СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Секреты газетных заголовков"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Секреты газетных заголовков"»

м униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10» города Рославля Смоленской области













Секреты газетных заголовков







Исследовательскую работу

по русскому языку

выполнили

ученицы 8 а класса

Гришкина Диана Романовна,

Мосейкина Анастасия Денисовна

Руководитель

Синявская Людмила Андреевна,

преподаватель русского языка и литературы







Рославль 2018 г.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………

II. Теоретическая часть

1. Газета как ведущее средство массовой информации…………...

2. От первых газет - к газетам современным……………………….

3. Что такое газетные заголовки? Их роль в печатных изданиях……………………………………………………………….

4. Виды заголовков. Их главный «секрет» - в языковом богатстве

и синтаксическом разнообразии ……………………………………

5. Изобразительно - выразительные средства в заголовках…….…

III. Практическая часть

1.Заголовки статей отдельных современных газет.………………..

2. Из истории газет Рославльского района………………………….

IV. Результаты исследования………….…………….………………

V. Заключение…………………………….………………………….

VI. Список литературы…………………….………………………...

VII. Приложение


стр.3-5


стр.6-7

стр.7-8


стр.8-10


стр.10-11

стр.11-13


стр.14

стр.14-15

стр.16

стр.17

стр.18





























Введение

Чем больше Интернет свои права

Распространяет в уголках планеты,

Тем больше ценятся обычные слова,

Прочитанные на листах газеты.

В них чувств и сострадания полёт,

Любовь земная, опыт, размышленья,

И в каждой строчке там душа поёт

Про отчий край, людей, их вдохновенье.

Родной язык там жив, он обращён

К читателю, как другу, все столетья,

Прогрессом, временем Инет взращён,

Он нужен,.. но поклон мой всё ж газете!

Так восторженно говорил о роли газеты в жизни человека главный редактор «Рославльской правды» Рыжиков А.В., с которым мы встречались, работая над исследованием « Секреты газетных заголовков». И с данным мнением трудно не согласиться, особенно если вспомнить фольклорные малые жанры, посвящённые ей, газете. Это загадки, пословицы и поговорки: « Языка не имеет, а у кого побывает, тот много знает»; « Газета для человека что окно для дома»; « Невелик листок на 10 строк, зато каждая строка своей правдой велика», « Лучше печатного не скажешь» и другие.

Согласитесь, все вы держали в руках какую-нибудь газету, читали в ней отдельные материалы, обращали внимание на газетные заголовки и рубрики. Что же означает слово «газета», как и когда она (газета) появилась, о чём говорят газетные заголовки и в чём их «секрет». Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей исследовательской работе.

Обратимся к « Толковому словарю»: « Газета – это выходящее с определённой периодичностью печатное издание на одном или нескольких листах, информирующее людей о новых событиях в политической, экономической, общественной жизни, а также частной жизни известных людей».

Газета-первое, старейшее средство массовой информации, стоящее у истоков развития СМИ. Ещё в древнем мире общество всегда хотело быть в курсе всех происходящих событий. Устной передачи новостей, слухов и сплетен было явно недостаточно, поэтому при Юлии Цезаре в Римской империи в начале нашей эры начали выпускаться текущие хроники, записанные вручную на глиняных табличках.

Данное периодическое издание в современном смысле отличается от прочих печатных изданий следующими критериями: актуальностью, публичностью (газета рассчитана на широкую публику, её читателем может стать каждый), универсальностью (газета охватывает широкий спектр тем ,интересующих читателей), мобильностью, официальностью (многие решения, законы органов власти вступают в силу только после их официального опубликования в газете или другом печатном органе). Всё это позволяет нам согласиться с мнением немецкого философа А. Шопенгауэра о том, что «газеты - это секундные стрелки истории», это история мира за сутки» Газеты воспитывают личность, содержат ценнейший материал для познания.

Рассуждая о роли периодических изданий в жизни человека, убеждаемся в том, что, создавая текст, журналист всегда ставит перед собой задачу не только информировать читателя о социально значимых фактах, событиях, но и давать оценку сообщаемому. Данная особенность публицистики нашла наиболее яркое отражение в газетных заголовках.

Что же такое заголовок? Познакомившись с толкованием этого слова в известных словарях В. И Даля1, С И. Ожегова, мы убедились, что это полноправный компонент газетного текста, «лицо» статьи, это то, на что обращает своё внимание читатель в первую очередь. Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас прочитать газету или отложить её в сторону. Исследования психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. Поэтому так важно журналисту выбрать лаконичное, точное, яркое выражение своей мысли. В нескольких словах, одним предложением нужно не только передать идею написанной статьи, но и привлечь читателя, заинтересовать его. Что же получается? Удачно подобранное название статьи влияет на популярность и приобретаемость издания.

Исследовав заголовки нескольких газет, мы убедились, что они содержат в себе известные нам лексические и синтаксические, фонетические и морфологические средства выразительности. Есть заголовки-метафоры, сравнения, оксюмороны, аллегории. В заголовке могут использоваться пословицы, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес… ,в прямом своём значении и трансформированном (« Сайты всякие важны», «Как раскалялась сталь», Всё шло как по маслу, пока оно было», «Посадка в чужие сани уже объявлена» и т. д.). Не в этом ли и заключаются «секреты» газетных заголовков? Нужно постараться раскрыть их. Вот почему тема нашего исследования стала нам очень близка.

Цель исследовательской работы: на материале отдельных российских газет рассмотреть и выявить секреты - содержательные и языковые особенности заголовков, показать важность воздействия газетного заголовка на читателя.

Задачи:

-изучить теоретический материал по данной теме;

-рассмотреть заголовки отдельных российских газет, их виды, функции и исследовать внутреннее содержание (изобразительные средства);

- определить роль заголовков в подаче материала и доказать, что грамотно построенные заголовки определяют «лицо» газеты, делают её популярной.

В нашей работе мы выдвигаем гипотезу исследования: «секреты» современных газетных заголовков выражаются в богатстве русского языка, в многозначности и метафоричности слов, в использовании пословиц, поговорок , фразеологизмов , синонимов и антонимов в речи. Работа с заголовками даёт возможность формировать у учащихся умение «грамотно» прочитывать газетную статью, развивать различные виды речевой деятельности, что очень важно сегодня для современного подростка, страдающего « коммуникативной болезнью».

Объектом исследования являются заголовки отдельных российских газет.

Предмет исследования - содержательные и языковые особенности (изобразительные средства) газетных заголовков.

Методы исследования:

1.обзор литературы по теме исследования;

2.анализ газетных заголовков (описательный метод);

3.метод классификации и обобщения материала;

4.анкетирование.

Актуальность исследования очевидна. Заголовок, благодаря своему языковому богатству, является составной частью газеты. Без него её существование, популярность, успешность не представляются возможным.

Источниками, послужившими материалом для нашей работы, стали-уроки русского языка (развития речи) по темам: « Публицистический стиль - «летопись» сегодняшнего дня», « Жанры публицистики, их строение и языковые особенности», «Мы создаём газету» и др.;

-Интернет;

-книга Е. Бухарева « Структурное развитие заголовков», исследование В. Г. Костомарова « Русский язык на газетной полосе», статья А. Н. Кулакова « Заголовок и его оформление в газете», учебник русского языка для 8 класса автора Разумовской М. М. и др.

Наш учитель русского языка и литературы Людмила Андреевна Синявская оказала помощь в подборе, систематизации и обобщении данного материала.

Также для написания работы нам помогли встречи - беседы с сотрудниками газет «Рославльская правда», «Авось-ка», опросы представителей разных социальных групп и возрастов, анкетирование. Часть из них будет представлена в приложении и компьютерной презентации.


Теоретическая часть

Газета как ведущее средство массовой информации

Практически невозможно представить себе любой мир без средств массовой информации, а наш современный и подавно. С ростом популярности электронных СМИ печатным пророчили полное забвение. Однако же время идёт, а газеты, да и другая периодика остаются всё так же востребованными. Печатные издания не только не устаревают, но и продолжают развиваться. Телевизор и Интернет не вытеснили газету, а мирно с ней сосуществуют. Почему же газета продолжает оставаться ведущим средством массовой информации? Давайте разберёмся в этом.

Как трактует «Толковый словарь» С. И. Ожегова, газета - это выходящее с определенной периодичностью печатное издание на одном или нескольких листах, информирующее людей о новых событиях в политической, экономической, общественной жизни, а также частной жизни известных людей.

К печатным относят те средства массовой информации, которые производят при помощи печатного станка, газета- одно из них. С развитием системы СМИ газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Совершенствование технической базы, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты её читателям. Она нашла своё новое место в системе СМИ.

Газета- зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к подшивкам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, характеризующих время, которое их привлекает.

Газета в современном смысле отличается от прочих печатных изданий четырьмя критериями:

• актуальностью -её содержание состоит из свежих общественно - политических новостей и другой актуальной информации, с рекламой и небольшой развлекательной частью;

• публичностью — рассчитана на возможно более широкую публику;

• универсальностью — широкий спектр тем, всё, что могло бы интересовать читателей.

Особенностями данного вида изданий является:

• Мобильность — газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;

• Общедоступность — газета предназначена для неопределённого круга лиц, читателем её может стать любой человек;

• Периодичность — газета относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному издателем графику. По этому признаку газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные (редко). Существуют газеты выходящие два или три раза в неделю, два раза в месяц и т. п. Существуют также утренние и вечерние газеты;

• Официальность — многие решения (распоряжения, законы и т. п.) властных органов всех уровней вступают в силу только после их официального опубликования в газете или другом печатном органе.

Итак, газета, как важное средство массовой информации, с начала своего появления была призвана распространять информацию, рассказывать о новостях, произошедших в тот или иной период времени.

От первых газет – к газетам современным

Газеты стоят у истоков развития СМИ. Еще в древнем мире общество всегда хотело быть в курсе всех происходящих событий. Устной передачи новостей, слухов и сплетен было явно недостаточно, поэтому еще при Цезаре в Римской империи в начале нашей эры начали выпускаться текущие хроники, записанные вручную на глиняных табличках. А непосредственно название первого периодического издания – газета – появилось лишь в 16-м веке в Италии. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты газетта2 (итал. gazzetta). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну газету.

Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность. Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Возникновение периодической печати в России относится к годам правления Петра1. Первым регулярным массовым изданием стала газета « Ведомости». Первый номер «Ведомостей» был напечатан в конце 1702 года, сделав 18 век веком русской журналистики.

Настоящий мировой бум газет пришёлся на XIX век, когда в газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX веке газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменяясь из-за появления таких новых электронных СМИ, как радио (в 1920-е годы) и телевидения (в 1950-е годы). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.

В конце XX века, с появлением Интернета, куда ушла значительная часть рекламных объявлений, газеты стали переживать определённый кризис. Ответом на этот кризис для многих газет стал переход в таблоидный формат3, позволяющий экономить бумагу, а также привлекать более короткими и эмоциональными статьями большое количество молодых динамичных читателей, которые оставались неохваченными прежними консервативными газетами.

Основные функции средств массовой коммуникации — информация, образование, создание общественного мнения и воспитание — находят своё отражение в конкретных жанровых формах. Информационные жанры — заметка, репортаж, отчёт, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.

Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости», часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чём-то новом, а о сенсационном факте.4

Жанр материала журналист выбирает в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные факты.

Таким образом, для любого журналиста суметь «подать» свою статью - главная цель, поэтому от точности заголовка статьи зависит многое.

Что такое газетные заголовки? Их роль в печатных изданиях

Рассуждая о роли периодических изданий в жизни человека, убеждаемся в том, что, создавая текст, журналист всегда ставит перед собой задачу не только информировать читателя о социально значимых фактах, событиях, но и давать оценку сообщаемому. Данная особенность публицистики нашла наиболее яркое отражение в газетных заголовках.

Что же такое заголовок? Существует множество определений этого слова. Чтобы достигнуть наиболее полного его понимания, мы обратились к нескольким источникам. Лингвист Т. Фёдорова датирует появление слова «заголовок» 17 веком. Происходило оно от русского слова «глава», что значило « раздел рукописи», первоначально « начало рукописи или книги». Познакомимся с толкованием этого слова в известных словарях В. И Даля, С И. Ожегова.

В словаре В.И. Даля о заголовке сказано, что это “выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его”. Заголовок обозначает также название отдела, главы книги. Это широкое понятие заголовка.

В словаре С.И. Ожегова заглавие определено несколько уже – как название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдела его частей.

Безусловно, приведенные определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия “заглавие”, « название». Но газетный заголовок имеет свою специфику. Он живет на газетной странице, следовательно, отражает характерные особенности газеты. Главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Успех и популярность статей, которые публикует то или иное издание, зависит от заголовка, от того, насколько он метко подобран. Заголовок может состоять из одного, пяти и более слов, но он должен быть эмоциональным, мощным по воздействию и ясным по смыслу.

Для этого в заголовке могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности. Могут возникать экспрессивные заглавия, созданные на основе переносного значения слов, окрашенной лексики, синонимов и антонимов. В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из этих произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности.

Таким образом, изучение структуры заглавия тесно связано с изучением различных разделов науки о языке: синтаксисом, морфологией, лексикологией, фонетикой и фразеологией. В море прессы читатель остановит свой взгляд на заинтересовавшем его заголовке. Кого-то привлекут броские заголовки с малоиспользуемой лексикой - жаргоном, кого-то двусмысленные и многообещающие заголовки, построенные на многозначности слов, кого-то заинтересуют простые, серьезные и информативные заглавия. Каждый выберет издание себе по вкусу.

Многие известные лингвисты уделяли внимание выявлению роли заголовков в системе печатных изданий. Ими выделены важные функции заголовка, на которые, по их мнению, должны обращать внимание журналисты при написании своей статьи.

Во-первых, он должен привлекать внимание. Это основная функция заголовка. Во- вторых, он должен содержать в себе информацию, которая будет интересна конкретному читателю. В-третьих, заголовок должен вводить читателя в главную часть текста, отражать главную мысль. В- четвёртых, заголовок должен содержать информацию о статье.

Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия на читателя. Статья должна убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор.

Значит, в прессе заголовок должен выполнять две главные задачи - показывать суть содержания текста и привлекать внимание аудитории, отражая сущность освещаемого события кратко, но ёмко.

Виды заголовков. Их главный «секрет» - в языковом богатстве и синтаксическом разнообразии

Вопросы, связанные с классификацией газетных заголовков, неоднократно привлекали внимание лингвистов. Мы рассмотрели виды заголовков, представленные А. Тертычным5, российским исследователем журналистики, профессором МГУ, и проиллюстрировали некоторые из них примерами статей следующих газет: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Рославльская правда», «Авось-ка» и др.

А. Тертычный классифицирует заголовки по принципу их связи с содержанием статьи (номинативная или назывная функция):

-заголовки-темы. Они указывают на что-то или констатируют какой-либо факт («Куры из страны диких обезьян»).Обратите внимание- в заголовке – перифраза.

Большое  количество  заголовков  выражает  тему   текста. Например,заголовок «Дорогие знания» («АиФ» ,ноябрь 2017 г.) полностью отражает тему статьи, где речь идет о дорогих школьных учебниках, и в результате этого  не каждый родитель способен беспроблемно собрать своего ребенка в школу. Отсюда и название с эпитетом «дорогие».

-заголовки - ремы. Они дают характеристику лица, события, проблемы.( «Стыдно за Россию»( «К. П.», август 2014г.) Встречаются заголовки, называющие героя публикации. Героями, как правило, становятся артисты театра и кино, знаменитые

музыканты, ведущие телепередач.

Журналисты умело используют различные стилистические приемы для

обыгрывания имени. («Деточкин в бронзе» («АиФ.», ноябрь2012)

-заголовок - метафора ( «Чистый лист бумаги требует правды» ( Росл. правда, декабрь .2017г.), ( « Эпидемия хамства», «К. П.», июнь, 2016г.)

