Районная научно-практическая конференция школьников «К вершинам знаний»
Секция « Естественно- математические дисциплины»
Тема: «Природа цвета»
Выполнил: Набока Евгений,
ученик 8 "А" класса МБОУ Лицея № 2
Руководитель: Голикова Наталья Алексеевна,
учитель физики высшей квалификационной категории
Контактный телефон:
8-983-305-15-64
г. Купино
2017 г
Содержание
Стр.
1.Введение…………………………………………………………………2
2.Теоретическая часть……………………………………….....….............2
2.1. Что такое свет ……………………………………...........................2
2.2. Что такое цвет.………..…….............................................................3
2.3. Как глаз человека различает цвета.………………………….........5
2.4. Цветное зрение животных ……………………………..................6
2.5. Как получают цвета на компьютере.………..................................7
3. Практическая часть …………………………. ………..........................9
3.1. Сложение цветов............................................................................9
3.2. Ньютоновы волчки.........................................................................9
3.3. Эффект Пуркинье............................................................................10
3.4 Диск Бенхэма………………………………………………………10
3.5 Получение цветов при помощи компьютерной системы RGB…10
4. Заключение……………………………………………………………..11
5. Список литературы…………………………………………………….12
6. Приложения………………………………………………………….13-18
«Цвет - это жизнь»
Френсис Бэкон
1. Введение.
В этом учебном году на уроках биологий мы изучали тему "Глаз и зрение". И я узнал, что наши глаза, по сути, представляют собой оптические приборы. Также я посетил на осенней школе ТЮФ занятие по оптике и меня очень заинтересовал вопрос о природе цвета. Мне показалось удивительным, что вне нас нет цветов и разные животные и даже люди видят по разному. Я решил расширить свои знания по данной теме.
Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. 80% информации о мире человек получает через глаза, воспринимая свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. Свойство глаза- не только видеть окружающие нас предметы и явления, но и ощущать их цвет дает возможность наблюдать неисчерпаемые богатства красок природы и воспроизводить цвета, нужные нам в разных областях жизни и деятельности. Не многие живые существа могут похвастаться такими способностями. Но для того чтобы использовать весь потенциал нашего цветного зрения, нужно знать, откуда берется цвет, и понимать свойства света. Учет вышеизложенных фактов определил тему моей работы: «Природа цвета».
Цель работы: рассмотреть объективный и субъективный аспекты механизма цветного зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Исследовать явления дисперсии, дифракции, интерференции света;
Изучить теорию о цвете из информационных источников;
Узнать, как воспринимает цвет орган зрения у человека и животных;
Узнать как получают цвета при помощи компьютера
Провести экспериментальные иллюстрации с цветом.
Предмет исследования: цвет
Объект исследования: восприятие цвета человеком и животными.
Гипотеза: формирование цветового ощущения - сложный процесс, зависящий от наличия трех факторов: источника света, отражающей поверхности и органа зрения. Любой цвет, кроме основных, может быть получен смешением цветов.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдения, сравнение и анализ, эксперимент.
2.Теоритическая часть
2.1. Что такое свет
В обыденной речи слово "свет" мы используем в самых разных значениях: «свет мой, солнышко, скажи…», «ученье – свет, а неученее – тьма...». В физике термин "свет" имеет гораздо более определенное значение. Первые представления древних ученых о том, что такое свет, были весьма наивны. Существовало несколько точек зрения. Одни считали, что из глаз выходят особые тонкие щупальца и зрительные впечатления возникают при ощупывании ими предметов. Эта точка зрения имела большое число последователей, среди которых был Эвклид и Птолемей. Другие, наоборот, считали, что лучи испускаются светящимся телом и, достигая человеческого глаза, несут на себе отпечаток светящегося предмета. Такой точки зрения придерживались Лукреций, Демокрит. В 17 веке почти одновременно возникли и начали развиваться две совершенно разные теории о том, что такое свет и какова его природа. Одна из этих теорий связана с именем Ньютона, а другая – с именем Гюйгенса. Ньютон придерживался так называемой корпускулярной теории света, согласно которой свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны. Согласно же представлениям Гюйгенса, свет – это поток волн, распространяющихся в особой, гипотетической среде – эфире, заполняющем все пространство и проникающем внутрь всех тел. Обе теории длительное время существовали параллельно. Ни одна из них не могла одержать решающей победы.
