СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Сюжет «Тайная Вечеря» в разных стилях и направлениях живописи»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе  проанализирована картина «Тайная Вечеря» в разных направлениях живописи: ренессанс, маньеризм, барокко, классицизм, реализм, экспрессионизм, минимализм.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Сюжет «Тайная Вечеря» в разных стилях и направлениях живописи»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

152020 г. Переславля-Залесского Ярославской области пер. Берендеевский, д. 27 Тел./факс: 8 (48535) 3-27-29

















Исследовательская работа

«Сюжет «Тайная Вечеря» в разных

стилях и направлениях живописи»


Автор: Зайкова Даниела,

Ученица 10 А класса


Руководитель: учитель МХК

Забавина В.Ф.














г. Переславль – Залесский

2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Теоретическая часть

    2. Практическая часть

  3. Заключение

  4. Источники












































I. ВВЕДЕНИЕ

Сюжет «Тайная вечеря» изображался в произведениях художников разных стилях и направлений живописи, как станковой, так и монументальной.

Мною поставлена проблема: меняются ли в зависимости от направления живописи композиция сюжета «Тайная вечеря», взаимоотношение персонажей Христос - ученики - Иуда.

Актуальность темы заключается в том, что данная работа поможет мне глубже изучить творчество великих художников разных эпох через анализ их произведений.

Цель: проанализировать картину «Тайная Вечеря» в разных направлениях живописи: ренессанс, маньеризм, барокко, классицизм, реализм, экспрессионизм, минимализм.

Задачи:

  • анализ пространственной композиции;

  • анализ символики цветовой композиции;

  • анализ символики светотеневой композиции;

  • анализ взаимоотношений персонажей Христос – ученики – Иуда.


Объект исследования: Сюжет «Тайная Вечеря» в направлениях живописи.

Практическое применение работы: презентация исследовательской работы на уроках МХК и других предметах гуманитарного цикла пробудит интерес у школьников к детальному изучению произведений живописи, позволить обогатить внутренний мир.

Гипотеза: Сюжет «Тайная Вечеря» по-разному отображался в разных направлениях живописи.















II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сюжет «Тайной Вечери»

Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками:

1) предсказание Христом предательства (Иуды),

2) установление обряда причащения

3) омовение Им ног учеников.

События эти сопровождались определенными действиями участников Вечери — действи­ями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов – Марка, Матфея, Иоанна, Луки. Как главные моменты этой Вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию. 

Если отделить в этом перечне сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа — предсказание предательства и установление Евхаристии — образуют два основных типа изображений Тайной Вечери, которые принято именовать соответственно историческим и литургическим (или символическим). 

Историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания преда­тельства Иуды, литургическая (или символическая) Тайная Вечеря — сакрамен­тальный характер установления Евхаристии.

В данном исследовании будут проанализированы такие понятия живописи, как композиционный строй картины, пространственная композиция, цветовая композиция, светотеневая композиция.

Композиционный строй картины

Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке.

Пространственная композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Чувство восторга от произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат холста, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины.

В своей творческой работе, в построении композиции художник руководствуется законами природы и особенностями зрительного восприятия. Симметрия, равновесие и ритм, целесообразность строения, разнообразие форм, колористическая целостность, единство точки зрения, размер и формат изображения - все эти элементы композиции художник подчиняет выражению замысла.

Цветовая композиция. Колорит, как и все составные элементы композиции, находится в тесной связи с замыслом и помогает зрителю воспринимать содержание. Когда говорят об эмоциональном воздействии колорита картины, меньше всего надо предполагать возможность эмоционального воздействия цветов самих по себе. Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. Эмоционально сильный и выразительный колорит нельзя создать голой броскостью открытых красок. На зрителя действует только правда жизни, поэтому скромная, но правдивая гамма, выражающая колористическое состояние природы, иногда может дать гораздо большее эстетическое наслаждение и сильнее обогатить чувство и мысль, чем декоративная броскость открытых цветов.

Если цвет в картине не выражает естественный колорит происходящего события, если он излишне условен, содержание картины обедняется, в ней не будет чувствоваться жизнь. Даже незначительные изменения общей тональности картины или силы цветового звучания влекут за собой изменение настроения, состояния картины и, следовательно, содержания. Значительное же нарушение естественной целостности цветового строя картины, несгармонированные пятна красок сильно обедняют живопись, неестественно характеризуют пространственные планы. Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. К такому изображению зритель равнодушен.

