СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: "Система воспитания детей в бурятской семье"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Система воспитания детей в бурятской семье"»

Министерство науки и образования РБ

Селенгинское РУО

МБОУ Селендумская СОШ





Районная краеведческая олимпиада



Исследовательская работа

«Система воспитания детей в бурятской семье»





Выполнила: Цыденова Инна,

ученица 11 класса МБОУ Селендумская СОШ

Руководитель: Цыдыпова Светлана Сыпыловна,

учитель истории и обществознания













СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………….................3

Глава 1. Этническая педагогика бурят.

1.1 Цели и методы этнической педагогики………………………………………………3

1.2 Роль семьи в воспитании детей……………………………………………………….4

1.3 Родной язык и фольклор в воспитании детей……………………………..................6

Глава 2. Системы воспитания детей у бурят.

2.1 «Девять наук настоящего мужчины»…………………………………………………8

2.2 «Семь талантов женщины»………………………………………………..................11

Заключение……………………………………………………………………………......12

Список литературы……………………………………………………………………….13

























Введение

Актуальность. Известная педагогам воспитательная цель – формирование разносторонне развитой личности – уходит своими корнями в седую старину. Дело в том, что каждый народ, этническая или любая социальная группа людей в зависимости от природно-климатических условий, обусловленных ими образа жизни, традиционных видов занятий, психического склада, мировосприятия и характера вырабатывал систему культурных и этнических ценностей. В соответствии с ними разрабатывалась система воспитания и социализация детей, адаптирующая их к окружающей природной и социальной среде.

Цель моей работы заключается в исследовании системы воспитания детей в бурятской семье.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

  • изучить цели и методы этнической педагогики бурят;

  • изучить систему воспитания детей у бурят

Объект исследования: система воспитания детей.

Предмет исследования: система воспитания детей в бурятской семье.

Научная новизна. Мною была предпринята попытка комплексного анализа системы воспитания детей в бурятской семье, описаны семейные и общественные традиции.

Практическая значимость. Материалы реферата могут быть полезными при изучении этнической педагогики бурят в рамках предмета история Бурятии.



ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА БУРЯТ

1.1 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Для этнической педагогики бурят характерно понятие об идеальном человеке, который наделен набором наиболее приоритетных для своего социума качеств. Главными воспитателями были дедушки и бабушки, родители, детская среда и ближайший круг родственников. В задачи нравственного воспитания у бурят входило формирование сознания и привычки почитания старших, природы, природных явлений и объектов, тотемных животных и птиц, небесных светил, а также чувств сплоченности, сострадания, скромности, терпения. Умственное развитие обеспечивалось накоплением гуманитарных знаний: знаний родного языка, родословной, фольклора, истории, обычаев, обрядов, ритуалов и церемоний. Технологическая подготовка детей заключалась в формировании у детей практических умений, необходимых во взрослой жизни в условиях традиционного хозяйствования.

В числе наиболее распространенных методов воспитания детей необходимо назвать следующие: совет, внушение, подражание, пример, приучение, разъяснение, упражнение, поощрение, убеждение, намек, требование, запрет, табу и другие.



1.2 РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Семейный круг у бурят был главной школой, в которой совершалось воспитание детей. Семейное воспитание имело много положительных моментов:

1. Влияние семьи осуществлялось на всем протяжении жизни человека и носило непрерывный характер.

2. Человек как часть общества, природы и космоса, адаптирование к природной и социальной среде.

3. Обеспечивалось эффективное гуманитарное образование, в результате чего интенсивно развивалась эмоционально-чувственная сфера ребенка, его образное мышление, формировались устойчивые гуманистические этико-эстетические идеалы.

4. Повышенное внимание уделялось физическому воспитанию, психологической устойчивости личности, профессионализму трудовых умений.

Важнейшими воспитательными условиями в бурятской семье являлись:

  • Трехпоколенная структура. Это предопределило почтительно-уважительное отношение между разными поколениями и членами семьи, основанное на общении.

Присутствие дома старшего поколения – бабушек и дедушек – во многом влияло на содержание, методы, приемы и формы воспитания и развития внуков, приучая их к семейным и общественным нормам взаимодействия и поведения, приобщая к привычным видам трудовой деятельности. Они, по сути, преподавали уроки языка, фольклора, истории, этикета, труда. Влияние самого старшего поколения семьи предопределяло формирование этических идеалов, развитие разных способностей и духовности внуков.

