СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Песенные жанры и традиции жителей сел Володарского района (Астраханского Понизовья)".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это исследовательская работа- сбор фольклора. Интересно было собрать коллекцию песен Астраханского Понизовья: рыбаков, колхозников. Цель: сохранение исторической памяти.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Песенные жанры и традиции жителей сел Володарского района (Астраханского Понизовья)".»




В отдел традиционной народной культур на областной конкурс по сбору фольклорно- этнографических материалов «Традиции живая нить»
















Песенные жанры и традиции жителей сел Володарского района

(Астраханского Понизовья).



Подготовила

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Новокрасинская ООШ»

с. Новокрасное, Володарского района,

Астраханской области

Полякова Анна Александровна.









Содержание:

1. Введение стр. 2

2.Что такое фольклор? стр.2-3

3. Обрядовый фольклор стр. 3-7

4. Песни рыбацкого края стр. 7-8

5. Лирические песни стр.8-9

6. Любовные песни стр.9

7. Семейные песни стр.9-10

8. Шуточные песни стр.10

9. Хороводные песни стр.10-11

10. Песни- баллады. стр.11

11. Значение народных песен. стр.11-12



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы состоит в том, что народное искусство в целом - интереснейшее и значительное явление национальной культуры. Любовь народа к песне и сила воздействия песни на человека всегда были велики. Ни одно мероприятие не обходилось без песни, будь то свадьба, Рождество, Масленица. Это и лирические, и игровые, и рыбацкие песни людей, живущих в Волжском Понизовье. Не случайно и по сей день можно записать яркие воспоминания жителей, они с удовольствием вспоминают песни более чем полувековой давности.

Многие песни «легли» на древние игровые традиции народных игрищ, ряжения, особую исполнительскую культура фольклора. Особую роль играют в народной драме песни, исполнявшиеся героями в критические для них моменты комментатором совершающихся событий. Песни были своеобразным эмоционально – психологическим элементом представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая эмоциональный смысл или состояние персонажа.

Цель работы состоит в том, что бы выявить значение русского музыкально – поэтического фольклора в народных обрядах и повседневной жизни, вспомнить народные песни, их жанровые особенности. Тем более что сбором фольклорных песен в наших селах еще никто не занимался ни разу. Это огромный пласт нашей истории, который хочется запечатлеть не только на бумаге, но и на диске в исполнении старожилов и любителей народной песни.

Объектом работы является русский музыкально – поэтический фольклор.



1ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР

Фольклор (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период. Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. При всем многообразии форм фольклору присущи такие черты, как коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции. Коллективная жизнь определяла появление однотипных жанров и сюжетов, таких как песни с главным героем- рыбаком и его особенностями жизни, трудом. Как и в любой народной песне, в них присутствуют средства художественной выразительности, такие как различные виды повторов, сравнения.

С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие. Здесь очень показательны песни- баллады. Характерными признаками таких песен является долгое повествование, событийный ряд и печальная концовка. В таких песнях сохранены не только традиции сказителей ( калик перехожих), но и немецкие, французские баллады находят свое отражение.



2. Обрядовый фольклор

Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни.



Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в селе со святочными песнями. Жгли костры, рядились, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали. Праздничная атмосфера святок описана в знаменитой балладе В.А. Жуковского «Светлана», в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в рассказе Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду, исполняя Калядки. До сих пор их существует множество. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья.

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину, Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

7 января до сих пор для ребятишек открыты все дома. С утра ждут хозяева к себе колядовщиков. Исполнение песен, славящих рождение Христа, обязательно. Подают и сладости, и деньги, и пирожки. Праздник тесно вошел в жизнь астраханской глубинки. ( на диске представлены калядки сельчан в исполнении учеников школы)

Девушки в святочные вечера гадали. Гадания были разные, их было много. Некоторые из них сопровождались подблюдными песнями. Ставят на стол четыре блюда, покрытые полотенцами или платками. В одно блюдо кладут уголь, в другое - кусок сухой глины от печки, в третье – щетку, в четвертое – кольцо.

Гадающая девушка вынимает из блюда судьбу свою; ежели вынет уголь, то ей предстоит дурная участь; ежели глину от печки, то смерть; ежели щетку, то будет у ней старый муж; и ежели вынет кольцо, то будет жить в радости и муж будет молодой». До сих пор сохранилось гадание с выбрасыванием за калитку сапога или галоши. В какую сторону смотрит носок- оттуда и жених будет. Сжигают смятую бумагу и по отражению смотрят, что их ожидает в этом году.