Попытки организовать цветовой строй живописного произведения на основе физиологического действия цвета еще никогда не приводили художников к положительным результатам. Это элементарное и незначительное влияние цветов самих по себе ни в какое сравнение не идет с тем эстетическим впечатлением, которое оказывают материальные цвета в реалистическом изображении: голубой цвет, например, тогда может показаться нежным, лирическим, когда он выражает состояние неба в определенные часы, при определенном освещении. В произведениях на библейскую тему синий и голубой цвета символизируют небесное таинство.

Красный цвет действует на организм возбуждающе. В библейских произведениях он символизирует цвет крови Христа.

Зеленый цвет благоприятен для глаз и для психики, он оказывает высокое эмоциональное воздействие на зрителя. Это цвет земли, юности, обновления жизни. Золотой цвет в произведениях на библейскую тематику отражает Божественную суть бытия, белый - чистоту, невинность.

Черный цвет по своему условному значению — цвет печали и траура.

Восприятие цвета неразрывно связано с восприятием объекта изображения.

Светотеневая композиция

Светом художник выделяет самое важное — композиционный центр, связь с ним групп и фигур, подчеркивает те фигуры, движения и жесты, те предметы окружения, которые имеют большое значение для развития сюжета. Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.




























2. Практическая часть

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Ренессанс.




В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет находится шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Эту  композицию Леонардо да Винчи написал по заказу правителя Милана герцога Лодовико Моро после смерти его жены, Беатриче.

Над небольшим возвышением виден потолок с поперечными балками и стены, образующие живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж изображен стол, покрытый скатертью с простым тканым узором. Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Все фигуры композиции расположены на одной линии - лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов. Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам - один из вас предаст меня». «Один из вас предаст меня...» - и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Юный Филипп, готовый к самопожертвованию, склонился к Христу, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебряниками....
Иисус Христос - центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо - идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно.

Леонардо да Винчи выявил обособленность Иуды, окутав его черты тенью. Таким образом, когда сидящие за явственным столом монахи могли быть легче увлечены мирскими прельщениями, им надлежало на вечное поучение показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце.
На одежде персонажей преобладают красный, синий, зелёный и золой цвета. Это неслучайно. Красный цвет – символизирует кровь Христа, принявшего впоследствии мученическую смерть во имя нашего спасения. Синий цвет- символ неземного потустороннего мира, символ замедления, исчезновения жизни. Доказательством этому служит последующий арест Христа и его распятие. Зелёный цвет- цвет божественных тайн, тайн жизни, её обновления. События, произошедшие на Тайной Вечере и после неё обновляют жизнь каждого человека, живущего на земле, давая нам шанс очистить свою душу.

От центра - Иисуса Христа - движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность.
«Тайная вечеря» - одно из великих творений Леонардо.

Якоб Тинторетто «Тайная вечеря». Маньеризм.



Место действия картины – маленькая небогатая таверна. Её пространство, кажущееся бесконечным, наполняет полумрак; эту безграничность и объемность пространству придает длинный стол, который художник разместил под углом, словно пересекая плоскость полотна. В этой картине запечатлен эпизод: Иисус преломляет кусок хлеба и говорит: «Сие есть тело Мое». В данной сцене царят мистическое волнение и глубочайшая духовность, они охватывают всех, кто совершает пасхальную трапезу. Чтобы усилить таинственность и волнение, витающие в воздухе при совершении чуда, художник применяет контрасты – так, справа на переднем плане представлены фигуры и предметы, казалось бы, вовсе не связанные с сюжетом: владелец таверны ведет разговор со служанкой, женщина берет со стола фрукты в чаше, кошка лезет в корзину с едой, рядом стоят несколько кувшинов. Все и вся погружаются в быт, и бесплотные ангелы, озаренные светом, остаются незамеченными. Цвета на картине приглушены, хотя не теряют своей символики: синий, символизирующий цвет небесных тайн, красный – символ божественного огня и красота, белый – предвестника рождения Нового, золотой, символизирующий врата Бога. Большое место художник отводит светотени. Художник изображает необычное тройное освещение – сияние от ангелов, колеблющееся пламя светильника и сияние нимбов на головах Иисуса и апостолов, среди которых угадывается лукавое лицо Иуды. Тинторетто изображает сверхъестественное сверкание прозрачных ангелов, проникающих сквозь потолок, слепящие ореолы вокруг главных фигур Это была первая «Тайная вечеря», в которой изображено ночное освещение.


