СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "По краешку судьбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История отдельной судьбы в истории страны

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "По краешку судьбы"»



Исследовательская работа

«По краешку судьбы»

/история семьи в истории страны/



Автор: Пашкова Надежда Федоровна, педагог-организатор по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОО «Кузбасский РЦППМС»



























г. Новокузнецк, 2021

Исследовательская работа

«По краешку судьбы»



Введение



Цель исследовательской работы – представление отдельных судеб простого народа как элемента общей судьбы людей, рожденных в 20-30 годы прошлого столетия

Объект исследования – судьбы людей, переживших репрессии родителей, раскулачивание, принудительное переселение, преследование по национальному признаку, Великую Отечественную войну, восстановление страны

Предмет исследования – влияние тяжелого детства и юности на судьбу поколения людей, рожденных в 20-30 годы прошлого столетия

Актуальность – необходимость сохранения памяти о людях, чьи судьбы неразрывно связаны с непростым прошлым советского государства

Практическая значимость работы – проведение уроков истории, классных часов в школах, детских домах, др. образовательных организациях

Методы: встречи с очевидцами, ветеранами, интервьюирование, посещение музеев, тематических выставок, работа с архивными материалами: письмами, фотографиями, воспоминаниями и др.

Задачи:

  1. Исследовать влияние тяжелого детства и юности на судьбу поколения людей, рожденных в 20-30 годы XX века.

  2. Выявить и изучить судьбы людей, в детском и юношеском возрасте подвергшимся политическим репрессиям, раскулачиванию, принудительному переселению, преследованию по национальному признаку.

  3. Изучить архивные материалы, встретиться с очевидцами исторических событий.

  4. Показать нынешнему поколению молодежи пример стойкости и оптимизма их прабабушек и прадедушек.

  5. Воспитать патриотическое отношение к своей родине, несмотря на происходящие в стране в отдельные исторические периоды политические перегибы и перекосы.

  6. Предостеречь от повторения подобных сценариев нынешнее поколение молодежи.

  7. Формировать активную жизненную позицию у современной молодёжи, побуждать её к изучению и осмыслению истории своей страны.



Баба Лиза, одна оставшаяся в живых, из некогда большой и дружной семьи Весловских, немного смущается от излишнего интереса к её персоне. Не привыкла она быть в центре внимания, всегда старалась жить не выпячиваясь, ничего ни у кого не прося, надеясь только на себя. Несмотря на почтенный возраст - почти девяносто четыре, у неё ясный ум, прекрасная память и живые эмоции. Её рассказ трогает за душу, вызывает сострадание, удивляет нереальностью, реально произошедших в её жизни и жизни её семьи, событий.

Родилась в сельской местности, в Башкирии, в середине 20-х годов прошлого столетия. /Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика — автономная республика в составе РСФСР. Образована 20 марта 1919 года в результате подписания Соглашения между Башкирским правительством и Советской властью/. Была в семье старшей, после неё еще четверо ребятишек. Очень нравилось учиться. В школу бегали за пять километров. Зимой, остерегаясь голодных волков, держались кучкой, поочередно жгли лучину. Дома был средний достаток. Отец работал счетоводом в колхозе, мать с детьми, на хозяйстве. Где-то далеко шла индустриализация всей страны, а в их колхозе, по большому счету, особых перемен не наблюдалось.

