Выполнил: Денисов Владимир, учащийся 6-а класса МБОУ «СОШ №13» г. Пскова
Научный руководитель: Болдырева Н.Н., учитель русского языка и литературы
Введение
Советский библиограф И.Ф. Масанов собрал свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности.
Актуальность исследования
- По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов, но четкой классификации до сих пор не существует.
- Изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события, историю науки, литературы, искусства.
- Псевдонимы являются богатым источником для выявления фактов, имеющих общественную значимость , демонстрирующую неразрывную связь языка и общества.
Практическая значимость
- материалы и результаты работы могут быть использованы в курсе преподавания русского языка и литературы, для элективных курсов по ономастике в школе
- работа может представлять интерес с точки зрения изучения причин скрытия настоящего имени и мотивации выбора нового
Гипотеза исследования:
- если псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования, то можно говорить об их особенностях и видовом многообразии
Цель работы:
- выявить и описать особенности псевдонимов
Задачи:
- разобраться в причинах появления псевдонимов
- изучить виды псевдонимов
- попробовать классифицировать псевдонимы по видам
- провести и проанализировать результаты социологического опроса по теме исследования
- Псевдоним - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
- Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена, прозвища, псевдонимы людей. В переводе с греческого языка слово псевдоним имеет значение – «носящий ложное имя».
Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Ребенку давали два имени: одно, которым его называли все, и второе, настоящее, которое знали только жрецы (священнослужители), родители и сам человек. Таким образом, все имена, которые находились в пользовании, были на самом деле псевдонимами.
Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.
- много однофамильцев
- преследование в период репрессий
- неблагозвучность настоящей фамилии
- возражения родителей, близких
- страх перед неудачным выступлением
- цензурные соображения
- требования издателя или редактора
Классификация
описание
Аббревиатура
сокращения настоящих имен и фамилий, а также других слов
Аллоним или гетероним
фамилия или имя реально существовавшего лица.
Геоним или топоним
связанный с географическим названием
Героним
фамилия литературного или сетевого персонажа.
Калька
перевод имени или фамилии на другой язык.
Матроним
Латинизм
именя или фамилия матери автора.
Палиноним
переделки имени и фамилии на латинский лад.
Патроним
чтение имени и фамилии справа налево
Полуаллоним
по имени отца автора
Преноним
состоящий из сочетания с реальной фамилией и чужим именем
Псевдофреноним
имя, состоящее из одного имени автора
Титлоним
мужские имя и фамилия, принятые автором женщиной
1) имя, указывающее звание или должность автора; 2) имя, содержащее указание на уже изданное произведение того же автора
Хроматоним
Эйдоним
название цвета
характеризующий наружность автора
Виды псевдонимов
Аббревиатура:
Александр Аркадьевич Галич
Аркадий Петрович Гайдар
(Голиков)
Кир (Кирилл) Булычёв (И́горь Все́володович Може́йко)
Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой .
Классификация псевдонимов с учетом причин их появления
(Гинзбург)
Аллоним:
Вера Брежнева
Ве́ра Ви́кторовна Киперма́н
Героним:
Вениамин Каверин
(Зи́льбер)
Демьян Бедный
( Ефи́м Алексе́евич Придво́ров)
Данко
( Александр Валерьевич Фадеев)
Полуаллоним:
Константин (Кири́лл) Симонов
Преноним:
Валерия
(А́лла) Ю́рьевна Перфи́лова
Псевдофреноним:
Максим Горький
(Алексе́й Макси́мович Пешко́в)
Матроним:
Анна Ахматова
( Гóренко)
Латинизм:
Борис Полевой ( Ка́мпов )
Палиноним:
Ани Лорак
(Кароли́на Миросла́вовна Куе́к )
Патроним:
Расул Гамзатов ( Цадас)
Титлоним:
Александр Маршал
(Александр Витальевич Миньков )
Хроматоним:
Андрей Белый
( Бори́с Никола́евич Буга́ев )
Эйдоним:
Саша Черный
( Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг)
Интересная история возникновения
псевдонима Маргариты Владимировны
Ямщиковой, нашей землячки.