-заголовок - аллегория (« Слабое звено», « Авось-ка», июль,2017г.)

-заголовок-каламбур (« С чего начинается Есенин?», « АиФ», май, 2017г.).

По цели эмоционального воздействия на читателя , по мнению учёного, заголовки делятся на следующие типы:

-«интригующие»(« Уморина- это праздник радости»),

-«страшные» («Мучёба первоклассников», « К.П.», январь 2017г.). Понятно, что существительное образовано от глагола «мучить». Бедные первоклассники!»

-«сногсшибательные» ( « Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году», «АиФ», февраль 2016г. ).

-«скандальные»: «Кто же укусил А. Пугачёву?» ( «К.П.», март, 2016г.).

-«интимные»: « Рай в моей семье» («К.П.», октябрь, 20115г.).

В зависимости от целевых характеристик текста выделяется следующая классификация заголовков:

-тематический заголовок (называет то, о чём пойдёт речь в тексте). « Бедность - порок»- трасформация поговорки. «К.П.», август,2017г.;

-эмоционально- оценочный заголовок ( обычно содержит оценочные слова, слова в переносном значении). «Страшнее ласки зверя нет». « Росл. П.», июль, 2017г.;

-парадоксальный заголовок (представляет собой соединение логически несовместимых понятий). «Из крана течёт сухая вода»- оксюморон. « Росл. П.», октябрь, 2017г.);

-проблемный заголовок (типичен для текста - рассуждения). « В гостях хорошо, а дома…?». « Росл. П.», ноябрь,2016г.;

-побудительный заголовок (побуждение к действию с помощью глаголов повелительного наклонения). « Семь раз примерь, один - надень». « Росл. П.», ноябрь,2016г.;

цитатный заголовок (устойчивые выражения, афоризмы, пословицы и т. д. Они должны соотноситься с основной мыслью). «Счастливые часов не наблюдают». «К.П.», октябрь, 2015г.;

-заголовок – вопрос (вопросительное предложение). « Год литературы - без книжных магазинов?». « К.П.», декабрь, 2016г. « Аврору» - в утиль?». « АиФ», октябрь, 2015г.;

- заголовок – восклицание (восклицательные предложения). « Да будет свет!». «К.П.», январь, 2017г.

И, наконец, заголовки по своей структуре бывают простые, усложнённые, комплексные; графически- выделительные, информативные, номинативные, рекламные, интегративные.

Заголовки - восклицательные предложения  эмоционально окрашенные.

Очевидно, эмоции настолько  переполняют  автора,  что  по  заголовку

трудно сразу понять, о чем говорится в публикации.

Вот такое заглавие: “Влюбленные погуляли со скоростью 1000 км/ч”  («К.П.», декабрь 2015 г.)

Конечно, не сразу понятно,  как  удалось  влюбленным развить такую скорость, но заголовок называет факт (заметка  рассказывает  о том, как ухаживал за возлюбленной военный летчик).  Возможности  ухажера  не ограничивались мотоциклом,  и  он  прокатил  девушку  на  истребителе  со скоростью 1000 км.в час.

«Такси только для женщин!» («Комсомольская правда», декабрь 2015 г.).

«Эпидемия началась!» («Комсомольская правда», декабрь 2015 г.).

Таким образом,  классификация газетных заголовков огромна, что свидетельствует об их языковом богатстве и синтаксическом разнообразии. Грамотное расположение языковых средств в структуре заголовка способно значительно повысить эффективность его воздействия на читателя.

Изобразительно–выразительные средства в заголовках

Мы уже отмечали, что главная функция заголовка в современной  прессе -  привлечь внимание  читателя   к  публикации. Для  этого журналистами  используются   всевозможные выразительные средства синтаксиса, лексики, морфологии, фонетики.

Для  создания  выразительности  в   заголовках   можно   использовать практически любое языковое  средство,  но  заголовок  должен  быть прежде всего  уместен, содержателен экспрессивен. Он должен быть  страстным  и  призывным,  точным и лаконичным.

Одним из средств создания выразительности можно назвать выбор авторами в заголовок предложений, различных по цепи высказывания, т.е. вопросительных,  повествовательных,  побудительных, а также различных поэмоциональной окрашенности.

Вопросительные предложения служат собственно вопросом – размышлением, подчеркивают нужную мысль, выражают предположение, не слишком корректное подчас («В прогнозах один туман?» («АиФ», ноябрь 2015); «Развивать шестое чувство?» («АиФ», ноябрь 2015).

Восклицательные предложения могут выражать в публицистической речи оценку (презрение, иронию, сожаление, веру, восхищение), побуждение к действию( «Не рви цветов и не дари букет!» ,заметка о подарках к 8 марта («К.П.», март 2017г.)

Нет, пожалуй, ни одного издания, обращенного к широкой читательской аудитории, на страницах которого не мелькали бы пословицы и поговорки. И не случайно: выступая в роли общеизвестных истин, заключенных в отточенную веками образную форму, они подпитывают нашу мысль, дисциплинируют логику суждений, помогают более глубоко высветить новое в старом опыте народа.

Они могут быть категоричными, философски-меланхоличными,

утешительными или горькими. Но чаще всего, иронизируя и усмехаясь, они бьют не в бровь, а прямо в глаз, что и делает сегодня пословицы и поговорки особенно ценным выразительным средством журналистики. Важно, чтобы этим средством пользовались умело и в достойных целях.

Прежде всего, журналисты, как правило, употребляя пословицы ипоговорки, переиначивают их по своей надобности. Авторские изменения, вносимые в значение и форму пословиц, разнообразны. По-научному их называют «стилистическими приемами использования устойчивых выражений в художественно-публицистической речи».

Несмотря на разнообразие, все приемы вращаются вокруг того образа, который лежит в основе устойчивого выражения. Непреложным  условием  использования пословицы или другого устойчивого оборота является  заповедь:  перефразируй, но не разрушай образ. И, следуя этой заповеди, авторы добиваются своей  цели – точно и емко определить и оценить явление.

(«Эх, налоги, на пыль, на туман!..»(устаревшее выражение). («Комсомольская правда», декабрь 2015г.);«Окно в природу» («Окно в Европу»). («Комсомольская правда», декабрь 2015г.);«Запас карман не трет» («Комсомольская правда», декабрь 2016г.);«Закрыть нельзя оставить?» (казнить нельзя помиловать). («АиФ», ноябрь 2017г.);«Холод не тётка» (голод не тётка).( «Росл. правда», январь 2017г.).

Очень редко в заголовках встречается  парцелляция.

Вот некоторые примеры:

«Деньги потекут. Из села» («АиФ», ноябрь 2016г.);«Министр должен быть доступным. Людям» («АиФ», ноябрь 2017 г.);« Жаба душит. Грудная» («Авось-ка», февраль,2017г.).

Довольно часто журналисты прибегают к преобразованию состава фразеологического оборота(« Держи карман шире - доллар падает», «Авось-ка», октябрь 2016г.); « Всё шло как по маслу, пока оно было», «Авось-ка», апрель,2015г.); « Один за всех, все -за.», « Авось –ка », май, 2017г.).

Ещё одно интересное выразительное средство используется в заголовках - трансформация цитат из литературных произведений ( « Весна, крестьянин озабочен». « АиФ», март, 2015г.); « Сайты всякие нужны». «АиФ», апрель, 2016г.); трансформация названий литературных произведений (« Физрук и его команда», «К,П.», апрель, 2017г.);» Старик и горе», «К.П.», октябрь, 2016г.);

трансформация названия кинофильмов ( « О бедном Егоре замолвите слово», «Росл. правда», ноябрь, 2015г.); «Ворчание ягнят», « Росл. п.», январь, 2017г.);

трансформация цитат из песен (« Скованные одной Сетью», « К.П.», декабрь, 2015г.).

Многими журналистами широко используется перифраза(«Турнир откроем в стране тюльпанов», « К.П., июль, 2016г. «Гран-при из рук первой леди», «К.П.», январь, 2015г. « Подарок от четвероногого друга», « К.П.», август, 016г.)

Из лексических средств выразительности часто  используется   многозначность   слова, метафоричность («Сердце страны», « Бензинная лихорадка», « АиФ», январь, 2016г.).  

Следовательно, авторская фантазия ничем не ограничена.Заголовки современных газет богаты разнообразными средствами выразительности. Эти   средства   могут    сочетаться, использоваться одновременно, прекрасно дополняя друг друга.

В этом и кроется «секрет» заголовков.  Язык наш  постоянно  развивается  и  меняется.  Современный  газетный заголовок дает возможность изучать язык в  его  современном  состоянии.  



















Практическая часть

Заголовки статей отдельных современных газет

Исследовав научную литературу по данной теме, мы решили провести собственный эксперимент. Для этого выбрали из указанных газет (см. теоретическую часть) несколько заголовков современных газет, которые являются наиболее популярными среди читателей. В каждом из заголовков мы попытались определить тему статьи и проанализировать языковые особенности. Вот что у нас получилось:

  1. «Медведь угнал автомобиль и врезался в столб» («АиФ»,март 2017г.)

Тема статьи: угон автомобиля

Основная мысль: медведь залез в транспортное средство ToyotaPrius (автовладельца из США) и угнал его.

Интересный заголовок, не так ли? Не так часто медведи угоняют автомобили. Давайте подробнее изучим статью.

Это необычное «преступление» произошло у дома, который снимала семья Маккарти, отдыхая на озере. Ночью мужчина заметил, что кто-то копошится в его автомобиле. Автовладелец вызвал службу «911», а когда вновь посмотрел в окно, его машины уже не было на месте.

Оказалось, в машину залез взрослый медведь, который долго не мог из неё выбраться. Зверь случайно повернул рычаг ручного тормоза, и автомобиль покатился. Но это небольшое «приключение» медведя закончилось встречей с ближайшим каменным столбом. Далее, животному удалось выбраться и скрыться в чаще леса.

Как видите, этого и следовало ожидать... По сути, угона автомобиля не было, но случай действительно удивительный.

Но этот весьма интересный заголовок статьи выполнил свою главную задачу -заставил нас (читателей) ознакомиться с этой необычной новостью.

В чём же секрет данного заголовка? На наш взгляд, это заголовок-аллегория. Медведь уподобляется водителю авто. В этом и заключается необычность названия данной статьи(другие материалы смотри в приложении 9).

Из истории газет Рославльского района

Ещё одной частью нашего исследования было посещение двух рославльских редакций газет. В редакции газеты «Рославльская правда» мы взяли интервью у главного редактора Рыжикова А.В.

В ходе интервью А.В. заметил: «Свою историю газета начинает с 1917 года, выходит 1 раз в неделю. Охватывает широкий диапазон тем - искусство, политика, общество, мораль и право, наука, быт и другие интересные для публицистики сообщения.

Конечно же, каждый из сотрудников газеты тщательно работает над подбором названий к статьям. Ведь заголовок статьи подобен кораблю. Как назовёшь- так и поплывёшь…». Эти слова полностью оправдывают одну из самых главных задач заголовка- заинтересовать читателя. Ведь без хорошего интригующего названия-заголовка статья «погрузится на дно» читательского интереса, как корабль, получивший брешь, она «не поплывёт по волнам человеческого воображения и заинтересованности». Любимым афоризмом главного редактора «Рославльской правды» являются слова древнегреческого поэта Горация: « Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой».

Именно это высказывание можно считать опорой для журналиста в создании своей статьи.

Особенность второй рославльской газеты «Авось-ка» – в ее названии. Оказывается, оно тоже с секретом…

В начале 90-х годов Фрейнк Михаил Ефимович 6поехал в Германию. В одном из немецких городов он увидел местную газету с объявлениями и вспомнил, что в нашем городе объявления клеят где попало: на фонарные столбы, стены зданий и магазинов. И у него родилась идея о создании газеты в Рославле. Так как в основном в объявлениях пишется «куплю-продам», то директор решил назвать газету «Авоськой»(сетчатой сумкой), чтобы «поймать» все, небрежно разбросанные объявления в одно место, словно сетью. Но по закону РФ о плагиате нельзя назвать что-то именем, если оно уже используется. Поэтому было принято решение поставить в названии газеты дефис, газета стала выглядеть так: «Авось-ка»: авось, мне повезёт или я кому-то стану полезным.

К газетным заголовкам в этом печатном издании относятся с большой серьёзностью. Ведь заголовок возбуждает эмоции читателей, активизирует их фантазию, акцентирует внимание на смысловых и оценочных частях статьи. По словам одной из сотрудниц газеты, «три вещи никогда не возвращаются обратно - Время, Слово, Возможность. Поэтому не теряйте времени, выбирайте Слова, не упускайте Возможность. В этом и заключается секрет нашего дела».

Своё интервью сотрудница газеты «Авось-ка» закончила тем, что процитировала слова М. Горького… «Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

Результаты исследования

Для исследования темы нашей работы, а также для того, чтобы разобраться в предпочтениях современных людей относительно чтения газет, их актуальности и информативности, заглавия статей, мы провели анкетирование среди учеников МБОУ «Средняя школа №10», родителей учащихся 8а класса и старших членов их семей.

Проанализировав результаты, получили следующую статистику:

  1. Опрос среди людей разной возрастной категории показал, что большинство, а именно 63% опрошенных, узнают новости из статей газет. Значит, современная газета, как и прежде, является актуальной у читателя.

  2. Опрос среди людей подросткового возраста (14-16 лет) показал, что опрашиваемые данной возрастной категории- люди с разносторонними взглядами. Поэтому из предложенных нами тем статей и их заголовков ребята выбрали практически все. Но больше всего современного подростка интересуют материалы о путешествиях (36%), а 26%- статьи о жизни знаменитых людей. 17% интересуются направлениями в музыке и моде, 13% увлекаются познавательным научным материалом, и только 8%- новостями спорта. Эти цифры говорят о мотивированности молодого общества в различных сферах.

  3. Опрос людей средней возрастной категории (30-45 лет) показал заинтересованность общества в политической и экономической жизни страны(58%),так как чаще всего они выбирают статьи с заголовками именно на эти темы. Бизнес и торговля в стране – это вопросы, которые также важны для данной возрастной категории.

  4. Опрос среди людей пенсионного возраста (50-65 лет) показал, что данная возрастная категория предпочитает спокойное времяпрепровождение. Большинство опрашиваемых нами пенсионеров интересуются статьями о ведении дачного хозяйства(46%), о культурном развитии страны(17%) и новостями спорта(13%).

Следовательно, наша гипотеза подтверждается: представители разных социальных групп находят свои « секреты» в печатных изданиях, обращая внимание на интригующие, «цепляющие» заголовки статей, газеты для них по-прежнему остаются важнейшим средством массовой информации, а значит, у этого печатного издания будет ещё долгая, интересная жизнь.




































Заключение

Итак, в ходе работы над темой исследования мы попытались реализовать её цель и задачи: на материале отдельных российских газет рассмотрели и выявили секреты - содержательные и языковые особенности заголовков, исследовав их внутреннее содержание, показали важность воздействия газетного заголовка на читателя; провели опрос представителей разных социальных групп и возрастов и сделали вывод о том, что грамотно построенные заголовки определяют «лицо» газеты, делают её популярной и конкурентоспособной.

Как показали наши наблюдения, заголовок со своими «секретами» - языковыми особенностями - занимает сильную позицию, является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить её в сторону. Когда- то французский учёный Паскаль заметил: « Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». В этой парадоксальной фразе глубокий смысл, так как небрежность автора в обращении со словом нередко приводит к многословию, неточности высказывания, а краткость и яркость формулировок заголовков газеты достигаются в результате напряжённой работы со словом. Экономное, точное и выразительное выражение мысли - важнейшее требование стилистики. На наш взгляд, именно эти « секреты» и должен знать грамотный журналист, прежде чем выбрать заголовок для своей публикации.

В нашей работе мы выдвинули гипотезу исследования и, используя различные методы (поисковый, сопоставительный, описательный и др.), подтвердили её. «Секреты» современных газетных заголовков выражаются в богатстве русского языка, грамотное расположение языковых средств в структуре заголовка, его эмоционально - экспрессивная насыщенность способны значительно повысить эффективность воздействия печатного материала на читателя.

Таким образом, утверждение нашей работы однозначно: от характера и оформления заголовка во многом зависит имидж газеты или журнала. Использование красочных и оригинальных названий даёт возможность автору привлечь читательское внимание. Пусть сухие газетные заголовки и имеют право на существование, но их употребление не принесёт желаемого успеха статье. Наличие интересных, «цепляющих» заголовков значительно увеличивает её ценность.

Считаем, что данное исследование имеет практическую значимость в работе с учащимися на уроках русского языка (развития речи) с целью повышения уровня их речевой культуры и воспитания эстетического вкуса.

Закончить свою работу хотим словами русского классика А. И. Куприна7: «Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Яркие, образные газетные заголовки грамотных журналистов на страницах российских газет - тому весомое доказательство!





























Список литературы

  1. Блисковский З. Д.«Муки заголовка» - М.:"Издательство «Книга",1972- 157с.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1 / В.И. Даль -М.: Русский Язык, 1989. - 699 с.

  3. Исследование Костомарова В. Г. « Русский язык на газетной полосе»

  4. Коробова Л. А. Газетный заголовок и его коммуникативные свойства.- Алма-_Ата: изд. КазГУ, 1997.

  5. Костомаров, В.Г. Культура речи и стиль. / В.Г. Костомаров - М.: ВПШ и АОН,1980. - 345с.

  6. Кубанова, А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы / А.З.Кубанова - М., Русский язык и литература. - 2004. - № 4 - С. 20-23.

  7. Лазарева Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева - Изд-во Уральского ун-та, 1989-96с.

  8. Ожегов С.И. Большой толковый словарь. / С.И. Ожегов - М.: Азь. - 1992. - 660 с.

  9. Статья Кулакова А.Н. « Заголовок и его оформление в газете»//Работа над жанрами газеты. –М: Высш. шк.,2008.

  10. Разумовская М. М.Учебник русского языка для 8 класса. -М: Дрофа,2016.























П риложение 1

Анкета

  1. С помощью каких средств массовой информации вы предпочитаете узнавать новости?

  2. Как часто вы читаете газеты?

  3. Какие газеты вы считаете самыми актуальными?

  4. Статьи с какой информацией кажутся вам наиболее интересными?

  5. На какие газетные заголовки вы обращаете внимание? Чем они вас привлекают?

  6. В чем, по-вашему, заключаются секреты газетных заголовков?

  7. Помните ли вы самый захватывающий заголовок статьи ?































П риложение 2

Из каких источников информации люди узнают новости?























П риложение 3

Какие статьи, благодаря своим заголовкам, являются самыми популярными среди людей подросткового возраста (14-16 лет)?























П риложение 4

Какие статьи, благодаря своим заголовкам, являются самыми популярными среди людей среднего возраста(30-45 лет)?























П риложение 5

Какие статьи, благодаря своим заголовкам, являются самыми популярными среди людей пенсионного возраста (50-65лет)?





















П риложение 6

«Рославльская правда» нас связала» (газетный заголовок трансформирован из песенной строки «Музыка нас связала») Авторы заголовка: Гришкина Диана, Мосейкина Анастасия.

  1. В 2013 году наша школа № 10 принимала участие в конкурсе детского творчества «Радуга». Мы тоже,подготовив номер с учителем музыки, выступили на этом конкурсе. Концертная программа школы №10 настолько понравилась зрителям и жюри,что о ней была написана статья в газете «Рославльская правда»( « Как прекрасен этот мир!»).

















  1. Также Гришкина Диана, автор данного исследования, занималась в ансамбле «Ростислав» и принимала участие в различных конкурсах и песенных форумах. Про её успешные выступления писала «Рославльская правда» в своих статьях, а читатели постоянно присылали положительные отзывы.Ниже представлена одна из статей «Славянский хоровод».

















П риложение 7



Самые яркие заголовки отдельных газет

«К визиту Патриарха готовы» («АиФ» 2015 г.)

«Казаков записали в сектанты» («АиФ» 2015 г.)

«Успеть купить квартиру до Нового года» («АиФ» 2015 г.)

«Пять событий недели» («Рославльская правда» 2016 г.)

«Бизнес-медицина» («Рославльская правда» 2016 г.)

«В большой политике друзей нет» («АиФ» 2017 г.)

«Агентам подали сигнал»(«Рославльская правда» 2016 г.)

«Как молодых вербуют в «зомби»») («Авось-ка» 2017 г.)

«Жертва «коммуналки»» («АиФ» 2016 г.)

«У них все было общее. Даже пунктики» («Комсомольская правда» 2015 г.)

«Хроника разграбления» («АиФ» 2017 г.)

«Яд наш насущный» («АиФ» 2017 г.)

«И искрой в жизни» («Авось-ка» 2015 г.)

«Скандальные секреты Олимпиады» («АиФ» 2015 г.)

«Границы духовной свободы» («Авось-ка» 2016 г.)

