Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа №3 городского округа города Райчихинска Амурской области
Исследовательская работа
«Развитие скоростно-силовых качеств
в беге на короткие дистанции».
Выполнила: Потеруха И.М.,
тренер-преподаватель МОАУДО ДЮСШ №3,
первая квалификационная категория
г. Райчихинск
2022 год
Легкая атлетика – самая эффективная область деятельности, где с максимальной точностью могут проявиться физические способности ребенка. На базе общефизического развития, полученного в группах начальной подготовки, тренер определяет будущую спортивную специализацию обучающегося.
Задача тренера состоит не только в том, чтобы получить максимальный результат от спортсмена, но и важно воспитать личность с высокими моральными и психическими качествами.
В процессе деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества, устойчивость, строго соблюдать спортивный режим. Все это способствует воспитанию волевых черт характера, смелости, стойкости, решительности, выдержки и мужества.
Бег предъявляет к спортсмену высокие требования. Для того чтобы со старта в кратчайший срок достигнуть максимальной скорости, а затем поддерживать её на протяжении всей или большей части дистанции, бегун должен иметь отличную физическую подготовленность, быть сильным, быстрым, хорошо координированным.
Многолетний план подготовки спринтера делится на три этапа:
этап начальной подготовки (дети и подростки до 14 - 15 лет);
этап специальной подготовки (юноши и девушки 16-19 лет), который продолжается 2-3 года;
этап спортивного совершенствования, охватывающий весь дальнейший спортивный путь бегуна.
Основными задачами в тренировке спринтера являются:
- повышение уровня общей физической подготовленности;
- развитие общей выносливости как основы для совершенствования других специфических качеств;
- совершенствование техники бега на короткие дистанции;
- совершенствование скоростно-силовых качеств;
- совершенствование специальной выносливости;
- приобретение соревновательного опыта.
Цель работы: подробно рассмотреть и изучить методики тренировки в беге на короткие дистанции.
Задачи:
1. Дать определение и краткую характеристику бега на короткие дистанции (спринта).
2. Изучить технику бега на короткие дистанции и динамику её изменения.
3. Раскрыть методику тренировки в беге на короткие дистанции.
4. Исследовать показатели скоростно – силовых качеств.
Спринтерский бег входит составной частью в ряд видов легкой атлетики (все виды прыжков, многоборий и некоторые виды метаний), а также во многие виды спорта. В беге на короткие дистанции добиваются успеха спортсмены различного роста и телосложения, но хорошо физически развитые, сильные и быстрые.
Анализ техники спринтерского бега
Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.
В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. При низком старте ОЦМТ бегуна сразу оказывается далеко впереди опоры (стартовые колодки) - как только спортсмен отделит руки от дорожки.
Угол отталкивания при первом шаге с колодки составляет у квалифицированных спринтеров 42 - 50°, бедро маховой ноги приближается к туловищу на угол около 30°. Это обеспечивает более низкое положение ОЦМТ спортсмена, а усилие выпрямляющейся ноги будет направлено больше на продвижение тела бегуна вперед. Указанное положение удобно для выполнения мощного отталкивания от колодок и сохранения общего наклона тела на первых шагах бега.
Чтобы добиться лучшего результата в спринте, очень важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скорости, близкой к максимальной.
Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна. Первый шаг заканчивается полным выпрямлением ноги, отталкивающейся от передней колодки, и одновременным подъемом бедра другой ноги. Бедро поднимается выше (больше) прямого угла по отношению к выпрямленной опорной ноге. Чрезмерно высокое поднимание бедра невыгодно, так как увеличивается подъем тела вверх и затрудняется продвижение вперед
Лучшие условия для наращивания скорости достигаются, когда ОЦМТ бегуна в большей части опорной фазы находится впереди точки опоры. Этим создается наиболее выгодный угол отталкивания, и значительная часть усилий, развиваемых при отталкивании, идет на повышение горизонтальной скорости.
Успех в развитии скорости бега в значительной мере зависит от умения бежать легко, свободно, без излишних напряжений.
Максимальную скорость в беге на 100 и 200 м необходимо стараться поддерживать до конца дистанции, однако на последних 20 - 15 м дистанции скорость обычно снижается.
Бег заканчивается в момент, когда бегун коснется туловищем вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша. Бегущий первым касается ленточки (нити), протянутой на высоте груди над линией, обозначающей конец дистанции. Чтобы быстрее ее коснуться, надо на последнем шаге сделать резкий наклон грудью вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью».
Применяется и другой способ, при котором бегун, наклоняясь вперед, одновременно поворачивается к финишной ленточке боком так, чтобы коснуться ее плечом. При обоих способах возможность дотянуться до плоскости финиша практически одинакова.
Планирование подготовки
Подготовка спринтера представляет собой многоплановый процесс. В зависимости от периода, цикла тренировки и подготовленности спортсмена содержание тренировочных занятий я меняю, но принципиальная схема остается примерно одинаковой.
Необходимо учитывать следующие общие замечания:
1. Процесс овладения техникой, быстротой отдельных движений и скоростью бега осуществляется на протяжении всех периодов тренировки.
2. Включаю в занятия бег с максимальной скоростью только в соревновательном периоде, когда устанавливается стабильная техника. В остальное время дети бегают со скоростью 70 - 80% от максимальной.
3. Тренировочные занятия и недельные циклы с максимальным объёмом применяю в конце подготовительного периода.
Основными средствами тренировки я использую общеразвивающие упражнения, а со второй четверти периода — и основные упражнения (спринтерский бег). На протяжении подготовительного периода постепенно (волнообразно) повышаю объем и интенсивность тренировки. Объем достигает наибольшей величины к концу базового цикла, после чего снижается.
Основное средство – спринтерский бег, который занимает 60 - 80% от общего объема тренировки. Интенсивность тренировки достигает наибольшей величины в цикле вхождения в форму, когда соревнования являются средством тренировки. Для достижения высшей формы воспитанники принимают участие не менее чем в 4 - 8 соревнованиях. На протяжении соревновательного цикла тренировка направлена на поддержание достигнутого уровня техники, скорости и скоростной выносливости.
Методика тренировки в беге на короткие дистанции
Начало этого этапа приходится на возраст занимающихся 12 - 13 лет и продолжается до 15 - 16 лет. Основные цели этапа: обеспечить разностороннюю физическую подготовку, повысить общий уровень функциональных возможностей, создать богатый фонд разнообразных навыков и умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства. На стадии базовой подготовки использую широкий круг тренировочных средств, но при их применении учитываю специфику спринтерского бега.
Для воспитания скоростных способностей на этом этапе сильно не увлекаемся бегом с максимальной скоростью. Напротив, использую бег в затрудненных условиях (по лестнице, в гору, по снегу, по песку) в чередовании с бегом в обычных условиях. Весьма эффективно применяю различные упражнения в изменяющихся ситуациях и формах. На этапе начальной специализации наряду с игровыми эстафетами обучаю и элементам «классической» эстафеты 4х100 м. Слежу за тем, чтобы скоростные упражнения были хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на быстроту выполнения. Максимально быстрое выполнение упражнения – это главный путь воспитания быстроты. Поэтому на занятиях скоростные упражнения применяю сразу после разминки.
Благоприятные возможности для достижения максимальной эффективности специальных упражнений, развивающих быстроту, создаю при повторном методе занятий, используя их в соревновательной и игровой формах.
Для воспитания спринтерских способностей я успешно применяю разнообразные спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол, борьба за мяч), которые требуют нестандартных проявлений быстроты в постоянно меняющихся ситуациях. Кроме того, я использую упражнения с набивными мячами (2 - 5 кг); с грифом штанги (2 - 3 серии по 5 -10 повторений); прыжки через 6 -10 барьеров высотой 40 - 50 см; через набивные мячи, скамейки, прыжковые упражнения без отягощений и с небольшими отягощениями, прыжки в длину с укороченного разбега, упражнения с ядром (броски вперед и через голову и т. д.) и другие упражнения.