В одну из ночей, в дом, где жили Весловские, нагрянули «особисты». Ничего не объясняя, перевернули в хате скромные пожитки и, забрав с собой хозяина, умчались в райцентр. Больше семье не довелось увидеть своего мужа и отца. Неизвестно по чьему навету честный и трудолюбивый отец семейства попал под «58-ю статью». /Статьи 581, 581а—581г и 582—5814 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года в редакции 1926 года и более поздних редакциях устанавливали ответственность за контрреволюционную деятельность. Отменена в 1961 году. В обиходе именовалась «58‑я статья». С 1921 по 1953 год за контрреволюционные преступления, по подсчётам МВД СССР, было осуждено 3 777 380 человек, в том числе приговорены к высшей мере наказания 642 980 человек/. Вскоре отец был осужден «Тройкой НКВД» и отправлен в ГУЛаг в Пермскую область. Дети автоматически стали «детьми врага народа». Как же сложно было выживать! Несмотря на грудного ребенка, мать выгнали на работу – охранять колхозную бахчу. По старшинству Лиза приняла на свои неокрепшие плечи тяжелую ношу – домашнее хозяйство, заботу о младших сестрах и брате. Вопреки всему, учебу не забрасывала. Читала в любую свободную минутку, пересказывала прочитанное своим родным, подругам. Втайне надеялась на чудо – увидеть отца живым и здоровым. Ни она, никто из окружающих подумать не мог какую страшную весть скоро узнает вся страна! Война перевернула и так хрупкий быт семьи Весловских. Тяжело заболела младшая сестренка. Кто бы лечил дочку «врага народа». Лошадь для поездки в райцентр матери не дали, лекарств в деревне не было. Девочка угасла в считанные дни. Не успели отгоревать – снова потрясение: мать не уберегла колхозное добро. Ночью основательно обворовали бахчу. Знала Мария кто, да не сказала, боясь за ребятишек. Наказали ей держать рот на замке. Была осуждена и отправлена в лагерь на девять долгих лет. В школу Лиза уже ходить не могла. Удалось ей окончить только семь классов. Пошла работать телятницей, домашнее хозяйство тоже тянула изо всех сил. Выживали за счет огорода, скотины. За работу в колхозе тогда никому не платили, только засчитывали «трудодни». /Трудоде́нь — мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год. В СССР действовал обязательный минимум трудодней в год для трудоспособного колхозника/.

Как только исполнилось шестнадцать лет, призвали Елизавету в «трудармию» - добывать в болотах Свердловской области такой нужный стране торф. /Трудовы́е а́рмии 1942—1946 годо́в — система принудительной трудовой повинности населения, призываемого в организованные по военному образцу трудовые организации в связи с особым периодом (Великая Отечественная война) в СССР/. Работали на болотах сплошь девушки и женщины. /«Торфушки» - этим ласковым словом называли девушек, работающих на советских торфодобывающих предприятиях в 30-40 годы XX века. Девчат везли в вагонах-теплушках. Размещали в бараках. Весной и летом – сушили торф, осенью – грузили его в составы. С ранней весны до поздней осени, от темна до темна «торфушки» простаивали в вязкой холодной жиже. От постоянного нахождения в болотной воде у женщин болели ноги. Из всех орудий труда - лопата и тачки. Выдавали по 700 гр. ржаного хлеба в день. Иногда вместо денег давали платки, отрезы ткани. В годы индустриализации и ВОВ именно торф использовали как основной энергоноситель на многих заводах СССР/. Два года такого адского труда, конечно, не могли не сказаться на здоровье Елизаветы Васильевны. Всю дальнейшую жизнь её мучали артрит и ревматизм. Вернулась домой к окончанию войны. Младшие сестры школу забросили, во вшах, в коростах, в нищенской одежде, брат, прибавив себе годков, сбежал на фронт. Бабка с дедом, присматривавшие за детьми-сиротами, сами нуждались в уходе и заботе. И опять Лиза впряглась в работу - на маслобойку на местный молокозавод. Обменяла заработанные на торфяниках «отрезы» на кое-какую одежку и обувку для сестер, отправила их учиться в школу. Выбелила, вычистила в доме, завела кур. А поскольку была «под комендатурой», как дочь «врага народа» и имевшая «неправильную» национальность, то обязана была несколько раз в месяц являться «на отметку» в местные органы. Ох, и глумился там один тип над молодой девчонкой! Бросал в лицо ей паспорт, хамил, обзывал. Причиной такого злобного отношения служил факт того, что мать Лизы по национальности была немкой, а детям в тот период графу «национальность» в паспорте записывали по матери. Вдобавок ко всему, Лиза в паспорте значилась не Елизаветой, как всю жизнь её все называли, а Эльзой. Это имя бесило «представителя власти» больше всего. «Что за имя! Мою собаку зовут Эльза! Фашистка ты, недобитая!» Терпела, стиснув зубы, дома плакала втихомолку, не хотела расстраивать бабку с дедом, таких же, как она «недобитых фашистов».