Масленица – следующий после зимних святок крупный праздник в деревне. Масленицу праздновали в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На масленицу устраивались пиры с непременными блинами, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Величали молодых, поженившихся в этом году, поминали умерших, обходили дворы с масленичными песнями, в которых желали хозяевам урожая и изобилия.

До сих пор сохранились внешние формы древних праздников (таких, как Рождество и Масленица), они оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжает жить в селах Астраханского Понизовья как бы вне связи с породившим его язычеством. В эти праздники можно услышать и рождественские калядки, и хороводные песни сжигания чучела Масленицы. Большую работу в сохранении традиционных народных праздников играет школа. В праздничных мероприятиях сельчан ребята с удовольствием и поют, и участвуют в народных играх, и проводят обрядовые действия ( в том числе и сжигание Масленицы), рассказывая об истории праздников.





В праздновании масленицы участвуют люди всех возрастов, но особенную роль играют дети.



Здесь можно увидеть и игровые шуточные песни «стенка на стенку» , и хороводные песни, и заклинальные. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность.

Хочется привести пример песни «стенка на стенку» (ярким примером послужит танец, соответствующий жанровой песне, записанный на диске, в котором принимают участие выпускники Астраханского колледжа культуры, среди них и житель нашего села Новокрасное ( на данный момент это солисты ансамбля Северного Флота России)

-А мы просто сеяли, сеяли!

Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!

-А мы просто вытопчем, вытопчем!

Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем..

-Да как же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать?

-А мы коней выпустим, выпустим...

Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим.

-А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

Ой, Дид Ладо, в плен возьмем, в плен возьмем

-А мы коней выкупим, выкупим...

Ой, Дид Ладо, выкупим, выкупим..

_Да как же вам выкупить, выкупить?

Ой, Дид Ладо, выкупить, выкупить

-А мы дадим тысячу, тысячу.

Ой, Дид Ладо, тысячу, тысячу.

-Нам не надо тысячи, тысячи

Ой, Дид Ладо, тысячи, тысячи.

-А чего ж вам надобно, надобно?

Ой, Дид Ладо, надобно, надобно?

-А нам надо девицу, девицу...

Ой, Дид Ладо, девицу, девицу.

-У девицы имя есть, имя есть

Ой, Дид Ладо, имя есть, имя есть

-А нам надо Настеньку, Настеньку.

Ой, Дид Ладо, Настеньку, Настеньку.

-Она у нас дурочка, дурочка

Ой, Дид Ладо, дурочка, дурочка

-А мы ее выучим, выучим.

Ой, Дид Ладо, выучим, выучим

-Да как же вам выучить, выучить?

Ой, Дид Ладо, выучить, выучить?

-А мы ее плеточкой, плеточкой.

Ой, Дид Ладо, плеточкой, плеточкой.

-Она будет плакати, плакати

Ой, Дид Ладо, плакати, плакати

-А мы ее пряничком, пряничком.

Ой, Дид Ладо, пряничком, пряничком.



3. Песни рыбацкого края

Наши села Волжского Понизовья образовались на бэровских буграх. Море отступало, освобождая бугры. Здесь их рядом семь. На одном из них стоял маяк, подплывали сюда на ночлег и для запаса пресной воды суда Степана Разина. Поэтому и песня «Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные

Стеньки Разина челны...»



до сих пор популярна и любима жителями. На диске представлена еще одна из самых любимых песен сельчан «Ой, при лужке, при лужке...»

Во времена Екатерины 2 сюда стали ехать переселенцы. А во времена коллективизации и раскулачивания в 30-е годы 20 века многим пришлось идти в ссылку, кому в Сибирь, кому на Крайний Север. Но помнили астраханские кулаки свои песни и с удовольствием их исполняли не только дома, но и в хоре. Ездили даже в Москву. Одну из таких песен нам спела сестра раскулаченных Клевцова Татьяна Петровна, родившаяся в Астраханской области, но ныне живущая в Псковской области. Эта песня есть на диске.

«Лет семнадцать поневоле

Моряк все плавал по волнам...»



Близка людям Волжского Понизовья лирическая песня. Много работать приходилось раньше не только мужчинам, но и женщинам. Шли на лов рыбы все, тянули невода, спали в шлюпках, мерзли. Много горести было в каждой душе, много печали и грусти. Отсюда и тематика любимых песен: ( представлены на диске).



