МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Дерягина» городского округа Судак
Индивидуальный проект
по химии
«Физико-химический анализ воды из водоема Голубое озеро»
ученика 9 класса
Мустафаева Абдуллы Талят-оглы
Руководитель проекта: учитель химии Лукуша Елена Федоровна
с. Морское
2021г
В исследовательской работе по химии на тему «Физико-химический анализ воды из водоема Голубое озеро», расположенного около села Морское городского округа Судак, были собраны данные о химическом составе воды, пригодной для использования человеком, и проведены лабораторные исследования химического состава воды в водоеме.
В ходе работы над проектом была изучена справочная литература по теме, проведено определение географического расположения водоема и состава его воды, взятой на пробу. Данный проект о составе воды построен на методе химического анализа.
Введение
1. Географическое положение водоема Голубое озеро.
2. Физико-химический анализ воды водоема.
2. 1 Анализ воды из водоема.
2.2 Результаты анализов
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования.
Атмосферные осадки, выпадающие в течение всего года, обеспечивают водой все водоемы и верхние горизонты грунтовых вод.
Выпавшая атмосферная влага становится составной частью ландшафта и, как один из мобильных и активных его компонентов, сразу вступает во всевозможные связи с другими компонентами. Результаты этого свойства ландшафта отражаются на свойствах входящих в него вод.
В своей работе я изучил литературу по данной теме, также была проведена работа по выяснению: является ли вода в водоеме экологически чистой. Известно, что вода является важнейшим компонентом жизнедеятельности организма человека и всей окружающей среды. Поэтому я считаю данное исследование актуальным.
Цель проекта: провести анализ воды из водоема Голубое озеро.
Задачи проекта:
Изучить литературу по данной теме.
Взять пробы воды.
Провести анализ проб воды.
Сделать выводы и составить рекомендации по полученным результатам исследования.
Методы исследования:
Работа с научной литературой.
Метод физико-химического анализа.
1. Географическое положение водоема
Водоем Голубое озеро располагается в 3 км юго-восточнее с. Морское и 2,3 км южнее с.Громовка. Он имеет площадь 0,037 км2, среднюю глубину 6,2 м и максимальную глубину около 10,4 м. Форма пруда представлена на фотографии.
2. Физико-химический анализ воды водоема
При проведении физико-химического анализа воды водоема изучались: цвет, запах, прозрачность, наличие твердых частичек или пятен.
Опыт №1 Определение цвета воды. Цель: научиться правильно определять цвет воды из природных источников.
Оборудование: штатив с пробирками, лист белой бумаги.
Объект исследования: пробы воды
Проведение исследования: принесенную воду наливаем в чистые пробирки в количестве 5-6 мл и определяем цветность, руководствуясь ниже приведенной шкалой, отмечаем наиболее подходящий оттенок. Наблюдение проводим, глядя сверху, на белом фоне при достаточном освещении.
Таблица 1
Цвет сбоку | Цвет сверху | градус цветности |
Не отмечен | Не отмечен | 0 |
Не отмечен | Очень слабый желтоватый | 20 |
Слабый бледно-жёлтый | Желтоватый | 40 |
Бледно- жёлтый | Слабый жёлтый | 60 |
Бледно- жёлтый | Жёлтый | 150 |
Бледно- жёлтый | Интенсивно-жёлтый | 300 |
Вывод: цвет не отмечается, вода абсолютно безцветная. Градус цветности равен - 0
Опыт №2 Определение мутности воды
Цель: определить чистоту воды
Оборудование: штатив с пробирками, лист бумаги.
Объект исследования: пробы воды.
Проведение исследования: содержание нерастворимых примесей можно определить на глаз: сильно мутная, мутная, прозрачная, рассматривая воду в пробирке на фоне белого экрана. В пробирку наливаем исследуемую воду и сильно встряхиваем. Проводим визуальное наблюдение. Взвешенных веществ и мути не обнаруживаем, осадка нет.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №3 Определение запаха.