  • Роль деда в системе воспитания мальчиков. Так как в бурятской семье все дела делились на «мужские» и «женские», то дед приобщал мальчиков к «мужским» обязанностям: к охоте, уходу за домашними животными, заготовке кормов, к изготовлению орудий труда, обработке дерева, металла, камня, кости и другие.

  • Отец, как второй ведущий воспитатель сыновей, обеспечивал семью, прежде всего пропитанием. Во всех своих делах он рядом держал сыновей, постепенно прививая им необходимые умения, формируя черты характера, поведение, отношение к членам семьи, родственникам, к природе.

  • Общение детей с самыми близкими родственниками, что обеспечивало быстрое развитие ребенка, его эмоционально-чувственной сферы, познавательных процессов. Эти внутренние связи, основанные на почитании, уважении, любви нежности и заботе о ребенке порождали удивительно острое и прочное чувство родства и сплоченности, что характерно и сегодня в бурятских семьях. Это обеспечивало социальную защищенность человека. Опыт общения и взаимоотношений в семье становился этической базой взаимодействия с другими людьми на основе дружелюбия, уважения и миролюбия.

  • Стиль общения между супругами-родителями. В бурятской семье хозяином всегда был мужчина, поэтому жена обращалась к нему на «вы», была покорна и полностью зависима от него. Сдержанный, ровный стиль общения родителей положительно влиял на психическое, нравственное развитие детей. Они росли раскованными, веселыми, общительными, спокойными и в то же время запоминали опыт сдержанного проявления эмоций и чувств между родителями.

  • Интимно-эмоциональные отношения семьи. Особое место в это сфере занимал нежный, любовный стиль общения и отношения родителей с детьми. В ответ на родительскую любовь у маленького человека возникало ответное чувство к родителям, дедушке и бабушке, окружающим его людям.

Вообще отношение к детям у бурят характеризовалось исключительной мягкостью. Наказание детей, применение физического воздействия не были приняты в бурятской семье.

С малых лет детям внушалась мысль о том, что к старости родители должны находиться на попечении «отхона», т.е. самого младшего сына в семье. Все, чем владели родители, должно было перейти к нему. Поэтому младший сын с детства морально был готов к выполнению именно его нравственного долга по отношению к родителям: уходу и заботе о них в непреклонном возрасте. Эта традиция не забыта и сегодня.

  • У бурят никогда не было разногласий о судьбе детей-сирот, стариков-сирот. О них заботился весь род, заброшенных и забытых детей и стариков не было. Эта традиция оказывала сильное влияние на формирование растущего человека.

  • В обыденной жизни строго соблюдался принцип старшинства по возрасту. Самое почетное в доме место отводилось старшему, никто не имел право сесть, пока он не сел. Никто не имел права начинать кушать, если не начал он и т.д. Распитие спиртных напитков в присутствии старших категорически запрещалось, а употребление пожилыми и старыми людьми алкогольных напитков с младшими считалось самым позорным поступком. Эти простые истины при условии их полного соблюдения и исполнения всеми имели огромное воспитательное воздействие на молодых.

  • Положительную роль в воспитании младших играла мораль детской среды, где также строго почитался закон почитания старших. В соответствии с этим законом старшие дети всегда проявляли заботу о младших. Младшие дети спокойно воспринимали их требования, подчинялись им, искали у них поддержку и защиту. Взрослые всегда жестко требовали от них выполнения предъявленных им справедливых требований со стороны старших братьев и сестер.

Без соблюдения этих норм, без передачи из поколения невозможны были порядок, размеренность, взаимопонимание, стабильность, мир в семье.



1.3. РОДНОЙ ЯЗЫК И ФОЛЬКЛОР В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Ни с чем несравнимым фактором воспитания у любого народа был и есть его язык. Предки современных бурят, хорошо понимая функции и роль языка, разработали специальные словесные средства воспитания детей.

Ребенок-бурят с момента рождения оказывался в благоприятной поэтической среде и с малых лет воспитывался в духе уважения и любви к слову, к народной поэзии. Буряты, веря в магическую, высоко ценят устное народное творчество, его воспитательную силу и настойчиво приобщали детей к духовному богатству прошлых поколений.

