Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Торопецкий колледж»
Исследовательская работа
Тема: Роль заведений начального и среднего профессионального образования в подготовке кадров для промышленности и сельского хозяйства города Торопца и Торопецкого района.
Авторы: Романовская Влада
Харинская Софья
Кириллова Любовь
Руководители: Гапонова Светлана Ильинична, преподаватель
Г. Торопец 2015г.
Содержание
| | Введение | 3 |
| | Теоретическое исследование | 4 |
1. | | Учебные заведения начального и среднего профессионального образования, существовавшие на территории города с 1814 по 2014 гг. | 4 |
| 1.1 | Училища города Торопца | 4 |
| 1.2 | Техникумы и колледж города Торопца | 8 |
2. | | Требования, предъявляемые современным производством к выпускникам учебных заведений профессионального образования | 9 |
3 | | Аналитическое исследование | 11 |
| 3.1 | Распределение рабочей силы на территории района до 1991 года | 11 |
| 3.2 | Распределение рабочей силы на территории района после 1991 года | 16 |
| 3.3 | Необходимость выпускников НПО и СПО на рынках труда города Торопца и торопецкого района | 16 |
| | Итоги исследования | 17 |
| | Заключение | 18 |
| | Приложения | 19 |
Введение.
В настоящее время происходит реформирование образования в России. Глобальные изменения происходят как в школьном, так и в профессиональном образовании. Для профессионального образования города Торопца характерно то, что его реформирование происходит с начала столетья.
Проблема: Возможно, что если мы сможем проследить основные закономерности характерные для изменения в профессиональном образовании города, то мы сможем спрогнозировать, что будет с ним в будущем.
Задачи:
1.Проследить историю возникновения и функционирования учебных заведений начального и профессионального образования г Торопца с 1814 по2014гг.
2.Изучить требования, предъявляемые современным производством к выпускникам учебных заведений профессионального образования.
3. Рассмотреть распределение рабочей силы на территории района.
4. Изучить необходимость выпускников НПО и СПО на рынке труда города Торопца и Торопецкого района.
Теоретическое исследование
1Учебные заведения начального и среднего профессионального образования, существовавшие на территории города с 1814 по 2014 год
1.1Училища г. Торопца
Духовные училища
Корсунско-Богородицкий Собор
Историю учебных заведений города Торопца следует вести от православных традиций. В 1814 году в городе Торопце было открыто 1-е Приходское городское мужское училище. Попечителем его с 17 апреля 1901 года была жена почётного гражданина Торопца Екатерина Степановна Шерапова. Образование она получила в Рижской Ломоносовской гимназии. Приложение 1
Первоначально училище было призвано облагораживать нравы молодых торопецких граждан, поддерживать традиционные для русских православных людей нравственные традиции.
Законоучителем в училище в это время был священник Корсунско-Богородицкого Собора г Торопца, Симеон Александрович Троицкий, окончивший курс в Псковской духовной семинарии в 1900 году.
Далее, в 1904 году, было открыто Приходское министерское училище. Попечителем его являлся потомственный почётный гражданин Владимир Александрович Шарапов. Законоучителем в нём служил священник Богоявленской Церкви Иоанн Васильевич Бесребренников, который также окончил курс Псковской духовной семинарии в 1900 году. В сан священника Иван Васильевич был рукоположен 19 декабря 1904 года.
Богоявленская церковь
В «Списках лиц, состоящих на службе в Петербургском учебном округе за 1915 год.» указано, что в Торопце 17 октября 1908 года было открыто Торопецкое реальное училище.
Открытие училищ в новом веке было вызвано теперь уже не просто руководством «облагораживать нравы», но, главным образом, бурным развитием капитализма в стране на рубеже 19-20 веков. Открывшиеся фабрики и заводы нуждались в квалифицированных специалистах. Вот и торопецкие реальные училища готовили юношей для поступления в специализированные высшие учебные заведения. Училища давали такие знания выпускникам, которые предоставляли им возможность поступить в высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга.
После Великой Октябрьской революции приходские и реальное училища были упразднены.
Педагогическое училище
Произошедшая в стране революция изменила как экономическую систему, так и систему образования. Существующие фабрики и заводы были закрыты и разграблены, большинство учебных заведений закрыто.
После восстановления разрухи, вызванной Гражданской войной, насущной задачей для страны стала ликвидация всеобщей неграмотности населения. Такая же задача стояла и перед торопчанами. В 1931 году в городе было основано педагогическое училище. За 35 лет своего существования училище подготовило и выпустило более 4 тысяч специалистов народного образования, которые приобщали торопчан к культуре и распространяли грамотность среди населения. Это училище воспитало многих знаменитых людей. Среди них Л. А. Егиоя, учитель неполной средней школы Торопца, а также В. С. Панин, впоследствии доцент кафедры теории и практики воспитания Тверского областного института усовершенствования учителей. Приложение 2.
Педагогическое училище просуществовало до 1 августа 1956 года.
Педагогическое училище. Ул. Карла Маркса, 59
Фельдшерско-акушерская школа
В военные годы была создана торопецкая фельдшерско-акушерская школа для скорейшей подготовки врачей для нужд Великолукской области, она честно и добросовестно выполняла свою задачу. За время существования из стен ТФАШ вышло 900 медработников, которые с течением времени выросли в крупнейших специалистов своего дела, очень многие из них состоялись как заметные яркие личности. Приложение 3
Торговое кооперативное училище
Развивающемуся сельскому хозяйству и промышленности требовались кадры и в 1948 году на территории города открылось Торговое кооперативное училище. Первоначально оно располагалось по адресу: ул. Комсомольская д. 38.
Учидище готовило специалистов, в которых остро нуждалось производство,- это работники торговли. заготовители, инструкторы-ревизоры, бухгалтеры
Таблица 1.
Отделения торгового кооперативного училища с1948 по1955 годы.
Название отделения | 1948 | 1948- 1949 | 1949 -1950 | 1950- 1951 | 1951- 1952 | 1952- 1953 | 1953- 1954 | 1954-1955 |
Заготовительное | 21 | 16 | - | - | - | - | 16 | 30 |
Торговля | 46 | 28 | 46 | 59 | 78 | 54 | 31 | 25 |
Бухгалтерское | 30 | 31 | - | 63 | 31 | 32 | 33 | 31 |
Инструкторско- ревизорское | | | 29 | - | - | 29 | 30 | 33 |
Торговое кооперативное училище. Ул.Комсомольская, 38
Училище расширялось. и ему передали здание по адресу: ул. Октябрьская д
С 1955 года училище осваивает профессию «Кулинар»
Отделения торгового кооперативного училища с1955 по1969 годы.
Название отделения | 1955- 1956 | 1956- 1957 | 1957- 1958 | 1958- 1959 | 1961- 1962 | 1962- 1963 | 1963- 1964 | 1967-1968 | 1968-1969 |
Торговля | 58 | 87 | 89 | 114 | 94 | 143 | 129 | 95 | 83 |
Кулинарное | 33 | 63 | 58 | 59 | 23 | 24 | 30 | 116 | 11 |
Бухгалтерское | 28 | 30 | 27 | 31 | 28 | 31 | 32 | 37 | |
Торговое кооперативное училище. Ул. Октябрьская, 74
С 1973 года в училище осваивают профессии «Кондитер», «Кассир-контролёр», «Инвентаризатор».
Отделения торгового кооперативного училища с1968 по1977 годы.
Название отделения | 1968 1969 | 1969 1970 | 1970 1971 | 1971 1972 | 1972 1973 | 1973 1974 | 1974 1975 | 1975 1976 | 1976 1977 |
Торговля | 83 | 81 | 73 | 97 | 87 | 73 | 71 | 65 | 40 |
Кулинария (повар, Кондитер) | 111 | 107 | 83 | 169 | 185 | - | - | - | - |
Бухгалтерское | 27 | 28 | 32 | - | - | - | - | - | - |
Инвентаризационное | 31 | 30 | 31 | 30 | 33 | 31 | 31 | 35 | 31 |
Кулинария(повар) | - | - | - | - | | 115 | 89 | 143 | 166 |
Кондитерское | - | - | - | - | - | 92 | 149 | 88 | 54 |
Кассир-контролёр | - | - | - | - | 25 | 22 | 32 | 32 | 30 |
Профессиональное училище №1
1 сентября 1972 года для учащихся распахнулись двери филиала Нелидовского ГПТУ №20 в г Торопце по адресу: ул.Карла Маркса д 49. Обучение велось по специальностям: столяр, тракторист, водитель . Затем училище было передано в ведение Западнодвинского среднего профтехучилища №46 . На основании приказа №78 от 15.03.88г Областного управления филиал был реорганизован в среднее профессионально-техническое училище №1 (СПТУ №1) г Торопца.
На основании приказа Областного управления №19 от 17.02.90г. среднее профессионально-техническое училище №1 (СПТУ №1) г.Торопца реорганизовано в профессионально-техническое училище №1 (ПТУ №1)г.Торопца.
На основании приказа №62 от 16.05.95г. Управления профессионального образования УНО Администрации Тверской области профессионально-технические училища (ПТУ) переименованы в профессиональные училища (ПУ).
На основании приказа №134 от 11.03.05г. Департамент Образования Тверской области ПУ №1 г. Торопца реорганизовано в ГОУ НПО ПУ №1 г.Торопец.
На основании приказа №53в от 23.08.2011г. ГОУ НПО ПУ №1 г. Торопец переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №1» (ГБОУ НПО ПУ №1).
На основании распоряжения от 07.06.2012 №314-рп Правительства Тверской области государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №1» (ГБОУ НПО ПУ №1), реорганизовано в форме слияния, в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ГБОУ СПО «Торопецкий техникум».
1.2 Техникумы и колледж г. Торопца
На территории города функционировал Лесной техникум, Сельскохозяйственная школа для подготовки председателей колхозов. 30 октября 1956 года приказом за №298 по Великолукскому областному управлению сельского хозяйства Торопецкий лесной техникум и Сельскохозяйственная школа были реорганизованы в Торопецкий сельскохозяйственный техникум. Во вновь образовавшееся учебное заведение перешли 9 групп лесоводов, 2 группы бухгалтеров.
Лесной техникум, ул. Ленина, 13.
В это время бухгалтерский учёт, экономика и планирование были важнейшими учебными дисциплинами. В 1995 году с учётом требований рынка открыта новая специальность «менеджмент» по подготовке техников-менеджеров.
ГБПОУ Торопецкий колледж, ул. Октябрьская, 66
С 2012 года техникум готовит специалистов в области гостиничного хозяйства.
После слияния Торопецкого Профессионального училища №1 и сельскохозяйственного техникума в Торопецкий техникум, вновь образовавшееся учреждение стало единственным в городе учебным образовательным заведением, осуществляющим подготовку кадров среднего звена для предприятий города и района. В 2014 году Торопецкий техникум был переименован в Торопецкий колледж.
2 Требования, предъявляемые современным производством к выпускникам учебных заведений
Бурно развивающаяся научно-техническая революция вызывает огромные изменения в экономике. Внедрение в неё электроники, компьютеров, гибких автоматизированных систем и других новшеств значительно повысило её общий научно-технический уровень. В новых условиях роль человека-работника в производстве принципиально меняется. Он перестаёт быть механическим исполнителем «при машине» и становится главным звеном в технологическом процессе - его контролёром и регулировщиком.
Это обуславливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая, всесторонняя и идущая в ногу со временем образованность, профессионализм и компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях. Формирование работников нового типа в масштабах страны – процесс сложный и длительный.
В этих условиях на первое место при трудоустройстве и в самом процессе труда выходит оценка людей по их личным способностям. Образовательная и профессиональная подготовка современных кадров ведётся на основе опережающего широкопрофильного и непрерывного обучения. Это значит, что новые техника и технология должны появляться в учебных аудиториях раньше, чем на заводах, а повышение и корректировка квалификации работников ведутся постоянно, вместе с развитием НТП. Сегодня наступает время особого, развивающего инновационного обучения. Оно нацеливает нас не на простое воспроизведение уже известного, а на самостоятельный творческий поиск новых, всё более эффективных решений, на готовность к продуктивным достижениям. Для этого необходимы развитый интеллект учащихся и хорошие творческие способности, высокий уровень знаний, широкая эрудиция и профессионализм, склонность к усердной работе и ответственное отношение к ней.
По мнению западных аналитиков, в передовых обществах всё более утверждается так называемая «мериократия» (власть личных заслуг), при которой соискателя рабочего места берут на работу в зависимости от его собственных достижений, а не благодаря связям «с начальством». «Каждого человека надо ценить по делам,- подчёркивал один из крупнейших работодателей 20 века Генри Форд,- чтобы масштаб его жизни находился в должном соотношении с заслугами, которые он оказывает обществу».
В свою очередь, интеллектуализация труда проявляется в том, что труд приобретает всё более умственный, аналитический, творческий характер, что человек, как говорится, больше работает головой, а не руками, имеет дело с большими потоками информации и управляет сложной техникой, а то и целыми системами машин.
Процесс гуманизации производства обозначает как бы его «очеловечивание», подстройку к запросам работников. Это предполагает усиление внимания к «человеческому элементу» (Форд) и выполнение рекомендаций эргономики (наука, изучающая трудовые процессы) по облегчению и оздоровлению условий труда, по рационализации и технизации трудовых операций, по повышению самостоятельности и творчества работников.
