СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Тема работы: «Второе рождение: реставрация старинной иконы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке проведено исследование: является ли реставрация старинной иконы её вторым рождением?

Проведён эксперимент по восстановлению иконы и последовательно зафиксированы основные этапы реставрации иконы.

Изучен вопрос о распространении православия и православных икон в нашем регионе - Сибири, из разных источников получена информация о канонах и технологии написания православных икон.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Тема работы: «Второе рождение: реставрация старинной иконы»»


Московский Патриархат

Ханты – Мансийская Епархия

Храм Рождества Христова города Нижневартовска

Частное общеобразовательное учреждение

«ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ В ЧЕСТЬ

КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»

г. НИЖНЕВАРТОВСКА









Исследовательская работа


Тема работы:

«Второе рождение: реставрация старинной иконы»










Автор: Бандурин Григорий Сергеевич

учащийся 6 класса

Руководитель: Шмелева Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

высшая категория



2018 г.




СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………………………1


1.Основная часть


1.1. Практическая часть

1.1.1. История появления иконы в нашей семье.....……………………………………….2

1.1.2. История образа Пресвятой Богородицы.....................................................................3

1.1.3. Эксперимент по реставрации старинной иконы........................................................3

2. Заключение…...…………………………………………………………………………..5

3. Перспектива работы

4. Список литературы...........................................................................................................5

5. Приложение……………………………………………………………………………….6













Введение

Икона в древней Руси играла значительную роль. Сосредоточенное предстояние перед иконой – моленным образом в храме, монашеской келье или личной домашней молельне было исключительно важным в русском Православии. Древнюю Русь называли страной икон.

Иконы постоянно почитались русским человеком, участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией это одновременно знакомство с историческим прошлым России.

У нас в семье в красном углу несколько лет назад стояла старая икона с изображением Богородицы. На иконе были большие повреждения.

Я задумывался о появлении иконы в нашей семье, её происхождении и авторстве. Когда я рассматривал икону, то видел на её потемневшей поверхности множество утрат и потёртостей, а на торцах и боковых сторонах – вбитые гвозди.

Икона вызвала у меня огромный интерес.

У меня появилось много вопросов:

      • Откуда появилась старая икона в нашей семье?

      • Когда она была написана?

      • Кто её автор?

      • Какова история образа?

      • А если икона находится в нашей семье, значит - и я несу ответственность за её сохранение?

        • Но один вопрос интересовал меня больше всего:

Как была продлена жизнь старой иконе?

Я решил провести исследование: является ли реставрация старинной иконы её вторым рождением?

Актуальность выбранной темы: Забытые на долгое время христианские реликвии возвращаются в нашу жизнь. Иконописные священные лики занимают теперь лучшие места в доме. При внимательном рассмотрении оказывается, что очень редко иконы, хранящиеся несколькими поколениями семьи, находятся в хорошем состоянии. Многие годы забвения и хранения в неподходящих условиях накладывают печать разрушения на изображения святых ликов

Гипотеза: Можно предположить, что реставрация является вторым рождением иконы.

Цель исследования: Раскрыть понятие «Технология реставрации икон», познакомиться с инструментами и материалами, применяемыми при реставрации.

Узнать и описать историю появления иконы в нашей семье. Познакомиться с историей образа и его назначением.

Исследовать процесс реставрации иконы и зафиксировать его основные этапы.

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить технологию реставрации икон.

  2. Познакомиться с инструментами реставратора.

  3. Узнать материалы и составы для реставрации икон.

  4. Выяснить: откуда появилась икона в нашей семье, когда и кем была написана?

5. Узнать какова история образа Пресвятой Богородицы?

6. Провести эксперимент по восстановлению иконы и последовательно зафиксировать основные этапы реставрации иконы.

Объект исследования: икона.

Предмет исследования: реставрация иконы.

Были использованы следующие методы:

  • изучение специальной литературы, архивных документов;

  • работа с Интернетом;

  • работа со словарём иконописца;

  • беседа с иконописцем, священником;

  • эксперимент;

  • наблюдение.

Значимость и прикладная ценность работы: исследовать процесс восстановления иконы.