  • Фольклор по праву считали сокровищем не только народной поэзии и прозы, но и народной педагогической мысли.

  • Поэзия пестования сопровождала ребенка первые три года, пробуждая и формируя первоначальные речевые реакции и умения: развивала речевой аппарат, накапливала интонационный и эмоциональный опыт. Поэтому в 2-3 года он оказывался вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Особенно сильное воздействие оказывала на ребенка в этот период колыбельная песня, которая передавала тончайшие нюансы эмоционального состояния матери и ее отношение к нему. Жанр колыбельной песни можно разделить на две группы: песни, посвященные мальчикам, и песни, посвященные девочкам. В каждой из этих двух групп песен создавался прекрасный облик взрослого сына и дочери. Ребенок, еще не понимающий смысла исполняемого, улавливал мелодику, тон, темп, ритм, чувствовал ласку, нежность, тепло старших и накапливал опыт чувствования.

  • Для общения с бодрствующим ребенком использовались различные пестушки, потешки, потягушки, прибаутки. Они поддерживали в маленьком человеке радостно-возбужденное эмоциональное состояние, необходимое для его развития. Через них уже с самого раннего детства детям внушалась мудрость народа. В потягушках было больше движений ручками и ножками ребенка. С их помощью ребенка начинали знакомить с ближайшим ему окружающим миром.

  • К другому, совершенно неизученному жанру бурятского фольклора для детей, относятся «страшилки», которых в давние времена было очень много. Они были основаны на необъяснимых явлениях природы, психологическом состоянии человека, экстремальных случаях и событиях с плохим, иногда трагическим исходом. Цели их использования заключались в внушении традиционных норм обычного права, упорядочивающих и стабилизирующих жизнь бурята, нарушение которых может доставить не только конкретному человеку, но и его семье, обществу, потомкам различные хлопоты, принести беды и несчастья. Подобный психотренинг был необходим для того, чтобы человек в трудных или необычных для него ситуациях сохранял ясность ума, самообладание, доброжелательную настроенность, нравственную принципиальность, соблюдал человеческий облик, честь, достоинство.

  • Мало изучены в бурятском фольклоре заклички, призывания, подзывания. Как и у многих народов, для бурят характерны различные обращения: сынок, доченька, ягненочек, жеребеночек, а также иносказательные: милый, тихий, добрый, крикливый, плаксивый, светлый, темный и др.

  • С 2-3 лет в воспитании детей широко начинали использовать сказки, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, легенды, предания, клятвы, завещания, благопожелания, мифы и эпос.

Сказки – древнейший и устойчивый жанр народного творчества – служили эффективным способом формирования мировоззрения, нравственности, навыков общения и поэтических способностей детей. В них пропагандировались наиболее предпочитаемые народом этико-эстетические идеалы, нравственные качества, поступки и дела, которые целенаправленно прививались подрастающим поколениям.

Пословицы и поговорки тесно связаны с жизнью народа, его историей, бытом и трудом. В них также нашли отражение свойственные бурятскому этносу бытовые явления, обычаи, обряды, совокупность одобряемых человеческих качеств и презираемые пороки.

Большое воспитательное значение имели загадки. Темы загадок очень тесно связаны с повседневной трудовой практикой бурят, с их бытом, с событиями прошедших эпох. Они служили средством развития речи, наблюдательности, сообразительности, быстроты реакции, были средствами развлечения и общения.

Воспитание детей у бурят невозможно представить без благопожеланий, магталов и соло. Они содержали представление бурят о счастье, достатке, благополучии и помогали в поэтической форме передать свои сокровенные мысли об их предметном воплощении.

Опираясь на выводы психологов и педагогов, с уверенностью можно отметить, что из детей, с развиваемым у них воображением, вырастали люди с высокой степенью эмпатийности.

Вклад родного языка и разных жанров фольклора в воспитание детей неоценим.



СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У БУРЯТ

2.1 «ДЕВЯТЬ НАУК НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ»

Трудовая подготовка мальчиков велась в соответствии с системой педагогических мер под названием «Девять наук настоящего мужчины». Она предполагает овладение следующими умениями:

1. Охотиться.

2. Уметь натягивать тетиву рогового лука.

3. Уметь быть наездником.

4. Уметь бороться.

5. Уметь выполнять кузнечные работы.

6. Уметь мастерить.

