СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  нашей работы было: Выяснить, какие старинные меры длины существовали  на Руси и почему не используются в настоящее время.

Перед собой  мы поставили задачи:

1.Выяснить, какие меры длины существовали в старинные  времена на Руси

2. Найти задачи со старинными мерами длины, которые  можно решить на занятиях  кружка или  уроках математики

3. Выяснить, в каких произведениях встречаются старинные  меры длины

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили  свою значимость по  причине своей неточности и были  заменены на единицы измерения, принятые  во всём мире.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Старинные меры длины"»

13





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

фестиваль творчества

«ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС»

















Старинные меры длины












Автор:

Шахматов Илья Алексеевич

2 «Е» класс

муниципальная общеобразовательная средняя школа №2-многопрофильная

Руководитель:

Корлыханова Анна Максимовна

учитель начальных классов

муниципальная общеобразовательная

средняя школа №2-многопрофильная






Нижневартовск, 2016

С о д е р ж а н и е:



1.Введение

2.Первые единицы длины

3.Малые единицы длины

4.Большие единицы длины

5.Старинные меры длины в художественной литературе и пословицах

6. Задачи со старинными мерами длины с литературным содержанием

7. Практическая часть

8. Заключение

9. Литература

































Введение

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.

Соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый город, каждый народ стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей, особенно в торговле. К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны. С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. За это время система мер протерпела множество изменений.



Целью нашей работы было: Выяснить, какие старинные меры длины существовали на Руси и почему не используются в настоящее время.

Перед собой мы поставили задачи:

1.Выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси

2. Найти задачи со старинными мерами длины, которые можно решить на занятиях кружка или уроках математики

3. Выяснить, в каких произведениях встречаются старинные меры длины

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.





Методы исследования:

  • изучение специальной литературы;

  • использование сети интернет;

  • опрос одноклассников;

  • эксперимент

Практическая значимость заключается в том, что мы можем с изученным материалом познакомить учащихся школы с целью расширения их знаний по математике и кругозора в целом





1. ПЕРВЫЕ ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ

Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами.

Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины. Шаг использовали для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

У разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей.


2.Малые старинные меры длины

Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). Наименование происходит от слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца).

Пядь (или пядень) - У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Первоначально под пядью понималась мера длины, равная максимальному расстоянию по прямой между концами вытянутых большого и указательного пальцев. Пядь часто употребляли в обиходе для приближенного определения небольших длин, размеров цилиндрических тел. Пядь малая - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Длина малой пяди равна примерно 19 см. Пядь великая - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см.

Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38см до 46см).

Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Но локти у людей имеют разную длину. Поэтому в каждом городе издавался свой указ, каким локтем должны пользоваться.

Аршин - мера аршин  вошла в употребление в результате развития торговли с восточными народами (от персидского арш – локоть). Аршин - длина всей руки. В торговле аршин постепенно вытеснил другую единицу длины – локоть. Он равен 71см 12мм. Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран. Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с короткими руками.

Вскоре появился казённый аршин – линейка, длиной в чью-то руку была изготовлена в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью.

Перст - старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2см. Использовался как мера длины или толщины предмета.

Дюйм - (от голландского - большой палец). Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса и приставленных одно к другому своими концами. 1 дюйм =2,54 см = 10 линиям. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т. д.

3. Большие старинные меры длины

Сажень – расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см). Она известна около 900 лет. Сажень, представлявшая наиболее крупную овеществленную единицу длины, получила широкое применение преимущественно при измерении расстояний и в строительстве.

Маховая сажень – расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равна примерно 176см).

Косая сажень – расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216см).

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10, и они имели свои названия:

городовая – 284 см 8 мм

без названия – 258 см 4 мм

великая – 244 см

греческая – 230 см 4 мм

казённая – 217 см 6 мм

царская – 197 см 4 мм

церковная – 186 см 4 мм

народная – 176 см  

кладочная – 159 см 7 мм

простая – 150 см 8 мм

малая – 142 см 4 мм

Верста или поприще –  русская путевая мера. Верста - от слова вертеть. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м. Верста как мера длины на Руси встречается с 11века.

