МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 г. Улан-Удэ»
Школьная научно – практическая конференция
«Знание – Сила»
Исследовательская работа на тему:
«Плесень»
Выполнил: ученица 2класса «А»
Новокрещенных Варвара
Руководитель: Токмакова А.М.
г. Улан-Удэ
2019г.
Содержание
Введение
Глава I.
1.1. Грибы, что это такое?
1.2. Плесень – это тоже гриб
Глава II.
2.1. Польза от плесени
2.2.Вред от плесени
Глава III.
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, плесень остаётся одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и приносит человеку, как пользу, так и вред.
Объект наблюдений: Плесень
Проблема: Я хочу выяснить, что такое плесень?
Цели: исследовать условия возникновения и развития плесневых грибов, сделать выводы о мерах правильного хранения продуктов.
Задачи:
1. Изучить литературу о плесневых грибах;
2. Определить вещества, замедляющие процесс появления плесени;
3. Выяснить, как предотвратить порчу продуктов;
Гипотеза: Я предполагаю, что плесень быстрее развивается в тёплой и влажной среде; Развитию плесени могут помешать некоторые растения.
Методы исследования:
Наблюдение.
Исследование.
Изучение литературы.
Глава I.
1.1. Грибы, что это такое?
При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам подосиновики, маслята, сыроежки, мухоморы, то есть нечто состоящее из шляпки и ножки, которое растёт в лесу и попадает к нам в корзинку. Но грибы это не только те, которые растут в лесу.
1.2. Плесень – это тоже гриб
Слово «плесень» знакомо каждой из нас, но не все задумывались о том, что же это действительно такое и откуда появляется в наших домах. Плесенью принято называть микроскопические грибы, которые образуют определенные налеты на поверхностях органических тел, вызывающие порчу продуктов.
Основной способ размножения плесневых грибов – при помощи спор.
Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки - спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! А если условия благоприятные, плесень быстро появится на книге, обуви или на упавшем дереве в лесу.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий).
Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков.
Глава II.
2.1. Польза от плесени
Плесень бывает разная. Существование хорошей плесени всем известно. Серая плесень во Франции используется для приготовления вин и называется "благородной плесенью". С помощью голубой плесени делают мраморные или голубые сыры - Рокфор, Стилтон, Горгонзола. А белая плесень придаёт специфический вкус и аромат сырам Камамбер и Бри.
Кто не слышал слово «пенициллин»? Конечно, оно известно даже нам, детям. Уж мы-то знают уколы с антибиотиками. Оказывается, и тут не обошлось без плесени.
Плесень оказала человечеству неоценимую услугу. Благодаря ей, во время первой мировой войны появилось лекарство - пенициллин. Он способен лечить опасные болезни у людей и животных (На фото плесневый грибок пенициллиум).
2.2. Вред от плесени
Плесень можно встретить повсюду. Она охотно растёт на хлебе и супе, на деревянной стенке и пластиковой занавеске в ванной. Она ухитряется расти даже на голом бетоне, металле или стекле. И самое страшное: она порой незаметна. В чистой комнате в каждом кубометре воздуха содержится до 500 спор грибов. Более крупные споры способны вызвать аллергию, повышенную утомляемость, головные боли, мелкие - лёгочные заболевания, мигрень, отит, бронхит, ринит, астму. Наконец, токсины плесени способны накапливаться в организме и приводить к раку печени. В 2004 г. только в Париже от этого грибка умерло вдвое больше людей, чем от птичьего гриппа во всём мире.
Употребление подплесневевших продуктов чревато отравлением. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.
Плесень и её споры вместе с другими микроорганизмами (вирусами, бактериями) обнаруживаются в воздухе любого помещения, как отдельно, в виде мелких частиц. И на улице, и в помещении существуют сезонные изменения в количествах спор или других частиц плесени. Некоторые грибы образуют споры круглогодично, другие, паразитирующие на растениях - весной, летом и осенью.
Посинение, позеленение поверхностей, шелушение стен, махры или растущая "борода", черные точки на потолке свидетельствуют о присутствии плесени. Порой плесень имеет вид плёнок, корочек, рыхлого или порошкообразного налёта на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине. Колонии плесневых грибков имеют различную окраску.
Плесень может появиться где – угодно, но большинство домохозяек сталкивается с ней в собственном же холодильнике. Сразу встаёт вопрос: как правильно поступать с заплесневелыми продуктами? Чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие хозяйки, обнаружив такой неприятный сюрприз,
просто срезают участок, пораженный плесенью, а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу.
Плесень на поверхности продукта означает, что ею пища поражена полностью. Так срезанная заплесневелая корка с хлеба не решает проблемы, в обрезанном хлебе все равно остались тончайшие нити проросшего грибка. Благодаря научным исследованиям стало известно, что заплесневелые мучные изделия и молочные продукты необходимо однозначно выбрасывать целиком (так как они имеют пористую структуру, и плесень распространяется не только на поверхности, но и в самую глубь продукта или мучного изделия).
Глава III.
Практическая часть
Большинству людей приходится в жизни сталкиваться в основном с двумя видами плесени: чёрной и зелёной. Как уже говорилось, объясняется это, прежде всего огромным количеством её спор в воздухе вокруг нас. Поэтому стоит лишь забыть свежие продукты, консервы, фрукты или хлеб на один-два дня в теплом, сыром помещении, как они тут же подвергаются "нападению" спор, и на предмете разрастается колония грибков плесени. Как же защитить продукты от плесени? Возможно, нам помогут растения, выделяющие фитонциды.
