СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: "Особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: "Особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев"»

Министерство образования и науки Республики Алтай

БОУ РА «Республиканский классический лицей»



Республиканские Краеведческие чтения

«Моё Отечество - Алтай»

Для обучающихся образовательных учреждений Республики Алтай




Номинация «Этнографии»

Особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев







Подготовила:

Тудашева Алина Алексеевна

Учащаяся _8 класса

Основное место учёбы:: БОУ РА «РКЛ»

Адрес образовательной

организации с индексом: г. Горно-Алтайск пр.Коммунистический 70,649006

Домашний адрес с индексом: г. Горно-Алтайск пр. Коммунистический 109/6 корпус 2, кв.26, 649002

Контактный телефон:8-906-939-77-13

e-mail: [email protected]


Руководитель:

Нестерович Жанета Васильевна

Должность и место работы:

учитель истории, БОУ РА «РКЛ»

Адрес места работы с индексом: г. Горно-Алтайск пр.Коммунистический 70,649006

Контактный телефон:8-913-998-01-83

e-mail: [email protected]


г. Горно-Алтайск

2019

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Влияние хозяйственно - промысловой деятельности на появление и использование ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности алтайцев 5

Глава 2. Виды ритуальных фигурок «шатра» в обрядности алтайцев 6

2.1. Охотничьи фигурки диких животных - кочкорлор 6

2.2. Скотоводческие фигурки домашних животных - шатра 7

Глава 3. Культовая практика изготовления и использования ритуальных фигурок у разных народов 7

Глава 4. Сравнительный анализ использования ритуальных фигурок у разных народов 10

Глава 5. Преемственность использования ритуальных фигурок «шатра» в современной алтайской культуре 12

Заключение 13

Литература 14

Приложение 15


















Введение

В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры народов мира стремительно растет. У алтайцев, как и у других народов Сибири, бытуют представления о духах-хозяевах отдельных объектов- гор, рек, озёр и целебных источников, называя их священными. Для избежания гнева этих духов и снискания их благосклонности алтайцы совершают ряд ритуальных обрядов, в которых используются сооружения и предметы, имеющие разное значение и выполняющие определенную роль.

В алтайских обрядах, связанных с культом природы, роль духам- хозяевам местностей и Хозяину Алтая выполняли ритуальные фигурки (шатра), выполненные из разных материалов. Алтайцы считали, что с помощью данного обряда можно обеспечивать и усиливать плодовитость скота.

Исследователь Тюхтенева С.П. отмечает, что алтайцы во все времена зависели от скотоводства, что и отражалось в обрядах и ритуалах их жизненного цикла. Ученые Екеева Э.В. и Белекова Э.А. в своих работах описывают функции и использование ритуальных предметов в обрядах, связанных с культом природы. Артюзов Д.В. выделяет два вида ритуальных фигурок: охотничьи и скотоводческие. Однако, исследований, посвященных сравнительному анализу использования ритуальных фигурок у разных народов, практически не проводилось, именно этим и был продиктован наш интерес к обозначенной теме.

Объект исследования: ритуальная обрядность у алтайцев.

Предмет исследования: особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев.

Цель: выявление особенностей использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности у алтайцев

Задачи:

  1. выявить факторы влияния хозяйственно-промысловой деятельности алтайцев на появление и использование ритуальных фигурок «шатра» в их традиционной обрядности;

  2. изучить особенности и влияние религиозного мировоззрения алтайцев на изготовление и использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности алтайцев;

  3. провести сравнительный анализ использования ритуальных фигурок у разных народов;

  4. проанализировать преемственность использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной и современной обрядности у алтайцев.

Гипотеза: особенности использования ритуальных фигурок «шатра» в обрядовой культуре алтайцев связаны с их религиозным мировоззрением и изменением в промыслово-хозяйственной деятельности.

Актуальность исследования: традиционные народные обряды и традиции раскрывают феномен духовной жизни и культовой практики алтайцев. Более того, праздники, приметы, ритуалы и другие элементы народных традиций могут быть в той или иной степени востребованы современностью.

Методы исследования:

  • На эмпирическом уровне: поиск и отбор актуальной информации по теме (газеты, публикации), материалы сети Интернет. С целью детализации теоретического материала мы интервьюировали носителя культуры Чумакаева А.Э.

  • На теоретическом уровне: – теоретический анализ исторической литературы и других источников; анализ статистических данных, составление обобщающих таблиц и сравнительный анализ.

