МОУ «Гатчинская средняя
общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учитель физической культуры - Н.А. Ильина
Введение.
Младший школьный возраст обоснованно считается одним из более важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка (10-12 лет). В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества, в том числе скоросто – силовые.
Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно – силовые качества, высокий уровень которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта.
Данные научно – методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно – силовых качеств в зрелые годы – сложный и мало эффективный процесс, тогда как младший школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки.
Известно, что возраст 9-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость, быстроту. В специальной литературе также высказывается мнение в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных для развития определенных физических качеств и координационных способностей физического потенциала ребёнка.
Проведение исследования результативности скоростно – силового качества у учащихся 5 классов.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепление здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте.
В процессе формирования организма человека происходит неравномерное развитие структур и функций различных органов и тканей. Знание закономерностей этого развития имеет значение для рационального построения процесса физического воспитания. Педагогу необходимо учитывать возрастную степень эволюции функций, на которой приходятся его ученики, поскольку каждая фаза возрастного развития неповторима в жизни человека и требует соответствующего подхода к методам и средствам.
Возраст 9-12 лет является благоприятным для развития скоростно – силовых показателей. Упражнения при выполнении которых сила затрачивается главным образом на сообщение постоянной массе максимального ускорения – называются скоростно – силовыми.
Скоростно – силовая способность характеризуется не предельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельных величин. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется быстрота движений (отталкивание при прыжках в долину, в высоту, с места и разбега, финальное усилие в метаниях). К скоростно – силовым способностям относят быструю силу и взрывную силу (схема 1). Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельных величин. Взрывная сила отражает способность человека по ходу действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время, например в низком старте при беге на короткие дистанции.
Схема 1
В свою очередь взрывная сила делится на стартовую и взрывную. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения называется ускоряющей силой.
Рассмотрим участие различных физиологических систем в выполнении скоростно – силовых упражнений. В центральной нервной системе управления характеризуются образованием динамического стереотипа. Поэтому в каждом упражнении видна своя форма и строгая последовательность движений. Но вместе с тем не все характеристики таких движений абсолютно стереотипны. Скорость и сила мышечных сокращений не должны быть постоянными, они должны возрастать до максимальной степени. В связи с этим управление скоростно – силовыми упражнениями осложняется тем, что необходимо, сохраняя стереотипность их формы, добиться увеличения силы и скорости мышечных сокращений. Другой особенностью управления является сравнительно малое участие готовых, то есть прирожденных двигательных автоматов – безусловных двигательных рефлексов. Как правило, скоростно – силовые упражнения выполняются однократно с таким усилие, чтобы не замедлить скорость выполняемого движения. Это условие особенно важно соблюдать при выполнении финального усилия в метаниях и прыжках. Продолжительность скоростно – силового акта измеряется секундамиили даже долями секунд. Естественно, за такой короткий срок дыхание и кровообращение не могут значительно усилиться. Более того, дыхательные движения в момент напряжения
обычно задерживаются. В связи с этим кровообращение в момент напряжения не только не усиливается, но даже уменьшается в малом круге. Это свидетельствует о том, что скоростно – силовые упражнения относятся к анаэробной работе ( без кислорода). Анаэробные процессы совершаются уже после работы для погашения образовавшейся кислородной задолженности. Однако, несмотря на то, что мощность работы максимальна и сопровождается максимальным анаэробным распадом, общая величина кислородного долга сравнительно мала в связи с малой производительностью упражнений.
Данное исследование состоит в том, чтобы разработать короткую программу, рассчитанную на 6-8 недель двух разовых занятий, для интенсивного развития скоростно – силовых качеств, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост показателей этих качеств.
Методы и организация исследования.
Исследования проводились в условиях учебного процесса МОУ «Гатчинская СОШ №; с углубленным изучение отдельных предметов» в течение двух месяцев 2009-2010 учебного года. Испытуемые в количестве 53 человека – учащиеся пятых классов. Один класс – контрольный, второй экспериментальный. До начала эксперимента были обследованы учащиеся обоих классов. В число тестов для оценки скоростно – силовой подготовленности вошли тесты: 1. Прыжок в длину с места
2. Челночный бег 3 по 10 метров
3. Подъем туловища, лежа на спине за 30 секунд ( в исходном положении ноги согнуты в коленях).
Перед началом эксперимента на уроках физической культуры учащиеся обоих классов выполняли тесты скоростно – силовой направленности для подготовки организма к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений.
Во всех классах уроки физической культуры проводились по школьной программе. Различия заключались в том, что в экспериментальном классе в основной части урока в течение 10-12 минут ребята выполняли стандартную тренировочную программу. В комплекс входили 2-3 упражнения. Задания выполнялись по методу круговой тренировки с интервалом отдыха 1 минута между сериями. На начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы по всем показателям статистически не отличались.
Результаты и обсуждения.
Результаты двух месячного исследования были мной обработаны.
Эффективность разработанной методики подтвердились не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями контрольного класса.
Улучшение результатов наблюдалось в следующих тестах. У участников экспериментального класса достоверный прирост результатов по тесту «Прыжок в длину с места»: на начало эксперимента средний результат составил 156,11 см. и по окончанию эксперимента 167,58 см. Прирост составил 11,47 см, или 7,35%. В контрольной группе результат изменился со 165 см. до 160,3 см. Ухудшение результата на 3 %.
При сравнении показателей теста «Подъем туловища за 30 сек.» участников контрольной и экспериментальной групп по окончанию основного эксперимента отличается. Приросты показателей в экспериментальной группе выше. Результаты в экспериментальной группе следующие: на начало эксперимента 22,3 раза за 30 сек. и 24,53 раза на конец.
Это составляет 10 % прироста. В контрольной группе на начало 22,1 раза и на конец 21,87 раз. Наблюдается снижение показателей на 1 %.
Проведем анализ результатов теста «Челночный бег». У испытуемых контрольной группы к концу эксперимента показатели существенно не изменились. 11,86 сек. в начале и 11,90 сек. к концу. В тоже время результаты экспериментальной группы улучшились на 2,5 %. В начале – 11,16 сек., а в конце эксперимента 10,88 сек.
Таблица проведения исследования.
Тесты | Контрольный класс | Экспериментальный класс |
На начало | На конец | На начало | На конец |
Прыжок в длину с места | 165 см | 160,3 см - 3% | 156,11 см | 167,58 см + 7,35% |
Поднимание туловища за 30 сек. | 22,1 раз | 21,97 раз + 1% | 22,3 раз | 24,53 раз + 10% |
Челночный бег 3 по 10 метров | 11,86 сек. | 11,9 сек + 0,01 | 11,6 сек | 10,88 сек +2,5% |
Решение задач скоростно-силовой подготовки можно осуществлять с помощью разнообразных упражнений.
Упражнения со скакалкой.
Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные)
Прыжки ноги врозь.
Подскоки с ноги на ногу, вращая скакалку вперед-назад, то же с поворотом на 90, 360 градусов.
Подскоки из стойки ноги скрещены.
Подскоки на обеих ногах.
Бег на месте с высоким подниманием бедра.
На один подскок двойное вращение.
Можно использовать такие упражнения:
С преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнёром и с использованием отягощений (набивные мячи, мешки с песком, штанга, гантели и т.д.)
С различными отягощениями в беге, в прыжковых упражнениях и в прыжках в длину.
С использованием сопротивлений внешней среды:
а) бег и прыжки в гору вверх и вниз;
б) по различному грунту (газон, песок, опилки, снег), против ветра и по ветру.
4. Прыжки с использованием собственного веса:
а) прыжки в глубину; рисунок 1
б) в высоту;
в) на дальность;
г) на двух и одной ноге;
д) с разбега и с места, варьируя длину и скорость.
5. Игровые задания по сигналу.
6. Подвижные игры типа: «Перестрелка», «Мяч ловцу», «Нападают пятёрки», «Перетягивание в шеренгах», «Выталкивание из круга», «Петушиная атака» и т.д.
Мной разработаны задания, ориентированные на повышение скоростно-силового качества у учащихся.
Комплекс № 1
1 станция: прыжки через скакалку на двух ногах 50 прыжков – 4 серии;
2 станция: броски набивного мяча в парах – 4 серии;
а) из-за головы двумя руками 20 передач;
б) от груди двумя руками 20 передач;
рисунок 2
3 станция: тройной прыжок на гимнастический мат 5 прыжков – 3 серии.
Комплекс № 2
1 станция: прыжки через скамейку с продвижением в перед – 4 серии;
2 станция: выталкивание набивного мяча от груди двумя руками в течение 20-30 секунд – 4 серии;
Комплекс № 3
1 станция: спрыгивание и запрыгивание на возвышенность 20 прыжков – 4 серии;
2 станция: упор лёжа – упор присев 15 раз по 4 серии.
Комплекс № 4
1 станция: бег у опоры с высоким подниманием бедра в течение 30 секунд – 4 серии;
2 станция: поднимание туловища, лёжа на спине за 30 секунд – 4 серии.
После выполнения комплекса упражнений целесообразно давать учащимся задание на расслабление и растяжку.
Выводы:
Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе прирост всех показателей выше, чем в контрольном классе. У испытуемых экспериментальной группы показатели теста «Прыжок в длину с места» выросли на 7,35 %; результат теста «Поднимание туловища из положения, лёжа на спине за 30 секунд» улучшился на 10 %; прирост в тесте «Челночный бег» составил 2,5 %. Это свидетельствует о том, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у детей 5-6 классов, обеспечивают необходимый уровень физической подготовки учащихся для выполнения программных требований в данной возрастной группе.
Содействовать полному проявлению и развитию тех физических способностей, для прогрессирования которых на определенных ступенях возрастного развития складываются наиболее благоприятные биологические предпосылки, а так же способностей, роль которых особенно существенна для успешного овладения двигательными умениями и навыками.
Расширять функциональные возможности организма учащихся на уроках физкультуры.
Содействовать воспитанию мотивации к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой.