Государственное учреждение образования
“Брестский областной лицей имени П.М.Машерова”
«Свободного места больше нет» или «Почему ухудшаются наши память и внимание?»
Работу выполнила
Негореева София, учащаяся 11 “А” класса
Научный руководитель:
Евтушенко А.Г., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
Брест, 2025
О
главление
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретическая часть | 6 |
Память человека | 6 |
1.2. Внимание человека | 9 |
1.3. Влияние различных факторов на память и внимание человека | 11 |
1.4. Влияние обонятельных стимулов на память и внимание человека | 13 |
1.5. Методики оценки объема кратковременной памяти и внимания лицеистов | 17 |
Глава 2. Практическая часть | 20 |
2.1. Выявление объема кратковременной памяти | 20 |
2.2. Эксперимент по изучению влияния различных эфирных масел на внимание лицеистов | 21 |
Заключение | 22 |
Список использованных источников | 26 |
Приложение 1. | 27 |
Приложение 2. | 28 |
Приложение 3. | 29 |
Приложение 4. | 30 |
Приложение 5. | 31 |
Введение
Как говорил один известный киногерой: «Тут — помню, тут — не помню». Знакомая ситуация? Проблемы с памятью — временные или постоянные — бывают и у детей, и взрослых. А в условиях жизни в современных городах, когда нервная система даёт сбои, а синдром хронической усталости становится нашим постоянным спутником, жалобы на ухудшение памяти встречаются всё чаще и чаще.
Да ещё и сконцентрироваться никак не получается… А чем больше проблем наваливается, чем требовательнее учитель на уроке, тем сложнее собраться, что-то вспомнить, заставить себя вобрать волю в кулак и выполнить задание…
Дырявая память: почему она такая? Переутомление, стресс, весенний авитаминоз — всё это может повлиять на вашу память и концентрацию внимания. Болезни, вызывающие нарушения кровоснабжения головного мозга. В частности, к ним относятся спазм или атеросклероз сосудов мозга, инсульт и т.д. Как же можно активизировать память и внимание?
Запахи оказывают влияние на нашу память и воспоминания. Наверняка с каждым из нас случалось что-то подобное: внезапный запах корицы и мандарин переносит нас в рождественскую атмосферу уходящего года, а запах известных духов прошлых лет напоминает о прошлом, запах выпечки из окон пекарни возвращает нас в детство, так пахнет у бабушки в деревне, возле печки, почувствовал запах и нахлынуло.
Всему этому должно быть какое-то научное объяснение. Я решила найти ответы на интересующие меня вопросы и неожиданно для себя наткнулась на описание «эффекта Пруста».
В один зимний день Марсель Пруст пришел домой, и тетушка угостила его чашкой липового чая с кругленькими и пузатенькими печеньками.
«… в то самое мгновение, когда глоток чаю с крошками печенья коснулся моего нёба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне…». Вслед за этим странным чувством пробуждаются воспоминания о детстве: «Весь Комбре и его окрестности — и все, что имеет форму и обладает плотностью — город и сады, — выплыло из этой чашки чая».
Этих впечатлений тонко чувствующему Прусту хватило, чтобы написать целую книгу на три тысячи страниц «В поисках потерянного времени». В научно-популярных публикациях явление яркоокрашенных эмоциональных воспоминаний, вызванных определенным запахом, вкусом или их сочетанием, получило название «Эффекта Пруста». Как этот феномен объясняет наука?
Описанное явление заинтересовало меня еще больше, вопросов только прибавилось и так родилась мысль выполнить данную исследовательскую работу.
Наука о запахах называется одорология. В нашей жизни огромную роль играет обоняние. Хотя при этом учёные отмечают, что посредством него мы получаем информацию об окружающем пространстве совсем в небольшом объёме - порядка 2%. Тем не менее запах - великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. К сожалению, в большинстве случаев мы вдыхаем окружающие ароматы, не осознавая в полной мере их значения в нашей жизни. И лишь когда по каким-то причинам у нас возникают проблемы с обонянием (достаточно вспомнить эпидемию Ковида), мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта человека.
Получется, запах играет такую роль в памяти, настроении и эмоциях. Ароматы — это одновременно и о биологии, и о личном опыте каждого.
До 1880 года существовало только 160 натуральных ароматов — цветов, трав, фруктов. Сейчас же синтезируют ароматы чего угодно — от нервного срыва до счастья на Сейшелах. А современная наука постепенно подтверждает выводы древних целителей: запахи могут воздействовать на психологическое и физическое состояние человека. Однако, исследования, посвященные данной теме немногочисленны. Все это определило выбор темы и её актуальность.