  • На уровне рефлексии и представления результатов нами подготовлены исследовательский реферат, компьютерная презентация.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут представлять интерес для дальнейшего изучения духовной культуры алтайцев. Результаты исследования могут представлять интерес при изучении истории Горного Алтая.























Глава 1. Влияние хозяйственно - промысловой деятельности на появление и использование ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности алтайцев

Исследователи отмечают, что ведущей отраслью производства для большинства населения Горного Алтая всегда являлось скотоводство, разведение лошадей, овец, крупного рогатого скота, коз, частично сарлыков (яков) и верблюдов, также дополнением к основному занятию, направленному на выживание являлась охота [8].

Алтайцы во все времена зависели от этих видов деятельности и всегда придавали большое значение занятию скотоводством и охотой, что отражалось на традиционной обрядности алтайцев.

В алтайских обрядах, связанных с культом природы, роль жертвы духам-хозяевам местностей и Хозяину Алтая выполняли ритуальные фигурки шатра. Традиция лепить из теста фигурки балин, как пишет С.П. Тюхтенева, заимствована алтайцами у монголов из ламаисткого обряда принесения умилостивительной жертвы хозяевам местности. Шатра – это своеобразный узел в сети многообразных отношений между человеком, животными, ландшафтом, вещами и духами.

Д.В. Арзютов в своей работе «Шатра и jурт: «обратный адрес» в ритуале у алтайцев», пишет, что выбор того, как и зачем поставить те или иные фигурки, не является механическим. Участники ритуалов (охотничьих и скотоводческих) выбирают ту или иную композицию, исходя из собственных отношений с ландшафтом и животными, а также из социального опыта. Всякий раз, готовясь к охоте, отелу/окоту скота, человек создает модель пространства, где эти отношения наиболее актуальны (тайга или поселение). Сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.


Глава 2. Виды ритуальных фигурок «шатра» в обрядности алтайцев 2.1. Охотничьи фигурки диких животных - кочкорлор

Наиболее ранние упоминания о фигурках животных вылепленных из глины, связаны с культурой северных алтайцев, жителей тайги, которые изготовляли их перед охотой. Алтайцы называли их кочкорлор (горные бараны), их должно быть 27 штук. Охотничьи фигурки лепились из растительной пищи (хлеб, толокно). Затем вдали от жилья сооружали помост, покрывали его куском бересты и расставляли на нем вылепленных животных. Жертва предназначалась белому духу, духам земли, иногда шаману - предку. Шею и рога баранов обвязывались желтой или мишурной ниткой [1, с. 4-5].

Фигурки являются символическим изображением дикого животного, которое должно быть убито. Местом их создания и использования является тайга. (см. Приложение №2).

2.2. Скотоводческие фигурки домашних животных - шатра

Фигурки домашних животных, модели материальных элементов домохозяйства, создавали их как в поселении, так и в ритуальных местах на родовых территориях. Данные фигурки изготавливались в композиции, где предполагались не только домашние животные (число данных фигурок чётное), но и жилища [3, с. 30-31].

В алтайской традиции корова принадлежит к классу животных, соок тумчыкту мал («скот с холодным дыханием») и соотносится с нижним миром. Для производства сыра, из которого делается шатра, нужно именно коровье молоко. Животные, представленные в композиции шатра, делятся на две группы: с холодными и горячим дыханием, поэтому фигурки коров располагаются с одной стороны от коновязи, а овец и лошадей- с другой (см. Приложение №2).

С.П. Тюхтенева пишет, что ритуальные фигурки соединялись с «хозяином» местности (ээзи) на ритуальном месте (тагыле)- символизирующими родовые горы и сжигались. ( см. Приложение №1).

Глава 3. Культовая практика изготовления и использования ритуальных фигурок у разных народов

Анализ научной литературы, посвященной вопросам культовой практики изготовления и использования ритуальных фигурок у разных народов, показал, что способ изготовления ритуальных фигурок, можно найти у многих народов. (см. Приложение №4).

В исследованиях бурятских ученых отмечается, монголы, буряты у которых существовал обычай ежегодно почитать семейные традиции. Эта традиция называется балинд моргох- поклонение жертвенным мучным фигуркам- балин, которое проводилось в первый день первого месяца весны. В первый день Белого месяца приготавливают специально для этого обряда балин, которые играют роль жертвенного подношения, они устанавливаются на южной стороне дома к солнцу. Во время данного обряда присутствие женщин не приветствуется, в нем могут принимать участие только мужчины и дети.[4, с. 100].