Обычный тусклый свет в воображении художника обратился феерической картиной. Если бы не волшебство освещения, полотно, вероятно, было бы совершенно обычным. В отличие от да Винчи Тинторетто передает коллективное сознание, а не индивидуальную личность, и его произведение обволакивает всеобщее настроение.


Мерцающее освещение – это средство создания удивительного чувства волшебства, которое полностью преображает повседневность, делает из обыденного случая чудо – чудо, в котором раскрывается духовное общение нескольких людей, которые преданны друг другу, своему Учителю, общей идее. Маленькие светильники из меди создают ослепительные потоки света, клубы пара преображаются в сонмы ангелов, а волшебный свет словно скользит от одного предмета к другому, зажигая в них тихое призрачное сияние, преображающее бедную обстановку таверны.




Рубенс «Тайная Вечеря». Барокко



Рубенс – создатель живого и волнующего стиля барокко. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в работе «Тайная вечеря». Персонажи на полотне расположены вокруг стола. В центре восседает Иисус, вокруг него - апостолы. Композиция напоминает овал. Яркий пышный рубенсовский стиль характеризуется на полотне изображением крупных тяжёлых фигур апостолов. Цвета на картине размыты. Первое место художник отводит эмоциональному состоянию героев.

Особое место на полотне отведено Христу. Лицо Иисуса возбуждено до предела эмоционально заряженной атмосферой. Фигура Христа как бы подсвечена изнутри, едва улавливается светящийся над головой нимб. Ученики жадно ловят каждое слово Христа. Резкие контрасты света и тени, тёплые богатые краски, кажется, наделяют картину кипучей энергией. В манере художника изображение собаки под столом. Зритель заворожен сюжетом картины и изображение животного никак не может отвлечь его от основного смысла полотна. Художник с необычайной точностью передал высочайшую жизненную драму. Бросается в глаза пронзительный дух картины, то есть поразительная жизнь персонажей. Лицо Иуды переполнено смятением, он, словно, отрешён от происходящего. Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенеся всё его внимание на размышление о смысле жизни. Библейская сцена Тайной вечери, изображённая Рубенсом - пример высочайшего проявления религиозного духа.


Пуссен «Тайная вечеря». Классицизм.



Полотно французского художника XVII века Пуссена «Тайная вечеря» (конец 1630-х — 40-е гг.) показывает момент учреждения Евхаристии. Особая торжественность полотна, симметричная выстроенность, не по-евангельски богатая архитектура места действия подчеркивают эпохальность события.  Изображением Тайной Вечери представлено в виде римского триклиниума с возлежащими гостями. В остальном чувствуется стремление показать последний ужин Христа с учениками как реальный эпизод из истории, с основными приметами времени: костюмы — античные светлых тонов, в которых лишь угадывается символика цвета. В соответствии с ночным временем горит светильник. Все действия на полотне разворачиваются, как бы, под его светом. С помощью своего таланта, кистью и красками, художник воспел совершенную личность, продемонстрировал доблесть и принципы высокой морали. Картина написана в стиле классицизм. Христос и апостолы возлежат за столом, поверхность которого даже не видна. В картине присутствует ритмичность и торжественность. Композиция направлена только на то, чтобы произвести впечатление на зрителя, практически не вызывая молитвенного настроя. Формат «Тайной вечери» Никола Пуссена близок к прямоугольнику. Все детали изображения, включая фигуру Спасителя и апостолов, показаны схематично. Внимание зрителя сосредоточено на совершаемом Таинстве Евхаристии. Лишь внимательно всмотревшись в полотно, можно заметить фигуру незаметно уходящего Иуды. На картине совершенно не показана глубина пространства. В картине Никола Пуссена ось симметрии проходит через любимого ученика Спасителя — апостола Иоанна. Фигура Христа находится совершенно в стороне. Источником света здесь является не Христос, а канделябр, через который как раз проходит ось симметрии. На переднем плане картины апостол изображен спиной к зрителю.


Н.Н. Ге «Тайная вечеря». Реализм.