Маргарита Владимировна Ямщикова принадлежит к древнему русскому роду. Предком её матери был декабрист , участник семëновского бунта Н. Н. Толстой .
Отец, помещик Владимир Дмитриевич Рокотов , актёр и драматург, предводитель дворянства Великолукского уезда Псковской губернии является потомком русского художника-портретиста XVIII века Фёдора Рокотова .
По общественным убеждениям Владимир Рокотов был близок к «шестидесятникам» и ещё до отмены крепостного права отпустил своих крестьян на волю с земельным наделом, занимался организацией театров в провинции, устройством в Киеве общедоступной публичной библиотеки и изданием газеты «Киевский вестник».
Маргарита занималась в рисовальной школе, затем обучалась на педагогических курсах Фрёбеля , что оказало влияние на еë творчество, адресованное прежде всего детской и юношеской аудитории
В 1892 году вышла замуж за студента Лесного института Андрея Ямщикова. Однако, вскоре с малолетним ребенком бежала от мужа, не желавшего, чтобы жена занималась сочинительством.
После Октябрьской революции Ямщикова активно работала в газете «Солдатская правда» и «Деревенская беднота», журнале «Красный пахарь», «Юные товарищи», «Юные строители», « Мурзилка », «30 дней». Входила в редакцию издательства « Земля и фабрика », сотрудничала с издательством «История гражданской войны».
Умерла 13 февраля 1959 года в Москве.
«Мужским» псевдонимом Ал. Алтаев писательница тоже была обязана своему благожелателю — Я. П. Полонскому , подарившему начинающему автору свою книгу, и которой понравился «Рассказ вдовы» о жизни талантливого и сердечного, но беспутного Александра Алтаева, человека с широкой душой. В выборе псевдонима отразились мировоззренческие принципы начинающей писательницы.
Первые книги Ал. Алтаева были посвящены детям («Сделайте сами!», «В деревне. Складные фигурки людей и животных»…),но успех принесли писателю книги, написанные в жанре исторического романа и биографии.
Советским читателям Ал. Алтаев была известна в первую очередь как автор исторических романов и биографических повестей о композиторах, музыкантах, художниках.
Выводы:
- 1. псевдоним входит в разряд антропонимов и содержит в себе черты, свойственные антропонимам
- 2. в псевдонимообразовании действует несколько линий, и псевдонимы порождены разнообразными причинами появления
- 3. семантика псевдонима имеет сложную иерархическую структуру и видовое разнообразие
- 4. художественный псевдоним является специфическим элементом текста, связанным с важнейшей текстообразующей категорией - образом автора
Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу :
- псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования, поэтому можно говорить можно об их особенностях и видовом многообразии
Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.
Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: «Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – тут уж никто не поможет…»
Список использованной литературы
- В.Г.Дмитриев. Скрывшие свое имя: издание 2-е, дополненное, М.: Наука, 1977.
- И.Ф.Масанов. Словарь псевдонимов: в 3-х т. - Т.1, М: Всесоюзная книжная палата.
- Псевдоним// Словарь литературоведческих терминов/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев, М.: Просвещение, 1974.
- Псевдонимы// Большая советская энциклопедия/ 3-е изд. - Т.21
- Б.Бялик. Судьба Максима Горького: М.: Художественная литература, 1986.
- А.И.Павловский. Анна Ахматова, жизнь и творчество: кн. для учителя, М.: Просвещение, 1991.
- Материалы из Интернета. http://rudocs.exdat.com ; http://www.proshkolu.ru/user/ignatenko52/file/575943/ ;
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
- Литературная энциклопедия. М., 1929-1939, Т. 1-11
- Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов.
Спасибо за внимание!