СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательская работа моей ученицы о понятии, структуре и становлении гражданского общества с древности до сегодняшнего дня, правовые аспекты взаимодействия гражданского общества и власти. Может быть использована на уроках обществознания как дополнительный материал.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №4» г. Курска
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Выполнила:
Харченко Анастасия
обучающаяся 9 класса «А»
Научный руководитель:
Бадина Елена Гергиевна
КУРСК 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
Глава 1 | Гражданское общество в России: понятие, признаки, пути становления | 5 |
1.1. | Становление гражданского общества с древности до настоящего времени | 5 |
1.2. | Понятие, сущность и структура гражданского общества на современном этапе | 8 |
1.3. | Правовые аспекты взаимодействия гражданского общества и власти | 11 |
Глава 2 | Анализ состояния гражданского общества и его взаимодействия с органами власти в Курской области | 16 |
2.1. | Общественные институты в системе взаимоотношений власти и гражданского общества | 16 |
2.2. | Анализ социологических исследований состояния гражданского общества в Курской области | 23 |
2.3. | Молодежные общественные организации как школа социального становления подростков и молодежи (на примере КРООСМОДМ «Монолит») | 29 |
Глава 3 | Открытость власти как способ укрепления доверия со стороны институтов гражданского общества | 34 |
| Заключение | 40 |
| Список использованных источников и литературы | 43 |
| Приложение | 48 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития России понятие гражданского общества обрело статус одного из ключевых, а явление, за ним скрывающееся, стало предметом особого внимания. Становление институтов демократии, рыночной экономики, укрепление правового государства сопровождается социальным переустройством, в ходе которого возникает потребность в обеспечении конструктивного диалога и налаживании обратной связи между человеком и обществом, обществом и государством. В этой связи, вопросы развития гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания ученых, журналистов и политиков.
Целью данной работы является изучение и анализ процессов развития институтов гражданского общества в России на примере Курской области.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучить этапы становления гражданского общества в России с древнейших времен до настоящего времени;
- тщательно исследовать понятие, сущность и структуру гражданского общества на современном этапе, правовые аспекты взаимодействия гражданского общества и власти;
- рассмотреть пути развития и совершенствования институтов гражданского общества в России, проблемы его формирования, формы проявления и укрепления на примере Курской области.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются институты гражданского общества, предметом - система отношений и формы взаимодействия государственной власти и гражданского общества.
Методы исследования. На разных этапах исследования использовались общие методы научного познания: сравнение, анализ, синтез, обобщение и интерпретация данных, а также методы наблюдения (в том числе включенное). В качестве социологических методов также применялись формализованный анализ документов, интернет-сайтов, официальных пабликов в социальных сетях.
Эмпирической базой исследования являются официальные документы в виде законодательных и других нормативных актов: Конституция Российской Федерации, федеральные законы («О некоммерческих организациях», «Об Общественной палате Российской Федерации», «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и др.), законодательные и нормативные акты органов государственной власти регионального уровня.
Особый раздел эмпирического материала представляют данные социологических исследований Центра регионального развития Курской академии государственной и муниципальной службы, а также доклады Общественной палаты Курской области о состоянии гражданского общества за 2013-2018 годы.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что приведен анализ результатов социологических исследований, направленных на выявление актуального состояния гражданского общества в Курской области и особенностей его взаимодействия с властью; приведено описание деятельности молодежной организации и включенности автора проекта в ее работу в 2016-2018 гг. в качестве модели процесса интегрирования и социального становления подростков и молодежи; проанализированы формы и способы развития и совершенствования институтов гражданского общества в России.
Структура и объем исследовательской работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Работа изложена на 42 страницах машинописного текста, библиография включает 39 наименований.
Глава 1. Гражданское общество в России: понятие, признаки, пути становления
Становление гражданского общества: с древности до настоящего времени
Вопросы формирования и функционирования гражданского общества были интересны мыслителям еще с древних времен. Сам термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas (от civis – гражданин), обозначавшему гражданскую общину, члены которой (римляне) были субъектами римского гражданского права (ius civile).
Но становление теории гражданского общества восходит к трудам Платона и Аристотеля. Понятие «гражданское общество» как таковое еще не использовалось, общество от государства не отделялось, однако они предвосхитили появление концепции и повлияли на научную мысль.
Так, для древнегреческого политического мыслителя Платона (428-348 гг. до н.э.) прообразом идеального общественного устройства послужила аристократическая Спарта: сохранившиеся догосударственные формы жизни аристократической элиты по образцу военного лагеря, традиции среднего слоя полисного общества, пережитки общинной собственности, народные собрания и другие гражданские формирования.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) продолжил дело своего учителя Платона в изучении важнейших сфер того же греческого общества, но уже на опыте Афин и складывавшейся македонской империи. Государство, по его мнению, первично по своей природе и предшествует каждому человеку. Кроме того, основой полиса – высшей формы объединения людей – является частная собственность, которая делает гражданина независимым и деятельным. А фактором стабильности государства выступает доминирование среднего класса.
Таким образом, античными философами были рассмотрены некоторые категории теории гражданского общества: статус гражданина, верховенство закона, частная собственность, средний класс.
Понимание структуры античного общества рассматривается в политических воззрениях римских мыслителей. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) свое видение политических процессов в обществе изложил в диалогах о государстве и законах. В его трактовке государство является не только естественным организмом, вырастающим из совокупности семей, но и народным установлением, кредитом доверия народа. Целью такого государства является охрана имущественных интересов и правовых свобод граждан.
Не знала категории «гражданское общество» и феодальная система. Хотя в ее недрах более отчетливо вызрели субъекты гражданского общества: структуры самоуправляющихся государств-коммун, купеческие гильдии, ремесленные корпорации, политические полупартии и т.д.
Мыслители нового времени, начиная с Н. Макиавелли, Т. Кампанеллы, Т. Гоббса, Дж. Локка и вплоть до Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других, предпринимали достаточно успешные поиски в объяснении различий гражданского и политического общества. Античные слова «гражданин», «гражданственность» в их трудах приобрели новый смысл. Между государством и гражданским обществом все реже ставился исторический знак тождества.
Само понятие «гражданское общество» вошло в употребление позже, в XVII-XVIII вв., и тогда главным его смыслом была идея общественного договора. Гражданское общество тогда подразумевало добровольную передачу государству личностью своих естественных прав ради их же защиты, прекращения «войны всех против всех».
Т. Гоббс и Дж. Локк собственно ввели в оборот концепцию гражданского общества.
Т. Гоббс (1588-1679 гг., английский философ) отмечал, что «гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом».
Дж. Локк (1632-1704 гг., английский философ), убежден, что «гражданское общество - это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы». В его взглядах прослеживается признание личностью главенства закона над собой.
Гражданское общество как понятие в ХVII-ХVIII вв. включало в себя такие важные элементы, как самоуправляемые негосударственные союзы, ассоциации, права человека, общественный договор, народный суверенитет, реальный контроль и реализация интересов граждан.