Привлечь внимание к проблеме сохранения памятников культуры и искусства.

Я думаю, что результаты моей работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы на уроках основы православной культуры, в работе библиотеки, в музее.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Практическая часть.


1.1.1. История появления иконы в нашей семье.

У нас в семье в красном углу несколько лет назад стояла старая икона с изображением Богородицы. На иконе были большие повреждения.

Я задумывался о появлении иконы в нашей семье, её происхождении и авторстве. Когда я рассматривал икону, то видел на её потемневшей поверхности множество утрат и потёртостей, а на торцах и боковых сторонах – вбитые гвозди. В нашей семье икона появилась несколько лет назад, когда мы жили в Тобольске. Мама рассказывала, что нам её подарили реставраторы из иконописной мастерской.

Моя мама – реставратор-иконописец. Рассматривая икону, она говорила, что икона написана в XIX веке неизвестным мастером-иконописцем, которых в то время было много на Руси. В каждом населенном пункте был свой художник-иконописец (в деревне их звали богомазами), это были люди достаточно художественно образованные, многие из них получили первоначальное церковное образование, о чем свидетельствует техника написания данной иконы. Но имен их никто не помнит, да это и не главное в иконописи, известны лишь великие мастера, такие как Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Симон Ушаков. На Руси иконописцев было много, ведь в каждом доме была икона, и мастера работали, творили богоугодное дело.

Лицевая сторона иконы была повреждена. Большие утраты имелись внизу: были выпадения красочного слоя, отставания от доски и осыпания в виде твердых, прочных пластинок левкаса.

Мы предположили, что образ Богородицы находился в окладе, оставались следы от гвоздей. Возможно, когда-то гвоздями крепился оклад (металлическая рама с орнаментом, для украшения иконы), который до нашего времени не сохранился.

Оклад мог быть простым: фольга, медь, серебро или вышитый по холсту золотыми и серебряными нитями.

Судя по небольшим размерам иконы (29смх24 см), скорее всего, эта икона была келейной (то есть домашней), а не храмовой.

Возможно её скрывали во времена гражданской войны, мать украдкой благословляла ею сына, уходившего на войну, и молилась пред нею за победу и возвращение домой, ею могли и благословлять молодых на вступление в брак.

Мы сравнили технику написания современной иконы XX-XXI вв. и иконы XIX в. Каноны написания остались традиционными. Но разница состояла в том, что перед этой иконой молилось не одно поколение людей. Прибегали к пресвятой Богородице за утешением в скорбях, за помощью, просили заступничества. Икона «пережила» многие напасти, но волею Божьей дошла до нас, хотя и с утратами.

Но изображение заслуживает самого глубокого уважения: оно написано «с чистою душой и верой в Бога».

Я видел иконы красивые внешне, в серебряных окладах, современные. Но эта икона ближе и дороже, потому что она написана рукой мастера Кто же он был, неизвестный иконописец? Почему мы невольно замолкаем, глядя в печальные, видящие всю нашу душу глаза Богородицы?

Иконописец весь вкладывается в работу. Служение Богу, прославление Его Имени очень ответственно. Но в иконе не должно быть человеческой гордости. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать», – написано в Библии. И вот, по этой благодати происходит одухотворение образа. Образ становится святым. Он – из начала намоленный. Он открывает молящимся «горний» (Высший Небесный) мир.

Думаем, что духовная ценность нашей иконы велика. Икона старинная, ей примерно 200 лет. Пять лет назад мама отреставрировала икону.



1.1.2. История образа Пресвятой Богородицы.


Следующий вопрос, который меня интересовал – образ какой Богоматери изображён на иконе?

На иконе поясное изображение Божьей Матери. Лик Богородицы тесно соприкасается с ликом Богомладенца. Такой тип иконографии Божьей Матери называется «Елеуса» (Милующая) или «Гликофилуса» (Сладколобзающая). Святой Младенец нежно обнимает Мать. Божья Матерь правой рукой придерживает Сына, а левой – указывает на Него. Левая ножка Богомладенца раскрыта от колена.

На иконах Божьей Матери имеется обязательный атрибут – мафорий (покрывало, набрасываемое на голову и окутывающее фигуру), имеющий три «звезды Девства»: одна на лбу и две – на плечах. Звёзды Девства означают то, что Божья Матерь является Девой до Рождества, в Рождестве и после Рождества, т.е. Приснодева (Всегда Дева). На иконе Божьей Матери одна из плечевых звёзд закрыта младенцем.

Нимб (символ духовной славы) Спасителя всегда имеет изображение креста, в память Его крестных страданий. Внутри крестного нимба обозначены древнегреческие буквы ωόΗ, которые означают «Сущий» (имя Бога).

На иконе имеются надписания. В верхней части: МР (Матерь), ѲУ (Божья). Слева от Богомладенца: IC XC (Иисус Христос). Справа от Богородицы надписание – название иконы: Ѳеωдоровскiа Б(д)цы (Феодоровской Богородицы).

Это значит, что на иконе - образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская».


1.1.3. Эксперимент по реставрации старинной иконы

Мама провела реставрацию иконы в конце 2012 года.

Я наблюдал за реставрацией (с латинского «восстановление») иконы. Мы в семье провели фотофиксацию, т.е. фотографировали икону на разных этапах реставрации.

Мне было интересно наблюдать за процессом восстановления иконы. Технология реставрации иконы состояла из нескольких этапов.

1 этап:

Исследование состояния иконы (Фото до реставрации (приложение 1).

Сначала мы исследовали состояние иконы к моменту начала реставрационных работ.

Оборот иконы: Основа состояла из двух сосновых досок, мореных тёмной морилкой. Имелись 2 шпонки врезные, односторонние. Шпонки были утрачены. В верхнем правом углуимелась потёртость. Справа между шпонками 3 нежилых летных отверстия (жук-точильщик). В нижнем левом углу скол (2,8 на 0,5 см). На всей поверхности множество неглубоких царапин, потёртостей, капель и следов белой масляной краски.

Торцы и боковые стороны окрашены морилкой, имели 4 гвоздя, на левой боковой стороне – 5 гвоздей, на правой боковой стороне – 4 гвоздя.

Лицевая сторона: края и углы иконы были потёрты. По верхнему краю: в левом верхнем углу – утрата красочного слоя краски и левкаса (4см на 0,5 см), в центре – утрата красочного слоя и левкаса (3см на 0,3 см).

Множественные мелкие утраты красочного слоя по всей поверхности. Вокруг ликов гвоздевые отверстия (возможно, крепились металлические нимбы). По всему нижнему краю утрата левкаса и красочного слоя (24см на 3,5 см). По нижнему краю слева – трещина в древесине (1 см), справа – трещина (3 см).

Грунт меловой (0,1 см) в местах утрат пожелтевший, загрязнённый. Кракелюры (трещины левкаса и красочного слоя) мелкосетчатые по всей поверхности.

Техника живописного слоя – темпера. Утраты красочного слоя в местах утраты грунта. По всей поверхности потёртости, мелкосетчатые кракелюры, царапины, следы белой краски, загрязнённость.

Покровной слой – олифа (потемневшая и загрязнённая) была утрачена в местах отсутствия красочного слоя.

Вывод 1 этапа:

Исследование состояния иконы: (приложение )

Икона имела многочисленные потери. Вокруг ликов гвоздевые отверстия (возможно, крепились металлические нимбы). По всему нижнему краю была утрата левкаса и красочного слоя. По нижнему краю слева – трещина в древесине (1 см), справа – трещина (3 см). По всей поверхности потёртости, мелкосетчатые кракелюры, царапины, следы белой краски, загрязнённость.

2 этап:

Процесс работы по укреплению иконы. (приложение )

Укрепляемую поверхность мама пропитала спиртом. Нанесла 5% осетровый клей. Для лучшего укрепления – несколько раз. Осторожно приглаживала фторопластовым шпателем. Собрала основу дерева с помощью клея ПВА и опилок.

Вывод 2 этапа: Укрепление

На данном этапе - была восстановлена плотная связка основы (левкаса) и красочного слоя.

3 этап: Процесс раскрытия иконы (приложение 2)

В процессе раскрытия иконы: специальным растворителем было проведено снятие верхнего загрязнённого потемневшего слоя.