Гипотеза: предположим, поскольку ароматические вещества воздействуют на организм человека и приводят к изменению функций мышления, можно с помощью ароматических веществ влиять на эмоции, память и внимание лицеистов.
Цель и задачи исследования:
Цель: выяснить, как влияют ароматические вещества на изменение чувственного восприятия человека.
Задачи:
1) Изучить механизм воздействия запахов на память и внимание человека
2) Изучить литературу по теме: «Влияния ароматических веществ на организм человека».
3) Исследовать влияние ароматических веществ на объем кратковременной памяти.
4) Исследовать, как различные запахи влияют на внимание лицеистов.
Объект исследования: учащиеся 10-11 классов лицея.
Предмет исследования: кратковременная память и внимание лицеистов.
Методы, используемые в работе: методика «Выявление объема кратковременной памяти»; методика «Корректурная проба»; методы математического анализа, эксперимент, наблюдение, опрос и анализ полученных данных.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Память человека
Память – это способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. «Человек без памяти остался бы вечно в положении новорожденного», считал физиолог И.М. Сеченов.
Существует огромное количество различных видов и типов памяти. Основные виды можно классифицировать по нескольким основаниям:
1. По характеру психической активности
2. По характеру целей деятельности
3. По продолжительности сохранения материала.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности.
Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, (идиомоторными) движениями соответствующих мышц. Эмоциональная (аффективная) память – это память на чувства. Главная задача: запоминание и воспроизведение чувств совместно с вызывающими их объектами. Эмоциональная память играет чрезвычайно важную роль в обучении.
Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образная память делится на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха.
Словесно-логическая (семантическая) память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.
Если материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Словесно-логическая память – свойственная только человеку форма памяти. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением. При классификации по характеру целей деятельности память делится на произвольную и непроизвольную.
Произвольная (преднамеренная) память характеризуется конкретной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приёмы. Непроизвольная память характеризуется тем, что запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).
Существует также деление памяти на кратковременную, долговременную и оперативную (классификация по продолжительности сохранения материала).
Кратковременная память – это память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. Объем кратковременной памяти у взрослого человека составляет 7 ± 2 единицы информации.
Оперативная память – это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Из всех систем памяти наиболее важной и наиболее сложной является долговременная память. Долговременная память – это память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения. Вся информация в значительной степени находится за пределами нашего сознания, но в случае необходимости может быть извлечена для использования и помещена в рабочую память.
Группе ученых удалось выяснить, каким образом у людей образуется ассоциативная память на запахи. Во время исследований, учеными была обнаружена группа нейронов, которая связывают одну из областей человеческого мозга, ответственную за обоняние, с областями, в которых осуществляется процесс формирования памяти. А также с областями, которые контролируют процессы сознания и мышления. Подобная взаимосвязь между различными зонами головного мозга способствует запоминанию обонятельной информации, что в дальнейшем позволяет узнать запах и вспомнить событие или человека, непосредственно связанное с ним.
В таком процессе основную роль играют гранулярные клетки коры головного мозга. Они обеспечивают процесс синтеза обонятельной и прочей сенсорной информации в единый образ, представляющий собой полноценное воспоминание в мозге человека. При этом гранулярные клетки отфильтровывают жизненно важную информацию от второстепенной.
1.2. Внимание человека
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание - такая организация психической активности, которая обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для протекания той или иной деятельности. Это особенность внимания, не имеющего «своего» специфического продукта, но всегда улучшающего протекание всех видов деятельности. Эволюционно внимание возникло как ориентировочная реакция, смысл которой состоит в том, чтобы вовремя заметить любые изменения в окружающем мире, оценить их с точки зрения жизненной значимости для животного. Внимание описывают через его свойства. К свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.
Устойчивость – это временнaя характеристика внимания, характеризующая длительность привлечения (или удержания) внимания к одному и тому же объекту. Противоположное свойство – отвлекаемость внимания. Это – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, глубина фокусирования психической активности. Противоположное свойство – рассеянность внимания, неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Возможны два вида рассеянности: первичная и вторичная. Первичная рассеянность состоит в том, что человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное (намеренное) внимание на каком-либо объекте или действии. Одной из ее причин может стать перегрузка мозга большим количеством впечатлений, утомление, неудачная организация психических процессов и т.п. Вторичная рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью (концентрированностью) его внимания на каком-либо предмете. Такая рассеянность – результат вовлеченности в работу, когда затруднена способность к распределению или переключению внимания.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий. Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости, сознательного и осмысленного перемещения с одного объекта на другой. Переключаемость внимания – это способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.
Объем – количество объектов, на которых субъект может сосредоточиться. Обычно не более 5-7 единиц. Такое ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части или объединять в смысловые группы.
Непроизвольное внимание определяется внешним стимулом, новизной объекта. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочная реакция. Оно возникает, и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Внешнее событие (изменение, особенность) захватывает в этих случаях активность человека само по себе, в силу своей неожиданности, особенности, жизненной важности.
Произвольное внимание поддерживается и управляется сознательной целью – текущим намерением человека. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-либо деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Послепроизвольное внимание осуществляется внесознательно, вследствие закрепления интересов человека, его потребностей на конкретном объекте. Название «послепроизвольное» дано потому, что нередко оно возникает в результате увлечения работой, которую первоначально приходилось организовывать произвольно, намеренно (произвольное внимание). Затем эта работа становится интересной сама по себе (послепроизвольное внимание).
1.3. Влияние различных факторов на память человека
То, что, по нашему мнению, вызывает нарушения памяти, как правило, приводит к обычному забыванию и ни в коем случае не провоцирует амнезию у человека. Выделяют внутренние и внешние причины.
Внутренние причины:
Неправильное запоминание. Полученная от органов чувств информация часто исчезает или видоизменяется, если с ней не работать (не повторять ее).
Время. Забывание бывает вызвано тем, что с момента запоминания информации прошло много времени. Новые знания оставляют что-то вроде следа в нашем мозге. Но если ими не пользоваться, со временем этот след стирается и исчезает.
Помехи. На информацию, хранящуюся в кратковременной памяти, влияют новые поступающие данные. Они могут помешать усвоению предшествующей информации.
Вытеснение. Печальные, беспокоящие, травматические воспоминания забываются помимо нашей воли.
Искажение. Воспоминания трансформируются в соответствии с нашими ценностями или позицией по отношению к чему-либо, поэтому иногда мы запоминаем информацию в искаженном виде.
Ошибки хранения. Если информация не сохраняется полностью или сохраняется неправильно, ее бывает сложно воспроизвести.
Ошибки воспроизведения. Иногда мозгу бывает трудно найти место, где хранится воспоминание, несмотря на то что оно не исчезло и не было искажено в результате внешнего воздействия.
Внешние причины:
Биологические факторы обусловлены генетикой, и на них практически невозможно влиять. Снижение уровня эстрогенов и тестостерона тоже вызывает ухудшение памяти.
Психологические и эмоциональные факторы, такие как одиночество, потеря любимого человека, беспокойство, тревога, тоска, депрессия, стресс, травматическое событие, посттравматическое расстройство, оказывают влияние на память. Недостаток мотивации или невысокая требовательность к себе тоже могут привести к снижению памяти.
Физическое состояние и здоровье. Усталость, боль, возбуждение, стресс, бессонница и апноэ, хронические заболевания (например, повышенное давление, диабет, заболевания сосудов, повышенное содержание холестерина в крови, дисфункция щитовидной железы), нерациональное питание, гиподинамия и недостаточное упражнение ума ухудшают память. Алкоголь, никотин и другие токсичные вещества уменьшают поступление кислорода в мозг. Прием некоторых фармацевтических препаратов, таких как бензодиазепины, антихолинергические средства, негативно воздействуют на процессы памяти.
Окружающая обстановка. Шум, запахи, свет, присутствие людей и многое другое влияют на качество запоминания.
Сенсорная недостаточность. Полная или частичная потеря зрения либо слуха тоже оказывает влияние на качество запоминания.
Познавательные способности. Недостаточная концентрация внимания, сложности с пониманием информации ухудшают качество запоминания.
Профессиональная жизнь. Смена должности, стресс, усталость, плохие взаимоотношения на работе влияют на процессы памяти.
Окружающая среда. Контакт с ядовитыми веществами вредит памяти. Такое может произойти на работе на предприятиях с плохой экологией, при употреблении мяса животных, откормленных пищей с вредными химическими веществами, в автомобилях, при питье и контакте с проходящей по свинцовым трубам водой. Ртуть, алюминий, пестициды и вещества-растворители тоже могут вызвать нарушения памяти.
1.4. Влияние обонятельных стимулов на память и внимание человека
Запах проявляется способностью раздражать рецепторы обонятельного анализатора. Он состоит из молекул, состоящих из различных химических веществ. Молекулы эфирных масел проникают в слизистую оболочку носа при вдыхании через нос или рот. Обонятельный эпителий покрыт слоем слизи толщиной около 20 микрон. В верхней части обонятельной клетки находятся аксоны, которые передают информацию дальше в головной мозг. Раздражение от обонятельного анализатора напрямую поступает в кору больших полушарий головного мозга, где формируется осознанное ощущение запаха. На нижнем конце нервной клетки располагаются белки-рецепторы. За первичную переработку электрического сигнала отвечает обонятельная луковица. Из нее информация поступает в лимбическую систему, где рождается эмоциональная и мотивационная реакция на полученный обонятельный сигнал. Эти участки отвечают за сложные процессы мышления.