«Юбилейный сертификат к Дню Матери» («Комсомольская правда» 2017 г.)

«Готовим рабочие кадры» («Комсомольская правда» 2016 г.)

«Институт в Интернете» («Комсомольская правда» 2016 г.)

«Паводок по осени» («АиФ» 2017 г.)

«Гениями не только рождаются, но и становятся» («АиФ» 2017 г.)

«Жизнь после смерти»(«Авось-ка» 2015 г.)

«Суррогатная мать решила отобрать детей у заказчиков ради материнского капитала» («Комсомольская правда» 2015 г.)

«Дачница украла снег у соседей» («АиФ» 2017 г.)

«Юмор, спасающий жизнь.  Пятигорский кавээнщик потерял слух, но сохранил силу духа» («АиФ» 2017г.)

« Станут элитой»  («Рославльская правда» 2016 г.)

«Потребность помогать у Екатерины Тютиной в крови с рождения» («АиФ» 2015г.)

«Птичкина победа» («АиФ» 2015г.)

«Барон без виагры»(«Рославльская правда» 2016 г.)

«Железные люди» («АиФ» 2016г.)

«Оркестр надежды» («Рославльская правда» 2016 г.)

«Родиться трижды» («АиФ»2017 г.)

«Боец невидимого фронта» («АиФ»2015 г.)

«НИЛегкое решение» («Рославльская правда» 2016 г.)

«БоГАГАтый наряд» («Авось-ка» 2017 г.)

«Военный Роман» («АиФ»2015 г.)

«Шпион, который пытался уничтожить мир» («Комсомольская правда» 2016 г.)

«Безбашенный лихач» («Авось-ка» 2017 г.)













П риложение 8

Проект «Создание молодёжной школьной газеты»

Исследуя данную тему, мы настолько заинтересовались ею, что в будущем решили стать журналистами и попробовали себя в роли редакторов газеты. Начиная с пятого класса, мы создавали газеты «Голос дежурного», «Колючка», «Яблоко раздора», «Телефон доверия» и др., а в 7-8 классах на уроках русского языка и литературной гостиной писали репортажи , статьи и брали интервью у представителей разных возрастных групп на определённые темы.. И на основе этих, пока ещё не многочисленных, опытов решили создать свою молодёжную школьную газету.

Её мы назвали «Вперёд к успеху», чтобы наши сверстники, читая это издание, пополняли багаж своих знаний, уверенно и упорно шли к намеченной цели и с пользой проводили своё свободное время. В газету мы включили рубрики, которые оказались самыми популярными среди опрашиваемых нами ребят. Конечно же, «изюминкой» нашей газеты будет заголовок, яркий, образный, выразительный, например: «Юные звезды», «Спортивный ключ», «Мода из комода», «Молоко делили ледоколом», «Музыка спасла дружбу» и другие.

Мы продумали не только создание, но и форму газеты, пока это будет окно, раскрытое настежь- это наш путь к светлому будущему.











П риложение 9

Примеры самых интригующих заголовков

2.«И в тесноте, и в обиде» («К.П.»,май 2016 г.)

Тема статьи: строительство высотных домов

Основная мысль: строители пытаются втиснуть высотку вплотную к старым домам

Вы ничего не заметили странного в заголовке данной статьи? Давайте познакомимся с ее содержанием.

Жители улицы Космонавта Волкова на севере Москвы добиваются запрета строительства новой многоэтажки. По их мнению, дом хотят буквально втиснуть в исторически сложившуюся застройку. Это будет не только тесно, но и опасно. Под землей постройки находится бомбоубежище, а рядом течет река. Люди боятся за то, что их дома пойдут трещинами, в дальнейшем это может привести к разрушению домов.

В чем же секрет данного заголовка? Наверное, вам всем известна русская поговорка « В тесноте, да не в обиде.» Журналист данной статьи привлек внимание читателей к своей работе трансформированием поговорки в заголовок, в результате чего он получился ярким и образным. Вот такой вот секрет у данного заголовка.

3. А вот еще один интересный заголовок-«Огурцелиада». («Росл.правда,июль2015 г. )

Какие слова он вам напоминает? Верно, олимпиада, спартакиада, универсиада. Как вы догадались? Конечно же, по словообразовательной модели имен существительных, которые обозначают массовые спортивные соревнования или праздники. Суффикс «ад» обобщает эти слова. А теперь знакомимся с содержанием статьи.

Тема статьи: огромный огурец (весом в 2 кг), выращенный жительницей деревни М. Кириллы Мерзляковой Еленой.

Основная мысль: данное событие произвело фурор среди огородников и они включились в соревнование по выращиванию огурцов с еще большим весом.

Конечно же, в статье присутствует юмор, а достигается он благодаря словообразовательной модели слова «огурцелиада». Интересно? На наш взгляд, эта статья будет прочитана в первую очередь



1Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1 / В.И. Даль -М.: Русский язык, 1989. - 699 с.


2Газеттагадзетта (итал. gazzetta) — народное название венецианских монет номиналом в  сольдо.


3Такое издание выполнено не на привычном листе формата А2, а на листе вдвое меньше – А3.

4 Сенсация — самый ходовой товар в массовой прессе.

5Тертычный А.А. Жанры периодической печати- М.: Аспект Пресс,2000-312с.

6генеральный директор ООО «Газета Авось-ка»

7 Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 томах. Т.9.М.,1962. 434-469с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!