3. Лирические песни.

Народную лирику составляют многочисленные песни, основным содержанием которых являются переживания, чувства, настроение- внутренний мир человека.

Лирическая песня связана с бытом русского народа, это подлинная художественная энциклопедия народной жизни, задушевная и разнообразная.

Если обрядовые песни используются в определенные дни, то необрядовые связаны с повседневным бытом, передают социальную жизнь русского народа.

На формирование содержания и особенностей художественной формы народной лирики оказали в свое время влияние жанры крестьянского фольклора: причитания, величальные песни, страдания. Отражаются и былины, и исторические песни.

Эти песни используются в минуты радости и печали, чаще всего без музыкального сопровождения.

Внеобрядовые лирические песни можно разделить на два больших блока:

1) бытовые (песни о доле, любви, семейные, шуточные)

2) песни социального содержания (солдатские, тюремные, бурлацкие, ямщицкие).

3.1. Любовные песни.

Любовные- самая большая часть народной бытовой лирики. Любовная песня и счастье, и несчастье отображает в переживаниях героя. В них есть светлая лиричность, это самая счастливая пора жизни молодых в селе.

( Хочется в качестве народной песни представить пример «Песни Матвея..» в исполнении Жигульской Раисы Петровны, жительницы с. Марфино)

Есть и изображение несчастной любви, разлуки по воле «злых людей» или родителей. В таких песнях девица всегда бела, черноброва, с русской косой, красавица. Молодец- пригож и чернобров. Чаще всего изображается огромное переживание девушки. В народных песнях отражены эстетические взгляды народа.



3.2.Семейные песни

Семейные песни рассказывают о сложных отношениях мужа и жены, которых объединила родительская воля. Это жалоба красавицы или упреки молодого мужа «постылой жене».Наиболее лиричны и задушевны переживания «молодушки» в тех песнях, где женщина вспоминает о батюшке и матушке и переносится мечтами на родину:

Ой, гляну, гляну в оконушко,

Ой да все чужая сторонушка...

Ой, нет ни счастьица, ни доли

Ни в законе, ни в любови...

Ой, отдала меня мать в горе,

Не дала мне счастья, доли...

Часто героиня упрекает отца за то, что отдал замуж за немилого, польстившись на богатство. Очень часто встречается ропот простого человека на «долю», жалобы на то, что молодость проходит безрадостно.

Ощущение тяжести жизни, нищета породили у крестьян такую тематику.

Героями песен- жалоб могли быть и дети- сироты. Одна из таких песен сохранилась и популярна до сих пор:

На улице дождик с ведра поливает.

С ведра поливает, брат сестру качает.

Вырастешь большая- отдадут тя замуж

Во чужу деревню, во чужу сторонку...



3.3. Нашли свое место в фольклоре и шуточные песни Всем известна популярная «Барыня». Но хочется привести другой пример:

Блошка жарилася, блошка парилася,

С верхней полки вошь упала,

Себе ноженьку сломала,

Шею вывихнула, спину вывернула,

И до дому не дошла, до утра да померла.

Понесли по всем граду нашу вошку дорогу.

Тараканы отпевали, святый терем охраняли.

А клопы были попы, а сверчки были дьячки.

Слава Богу, околела, всему свету надоела!



3.4. Хороводные песни до сих пор имеют место быть. Хоровод- украшение гуляний и народных праздников. Хороводные песни объединяют большое количество людей, назначение таких песен- быть игрой, они сюжетны и занимательны по содержанию.Традиции восстанавливаются. В школе мы с ребятами разучиваем хороводную песню на Масленицу и с удовольствием играем:

Заинька, войди в сад, Серенький, войди в сад!

Люли-люли, войди в сад, Люли-люли, войди в сад.



Заинька, попляши, Серенький, попляши
Люли-люли, попляши, люли-люли, попляши.



Заинька, выбирай, Серенький, выбирай
Люли-люли, выбирай, люли-люли, выбирай.



Заинька, поклонись, Серенький, поклонись.

Люли-люли, поклонись, Люли-люли, поклонись.



Заинька, уводи, Серенький, уводи,

Люли-люли, уводи, люли-люли, уводи.



3.5. Особое место занимают песни- баллады.

