СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по разработке эффективности использования краткосрочных тренировочных программ для успешного развития скоростно – силового качества учащихся 5 классов.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст обоснованно считается одним из более важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка (10-12 лет). В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества, в том числе скоросто – силовые.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по разработке эффективности использования краткосрочных тренировочных программ для успешного развития скоростно – силового качества учащихся 5 классов.»

МОУ «Гатчинская средняя

общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов»
































Учитель физической культуры - Н.А. Ильина







Введение.

Младший школьный возраст обоснованно считается одним из более важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка (10-12 лет). В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества, в том числе скоросто – силовые.

Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно – силовые качества, высокий уровень которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта.

Данные научно – методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно – силовых качеств в зрелые годы – сложный и мало эффективный процесс, тогда как младший школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки.

Известно, что возраст 9-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость, быстроту. В специальной литературе также высказывается мнение в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных для развития определенных физических качеств и координационных способностей физического потенциала ребёнка.





















Проведение исследования результативности скоростно – силового качества у учащихся 5 классов.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепление здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте.

В процессе формирования организма человека происходит неравномерное развитие структур и функций различных органов и тканей. Знание закономерностей этого развития имеет значение для рационального построения процесса физического воспитания. Педагогу необходимо учитывать возрастную степень эволюции функций, на которой приходятся его ученики, поскольку каждая фаза возрастного развития неповторима в жизни человека и требует соответствующего подхода к методам и средствам.

Возраст 9-12 лет является благоприятным для развития скоростно – силовых показателей. Упражнения при выполнении которых сила затрачивается главным образом на сообщение постоянной массе максимального ускорения – называются скоростно – силовыми.

Скоростно – силовая способность характеризуется не предельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельных величин. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется быстрота движений (отталкивание при прыжках в долину, в высоту, с места и разбега, финальное усилие в метаниях). К скоростно – силовым способностям относят быструю силу и взрывную силу (схема 1). Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельных величин. Взрывная сила отражает способность человека по ходу действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время, например в низком старте при беге на короткие дистанции.









Схема 1

В свою очередь взрывная сила делится на стартовую и взрывную. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения называется ускоряющей силой.

Рассмотрим участие различных физиологических систем в выполнении скоростно – силовых упражнений. В центральной нервной системе управления характеризуются образованием динамического стереотипа. Поэтому в каждом упражнении видна своя форма и строгая последовательность движений. Но вместе с тем не все характеристики таких движений абсолютно стереотипны. Скорость и сила мышечных сокращений не должны быть постоянными, они должны возрастать до максимальной степени. В связи с этим управление скоростно – силовыми упражнениями осложняется тем, что необходимо, сохраняя стереотипность их формы, добиться увеличения силы и скорости мышечных сокращений. Другой особенностью управления является сравнительно малое участие готовых, то есть прирожденных двигательных автоматов – безусловных двигательных рефлексов. Как правило, скоростно – силовые упражнения выполняются однократно с таким усилие, чтобы не замедлить скорость выполняемого движения. Это условие особенно важно соблюдать при выполнении финального усилия в метаниях и прыжках. Продолжительность скоростно – силового акта измеряется секундамиили даже долями секунд. Естественно, за такой короткий срок дыхание и кровообращение не могут значительно усилиться. Более того, дыхательные движения в момент напряжения



обычно задерживаются. В связи с этим кровообращение в момент напряжения не только не усиливается, но даже уменьшается в малом круге. Это свидетельствует о том, что скоростно – силовые упражнения относятся к анаэробной работе ( без кислорода). Анаэробные процессы совершаются уже после работы для погашения образовавшейся кислородной задолженности. Однако, несмотря на то, что мощность работы максимальна и сопровождается максимальным анаэробным распадом, общая величина кислородного долга сравнительно мала в связи с малой производительностью упражнений.

Данное исследование состоит в том, чтобы разработать короткую программу, рассчитанную на 6-8 недель двух разовых занятий, для интенсивного развития скоростно – силовых качеств, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост показателей этих качеств.

Методы и организация исследования.

Исследования проводились в условиях учебного процесса МОУ «Гатчинская СОШ №; с углубленным изучение отдельных предметов» в течение двух месяцев 2009-2010 учебного года. Испытуемые в количестве 53 человека – учащиеся пятых классов. Один класс – контрольный, второй экспериментальный. До начала эксперимента были обследованы учащиеся обоих классов. В число тестов для оценки скоростно – силовой подготовленности вошли тесты: 1. Прыжок в длину с места

2. Челночный бег 3 по 10 метров

3. Подъем туловища, лежа на спине за 30 секунд ( в исходном положении ноги согнуты в коленях).

Перед началом эксперимента на уроках физической культуры учащиеся обоих классов выполняли тесты скоростно – силовой направленности для подготовки организма к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений.

Во всех классах уроки физической культуры проводились по школьной программе. Различия заключались в том, что в экспериментальном классе в основной части урока в течение 10-12 минут ребята выполняли стандартную тренировочную программу. В комплекс входили 2-3 упражнения. Задания выполнялись по методу круговой тренировки с интервалом отдыха 1 минута между сериями. На начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы по всем показателям статистически не отличались.



Результаты и обсуждения.

Результаты двух месячного исследования были мной обработаны.