Запах является самым сильным чувством, привязанным к памяти. Компания «Cosmetic Executive Women» (Париж) совместно с международной компанией «International Flavours and Fragrances» провели эксперимент. Они создали более полутора различных ароматов (шоколада, мокрого асфальта, леса и др.), а затем подключили к сотрудничеству медперсонал клиники, в которой находились пациенты с поражением головного мозга (амнезия, кома).
У окружения пациентов команда узнавала, какие предпочтения были у этих людей до несчастного случая.
Получив ответы на многочисленные вопросы, исследователи давали пациентам ощутить тот или иной аромат. В конце эксперимента больные начинали вспоминать картины из жизни до попадания в больницу. Ученые доказали, что ничего так не связано с памятью, как запах. «Память воскрешает все, кроме запахов, но зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним», – писал Набоков.
Некоторые пахучие вещества (ванилин, валерьяновая кислота) вызывают чисто обонятельные ощущения. Другие пахучие вещества вызывают наряду с обонятельными ощущениями также и температурные, тактильные, болевые и вкусовые ощущения (напр., хлороформ – сладкий вкус, ментол и камфора – холод и др.).
«Запахи управляют ассоциативным мышлением у людей с чувствительной сигнальной нервной системой», писал известный физиолог И.П. Павлов.
«Любой запах сам по себе не плох и не хорош. Это наш мозг интерпретирует его в соответствии с нашим опытом и более или менее приятными воспоминаниями», объясняет профессор Патрик Мак Леод, специалист по обонянию.
Каждый из нас по-своему реагирует на разные ароматы. Запахи, эмоции, настроения, кратковременная и долговременная память – все это хранится в лимбическом отделе нашего головного мозга, известном также как «мозг внутри мозга». Лимбическая система представляет собой функциональное объединение структур мозга, участвующих в организации эмоционально-мотивационного поведения.
Доказано, что ароматические вещества – компоненты эфирных масел воздействуют именно на лимбическую систему как структуру, напрямую связанную с обонятельной системой.
Лимбическая же система в ответ на воздействие запахов обеспечивает правильную саморегуляцию на всех уровнях и во всех системах организма.
В 2004 году американские ученые Линда Бак и Ричард Аксель получили Нобелевскую премию за исследования «Обонятельных рецепторов и организации системы органов обоняния».
Главным источником правдоподобной информации в наши дни в изучении ароматов считается нейровизуализация, позволяющая увидеть с помощью томографии на экране компьютера «карту активности» различных участков мозга.
Например, благодаря томографии ученые узнали, что лаванда вызывает значительную активность в нескольких частях головного мозга, например гиппокампе (отвечает за формирование эмоций), таламусе (получение информации от органов чувств) и гипоталамусе (он регулирует нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз – саморегуляцию организма). При этом в постцентральной извилине, которая отвечает за осязательную чувствительность и управление движением конечностей, наблюдалось снижение активности.
Благодаря той же томографии исследователи также выяснили, почему лаванда оказывает успокоительное действие. Это происходит из-за того, что вещества, входящие в состав ее эфирного масла, понижают активность симпатической нервной системы, которая активизируется в стрессовых ситуациях.
Безусловно, роль запахов в жизни человека необыкновенно огромна. Исследования в области ароматерапии активно продолжаются. В XXI веке уже известны такие науки как ольфактоника, аромакология, ароматерапия, которые изучают свойства запахов и их влияние на человека.
Ольфактоника – наука о влиянии запахов на мозг.
Аромакология – наука, изучающая влияние запахов на психофизическое состояние человека.
Ароматерапия – одна из наиболее древних отраслей медицины, которая предусматривает лечение натуральными, природными эфирными маслами. Основы ароматотерапии были заложены в Древних цивилизациях Индии, Китая и странах средиземноморья около пятисот лет назад. На протяжении многих веков натуральные эфирные масла использовались не только как препараты, повышающие эстетические чувства и настроение, но и как средства, оказывающие лечебное действие. Термин «ароматерапия», или «ароматотерапия» появился в 1904 году во Франции в лаборатории химика Рене Мариса Гатнинфоса после успешного лечения ожога при помощи эфирного масла лаванды.
Эфирные масла – летучие жидкости сложного состава, вырабатываемые растениями и обусловливающие их запах. Главные компоненты эфирных масел – терпены. Терпены – это класс углеводородов, стимулирующий выработку нейромедиатора ацетилхолина. Ацетилхолин – это основной медиатор парасимпатической нервной системы, осуществляющий нервно-мышечную передачу. Его можно считать самым важным нейромедиатором, участвующим в процессе запоминания информации.
В настоящее время известно более двух тысяч эфиромасличных растений (эфироносы). Содержание эфирных масел в них зависит от ряда причин и колеблется от 0,1 до 4 %.
Все эфирные масла по воздействию на нервную систему можно разделить на стимуляторы, адаптогены и седативные масла.
Адаптогены повышают способность организма приспосабливаться к внешним условиям. Стимуляторы возбуждают нервную систему, стимулируя активность головного мозга. Седативные масла – действуют успокаивающе и расслабляюще. Например, в состав эфирных масел бергамота, лимона и пихты сибирской входят определенные терпены – пинен, линолилацетат и камфен.
Терпены — это класс углеводородов, стимулирующий выработку нейромедиатора ацетилхолина. Ацетилхолин — это основной медиатор парасимпатической нервной системы, осуществляющий нервно-мышечную передачу. Его можно считать самым важным нейромедиатором, участвующим в процессе запоминания информации. Он способствует тому, что информация быстро и беспрепятственно передается от органов чувств к главному управляющему центру — головному мозгу.
Вдыхание эфирного масла аира болотного приводит к тому, что снижается синтез нейромедиатора допамина, а также 5-дегидроиндолуксусной кислоты, которая является основным метаболитом другого нейромедиатора — серотонина. То есть, эфирное масло этой травы обладает сильным седативным эффектом. Корень валерианы работает по тому же принципу — основное вещество борнилвалериат + камфен подавляют выработку нейромедиаторов, что оказывает расслабляющее действие на внимание и память человека.
Различные запахи действительно имеют разные эффекты воздействия. Одни из них повышают концентрацию, а другие способствуют расслаблению человека, а соответственно — снижению внимательности. Например, запахи тимьяна и мелиссы воздействуют на зону сна в мозге, и поэтому способствуют расслаблению. А лимон и розмарин, наоборот, делают учебный и рабочий процесс более эффективным. Той же цели служат базилик, шалфей и эвкалипт, которые также помогают избавиться от сонливости. Ароматы полыни и лимона одновременно повышают точность работы и увеличивают ее скорость.
Что касается улучшения памяти, тот тут с пользой может послужить лаванда, которая увеличивает объем кратковременной памяти, что может сделать ее необходимой при подготовке к экзаменам, а также шалфей и эвкалипт. Способствует улучшению памяти и розмарин, который наравне с лимоном и мятой являются наиболее сильными стимуляторами эффективности.
1.5. Методики оценки объема кратковременной памяти
и внимания учащихся
Методика запоминания слов (А.Р. Лурия)
Цель: исследование процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Форма: данную методику можно проводить как индивидуально, так и группой.
Инструкция: Лицеистам было предложено прослушать и записать ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все слова фиксируются ребятами на бумаге.
Слова: Стол, шмель, мед, рысь, сон, пень, ночь, пух, звон, камень.
Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения. В норме после первого прочтения учащиеся фиксируют 4-6 слов. Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов). Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость лицеистов.
Обработка и интерпретация: Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости.
Оценка умственной работоспособности. Корректурная проба по буквенной таблице Анфимова.
Показатели умственной работоспособности (объем работы и количество ошибок на дифференцировку) позволяют определить степень утомления, концентрацию внимания и скорость работы в любой отрезок времени.
Результат выполнения заданий по корректурным таблицам рассматривается как показатель деятельности второй сигнальной системы. С нарастанием утомления увеличивается количество ошибок вследствие нарушения баланса возбуждения и торможения.
Оборудование: бланки, секундомер, ручка.
Назначение теста. Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (приложение 2). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы.
Инструкция к тесту: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е».
Глава 2. Практическая часть
2.1. Выявление объема кратковременной памяти
Для выявления объема кратковременной памяти я использовала методику запоминания слов, указанных в приложении (приложение 1).
В течение 1 минуты учащиеся внимательно слушали предложенный список из 10 слов, затем в течение 1 минуты записывали все слова, которые им удалось запомнить, приветствовалась запись слов в порядке, соответствующем при прочитывании. Затем подсчитывали число написанных слов и оценивали каждое слово, которое совпало с его позицией в 1 балл. По сумме баллов определялось, к какой категории относится объем памяти.
Таблица №1. Объем памяти и его характеристика
Количество баллов | Характеристика памяти |
4 и меньше | Объем памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. |
5-6 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться. |
7-9 | Объем памяти хороший. |
10 | Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточно хорошей волей. |
Эксперимент проводили с помощью индивидуальных бумажных пробников.
На первом этапе испытуемые вдыхали растительные ароматические вещества апельсина;
на втором этапе растительные ароматические вещества мяты;
на третьем растительные ароматические вещества чайного дерева.