Форд подчёркивает, что улучшение условий труда обычно приносит с собой и снижение издержек производства. «Приличные условия труда и доходность, - говорит бизнесмен, - фактически тесно связаны между собой». Недаром сегодня всё чаще бывает, что люди работают в наиболее благотворных условиях – дома, что рабочее место в цехе оборудуется «по вкусу» его хозяина, а рядом с машинами благоухают зелень, цветы… Как следствие – растут привлекательность труда и его эффективность.
Наконец, демократизация производства осуществляется через участие работников в акционерном капитале своей фирмы, в управлении ею, в распределении полученных доходов, через гласность в вопросах финансового положения и социально-экономических перспектив предприятия, через утверждение в производстве «товарищеского отношения людей между собой».
Важность гуманизации и демократизации в экономике «благомыслящие работодатели» (Форд) и учёные осознали давно. В Европе эти прогрессивные идеи выдвинул английский экономист Артур Пигу (1877-1959). А в США на рубеже 20-30-х годов 20 века группа социологов и психологов разработала и экспериментально подкрепила так называемую теорию «человеческих отношений». Согласно ей в центре любой производственной системы должен стоять человек-работник и с ним надо обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».
Для повышения хозяйственной эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение имеют и психосоциальные факторы, связанные с духовным настроением и отношением людей в трудовом коллективе. Среди таких факторов – сплочённость работников в их рабочей группе, благоприятный моральный климат в ней, хорошие взаимоотношения с руководством, учёт интересов каждого работника, удовлетворённость его своим трудом и т. п.
Значит, управляя производством, необходимо заботиться о работниках, создавать в отношениях между ними атмосферу взаимопонимания и гармонии, дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным, развивать демократический стиль руководства (гласность, информированность людей, их взаимное доверие, сотрудничество, совместное принятие решений).
3. Аналитические исследования
3.1 Распределение рабочей силы на территории района до 1941 года
До 1941 года Торопецкий район относился к сельскохозяйственным районам. На долю сельского населения приходилось 75% . В послевоенные годы в Торопце были открыты промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, такие как мясокомбинат, масло-сыр завод, мебельная фабрика. На основе выпускаемой продукции развивалась торговля и, как следствие, автотранспортное хозяйство, дорожное строительство, но, тем не менее, основная часть населения работала в сфере сельского хозяйства. Соотношение числа рабочих, занятых в сельском хозяйстве ,к числу рабочих, занятых в промышленности ,мы видим на диаграмме 1.
Диаграмма 1

3.2 Распределение рабочей силы на территории района после 1991 года
Ситуация распределения рабочей силы изменилась после 1991 года.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Тверской
области рассмотрим таблицы 1, 2, 3.
Производство и отгрузка сельскохозяйственной
продукции хозяйствами Торопецкого района
Тверской области
в 2012 году
таблица 1 Поголовье скота и птицы на конец 2012 года крупный рогатый скот голов
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 1296 | 545 | 9 | 1850 |
коровы
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 698 | 507 | 7 | 1212 |
свиньи
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 273 | 390 | 2 | 665 |
овцы и козы | Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | - | 856 | 17 | 873 |
птица | Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | - | 9197 | 90 | 9287 |
лошади
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 19 | 72 | 1 | 92 |
Производство скота и птицы на убой в живом весе
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 1935 | 2490 | 122,1 | 4547,1 |
Производство крупного рогатого скота на убой в живом весе
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 1448 | 1336 | 51 | 2835 |
Производство свиней на убой в живом весе
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 483 | 727 | 64 | 1274 |
Производство овец и коз на убой в живом весе
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | - | 299 | 7,1 | 306,1 |
Производство птицы на убой в живом весе
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | - | 65 | - | 65 |
Производство лошадей на убой в живом весе
| Сельско- хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 4 | 50 | - | 54 |
Производство кроликов на убой в живом весе
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | - | 13 | - | 13 |
Производство молока коровьего
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 15087 | 23976 | 826 | 39889 |
Производство молока козьего | Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | - | 1014 | 9 | 1023 |
Производство молока всех видов | Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | 15087 | 24990 | 835 | 40912 |
Производство яиц всех видов тыс. штук
| Сельско-хозяйственные организации | Хозяйства населения | Крестьянские хозяйства | Хозяйства всех категорий |
Торопецкий | - | 2064 | 16,3 | 2080,3 |
ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
в 2012 году
(по крупным и средним организациям)
