СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по истории "История становится ближе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по истории "История становится ближе"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Алтухова» Черемисиновского района



Тема работы

«История становится ближе»

Кто мы? Откуда мы?

Зачем живём на свете? На всё мне хочется найти ответы… Становится родней и ближе год от года История семьи в истории народа.


Подготовил: Мануйлов Даниил, обучающийся 9 класса МКОУ «Черемисиновская СОШ»

Руководитель: Миненкова Евгения Вениаминовна, учитель МКОУ «Черемисиновская СОШ»









2020г.











Содержание


1.Введение…………………………………………………………3

2.Основная часть

Этот день в истории……………………………………………5

Мой прадедушка Мануйлов Фёдор Митрофанович……….5

Мой прадедушка Хмелевской Иван Васильевич……………7

3.Заключение………………………………………………………9

4.Литература………………………………………………………10

5.Приложения……………………………………………………...11



























Погибшие живут среди живых,

Ушедшие ушли, чтобы вернуться.

Во всех сердцах, во всех домах людских

Неслышные шаги их раздаются.

Забыть их – значит их предать!

Стать равнодушным хуже, чем убийцей.

И не чугун, не бронза, не гранит,

которые не раз бывали лживы,

А память поколений их хранит.

Вот почему посмертно они живы.



I.Введение

Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон веку проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.

Гордость за свою Родину, понимание уникальности богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории и военному прошлому своего Отечества.

На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого недостаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом

Огромную цену заплатили народы мира за победу над фашизмом – общие потери населения всех стран составили 50 миллионов человек, из них 26,6 миллионов человек – общие потери советского народа в Великой Отечественной войне.

Актуальность

В последнее время в средствах массовой информации очень часто освящается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Всё громче раздаются голоса тех, кто хотел бы пересмотреть итоги второй мировой войны, исказить подлинную историю. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны.

Молодому поколению необходимо знать и не забывать великую историю своего народа, историю своей семьи, передавать ее из поколения в поколения, сделать так, чтобы наши дети и внуки гордились своими предками. Необходимо сохранять в памяти имена тех людей, кто сражался с врагом за свободу и независимость нашего Отечества.

Цель исследовательской работы:

Исследовать боевой путь моих прадедов и вклад простого солдата в дело Победы

Задачи:

  1. Изучить историю Курской битвы – одного из величайших сражений в ходе Второй мировой войны;

  2. Исследовать боевой путь моих прадедов;

  3. Овладеть навыками поиска, отбора и работы с информацией.

Гипотеза:

  1. Забывается ли потомками подвиг, совершенный их предками?

Объект исследования: влияние Великой Отечественной войны на жизнь конкретной семьи.

Предмет исследования:

Боевой путь моих прадедов.

Основные этапы работы:

I — организационный: сбор материала, беседы, встречи;

II — основной: обработка материала, оформление работы;

III — заключительный: демонстрация исследовательской работы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

уважение и оказание помощи ветеранам ВОВ, оставшимся в живых

  • Увековечивание памяти о тех, кто подарил нам мирную жизнь.


Методы исследования:

  1. Изучение и анализ документальных источников, личного архива.

  2. Опрос родственников, односельчан.

  3. Поиск материала на сайтах «Мемориал», «Память народа».


Практическая значимость:

Работу можно будет использовать при работе над рефератами и во внеклассной работе. Она будет интересна моим родственникам, будущим детям.



II.Основная часть

2.1. Этот день в истории

В мировой истории есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила дальнейший исход всей второй мировой войны и ее победный финал в пользу государств антифашистской коалиции.

В июле 1943 года ракитянская земля, где воевал один мой прадед, стала ареной одного из крупнейших сражений в истории Великой Отечественной войны - Курской битвы. По ней проходила линия обороны Краснополье-Солдатское-Забужевка-Ракитное, которую занимала 40-я армия под командованием генерал-лейтенанта К. С. Москаленко. Бои гремели по всему фронту. Село Солдатское несколько раз переходило из рук в руки и было сожжено до основания. Сгорели села Коровино и Красный Починок.

В дни подготовки Курской битвы бывал в селах Ракитянского района маршал Г. К. Жуков, а также будущий летчик-космонавт Г. Т. Береговой.

9 июля1943г., в день, когда погиб мой прадед, противник продолжал атаки на обоянском направлении. Атаки танков и мотопехоты поддерживались авиацией. Ударным группам удалось продвинуться здесь на расстояние до 6 км, но далее они натолкнулись на хорошо оборудованные позиции зенитной артиллерии, приспособленной для ПТО, и закопанные в землю танки. Натолкнувшись на мощное сопротивление, противник перестал таранить нашу оборону прямым ударом и начал искать в ней слабые участки. Таким направлением, по мнению немецкого командования, было прохоровское, откуда к Курску можно было выйти обходным путем. С этой целью в районе Прохоровки немцы сосредоточили огромную группировку сил. И в этом аду пришлось сражаться моему прадеду Мануйлову Фёдору Митрофановичу.