Проведено пробное раскрытие лицевой стороны подобранным растворителем: спирт, с помощью ватных палочек и скальпеля.

Проведено половинное раскрытие.

Проведено полное раскрытие.

Вывод 3 этапа: Раскрытие иконы

В процессе раскрытия иконы было проведено снятие верхнего загрязнённого потемневшего слоя.

4 этап: Процесс подведения левкаса (приложение 3, 4).

Была проведена зачистка древесины наждачной бумагой, нанесение насечек острым предметом.

Удаление «больного» левкаса (скальпелем).

Пропитка осетровым клеем с помощью кисти.

Приготовление грунта – 7-8% левкаса. Первый слой был наносён кистью, последующие – мастехином.

Затем проведено выравнивание левкаса.

Вывод 4 этапа: Процесс подведения левкаса

Был нанесён левкас (меловая основа) на доску иконы в местах его утраты.

5 этап: Процесс тонировки иконы (приложение 5).

Выполнено было тонирование акварелью, темперой. Использование яичной эмульсии.

Покрытие олифой после просыхания.

Вывод 5 этапа: Тонировка иконы. Фото после реставрации (приложение..)

Проведено тонирование — нанесение красочного слоя на новый левкас.

После проведения реставрации нашей семейной иконы я сравнил фото до восстановления и после. На иконе устранены множественные потери и утраты. Икона приобрела обновлённый вид, она стала светлой, как бы сияющей.


2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что я подтвердил свою гипотезу: реставрация является вторым рождением иконы.

  1. Изучил технологию и этапы реставрации икон.

  2. Познакомился с инструментами реставратора.

  3. Узнал материалы и составы для реставрации икон.

  4. Я узнал, что икону нашей семье подарили реставраторы из иконописной мастерской города Тобольска, установил, что икона была написана в XIX веке, ей около 200 лет, и предположил: кто её автор.

  5. Узнал историю чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Феодоровская.

  6. Провели эксперимент по реставрации иконы, и последовательно зафиксировали основные этапы возрождения иконы.

3. Перспектива работы в этом направлении

В дальнейшем я хочу познакомиться с окладами икон: их видами и материалами, из которых они изготовляются. Оклады - это украшения, закрепленные поверх живописи иконы.


  1. Литература:

  1. Баженов И. В. Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме // Вестник археологии и истории/ — СПб., 1909. — В. XIX. — С. 187—260.

  2. Покровский Н.Н. Русская Православная Церковь в освоении Сибири // электронный журнал «Сибирская Заимка», №6, 2001г.

  3. Православие. Полная энциклопедия. М. «ЭКСМО». СПб. «Сова». 2003.

  4. Рассказы о русских святых / Под ред. А.Н.Печерской. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 80 с.: ил.

  5. Филатов В. В. Ф 51 «Реставрация настенной масляной живописи»/ Предисл. Г. К. Вагнера. — М.: «Изобразительное искусство»,1995.-248 с.

  6. Филатов В. В., Камчатнова Ю. Б. Ф51 «Наименование и надписи на иконных изображениях: Справочник для иконописцев.» Издание 3-е. — М.:ПРО-ПРЕСС,2009.-352 с.

  1. tthp://www.abc-people.com/event/crush.php#010 – Православный церковный календарь.

  2. http://www.pravmir.ru – православный информационный сайт «Православный мир»

Приложение


1 этап: Вид иконы до реставрации: исследование состояния

иконы (приложение 1)

2 этап: Процесс работы по укреплению иконы (приложение 2)

3 этап: Процесс раскрытия (очистки) иконы

(проведено половинное раскрытие) (приложение 3)


3 этап: Процесс раскрытия (очистки) иконы

(проведено полное раскрытие) (приложение 4)























4 этап: процесс подведения левкаса: Нанесение левкаса(специального подготовленного
слоя) на утраченный участок (приложение 5)


4 этап: процесс подведения левкаса: Нанесение левкаса(специального подготовленного
слоя) на утраченный участок (приложение 6)































5 этап: процесс тонировки иконы

(Проведено тонирование - нанесение красочного слоя на новый левкас).


0