МОУ Гимназия №4
Исследовательская работа на тему:
«Дуэль как элемент дворянской жизни в русской литературе»
Выполнила ученица 10 класса
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Мужжухина Е.С.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Основная часть…………………………………………………………...………..4
I глава. Дуэльный кодекс в XIX веке……………………………………………5
II глава. Роль дуэли в жизни писателей и поэтов……………………………….7
III глава. «Евгений Онегин». Анализ произведения и роль дуэли в жизни главных героев……………………………………………………………….……9
IV глава. «Капитанская дочка» - дуэль как способ самоутвердится в обществе…………………………………………………………………….……11
V глава. «Герой нашего времени» - дуэль как способ разрешить конфликт между героями…………………………...………………………………………13
Заключение……………………………………………………………..………...14
Используемая литература………………………………………………………15
Введение
Дуэль – это понятие, которое исчезло из жизни людей XXI века. И хотя мы иногда слышим это в нашей жизни, к сожалению, слово потеряло свое истинное значение. Поединок был защитой чести. Вызов на дуэль сразу же следовал за оскорблением: требование извинений, письмо или визит секундантов. Дуэлянтов лишали личного общения. Зачастую, друзья противников становились секундантами, подготавливали поединок, были свидетелями. Опоздание на поединок было непростительным, задержка означала уклонение от боя, и потерю чести. Оружие тщательно проверялось, дуэлянты использовали "дуэльные пистолеты", которые имеют равные шансы на победу для обоих противников. Стреляли по очереди или одновременно, на месте или сближаясь, почти в упор. Стреляли они тоже по-разному, например: стоя с приклеенной спиной ("дуэль вслепую"); с пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу и т.д.
Честь – это одно из главных и нужных достоинств человека, которую заслуживают и «отвоёвывают». Она является важной частью людской жизни. Для людей того времени честь было очень важна, и ради того, чтобы её защитить люди устраивали дуэли. До сих пор личное достоинства человека является не пустым словом, поэтому выбранная мной тема является актуальной.
Объектом исследования в рамках темы данного проекта выступает сборники различных литературных произведений русских писателей 19 века.
Предмет – место дуэли как элемент дворянской культуры.
Целью данного проекта является изучение особенностей дуэлей в произведениях. Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в возможности использования её материалов для написания сочинения по русскому языку и литературе.
Проблема: какую роль играла дуэль в дворянской культуре XIX века, в жизни и творчестве писателей? Изучить дуэли в различных произведениях, сравнить их мотивы.
Гипотеза: изучая историю, литературу, вы всегда сталкиваетесь с такой особенностью дворянской культуры, как дуэль. Возможно, благородная дуэль - это не только своеобразное развлечение для пресыщенных жизнью дворян, но и нечто более масштабное и важное. Интересно выяснить, что такое дуэль, мотивы, как она проходит и как она влияет на жизнь общества.
Цель работы - определить роль дуэли в жизни поэтов, героев произведений писателей России XIX века, сопоставить с мотивом дуэли.
Достижению этой цели способствуют следующие задачи:
1. Изучить литературу, определить понятие дуэли и ее значение в XIX веке.
2. Используя литературу, узнать значение дуэли в жизни поэтов.
3. Проанализировав их произведения, охарактеризовать роль дуэли, жизнь главных героев.
4. Провести сравнение между судьбой героев произведений и судьбой авторов.
Методы работы - это изучение, сравнение, обобщение, анализ произведений и жизни писателей.
Основная часть
I глава. Дуэльный кодекс в XIX веке
Дуэль (французское duel
В настоящее время это запрещено законодательством большинства стран мира, дуэли запретили достаточно быстро после приобретения ими широких масштабов. В 1706 году Петр I подписал Краткий артикул, в котором запретил дуэли под страхом повешения. В 1716 году наказание за поединки было ужесточено в Воинском уставе: дуэлянтам и их секундантам грозила не только смертная казнь, но и конфискация имущества. В 1787 году Екатерина II в Манифесте о поединках приказала штрафовать участников бескровных дуэлей, а виновника — ссылать в Сибирь.
Вызов на дуэль обычно происходил после осквернения чести, поводом могли послужить многие события, которые оскорбляли человека. Само понятие чести в данном случае может трактоваться очень широко и по-разному в зависимости от социальных сообществ, а также географических и исторических обстоятельств. Обычно под честью понималось врожденное личное достоинство, при котором необходимо соблюдать определенные правила поведения по отношению к человеку, что свидетельствует об уважении к происхождению и социальному статусу. Любое отступление от этих правил, унижающее человека в его собственных глазах и в глазах общественного мнения, считалось потерей чести. Честь семьи или рода также может быть защищена дуэлью.
Считается, что ритуал дуэли зародился в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию. До России «мода» на дуэли распространилась только во времена Петра 1.
