Отдел образования администрации Волгодонского района
МБОУ: Романовская СОШ
Номинация «Научные искания молодых “Гуманитарное направление”»
Учебно-исследовательская работа
по теме:
«Снегурочка. Путь от языческого божества до главной героини новогодних представлений»
Выполнили: Фролова Евгения,
Топилина Людмила,
ученицы 6 «Г» класса
МБОУ: Романовская СОШ
Руководитель: Гриздренко Екатерина Андреевна,
учитель русского языка и литературы
ст. Романовская
2019
Оглавление
Введение………………………………………………….….…………… 3
«Рождение» Снегурочки………………......................................................5
Снегурочка в русских народных сказках………………….……………..9
Дочь Мороза и Весны в пьесе А.С.Островского………………… …….12
Внучка Деда Мороза и отношение к ней детей…………………… …..16
6.Заключение ………………………………………………………………. 18
7.Источники информации………………………………………………… ..19
1.Введение.
Актуальность исследования.
В этом учебном году на уроке литературы мы познакомились с пьесой А.Н.Островского «Снегурочка». Героиня этого произведения очень хотела полюбить, несмотря на то, что это грозило ей гибелью. Полюбив и растаяв, Снегурочка своей смертью подарила жителям Берендеева царства тепло и солнце. Нас заинтересовала эта необычная история. Необычным оказалось и то, что Снегурочка – дочь Мороза и Весны, ведь мы привыкли видеть Снегурочку внучкой Дедушки Мороза. Так появилась идея провести исследовательскую работу и узнать историю Снегурочки с самых древних времён до наших дней.
Свои находки мы представили в данной работе: «Снегурочка. Путь от языческого божества до главной героини новогодних представлений»
Предметом нашего исследования является фольклорный персонаж –Снегурочка.
Объектом выступают статьи о Снегурочке, произведения фольклора, пьеса Островского «Снегурочка», высказывания учащихся нашей школы о Снегурочке.
Цель исследования: раскрыть, какие «тайны» несёт в себе персонаж Снегурочка, как связан он с язычеством и фольклором.
Задачами работы стали:
Познакомиться с историей появления Снегурочки в фольклоре и русской литературе;
Составить более полное представление о сказочном персонаже – Снегурочке;
Гипотеза: знакомство с историей появления в фольклоре и русской литературе Снегурочки может помочь в осмыслении её современной роли, а также лучше понять значение образа Снегурочки в пьесе Островского.
В своей работе мы использовали следующие методы: сравнение, сопоставление и анализ; обобщение и систематизация.
2. «Рождение» Снегурочки.
Девушка с русой косой до пояса, в шубке, отороченной мехом и ладных сапожках — такой мы знаем Снегурочку, которая помогает Деду Морозу раздавать подарки на Новый год.
Как же случилось, что у нас появилась Снегурочка, это живое олицетворение «юности и первой любви»?
Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека», — пишет В. И. Даль
Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков — идолов Снежной Бабы. Вера в то, что снежная куколка может ожить, отразилась в сказках. Например, часто бездетные дед с бабкой, глядя на то, как ребятишки за окном катают снег, тоже выходили и лепили себе снежную внучку-помощницу, которая потом оживала. Придя домой, Снегурочка говорила: «Бабушка, я есть хочу».
Исследователь русского фольклора А. Н. Афанасьев в своих «Русских народных сказках» пишет о том, как «вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку — и стала девочка Снежевиночка».
Рожденная от снега Снегурочка — Снежевиночка, какой ее описал А. Островский в своей пьесе «Снегурочка. Весенняя сказка», была живой девочкой, дочерью Мороза и Весны, и «в ее жилах потаенно бежала горячая кровь матери».
У Снегурочки есть сестры, хоть не родные, но названные. Это ожившая пушкинская царевна и Белоснежка из сказки братьев Гримм. Помните, что говорит злая мачеха о своей падчерице в сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? «И не диво, что бела: мать брюхатая сидела да на снег лишь и глядела». Белоснежка тоже появилась после того, как ее мать, королева, долго сидела у окна, глядя на снежинки, которые летали, словно пух. Королева очень хотела, чтобы у нее родилась дочка, «белая как снег».
Как гласило народное поверье: если женщина будет долго смотреть на снег, то она сможет родить белоснежку. В одном рассказе из немецкого фольклора жена купца-шваба родила девочку, просто проглотив комочек снега.
По весне Снегурочка таинственно исчезнет, «растает цветами». Она возвращается в Берендеево царство, куда поместила ее фантазия А. Н. Островского, подпитанная народными верованиями в волшебную силу снега, в налетевшую из воздуха невесомую белизну, которая сначала накроет весь Божий мир, а потом станет вешней водой.
https://drevnerus.ru/snegurochka/
По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:
- как литературный персонаж - образ дочери Мороза
- образ Костромы
- символ застывших вод.
Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков.
1. Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Но в 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Под влиянием сказки А. Н. Островского – образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.
2.Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И многие утверждают, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
3. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне – боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной.
Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Таким образом, мы выяснили, что единой версии происхождения Снегурочки нет. А это значит, что точный возраст нашей героини тоже невозможно определить. При самом минимальном подсчете ей более 80 лет как героине новогодних утренников, а при максимальном — несколько столетий.
3.Снегурочка в русских народных сказках
Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже, откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним. По одним данным, ее родила Большая Ель. Девушка внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки, по другим-она дочь Весны Красны и Мороза, а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...
Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).
Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.
Исследователь русского фольклора А. Н. Афанасьев в своих «Русских народных сказках» пишет о том, как «вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку — и стала девочка Снежевиночка». … В другом варианте вышли Иван и Мария из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»2 Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это снежная нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо, унося с собой сокровенные желания крестьян.
Русская народная сказка «Снегурушка» | Сказка В.И.Даля «Девочка Снегурочка» |
«Принесла бабка в решете снега». Толкла она с дедом его и «вытолкли Снегурушку. Посадили её в печурку, она высохла и стала рости не по дням, а по часам»3 | В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок»4. |
Существует предположение о том, что эти сказки о Снегурочке возникли на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.
В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.
Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
https://hystory.mediasole.ru/tayna_proishozhdeniya_snegurochki_istoriya_snegurochki_kto_taka
4.Дочь Мороза и Весны в пьесе А.С.Островского
Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка».
Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре.
В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.
В произведении Островского привычная ежегодная смена времен года, весеннее пробуждение сил природы поэтически воплощены в образы Весны - Красны, Деда - Мороза, их дочери - хрупкой и нежной Снегурочки, которая просит отпустить ее к людям из глуши лесного уединения. Она готова дни и ночи слушать песни пастуха Леля, чье пение завораживает душу, открытую впечатлениям жизни и искусства. Сердце Снегурочки холодно, чувства любви она не знает, «весеннее тепло томящей неги», по словам Мороза, смертельно для нее.
Так, в самом начале пьесы, драматург намечает возможность ее трагической развязки. В споре Мороза и Весны звучит извечный вопрос о счастье. Этот спор намечает одну из главных тем «весенней сказки». Островский сформулировал эту тему так:
«Счастье в том, чтобы не любить» (Мороз)
«Счастье в том, чтобы любить» (Весна)
Каждый по-своему представляет себе счастье дочери, вызывая у читателя или зрителя раздумье на эту тему.
Борьба Мороза, холода, оцепенения, и Солнца, тепла, любви, составляет содержание «весенней сказки» Островского. Полем этой битвы стало сердце Снегурочки.
Судьба Снегурочки тесно сплетена с участью сказочного народа берендеев, к которым она уходит из лесу. Именно в ней «причина жестоких зим и холодов весенних», на нее ревниво и хмуро взирает Солнце, гневающееся на дочь своего брата Мороза, и на «стужу чувств» у людей берендеева царства, отказывающее им в желанном тепле.
Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление.
Гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.
Чем отличается Снегурочка Островского от Снегурок из русских народных сказок?
Образ Снегурочки в пьесе Островского | Образ Снегурочки в русских народных сказках |
Дочь Мороза и Весны | Слепили дед с бабкой |
На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (старик Бобыль и старуха Бобылиха используют Снегурочку, хотят разбогатеть; жители Слободы равнодушны к ней, они не понимают её). | Дед с бабкой любят свою снежную дочку. |
В «весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. | В народных сказках испытание героини заключается в борьбе с силами зла. |
Погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы, | Убили подружки из-за жадности. Пошли по ягоды. Снегурка в чашечку собирала , а подружки ели. «Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку». Закопали подружки её и прутик воткнули. Проезжий купец сорвал этот прутик и сделал дудочку. Стал сынишка его дудеть, и дудочка запела голосом Снегурушки. Дали одной из подружек подудеть, а она отказалось и бросила на землю. «Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела. В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо. |
Прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет "от сладких чувств любви". | В народных сказках Снегурочка маленькая девочка, «такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают». Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты. |
Так что, приезжая в Костромской край, обязательно нужно побывать в Щелыкове – имении Александра Островского. Побродить по тенистым лесным тропкам, отведать студеной воды из никогда не замерзающего ключика, в котором по преданию бьется сердце внучки Деда Мороза.
В самой Костроме гостей ожидает прогулка по Терему Снегурочки и Резиденции Снегурочки. Тут морозная волшебница встречает гостей вместе со своими помощниками.
Так что познакомиться со Снегурочкой не только зимой, но и жарким летом, прикоснуться к известной сказке можно только в древней Костроме.
5.Внучка Деда Мороза и отношение к ней детей
После превращения А.Н. Островским Снегурочки в славянскую богиню дальнейшее развитие её образ получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Правда, из дочки Деда Мороза Снегурочка трансформировалась во внучку.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
Сейчас Снегурочка — русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.
На заключительном этапе нашей работы мы провели опрос младших школьников, с целью выяснить, что они знают о Снегурочке и как к ней относятся.
Им были заданы следующие вопросы:
1. Каких новогодних персонажей вы знаете?
2. Что вы знаете о Снегурочке?
3. Где живёт Снегурочка?
Мы выяснили, что самыми популярными новогодними героями оказались Снегурочка, Дед Мороз и Снеговик.
Ребята очень мало знают о жизни Снегурочки, а некоторые даже ответили, что Снегурочка – дочка Снеговика. О том, что родиной Снегурочки, считается город Кострома, никто из опрошенных не знал. Чаще всего местом жительства внучки Деда Мороза называли Северный полюс.
В ходе анализа ответов ребят мы пришли к выводу, что большинство ребят не знают историю возникновения образа Снегурочки, почти никто не знает родину снежной девушки, но это не мешает им с любовью относиться к этой сказочной героине.
6. Заключение
Проанализировав информацию о появлении Снегурочки в нашем фольклоре и литературе, мы убедились в том, что несмотря на то, что Снегурочка — это фольклорный персонаж, мнений о ее происхождении очень много. Выяснили, что их всего 3: Снегурочка как литературный персонаж - образ дочери Мороза; образ Костромы; символ застывших вод.
А это значит, что точный возраст нашей героини тоже невозможно определить. При самом минимальном подсчете ей более 80 лет как героине новогодних утренников, а при максимальном — несколько столетий.
В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.
Самая распространенная версия, на наш взгляд, — Снегурочка внучка Деда Мороза. Несмотря на то, что не все знакомы с языческим прошлым нашей героини, а многие не знают, что родина Снегурочки - Кострома, этот персонаж любят и взрослые, и дети.
Таким образом, путь Снегурочки от языческого божества до всеобщей любимицы новогодних утренников занял около 12 веков (так как первые упоминания о языческих божествах относится к 9 веку). Мы считаем, что наша работа не прошла даром и находки, которые мы сделали, помогут ребятам в осмыслении современной роли Снегурочки.
7.Источники информации
1. https://drevnerus.ru/snegurochka/
2.https://hystory.mediasole.ru/tayna_proishozhdeniya_snegurochki_istoriya_snegurochki_kto_takaya_i_otkuda_vzyalas
3. © https://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/snegurochka.html