Такое неопределенное положение относительно природы света сохранялось до начала 19 века, когда были открыты явления дифракции и интерференция света. Эти явления присуще исключительно волновому движению. Поэтому казалось, что волновая теория одержала окончательную и полную победу. Такая уверенность особенно окрепла, когда Максвелл показал, что свет есть частный случай электромагнитных волн. Однако в начале 19 века представления о природе света начали коренным образом изменяться. Неожиданно выяснилось, что отвергнутая корпускулярная теория все же имеет отношение к действительности.
При излучении и поглощении свет ведет себя подобно потоку частиц. Были обнаружены квантовые свойства света. Возникла необычная ситуация: явления интерференции и дифракции по-прежнему можно объяснить, считая свет волной, а явления излучения и поглощения – считая свет потоком частиц. Эти два, казалось бы, несовместимых друг с другом представления о природе света в 30-х годах 20 века удалось непротиворечивым образом объединить в новой выдающейся физической теории – квантовой электродинамике.
2.2.Что такое цвет.
Теорий было много, но только Исаак Ньютон провел систематические исследования и получил ответ на этот вопрос. (Таблица №1 «Хронология работ Ньютона по оптике»). (Приложение № 1). Он доказал ложность представлений о возникновении цветов из смешения темноты и белого цвета, «никакого цвета не возникает из белизны и черноты, смешанных вместе, кроме промежуточных темных», «свет состоит из всех цветов».
Свет состоит из излучений различной преломляемости и различного цвета. Степень преломляемости и цвет излучения связаны взаимно однозначно. Зависимость показателя преломления света от его цвета Ньютон назвал дисперсией. Дисперсия присуща всем средам, кроме абсолютного вакуума. Явление дисперсии - это первый шаг к пониманию природы цвета. Основательно понять дисперсию смогли лишь после того, как была выяснена зависимость цвета от частоты колебаний или длины световой волны. (Таблица №2 «Интервалы длин волн и частот и соответствующие им цвета видимой части спектра») (Приложение № 2)
Спектральное разложение белого света на составляющие монохроматические цвета можно осуществить и за счет интерференции. Многие видели интерференционную картину, когда в детстве развлекались пусканием мыльных пузырей или наблюдали за радужным переливом цветов тонкой пленки керосина на поверхности воды. Именно интерференция света делает мыльный пузырь столь достойным восхищения. Солнечные лучи преломляются и переливаются разными цветами радуги в зависимости от длины световых волн, угла преломления и толщины стенок пузыря. Узор в виде концентрических кругов часто виден в прижатых друг к другу тонких пластинках. Классическая демонстрация этого явления была описана Ньютоном и носит название колец Ньютона. Хотя Ньютон и изучал это явление, но не приписывал его к проявлениям волнового движения. В 1802 году английский ученый Томас Юнг первым пришел к гениальной мысли о возможности объяснения цветов тонких пленок сложением двух волн, одна из которых отражается от наружной поверхности пленки, а вторая – от внутренней. Явление наложения двух световых пучков, при котором в одних местах волны друг друга усиливают, а в других — гасят или ослабляют, называют интерференцией света. Интерферируют только когерентные волны, волны одинаковой частоты, разность фаз которых в любой точке остается постоянной во времени.
Другой пример , дает дифракция. Долгоиграющие пластинки, компакт диски, перья птиц часто отбрасывают цветные блики. Дифракция света в узком смысле - явление огибания светом препятствий и попадание света в область геометрической тени; в широком смысле - всякое отклонение при распространении света от законов геометрической оптики.