Якуты, эвенки, шорцы и угры использовали ритуальные фигурки на медвежьем празднике. Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали в переднем углу на столе в жертвенной позе — голова положена на вытянутые лапы. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, лапы украшали кольцами, ленточками. Перед головой ставили угощения, фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей (раньше приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания — дымящуюся чагу. Все, кто приходил на празднование, кланялись медведю, целовали его лапу. [9]

Раньше поморы пекли козули только один раз в году — на Рождество. Козули тогда изготавливались из ржаного теста. Изготовленные фигурки козочек, баранов и коровок символизировали «небесные стада» — облака. Также козулями называли и специальные хлебы в виде венка, с этими козулями люди направлялись в лес «завивать берёзки». Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выкидывают. Изготовляли и выпекали козуль здесь в форме северных оленей, кота (кот также считался символом дома),ангелов, ёлочек и домиков . [10]

Исследователь Бутанаев В.Я. отмечает, что крещение - по-хакасски называлось "хысхы мылтых" (зимнее ружье). Накануне вечером хозяйки лепили из теста фигурки скота и птичек хучагас. Запрещалось делать людей и собак. Затем вылепленные фигурки хучагас обжигались в печи и ставились перед божьим образом. Утром их хакасы разбивали и съедали.

Обряд освящения домашнего огня, жертвоприношение. Устраивался ежегодно осенью у тувинцев, когда был собран урожай и завершены перекочевки. Для этого из стада выбирали козла и освящали его. Лама лепил из теста фигурку козла, ставил ее на специально приготовленную дощечку - серге дожээ - и читал над ней молитвы. Это символизировало переход, перевоплощение живого козла в его зооморфный образ.

Исследуя культовую практику у многих народов, мы увидели, что изготовление и использование ритуальных фигурок, имеет разное значение и особенности. Прежде всего, это связано с культом животных, который зарождался в различных обществах под влиянием определённого хозяйственного и религиозного мировоззрения.












Глава 4. Сравнительный анализ использования ритуальных фигурок у разных народов

На первом этапе нашего исследования, мы проанализировали работы ученых Екеева Э.В., Артюзова Д.В., Бутанаева В.Я., Тюхтеневой С.П. и на теоретическом уровне выявили факторы влияния хозяйственно- промысловой деятельности на появление и использование ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности алтайцев. С целью детализации интервьюировали кандидата филологических наук Чумакаева А.Э.

На втором этапе составили обобщающие и сравнительные таблицы культовой практики изготовления и использования ритуальных фигурок у разных народов.

Проделанная работа позволила нам, сделать выводы, что у многих народов существовал данный ритуал, который имеет много общего, обряд изготовления и использования, прежде всего, связан с культом животных, который зарождался в различных обществах под влиянием определённого хозяйственного и религиозного мировоззрения. Исключением являются поморы, которые считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выкидывают. Практически у всех народов выявляется общая тенденция, все народы, рассматриваемые в нашей работе, изготавливали ритуальные фигурки из теста, что подтверждает существование культа животных в обрядовой практике. Как показало наше исследование, отличительной чертой у разных народов стало то, что у каждого народа значение и название этих фигурок носило сугубо индивидуальный характер в зависимости от особенностей этнокультурных местных традиций этого народа. Использование и значение в обрядах ритуальных фигур проводились по разному и имеет свои определенные особенности. (см. Приложение №4).

В ходе сравнительного анализа, мы выявили особенности использования ритуальных фигурок «шатра» у алтайцев:

-ритуальные фигурки у алтайцев делились на скотоводческие и охотничьи;

- ритуальные фигурки соединялись с «хозяином» местности (ээзи) на ритуальном месте (тагыле)- символизирующими родовые горы и сжигались;

- сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала. (см. Приложение №5).

































Глава 5. Преемственность использования ритуальных фигурок «шатра» в современной алтайской культуре

Несмотря на постоянное забывание семантики элементов шатра, сам ритуал подношения фигурок продолжает существовать.

Д.В. Арзютов в своей работе «Шатра и jурт: «обратный адрес» в ритуале у алтайцев», описывает посещение аржан-суу- целебного источника. Непременным атрибутом ритуала он называет шатра в виде людей, домашней утвари, аила, животных. Здесь наблюдается дальнейшее изменение идеи шатра и введение в их состав фигурок людей.