В конце ХVIII - начале ХIХ века европейских и американских обществоведов все более привлекала тема «Гражданское общество против государства». Видный деятель немецкого просвещения Вильгельм Гумбольдт (1767-1835 гг., французский философ) в своей работе «Опыт установления границ деятельности государства» приходит к выводу, что государственный строй должен быть не самоцелью, а средством для удовлетворения интересов и потребностей человека.
Тема гражданских прав и свобод, социального равенства пронизывает программный документ Великой Французской революции конца ХVIII века – «Декларацию прав человека и гражданина» (1789 г.). Эта тема была ведущей в исследованиях Томаса Пейна (1737-1809 гг., американский просветитель), который отмечал, «гражданское общество - благо, а государство - неизбежное зло». Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.
Для большинства обществоведов и политиков ХIХ века определение четких граней разделения и уравнения гражданского общества и государства стало аксиомой.
Немецкий мыслитель Георг Гегель (1770-1831 гг.) в работе «Философия права» писал, что «гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер».
Немецкие экономисты и социологи Карл Маркс и Фридрих Энгельс отмечали, что гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.
Толчком к формированию современного гражданского общества стало стремление промышленного сословия, или буржуазии, к свободе. Развитие в XX в. таких социально-экономических прав как право на создание профсоюзов, на ведение коллективных переговоров с работодателями, а также развитие государства всеобщего благосостояния можно считать новым важным этапом в процессе формирования современного гражданского общества, для которого характерен высокий уровень социальной интеграции.
К XX веку тема гражданского общества достигла пика своей дискуссионности. Это время ознаменовало новый поворот в исследовании и интерпретации данного понятия. Ученые до сих пор не могут прийти к единодушному мнению относительно категории «гражданское общество», его функций, структуры и т.д. Сегодня именно процессы самоорганизации рассматриваются исследователями как основа формирования гражданского общества [24].
Понятие, сущность и структура гражданского общества на современном этапе
Понятие «гражданское общество» в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иными словами, под этим понятием подразумевается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их свободы, запросы, потребности, а государство выступает его доверенным представителем.
Вместе с тем, говоря о структуре гражданского общества, мы обычно понимаем «систему независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей» [21].
Классификация гражданских структур по предметному признаку или сфере социальной жизни (по В.В. Витюку):
экономические институты (от кооперативов до консорциумов, от профсоюзов до банков);
политические институты, которые не входят в систему государства (общественно-политические кружки, политические партии);
социокультурные ассоциации (церковь, независимые СМИ, научные и творческие общества и т.д.);
социальные ассоциации, защищающие интересы различных социальных групп общества: молодежи, безработных, пенсионеров и т.д. [20].
Гражданское общество существует тогда, когда присутствуют определенные условия:
права и свободы граждан признаются высшей ценностью государства;
эти права гарантируются законом, существует их правовая защищенность;
присутствует гласность и связанная с ней высокая информированность граждан о реальном положении дел в обществе.
Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
защищает различные сферы жизни граждан от жесткой регламентации со стороны государства;
способствует осуществлению реальных прав и свобод граждан;
обеспечивает доступ граждан к участию в государственных и общественных делах.
Также исследователи выделяют основные признаки гражданского общества, среди которых:
наличие активных, свободных граждан, способных самостоятельно или коллективно, без помощи государства, удовлетворять свои потребности;
наличие инициированных гражданами структур и институтов;
наличие политической активности, условий для личного или опосредованного участия в жизни общества;
наличие развитого этико-правового сознания граждан;
наличие частной собственности и рыночных отношений как некой базы, обеспечивающей реализацию различных потребностей;
наличие механизмов реализации эффективного взаимодействия общества с окружающей средой;
наличие свободного информационного обмена, независимо действующих средств массовой информации.
Разумеется, этот список не может быть окончательным, в числе признаков гражданского общества также можно назвать обеспечение прав и свобод человека и гражданина; самоорганизация и самоуправляемость; свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм и т.д.
Таким образом, можно заключить, что гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, совокупность общественных институтов и отношений, находящихся вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового, и являющихся продуктом свободной, добровольной деятельности людей, которая осуществляется для решения конкретных задач в целях поддержки и реализации общественных интересов.
Правовые аспекты взаимодействия гражданского общества и власти
Наиболее существенным аспектом понимания взаимоотношений власти и гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти.
Предпосылки создания гражданского общества заложена в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации [1].
Среди множества предоставляемых Конституцией РФ гражданину России прав и свобод стоит особо выделить следующие: право на жизнь (ч. 1, ст. 20); защиту достоинства личности (ст. 21); свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); неприкосновенность жилища (ст. 25); свободное передвижение и выезд за пределы страны (ст.27); свободу слова и мысли; свободу средств массовой информации и запрет цензуры (ст. 29); свободу объединений и их деятельности (ст. 30), мирных собраний (ст. 31); участие в управлении делами государства самостоятельно и через представителей; охрану здоровья и медпомощь (ч. 2, ст. 7; ст. 41); гарантию защиты прав и свобод (ст. 45, 46) в суде; обращение в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 33).
Правовое государство невозможно при отсутствии разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, поэтому Конституция РФ обеспечивает такое разделение власти (ст. 10) соответствующими статьями Конституции (ч. 1, ст. 11). Одновременно с этим важно эффективное средство контроля властей от сосредоточения власти в одних или нескольких руках, и оно представлено в виде сдержек и противовесов, обеспечивающих невмешательство ветвей власти в дела и сферу деятельности друг друга.
Нормы Конституции конкретизируются и раскрываются в федеральных законах, устанавливающих правовые основы взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), который не только подразделил все юридические лица на два типа (коммерческие и некоммерческие организации), но и определил их возможные правовые формы. [2].
Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» предоставляет гражданам право создания на добровольной основе самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, для защиты общих интересов и достижения общих целей, а также право вступать уже в существующие такие объединения. Ст. 7 данного Федерального закона содержит перечень организационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности [7].
Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет важнейшие элементы правового регулирования статуса НКО: правовое положение; порядок создания, формы деятельности, реорганизации и ликвидации НКО как юридических лиц; порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций; права и обязанности их учредителей (участников); основы управления НКО и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и т.д. Согласно данному Федеральному закону органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать НКО экономическую поддержку в различных формах [6].
Федеральный закон от 06.11.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4]. Отдельная глава этого закона регламентирует, в частности, вопросы проведения местного референдума по значимым вопросам общественной жизни, механизмы правотворческой инициативы граждан, вопросы территориального общественного самоуправления, порядок проведения публичных слушаний. Именно на муниципальном уровне представители НКО имеют наибольшие возможности избираться в представительные органы власти и затем уже в качестве депутатов работать с НКО.
Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» позволяет добровольно вступать в политические партии, создавать их и участвовать в их непосредственной деятельности [5]. В выборе направленности общественного объединения, гражданин руководствуется исключительно своими интересами и идеологией. Одной из основных задач действующего закона является регулирование социальных отношений, возникающих в процессе осуществления гражданами их конституционного права на организацию политических движений.
Федеральный закон от 04.04.2005 №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», который главным ее предназначением определяет обеспечение взаимодействия граждан РФ, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания [3].
Федеральный закон от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», закрепляющий правовые основы организации и осуществления общественного контроля, под которым понимается деятельность граждан, объединенных в общественные и иные некоммерческие организации, для осуществления контроля над деятельностью органов местного самоуправления [8]. Законом предусматривается, что общественный контроль осуществляется в форме общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Субъектами общественного контроля при этом являются общественные палаты федерального, регионального и муниципального уровней, а также общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.
Федеральный закон от 23.06.2016 №183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности палат субъектов Российской Федерации», которым определяются цели и задачи общественных палат субъектов РФ [9]. Согласно нему они формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами представительства интересов гражданского общества, законности, равенства прав институтов гражданского общества, самоуправления, независимости, открытости и гласности.
Это далеко не исчерпывающий список федеральных нормативных правовых актов, касающихся сферы взаимодействия власти и гражданского общества. Его можно продолжать, упоминая, например Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т.д.
Кроме того, в каждом субъекте создана своя нормативная база, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия власти и гражданского общества.
В Курской области - это
- Закон Курской области от 22.11.2007 №115-ЗКО «Об областной государственной поддержке общественных объединений в Курской области»;
- Закон Курской области от 22 июля 2005 г. №57- ЗКО «Об Общественной палате Курской области»,
- Закон Курской области от 28.04.2015 №39-ЗКО «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Курской области» и другие.
Таким образом, в нашей стране на федеральном и региональном уровнях создана законодательная база для осуществления и развития взаимодействия власти и гражданского общества. Законом определены институциональные формы общественного участия и общественного контроля.
Анализ состояния гражданского общества и его взаимодействие с органами власти в Курской области
2.1 Общественные институты в системе взаимоотношений власти и гражданского общества
В 2018 году по информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в регионе было зарегистрировано 1873 НКО, в том числе 970 общественных объединений, в числе которых 24 – правозащитных организации, 344 – профсоюзных организаций, 84 – организаций инвалидов и ветеранов, 14 – благотворительных организаций, 78 – молодежных и детских организаций, 10 – культурно-образовательных организаций, 109 – спортивных организаций, 48 – региональных отделений политических партий, 11 – общественных организаций, сформированных по национальному признаку [33].
В системе взаимодействия гражданского общества и органов власти Курской области особую роль занимает Общественная палата Курской области, которая в соответствии с Законом Курской области от 22 июля 2005 г. №57- ЗКО «Об Общественной палате Курской области» обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Курской области, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления Курской области в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при реализации государственной политики в Курской области, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления Курской области [14].
С точки зрения представительства интересов населения региона Общественная палата Курской области охватывает широкий спектр ключевых институтов гражданского общества – от ветеранских и молодежных объединений до экологических исследовательских ассоциаций и союзов профессионалов, а в содержательном плане отражает разнообразные интересы всего общества.
С 2017 года изменился порядок формирования Общественной палаты. В соответствии с действующим законодательством Общественная палата Курской области состоит из 60 человек (ранее – 44): 20 членов Общественной палаты утверждаются губернатором по представлению зарегистрированных на территории Курской области структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений; 20 членов Общественной палаты утверждаются Курской областной Думой по представлению зарегистрированных на территории Курской области некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений; указанные выше члены Общественной палаты утверждают остальных 20 членов Общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории Курской области. Общественная палата Курской области также может привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан, представители которых не вошли в ее состав.
Деятельность Общественной палаты Курской области способствует осуществлению многоаспектного социального диалога. Общественная палата Курской области инициирует постоянно проведение встреч с сотрудниками структурных подразделений Администрации Курской области, депутатами Курской областной Думы по решению актуальных вопросов совершенствования гражданского общества в регионе, проблемам общественно-политической жизни. Члены Общественной палаты активно участвуют в общественных слушаниях по различным проблемам жизни региона, являются экспертами в комиссиях Курской областной Думы. Особенностью деятельности Общественной палаты Курской области в гармонизации отношений власти и общества в социальной сфере является проведение ежегодных мероприятий, которые являются ее «визитной карточкой». Прежде всего, это ежегодно проводимый Гражданский форум, в рамках которого конструктивно обсуждаются наиболее актуальные вопросы становления и развития гражданского общества в регионе; проблемы взаимодействия органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления с общественными организациями, бизнесом, гражданами.
Важный принцип работы Общественной палаты Курской области – открытость. Работа членов, их проекты активно освещаются в СМИ (ГТРК «Курск», ТК «Сейм», газеты «Курская правда», «Курские известия»). Они выступают в качестве экспертов по широкому спектру актуальных вопросов. Регулярно подготавливается информационный дайджест о ключевых событиях общественной жизни. Кроме того, Общественная палата Курской области представлена в Интернет-пространстве: работает официальный сайт, сообщество в социальной сети «Вконтакте». Члены региональной палаты также имеют собственные интернет-ресурсы, через которые транслируются общественно значимые вопросы.
Развитие гражданского общества предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются НКО. Именно они помогают обществу стать гражданским, а государству – правовым.
Государство, в свою очередь, оказывает государственную поддержку общественным организациям, деятельность которых направлена на решение важных социальных вопросов. В течение 2018 года Фонд президентских грантов организовал два конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, в которых получили поддержку 3 573 проекта из всех регионов страны на общую сумму 7,8 млрд. рублей, в том числе общественные организации от Курской области получили поддержку 30 проектов на общую сумму 31 848 901 рублей. Среди них известные курянам проекты («Алый парус», «Георгиевский сбор»,), а также новые социальные проекты (проект «Мир не только из окна» для детей с ограниченными возможностями здоровья Центра детского развития «Диалог». Такое количество победителей и общая сумма грантов являются рекордными за всю историю грантовой поддержки некоммерческих организаций [31].
На региональном уровне в соответствии с Законом Курской области от 17.06.2002 №28-ЗКО «О государственной поддержке межрегиональных, региональных и местных молодежных и детских общественных объединений в Курской области», Законом Курской области от 22.06.2012 №72-ЗКО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Курской области», Законом Курской области от 22.11.2007 №115-ЗКО «Об областной государственной поддержке общественных объединений в Курской области» также предусмотрены меры государственной поддержки общественных объединений на конкурсной основе.
Одним из современных инструментов взаимодействия гражданского общества и власти являются сформированные при органах местного самоуправления и органах исполнительной государственной власти Курской области общественные советы. Именно они являются активными участниками формирования отраслевой и региональной стратегий развития области. В ежегодном докладе «О состоянии гражданского общества в Курской области», подготовленном Общественной палатой региона в 2018 году, отмечена работа 67 общественных советов, 33 из которых созданы при органах местного самоуправления, 34 – при органах исполнительной государственной власти Курской области.
В состав общественных советов входят члены Общественной палаты Курской области, представители общественных объединений, духовенства, спортивных организаций, профсоюзов, предприниматели и др. Ежегодно проводится более 300 заседаний общественных советов, на которых рассматриваются вопросы проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и организациями Курской области; анализ обращений граждан; рассмотрены вопросы принятия нормативных правовых актов в области организации закупок товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности администраций районов и подведомственных учреждений; вопросы по противодействию коррупции в органах местного самоуправления и в органах исполнительной власти Курской области и др.
Особая роль общественных структур видится в осуществлении контроля над деятельностью органов власти. Общественный контроль – одна из ключевых функций гражданского общества. Его субъектами являются граждане и их автономные от государства объединения, а основными объектами – органы государственной и муниципальной власти и их должностные лица. Принятие Федерального закона от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» законодательно закрепило формы его осуществления и особенности их использования: общественный мониторинг, общественная проверка, общественные обсуждения и другие формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления [8]. Сегодня гражданское участие и общественный контроль являются фактором общественного развития и показателем эффективности государственного и муниципального управления.
Каналом трансляции интересов гражданского общества к государству служат политические партии. По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в настоящее время на территории Курской области зарегистрировано 48 региональных отделений политических партий. В 2017 году их число составляло 57. С одной стороны, партия выступает одним из институтов гражданского общества, то есть как структурный элемент сферы отношений, не зависящих от государственной власти, а с другой, партия - часть государственно-политической системы [26]. То есть политические партии имеют двоякую природу, одновременно являясь институтом гражданского общества и частью государственного механизма.
В настоящее время свою мощь набирает созданный в мае 2011 года по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина Общероссийский народный фронт – общественное движение, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Главные задачи ОНФ - контроль за исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни и защиты прав граждан. Суть работы Народного фронта выражено в формуле «гражданская инициатива – сотрудничество – общественный контроль» [36].
Работа Курского регионального отделения ОНФ, зарегистрированного Министерством юстиции по Курской области 30 декабря 2013 года, строится на 12 тематических площадках, которые соответствуют одному из 12 направлений «майского указа» Президента страны «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Это демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, а также международная кооперация и экспорт. По этим направлениям Народный фронт участвует в подготовке и обсуждении национальных проектов и программ. Кроме этого, реализуются четыре долгосрочных проекта ОНФ: проект «Генеральная уборка»/Интерактивная карта свалок»; проект «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог»; «Центр мониторинга благоустройства городской среды»; «Народная карта доступности медпомощи». Ежегодно по итогам региональной конференции ОНФ Губернатору Курской области передаются общественные предложения по улучшению жизни курян.
Также в регионе, благодаря тесному взаимодействию гражданского общества, органов государственной власти и местного самоуправления, действуют такие важные институты, как институты уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка и по правам предпринимателей, а также различные отраслевые советы и объединения (молодежный парламент при Курской областной Думе, Совет молодых ученых и специалистов Курской области и другие).
Особенным механизмом взаимодействия власти и общества является работа Губернаторской лекторской группы, которая была создана в 2014 по инициативе региональной организации Общества «Знание» России при поддержке Губернатора Курской области. В состав группы входят ученые, руководители предприятий, организаций здравоохранения, образования, депутаты, ученые, Почетные жители Курской области, молодежь. Ежегодно членами группы проводятся встречи с жителями муниципальных образований региона с целью повышения образовательного и культурного уровня населения, а также информирования курян о программах и проектах, реализуемых органами власти и общественностью [35].
В 2019 году в соответствии с решением IX Гражданского форума в Курске начала свою работу Школа гражданской активности - новый обучающий проект для активистов и руководителей НКО по освещению вопросов, характерных для деятельности тех или иных организаций. [31]
Особое внимание заслуживают общественные проекты, созданные по инициативе граждан. Одним из таких проектов является городской политический клуб «Точка зрения». Работа клуба ведется с 2011 года, за это время сформировался пул экспертов, состоящий из лидеров общественного мнения, политологов, политтехнолоов и т.д. Клуб организует заседания по общественно значимым темам (освещение, капремонт, «мусорная» тема, общественный транспорт, политическая повестка и т.д.), приглашая к участию всех желающих и, что очень важно, представителей органов власти, в сферу деятельности которых входят обсуждаемые вопросы.
Таким образом, наиболее значимыми в системе взаимодействия власти и гражданского общества на уровне региона являются такие общественные структуры, как Общественная палата Курской области, общественные советы при органах власти регионального и муниципального уровня, политические партии, некоммерческие организации, Общероссийский народный фронт, а также иные гражданские объединения.
2.2 Анализ результатов социологических исследований состояния гражданского общества в Курской области
В 2017-2018 гг. социологами Центра регионального развития Курской академии государственной и муниципальной службы проводился мониторинг общественного мнения курян о состоянии гражданского общества в Курской области и роли общественных организаций в его становлении. Исследования проводились методом интервьюирования населения. Всего было опрошено 1845 человек в 2017 году и 1820 человек в 2018 году (женщины и мужчины от 18 до 60+ лет).
Анализ результатов исследования показывают, что население стало более осведомленным о том, что существует такое понятие как «гражданское общество». Так, если в 2017 году только каждый пятый мог с уверенностью сказать, что ему знакомо это понятие, то в 2018 – это уже более трети опрошенных (36,7%). Возросло и число тех, кто когда-либо слышал о гражданском обществе с 28,9% до 44,9% (рисунок 1).
Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые выражение «гражданское общество»?»
На вопрос: «Как Вы считаете, в Курской области сейчас есть гражданское общество?» большинство опрошенных признают наличие его в регионе – 59,1% (суммарный процент по ответам «безусловно есть» и «скорее есть») В 2017 году половина опрошенных сомневалась при ответе на данный вопрос, о чем свидетельствуют 51,2% затруднившихся (рисунок 2).
Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, в Курской области сейчас есть гражданское общество?»
Можно предположить, что свое положительное влияние на рост информированности населения оказало объявление Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 2018 года Годом добровольца. Это стало неким признанием заслуг общественных активистов, а также подчеркнуло значимость подобного гражданского участия, оцененного как «колоссальный вклад» в развитие страны. Добровольцы в Курской области также активно включились в работу, причем в числе волонтеров не только представители молодежи, но и так называемые «серебряные волонтеры».
Анализируя результаты социологических исследований, можно сделать вывод, что изменения произошли также и в понимании приоритетности основных критериев, по которым можно считать гражданское общество сформировавшимся. Если исследование 2017 года показало, что главным показателем гражданского общества является «самоуправляемость, самоорганизованность, возможность создавать союзы, общества и объединения» (32,6%), то сегодня в регионе подчеркивается «свобода мнений и печати» (38,5%) (рисунок 3).
Рисунок 3 – Основные критерии гражданского общества.
Вторую позицию по важности критериев заняли варианты «открытость и взаимопомощь населения» и «открытый доступ к источникам информации», набравшие по 31,9%. Стабильные позиции у таких показателей, как «законность и верховенство права» (29,6% в 2018 г., 29,8% - в 2017 г.) и «экономическая и социальная свобода граждан» (24,0% и 23,6%, соответственно), что говорит о признании их жителями региона безусловными признаками гражданского общества. В целом результаты исследования убеждают, что представления о гражданском обществе у курян уже приобрели значимость и являются отчетливо позитивными.
Основой формирования гражданского общества является социальная активность населения, которая определяется как уровень инициативности населения, степень проявления возможностей и способностей индивида как члена социума [27]. В этой связи интересно отметить то, что большая часть опрошенных считают виновниками своих проблем только себя – 31,0 %. Также по сравнению с 2017 годом ответственность за сложившуюся ситуацию переносится с регионального и муниципального уровней власти на федеральный уровень (28,7% - в 2018 г., 15,9% - в 2017 г.) (рисунок 4). Здесь важно заметить, что отдельные направления внутренней и внешней политики государства вызывают недовольство у населения регионов (пенсионная реформа, война в Сирии, увеличение НДС и др.).
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, кто является виновником Ваших проблем?»
Вместе с тем, результаты опроса показали, что 67,4% курян не принимают никаких действий для решения проблем, которые их беспокоят (рисунок 5). Только 13,4% опрошенных обращались в органы местного самоуправления, как представителям власти, наиболее приближенной к народу. На 5% возросло число людей, попытавшихся найти единомышленников в социальных сетях, что говорит о востребованности сети Интернет как площадки проявления гражданской активности и объединения общественных сил.
Полученные данные говорят о необходимости активизации взаимодействия власти с гражданским обществом в решении повседневных и наболевших вопросов населения, увеличении степени доверия граждан к власти. Однако важно, чтобы граждане поверили в реальную возможность на что-то влиять своим участием в общественных делах и государственном управлении.
Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос: «Что Вы предпринимали для решения своих проблем и улучшения своего уровня жизни?»
Сегодня мы вынуждены признать, что и политическая активность жителей региона в основном сводится к участию в выборах разного уровня. Политика не входит в круг их интересов основной части населения. При этом, политическая партия служит каналом трансляции интересов гражданского общества к государству, и этот канал мог бы активнее использоваться людьми [26].
В этой связи, важным видится выявление роли различных общественных организаций в развитии гражданского общества. Жители Курской области проявляют желание присоединиться к НКО и стать участником ее деятельности (20,2%) (рисунок 6). То есть, сегодня у населения начинает просыпаться интерес и потребность в проявлении гражданской активности. Существенно по сравнению с 2017 г. снизился процент тех, кто категорически против вступления в ряды той или иной НКО (55,8% - в 2018 г. против 97,4% - в 2017 г.). Возможно, на этот факт также повлияла проводимая в регионе в последние годы масштабная информационная кампания о деятельности общественных организаций, гражданском участии и их значимости для развития общества.
Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос: «Хотели ли быть участником какого-нибудь НКО Курской области?»
В то же время, несмотря на то, что половина опрошенных не считает себя общественно активной, только четвертая часть (24,9%) вообще никогда не принимала никаких общественных действий. Остальные же в той или иной мере были участниками общественных мероприятий (таблица 1).
Наиболее популярными стали ответы: работал(а) на субботниках, коллективном благоустройстве территорий – 31,6%, участвовал(а) в пожертвованиях, в сборе вещей –22,9%, подписывали петицию – 22,2%.
Главными мотивами участия в общественной жизни выступают: возможность принести пользу людям, возможность реализовать собственные идеи, общение с интересными людьми и возможность повысить свой статус.
Таблица 1 – Распределение ответов на вопрос: «Какие из следующих общественных действий Вы предпринимали?», в %*
Варианты ответов | Количество человек, в % |
Работал(а) на субботниках, коллективном благоустройстве территорий | 31,6% |
Не предпринимал (а) никаких действий | 24,9% |
Участвовал(а) в пожертвованиях, в сборе вещей | 22,9% |
Подписывал (а) петицию, обращение | 22,2% |
Был(а) волонтёром | 11,4% |
Участвовал(а) в демонстрациях, митингах, пикетах | 11,2% |
Участвовал(а) в мероприятиях профсоюзной организации | 10,0% |
Участвовал(а) в работе домовых комитетов, ТСЖ | 6,7% |
Писал(а) письмо в газету | 5,8% |
Приобретал(а) вещи, производители которых заявляли о проведении акции | 5,0% |
Принял(а) участие в заседании общественной организации | 4,7% |
Не покупал(а) вещи определенных производителей | 3,5% |
Участвовал(а) в забастовках |
|
*Допускалось несколько вариантов ответа |
|
Таким образом, в сознании жителей региона не установилось единого понимания понятия «гражданское общество». Однако у населения остается признание того, что для гражданского общества характерна экономическая и социальная свобода граждан и ее гарантия, верховенство права. Основой формирования гражданского общества является социальная активность населения. С одной стороны, данные свидетельствуют о наличие интереса граждан к участию в общественной жизни, с другой – низкий уровень инициативности в решении своих проблем, главным виновником которых они видят федеральные органы власти. У курян отмечен крайне низкий процент социальной активности и инициативности в решении своих проблем. На общем фоне нежелания населения принимать каких-либо действий для решения проблем, возросло число людей, попытавшихся транслировать свои идеи и мысли в социальные сети. То есть сегодня наблюдается повышение значимости сети Интернет как площадки проявления гражданской активности и аккумулирования общественных сил, а социальные сети становятся полноценным каналом выстраивания диалога между властью и гражданским обществом.
2.3 Молодежные общественные организации – школа социального становления подростков и молодежи Курской области (на примере КРООСМОДМ «ОМЦ «Монолит»)
Развитие демократических основ гражданского общества в России не возможно без обеспечения вхождения в самостоятельную взрослую жизнь социально активных, ответственных, инициативных молодых людей, небезразличных к своей стране. В этой связи, важной видится целенаправленная работа по созданию социальных сред и комплекса условий, в которых подростки и молодежь смогут обрести такой опыт гражданственности, реализовывать свою социальную активность, сознательно и ответственно включиться в созидательную творческую деятельность. Решение этой важной государственной и общественной задачи актуализирует внимание к молодежным общественным объединениям, обладающим значительным воспитательным потенциалом для освоения молодежью опыта самореализации, социальной ответственности и инициативности.
В современной России действуют сотни молодежных общественных организаций и объединений, интегрируя социальную инициативу подростков и юношества, включая их в социально значимую деятельность.
В нашем регионе по информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на 01 января 2019 года зарегистрировано 78 молодежных и детских организаций различной направленности. [33] Среди них Курская региональная общественная организация содействия реализации потенциала молодёжи и развитию системы молодёжных клубов «Объединённый центр «МОНОЛИТ».
Профильный молодежный центр «Монолит» был создан в 1995 году авторским коллективом при поддержке комитета по делам молодёжи Курской области с участием ученых кафедры психологии Курского государственного педагогического университета для работы с профильными молодежными объединениями различной направленности (военно-спортивные, поисковые, творческие, по интересам). В 1998 году из профильного лагеря оформилась общественная организация - КРОО «ОМЦ «Монолит».
В настоящее время «МОНОЛИТ» – это круглогодично действующая крупная, интенсивно развивающаяся региональная молодежная общественная организация, которая занимается реализацией молодёжной политики на территории города Курска и Курской области. К 2018 году через программы и проекты Центра «МОНОЛИТ» прошли уже более 35 000 подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет.
Основные сферы деятельности Центра: установление и развитие международных молодёжных контактов, миротворческая деятельность в СНГ, реализация молодежной политики на территории Курской области, детский и молодежный отдых и туризм.
Основные виды деятельности: обучение и воспитание лидеров молодёжного клубного движения, создание сети молодёжных клубов различной направленности в Курской области, организация содержательного оздоровительного отдыха детей и молодёжи, командообразование, трудоустройство и занятость детей и молодёжи.
Занимая достойное место в молодежной политике региона, «МОНОЛИТ» активно сотрудничает и совместно реализует ряд проектов с другими молодежными организациями области, такими как: КРДМОО «Областная школа молодежных лидеров «Комсорг» (воспитание молодежных лидеров Курской области), КРОО «Вертикаль» (воспитание молодёжных лидеров г. Курска), КРОМО «Учебно-оздоровительный детский центр «Магистр» (лагерь для одарённых детей, победителей школьных олимпиад), Областной молодежный центр «Гайдаровец» (организация летнего отдыха младших школьников), КОДОО «Детский центр Мира» (международная деятельность, связанная с обучением подростков и международным обменом), Международный лагерь студенческого актива «Славянское содружество».
В постоянном взаимодействии с центром «МОНОЛИТ» находятся более 45 молодёжных клубов Курской области различной направленности, чей актив и привлекается для организации обучения в рамках шести профильных смен в летний период. Общая численность всех клубов «МОНОЛИТА» на современном этапе превышает 2000 человек.
Автор данной работы с 2016 года является членом молодежного клуба «Мечта»; с 2018 года - его президентом. Клуб создан и работает на базе Дворца пионеров и школьников г.Курска и входит в состав Центра «Монолит». Основу молодежного объединения составляют обучающиеся школ города Курска, объединенные общей целью – принимать активное участие в общественной жизни региона.
Члены молодежного клуба «Мечта» совместно с представителями молодежных клубов и объединений региона вот уже на протяжении многих лет являются постоянными участниками проектов и программ, реализуемых Центром «Монолит», в их числе: программа для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Дорогами добра»; Форум славянской молодежи «Мы вместе»; Международная профильная смена «Содружество»; программа «Молодёжный клуб - школа социального успеха»; Региональные форумы «Мы - будущее России», «Гражданин Отечества»; Историко-патриотический форум «РОСПАТРИОТ»; Городские и областные слёты молодежных клубов и объединений; Фестиваль технического творчества «Формула интеллекта», Региональный Фестиваль-конкурс среди молодежных клубов и объединений
г. Курска и Курской области «Твоя победа»; Творческий фестиваль «Ярмарка талантов». Участие в международных проектах: Лагерь международной дружбы «Крынічка» (Республика Беларусь, г.Рогачев), Международный фестиваль детей и молодёжи «Мир Детства» для членов молодежных клубов и молодёжных общественных организаций государств славянского содружества (г.Феодосия), Международный Марш Мира. Безусловно, важнейшим направлением в деятельности центра выступает добровольчество: проект «Волонтерский прорыв», добровольческий отряд «Сталь»; оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, благоустройство города, участие в восстановлении памятников истории и культуры, экологические акции по сбору мусора в пойме рек, протекающих через город, участив в акциях «Очистим подъезды от надписей и мусора», участие в акциях «Построим игровую площадку для малышей своими руками», «Песочницы – детям!», «Зеленые насаждения – родному городу!». [30] А также журналистика, спорт, туризм и многое другое (см. Приложение 1).
Базовыми ценностями центра «Монолит», определяющими всю его жизнедеятельность и реализуемые проекты, стали гуманизм, ответственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, бескорыстие, сотрудничество, взаимопомощь, творчество, познание, долг, честность, чуткость, точность, дружба, коллективизм, здоровье и др. Все эти ценности стали основой разработки и реализации вышеуказанных проектов и программ Центра [28].
Среда молодежного центра представляет собой личностно привлекательную социальную среду, ориентированную на удовлетворение социальных и творческих потребностей подростков и молодежи, реализующих совместные проекты общественно полезной направленности. В этих условиях молодые люди приобретают опыт делового сотрудничества, партнерства, развивают навыки организации совместной деятельности, ее планирования, социального лидерства и принятия на себя ответственности.
Важным субъектом жизнедеятельности Центра является постоянно действующая Психологическая служба, руководимая опытными психологами, учеными Курского государственного университета, которые осуществляют корректное психологическое сопровождение личностного развития старшеклассников, следят за климатом в коллективах, настроением воспитанников.
Огромную воспитательную и развивающую роль играют приглашаемые на мероприятия Центра общественные деятели, политики, ученые, спортсмены, деятели культуры и искусства, писатели, ветераны. Открытый диалог с этими яркими и масштабными личностями, неформальное общение с ними о том, что действительно волнует и заботит юношество, задают подросткам ориентиры собственного саморазвития, помогают выстроить свою линию жизни, осознать ответственность за результаты своей деятельности перед членами клубного коллектива, перед самими собой [29].
Таким образом, реальная включенность в общественно-полезную деятельность, в ситуации принятия самостоятельных решений и необходимости отвечать за свои действия, коллективные социальные акции и дела Центра «Монолит» позволяет с уверенностью называть данную общественную организацию своеобразной школой социального становления подростков и молодежи Курской области.
Глава 3 Открытость власти как способ укрепления доверия со стороны институтов гражданского общества
Следуя мировой тенденции, в нашей стране в начале XXI века был задан вектор на строительство сервисного государства, с построением которого развитие гражданского общества в России, взаимодействие органов власти и населения выходит на качественно новый уровень, характеризующийся высокой степенью доверия, информационной открытостью и прозрачностью административных процедур.
Законодательство предусматривает интенсивное использование информационных технологий институтами гражданского общества. В настоящее время идет реализация государственной программы РФ «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 [12].
В рамках новой концепции особая роль отводится формированию «электронного правительства» (e-government) (в первую очередь, предоставление государственных и муниципальных услуг населению), совершенствованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющих гражданам активно участвовать в государственном управлении.
Сервисная модель государства совершенствует традиционную государственно-правовую организацию, максимально снижая бюрократизацию управленческой деятельности и тем самым способствуя более мобильному взаимодействию государства и общества.
Сегодня наблюдается возрастание роли сети Интернет как канала получения информации. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) в сентябре 2018 г. доля интернет-пользователей в России составила 81%, что является довольно высоким показателем [39]. За 7 лет более чем в два раза увеличилось число ежедневных интернет-серверов (с 28% в 2011 г. до 62% в 2018 г.). Таким образом, процесс интернетизации в России продолжается, увеличивается значимость информационных потоков в сети Интернет.
Можно выделить несколько площадок для коммуникаций в сети Интернет:
1) сайты, порталы органов власти;
2) индивидуальные сайты, страницы, блоги политических и общественных лидеров;
3) сетевые сообщества: официальные страницы в социальных сетях федеральных и региональных органов власти, политических партий, общественных организаций и т.д. [25].
На наш взгляд, будет правильным также выделить особое, «общественное поле», которое было бы представлено интернет-площадками, созданными по инициативе граждан или их объединений для транслирования своих инициатив и проявления гражданского участия в общественно значимых вопросах. Примером таких площадок могут являться различные интерактивные карты, созданные на основе каких-либо волнующих граждан проблем (уборка мусора, состояние дорог и т.д.) как на федеральном (проекты ОНФ - карта убитых дорог, Росяма, карта свалок и т.д.), так и региональном уровне.
Самой крупной площадкой проявления гражданского участия является интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» [38]. Работа в рамках данного механизма взаимодействия власти и гражданского общества регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [11]. Размещенная на РОИ общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования. На федеральном уровне поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения получила не менее 100 тысяч голосов граждан. По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта или принятии иных мер по реализации инициативы. По состоянию на 1 февраля 2019 года на сайте РОИ размещено 14512 инициатив.
Важным институтом взаимодействия граждан с органами публичной власти является институт обращений граждан, урегулированный, прежде всего, Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» [10]. В соответствии с данным Федеральным законом обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу предложение, заявление или жалоба, в том числе в форме электронного документа. В практику давно вошла организация «электронных приемных», ведущихся на сайтах органов власти.
Особого внимания заслуживает взаимодействие власти и гражданского общества в социальных сетях, коммуникация в которых отличается особыми чертами: неформальность общения; ориентация на оперативность обратной связи; безбарьерность, возможность общаться «напрямую»; анонимность в общении. Сегодня исследование социальных сетей является важным, так как происходит ускорение темпов общественно-политической жизни; развитие «электронного правительства» сопровождается активным участием граждан в принятии решений по общественно важным вопросам посредством сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, интернет-площадок для обсуждения социально-политических проблем.
По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2018 году, наиболее массовый охват в нашей стране имеет сеть «Вконтакте» – среди всех опрошенных о ее ежедневном посещении сказали 28%, второе место занимают «Одноклассники» (19%), третье – Instagram (14%). Доля ежедневной аудитории Google+ 7%, по 4% набрали Facebook и «Мой мир», по 1% у Twitter и «Живого журнала» [39].
«Групповое» поле в сети Интернет формируется за счет создания сетевых сообществ. В социальных сетях создаются группы общественных организаций, движений, групп, политических партий и т.д. Более того, особенностью взаимодействия в социальных сетях является спонтанное проявление гражданской инициативы и стихийно созданного общественного объединения, основанного на общности интересов. Например, в Курской области в свое время активно велось сообщество «Народ ЗА отмену «платных парковок» в г.Курске», сегодня создаются другие движения: «Реликтовые свалки Курска», Kurskfront, «ЧистоКурск» и другие.
В настоящее время в социальных сетях также активно создаются сообщества, представляющие органы государственной власти и органы местного самоуправления в интернет-пространстве. Кроме того, появляются страницы высших должностных лиц субъектов, руководителей ведомств, депутатов и т.д.
В Курской области в социальных сетях представлены и органы местного самоуправления и органы исполнительной государственной власти Курской области. Официальная страница Администрации Курской области ведется во всех популярных социальных сетях: «Вконтакте» (13002 участника) (рисунок 7), «Одноклассники» (10153 участника), Facebook (761 подписчик), Twitter (253 читателя).
Рисунок 7 - Официальная страница Администрации Курской области в социальной сети «Вконтакте»
Положительная работа в социальной сети «Вконтакте» была отмечена специалистами Российского Исследовательского Агентства Блогеров (РИАБ), которые проанализировали официальные сообщества регионов России, чтобы выбрать наиболее «живые» из них [32]. Рейтинг был построен на основе коэффициента социальной активности, который отражает, насколько группа действительно интересна своим подписчикам. Страница Администрации Курской области вошла в ТОП-10 (рисунок 8).
Рисунок 8 – Рейтинг ТОП-10 официальных сообществ регионов в социальной сети «Вконтакте» по коэффициенту социальной активности.
Важны также открытость и готовность к диалогу высшего должностного лица субъекта РФ и других представителей власти. В Курской области появление страниц ВРИО Губернатора Курской области Романа Старовойта в социальных сетях («Вконтакте» и Instagram) вызвало широкий общественный резонанс. К тому же, он сам призывает жителей региона к активности. Так, пост с призывом сообщать, как убраны от снега дороги в муниципальных образованиях уже в первый день – 1 декабря 2018 года собрал больше тысячи комментариев. (рисунок 9)
Рисунок 9 – Личный аккаунт ВРИО Губернатора Курской области Романа Старовойта в социальной сети «Вконтакте».
Работа органов власти в социальных сетях ведется в двух направлениях: локализации негативных проявлений за счет своевременной реакции и формирования позитивной повестки за счет ведения официальных сообществ.
Использование практики информационного представительства интересов гражданского общества существенно видоизменяет процессы коммуникации и методы влияния на органы государственной власти. Сеть Интернет, в том числе, социальные сервисы, постепенно становятся эффективным каналом продвижения гражданских инициатив, отстаивания как личных, так и групповых интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, совокупность общественных институтов и отношений, находящихся вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового, и являющихся продуктом свободной, добровольной деятельности людей, которая осуществляется для решения конкретных задач в целях поддержки и реализации общественных интересов.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их свободы, запросы, потребности, а государство выступает его доверенным представителем.
Формирование институтов гражданского общества становится необходимым условием демократизации всех форм общественной жизни, сознательно проецируемых в социальную реальность.
Гражданское общество является основой стабильности государства, а государство – фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества. От их взаимодействия, известного противостояния, взаимопроникновения и взаимоконтроля, безусловно, зависят общественная стабильность, прогрессивные изменения, устойчивое развитие страны.
Сегодня наблюдается тенденция усиления роли гражданского общества, что вызывает необходимость формирования механизмов правового регулирования процессов взаимодействия гражданского общества и государства. В нашей стране на федеральном и региональном уровнях создана такая законодательная база. В ней можно проследить нарастающее значение таких инструментов правового взаимодействия, как электронная демократия, общественная экспертиза нормативных правовых актов, общественный контроль и т.д. Действующее законодательство позволяет развивать различные формы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества, главными их которых являются некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы, а также иные формы объединения людей, порожденные гражданской инициативой и желанием защищать интересы и права граждан.
В результате исследовательской работы, направленной на анализ развития институтов гражданского общества в России, были сделаны следующие выводы:
В настоящее время гражданское общество в нашей стране характеризуется динамичным развитием с переходом на новый качественный уровень взаимодействия с органами власти. В нашей стране на федеральном и региональном уровнях создана законодательная база для осуществления и развития взаимодействия власти и гражданского общества. Законом определены институциональные формы общественного участия и общественного контроля.
Наиболее значимыми в системе взаимодействия власти и гражданского общества на уровне региона являются такие общественные структуры, как Общественная палата Курской области, общественные советы при органах власти регионального и муниципального уровня, политические партии, некоммерческие организации, Общероссийский народный фронт, а также иные гражданские объединения. Задача на ближайшее время – обеспечить еще большую интеграцию активных граждан в работу институтов гражданского общества, повысить интерес к деятельности общественных палат, общественных советов, общественных объединений.
Реальная включенность в общественно-полезную деятельность молодежных общественных объединений позволяет подросткам и молодежи проходить школу социального становления и гражданской активности. Таким образом, молодежные общественные организации являются центрами формирования будущих социально ответственных и активных граждан своей страны.
Информационно-просветительская деятельность в средствах массовой информации, сети Интернет о роли институтов гражданского общества, реальности результатов их деятельности начинает набирать свою активность, что в дальнейшем, безусловно, будет способствовать повышению их значимости и усилению к ним доверия населения, а также росту вовлеченности граждан в общественные процессы.
Следует активно использовать сеть Интернет для выстраивания диалога между властью и гражданским обществом. Онлайн могут проводиться публичные обсуждения общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и т.д. Будущее также за использованием социальных сетей – это, прежде всего работа с людьми, с их жалобами и вопросами.
В целом у российского гражданского общества есть своё лицо и свои приоритеты социально-политического развития. Они опираются на уважение к государственным символам, признание традиций, демократических начал в политике, открытость, восприимчивость к опыту других народов, самостоятельность людей, опору на собственные силы. В Курской области вместе с этим интенсивно развивается информационное пространство, высока степень толерантности населения и его готовности к конструктивному солидарному поведению. Все это является надежной основой для дальнейшего развития гражданского общества области, расширения пространств его деятельности, повышения его эффективности и признания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 1 1-ФК3]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Федеральный закон от 06.11.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Федеральный закон от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Федеральный закон от 23.06.2016 №183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности палат субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»
Закон Курской области от 22.07.2005 №57-ЗКО «Об Общественной палате Курской области» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Закон Курской области от 28.04.2015 № 39-ЗКО «О некоторых вопросах общественного контроля в Курской области» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Закон Курской области от 22.11.2007 №115-ЗКО «Об областной государственной поддержке общественных объединений в Курской области» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Закон Курской области от 17.06.2002 №28-ЗКО «О государственной поддержке межрегиональных, региональных и местных молодежных и детских общественных объединений в Курской области» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Закон Курской области от 22.06.2012 №72-ЗКО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Курской области» [Электронный ресурс]/ Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства», Законодательство и экономики, № 9, 2010
Буряк В.В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции / Виктор Буряк. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. – 152 с.
Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума / В.В. Витюк // Гражданское общества: теория, история и современность / отв. ред. Т.З. Голенкова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1999. - С. 28-67.
Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс: учебник / К.С. Гаджиев - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 505 с. - Серия: Основы наук.
Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Международные отношения, 1994. - 400 с.
Дремова Л.А., Когай Е.А. Доклад о состоянии гражданского общества в Курской области. – Курск: Издательство ИП Афанасьева Е.А., 2018. – 104 с., илл.
Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. - 266 с.
Муращенков С.В. Социальные сети как инструмент организации эффективной политической коммуникации гражданского общества и органов власти в современной России / С.В. Муращенков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2016. – №4. – С. 35-40.
Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации деятельности: материалы международной конференции Санкт-Петербург, 27-28 сентября 2012 г./ под ред. В.Д. Зорькина.- М.: Норма, 2013. – 304 с.
Попов Е. А., Максимова С. Г. Социальная активность населения и общественные гражданские инициативы Политика и общество - №7(91), 2012
Трубников А.П. Общественный молодежный центр как фактор формирования социальной ответственности личности старшеклассника: диалектика социального и индивидуального // Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в современных социокультурных условиях, Курск: КИНПО, 2010. 347 с. 122-130.
Трубников А.П. Развитие социальной ответственности старших школьников в общественно-полезной деятельности: что может клуб? // Проблемы и опыт духовно-нравственного воспитания молодежи в социокультурной ситуации изменяющегося российского общества: Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции Курск: Издательство КГУ, 2010. - 880 с. - С.25-47.
http://centr-monolit.ru/index.php/component/content/article/4 - сайт Курская региональная общественная организация содействия реализации потенциала молодёжи и развитию системы молодёжных клубов «Объединённый центр «МОНОЛИТ»
http://new.op46.ru/ - официальный сайт Общественной палаты Курской области
http://riabloggers.ru/researches/37 - сайт Российского Исследовательского Агентства Блогеров (РИАБ)
http://to46.minjust.ru – официальный сайт Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области
http://xn--46-6kc8bnagjfo4b.xn--p1ai/o-nas/ - официальный социологический портал Курской области
http://znaniekursk.ru/news/start-gubernatorskoj-lektorskoj-gruppy/ - официальный сайт Курского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»
https://onf.ru/platforms/ - официальный сайт Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ« ЗА РОССИЮ»
https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия [Электронный ресурс]
https://www.roi.ru/ - Российская общественная инициатива [Электронный ресурс]
https://wciom.ru/ - официальный сайт Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Участие членов молодежного клуба «Мечта» совместно с представителями молодежных клубов и объединений региона в проектах и программах Объединенного Центра «Монолит»:
Программа для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Дорогами добра»
Фото 1
Ф орум славянской молодежи «Мы вместе»
Фото 2
Международная профильная смена «Содружество»
Фото 3
Программа «Молодёжный клуб - школа социального успеха»
Фото 4 Фото 5
Проект «Волонтерский прорыв», добровольческий отряд «Сталь»
Фото 6 Фото 7
Р
егиональные форумы «Мы - будущее России», «Гражданин Отечества»
Фото 8 Фото 9
И сторико-патриотический форум «РОСПАТРИОТ»
Ф ото 10 Фото 11
Городские и областные слёты молодежных клубов и объединений
Фото 12 Фото 13
Фото 14
Фестиваль технического творчества «Формула интеллекта»
Фото 15 Фото 16
Региональный Фестиваль-конкурс среди молодежных клубов и объединений
г. Курска и Курской области «Твоя победа»
Фото 17 Фото 18-19
Т ворческий фестиваль «Ярмарка талантов»
Фото 20 Фото 21
Участие в региональных молодежных программах и проектах:
У частие в международных проектах:
Лагерь международной дружбы «Крынічка» (Республика Беларусь, г.Рогачев),
Международный фестиваль детей и молодёжи «Мир Детства» для членов молодежных клубов и молодёжных общественных организаций государств славянского содружества (г.Феодосия),
Международный Марш Мира.
24