У Ньютона мы впервые находим деление науки о цвете на две части: объективную — физическую и субъективную, связанную с чувственным восприятием. Ньютон пишет "Подобно тому, как колебательные движения воздуха, действуя на ухо, вызывают ощущение звука, действие света на глаз производит ощущение цвета". Ньютон дал правильное объяснение цветам естественных тел. Его объяснение можно привести дословно. "Эти цвета происходят оттого, что некоторые естественные тела отражают одни сорта лучей, другие тела — иные сорта обильнее, чем остальные. Сурик отражает наиболее обильно наименее преломляемые лучи, создающие красный цвет, и поэтому кажется красным. Фиалки отражают обильнее всего наиболее преломляемые лучи, благодаря чему имеют этот цвет; так же и другие тела. Всякое тело отражает лучи своего собственного цвета более обильно, чем остальные, и благодаря избытку и главенству их в отраженном свете обладает своей окраской". Вообще же человеческий глаз способен различать в спектре солнечного света до 300 различных цветовых оттенков. Ньютону принадлежат первые опыты по оптическому смешению цветов, а также по классификации и количественному их выражению. Он считал, что существует семь основных цветов, смешением которых можно получить все существующие в природе цвета. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый - цвета спектра солнечного света. Ньютон впервые ввел цветовой график, получивший название цветового круга. Цветовой круг, представляет собой окружность, вдоль которой располагаются цветовые тона от красного до пурпурного. Чтобы найти правильную цветовою схему, необходимо использовать любые два цвета друг напротив друга, любые три цвета на равном расстоянии при формировании треугольника или любой из четырех цветов, образующих прямоугольник (две пары цвета друг напротив друга). Цветовые схемы остаются правильными независимо от угла поворота и используются в технологии воспроизведения изображения. На основе цветового графика и графического сложения цветов логически напрашивается вывод, что любой цвет может быть получен смешением всего трех цветов. Потребовалось более ста лет после смерти Ньютона, чтобы этот основной закон цветоведения был окончательно установлен и нашел свое объяснение в предположении о трехцветной природе зрении.
2.3. Как глаз человека различает цвета.
Глаз - орган зрения животных и человека. Это самонастраивающийся прибор. Он позволяет видеть близкие и удалённые предметы. Хрусталик то сжимается почти в шарик, то растягивается, тем самым, меняя фокусное расстояние.
Оптическую систему глаза составляют роговица, хрусталик, стекловидное тело. Как мы различаем цвета?
Сейчас известно, что цвет - это представление человека о видимой части спектра электромагнитного излучения. Свет воспринимается фоторецепторами, расположенными в задней части зрачка. Эти рецепторы преобразуют энергию электромагнитного излучения в электрические сигналы. Рецепторы сконцентрированы большей частью в ограниченной области сетчатки или ретины, которая называется ямкой (Приложение 3). Эта часть сетчатки способна воспринимать детали изображения и цвет гораздо лучше, чем остальная ее часть. С помощью глазных мускул ямка смещается так, чтобы воспринимать разные участки окружающей среды. Обзорное поле, в котором хорошо различаются детали и цвет ограничено приблизительно 2-мя градусами. Существует два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки активны только при крайне низкой освещенности (ночное зрение) и не имеют практического значения при восприятии цветных изображений; они более сконцентрированы по периферии обзорного поля. Колбочки ответственны за восприятие цвета и они сконцентрированы в ямке. Существует три типа колбочек, которые воспринимают длинные, средние и короткие длины волн светового излучения. Каждый тип колбочек обладает собственной спектральной чувствительностью. Приблизительно считается, что первый тип воспринимает световые волны с длиной от 400 до 500 нм (условно "синюю" составляющую цвета), второй - от 500 до 600 нм (условно "зеленую" составляющую) и третий - от 600 до 700 нм (условно "красную" составляющую). Цвет ощущается в зависимости от того, волны какой длины и интенсивности присутствуют в свете. ( Приложение 4)
Глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, наименее - к синим. Экспериментально установлено, что среди излучений равной мощности наибольшее световое ощущение вызывает монохроматическое желто-зеленое излучение с длиной волны 555 нм. Спектральная чувствительность глаза зависит от внешней освещенности. В сумерках максимум спектральной световой эффективности сдвигается в сторону синих излучений, что вызвано разной спектральной чувствительностью палочек и колбочек. В темноте синий цвет оказывает большее влияние, чем красный, при равной мощности излучения, а на свету - наоборот.
Разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному. Восприятие цветов изменяется с возрастом, зависит от остроты зрения, от настроения и других факторов. Однако, такие различия относятся в основном к тонким оттенкам цвета, поэтому в целом можно утверждать, что большинство людей воспринимает основные цвета одинаково.
2.4. Цветное зрение животных
У разных животных разные системы цветового зрения.
Цветовое зрение встречается на весьма ранних ступенях эволюционной лестницы: им обладают уже насекомые (пчелы, мухи, бабочки). Однако диапазон чувствительности насекомых сдвинут в ультрафиолетовую область (в ущерб красному). Лучше всего они воспринимают желтые, синие, фиолетовые оттенки, а красный цвет воспринимают, вероятно, как черный.
Среди позвоночных наличие цветового зрения встречается у всех костных рыб (яркостью окраски соперничающих с оперением тропических птиц), некоторых амфибий и пресмыкающихся.
Хорошим цветовым зрением обладают многие дневные птицы, различающие, в отличие от насекомых, и цвета красной области спектра. Удивителен хрусталик глаза у баклана. Его оптическая сила меняется на 50 дптр (у человека - на 14 дптр, у собаки - на 1 дптр). Поэтому баклан может одинаково хорошо видеть в воздуху и под водой (собака же хорошо видит либо прямо перед собой, либо в отдалении).
Большинство млекопитающих утратили цветовое зрение полностью или частично. Сумеречные и ночные животные (например, волки и другие хищные звери) почти не различают цветов. Грызуны (кролики, мыши), а также парнокопытные не различают цвета. Слабым цветовым зрением обладают собаки и кошки.
Многие млекопитающие, как и мы, люди, видят окружающий мир объёмным, трёхмерным. Вот только его красочное великолепие в их глазах меркнет. Сплошь и рядом животные - дальтоники, не различают те или иные цвета. Так, золотистые хомячки, сумчатые крысы и еноты, ведущие ночной образ жизни, видят всё в чёрно-белом цвете.
Быки и коровы вопреки распространённому представлению не различают красного цвета. Во время корриды быка раздражает вовсе не цвет мулеты, которой размахивает тореадор; его раздражает сам факт движения. Поскольку быки, похоже, ещё и близоруки, то мелькание тряпки они воспринимают как вызов своей особе со стороны неведомого им противника...
Ёж замечает лишь жёлто-коричневые тона, что не случайно: в этот цвет окрашены черви, излюбленная пища ежей. Мышь-полёвка различает жёлтый и красный цвета, ведь ей приходится отличать спелые, покрасневшие плоды от ещё незрелых. Для лошадей и коз по-иному выглядит небо, ведь синего цвета они не воспринимают. Овцы не видят как синее, так и красное.
Для собак что красный, что зелёный, что оранжевый, что жёлтый - всё едино. Слепые люди, бесстрашно следующие за собакой-поводырём, не подозревают, что, глядя на светофор, четвероногий поводырь не различает, какой там горит цвет - красный или зелёный. Собака ориентируется по тому, как меняется яркость глазков светофора и как действуют окружающие её люди.
Собака не очень хорошо различает красный и оранжевый цвета, но отчетливо видит синий и фиолетовый, а также ультрафиолетовые лучи. Человекообразные обезьяны и большинство приматов обладают цветовым зрением подобно человеку. (Приложение№5)
Цветовое зрение очень важно в жизни животных и используется ими в разных формах поведения: при поиске пищи, брачного партнера, при затаивании, для отметки территории, отпугивания хищника или особей своего вида и др.