На этом этапе использую бег на отрезках от 20 до 200 м с различной интенсивностью, а также специальные беговые упражнения: спринтерские упражнения, разнообразные упражнения из арсенала барьерного бега, прыжков в длину. Применяя такие тренировочные средства, которые способствуют созданию как школы движений, основ техники, так и развитию физических качеств юных спортсменов.
Большую пользу для улучшения старта приносят прыжки в длину с места, броски ядра или набивного мяча снизу вверх и т. п., т. е. упражнения, в основе которых лежит способность к ускорению.
На данном этапе уделяю большое внимание исправлению грубых ошибок в технике бега юных спортсменов (разведение бедер, захлестывание голени, откидывание туловища, неправильная работа рук, закрепощенный бег).
Для контроля за ходом подготовки и своевременной коррекции тренировочных программ регулярно провожу тестирование юных спортсменов.
Результаты опытно – экспериментального исследования
Исследование проводилось в течение года на базе МОАУ ДО ДЮСШ №3 г. Райчихинска. В исследовании принимали участие воспитанники в возрасте от 12 до 14 лет. 19 сентября 2022 г. была проведена контрольная тренировка, в результате которой был выявлен исходный уровень физических показателей, а 16мая 2023 года – итоговая тренировка для сравнения с исходным уровнем.
В период экспериментального исследования все испытуемые занимались по общему плану спортивной тренировки, которая состояла их трех частей – это разминка (ОФП, специальные беговые упражнения), основная (СПФ, бег на разные дистанции, прыжки в длину, через барьеры и т.д.) и заключительная часть (легкий бег, восстановление дыхания, заминка).
В основу программы тренировок с испытуемыми были положены следующие упражнения:
Таблица 1. Исходный и конечный уровни физических показателей
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Бег на 60 м | Прыжок в длину с места | Тест Купера (12-мин. бег) |
Н | К | Н | К | Н | К |
1. | Кирилл Б. | 8,7 | 8.2 | 205 | 215 | 2750 | 3000 |
2. | Виктория Б. | 10.3 | 9.0 | 160 | 189 | 2300 | 2750 |
3. | Виолетта Б. | 10.0 | 9.8 | 171 | 173 | 2100 | 2200 |
4. | Арина Г. | 10.9 | 10.8 | 163 | 164 | 2200 | 2250 |
5. | Вероника И. | 8.4 | 8.4 | 210 | 210 | 2400 | 2500 |
6. | Владислав К. | 9.4 | 8.9 | 175 | 179 | 2100 | 2200 |
7. | Максим К. | 8.9 | 8.8 | 210 | 220 | 2500 | 2550 |
8. | Дмитрий О. | 8.7 | 8.2 | 205 | 217 | 2750 | 3000 |
9. | Кирилл С. | 9.6 | 9.5 | 167 | 169 | 2400 | 2750 |
10. | Антон У. | 9.0 | 8.9 | 190 | 202 | 2500 | 2550 |
11. | Никита Т. | 9.4 | 8.7 | 188 | 209 | 2400 | 2700 |
12. | Константин П. | 10.3 | 10.2 | 172 | 176 | 2300 | 2400 |
За время эксперимента у испытуемых улучшились физические показатели. У 6 человек наблюдается заметный рост показателей по прыжкам в длину с места, 5 человек повысили результаты в беге на дистанции 60м и 5 человек улучшили свои результаты в 12-минутном беге. В итоге 4 человека показали высокий результат по всем показателям, у 3 испытуемых наблюдаются незначительные изменения в развитии скоростно-силовых качеств. Таким образом, в результате эксперимента у ребят значительно увеличилась быстрота, прыжковые и силовые качества.
Заключение
Большое влияние на результат в беге оказывает правильно построенный тренировочный процесс. Подготовка спринтера высокого класса требует достаточно много времени и усилий, поэтому хорошо спланированный многолетний тренировочный процесс – залог успеха в будущем. В связи с этим планированию тренировок бегуна на короткие дистанции необходимо уделить пристальное внимание.
В процессе эксперимента нам удалось проследить динамику развития скоростно – силовых качеств и получить данные, которые могут быть использованы тренерами-преподавателями для обучения и совершенствования техники бега на короткие дистанции.