2
Секрет запоминания словарных слов
Береза и собака, капуста и апельсин, помидор и карандаш. Что общего в этих словах? Ответ прост, все это словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – много. За два года обучения мы должны выучить около 100 словарных слов. Многим ребятам и мне трудно запомнить, а некоторым не понятно, почему надо писать слово так, а не иначе. Я стала задумываться, как же много в русском языке словарных слов, требующих запоминания, правильного написания. Как же их все выучить? Есть ли какие-нибудь секреты запоминания слов? Поэтому я решил заняться исследованием по теме «Секрет запоминания словарных слов - метод ассоциаций».
Работа по данной теме проходила в три этапа:
На первом этапе я попросила учеников 2-х классов нашей школы ответить на анкету «Легко ли запоминаются словарные слова», в анкетировании приняло участие 106 ребят. (Приложение I).
В результате анализа опроса я увидела, что большинство ребят испытывают трудности в написании словарных слов, как бы они ни старались их выучить (84 человека). А словарный диктант показал, что ребята моего класса допускают много ошибок в словарных словах. Значит, срочно нужно искать новые способы запоминания, которые помогут ребятам быстро и легко справляться с этой непростой задачей.
Второй этап – это знакомство с секретом запоминания словарных слов.
Из интервью с учителем русского языка старших классов я узнал разные способы запоминания словарных слов. (Приложение II)
Способ 1 – пишем рассказ: можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказ буквально в несколько предложений.
Способ 2 – рисуем картинки: придумать яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисовать.
Способ 3 – придумывание ассоциации. Запоминание таким способом похоже на заучивание иностранных слов. Наверное, поэтому старшеклассники предпочитают именно его, то есть подбирают такие слова, где аналогичная орфограмма стоит под ударением, и которые при этом еще и похоже звучат.
Используя интернет ресурсы и словарь Ожегова, (ozhegov.org) я узнала, что такое ассоциация.
Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и завершенным. Проверяемая гласная должна быть в ударном положении, непроизносимая согласная – четко слышима и т.д.
Изучая имеющийся материал по данной теме в сети интернет (TextoLogia.ru; TutorOnline.ru), побеседовав со школьным библиотекарем, изучив специальную литературу, узнала много интересного материала, связанного со способом запоминания словарных слов методом ассоциаций
Я решила попробовать придумать свои ассоциации для запоминания словарных слов. В ходе работы был создан «Словарик» для запоминания словарных слов. На его страницах проиллюстрирована часть словарных слов.
На специально организованном занятии по внеурочной деятельности я представила одноклассникам презентацию, на которой для каждого словарного слова был создан слайд. На слайде был представлен рисунок и рифмовка для словарного слова. Для представления слов использовались собственные рисунки и рифмовки, опыт Анцевой Лидии Александровны по данной теме и ресурсы Интернета. Мы с ребятами рассматривали картинки, я объясняла им, как я придумывала рисунки к словарным словам. Многие мои одноклассники решили тоже попробовать подобрать ассоциации к словарным словам. (Приложение V)
Третий этап. Через месяц после знакомства с секретом запоминания словарных слов мы решили провести еще раз словарный диктант с этими же словами, чтобы сравнить результаты и сделать вывод – эффективен этот метод или нет. В результате было выявлено, что большая часть ребят успешно справилась со словарным диктантом.
Большинству ребят понравился секрет запоминания, помог им в написании словарных слов, и они готовы его использовать в дальнейшем.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что использование ассоциативного метода запоминания словарных слов способствует усвоению учащимися слов с непроверяемыми написаниями.
Используя его, я легко и быстро запоминала написание слов и не допускала ошибок. Такая интересная работа разбудила моё воображение. Мои находки заинтересовали и учеников нашего класса. Многие ребята смогли повысить грамотность письма. Созданный словарик пополняется не только моими работами, но и работами одноклассников. Думаю, что к концу четвертого класса мы сможем собрать полезный и интересный материал по теме в большем объёме.
Данный словарик можно использовать на уроках русского языка и во внеурочное время, а так же для приятного и полезного проведения досуга.