Эффективность разработанной методики подтвердились не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями контрольного класса.

Улучшение результатов наблюдалось в следующих тестах. У участников экспериментального класса достоверный прирост результатов по тесту «Прыжок в длину с места»: на начало эксперимента средний результат составил 156,11 см. и по окончанию эксперимента 167,58 см. Прирост составил 11,47 см, или 7,35%. В контрольной группе результат изменился со 165 см. до 160,3 см. Ухудшение результата на 3 %.

При сравнении показателей теста «Подъем туловища за 30 сек.» участников контрольной и экспериментальной групп по окончанию основного эксперимента отличается. Приросты показателей в экспериментальной группе выше. Результаты в экспериментальной группе следующие: на начало эксперимента 22,3 раза за 30 сек. и 24,53 раза на конец.

Это составляет 10 % прироста. В контрольной группе на начало 22,1 раза и на конец 21,87 раз. Наблюдается снижение показателей на 1 %.

Проведем анализ результатов теста «Челночный бег». У испытуемых контрольной группы к концу эксперимента показатели существенно не изменились. 11,86 сек. в начале и 11,90 сек. к концу. В тоже время результаты экспериментальной группы улучшились на 2,5 %. В начале – 11,16 сек., а в конце эксперимента 10,88 сек.



Таблица проведения исследования.

Тесты

Контрольный класс


Экспериментальный класс

На начало

На конец

На начало

На конец

Прыжок в длину с места

165 см

160,3 см

- 3%

156,11 см

167,58 см

+ 7,35%

Поднимание туловища за 30 сек.

22,1 раз

21,97 раз

+ 1%

22,3 раз

24,53 раз

+ 10%

Челночный бег 3 по 10 метров

11,86 сек.

11,9 сек

+ 0,01

11,6 сек

10,88 сек

+2,5%



Решение задач скоростно-силовой подготовки можно осуществлять с помощью разнообразных упражнений.

Упражнения со скакалкой.

  1. Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные)

  2. Прыжки ноги врозь.

  3. Подскоки с ноги на ногу, вращая скакалку вперед-назад, то же с поворотом на 90, 360 градусов.

  4. Подскоки из стойки ноги скрещены.

  5. Подскоки на обеих ногах.

  6. Бег на месте с высоким подниманием бедра.

  7. На один подскок двойное вращение.

Можно использовать такие упражнения:

  1. С преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнёром и с использованием отягощений (набивные мячи, мешки с песком, штанга, гантели и т.д.)

  2. С различными отягощениями в беге, в прыжковых упражнениях и в прыжках в длину.

  3. С использованием сопротивлений внешней среды:

а) бег и прыжки в гору вверх и вниз;

б) по различному грунту (газон, песок, опилки, снег), против ветра и по ветру.

4. Прыжки с использованием собственного веса:

а) прыжки в глубину; рисунок 1

б) в высоту;



в) на дальность;

г) на двух и одной ноге;

д) с разбега и с места, варьируя длину и скорость.

5. Игровые задания по сигналу.

6. Подвижные игры типа: «Перестрелка», «Мяч ловцу», «Нападают пятёрки», «Перетягивание в шеренгах», «Выталкивание из круга», «Петушиная атака» и т.д.

Мной разработаны задания, ориентированные на повышение скоростно-силового качества у учащихся.

Комплекс № 1

1 станция: прыжки через скакалку на двух ногах 50 прыжков – 4 серии;

2 станция: броски набивного мяча в парах – 4 серии;

а) из-за головы двумя руками 20 передач;

б) от груди двумя руками 20 передач;

рисунок 2



3 станция: тройной прыжок на гимнастический мат 5 прыжков – 3 серии.

Комплекс № 2

1 станция: прыжки через скамейку с продвижением в перед – 4 серии;

2 станция: выталкивание набивного мяча от груди двумя руками в течение 20-30 секунд – 4 серии;

Комплекс № 3

1 станция: спрыгивание и запрыгивание на возвышенность 20 прыжков – 4 серии;

2 станция: упор лёжа – упор присев 15 раз по 4 серии.

Комплекс № 4

1 станция: бег у опоры с высоким подниманием бедра в течение 30 секунд – 4 серии;

2 станция: поднимание туловища, лёжа на спине за 30 секунд – 4 серии.

После выполнения комплекса упражнений целесообразно давать учащимся задание на расслабление и растяжку.














Выводы:

  1. Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе прирост всех показателей выше, чем в контрольном классе. У испытуемых экспериментальной группы показатели теста «Прыжок в длину с места» выросли на 7,35 %; результат теста «Поднимание туловища из положения, лёжа на спине за 30 секунд» улучшился на 10 %; прирост в тесте «Челночный бег» составил 2,5 %. Это свидетельствует о том, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у детей 5-6 классов, обеспечивают необходимый уровень физической подготовки учащихся для выполнения программных требований в данной возрастной группе.

  2. Содействовать полному проявлению и развитию тех физических способностей, для прогрессирования которых на определенных ступенях возрастного развития складываются наиболее благоприятные биологические предпосылки, а так же способностей, роль которых особенно существенна для успешного овладения двигательными умениями и навыками.

  3. Расширять функциональные возможности организма учащихся на уроках физкультуры.

  4. Содействовать воспитанию мотивации к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой.