13
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
фестиваль творчества
«ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС»
Старинные меры длины
Автор: | Шахматов Илья Алексеевич 2 «Е» класс муниципальная общеобразовательная средняя школа №2-многопрофильная |
Руководитель: | Корлыханова Анна Максимовна учитель начальных классов муниципальная общеобразовательная средняя школа №2-многопрофильная |
Нижневартовск, 2016
С о д е р ж а н и е:
1.Введение
2.Первые единицы длины
3.Малые единицы длины
4.Большие единицы длины
5.Старинные меры длины в художественной литературе и пословицах
6. Задачи со старинными мерами длины с литературным содержанием
7. Практическая часть
8. Заключение
9. Литература
Введение
В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.
Соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый город, каждый народ стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей, особенно в торговле. К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны. С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. За это время система мер протерпела множество изменений.
Целью нашей работы было: Выяснить, какие старинные меры длины существовали на Руси и почему не используются в настоящее время.
Перед собой мы поставили задачи:
1.Выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси
2. Найти задачи со старинными мерами длины, которые можно решить на занятиях кружка или уроках математики
3. Выяснить, в каких произведениях встречаются старинные меры длины
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.
Методы исследования:
Практическая значимость заключается в том, что мы можем с изученным материалом познакомить учащихся школы с целью расширения их знаний по математике и кругозора в целом
1. ПЕРВЫЕ ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами.
Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины. Шаг использовали для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.
У разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей.
2.Малые старинные меры длины
Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). Наименование происходит от слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца).
Пядь (или пядень) - У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Первоначально под пядью понималась мера длины, равная максимальному расстоянию по прямой между концами вытянутых большого и указательного пальцев. Пядь часто употребляли в обиходе для приближенного определения небольших длин, размеров цилиндрических тел. Пядь малая - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Длина малой пяди равна примерно 19 см. Пядь великая - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см.
Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38см до 46см).
Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Но локти у людей имеют разную длину. Поэтому в каждом городе издавался свой указ, каким локтем должны пользоваться.
Аршин - мера аршин вошла в употребление в результате развития торговли с восточными народами (от персидского арш – локоть). Аршин - длина всей руки. В торговле аршин постепенно вытеснил другую единицу длины – локоть. Он равен 71см 12мм. Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран. Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с короткими руками.
Вскоре появился казённый аршин – линейка, длиной в чью-то руку была изготовлена в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью.
Перст - старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2см. Использовался как мера длины или толщины предмета.
Дюйм - (от голландского - большой палец). Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса и приставленных одно к другому своими концами. 1 дюйм =2,54 см = 10 линиям. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т. д.
3. Большие старинные меры длины
Сажень – расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см). Она известна около 900 лет. Сажень, представлявшая наиболее крупную овеществленную единицу длины, получила широкое применение преимущественно при измерении расстояний и в строительстве.
Маховая сажень – расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равна примерно 176см).
Косая сажень – расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216см).
По данным историков и архитекторов, саженей было более 10, и они имели свои названия:
городовая – 284 см 8 мм
без названия – 258 см 4 мм
великая – 244 см
греческая – 230 см 4 мм
казённая – 217 см 6 мм
царская – 197 см 4 мм
церковная – 186 см 4 мм
народная – 176 см
кладочная – 159 см 7 мм
простая – 150 см 8 мм
малая – 142 см 4 мм
Верста или поприще – русская путевая мера. Верста - от слова вертеть. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м. Верста как мера длины на Руси встречается с 11века.
Коломенская верста – «верзила» - шутливое название очень высокого человека. Оно берет свое начало от времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 г.
Межевая верста существовала на Руси до 18 века для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания. Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13км.
Миля – (от латинского слова миля - тысяча (шагов)) - русская мера длины. Использовалось как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 70468км.
В каждой стране появились свои мили. По указу Петра I русская миля равна 7верстам (приблизительно 7,47км)
Старинные меры длины в художественной литературе и пословицах
Мы изучили старинные меры длины в художественной литературе и подобрали пословицы со старинными мерами длины.
А.С.Пушкин «Зимняя дорога» (стихи)
....... Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег....Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,…
П.П.Ершов «Конёк Горбунок»
…Да игрушечку конька
ростом ровно в три вершка
на спине с двумя горбами ,
да с аршинными ушами…
Пословицы
«Ни пяди» (не отдать, не уступить) — даже самой малой части; ("чужой земли - не надо, но и своей не отдадим ни пяди").
«Семи пядей во лбу» (разг.) — когда хотят сказать об очень умном человеке.
« На аршин голова, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.
«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
«У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.
«Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке. Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, употребляют выражение: «Меряет на свой аршин», « На свой аршин не меряй».
О маленьком, но длиннобородом человеке говорят: «Старичок с кувшин, борода с аршин». « Сидит как аршин проглотил» - т. е. прямо.
Аршин на кафтан, да два на заплаты.
"Пишешь аршинными буквами" – крупно
« На аршин голова, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.
«Каждый купец на свой аршин меряет» - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.
В торговле аршин постепенно вытеснил другую единицу длины — локоть.
«Близок локоть да не укусишь», « Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.
« Сам с ноготок, а борода с локоток» - до Петра 1 борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения.
« Нос с локоть, а ум с ноготь» - говорили о глупом человеке.
«Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т. е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.
«Шагнул и царство покорил», т. е. получил то, что хотел.
«Ни шагу назад», т. е. не отступать.
«Семимильными шагами» (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени.
«В старости шаг укорачивается, а путь удлиняется».
"Косая сажень в плечах" – говорят о широкоплечем человеке.
«Полено к полену – сажень» – о накоплении запасов, богатства путем экономии.
Для друга семь верст – не околица.
От слова до дела – бабушкина верста.
«Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645 – 1676 гг.). Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы (точнее, от ее Калужской заставы) до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высокие, около двух саженей, т.е. примерно в 4 м., с орлами наверху, эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи.
«Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали свое отношение к столице.
«Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» - расстояние не может быть препятствием для любви.
«От слова до дела – целая верста»
«Верстой ближе – пятаком дешевле»
«На версту отстанешь – на десять догоняешь» -даже небольшое отставание очень трудно преодолевать
«За семь верст киселя хлебать». Ехать, идти далеко без особой надобности
«Мерить версты» - ходить на большое расстояние
Мы подобрали материал, который можно предложить ребятам на уроке математики:
Задачи с литературным содержанием
Задача 1. «Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали …. КАК? (Дюймовочка).
Вопросы: 1) Назовите произведение? Кто автор?
2) Каков был рост девочки в стандартных единицах?
Ответ:
1) «Дюймовочка», Г.Х. Андерсен
2) Дюйм = 2 см 54 мм – это ширина большого пальца.
Задача 2. «Самый младший мальчик был очень маленького роста. Когда он родился, то был не больше пальца. Поэтому его и прозвали … КАК? (Мальчик с пальчик)
Вопросы: 1) Назовите произведение? Кто автор?
2) О какой старой мере говорится в сказке?
Ответ: 1) Мальчик с пальчик, Шарль Перро.
2) Палец.
Задача 3 «А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время далеко, за 12 тысяч миль от замка. Но она сразу, же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги».
Вопросы:1) Назовите произведение? Кто автор?
2) О каких единицах измерения величин говорится в этом отрывке?
3) Сколько лет проспала «Спящая красавица»?
4) Что значит семимильные сапоги?
Ответ:
1)«Спящая красавица», Шарль Перро.
2) Единицы времени и длины (100 лет, 12 тыс. миль).
3) 100 лет.
4) Один шаг – 7 миль = 7км.
1 миля – 1 км 609 м (сухопутная).
1 географическая миля=7,42 км
Задача 6. «Семи пядей во лбу» Мог ли существовать такой человек?
Ответ: 1 пядь=18 см, 7 пядей= 18*7= 126 см. Ответ отрицательный
Задача 7. Каков рост, человека, которого прозвали "коломенской верстой"?
Ответ:1 верста = 1,08 км, 7 верст = 1,08*7= 7,56 км.
Задача 8 От горшка два вершка, а уже указчик (высоту горшка считать 25 см.).
Ответ:
1 вершок = 4,5 см, 2 вершка = 4,5*2 = 9 см, 25+9 = 34 см.
Так говорили о человеке, который, не имел жизненного опыта,
самонадеянно о чем-то судившем, поучавшем кого-то.
Задача 9 «За семь верст киселя хлебать?» Сколько это будет в километрах?
Ответ: 1 верста = 1,08 км, 7 верст = 1,08*7= 7,56 км.
Задача 10. Как глубоко видит тот, о ком говорят: "На три аршина в землю видит?".
Ответ: 1 аршин = 72 см, 3 аршина = 72*3 = 216 см (1 сажень) = 2 м.
Так говорится о прозорливом, внимательном человеке, от которого ничего невозможно утаить.
Практическая часть.
Мы провели анкетирование учащихся во 2д, 2е, 4 б классах, задавали вопросы:
1. Какие вы знаете современные меры длины?
2. Какие вы знаете старинные меры длины?
Результаты анкетирования представлены в таблице:
Класс | Кол-во человек опрошенных | Современные меры длины | Старинные меры длины |
знают | знают |
2 д | 24 | Миллиметр- 24 Сантиметр- 24 Дециметр- 23 Метр- 22 Километр- 22 | Аршин – 13 Верста- 12 Палец- 3 Стопа- 3 Вершок- 3 |
2 е | 21 | Миллиметр- 21 Сантиметр- 21 Дециметр- 21 Метр- 21 Километр- 21 | Локоть- 21 Палец - 12 Аршин- 12 Стопа- 10 Сажень- 19 Верста- 8 |
4 б | 22 | Миллиметр- 22 Сантиметр- 22 Дециметр- 22 Метр- 22 Километр- 22 | Аршин- 20 Палец – 15 Вершок- 17 Локоть-18 Верста – 14 |
Итого | 69 | Миллиметр- 67 Сантиметр- 67 Дециметр- 66 Метр- 65 Километр- 65 | Аршин- 45 Локоть - 39 Верста - 34 Палец – 30 Вершок- 20 Стопа- 13 |
Анкетирование показало, что из 69 учеников знают из современных мер длины:
Сантиметр - 67 человек.
Миллиметр – 67 человек
Дециметр - 66
Метр - 65
Километр - 65
Из старинных мер длины ребята назвали
Аршин- 45
Локоть - 39
Верста - 34
Палец – 30
Вершок- 20
Стопа- 13,
А такие старинные меры как - пядь, перст, сажень, дюйм вообще не назвали.
Мы провели дома эксперимент. Измеряли с папой длину стола.
Стол в см | Имя | Малая пядь | Большая пядь | Локоть |
Длина стола – 120см | папа | длина- 7 ширина-5 | длина- 6 ширина-4 | длина- 3 ширина- 2 |
Ширина стола – 90см | Илья | длина- 10 ширина- 7 | длина- 8 ширина- 6 | длина- 4 ширина - 3 |
Вывод: В ходе эксперимента мы пришла к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;
Заключение
В ходе исследования мы сделали следующие выводы:
Мы выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все были связаны с частями тела человека;
Выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;
Мы выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
Познакомилась с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовали их решать;
В ходе эксперимента мы пришла к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;
Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире;
Литература.
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
2.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., 1981
3.Олехник С.Н., Нестеренко В.Ю., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М. , Наука 1985
4.Интернет– сайт «Википедия».