2.2. Мой прадед Мануйлов Фёдор Митрофанович

Посмотрев фильмы о войне, я очень заинтересовался, а как оно в действительности, не в кино, а на самом деле было? Но здесь мне очень повезло, поскольку у меня был дедушка, который смог мне поведать историю своего отца, моего прадеда. А было это так: в 1918 году, когда мой дед - Мануйлов Виктор Федорович, еще не родился, его отца - Мануйлова Федора Митрофановича призвали на фронт. Спустя два года, после рождения деда, его отец погиб на Курской дуге.

Прошло много времени, закончилась война, и когда мой дед был в десятом классе, он отправился в военкомат Кривцовского района с. Нагольное для того чтобы узнать побольше информации о своем погибшем на войне отце. В военкомате он спросил об отце, там подняли его документы и выдали деду копию похоронки, где было написано "убит". (Приложение№1). Там же ему стало известно о том, что Мануйлов Федор Митрофанович, был в звании младшего сержанта, в должности заместителя командира отделения. К сожалению, на тот период времени больше информации получить было невозможно. Но эту простую историю, рассказанную моим дедом, я слушал с большим интересом, хотя сведений о прадеде было не так много. И вот, прошло время, и мне самому стало интересно найти что-нибудь еще поподробнее о военных событиях, в которых он участвовал.

В интернете я нашел сайт "Память народа", где в списках погибших на войне значился мой прадед - Мануйлов Федор Митрофанович, 1918 года рождения, уроженец Курской области, Кривцовского района, с. Нагольное, звание: младший сержант, призван на службу 01.01.1941 года, Кривцовским РВК Курской области Кривцовского района, погиб 09.07.1943 года, захоронен: 1,5 км. юго-западнее, высота 230, Курская область. Когда его призвали на службу, он был женат (жену звали - Анна Никитична) у них было двое сыновей: Анатолий, 1938 года рождения и Виктор, 1941 года рождения. Из рассказа моего деда, у Федора и Анны была очень интересная история зарождения их отношений. В 30е – 40е годы для того чтобы жениться надо было получить благословение родителей, а точнее, родители сами решали с кем их чада должны создать семью. Так произошло и у моих прадеда и прабабушки. Уж не знаю по какой причине, но родители Федора были против того, чтобы их сын был вместе с Анной, и заставили его жениться на другой девушке. Противиться было нельзя. Однако, в день свадьбы к дому Федора пришла его Анна, и наперекор всем запретам тот сбежал из-под венца со своей возлюбленной. (Приложение№2).

Как все было дальше никому не известно, знаю только, что, когда началась война у Федора и Анны уже были дети, и когда его призвали на службу, мама моего деда ходила на фронт к своему мужу, расположенный в тридцати километрах от их дома. После смерти Федора Митрофановича, Анна Никитична замуж больше не выходила. Одна растила и поднимала своих мальчишек, а когда они выросли, проживала со своим старшим сыном Анатолием и его семьей по день своей смерти, до 2004 года.

На сайте «Память народа» я нашёл информацию о донесении: номер донесения 26468; тип донесения: донесение о безвозвратных потерях; дата донесения; 02.08.1943 года; название части: 71 Гвардейской Витебской Краснознаменной стрелковой дивизии. Такая же информация содержится на сайте ОБД Мемориал и на сайте Пристенского района.

Как следует из записи журнала боевых действий№ 213 от 09.07.1943 года, «была поставлена задача атаковать в направлении Ивинка - Н. Ивановка... В 6:30 силою до роты пехоты при поддержке артиллерийского огня и пяти танков, но атака была отбита. Больше атак в течение дня не предпринималось. Периодически обстреливали наши боевые порядки артиллерийским огнем. Убито 4 человека, ранено 11". Думаю, в списке четырех погибших солдат, был и мой прадед. (Приложение №3).

Также я узнал, что имя моего прадеда - Мануйлова Федора Митрофановича значится в памятных списках в храме Георгия Победоносца в г. Курск на Проспекте Победы, и в памятных списках погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг. с. Нагольное. (Приложение №4-6).


2.3. Мой прадед Хмелевской Иван Васильевич.


Мой прадед по материнской линии Хмелевской Иван Васильевич - родился 1 декабря 1926 года в простой крестьянской семье, в д. Петрищево Курской обл. Получил образование 4 класса, после чего работал в колхозе трактористом.