Вывод: Результаты исследования показали, что объем памяти действительно увеличивается при вдыхании эфирных масел апельсина (приложение 3).
Под влиянием растительных ароматических веществ апельсина достоверно увеличивается число запоминаемых слов с 6-7 до 10. Количество ошибок у испытуемых не наблюдалось.
Под влиянием запаха мяты - увеличивается число запоминаемых слов с 7-8 до 9-10, но присутствуют замены слов и не всегда совпадал порядок слов.
Наименьший результат отмечен при использовании растительных ароматических веществ чайного дерева. Слабый коэффициент запоминания и большое количество ошибок. Лицеисты отмечали, что резкий запах приводил к утомлению, невнимательности и апатии.
2.2. Эксперимент по изучению влияния различных эфирных масел на внимание лицеистов
При использовании эфирного масла чайного дерева и мяты внимание учащихся лицея снизилось в среднем на 19,5%, при этом максимальный процент снижения внимания отмечен у учащихся 10-го класса (35%) и минимальный – 11-го класса (4%) (приложение 4).
При использовании эфирного масла апельсина внимание учащихся лицея увеличилось в среднем на 18%, при этом максимальный процент повышения внимания отмечен у одиннадцатиклассников (30%) и минимальный – десятиклассников (6%).
Таким образом, проведенное исследование подтвердило стимулирующий эффект эфирного масла апельсина и расслабляющий эффект эфирного масла мяты и чайного дерева на внимание лицеистов. Стимулирующий эффект масла апельсина проявился в повышении тонуса нервной системы, стимуляции психических процессов, умственной и физической работоспособности, улучшении концентрации внимания, чувстве «энергии, эмоционального подъёма». Масло мяты и чайного дерева вызывало эффект расслабления, успокоения.
Заключение
Несомненно, обоняние — самое загадочное и не до конца изученное чувство. Но, если человек научится жить в гармонии с окружающими его запахами, то это, конечно, благотворно повлияет на его физическое и психологическое состояние.
В результате проведённого исследования я сделала вывод, что использование эфирных масел благотворно влияет на организм человека, если они используются в меру и по назначению.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Ароматические вещества оказывают воздействие на организм человека и приводят к изменению психофизических показателей.
Воздействие эфирных масел некоторых растений создаёт благоприятный психологический настрой (бергамот, цитрусовые, роза, жасмин, вербена и т.д).
Растительные ароматические вещества улучшают объем кратковременной памяти и концентрацию внимания (лаванда, полынь, апельсин и лимон).
Наиболее эффективным действием обладают растительные эфирные масла апельсина, которые в большей мере увеличивают объем памяти и сокращают количество ошибок при работе.
Лучшими тонизирующими из исследуемых запахов являются запах апельсина и мяты. Можно с большой долей уверенности сказать, что, даже при таком приблизительном наблюдении видно, что и тонизирующее, и успокаивающее действие запахов имеет различный физиологический механизм. Вероятно, имеет значение и исходное физическое, психологическое состояние человека.
В целях практической реализации материала исследовательской работы мной была разработана памятка по использованию эфирных масел в повседневной деятельности лицеистов (приложение 5).
Список литературных источников
Девис П. Ароматерапия от А до Я / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 672 с.
Здоровьесберегающие технологии в образовании. https://studme.org/349753/pedagogika/otsenka_umstvennoy_rabotosposobnosti
Кирдяшкина Т. А. - Методы исследования внимания. (Практикум по психологии); Учебное пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 199
Лавренова Г.В. Вдыхая дивный аромат: ароматерапия – приятный и лёгкий способ лечения. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2005. – 154, [6] с. – (Здоровье – это просто!).
Леонова Н.С. Ароматерапия для начинающих. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005 – 224 с. – (Для начинающих).
Николаевский В.В. Ароматерапия: Справочник. – М.: Медицина, 2000. – 336 с.
Саков И. В. Натуральная парфюмерия. Всё об ароматерапии: духи и ароматические композиции из природных компонентов. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012. – 159 с. – (Здоровье от Природы).
Приложение 1.
Слова, используемые для проверки слуховой памяти у испытуемых
Вариант 1. Стол, шмель, мёд, рысь, сон, пень, ночь, пух, звон, камень.
Вариант 2. Стол, шмель, мёд, рис, пух, камень, дверь, стекло, горох, рисунок.
Приложение 2.
Корректурная проба. (Анфимов В. Я.)