Так, в каждодневном труде и заботе и прошла юность Лизы. Соседский парень, который симпатизировал девушке, не вернулся с войны. Много их, деревенских ребят и мужчин, не вернулось оттуда. Не за кого было выходить девчатам замуж, а ведь хотелось семью, детей, свой «угол». В конце сороковых, когда Лизе исполнилось двадцать три года, позвал её замуж фронтовик Петр Антонович, был он старше лет на двенадцать, разведен, работал конюхом. Пошла. Выбирать не приходилось. Даже благодарна была, что не побоялся связать свою жизнь с такой как она. Об отце ничего не знала, да и узнавать страшилась. Глубоко сидел внутри страх перед «системой». Мать все еще отбывала положенный срок. Вдвоем с мужем поставили младших сестер на ноги, а потом и замуж выдали. Освободилась мать, но помогать дочерям особо не могла. Оставила свое здоровье в лагерях. Двух своих первенцев Лиза схоронила. Горевала сильно. Работой спасалась. Потом родилось еще двое деток, третьим была беременна. Стала подбивать мужа на переезд. Понимала, что не смогут они в колхозе дать детям лучшей доли. Так, и оказались они в конце пятидесятых в городе Сталинске. /Название города Новокузнецк Кемеровской области в 1932 – 1961 годах прошлого столетия/. Муж в шахту хотел, да «под землю» врачи не пропустили - рука раненная неправильно срослась. Устроился «на поверхность». Небольшие деньги, но всё не пустые «трудодни». В своем домишке завели хозяйство, огород. Картошки по шестьсот ведер собирали.

А семья все прибавлялась. Подрастало в семействе четыре дочери и три сына. Всех с малолетства к труду приучали, к заботе друг о друге. Елизавета Васильевна любовь свою к чтению детишкам передала. При скудных доходах, в доме была хорошая библиотека. Тогда можно было подписываться на издания и получать их периодически по почте. Особенной любовью пользовалась «Детская энциклопедия». Это был своего рода «интернет» в те времена. Все дети успешно учились в школе, вступали в пионеры и комсомольцы, летом ездили в пионерский лагерь и на слеты активистов, выражали поддержку Анжеле Дэвис и Луису Корвалану, в общем, жили обычной жизнью советского ребенка. И каким же диссонансом звучали редкие откровения матери о своем детстве и юности! Детям казалось это таким далеким, нереальным, невозможным! А она, конечно, ничего не забыла, с годами воспоминания не стерлись, а стали острее и больнее. Отец был реабилитирован в 1965 году, посмертно. Одно из его писем каким-то образом дошло до дочерей и хранится Елизаветой Васильевной в дальней шкатулке. Государство реабилитировало и её, она, как ранее «репрессированная» получает социальные льготы. /В России после времен СССР остались тысячи жертв политических репрессий, которые были впоследствии реабилитированы. Правительство РФ предусмотрело некоторые преференции и послабления для данной категории граждан. Принадлежность к этой группе определяется законом 1991 года, в котором также определено, какие льготы положены этим людям/. За материнство награждена двумя медалями и орденом «Материнская слава». Не забыли о ней и в преклонном возрасте. В начале 21 века на губернаторском приеме в торжественной обстановке вручили областную награду – медаль «За достойное воспитание детей». Все семеро детей Елизаветы Васильевны состоялись в своей профессии, в семьях. Повзрослели 14 внуков и уже подрастают 10 правнуков. Вроде все хорошо. Но никакие годы, награды и признания не способны унять щемящую боль в её сердце и спрятанный глубоко-глубоко страх перед «системой». /Страшные отголоски террора и массовых преследований властями своего народа и по сей день не дают спокойно жить тем, кто прошел через эти жуткие испытания. Особенно тяжело тем, кто эту трагедию пережил, будучи ребенком, на чьих глазах происходили аресты родителей, кто сам становился изгоем в родной стране, на кого незаслуженно приклеивали ярлыки «детей врагов народа»/.

