МКОУ «Волжанская средняя общеобразовательная школа имени героя оциалистического Труда Василия ихайловича Репринцева» Советского района Курской области
Исследовательская работа по теме:
«Маленькие герои большой войны»
Содержание
Введение
1.Теоретическая часть
1.1 До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.
1.2 Пионеры, удостоенные высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.
1.3 Марат Казей
1.4 Зина Портнова
1.5 Лёня Голиков
1.6 Валя Котик.
2. Практическая часть…………………………………………………………..
2.1 Изготовление
2.2 Изготовление Книги памяти « Пионеры- герои»
3. Заключение
4. Литература
Введение
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки,связь времен,семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Мы все знаем: у войны не детское лицо,но в час испытаний обыкновенное маленькое детское сердце,когда разгорается в нем священная любовь к Родине,боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам,может стать огромным.
Герои моего исследования – дети, которым во время страшных событий Великой Отечественной войны было всего 9-14 лет. То, что не мог увидеть воин на поле боя, видели и запомнили они. Живая, образная детская память запечатлела на всю жизнь суровую пугающую правду военных сражений.
Тема проекта «Маленькие герои большой войны»
Цель исследования: Узнать о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Найти материал о детях , чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны
2. Формировать чувство гордости за свой народ и страну.
3. Стимулировать потребность учащихся в чтении книг о детях пионерах-героях ВОВ
5.Создать презентацию и буклет
Формы и методы исследовательской работы:
1Чтение художественной литературы о детях-героях войны.
2. Изучение воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны об участии детей в партизанском движении.
4. Посещение Советского краеведческого музея п. Кшенский
5. Поиск информации в сети Internet
Гипотеза: если мы будем знать героическую историю детей
Великой Отечественной войны, то мы сохраним память о них для
потомков.
Объект исследования: изучение героического подвига детей войны.
Предмет исследования : пионеры – герои 1941 – 1945гг.
1.Теоретическая часть
1.1 До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Война коренным образом изменила их жизнь. Они с первых дней войны стремились во всём помогать взрослым в борьбе с врагом. На защиту Родины поднялись тысячи мальчишек и девчонок. Они порой делали то, что не под силу было взрослым мужчинам. За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями.
1.2 Пионеры, удостоенные высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.
За мужество и отвагу четверо пионеров были удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.
Это Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик.
1.3 Марат Казей
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
Награды:
-Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
-орден Ленина
-орден Отечественной войны I степени;
-медаль «За отвагу»;
-медаль «За боевые заслуги».
1.4 Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя Витебской области, куда она приехала на каникулы. Зина в составе подпольной комсомольско-молодежной организация "Юные мстители" участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...
Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.
Награды:
-Герой Советского Союза.
-Орден Ленина.
1.5 Лёня Голиков.
Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
Награды:
-Герой Советского Союза.
-Орден Ленина.
-Орден Отечественной войны I степени.
-Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.
-Медаль «За отвагу».
1.6 Валя Котик.
Он родился в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. В школе был признанным вожаком своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как герой.
Награды:
-Герой Советского Союза
-орден Ленина;
-орден Отечественной войны I степени;
-медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.
Это далеко не полный список пионеров, участвовавших в Великой Отечественной. Они были детьми, лишенными детства. И они не испугались. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
Эти ребята были настоящими героями, без всякого пафоса, их надо чтить и помнить! И пока мы будем ставить их в пример, у нашей страны есть надежда!
2. Практическая часть…………………………………………………………..
2.1. Классный час « Пионеры- герои».
2.2. Просмотр видео о подвигах детей.
2.3.Изготовление лэпбука « Никто не забыт, ничто не забыто».
3. Заключение.
Материал, собранный мной и сам проект я передам в фонд краеведческого музея школы. Но моя работа над проектом не закончена. Я планирую совместно с одноклассниками рассказать историю одного из героев – пионеров в рамках театрализованного представления дополнительного образования к 80- летию Великой Победы.
Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной Войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто не жалея жизни, завоевал свободу и счастье для подрастающего поколения. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.
4. Источники информации:
Валя Котик https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Лёня Голиков https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Марат Казей https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%B9,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Зина Портнова https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
http://pages.marsu.ru/iac/resurs/istory/foto/page_01.html