2.5. Как получают цвета на компьютере.
На трехцветной природе цветового зрения основана компьютерная графика.
В компьютерной графике применяются две системы смешивания основных цветов: аддитивная – красный, зеленый, синий (RGB) и субтрактивная – голубой, пурпурный, желтый (CMY) (Приложение 6)
С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трёх базовых цветов: красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue). Такая цветовая модель называется RGB (по первым буквам). Она служит основой при создании и обработке компьютерной графики, предназначенной для электронного воспроизведения (на мониторе, телевизоре).
На поверхности экрана компьютера расположены тысячи фосфоресцирующих цветовых точек. Цветовые точки излучают свет под воздействием электронного луча. Так как размеры точек малы (на экране монитора - 0,0118 дюйма в диаметре), соседние разноцветные точки сливаются, формируя все другие цвета и оттенки.
Цвет на экране получается при суммировании лучей трех основных цветов – красного, зеленого и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Минимальная интенсивность трех базовых цветов дает черный цвет.
Если представить RGB-модель как куб, по осям которого расположены значения трех цветов, то любая точка внутри куба определяется «координатами» RGB и представляет собой один оттенок, получаемый при смешении трех основных цветов.
Таким образом, можно высчитать, что внутри куба содержится 256 * 256 * 256 = 16777216 точек с различными оттенками, а значит, модель RGB имеет приблизительно 16, 7 миллионов различных цветов. Таким количеством цветов определяется, в основном, палитра современного монитора.
Для описания каждого составляющего цвета требуется 1 байт (8 бит) памяти, а чтобы описать один цвет (сложение 3-х), требуется 3 байта, т.е. 24 бита, памяти.
При печати изображений на принтерах используется цветовая модель, основными красками в которой являются голубая (Cyan), пурпурная (Magenta) и желтая (Yellow). Чтобы получить черный цвет, в цветовую модель был включен компонент чистого черного цвета (BlacK). Так получается четырехцветная модель, называемая CMYK
Система CMYK в отличие от RGB основана на восприятии не излучаемого, а отражаемого цвета. На эффекте сложения основных цветов, в результате которого можно получить любой цвет, основана не только компьютерная графика, но и цветное кино и телевидение, фотография и печать и др.
3.Практическая часть. Экспериментальные иллюстрации с цветом.
3.1. Опыт№1 Сложение цветов.
Цель: Доказать, что белый цвет можно получит при смешивании трех основных цветов
Оборудование: несколько листов целлофана красного, зеленого и синего цветов и три фонарика.
Техника выполнения опыта: Прикрепил целлофан разных цветов к трем фонарикам. Положил фонарики на столе на расстоянии 10 см друг от друга и посветил ими на белую стену так, чтобы свет от каждого фонаря пересекался со светом остальных фонариков.
Результат опыта: На стене получился белый цвет в центре и три цвета вокруг. Розоватый цвет, который получается при наложении синего цвета на красный, называется пурпурным. При наложении зеленого на синий, получился голубой цвет. И вместе пересечения зеленого и красного фонарика я увидел желтый цвет.
Пояснение к опыту. Дело в том, что мы воспринимаем цвета с помощью специальных светочувствительных клеток сетчатки глаза — колбочек. Колбочки бывают трёх видов: чувствительные в основном к красному, зелёному и синему цветам. Свет красного фонарика возбуждает только один вид колбочек, и мы воспринимаем его как красный. А вот свет обоих фонариков, попадая на сетчатку глаза, возбуждает сразу два вида колбочек, и мы воспринимаем его как жёлтый. Более того, от соотношения интенсивностей красного и зелёного фонариков зависит оттенок жёлтого цвета, который мы увидим. Когда возбуждены одновременно все три вида колбочек, возникает ощущение белого света. (Приложение 7)
3.2. Опыт№2 Ньютоновы волчки
Мы знаем, белый свет на самом деле является сложным. Его можно разложить на лучи разных цветов. А если складывать разные цвета? Что получиться?