Интенсивность запаха оценивается по пятибалльной системе, приведенной в таблице.
Интенсивность запаха | Описание определения |
Никакого | Отсутствие ощутимого запаха |
Очень слабый | Запах, обнаруживаемый опытным исследователем |
Слабый | Запах, не привлекающей внимания, но такой, который можно заметить, если указать на него |
Отчетливый | Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья |
Заметный | Запах, легко обнаруживаемый и могущий дать повод относится к воде с неодобрением |
Очень сильный | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья |
Цель: определить чистоту воды органолептическим методом.
Оборудование: пробирка, пробка.
Объект исследования: проба воды
Для определения интенсивности и характера запаха взяли колбу вместимостью 150-200 мл, прилил в нее 100 мл исследуемой воды и закрыли пробкой. Несколько раз вращательными движениями тщательно перемешали содержимое колбы. Открыли колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, определили характер и интенсивность запаха (температура воды должна быть около 20°С). Никакого ощутимого запаха не было.
Вывод: вода без запаха.
Опыт № 4 Определение прозрачности воды.
Цель: определить прозрачность воды
Оборудование: химический стакан, лист бумаги с напечатанным текстом, линейка
Объект исследования: пробы воды. Проведение исследования: наливаем воду в стакан и устанавливаем, через какое расстояние в см. можно прочитать текст, напечатанный на белом листе.
Вывод: текст можно было прочитать на расстоянии 10 см, вода прозрачная.
Опыт № 5 Определение рН.
Цель: определить рН воды химическим методом.
Оборудование: пробирка, универсальная индикаторная бумага.
Объект исследования: пробы воды.
Проведение исследования: определяем рН при помощи универсальной индикаторной бумаги, шкала рН = 1-10.
Водородный показатель природных вод должен находиться в интервале 6,5-
8,5. Реакция среды зависит от величины гидролиза растворимых солей, входящих в состав природных вод.
В пробирку наливаем немного исследуемой воды. Сухими чистыми руками возьмем одну полоску индикаторной бумаги и сравним с цветом шкалы. Запишем цифру, помещенную под наиболее подходящую к нашему образцу по цвету полоской. Это и есть полученное нами значение рН.
Вывод: рН воды равен 7, следовательно, среда воды - нейтральная
Опыт №6 Определение наличия органических примесей.
Цель: определить наличие органических примесей.
Оборудование: пробирка, раствор перманганата калия, спиртовка.
Объект исследования: пробы воды.
Проведение исследования: налили в пробирку 4мл исследуемой пробы воды. Добавили 2-3 капли перманганата калия, до розового цвета. Нагрели содержимое до кипения.
О наличии органических примесей в воде говорят буро-коричневые хлопья оксида марганца, а цвет раствора должен изменится в желтовато-коричневый.
Вывод: органических веществ не обнаружено. Раствор перманганата калия окраску не изменил.
Опыт №7 Определение жёсткости воды
Цель: определить жесткость воды
Оборудование: пробирка, концентрированный раствор соды.
Объект исследования: пробы воды. Проведение исследования: к 100 мл. пробы воды, постепенно добавляли по каплям концентрированный раствор карбоната натрия (соды) Визуально отмечаем количество выпавшего осадка. Сделать вывод о жесткости воды можно исходя из следующих заключений: много осадка - жесткая, мало- умеренно - жесткая, практически нет осадка - мягкая.
Вывод: количество выпавшего осадка очень мало, следовательно вода – умеренно жесткая.
Заключение
В результате анализа установлено, что взятая вода из водоема Голубое озеро соответствует природным нормам, обусловленным геохимическим фоном.
Список литература
Брэгг П. Вода и соль. Шокирующая правда. М. 2004.
Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии.
Журналы «Химия и жизнь». №4 1998, №7 2001г.
Интернет ресурс «Google Earth» - Гугл планета Земля.
Макаров К.А. Химия и здоровье. М. Просвещение. 1985.
Касаткин В.Н. Здоровье. 2005.
Химия для любознательных. М. Мысль 1978
8