II глава. Роль дуэли в жизни писателей и поэтов
Вызовы на дуэль на были выдумкой авторов того времени, многие поэты за свою жизнь провели не одну дуэль и многие так закончили свою жизнь. В жизни Александра Сергеевича Пушкина было 29 дуэлей. Из них не состоялось 4 дуэли. Последняя дуэль с Дантесом закончилась вместе с жизнью А. С. Пушкина. Причинами других дуэлей являлось непристойное поведение всенародно известного поэта в общественных местах: вызывающе вел себя в театре, кричал на артистов; пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Часто возникали ссоры во время званых обедов, где чиновники выражали свое недовольство эпиграммами Пушкина или его поведением.
История рокового конфликта Пушкина и Дантеса началась за два года до решающего дня. Жорж Дантес познакомился с супругой поэта Натальей Гончаровой в 1835 году. Знакомство не осталось незамеченным в высшем свете. Сплетничали, что между французом и Натальей Николаевной бурный роман. Это были ничем не подтвержденные слухи. Но завистникам и недоброжелателям поэта хотелось сделать ему побольнее, и они стали присылать ему грязные анонимки. В одной из них поэта назвали рогоносцем. Пушкин решил, что это послание написал сам Дантес, и отправил французу вызов на дуэль. Поединок мог состояться еще в ноябре 1836 года. Однако через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой, сестре Натальи Гончаровой. Поэту пришлось отозвать вызов, но отношения между ними остались напряженными. Сплетни о семье Пушкина не утихали, они угнетали поэта, поэтому он сделал решительный шаг: отказал от дома и супругу сестры своей жены, и его приемному отцу, барону Геккерну. Последнему он отправил письмо, которое было настолько оскорбительным, что последовал вызов. Луи Геккерн сообщал, что от его имени Пушкина на дуэль вызывает его приемный сын Жорж Дантес.
Поединок был назначен на утро 8 февраля 1837 года. Пушкин и Дантес стрелялись на Черной речке в окрестностях Петербурга. Условия дуэли были смертельными. Дантес успел выстрелить первым. Поэт рухнул в снег, на некоторое время потерял сознание. Когда очнулся, решил, что ранение не должно помешать ему стрелять. Он стрелял лежа на снегу и прострелил Дантесу грудь и руку. Ранение Александра Сергеевича оказалось смертельным. С места дуэли его перевезли на квартиру на Мойке, где 10 февраля сердце поэта остановилось.
Лермонтов участвовал всего лишь в двух поединках, где так же последняя дуэль была закончена смертью писателя. Осенью 1818 года состоялась дуэль А.С. Грибоедова и А.И. Якубовича. Причин для поединка у Грибоедова и Якубовича не было. Их поединок оказался тесно связанным с дуэлью Шереметьева и Завадовского, секундантами которых они были. Это была так называемая четвертная дуэль. Якубович прострелил Грибоедову кисть на левой руке.
III глава. «Евгений Онегин». Анализ произведения и роль дуэли в жизни главных героев
Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичный и неоднозначный эпизод романа «Евгений Онегин». Онегин – «учёный малый, но педант», но он не хладнокровный убийца. Читая роман, нам это чётко дают понять за счёт метаний Евгения Онегина перед дуэлью. Владимир Ленский – второй участник этого поединка – наивный поэт, также не производит впечатления отличного стрелка. На самом деле поединок не имел под собой основания, это была глупая ошибка, которая закончилась очень печально и трагично. Для героя это была личная драма, автор также сожалел о смерти «юного поэта», понимание этого заставляет более детально рассмотреть шестую главу романа. Причиной данной дуэли становится легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невесткой Ленского:
«Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить».
Перед началом Владимир и Евгений стоят “потупив взор”, они понимают, что по законам общества должны испытывать друг другу злобы, быть заклятыми врагами, но в их сердцах ещё жива дружба. Автор замечает, что герои и сейчас вовсе не враги:
«Молодые люди сходятся, Онегин первый поднимает пистолет, Ленский немного. Онегин стреляет первым, Владимир падает, хватаясь рукой за грудь. Его друг мёртв и ему придётся жить с угрызениями совести, с тем, что он лишил жизни совсем юного человека, который доверял ему» Онегина скорее всего ждала бы крепость на пару месяцев и дальнейшее церковное покаяние, как не служащего дворянина. Это могло произойти, если бы смерть Ленского была списана на несчастный случай или самоубийство. Ленский был похоронен вне кладбищенской ограды, как самоубийца.
V глава. «Капитанская дочка» - дуэль как способ самоутвердится в обществе
Роман «Капитанская дочка» повествует об исторических событиях конца 18 века. В то время Россия была охвачена Пугачевским восстанием. Но самым главным для Пушкина было не только изобразить беспорядки в стране, а показать, как ведут люди в не легких ситуациях, таких как дуэли. Автор не случайно выбрал эпиграфом к книге пословицу: «Берегите честь смолоду». К сожалению далеко не все люди соблюдают такую философию жизни, многие готовы пожертвовать своим достоинством и честью ради спасения своей жизни, но ведь и их можно понять, ведь наша жизнь – самое ценное, что нам предоставлено.