Не менее тяжела была судьба и тех детей, чьи родители подверглись политике «раскулачивания» и принудительному выселению. /Раскулачивание – это массовая конфискация имущества у крестьян в 30-е годы прошлого века, за которой стоят миллионы жизней и судеб. Раскулачивание – это ликвидация более 350 000 крестьянских хозяйств, разоренных к середине 1930 года. Политика раскулачивания проводилась настолько грубо, что под нее попадали и зажиточные крестьяне, и совершенно далекие от достатка слои населения. Значительные массы крестьян пострадали от насильственной коллективизации. Раскулачивание – это не только лишение своего хозяйства. После разорения крестьяне высылались, под репрессии попадали целые семьи, независимо от возраста. Младенцы и старики также ссылались бессрочно в Сибирь, Урал, Казахстан. Всех «кулаков» ожидали принудительные работы/.

Несколько лет назад 90-летняя бабушка Ульяна, соседка по подъезду, вспоминала, как её - девочку-подростка, а также пятерых братьев и сестер вместе с родителями вывели из добротной хаты «в чем стояли», посадили на подводы и повезли на станцию. Было это в Воронежской области. А перед этим на колхозный двор согнали их лошадей, овец, коров. Лучшие вещи семьи распродали за бесценок, всё остальное растащилось «бедняками». До места спецпоселения, в Томский округ, доехали не все. Умер «от лихорадки» 9-летний братик. По приезду поселили в барак, где уже проживало несколько семей. На работу ходили и взрослые, и дети. Даже по прошествии десятков лет, вспоминаются ей постоянный холод и голод. Очень бережно и трогательно относилась соседка к хлебу. И если он вдруг заканчивался, могла пойти в магазин даже поздним вечером, чтобы пополнить запасы. Домашние над ней подшучивали, но, видимо, это мог понять только тот, кто пережил голодное время. У бабушки Ульяны выросло трое замечательных дочерей. Умных, образованных, с потрясающим чувством юмора. Да, и сама бабуля могла устроить розыгрыш, беззлобно подшутить над домочадцами. По праздникам могла и «рюмочку пропустить». Не слышно было от неё ни жалоб на тяжелую жизнь, ни требований каких-либо льгот для себя. Не таила она и обиду, на незаслуженно выпавшие испытания. Почти до последних своих дней она вязала детские вещи, продавала на «стихийном» рынке, пыталась помогать детям, внукам. Не могла сидеть без дела.

Заключение

Целью нашей работы являлось изучение судеб детей, чьи родители подверглись политическим репрессиям, раскулачиванию, принудительному выселению с родных мест на примере ныне живущих, либо совсем недавно ушедших, людей. Мы попытались доказать, что эти люди не только смогли выжить, но и создать семьи, родить и достойно воспитать детей, несмотря ни на что им удалось сохранить тот внутренний стержень, который зовется человечностью. Они гнулись, но не ломались, смогли отстоять свое право на жизнь, сохранить светлую память о своих многострадальных родителях, передать эту память своим детям и внукам. Их не испугали, а закалили трудные условия тяжёлой жизни на грани выживания. Они не не утратили живости ума, любознательности, интереса к окружающему, сумели даже в преклонном возрасте быть нужными и полезными. Поражает их стойкость, выдержка, трудолюбие, целеустремленность. Это люди, которыми можно и нужно гордиться, брать с них пример и помнить какой ценой добыта наша сегодняшняя жизнь.



Список литературы

  1. Шевырин С.Я. Топография террора. Пермь. Истории политических репрессий. СПб., Маматов, 2012.

  2. Данилов В.П., Красильников С.А. Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1933-1938 гг. Новосибирск, Экор, 1993.

  3. Красильников С.А. Серп и молох. Крестьянские ссылки в Западную Сибирь. 1930-е годы. Новосибирск, Лабиринт, 1994.

  4. Кузнецов И.Н. Знать и помнить. Томск. 1993.

  5. Большой энциклопедический словарь. Академик, akademie.ru, 2000-2021

  6. Скляревский Б. 1937 год. М., СУПЕР Издательство, 2019.

  7. Архив семьи Весловских – Миланковых.