По словам информанта Чумакаева А.Э., сохранились способы изготовления ритуальных фигурок, их также вырезают из прессованного или мягкого сыра. Увеличилось количество ритуальных фигурок, используемых в обрядах, проводимых во время весеннее-осенних молебнов и посещения целебных источников, которые не являются предметами жертвоприношения, так как они отражают желание участников о благополучии жизни самих людей, так и окружающей природы.

В настоящее время утрачен обряд жертвования фигурок, вылепленных из муки, охотниками как акт подношения хозяину тайги [3, с. 30].

Появление таких факторов как русская колонизация, распространение христианства, появление новых методов охоты, исчезновение общего страха перед духами, а также борьба советского режима с религией с течением времени привели к значительному уменьшению жизненной необходимости в охоте. Это в свою очередь привело к утрате изготовления кочкорлор (горные бараны) в ритуальных обрядах охоты.

При проведении обряда подношения ритуальных фигурок Хозяину Алтая используется войлочный ковер ширдек, который изначально не был культовым предметом. (см. Приложение №3).



Заключение

Отвечая на вопрос о роли религиозных представлений в хозяйственно-промысловой деятельности алтайцев на появление и использование ритуальных фигурок «шатра» в их традиционной обрядности, мы, безусловно, можем утверждать, что в прошлом этот обряд имел огромное значение. Объясняется это высоким уровнем зависимости человека, от природы. Охота и скотоводство являлась необходимостью, способом выживания, сама же композиция фигурок являлась не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.

В ходе исследования, мы сделали вывод, что в последние годы происходит постепенное возрождение традиций алтайцев, что в картине мира у алтайцев ведущее место занимают представления о скотоводстве как наиболее приемлемом образе жизни и способе жизнеобеспечения, который непосредственно влияет на особенности ритуальных традиции алтайцев.

На основании вышесказанного мы можем утверждать, что в культовой практике отражается самобытность народа, которая развивается в русле этнокультурных местных традиций, каждая из которых своеобразна и имеет свои национальные особенности и обычаи, вследствие чего наша гипотеза получила полное подтверждение и является доказанной











Литература
  1. Артюзов Д.В. «Шатра и jурт: «обратный адрес» в ритуале у алтайцев». Археология, этнография и антропология Евразии. Санкт-Петербург,2016. С.120

  2. Бутанаев В.Я. «Народные праздники Хакасии».г. Абакан. 1999г. с. 208

  3. Екеева Э.В., Белекова Э.А. «Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев». г. Горно-Алтайск, 2018.с.119

  4. Лхагвасурэн Э. « Традиционные верования ойрот-монголов». Улан-Удэ,2012.с. 196

  5. Тюхтенева С.П. «Земля. Вода.Хан Алтай:этническая культура алтайцев в ХХ веке.-Элиста: Изд-во Калмык.гос.университет, 2009.-с.169

  6. Тюхтенева С.П. «Природная и социальная среда как фактор сохранения этнической культуры алтайцев: конец XIX- начало XXI в.в.». Москва, 2011. С. 47

  7. Алтайский ритуальный ковер и создание гетеротопии- https://docplayer.ru/41370464-Altayskiy-ritualnyy-kover-i-sozdanie-geterotopii-1.html (дата обращения:18.12.2018).

8. Гадание на лопатке животных-.http://www.stratusmongolia.com/en/information-tourist/360-2014-03-04-08-50-41.html

9. Использовали ритуальные фигурки на медвежьем празднике-. https://www.yakutskhistory.net/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA/

10.Козулиhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D1%83%D0%BB%D0%B8

11. Славянские обряды-https://pandoraopen.ru/2009-07-03/slavyanskie-

Информанты

  1. Баграшева Ю.К., жительница города Горно-Алтайска, 1954 г. р.

  2. Чумакаев А.Э. кандидат филологических наук, 1974 г.р.

  3. Шинжин Н.Б., житель села Шебалино, 1952 г. р.

Приложение №1


(Тагыл)- символизирующий родовые горы


[5]


[7]


Приложение №2

Особенности изготовления и использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной обрядности алтайцев

Линия сравнения

Охотничьи ритуальные фигурки

Скотоводческие ритуальные фигурки

название

кочкорлор

шатра

количество фигур

нечётное

чётное

материал

Растительная пища - хлеб, толокно

Молочная пища - сыр

символическое изображение

Дикие животные

Домашние животные, жилище

(таблица составлена нами)





















Приложение №3

Преемственность использования ритуальных фигурок «шатра» в традиционной и современной обрядности у алтайцев

Линия сравнения

Охотничьи ритуальные фигурки

На современном этапе

Скотоводческие ритуальные фигурки

На современном этапе

название

кочкорлор

утрачен

шатра

сохранен

количество фигур

нечётное


чётное

Количество увеличилось

материал

Растительная пища – хлеб, толокно

утрачен

Молочная пища – сыр

сохранен

символическое изображение

Дикие животные

утрачен

Домашние животные, жилище

Шатра в виде людей, домашней утвари, аила, животных, горы

Значение обряда

композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.

утрачен


композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.


Используются во время весеннее - осенних молебнов и посещения целебных источников, которые не являются предметами жертвоприношения, так как они отражают желание участников о благополучии жизни самих людей, так и окружающей природы

Новые предметы ритуала

-

-


используется войлочный ковер ширдек

(таблица составлена нами)



Приложение №4

Особенности использования ритуальных фигурок

у разных народов

народ

Название ритуальных фигур

Особенности

Монголы

Буряты

балин

жертвенные мучные фигурки, жертвенное печенье, подношение, жертвоприношение хозяевам местности

Шорцы

Угры

Якуты

Эвенки

-

Изображение тетерок, оленей, лошадей и коней, изготовленных из толокна, использовались на медвежьем празднике.

Славяне,

поморы (русское и карельское население на белом море)

козули

Фигурки их муки, изготавливающиеся на рождество (олени, лошади, коровы) и дарились детям, когда те колядуют. Оставшиеся дома фигурки хранят и используют как пасхальную пищу, кормят скот в случае болезни

Хакасы

хучагас

изготавливали из талкана птичек, пропитанных салом, затем вылепленные фигурки обжигались в печи

Тувинцы


Обряд освящения домашнего огня, жертвоприношение. Устраивался ежегодно осенью, когда был собран урожай и завершены перекочевки. Для этого из стада выбирали козла и освящали его. Лама лепил из теста фигурку козла, ставил ее на специально приготовленную дощечку - серге дожээ - и читал над ней молитвы. Это символизировало переход, перевоплощение живого козла в его зооморфный образ.

Алтайцы

Кочкорлор

Шатра

В алтайских обрядах, связанных с культом природы, роль жертвы духам-хозяевам местностей и Хозяину Алтая выполняли ритуальные фигурки шатра. Всякий раз, готовясь к охоте, отелу/окоту скота, человек создает модель пространства, где эти отношения наиболее актуальны (тайга или поселение). Сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.

(таблица составлена нами)



Приложение №5

Сравнительный анализ использования ритуальных фигурок у разных народов

Народы

Сходства с алтайцами

Отличия от алтайцев

Особенности у алтайцев

Монголы

Буряты

1. изготавливались из теста;

2. жертвоприношение хозяевам местности.


1. обычай ежегодно почитать семейные традиции (проводилось в первый день первого месяца весны)

2. балин, которые играют роль жертвенного подношения, устанавливаются на южной стороне дома к солнцу

3. присутствие женщин не приветствуется

1.Ритуальные фигурки у алтайцев делились на скотоводческие и охотничьи;

2. Изготавливались не только из хлеба, толокна, но и из молочного сыра;

3.Ритуальные фигурки соединялись с «хозяином» местности (ээзи) на ритуальном месте (тагыле)- символизирующими родовые горы и сжигались;

4.Сама же композиция фигурок является не жертвоприношением, а указанием точки на карте, куда должна снизойти благодать, выраженная в желаниях, артикулируемых или осмысливаемых во время ритуала.


Шорцы

Угры

Якуты

Эвенки

1.изготавливались из толокна.





1. использовались на медвежьем празднике;

2. фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей для медведя

Славяне,

поморы (русское и карельское население на белом море)

1. изготавливались из теста.

2. фигурки скота.





1. изготавливающиеся на рождество (олени, лошади, коровы) и дарились детям;

2. используют как пасхальную пищу;

3. кормят скот в случае болезни

Хакасы

1. изготавливались из толокна;

2. фигурки скота.


1. использовались в крещение - по-хакасски называлось хысхы мылтых;

2. вылепленные фигурки хучагас обжигались в печи и ставились перед божьим образом. Утром их хакасы разбивали и съедали.

Тувинцы

1. устраивался ежегодно осенью, когда был собран урожай и завершены перекочевки;

2. изготавливались из теста.

1. обряд освящения домашнего огня, жертвоприношение;

2. лепил из теста фигурку козла;

3. это символизировало переход, перевоплощение живого козла в его зооморфный образ.

(таблица составлена нами)