Для того, чтобы выявить условия развития плесневых грибов и самому вырастить эти грибки, провёл опыт № 1.
Я взяла кусочек хлеба, дольку апельсина, кусочек картофеля и завернула в полиэтиленовый пакет.
Положила образцы 1, 2, 3 в верхнем ряду в холодильник при температуре 5 градусов С, а 4, 5, 6 в в тёплое, влажное место.
Через 3 дня я заметила, что на пакетах, с опытными образцами, которые находились в тепле, выступили капли воды.
Ещё через день стали образовываться небольшие пятна плесени.
Результаты опыта № 1
| 1 день | 3 день | 5 день | 7 день | 9 день |
Хлеб (1) | - | - | - | Пятно | Небольшие пятна |
Апельсин (2) | - | - | - | Пятно | Небольшие пятна |
Картофель (3) | - | - | Потемнел | Без изменений | Испортился, тёмные пятна по поверхности, небольшой пушок |
Хлеб (4) | - | Появились капельки жидкости на пакете | Небольшой пушок | Пятна плесени увеличиваются | Плесень тремя зеленоватыми пятнами, видна невооруженным взглядом |
Апельсин (5) | - | - | Появились капельки жидкости на пакете | Появился пушок | Пушок увеличился, по всей дольке зеленые пятна, бумага и пакет все мокрые |
Картофель (6) | Капли воды в пакете | Потемнело, края покрылись пятнами | По всей поверхности небольшие пятна | Пятна увеличиваются | Покрыто бело-серым налетом 1 мм |
Ещё я заметила, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на дольке апельсина – зелёная.
Вывод к опыту № 1
Плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно богатом питательными веществами.
Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесени.
Исходя из опыта, мы видим, что на дольке апельсина плесень появилась позднее. Почему?
Необходимо провести опыт № 2.
Из литературы я узнала, что есть такие вещества – фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов. Они выделяются разными растениями – луком, чесноком, цитрусовыми, а также многими комнатными растениями.
Для следующего опыта я положила рядом с хлебом: лук, чеснок, корку лимона. Каждый объект исследования я положила в полиэтиленовый пакет. Для сравнения взят хлеб без фитонцидных растений.
Результаты опыта № 2
| 1 день | 3 день | 5 день | 7 день | 9 день |
Хлеб + лук | - | - | - | Небольшое пятно | Без изменений |
Хлеб + чеснок | - | - | - | Небольшое пятно | Без изменений |
Хлеб + корка лимона | - | - | Небольшие пятна | Пятна позеленели | Плесень по всей поверхности корки лимона, на хлебе небольшие зеленые пятна |
Хлеб + апельсин | - | - | Небольшие пятна | Плесень по всей поверхности апельсина и на хлебе | Плесень белым пушком с зелеными пятнами |
Вывод к опыту № 2
Там, где находились фитонцидные части растений, плесень появлялась позже.
Долька апельсина также первое время выделяла фитонциды, поэтому плесень там появилась позже.
Лучшим фитонцидным растением оказались лук и чеснок.
После проведения опытов № 1 и № 2 я задалась вопросом: «Какие сорта хлеба наиболее подвержены плесени? Зависит ли скорость развития плесени от состава хлеба?»
Опыт № 3.
Я взяла три сорта хлебобулочных изделий: пшеничный хлеб, хлеб 2 сорта, нарезной батон. Все образцы завернула в полиэтиленовые пакеты и поставила в тёплое место.
Результаты опыта № 3
| 1 день | 3 день | 5 день | 7 день | 9 день |
Пшеничный хлеб | - | Пятно | Пятно увеличилось | Появились другие пятна | Пятна позеленели |
Хлеб 2 сорта | - | - | Пятно | Появились другие пятна | Пятна позеленели, покрылись пушком |
Нарезной батон | - | - | - | - | Батон засох |
| | | | | |
| | | | | |
| Вывод к опыту № 3 Наиболее подвержены плесени пшеничный хлеб, хлеб 2 сорта плесневеет позже, но потом плесень развивается быстрее. От сорта хлеба зависит скорость развития плесени. Качество приготовления хлеба тоже влияет на развитие плесени. На нарезном батоне не появилась плесень, потому что, возможно, для изготовления использована более качественная мука, батон был хорошо пропечен, при его изготовлении был соблюден весь технологический алгоритм и все санитарные нормы приготовления. Заключение Благодаря своей работе я узнала и поняла, что плесневые грибы развиваются в помещении с повышенной влажностью и температурой в помещении 20 – 30 градусов тепла. Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов. По возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней. Использовать фитонцидные растения ( лук, чеснок) для защиты от плесени на кухне. Соблюдать чистоту на кухне. Не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком. Список используемой литературы http://mcdowns.livejournal.com/259039.html http://shadow3d.org.ua/post115712336/ http://www.documentary.perm.ru/films/F253_Plesen.html Биология для увлеченных. Автор Н.И. Околитенко. «Феникс» Ростов-на-Дону 2006г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10 издание 2005г. Детская энциклопедия. Кирилл и Мефодий. CD-ROM, 2002. Ресурсы Интернет Экспериментальная деятельность – детские проекты. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина. «Астрель» Москва 2006г. | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |