СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Поглощение углекислого газа растениями"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Поглощение углекислого газа растениями"»

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное казенное учреждение

«Иволгинское районное управление образования»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа Поселья»


Научно- практическая конференция «Шаг в будущее»











Исследовательская работа на тему:



Поглощение углекислого газа

комнатными растениями












Выполнила:

ученица 9б класса МОУ «СОШ Поселья»,

Воронина Татьяна

Руководитель:

Учитель биологии МОУ «СОШ Поселья»,

Базарова Сэсэгма Раднаевна;







с. Поселье

2022 г




Содержание стр.

Введение …………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Методы исследования ……………..….………….…….………….………………….4

Глава 2. Результаты исследования ………….…………………….…….......………………….4

2.1. Определение комнатных растений кабинета ……………………….……………….........4

2.2. Определение поглощения СО2 из воздуха комнатными растениями……………...…....5

Заключение………………………………..…………………………………………..……..…...9

Список литературы ……………………………………………….………………….…….…..10
























Введение

Углекислый газ присутствует в окружающем воздухе всегда и не является вредным, пока его концентрация находится в безопасных пределах. Превышение ПДК углекислого газа в школьных помещениях влияют на внимание и активность учеников; определят способности учеников к восприятию и усвоению материала, решению задачи обучению в общем. Критическое превышение концентрации углекислого газа в школьных помещениях наступает при значении углекислого газа выше 800-1000 ppm и приводит к утомляемости, сонливости, невнимательности, раздражительности. (1 ppm – единица измерения углекислого газа, количество кубических сантиметров CO2 на 1 м3 воздуха) [4,7].

Актуальность. Ученики в течение 9 месяцев в среднем по 5 - 6 в день находятся в школе и практически оторван от природы. В школе и дома его окружает: синтетическая краска, которыми покрыты стены и мебель, пластиковые изделия, компьютеры, телефоны, мультимедийная доска и др. Все это выделяет вредные химические вещества. Классная комната – одно из основных рабочих мест учащегося. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Углекислый газ присутствует в окружающем воздухе всегда и не является вредным, пока его концентрация находится в безопасных пределах. Важное значение в очищении воздуха занимают растения, поглощая вредные вещества, в том числе и углекислый газ. Поэтому озеленению кабинета нужно уделить особое внимание

Цель работы: изучить комнатные растения нашего кабинета и выявить количество поглощаемого ими углекислого газа.

Задачи:

  • изучить видовой состав растений, на примере одного кабинета и составить их список;

  • изучить метод исследования с помощью цифровой лаборатории Pasco (беспроводного цифрового датчика углекислого газа)

  • определить количество поглощаемого углекислого газа комнатными растениями в кабинете биологии;

  • рассчитать необходимое количество площади комнатных растений для поглощения углекислого газа

сделать анализ количества растений для достаточного поглощения углекислого газ, выдыхаемого учащимися за один час;

Объект исследования: комнатные растения

Предмет исследования: поглощение углекислого газа комнатными растениями.

Гипотеза исследования: поглощение комнатными растениями всего углекислого газа, выдыхаемого учащимися одного класса.

Глава 1. Методы исследований

Для определения состава комнатных растений и составления каталога были сделаны их фотографии и с помощью сведений из специальной литературы и интернета были определены их видовые названия и свойства.

  1. Для определения способности растений очищать воздух от углекислого газа были проведен экспериментальный метод исследования на растениях из одного кабинета (№27) с помощью цифровой лаборатории Pasco (беспроводного цифрового датчика углекислого газа).

  2. Были измерены площади листьев различных комнатных растений. Определена общая площадь всех растений кабинета и проведены расчёты поглощения углекислого газа за 1 час.

  3. Проведены сравнения поглощенного растениями углекислого газа и количеством выделенного углекислого газа учениками одного класса.

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Определение комнатных растений нашего кабинета

Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в нашем кабинете присутствуют растения, относящиеся к 4 группам : декоративно-лиственные – 3 вида; декоративно-цветущие – 2 вида; ампельные и лианы – 2 вида; кактусы и суккуленты – 6 видов (табл.1 и 2) [1, 2, 5, 6]

Таблица 1. Список комнатных растений в кабинете биологии


Декоративно-лиственные

Ампельные и лианы

Декоративно- цветущие

Кактусы и суккуленты

Сансевиерия низкорослая

Сансевиерия Лауренти

Колеус


Хлорофитум

Традесканция

Сингониум

Пеларгония

Глоксиния

королевская



Каланхоэ

Молочай треугольный

Молочай гребенчатый

Толстянка древовидная

Алоэ настоящее

Алоэ древовидное



Таблица 2.

Декоративно-лиственные

Ампельные и лианы

Декоративно- цветущие

Кактусы и суккуленты

Сансевиерия низкорослая

Сансевиерия Лауренти

Колеус гибридный



Традесканция Хлорофитум

Сингониум


Глоксиния королевская

Пеларгония


Каланхоэ

Молочай треугольный

Молочай гребенчатый

Толстянка древовидная

Алоэ настоящее

Алоэ древовидное

Рис 1. Растения в кабинете №27

2.2. Определение поглощения СО2 из воздуха комнатными растениями.

Для определения количества углекислого газа, поглощенного комнатными растениями я использовала цифровую лаборатория Pasco беспроводной цифровой датчик углекислого газа.

Я определила уровень поглощения углекислого газа всеми растениями в кабинете №27, для дальнейшего расчета, взяла три образца комнатных растений, которые показали средние результаты.

Рис 2. Измерение количества поглощаемого углекислого газа растением с помощью цифрового датчика углекислого газа Pasco.


Рис 3. Измерение площади листовой пластинки

Мы рисовали контур листьев на бумагу в клетку и измеряли площадь листа с помощью пересчета клеток (рис.3), оценили сколько листьев находится на каждом растении и рассчитали сколько углекислого газа поглощает каждое растение и все растения в классе.

Ниже приведены расчеты количества углекислого газа, поглощаемого растениями в кабинете, где в озеленении использованы 14 видов растений (табл. 3)

Во время проведения исследования, все растения находились в хорошем состоянии, в стадии вегетации или цветения, в зависимости от особенностей вида.

Таблица 4. Количество поглощаемого углекислого газа комнатным растением

Название комнатного растения

Количество растений в классе,

Общая площадь листьев на растении, дм2

Количество СО2, поглощенного растением, ppm/час‧дм2

Количество СО2, поглощенного всеми растениями,

шт.


ppm/час‧дм2

1

Молочай треугольный

2

84

264852

529704

2

Алоэ древовидное

2

5,1

16080,3

32160,6

3

Пеларгония

1

3,77

11886,81

11886,81

4

Алоэ настоящее

52

4,8

15134,4

30268,8

5

Сансевиерия Лауренти

2

9

28377

56754

6

Каланхоэ

2

1,75

5517,75

11035,5

7

Колеус гибридный

1

3

9459

9459

8

Толстянка

древовидная

4

6,28

19800,84

79203,36

9

Молочай гребенчатый

1

2

6306

6306

10

Традесканция

2

0,36

1135,08

2270,16

11

Сансевиерия низкорослая

5

12

37836

189180

12

Хлорофитум

2

4

12612

25224

13

Глоксиния

1

4

12612

12612

14

Сингониум

1

13,8

43511,4

43511,4

 

Итого

28

153,86

485120,58

1039575,63



Дальнейшие расчеты проведены исходя из следующих данных:

Таблица 5. Среднее значение количества поглощаемого CO2 всеми растениями в кабинете №27 за 1 час одним дм2

Название растения

Площадь листа, см2

Количество поглощаемого CO2 ppm/10 минут

Количество поглощаемого CO2 , ppm/час

Количество поглощаемого CO2 , ppm/час‧дм2

Сингониум

115

144

864

751

Пеларгония

20,4

152

912

4 470

Молочай гребенчатый

28,6

202

1212

4238

Среднее значение количества поглощаемого CO2 всеми растениями в кабинете №27 за 1 час одним дм2

3153

Таким образом, листья комнатных растений площадью в 1 дм2 поглощают в среднем 3153 ppm/час углекислого газа.

Также я рассчитала, сколько углекислого газа выделяет при дыхании один ученик за 1 час. С помощью цифрового датчика углекислого газа определила количество выдыхаемого мною углекислого газа за 1 минуту.

Рис. 3. Измерение количества выдыхаемого углекислого газа учащимся с помощью цифрового датчика углекислого газа Pasco.

В начальный момент в емкости было 1982 ppm CO2, через 1 минуту после выдыхания в емкость уровень ррm стал 25550. За одну минуту ученик выдыхает 23568 ррm CO2, следовательно за 1 час один учащийся выдыхает 1414080 ррm CO2.

За один час 33 учащихся выдыхают 46 664 640 ррm CO2


Заключение

Проанализировав литературные источники, мы выявили видовой состав растений кабинета и рассчитали количество поглощаемого растениями углекислого газа за 1 час. Количество углекислого газа, выделяемая учениками в 45 раз больше, чем поглощают растения в кабинете.

В ходе измерений мною обнаружено несколько растений, которые лучше поглощают углекислый газ, даже в пасмурную погоду. Поэтому для равновесия содержания углекислого газа в кабинете нужно увеличить общее количество растений, используя, например такие ампельные растения как сингониум, хлорофитум, также пеларгонии. В меньшей степени углекислый газ поглощают суккулентные растения. Роль зеленых растений в кабинете, как поглотителей СО2 ничтожно мала. Таким образом надо увеличить количество растений в кабинете и после каждого урока необходимо проветривать кабинет.


Список литературы

  1. Большая энциклопедия комнатных растений. – М.: Олма-Пресс, 2007.- 320 с.

  2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986. – 142 с.

  3. Инструкция по эксплуатации оборудования Pasco SРАRКVye

  4. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

  5. Экологический информационно-методический журнал «Волна», №2, 1997. - С.12-21.

  6. Энциклопедия комнатных растений. http://greendom.net/catalog.html

  7. Здоровье человека и углекислый газ (СО2). enontek. ruCO2/zdorove-cheloveka




16