Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся образовательных организаций Кудымкарского муниципального округа Пермского края
МБОУ «Белоевская средняя общеобразовательная школа»
Кудымкарского муниципального округа
Юный исследователь
Семик – поминальный праздник коми-пермяков
Епанова Алена Александровна,
МБОУ «Белоевская средняя
общеобразовательная школа»
Кудымкарского муниципального
округа, 4 «б» класс
Епанова Любовь Геннадьевна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ «Белоевская средняя
общеобразовательная школа»
Кудымкарского муниципального округа
Кудымкар, 2021
Оглавление
Введение……………………………………………………………………....3 – 4
I. Теоретическая часть………………………………………………….……5 – 10
1.1. Ритуальные действия и обряды коми-пермяков в день празднования Семика…………………………………………………………………..……5 – 8
1.2. Поминальный день Семик в 21 веке………………………………...…9 – 10
II. Практическая часть………………………………………………..…….11 – 13
Воспоминания мамы из детства……………………………………..11-12
Анкетирование учащихся МБОУ «Белоевская средняя общеобразовательная школа»……………………………………….…...13
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список….………………………………………………….15
Приложение 1…………………………………………………………………...16
Приложение 2……………………………………………………………...……..17
Приложение 3………………………………………………………………...…..18
Введение
Семик - один из самых значимых и особо почитаемых поминальных дней из числа общих (календарных) поминок коми-пермяков. В народной культуре Семик воспринимается как поминальный праздник живых и мертвых. Целый ряд ритуальных действий: свист, веселье, пение песен, праздничность одежды участников семицких поминок, а также отсутствие этого дня поминовения в православном календаре - прямо указывают на его языческий характер. В Семике находят отражение культ предков и культ растений.
Основная цель поминальных обрядов - упорядочить отношения между «тем» и «этим» мирами и таким образом обеспечить лояльность мертвых по отношению к живым, покровительство со стороны предков.
Следует отметить, что в православном календаре Семик, как день поминовения усопших, отсутствует. Я думаю, многие даже не слышали про такой праздник, как Семик. А когда-то он считался очень большим и важным у восточных славян, но традиция широко его отмечать сохранилась лишь в коми-пермяцком округе. Важность данных поминок была обусловлена следующим: по народным представлениям, именно в этот день один раз в году души всех умерших «получают от Господа однодневный отпуск на землю».
Актуальность исследования:
Каждый год мы всей семьей ходим на кладбище в день Семика, но не знаем, каким образом этот поминальный обрядовый праздник к нам пришел. И почему этот праздник отмечается только в районах коми пермяцкого округа. Я решила глубже об этом узнать. Поэтому моя работа актуальна.
Гипотеза работы: Если человек знает историю своего края, чтит культуру своего народа, помнит большую часть своих родственников, то он вырастет настоящим патриотом своей Родины, уважающим традиции и обычаи своих предков.
Цель моей работы: изучение истории возникновения поминального праздника Семик, последовательность и ряд ритуальных действий в день поминок.
Задачи работы:
Изучить материалы о Семике.
Собрать сведения об этом поминальном дне.
Рассказать о поминальном дне, ведь все мои сверстники слышали о Семике, но не знают традиции и обычаи, связанные с проведением этого праздника.
Объект исследования: Семик – поминальный праздник коми-пермяков.
Предмет исследования: Традиции и обычаи коми-пермяков, связанные с празднованием дня Семик.
Методы исследования:
Интервьюирование мамы, бабушки и прабабушки.
Опрос ближайших родственников о проведении Семика.
Анализ документов из интернета.
Анкетирование учащихся Белоевской средней школы.
Обобщение полученных данных.
Практическая значимость
Чем отличается проведение этого праздника в прошлом веке и в нынешнее время? Что знают мои сверстники об этом дне? Какие традиции и обычаи коми-пермяков, связанные с этим днем, с каждым годом забываются? Много нового и интересного я узнала о Семике, готовя этот материал. И я хочу познакомить сверстников с исследовательским материалом.
Теоретическая часть
1.1. Ритуальные действия и обряды коми-пермяков в день празднования Семика.
Семик – поминальный праздник живых и мертвых. Встречают этот праздник на седьмой четверг после Пасхи за три дня до Троицы. «Семик – наибольший праздник покойников. Радоница лишь порадует и встревожит их, а Семик – веселит. Он - поминальный праздник. Живые голосят, а они рады: не забыли, мол, поминают. И мы, мол, не забудем их. А кто же родителей и близких родственников забудет? С утра плачем, а вечером смеемся, тем и сердце успокаиваем. Так ведь испокон веков было» [3, с. 148]; «Семик – двойной праздник: и для покойных, и для живых. Покойным – до обеда, живым – с обеда до ночи. Другого такого праздника на земле не было и нету» [3, с. 147–148]. Считается, что покойники «ждут» Семик.
Ясная погода в этот день расценивается как доказательство того, что «куöммез бура кеймисö Еныслö» – «покойники хорошо молились Богу». В то же время присутствует скорбный характер Семика: для умерших он нежеланный праздник, так как в этот день они должны возвратиться в «иной» мир, из которого «их отпускают на землю с Радоницы до Семика» [5, стр.487] . Таким образом, в народной культуре Семик воспринимается и как общий праздник мертвых и живых, и, вместе с тем, как «нелюбимый» праздник умерших, так как он завершает отпущенный Богом срок их пребывания на земле.
Свидетельством особого почитания коми-пермяками Семика являлась тщательная заблаговременная подготовка к нему: за неделю ловили рыбу, закалывали домашнюю скотину, готовили питье, чтобы «с честью принять и угостить своих умерших, не прогневить их плохим угощением и не навлечь на себя их гнев» [4, с. 354]. Страх перед умершими предками заставлял пермячек отмывать всю домашнюю посуду накануне Семика, чтобы «в Семик покойники не осудили женщин за нечистоплотность» [7, с.120; 5, с.487]. Чтобы не рассердить умершего и «не получить кару» с его стороны, на семицкие поминки ходили в праздничной одежде и с веселым настроением [7, с.120; 5, с.487].
Семик состоял из нескольких этапов, проходящих в разных местах – в доме, в церкви и на кладбище. Первый этап – поминовение в доме, состоял в приготовлении обрядовой пищи и поминовении умерших родственников исключительно членами семьи. Завершив приготовление пищи и поставив ее на стол, хозяйка зажигала свечу перед иконой, и вся семья молилась Богу. Затем, по приказу хозяина, возле поминального стола ставили дополнительную лавку, предназначенную для усопших, которые, по народным представлениям, в Семик навещали своих родственников. Когда невидимые «гости» размещались за столом, хозяева, кланяясь, приглашали их к еде помянуться. По прошествии получаса, отведенного для ритуального кормления умерших, семья приступала к трапезе, а по ее завершении отправлялась в церковь и на кладбище [7, с. 120].
Время начала второго этапа четко не обозначено, поскольку считается, что «семик вылас нiйö ведзöны недыр кежö» – «на Семик покойников отпускают ненадолго». Однако, по народным представлениям, не рекомендуется поминать покойников раньше 11 часов утра: «Одиннадцать часов лоас – тожно касьтывам. Одзжык озö ведзö покойниккесö, тожно ведзöны пö одиннадцать» – «Одиннадцать часов будет – тогда поминай. Раньше не отпускают покойников, только в одиннадцать отпускают» [2, стр.11] , поэтому на кладбище приходят с утра после завершения приготовления пищи. Пришедшие накрывают могилу полотном из домотканого холста или скатертью, раскладывают принесенную с собой пищу, напитки, надламывают рыбный пирог, разламывают яйца. Обрядовая пища, приготовляемая в Семик, включает в себя мед, яйца и разнообразную выпечку: «черинянь» (хлеб с рыбой), но в пирог не клали так называемую грязную рыбу, к ней относилась рыба, которая питалась падалью (щука, налим). крупяные и картофельные шаньги, пироги, блины. В XIX в. она дополнялась пельменями, «тупоськами» (колобки из творожного сыра или ячневой муки), оладьями, рыбными селянками, крашенными по-пасхальному яйцами и напитками – пивом, теплой брагой. Обращает на себя внимание наличие в составе поминальной пищи Семика «крашенных по-пасхальному» яиц. В Семик их разламывали и клали на могилы для покойников [1, с. 291].
В некоторых населенных пунктах сохраняется традиция поминальных причитаний, исполняемых чаще всего в импровизированной форме на родном языке. После молитв и причитаний, на могиле покойного делали небольшое углубление, в которое выливали брагу и пиво, сопровождая следующей речевой формулой: «На-ко ты попей, милой ты наш, нашей-то» Каждый поминающий пробовал пищу, при этом откладывая и отливая небольшую часть выпитого и съеденного на могилу. Особенно это количество возрастало, если были известны любимые кушанье или напиток покойного. За символический стол усаживаются участники поминального застолья: по правой стороне предписывается располагаться живым, по другой (левой) – мертвым: «Касьтывны воктöны. Шульга вадöрас пö оз ков пуксьыны, нiя пö шульга вадöрöттяс ветвöтöны. Веськыт вадöрас пö ковö пуксьыны касьтывны» – «Идут поминать. На левую сторону не надо садиться, покойники по этой стороне ходят. Поминать надо садиться на правую сторону» [3, стр.152] . Поэтому могила в данном случае может вполне отождествляться со столом. Здесь четко проявляется оппозиция: «правый–левый», «живой–мертвый» (со стороны изголовья). (Приложение 3). Круг участников семицких поминок изменяется в соответствии с местом их проведения.
Особые участники семицких поминок – нищие, птицы, собаки, которые в традиционной культуре считаются медиаторами между мирами. До недавнего времени подаяние нищим, особенно в поминальные дни на кладбище, широко практиковалось: «Специально телега доддявасö и кортöн ветлöтiсьсö могильникас вöвнас кайöтасö. Сiя, мымда сетавасö сылö, чисто öктас, вöвнас кайöтö гортас. Косьтас, вöлись нiя овöны сiйöн, сёйöны» – «Специально лошадь с телегой запрягут и приедут на могильник. Сколько подадут ему, все соберет да на лошади увезет домой. Засушит это, тем они и живут, питаются» [4, стр.324] . Птицы и собаки также получают свою «долю» на поминках умерших: «Могила вылас кöдзасö крупа, чтобы кайез кокисö. Нiя чивзöны, чтобы мортыслö бур вöлi» – «На могилу разбросают крупу, чтобы птицы клевали. Они чирикают, чтобы человеку было хорошо»[1, стр 7]. Собакам предназначается часть пищи, по традиции оставленная на могиле. Моя прабабушка все эти обычаи тоже знает, еще ее мама все то же самое делала. Но сейчас это не практикуется.
По сведениям этнографов XIX в., семицкие поминки завершались всеобщим весельем, пением песен. «Поминальщики под шумный говор, под звуки песни, отправлялись по домам, где продолжали поминать покойников» [5, с. 488]. Еще одной особенностью празднования Семика являлся свист: «В Семик и Троицу старики рекомендовали больше веселиться: тогда-де войны не будет, эпидемий не будет, год плохим не будет. Еще зачем-то заставляли ребят свистеть» [3, с. 154]. Считалось, что шум и свист отпугивают нечистую силу, являясь залогом благополучного года. Вечером парились в бане, после следовала развлекательная часть праздника. Молодежь играла в разные игры, семейные веселились, ходили из дома в дом, пели песни и плясали» [6, с. 252].
1.2. Поминальный день Семик в 21 веке
В наше время всё проще, чем было у наших предков. Люди идут на кладбище, настилают могилку скатертью и накрывают её. Мало кто поёт и веселится в этот день. Люди поминают усопших и скорбят по ним. И мало кто помнит и знает, что семик – это праздник. Весёлый праздник с песнями и хороводами.
Подготовка к Семику по-прежнему начинается ранним утром: готовят ритуальную пищу и накрывают на поминальный стол. На нём присутствуют, как традиционные угощения, такие, как пироги, супы, вторые блюда, различные салаты, ягоды, так и более современные — фрукты, колбасы, сладости. Не все сейчас , особенно из молодых, с раннего утра пекут пироги, так как выпечку, и даже рыбные пироги, продают в магазинах. На столе так же находятся различные напитки. Все члены семьи собираются за столом, едят и вспоминают всех умерших родственников, друзей и знакомых.
Затем часть пищи оставляют дома, а другую забирают с собой на кладбище, куда переносятся основные и наиболее продолжительные по времени действия: посещение могил родственников и участие в совместной трапезе (Приложение 2). Они осмысляются не только как ритуальное кормление умершего, но и как совместная трапеза живых и мертвых, так как «души покойников не только присутствуют при трапезе своих живых родственников, но пьют и едят» [7, с. 120]. Почти возле всех могил есть оборудованные столы и скамьи, на столе раскладывается еда. Следует отметить, что организация поминального стола на кладбище аналогична домашнему – его так же накрывают скатертью, расставляют пищу и напитки; при этом отсутствуют столовые приборы. Если в доме поминки совершаются определенным кругом лиц (члены семьи), то на кладбище в круг поминающих входят близкие родственники. Обязательный атрибут для украшения — цветы, как живые, так и искусственные. Люди продолжают трапезничать, но уже, как предполагается, непосредственно с усопшими. Разговаривая о них или имитируя беседу с ними.
На кладбище в круг поминающих включаются знакомые, а также абсолютно посторонние лица (Приложение 2). По сложившейся традиции им не отказывают в угощении. Как рассказала моя бабушка, Епанова Галина Егоровна, в с. Белоево Кудымкарского района существует обычай обмена поминальной выпечкой в этот день. Таким образом, в Семик осознается единство родового коллектива, укрепляются социальные связи посредством взаимного угощения; за совместной трапезой упорядочиваются отношения между миром живых и миром мертвых.
Если раньше считалось, что еду с кладбища обратно домой не уносят, то сейчас молодые мало что оставляют. А пожилые люди все же придерживаются этих традиций, стараются брать с собой небольшое количество еды, чтобы все съелось.
Посещение кладбища завершается прощальными поклонами у головы и ног покойного. Простившись, без оглядки покидают кладбище, стараясь не споткнуться, а пуще того – не упасть: это, говорит моя прабабушка, очень плохая примета.
Далеко живущие родственники всегда стараются съезжаться на Семик. Многим приходится выезжать в соседние деревни и сёла, где похоронены их родственники. Многие коми-пермяки приезжают из разных городов на свою малую родину. И, как правило, в эти семицкие вечера часто бывают вечера встреч выпускников.
2. Практическая часть
Воспоминания мамы из детства
Вот что помнит моя мама, Епанова Любовь Геннадьевна, из детства. «Мы с нетерпением ждали день Семика, так как вкусно покушать, да еще и куда-то съездить, случалось редко. А бабушка каждый год везла нас, несколько своих внуков, на кладбище, на поминки. Рано утром мы прибегали к ней, у нее всегда стол уже был накрыт. На столе скатерть, а на ней лежали всякие яства и вкусности. Она в этот день стряпала пироги с разной начинкой, шаньги крупяные, кулиги и пирог из редьки. Ну и конечно, стряпала рыбные пироги из разных рыб (с магазинных и речных), так как она говорила, что если в доме не будет запаха рыбы, то и души мертвых тогда не придут помянуться. А еще обязательно в пирог клала головы рыб, говорила, что ведь люди, которых мы поминаем, были не безголовые. Так же любимыми блюдами из детства до сих пор у меня остаются белый кисель, сваренный из крахмала картофеля, который бабушка натирала сама, яичница, приготовлена в русской печи (селянка), и икра из сушеных грибов. Эти все блюда обязательно были на столе в день семика. После того, как мы садились за стол, первым, чем поминали души мертвых, это был мед. Обязательно, любишь ты, или нет, но одну ложку надо было съесть. Ну, а только потом ели все остальное. Затем мы брали корзинки с едой, которые бабушка уже собрала заранее, обязательно питье (сур и ырöш), она всегда наливала и то и другое в бидоны, и выходили на рейсовый автобус, так как кладбище находится в 12 километрах от нашей деревни. Как я помню, дедушка с нами не ездил, наверное, еще и поэтому бабушка брала нас в качестве товарищей, да и в качестве помощников ношения еды и питья.
Бабушка всегда поминала и навещала не только своих родственников, но и всех родственников дедушки. А так же и многих односельчан. Мы всегда ходили с ней. Конечно, не просто ее сопровождали, а еще и домой привозили целые карманы конфет. С утра на кладбище очень много плакали, и не просто ревели, а как будто пели песни, причитали. Это было очень жалобно, аж сердце сжималось. Но, уже после обеда, то там, то тут начинали петь песни хмельные люди. Вечером бабушка со своими подружками встречались, друг к другу в гости ходили, сидели за столом, пели красивые, задушевные песни.
Всех традиций и обычаев поминального дня Семик, которые я знаю и помню с детства, я стараюсь придерживаться до сих пор. Ни один из поминальных день, в том числе и Семик, у меня не обходится без рыбного пирога, без капустных, пистиковых пирогов, без куликов. Все это я стряпаю сама, а не беру в магазине».
Анкетирование учащихся МБОУ «Белоевская средняя общеобразовательная школа»
В анкетировании принимали участие учащиеся 4 «б» класса и 2 «а» класса в количестве 45 человек. Анкета была на тему, традиции и обычаи празднования Семика. Результаты показали, что лишь 77% детей начальных классов знают, «Что такое Семик?». «Пекут пироги и накрывают стол в этот день» - 48% семей. И лишь 44% семей ходят на кладбище. Но никто из опрошенных не знает, что Семик, это не только поминальный день, но и праздник живых с песнями и плясками (Приложение1).
Отсюда следует сделать вывод: «Чтобы дети любили, ценили, уважали своих близких и родных, нужно начинать с малого - с изучения традиций, праздников и обрядов. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности огромная.
Заключение
Народная культура – это многовековой опыт народа, который прослеживается в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Коми-пермяцкие народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких, самобытных составных частей фольклора. Однако, в силу многих причин, большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни.
На самом деле, Семик - это действительно праздник со слезами на глазах. На кладбище в этот день практически везде можно услышать плач и увидеть страдания людей, потерявших навсегда своих близких. Именно здесь, в этот момент, ты осознаёшь, что жизнь — это очень хрупкая вещь, которая может оборваться в любой момент. Но то, что никогда не исчезнет из наших сердец – это память. Память о своих предках. Нужно всегда это помнить и не забывать тех, кого уже нет с нами. Мы должны помнить свои корни и должны прожить так, чтобы нас помнили. Как говорят, человек жив, пока жива память о нём.
Библиографический список
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу / А. Н. Афанасьев // Собр. соч. : в 3 т. - М. : Индрик, 1994. - Т. 2.
Гусев Д. И. Поносовский колхоз «Правда». Опыт монографического описания / Д. И. Гусев // Архив Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея. - Ф. 18.
Климов В. В. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков / В. В. Климов, Г. Н. Чагин. - Кудымкар : Коми-Пермяцкое книж. изд-во, 2005. -256 с.
Крупкин А. Верования пермяков-инородцев / А. Крупкин // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. - 1911. - № 5. - С. 349-355.
Струминский В. Я. Современные пермяки в отношениях религиозном и нравственном / В. Я. Струминский // Пермские Епархиальные Ведомости. - 1904. -№ 43.//
Тойдыбекова Л. Марийская языческая вера и этническое самосознание / Л. Тойдыбекова. - .Тоешии, 1997.
Янович В. М. Пермяки / В. М. Янович // Живая старина. - 1903. - Вып. I, II.
Приложение 1
Результаты анкетирования
учащихся МБОУ «Белоевская средняя общеобразовательная школы».
Вопрос | Ответ | Кол-во чело-век | Про-цент % |
Знаете ли вы традиции и обычаи коми-пермяков? | Да Нет | 23 22 | 51 49 |
Придерживаются ли в вашей семье традиций? | Да Нет | 16 29 | 35 65 |
Что такое Семик? | Праздник коми-пермяков Поминальный день усопших Не могу ответить на этот вопрос | 0 35 10 | 0 77 23 |
Как отмечают Семик в вашей семье? | Накрывают праздничный стол, поют, танцуют. Пекут пироги, шаньги, накрывают стол Ходим на кладбище Поминаются только бабушки и дедушки | 0 22 20 5 | 0 48 44 11 |
Знаете ли вы, что семик, это не только поминальный день, но и праздник живых с песнями и плясками? | Да Нет | 0 45 | 0 100 |
Приложение 2
Накрытый стол Еда, приготовленная на кладбище
Корзина с едой Живые или искусственные цветы
Накрытый стол на кладбище
Приложение 3
Поминальный день коми-пермяков
Семицкие гуляния
11