П Р У О Е Л М Д Я Р Ф Ц О Е Л К Т У Ь Ч Д П Н Е Р Ц К О В Ж Б И Ь П Р А О В Д Ы Ж Ф Х Ц З У Л К Ь И Д С Ж В Х Р Щ П Г В Ц Р М О С Ь Ы Д К Н Ш Л Д З Ж Ф Й К Н И Т В А Н Ч Л П Д Ы Ю У К Д Ж Я Р П Т И Ь Б С Д В Ж Ы Х Ф Щ Ц В П Р В Ь Ы Р Е Т К Ю Е К Л У Д Ы Ж В К Л И О Р Ч Н В Л Ы Щ Ш Е З Х И Б Я Б Ы А Й Ж Й Ж У Ж К Д П Н М Г Ч С Ш Л П Б А Т И О С Р Н Ы О Ф Э Д З Е Р И О М Л В Ы Ж У Ш К Н Е Г И О А В Н Ы Т Ф Я Ь С Д П Ш В Ж Ы Э Ц З М К Д Р И Е Г К Ш В Л К Ш У Щ Ц З Ы Ж В Ю М Б Ч Ы Ж В Д И Л О Е Р И Н К О Ф Р У Л Ц В Ж С Э Я Ъ Ц К Д И О А Д В Э Ы Ж У З И Щ Е Л К Л И Д Ч Э Ы Ж Д И З Щ К З У Ж С Б И Ж Ф Э С Д И Л П О Е Р Ч Л Ч Ж Я Х В К Ж У Ц Д С Ь И Ж В Л П С Ю М Ж А Д В Л Ы О Е Р Н И Г К Ш У Д В Ж К Р Е О А Л В Д Ы Х Е Ж И Ю С Б М Ь У Л П О Ы Г Р О П Л И Г Ч Д У Ж К У М Ф Д Б И Ь П Р А О В Д Ы Ж Ф Х Ц З У Л К Ь И Д С Ж В Х Р Щ П Г В И Б П Р В О А Л Е З И Щ А Н Е Р Р О С Т Ы Л П Р В Л Ы К Л И Э Е Ж Р Д К Ж Р Н И Д В Р И Н С Ы У Ь Е Т И Р А Н К
Приложение 3.
Класс | Группа | 1-ое прочтение | Лишние слова | 2-ое прочтение | Лишние слова | 3-ее прочтение | Лишние слова |
Кол-во слов, % | Кол-во совпадающих позиций, % | Кол-во слов, % | Кол-во совпадающих позиций, % | Кол-во слов, % | Кол-во совпадающих позиций, % |
10 | контроль | 6 (60%) | 4 (40%) | 2 (20%) | 8 (80%) | 4 (40%) | 2 (20%) | 8 (80%) | 5 (50%) | - |
апельсин | 7 (70%) | 4 (40%) | 2 (20%) | 8 (80%) | 5 (50%) | 2 (20%) | 9 (90%) | 7 (70%) | 1 (10%) |
мята/чайн | 7 (70%) | 3 (30%) | 3 (30%) | 8 (80%) | 5 (50%) | 3 (30%) | 8 (80%) | 6 (60%) | 3 (30%) |
11 | контроль | 6 (60%) | 4 (40%) | 1 (10%) | 7 (70%) | 4 (40%) | 1 (10%) | 8 (80%) | 6 (60%) | - |
апельсин | 7 (70%) | 5 (50%) | 1 (10%) | 8 (80%) | 5 (50%) | 1 (10%) | 9 (90%) | 6 (60%) | - |
мята/чайн | 6 (60%) | 3 (30%) | 2 (20%) | 7 (70%) | 4 (40%) | 1 (10%) | 7 (70%) | 5 (50%) | 1 (10%) |
Приложение 4.
Класс/группа | Кол-во опрошенных/ аромат | Количество ошибок | Максимальное количество пропущенных или невыполненных строк | № урока |
«0» | % | «1» | % | «2» | % | «3» и более | % | Кол-во | % от общего кол-ва строк |
10 класс, контрольная группа | 44 | 19 | 44 | 7 | 16 | 3 | 7 | 15 | 33 | 2 | 14% | 4-6 |
10 класс, эксперим. группа | 44/ апельсин | 22 | 50 | 5 | 11 | 4 | 9 | 13 | 30 | 2 | 14% |
44/ мята (чайное дерево) | 4 | 9 | 12 | 27 | 12 | 27 | 16 | 37 | 4 | 28% |
11 класс, контрольная группа | 84 | 14 | 16 | 19 | 23 | 17 | 20 | 34 | 41 | 2 | 14% | 3-6 |
11 класс, эксперим. группа | 84/ апельсин | 39 | 46 | 18 | 21 | 11 | 13 | 16 | 20 | 1 | 7% |
84/ мята (чайное дерево) | 10 | 12 | 26 | 31 | 22 | 26 | 26 | 31 | 3 | 21% |
Приложение 5.
Как применять эфирные масла?
Следует придерживаться двух основных правил.