29 апреля 1944 года мой прадед явился в Черемисиновский РВК Курской области, где медицинская комиссия признала его годным к несению строевой службы. Так в возрасте 18 лет Иван Васильевич был призван на фронт. Пятого мая 1944 он покинул Курский пересыльной пункт, чтобы отправиться к месту несения боевой службы в стрелковый полк номер 412. Вместе с ним на фронт отправились ещё 11 человек. Это были молодые парни 1925 -26гг.р. (Приложение№ 7) Прадед воевал в составе минометного полка с мая 1944 года по март 1945 года в должности стрелка. С марта 1945 года по май 1945 года участвовал в Великой Отечественной войне в составе 45 минометной бригады – разведчиком. Так же на сайте «Память народа» я проследил боевой путь моего прадеда (Приложение №8). Изучив его, я узнал, что Иван Васильевич участвовал во многих освободительных и наступательных операциях, в одной из которых приказом 412 минометного полка 45 минометной бригады от 14.05.1945 года №08 действующей армии Украинского фронта был награжден медалью «За отвагу». В приказе командира говорится: «разведчик 6-й батареи красноармеец Хмелевской Иван Васильевич, в бою, в районе д. Островалице, 07.05.1945 года, находясь на позиции НП, своевременно обнаруживал цели противника, невзирая на сильный артиллерийский и пулеметный огонь, он обнаружил 3 станковых пулемета и одно противотанковое орудие, которые своевременно были подавлены, и наша пехота продвинулась вперед. (Приложение№ 9)

Помимо этого, имеет медали: «За взятие Вены» (Приложение№ 10-11) «За победу над Германией», медаль Жукова, награжден Орденом Отечественной войны II степени, а также получал юбилейные медали ко дню Победы в ВОВ. (Приложение №12)

Ещё во время войны мой прадед стал военным курсантом и продолжал служить отечеству в должности разведчика артиллерийских и миномётных частей до марта 1950 года.

Затем вернулся в свою родную деревню Петрищево, создал семью, родил 3-их детей и продолжил работать трактористом в своём колхозе. Иван Васильевич честно жил и трудился, и родина отметила его наградами за трудовую доблесть.

Со слов деда, его отец не очень любил вспоминать те военные годы и, то что ему пришлось пережить в эти тяжёлые времена, а на просьбу рассказать о его службе он переводил тему или говорил, что расскажет об этом позже.

Дед видел, как стекала с глаз его отца скупая слеза, когда он слышал песню «День Победы», с какой гордостью он встречал праздник 9 мая, и что именно, в этот день, он был особенно молчалив.

Шло время, дед ждал, но разговор с его отцом о войне так и не состоялся.

3 декабря 2004 года моего прадеда не стало.

















III.Заключение

2020 год объявлен Указом Президента РФ от 8 июля 2019 г. № 327 Годом памяти и славы.

На протяжении многих лет в Курской области ведётся работа по увековечиванию имен земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне. В нашей семье до сих пор хранятся военные награды и документы, но я считаю, что самая важная вещь, которую следует хранить, - это память. С каждым годом ветеранов становится все меньше, и не далёк тот страшный день, когда не останется ни одного человека, который своими глазами видел Великую Отечественную войну. Её последствия видны до сих пор, а это значит, что нам, потомкам великих воинов, необходимо приложить все свои усилия на благо родной страны, быть достойными своих героических предков и всегда помнить об их великой жертве. Мне очень хотелось бы, чтобы материалы моей работы помогли моим сверстникам вспомнить, а кому – то узнать о многих сражениях, несущих в себе память о прошлом. Ведь без прошлого нет будущего, без памяти нет настоящего. Закончить свою работу я бы хотел словами Николая Майорова:

И пусть не думают,

Что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.



















IV.Литература

  • Курский край в истории Отечества, Под общей редакцией Л.С Полнера Курск 1996

  • Моя Родина Черемисиновский район Курск 2000г

  • Воспоминания родственников

  • Интернет - ресурсы



























V. Приложения

Приложение №1Похоронное извещение на прадеда

Приложение №2 Свидетельство о браке

Приложение №3 Информация из донесения о безвозвратных потерях



Приложение№4 Памятник в с. Нагольное



Приложение №5 Мраморная плита в храме Георгия Победоносца в г. Курск на Проспекте Победы

Приложение№6 страница из Книги памяти Пристенского района

Приложение№ 7 Хмелевской Иван Васильевич

Приложение№8

Приложение№9 Боевой путь прадеда Хмелевского И.В.

Приложение№10 Документы о награждении медалью «За отвагу»

Приложение №11-12

Венская наступательная операция

Наградные документы



Медаль «За взятие Вены»






















записи: 1535764502

Приказ подразделения

: 2 от: 24.10.1946

Издан: 192 тгабр

Архив: ЦАМО

Фонд: 10016

Опись: 2

Ед.хранения: 24

Приложение№13