Коломенская верста – «верзила» - шутливое название очень высокого человека. Оно берет свое начало от времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 г.

Межевая верста существовала на Руси до 18 века для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания. Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13км.

Миля – (от латинского слова миля - тысяча (шагов)) - русская мера длины. Использовалось как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 70468км.

В каждой стране появились свои мили. По указу Петра I русская миля равна 7верстам (приблизительно 7,47км)


Старинные меры длины в художественной литературе и пословицах

Мы изучили старинные меры длины в художественной литературе и подобрали пословицы со старинными мерами длины.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога» (стихи)

....... Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег....Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,…

П.П.Ершов «Конёк Горбунок»

…Да игрушечку конька

ростом ровно в три  вершка

на спине с двумя горбами ,

да с аршинными ушами…

Пословицы

  • «Ни пяди» (не отдать, не уступить) — даже самой малой части; ("чужой земли - не надо, но и своей не отдадим ни пяди").

  • «Семи пядей во лбу» (разг.) — когда хотят сказать об очень умном человеке.

  • « На аршин голова, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.

  • «От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

  • «У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

  • «Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке. Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, употребляют выражение: «Меряет на свой аршин», « На свой аршин не меряй».

  • О маленьком, но длиннобородом человеке говорят: «Старичок с кувшин, борода с аршин». « Сидит как аршин проглотил» - т. е. прямо.

  • Аршин на кафтан, да два на заплаты.

  • "Пишешь аршинными буквами" – крупно

  • « На аршин голова, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.

  • «Каждый купец на свой аршин меряет» - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

  • В торговле аршин постепенно вытеснил другую единицу длины — локоть.

  • «Близок локоть да не укусишь», « Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.

  • « Сам с ноготок, а борода с локоток» - до Петра 1 борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения.

  • « Нос с локоть, а ум с ноготь» - говорили о глупом человеке.

  • «Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т. е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.

  • «Шагнул и царство покорил», т. е. получил то, что хотел.

  • «Ни шагу назад», т. е. не отступать.

  • «Семимильными шагами» (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени.

  • «В старости шаг укорачивается, а путь удлиняется».

  • "Косая сажень в плечах" – говорят о широкоплечем человеке.

  • «Полено к полену – сажень» – о накоплении запасов, богатства путем экономии.

  • Для друга семь верст – не околица.

  • От слова до дела – бабушкина верста.

  • «Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645 – 1676 гг.). Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы (точнее, от ее Калужской заставы) до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высокие, около двух саженей, т.е. примерно в 4 м., с орлами наверху, эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи.

  • «Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

  • «Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» - расстояние не может быть препятствием для любви.

  • «От слова до дела – целая верста»

  • «Верстой ближе – пятаком дешевле»

  • «На версту отстанешь – на десять догоняешь» -даже небольшое отставание очень трудно преодолевать

  • «За семь верст киселя хлебать». Ехать, идти далеко без особой надобности

  • «Мерить версты» - ходить на большое расстояние




Мы подобрали материал, который можно предложить ребятам на уроке математики:

Задачи с литературным содержанием


Задача 1.        «Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали …. КАК? (Дюймовочка).

Вопросы: 1) Назовите произведение? Кто автор? 
2) Каков был рост девочки в стандартных единицах?

Ответ:

1) «Дюймовочка», Г.Х. Андерсен

2) Дюйм = 2 см 54 мм – это ширина большого пальца.


Задача 2.   «Самый младший мальчик был очень маленького роста. Когда он родился, то был не больше пальца. Поэтому его и прозвали … КАК? (Мальчик с пальчик)

Вопросы: 1) Назовите произведение? Кто автор?
2) О какой старой мере говорится в сказке?

Ответ: 1) Мальчик с пальчик, Шарль Перро.
                2) Палец.


Задача 3  «А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время далеко, за 12 тысяч миль от замка. Но она сразу, же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги».

Вопросы:1) Назовите произведение? Кто автор?
2) О каких единицах измерения величин говорится в этом отрывке?
3) Сколько лет проспала «Спящая красавица»?
4) Что значит семимильные сапоги?

Ответ:

1)«Спящая красавица», Шарль Перро.
2) Единицы времени и длины (100 лет, 12 тыс. миль).
3) 100 лет.