Во-первых, избегать высокой концентрации аромата. Лицевой нерв Nervus trigeminus, который является предупредительным нервом и отвечает за ощущение боли, чувствителен к повышенной концентрации запахов. Уловив слишком концентрированный аромат, он посылает импульс в мозг, который, в свою очередь, реагирует тревогой через общее состояние тела, что способно помешать вниманию, вызвав головную боль. Таким образом этот нерв предупреждает нас о потенциальной опасности, чувство которой появляется при повышенном содержании какого-либо вещества в воздухе.
Во-вторых, для эффективности метода использования запахов в интеллектуальной работе следует приучить свой мозг к определенному запаху. То есть, в течение определенного времени вдыхать один и тот же аромат каждый раз, когда приступаешь к работе или учебе. В данном случае сработает тот же эффект, что и в случае со знаменитой собакой Павлова, и поэтому не так важно, какой именно аромат будет использоваться: мозг просто будет получать сигнал о том, что сейчас понадобится повышенная интеллектуальная активность. К примеру, каждый раз, когда начинается рабочий процесс, можно использовать один и тот же парфюм, нанося его на рукав одежды. Конечно, лучше не использовать в качестве условного сигнала к работе аромат лаванды и другие расслабляющие запахи — иначе выработавшийся рефлекс вступит в противоречие с непосредственным физиологическим воздействием аромата.
Какие эфирные масла применять?
Название масла | Действие на организм человека |
Апельсин | Обладает антисептическим, дезодорирующим, свойствами. Богат витаминами А,В,С. Снимает нервное перенапряжение и усталость, дарит хорошее настроение и помогает в борьбе с депрессиями, благоприятно воздействует на нервную систему, повышает концентрацию внимания, снижает давление, снижает задержку жидкости в организме, что способствует снижению веса и помогает избавиться от целлюлита, в косметологии используется для повышения упругости кожи, увлажняет ее, улучшает цвет. Эффективное использование в сочетании с маслами герани, шалфея мускатного, лаванды, иланг-иланга и цитрусовых. |
Роза | Эфирные масла розы обладают антисептическим, противовоспалительным и бактерицидным действием. Это природный антидепрессант, благотворно влияет на нервную систему, снимает раздражительность, повышает работоспособность и умственную активность, регенерирует кожу, делает ее более упругой, эластичной, снимает раздражение, шелушение, разглаживает мелкие морщинки, улучшает цвет лица, помогает избавиться от растяжек, заживляет трещинки и ранки. |
Гвоздика | Обладает антисептическим, противовоспалительным, тонизирующим действием, стимулирует иммунную систему, эффективно при заболеваниях органов дыхания, благотворно влияет на нервную систему при переутомлении, улучшает сон. Эффективно в сочетании с маслами лаванды, шалфея мускатного, бергамота, иланг-иланга |
Грейпфрут | Обладает очищающим, тонизирующим, освежающим, антисептическим свойствами, повышает умственную активность и настроение, природный антидепрессант, оказывает бодрящее и освежающее действие на человека. Укрепляет нервную систему, снимает чувство страха, раздражение |
Лаванда | Обладает антисептическим, дезодорирующим, противоожоговым, противовоспалительным свойствами. Эффективно в сочетании с маслами гвоздики, герани, пачули, шалфея мускатного, розмарина, цитрусовых |
Мята | Восстанавливает силы, обладает антисептическим, стимулирующим действием, имеет одновременно и тонизирующее и седативное действие, снимает нервное напряжение, уравновешивает эмоции, уменьшает тревожность и раздражительность, повышает защитные силы организма, способствует укреплению иммунитета. Эффективно в сочетании с лавандовым, бергамотным, эвкалиптовым, цитрусовыми маслами |
Лайм | Обладает антисептическими, антивирусными, бактерицидными, дезинфицирующими, вяжущими, тонизирующими и общеукрепляющими свойствами. Благодаря этим качествам, эфир лайма используют для лечения ОРЗ, усиления работы иммунной системы. |
Бергамот | Используется для снятия тревоги, депрессии, нервного напряжения, охлаждает пыл и просветляет разум, смягчает раздражение и избавляет от чувства угнетённости и безысходности, а в косметологии эфирное масло бергамота используется для комбинированной, жирной кожи. |
Чайное дерево | Обладает антибактериальным, противовирусным, антисептическим, противовоспалительным, противогрибковым действием. Улучшает работу иммунной системы, эффективно для верхних дыхательных путей в период недомогания, способствует заживлению ран и ожогов, улучшая регенерацию тканей, при укусах снимает зуд и раздражение, предотвращает появление перхоти, может вызывать тошноту при индивидуальной непереносимости и действовать угнетающе в больших концентрациях. |
12