный плацдарм, в том числе, и для похода на Санкт-Петербург, на тот момент, столицу России. Однако промедление в передвижение по России и героизм народа, который сражался буквально за каждый клочок земли, практически сорвали этот план. Ведь поход на север России зимой для французской армии с нерегулярными поставками продовольствия, фактически равнялся смерти. Это стало отчетливо понятно к концу сентября, когда начало холодать..
Понимая тяжесть своего положения, французский император и полководец решил закончить Отечественную войну России, подписав с ней мирный договор. Таких попыток было предпринято три:
1. 18 сентября. Через генерала Тутолмина было передано сообщение для Александра 1, в котором говорилось о том, что Наполеон почитает русского императора и предлагает ему мир. От России требует только отдать территорию Литвы и вновь вернуться к континентальной блокаде.
2. 20 сентября. Александру I было доставлено второе письмо
Наполеона с предложением мира. Условия предлагались такие же, как и ранее. Русский император на эти послания не ответил.
3. 4 октября. Безысходность положения привела к тому, что
Наполеон буквально упрашивал о мире. «Мне нужен мир, он мне нужен, во что бы то ни стало, только честь спасите». Это предложение было доставлено Кутузову, но ответа император Франции так и не дождался.
1.7. Отступление французской армии
Для Наполеона стало очевидно, что мирный договор с Россией ему не удастся подписать. За месяц, пока французская армия была в Москве, ее численность сократилась на 30 тысяч человек. В результате было принято решение отступать.
7 октября начались приготовления к отступлению французской армии. Одним из приказов по этому поводу было взорвать Кремль. К счастью, эта затея ему не удалась. Русские историки списывают это на то, что из-за большой влажности фитили промокли и вышли из строя.
19 октября началось отступление армии Наполеона из Москвы. Цель этого отступления заключалась в том, чтобы добраться до Смоленска, поскольку это был единственный крупный близлежащий город, в котором имелись значимые продовольственные запасы.
24 октября состоялось сражение под Малоярославцем. В течение дня этот небольшой город переходил 8 раз от одной стороны к другой. В завершающей стадии битвы Кутузов сумел занять укрепленные позиции, а Наполеон не осмелился их штурмовать, поскольку численный перевес уже был на стороне русской армии. В результате планы французов были сорваны, и отступать к Смоленску им пришлось по той же дороге, по которой они шли на Москву. Это была уже выжженная земля - без продовольствия и без воды.
Отступление Наполеона сопровождалось большими потерями. Ведь кроме столкновений с армией Кутузова, приходилось иметь дело еще и с партизанскими отрядами, которые ежедневно атаковали врага. Потери Наполеона были страшными. 9 ноября ему удалось захватить Смоленск, но коренного перелома в ход войны это не внесло. В Смоленске Наполеон пробыл 4 дня и принял решение отступать дальше.
При переправе через реку Березину погибла 21 тысяча французов! «Великая армия» теперь составляла всего 9 тысяч солдат, большая часть которых была уже небоеспособна.
Эта переправа показала, что русский поход Наполеона окончен - он проиграл Отечественную войну в России в 1812 году. Император принял решение, что его дальнейшее пребывание с армией не имеет смысла и 5 декабря покинул свои войска и направился в Париж.
16 декабря французская армия пересекла Неман и покинула территорию России. Ее численность составляла всего 1600 человек. Непобедимая армия, наводившая страх всю Европу, была практически полностью уничтожена армией Кутузова менее, чем за 6 месяцев.
25 декабря 1812 г. Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны.
2. Исследовательская часть.
Результаты анкетирования учащихся 2-4 классов.
В ходе исследовательской работы я провел опрос среди учащихся 2-3 классов МБОУ «Шиловская СОШ №2» с целью выявления знаний об Отечественной войне 1812 года, захвате Наполеоном Москвы и причинах сожжения столицы России. Были опрошены 54 ученика.
К таким результатам я пришел:
«В каком году Россия воевала с Наполеоном Бонапартом?»
Подавляющее большинство учащихся знает дату Отечественной войны с Наполеоном Бонапартом. Хотя многие путают ее с датой начала Великой Отечественной войны.
«Как называется эта война?»
Большая часть опрошенных детей знает правильное название данной войны.
«Знаете ли вы причины пожара Москвы во время этой войны?»
Менее 50% опрошенных детей знают причины пожара Москвы в 1812 году.
«Покорилась ли Москва Наполеону?»
Основной массе опрошенных детей известно, что Москва не покорилась Наполеону.
«Кто одержал победу в этой войне?»
Многие дети знают итоги Отечественной войны 1812 года.
В ходе анкетирования я узнал, что основной массе учащихся 2-3 классов нашей школы известна информация о данном историческом событии. Но многие не знают причин сожжения столицы нашего государства в 1812 году, а так же наблюдается подмена понятий Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Следовательно, надо больше уделять внимания этому событию на уроках окружающего мира, а в средней школе на уроках истории.
Заключение.
Гипотеза, которую я выдвинул, подтвердилась частично.
Работая по теме исследования, я пришел к выводу, что Отечественная война 1812 г. - одно из важных выдающихся событий в истории нашей Родины. Героическая борьба русского народа против Наполеона привела его армию к поражению.
Главными причинами возникновения Отечественной войны 1812 года стали: стремление Франции стать мировым лидером; политические противоречия между Россией и Францией;
Победа русских имела грандиозные последствия для России в международном плане: разрушила наполеоновские планы и положила начало освобождению Европы от Наполеона; высоко подняла престиж России, отвоевав у Франции ее лидирующие позиции на мировой арене.
Я считаю, что Отечественная война 1812 года - одна из ярких героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался непобедимым и могущественным, поразила воображение современников и по ныне волнует потомков, служит для одних предметов гордости, для других - неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением - “не ходи на Москву!” До сих пор победа 1812 года вызывает порыв справедливой гордости и будоражит сердца. А как же иначе? Ведь в Отечественной войне 1812 года русский народ поднялся на завоевателей, отстоял свою государственность и независимость.
Так же в ходе исследовательской работы я убедился, что и в младшем звене начальной школы учащиеся проявляют интерес к данному историческому событию, и это обязательно надо использовать в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Список использованных источников и литературы.
Попов А. Н. «Французы в Москве в 1812 году», «Отечественная война 1812 года» сост., предисл., примеч. С. А. Никитина. - М.: Минувшее, 2009. - Т. 2
Земцов В. Н. Наполеон и пожар Москвы. «Отечественная война 1812 года». Источники. Памятники. Проблемы. С. 152—162.
Брагин М.Г. «В грозную пору».-М.: Лабиринт Пресс, 2019.-126 с.: ил. ISBN 987-9287-2395-8
История России, конец XVII-XIX век: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров; под ред. А.Н.Сахарова. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.: ил. – ISBN 5-09-014469-9.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года
https://www.culture.ru/materials/146770/pozhar-1812-goda-moskva-do-i-posle
Приложение
Анкета «Война России с Наполеоном Бонапартом»
1. В каком году Россия воевала с Наполеоном Бонапартом?
1941
1242
1812
1380
Как называется эта война?
Семилетняя
Отечественная
Ливонская
Великая Отечественная
Знаете ли вы причины пожара Москвы во время этой войны?»
да
нет
Покорилась ли Москва Наполеону?
да
нет
не знаю
Кто одержал победу в этой войне?
Россия
Франция