Цель : С помощью волчка Ньютона получить белый цвет, розовый и желтый цвета
Оборудование: сделанные мною волчки Ньютона.
Техника выполнения опыта: 1.Я разделил кружок на шесть равных секторов и закрасил в следующие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Запустил волчок. 2. Я сделал Волчки Ньютона двухцветные - наполовину синий , наполовину красный диск и наполовину зеленый , наполовину красный диск.
Результаты опытов: Я раскрутил диски с частотой вращения в несколько сотен оборотов в минуту, первый волчок кажется практически белым, второй ровного розового, третий – желтого.
Для достижения наилучшего результата нужна очень большая скорость вращения волчка. (Приложение 8)
3.3. Опыт №3 Эффект Пуркинье
Цель: Наблюдать изменение цвета цветка при различных условиях освещения.
Оборудование: цветок герани, фотоаппарат
Техника выполнения опыта: Сфотографировал цветок при трех различных условиях освещения. Сначала при солнечном освещении, затем в сумеречном и в ночном свете. Результат опыта: Наблюдал изменение окраски цветка. При солнечном свете цветок красной герани кажется ярче, а при ночном освещении он становится черным
Пояснение к опыту. Причина эффекта Пуркинье состоит в изменении чувствительности нашего органа зрения с изменением яркости. Максимум чувствительности при дневном освещении лежит при 556 нм, а при слабом ночном смещается в сторону фиолетового края видимого спектра и равен 510 нм. Объясняется это двумя типами светочувствительных элементов глаза — колбочками и палочками. При ярком свете зрение осуществляется только колбочками, а при слабом действуют только палочки. ( Приложение 9)
3.4 Опыт№4 Диск Бренхэма
Диск Бэнхэма - это наполовину белый, наполовину черный диск с черной дугой на белом поле.
Цель : Наблюдать смешение цвета с использованием диска Бэнхэма.
Оборудование: сделанный мной Диск Бэнхэма - это наполовину белый, наполовину черный диск с черной дугой на белом поле.
Техника выполнения опыта: Раскрутить диск с частотой вращения в несколько сотен оборотов в минуту
Результат опыта: круг кажется ровного серого цвета. Однако, если вращать диск с частотой вращения 60…180 об/мин и смотреть на него под углом 30…75°, на диске появятся три цветных кольца. Причем, если диск вращается по часовой стрелке, у периферии диска заметно кольцо голубое, ближе к оси вращения — красное, третье кольцо (зеленое) располагается между ними.
Дело в том, что на характер цветного окрашивания влияет длина черной дуги на белом поле: при вращении по часовой стрелке, чем дуга длиннее, тем более подчеркивается синяя часть спектра. (Приложение 10)
Опыт№5 Получение цветов при помощи компьютера
Цель: получить основные цвета радуги, белый и черный цвет при помощи компьютерной системы смешивания основных цветов RGB
Результат: см. Приложение № 11
Вывод: Действительно, белый цвет получается при смешивании трех основных цветов, черный - это отсутствие цвета, основные цвета- содержат только один цвет, все остальные получаются при смешивании двух или трех цветов в разных соотношениях.
4.Заключение
Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Используя различные источники информации, я познакомился с явлениями интерференции, дифракции, дисперсии света .
Изучил цветовые теории, которые позволили понять, что вне нас нет цветов и восприятие мира в цвете- это дар природы человеку.
В ходе выполнения практической части мной были проделаны эксперименты, позволившие глубже понять природу цвета.
Я изучил систему образования цветов RGB, используемую не только компьютерной графике, но и в цветном кино и телевидении, фотографии. Убедился на опыте, что на эффекте сложения основных цветов, можно получить любой цвет.
В ходе выполнения работы я совершенствовал умения:
Работать с различными источниками информации.
Моделировать явления, отбирать нужные методики, выполнять эксперимент.
Получил практические навыки по изготовлению приборов для демонстрации сложения цветов.
Проведенное исследование заставило меня задуматься о том, как прекрасен наш мир, который мы видим цветным благодаря законам физики и тому, как природа устроила восприятие этого мира человеческим глазом. Мне захотелось и дальше экспериментировать с цветом. Цвет — необходимое условие существования человека, и до тех пор, пока на земле будет существовать человек, не прекратятся попытки все глубже и глубже проникнуть в суть явления цвета.
Список использованной литературы
1. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2010.- 399с.
2. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч.2. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.- 432с.
6. Пинский А.А Физика. Астрономия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Пинский – М.: Просвещение, 1996.- 303с.
9. Перельман Занимательная физика. Книга для учащихся/ Перельман – М. Просвещение, 1985.- 272с.
11. Кл. Э. Суорц Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Том 2./Книга Суорц Кл.Э. - М. Наука, 1987.-384с.
13. Касьянов В.А Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.А. Касьянов – М.: Просвещение, 2009.- 366с.
14. Журнал «Квант» Буздин А.И., Кротов С.С. «Что и как мы видим». 1988 № 3. - 34-37с.
Интернет-ресурсы:
Сайт Елены Камзеевой http://elenaek2.narod.ru/index15.htm
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. -М.:Просвещение, 1974.
Компакт-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
http://www.harunyahya.ru/Books/magnificence_ru11.php
http://jtdigest.narod.ru/dig2_01/glaza.htm
https://youtu.be/U3lWiBmDiPM
Приложения
Приложение № 1.
Таблица №1. «Хронология работ Ньютона по оптике».
№ | Перечень работ | Годы |
1. | Начато изучение явления дисперсии света. | 1665 |
2. | Открыты явления дисперсии хроматической аберрации, построена корпускулярная теория света. | 1666 |
3. | Сконструирован первый зеркальный телескоп –рефлектор. | |
4. | Написана книга «Лекции по оптике». | 1669-1671 |
5. | Создан второй телескоп – рефлектор. | 1671 |
6. | Доложена «Новая теория света и цвета». | 1672, 1675 |
7. | Вышла в свет книга ученого «Оптика». | 1704 |
Приложение № 2.
Таблица №2. «Интервалы длин волн и частот и соответствующие им цвета видимой
части спектра».
Цвет спектра. | Длина волны, нм. | Частота, ТГц. |
Красный | 760-620 | 395-483 |
Оранжевый | 620-590 | 483-508 |
Желтый | 590-560 | 508-536 |
Зеленый | 560-500 | 536-600 |
Голубой | 500-480 | 600-625 |
Синий | 480-450 | 625-666 |
Фиолетовый | 450-380 | 666-789 |
Приложение №3. «Восприятие цвета глазом»

Приложение №4.
Таблице №4 «Чувствительность глаза человека к белому свету».
Наименьшая световая энергия, которую способен воспринимать привыкший к темноте глаз | 10 аДж |
Наименьший световой поток, падающий на площадь зрачка, воспринимаемый привыкшим к темноте глаз. | 20 аВт |
Максимальный световой поток, падающий на площадь зрачка, воспринимаемый глазом безболезненно. | 20 мкВт |
Наименьшая освещенность, воспринимаемая привыкшим к темноте глазом | 10 лк |
Наименьшая освещенность, при которой глаз, привыкший к темноте, отличает белую поверхность от черной. | 10 лк |
Приложение№5.

Приложение №6 Сложение цветов


Приложение №7 Опыт с фонариками


Приложение №8 Ньютоновы волчки



2. Ньютоновы волчки (двухцветные)

3.


Приложение №9 Эффект Пуркинье

Приложение № 10 Диск Бенхэма



Приложение № 11 Получение цветов при помощи компьютерной системы RGB
Черный (0,0,0) |  Белый (255; 255;255) |  Красный (255;0;0) |
 Зеленый (0;255;0) |  Синий (0;0;255) |  Желтый (255;255;0) |
 Голубой (0;255;255) |  Фиолетовый(124;83;135) | Оранжевый (255;132;0) |
13