Главные герои повести два офицера, оказавшиеся в Белогорской крепости – Швабрин и Гринев. Оба – дворяне, оба влюблены в Машу Миронову. Причиной дуэли Швабрина и Гринева является то, что Швабрин поступил плохо по отношению к их возлюбленной, Марье Ивановне. Гринёв не смог стерпеть оскорбление чести любимой девушки. С первого раза провести дуэль не получилось, так как обязательно присутствие секунданта, но Иван Игнатьич, которого попросил об этом Гринев, отказался. Ему не было жалко Швабрина, он опасался последствий, которые могут настигнуть молодого офицера. Старый поручик не желала участвовать в том, что могло принести несчастье и всячески пытался отговорить от этого Петра Гринёва.
У Ивана Игнатьича получилось помешать проведению дуэли, дуэлянты отделались выговором от Василисы Егоровны. Казалось, что конфликт исчерпан. Но позже открылось, что раньше Швабрин сватался кМарье Ивановне и тогда Гринёву стали ясны мотивы Швабрина и его желание поединка только укрепилось. Поединок Гринева и Швабрина все-таки состоялся. Швабрин был настроен очень решительно. Орудием для поединка были выбраны шпаги, Алексей Швабрин был уверен в своей победе, но Пётр тоже неплохо владел этим оружием и вполне мог победить. Противник воспользовался моментом беззащитности Гринёва, он отвлёкся и получил удар спину, после чего несколько дней провёл без сознания. Придя в себя он простил Алексея.
V глава. «Герой нашего времени» - дуэль как способ разрешить конфликт между героями
В повести «Княжна Мери» Лермонтов представляет совсем другую задачу дуэли. Поединок в повести «Княжна Мери» - единственный способ для торжества справедливости, возможность наказать лжеца, для которого не существует понятие чести. В этом мы можем утвердиться вспомнив, что на дуэль вызвал не влюблённый герой, а отвергнутый. Причиной битвы была вовсе не любовь – в основе поединка лежал сговор, желание отомстить и опорочить честь порядочного человека.
В сюжете этой повести лежит классический любовный треугольник: Прекрасная Дама и два офицера, рассчитывающие на её внимание. Это Печорин и Грушницкий, бывшие сослуживцы, приехавшие на воды для лечения. После встречи с Княжной Мери в их взаимоотношениях образовалась трещина, которая впоследствии привела к дуэли. Грушницкий и Печорин с самого начала своей дружбы не любили и не уважали друг друга. Печорин чувствовал, что их взаимоотношения когда-нибудь приведут к чему-то плохому: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Главный герой понимал, каким человеком является Грушницкий. Он хочет задеть его гордость и самолюбие, поэтому и стал ухаживать за Мери.
Уже тогда между героями обида стала увеличиваться, внутреннее недовольство стало переходить во внешний мир. Взаимная неприязнь друг к другу даёт понять, что дуэль неизбежна. Дуэлянты должны были стрелять на краю обрыва, даже при малейшем ранении один из противников потеряет равновесие и упадёт вниз. После выстрела Печорина – Грушницкий получает ранение и погибает.
Заключение
Все эти дуэли имели различный исход. От самого трагичного между Онегиным и Ленским до самой безжалостной между Печориным и Грушницким. Это говорит, что дуэль в русской литературе не только описание самого поединка, но и один из способов описания героев. Автор показывает важные для героев качества, то ради чего они готовы отдать свою жизнь и забрать чужую, за что готовы бороться до конца и то, что для них является самым главным в жизни.
Все инициаторы дуэлей через неё пытаются утвердиться в своей правоте, защититься, так как сомневаются в ней.
Дуэль – неизвестность, за которой может быть смерть. Человек не может узнать, что будет за этой неизвестностью: жизнь или смерть. Ведь даже те дуэли, которые заканчивались более и менее благополучно оставляли рану в душах участников.
Завершая работу, мы пришли к выводу, что дуэль – нерациональное распоряжение своей жизнью, неразумное отстаивание своей чести. Но, не живя в то время, вряд ли можно дать справедливую оценку. В наше время честь важна, но не является ключевым в жизни. Нельзя сказать хорошо это или плохо. Возможно, люди забыли про неё и стали более безнравственные, но в то же время не происходят убийства на этой почве. Жизнь – это единственное за что стоит бороться, ведь она дана нам только одна, честь можно заслужить и потерять, найти другой смысл, но жизнь будет продолжаться. Все старания будут бессмысленны, если жизнь оборвётся. Проведя исследования, мы утвердились в своей гипотезе, что дуэль у дворян не только средство развлечения, это способ свести счеты, доказать, что ты чего-то стоишь, сделать решительный, меняющий жизнь поступок.
Используемая литература
Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах.
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дуэль
https://www.culture.ru/materials/170333/dueli-i-duelyanty
https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html