 4) Один шаг – 7 миль = 7км.
1 миля – 1 км 609 м (сухопутная).                

1 географическая миля=7,42 км


Задача 6.  «Семи пядей во лбу»  Мог ли существовать такой человек?
Ответ: 1 пядь=18 см, 7 пядей= 18*7= 126 см. Ответ отрицательный


Задача 7.        Каков рост, человека, которого прозвали "коломенской верстой"?
Ответ:1 верста = 1,08 км,        7 верст = 1,08*7= 7,56 км.


Задача 8        От горшка два вершка, а уже указчик (высоту горшка считать 25 см.).

Ответ:

1 вершок = 4,5 см,   2 вершка = 4,5*2 = 9 см,        25+9 = 34 см.

Так говорили о человеке, который, не имел жизненного опыта,

самонадеянно о чем-то судившем, поучавшем кого-то.


Задача 9  «За семь верст киселя хлебать?» Сколько это будет в километрах?

Ответ:  1 верста = 1,08 км,        7 верст = 1,08*7= 7,56 км.


Задача 10.   Как глубоко видит тот, о ком говорят: "На три аршина в землю видит?".

Ответ: 1 аршин = 72 см, 3 аршина = 72*3 = 216 см (1 сажень) = 2 м.
Так говорится о прозорливом, внимательном человеке, от которого ничего невозможно утаить.


Практическая часть.

Мы провели анкетирование учащихся во 2д, 2е, 4 б классах, задавали вопросы:

1. Какие вы знаете современные меры длины?

2. Какие вы знаете старинные меры длины?

Результаты анкетирования представлены в таблице:

Класс

Кол-во   человек опрошенных

Современные меры длины

Старинные меры длины

знают

знают

2 д

24

Миллиметр- 24

Сантиметр- 24

Дециметр- 23

Метр- 22

Километр- 22

Аршин – 13

Верста- 12

Палец- 3

Стопа- 3

Вершок- 3

2 е

21

Миллиметр- 21

Сантиметр- 21

Дециметр- 21

Метр- 21

Километр- 21

Локоть- 21

Палец - 12

Аршин- 12

Стопа- 10

Сажень- 19

Верста- 8

4 б

22

Миллиметр- 22

Сантиметр- 22

Дециметр- 22

Метр- 22

Километр- 22

Аршин- 20

Палец – 15

Вершок- 17

Локоть-18

Верста – 14


Итого

69

Миллиметр- 67

Сантиметр- 67

Дециметр- 66

Метр- 65

Километр- 65

Аршин- 45

Локоть - 39

Верста - 34

Палец – 30

Вершок- 20

Стопа- 13


Анкетирование показало, что из 69 учеников знают из современных мер длины:

Сантиметр - 67 человек.

Миллиметр – 67 человек

Дециметр - 66

Метр - 65

Километр - 65

Из старинных мер длины ребята назвали

Аршин- 45

Локоть - 39

Верста - 34

Палец – 30

Вершок- 20

Стопа- 13,

А такие старинные меры как - пядь, перст, сажень, дюйм вообще не назвали.



Мы провели дома эксперимент. Измеряли с папой длину стола.

Стол в см

Имя

Малая пядь

Большая пядь

Локоть

Длина стола – 120см

папа

длина- 7

ширина-5

длина- 6

ширина-4

длина- 3

ширина- 2

Ширина стола – 90см

Илья

длина- 10

ширина- 7

длина- 8

ширина- 6

длина- 4

ширина - 3

Вывод: В ходе эксперимента мы пришла к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;





Заключение

В ходе исследования мы сделали следующие выводы:

  • Мы выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все были связаны с частями тела человека;

  • Выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;

  • Мы  выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;

  • Познакомилась с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовали их решать;

  • В ходе эксперимента мы пришла к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;

  • Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире;











Литература.

1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.  

2.Депман  И.Я.,  Виленкин  Н.Я. За  страницами  учебника  математики. М., 1981

3.Олехник С.Н., Нестеренко В.Ю., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М. , Наука 1985

4.Интернет– сайт «Википедия».