Повествовательная композиция сближает с историческими песнями, былинами. Баллады рассматривают как промежуточный лиро- эпический жанр. Баллады отличаются от других фольклорных песен глубиной психологического изображения, умением раскрывать сложные и напряженные переживания. У героев баллад сильные страсти, их переживания выражаются в поступках, речи, монологе и диалоге. В них много бытовых деталей. Герои- простые люди. Смысл балладных песен- в выражении моральных оценок поведения персонажей, в защите свободного проявления чувств личности.

Одна из самых старых песен, которую вспоминают старожилы:

Сказки морские порою жестокие сказки...

Жил-был рыбак с черноокою дочкой своей.

Дочка не знала отказа в заботе и ласке,

Крепко любил ее старый рыбак Тимофей.

Как-то под вечер зашли к рыбаку за водою

Семеро юных, средь них был красавец один.

Гордый красавец последним напился из кружки,

Кружку взяла и остаток воды допила.

Так и пошло: полюбили на горе друг друга

Гордый красавец и смелая дочь рыбака

Каждую ночь он тихонько стучался в лачужку,

С радостным криком к нему выбегала она.

Старый отец почернел от тоски и печали.

-Дочка, послушай, твой милый-картежник и вор.

Раз я сказал: замолчи, перестань, Катерина,

Лучше убью, чем отдам свою дочь на позор.

Девушка петь и смеяться совсем перестала,

Пала на личко печальная хмурая тень.

Пальцы и губы она до крови искусала,

И, как шальная, ходила по дому весь день.

Как-то рыбак возвратился из города ночью:

-Дочка, очнись, и старому будет покой.

В краже поймали, пойди полюбуйся над милым
В драке поймали, в побеге убили его.

Девушка встала и, бросив проклятья на ветер,

Не дожидаясь той новой печальной зари

Словно невеста, оделася в белое платье,

Бросилась в море с отвесной и дикой скалы...


4. Значение народных песен.

В основе лирических песен лежит живая разговорная речь. Традиционная песня отличается жизненным правдолюбием. Основной идейный стержень народной песни- утверждение достижений человека, раскрытие глубины его чувств, его права на жизнь. Это песни и монологи, и хоровые. В них есть и символика, которая придает красочность и выразительность.

Для девушки- белая береза, лебедушка; для мужа и жены=- утка с селезнем и т.д. Предвестник смерти- черный ворон.. Используется много эпитетов: красна девица, добрый молодец, буйная головушка...

Народные песни не имеют излишеств, они искренние, с глубокими человеческими чувствами. Это развивающийся жанр, который берет в себя лучшие образцы современной песни. Современные поэты и композиторы признают высшей похвалой признание их песни народной. Ведь такая песня будет жить в веках!

Конечно, я не все рассмотрела виды жанровых песен. Да это, наверное, и невозможно сделать за один раз. Но встреча с прекрасным- это здорово! На моем диске поют самобытные певцы, которым дорога народная песня, которые несут ее в массы и продолжают традиции предков.

Слушайте с удовольствием!






Список песен на дисках:

ДИСК 1.

1) Исполнительница русских народных песен Клевцова Т.П. Рассказывает о себе.

2) Видео песня «На серебряных волнах» ( исп. Клевцова Т.П.)

3) аудио песня «Скакал мальчик» ( исп. Клевцова Т.П.)

4) аудио песня «Ой, при лужке, при лужке» (исп. Шалова А.К.)

5) аудио песня «Лет семнадцать поневоле моряк все плавал по волнам...» ( исп. Клевцова Т.П.)

6) видео песня «Игровая» ( исп. Клевцова Т.П.)

7) видео песня «Песня Матвея» (На деревне у нас не сосвататься...) (исп. Жигульская Р.П.)

8) Фотографии Масленичного праздника в селе, исполнителей песен

9) аудио песня «Молодой агроном» (исп. Жигульская Р.П.)

10) танец «Стенка на стенку» ( исп. Артисты ансамбля Краснознаменного Северного Флота России, наши ученики)

ДИСК 2.

1) видео песня «В одном прекрасном месте...» ( исп. Полякова Т.А.)

ДИСК 3.

1)видео песня «Распрекрасная погода» ( исп. Клевцова Т.П.)

2) видео автора работы Поляковой А.А. ( представлена балладная песня и страдания)

ДИСК 4.

1) видео беседа с учениками школы и исполнение рождественских калядок

2) аудио песня « Тополь-тополек» (исп. Жигульская Р.П.)