7. Уметь плести 8-ми ременной бич.

8. Уметь вить путы-треножники.

9. Уметь ломать одним ударом остистую кость позвонка крупного рогатого скота.

Перечень требований, заложенный в системе воспитания мальчиков, говорит о ее древнем происхождении. В основном в ней перечисляются умения, необходимые в первую очередь охотнику. Так как до 17 века преобладающим из традиционных видов занятий бурят была охота.

Подготовка и проведение облавных охот оказывала большое влияние на воспитание и развитие мальчиков. Они не только слышали рассказы об интересных случаях на охоте и удачливых охотниках, но и видели, как тщательно старшие готовятся к предстоящим делам. Практические умения приобретались мальчиками при их посильном участии в подготовительных работах: они ухаживали за конями, помогали в их выучке, учились делать полный комплекс сбруи, его украшений. Мальчики, которым исполнялось 13-14 лет, наравне с взрослыми готовились к охоте, закрепляя и наглядно демонстрируя свои умения. Новичков, выехавших первый раз белковать, старые охотники 2-3 дня водили с собой по тайге, знакомя с местами, обучая определять стороны, света по сучьям, окраске коры деревьев, делать меты и затеси на деревьях. Во время облавной охоты молодежь закрепляла правила общения и поведения. За этим строго следили предводители родовых отрядов. За нарушение установленных правил виновники, по нормам обычного права, должны были искупить свою вину в соответствии с принятым в 1640 году сводов монголо-ойратских законов. Большое внимание уделялось этическому и правовому воспитанию детей.

Другим важнейшим умением мальчика-бурята прошлого было умение метко стрелять. Это требование также предполагало также целый комплекс знаний и навыков. Мастерство в стрельбе из лука достигалось сосредоточенностью, точностью, усидчивостью, упорством, выдержкой. Стрелять из лука учили с 3-5 лет. Основным оружием был сложносоставный монгольский лук М-образной формы. Мальчишки, с детских лет наблюдая за полным циклом изготовления луков, становясь взрослыми, вносили в него различные усовершенствования. Они вместе со старшими мужчинами приобретали навыки изготовления лука. Безусловно, большой практической помощи от мальчиков во всем этом почти не было: они просто вертелись, играли рядом, наблюдали, незаметно запоминали порядок действий, названия инструментов, отношение к делу старших, впитывали дух деловитости, серьезности, ответственности, тщательности, доброжелательности старших. Обучение стрельбе из лука происходило в основном в теплое время года. Для детей изготавливали простые игрушечные луки и стрелы. После этого старшие устраивали состязания малышей, в ходе которых формировались не только технические умения, но и морально-психологические. С возрастом мальчики принимали участие в межродовых весенних и летних состязаниях и к 13-14 годам проходили посвящение мужчин во время облавной охоты.

Третьим обязательным умением было умение бороться. Оно предполагало здоровье, силу, ловкость, ум, знание приемов, этические знания и умения, умения выполнять обрядовые действия и исполнять хвалебные песни-соло и магтаал. Подготовка начиналась в 3-4 года. Старшие всегда находили возможность потренировать их.

Другим необходимым навыком было обретение навыков верховой езды. Оно было хорошо известно и формировалось с раннего детства постепенно и длительное время начинали обучать также рано, в 3-4 года. Для этого специально держали старого смирного коня. Обучение велось одновременно с обучением уходу за лошадью. Рядом всегда находились отец, дед, старшие братья и другие родственники.

Следующим обязательным умением было владение кузнечным ремеслом, которое передавалось только по наследству. Кузнечное мастерство заключалось в знании и владении различной технологии обработки металла, и владении технологией изготовления утвари.

Также было важным умение мастерить. Под ним имелось в виду изготовить необходимые для хозяйства предметы.

Обычай переломить остистую кость позвонка крупного рогатого скота одним ударом ребром ладони имеет очень давнее происхождение. Впоследствии это стало мужским развлечением.

Таким образом, мы убедились в том, что древние буряты очень ответственно относились к воспитанию мальчиков, к подготовке их к жизни.



2.2 «СЕМЬ ТАЛАНТОВ ЖЕНЩИНЫ»

Основополагающим в воспитании девочек является идеал добропорядочной жены, заботливой матери, умелой хозяйки. Эти идеи обусловили содержание их приучения к женским обязанностям через систему «Семь талантов женщины».