Ге трактует известный евангельский сюжет Тайной вечери по-новому – как человеческую, жизненную драму. Христос изображен в глубоком раздумье. Трагически переживает он отступничество своего ученика. Взволнованы и окружающие Христа апостолы, им художник дает индивидуальную психологическую характеристику: благородный, утонченный Иоанн и грубоватый темпераментный Петр; монолитная группа Христа и учеников противостоит мрачной фигуре предателя Иуды Искариота, покидающего бывших друзей. Мастер писал образы апостолов с обычных людей, поэтому библейские персонажи выглядят, как выходцы из простого народа. Ге больше стремится передать не точность евангельского сюжета, а историческую правду, на основе которой можно проводить в мир нравственно-этические и духовные ценности.

Идея борьбы добра и зла выражена не только в композиции. Она звучит в контрасте света и тени (ярко освещена группа Христа, Иуда изображен в тени), что придает сцене напряженность. Это ощущение усиливается колоритом, построенным на соотношении пятен зеленого и красного цвета. В «Тайной вечере» Ге выступил как идеалист. Христианство рассматривается им как путь к установлению справедливости на земле, путь к нравственному совершенствованию человека. В сказании о Христе художника интересовала моральная сторона. И.Е. Репин писал: «Если картина была интересна для просвещенной публики, то еще более она была поучительна для художников новизной искусства, смелостью композиции, выражением великой драмы и гармонией общего. Вещь эту можно смело повесить рядом с самыми великими созданиями искусства живописи».

Эмиль Нольде «Тайная вечеря». Экспрессионизм.


Эффектная картина Нольде решила тему «Тайной вечери» по-своему. Яркие, интенсивные краски как бы светятся изнутри и переливаются (например, из желтого — в красный или зеленый); светотени в картине нет, объемности и «натуральности» тоже. Есть впечатление духоты, дружеской тесноты, веселой пиршественной распаренности; есть как бы сплошная масса близко сдвинутых лиц и полуфигур, лиц простых и напоминающих шаржированные маски своей незатейливой, но мощной выразительностью, своей почти животной (но не звериной!) силой. Где-то в уголочке затаился злой глаз Иуды, и одинокий огненно-рыжий Христос в центре, прижавший чашу к груди, весь — как безмолвный крик и молитва; апостолы еще ничего не предчувствуют, ничему не причастны.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря». Минимализм.

Написана в 1955 году. Для написания картины использовалась техника с использованием фотоматериалов. Художник представляет сюжет тайной вечери с футуристической точки зрения. За единым столом изображены Христос и его последователи. В центре внимания расположен стол, покрытый клеёнчатой тканью белого цвета. Об этом можно судить по характерным следам сгибов, которые автор детально прописал. Все персонажи облачены в туники белого цвета. Они сидят, смиренно опустив свои головы, вслушиваясь в речи всемогущего, потому распознать их трудно. Вся обстановка больше напоминает собрание начальника с подчинёнными, чем ужин Иисуса с учениками. Трапезой это событие назвать сложно, так как на столе лишь два куска хлеба и стакан вина. Кажется, что председательствующий просто знакомит свой персонал с какими-то нововведениями или высказывает им свои идеи. Возможно, художник хотел провести аналогию с Господом в века первой «Тайной вечери» и пониманием Господа в наши дни. Картина несёт в себе нравственное послание. Она полна света и лёгкости. Через прозрачные окна нам раскрывается пейзаж неземной красоты. Ясное голубое небо потянуто персиковыми облаками, расположенными над серебристыми массивами гор. Видно, что помещение, где происходит действие картины, находится высоко, скорее всего, это верхний этаж какого-то современного здания. Художник демонстрирует зрителю высоту морали нравственного учения.


















III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое направление живописи по-своему интерпретирует сюжет Тайной Вечери. В зависимости от направления меняются пространственная, цветовая, светотеневая композиции. По-особому в каждом направлении отображаются взаимоотношения персонажей. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

































IV. ИСТОЧНИКИ

1. В.Н.Лазарев «Леонардо Да Винчи», М., 2005г.

2. Калмыкова В.В. «История мировой живописи», т. 3-24, М. 2013 г.

2. М.В.Алпатов «Всеобщая история искусств», М.-Л, т.2, 2009г.

3. «Толкование Евангелия» По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. /»Благовест»/ Москва 2002г.


Интернет-ресурсы

  1. http://waking-up.org/

  2. http://miro101.ru/

  3. http://www.portal-slovo.ru

  4. http://aria-art.ru/

  5. http://www.museum-online.ru/