В соответствии с названной системой девочки должны были овладеть семью умениями:

1. Умением оказывать родителям почтение речами, угощением и мягкой постелью.

2. Умением воспитывать детей хорошими людьми.

3. Умением вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг.

4. Умением ухаживать за домашними животными.

5. Умением готовить молочные блюда.

6. Умением уважать мужа и принимать гостей.

7. Быть хозяйкой серебряного наперстка – владеть искусством шитья.

Женская доля, женская работа во все времена считались самыми трудными. В бурятской семье девочку учили и воспитывали как будущую мать, хозяйку, воспитательницу, кулинарку, мастера по обработке различных видов домашнего сырья, портниху и швею. Все это предполагало формирование и развитие духовности. Процесс воспитания девочек имел наставнический характер.

Включение девочек в традиционные «женские» виды занятий начинались очень рано. Они помогали мамам присматривать за младшими, а также в мелких домашних делах.

  1. С 6-7 лет принимали участие в уборке жилища, в очистке шерсти, в сучивании ниток, в вязании рукавиц и носков, в изготовлении потников, переметных сумм, тонких волосяных веревок. В этом возрасте их учили доить, обрабатывать молоко, готовить молочные блюда, консервировать и хранить другие виды продуктов. С весны учили сушить оставшееся с зимы мясо.

  2. В 8-10 лет работы прибавлялось: участвовали в приготовлении еды, постепенно заимствовали у матери опыт кройки и шитья, украшения одежды, осваивали несложные способы вышивки, помогали в выделке шкур и меха, дымлении готовой овчины, катании войлока, изготовлении волосяных веревок. В конце лета девочки участвовали в процессе выделки шкур.

  3. Это позволяло им к 12-14 годам полностью усвоить богатый практический опыт старших поколений женщин. Для вязаных изделий девочек учили отбирать шерсть с определенных мест. Такая работа требовала усидчивости и терпения.

  4. Постепенно матери начинали приучать девочек к нормам общественной жизни и брали их с собой в поездки к родным на свадьбу. На другие семейные праздники. Они должны были в этих ситуациях учиться общению с родственниками.

  5. С течением времени подходил момент замужества. В разных местах Бурятии перед этим устраивался обряд «испытание невесты огнем» - своеобразный экзамен на зрелость, самостоятельность, подготовленность в рамках традиционных требований. Весь обряд говорил о полной зависимости девочек от своих родителей, полном послушании их; показывал комплекс многих «женских» умений; показывал ответственное отношение к обучению и воспитанию девочек.

Вообще, общение и поведение было строго регламентировано, поэтому к девочкам предъявлялись повышенные требования и со стороны матери и со стороны общества. Чрезвычайно поощрялось как можно быстрое и раннее приобретение требуемых семи специальностей, которые одобрялись этносом в женщинах.



Заключение

Изучение вопросов воспитания детей у бурят приводит к выводу, что этнос в процессе своего формирования и развития создал интересную самобытную педагогику, уходящую своими корнями в патриархальный характер семьи родового общества.

В воспитание детей в древнем бурятском обществе неоценимое значение имели родной язык, фольклор, речевой и поведенческий этикет, представление о красоте, семья.

Жизнь доказала, что игнорирование в воспитании и развитии детей этнической педагогики чревато отрицательными последствиями различного характера. Поэтому мудрость народов и руководителей должна проявиться в поддержке изучения этнической педагогики друг друга, поисков возможностей использования лучшего из нее в образования современной молодежи во имя дальнейшего расцвета наших народов и нашей России.



Список использованной литературы.

1.. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора – Улан-Удэ, 1982.

3. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят – Улан-Удэ, 1991.

4. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят – Улан-Удэ, 1998.

5. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят – Ленинград, 1969.

6. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят – Новосибирск, 1991.

7. Культура и быт народов Бурятии – Улан-Удэ, 1965.

8. Клюкин И. Этические элементы в поэзии монголов и бурят // Жизнь Бурятии – Улан-Удэ, 1925.

9. Очерки истории культуры бурят – Улан-Удэ, 1972.

10. Хрестоматия по истории Бурятии – Улан-Удэ, 1986.

11. Уланов А.И. Древний фольклор бурят – Улан-Удэ, 1974.



8