в действующих ценах
| Оборот розничной торговли, тысяч рублей | Оборот общественного питания, тысяч рублей |
Торопецкий | 273112 | 30 |
Таблица2
ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ, ВКЛЮЧАЯ НАПИТКИ, И ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
в 2012 году
(по крупным и средним организациям)
в действующих ценах
| Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия, тысяч рублей | из них: алкогольные напитки и пиво, тысяч рублей |
Торопецкий | 166700 | 12816 |
ОБЪЕМ ОТГРУЖЕННЫХ ТОВАРОВ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И УСЛУГ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ
по виду экономической деятельности
«ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА»
(по крупным и средним предприятиям)
в 2012 году
| Отчетный период | в т.ч. отчетный месяц |
тыс. рублей | в % к 2011г. | тыс. рублей | в % к предыду-щему месяцу 2012г. | в % к соотв. месяцу 2011г. |
Торопецкий | 3429227 | 112.8 | 288131 | 101.4 | 101.1 |
Таблица 3
ОБЪЕМ ОТГРУЖЕННЫХ ТОВАРОВ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И УСЛУГ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ
по виду экономической деятельности
«ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ВОДЫ»
(по крупным и средним предприятиям)
в 2012 году
| Отчетный период | в т.ч. отчетный месяц |
тыс. рублей | в % к 2011г. | тыс. рублей | в % к предыду-щему месяцу 2012г. | в % к соотв. месяцу 2011г. |
Торопецкий | 47919 | 81.5 | 5486 | 114.9 | 144.4 |
Анализируя данные, мы можем сказать, что к 2012 году отношение рабочих, занятых в сельском хозяйстве, к рабочим, занятым в промышленности, изменилось. Это соотношение мы видим на диаграмме 2
Диаграмма 2

Одна треть городского населения занята в химической промышленности на предприятиях ООО «Мегапласт», АО «Метапласт», Гекса нетканые материалы.
3.3Востребованность выпускников НПО и СПО на рынке труда города Торопца и Торопецкого района
По данным федеральной службы статистики 31% выпускников начального и 18 % выпускников среднего профессионального трудоустроены после окончания учебного заведения.
Специалисты как начального профессионального образования по профессиям «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Повар- кондитер», так и специалисты среднего звена по специальностям «Бухгалтер», «Менеджер», «Администратор гостиничного хозяйства» востребованы на предприятиях города Торопца, таких как АО «Торопецкая швейная фабрика», Торопецкий лесхоз, ДРСУ, АО «Торопецкий леспромхоз», ЗАО «Торопецдорстрой», Водоканал, МУП, АО «Литейно-механический завод», Обувная фабрика, «Потенциал» и на многихдругих.
Итоги исследования
За прошедшие последние 200 лет в городе Торопце были открыты, функционировали, а затем расформированы многие учебные заведения начального и среднего профессионального образования.
Развивающаяся научно-техническая революция вызывает огромные изменения в экономике. Закрываются старые нерентабельные предприятия, открываются новые - высокоэффективные, требующие специалистов-профессионалов. Это обуславливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая, всесторонняя и идущая в ногу со временем образованность, профессионализм и компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.
Образовательная и профессиональная подготовка современных кадров ведётся на основе опережающего, широкопрофильного и непрерывного обучения. Это значит, что новые техника и технология должны появляться в учебных аудиториях раньше, чем на заводах, а повышение и корректировка квалификации работников ведутся постоянно вместе с развитием НТП. Сегодня наступает время особого, развивающего, инновационного обучения. Оно нацеливает нас не на простое воспроизведение уже известного, а на самостоятельный, творческий поиск новых, всё более эффективных решений. Для этого необходимы развитый интеллект и хорошие творческие способности, высокий уровень и новизна знаний, широкая эрудиция и профессионализм, склонность к усердной работе и ответственное отношение к ней.
В современной развитой рыночной экономике свои способности человек может развивать по двум направлениям: либо как предприниматель, который ведёт своё собственное дело (бизнес), либо как наёмный работник у предпринимателя (бизнесмена). Особым человеческим ресурсом в производстве служат предпринимательские способности. Они заключаются в способности генерировать оригинальные новаторские идеи, в его умении и готовности организовать бизнес или любое новое дело, принимая на себя связанные с ним затраты, риск, ответственность.
Современное растущее и сверхсложное производство требует постоянного обновления, поисков инвестиций, творческого энтузиазма и предприимчивости, высокопрофессионального, мудрого и гибкого управления. Это значит, что бизнесмены и менеджеры становятся моторами экономики. Благодаря им она совершенствуется, расширяется и идёт вперёд, создавая новые рабочие места, источники доходов и делая более зажиточным всё общество.
Макс Вебер разделяет два типа деловых людей: рациональный (разумный) и иррациональный (неразумный).
Первый тип представляют собой «промышленно-продуктивные» бизнесмены-труженики, нацеленные на длительную кропотливую деятельность в реальной экономике, где деньги зарабатываются на производстве новой продукции и путём честного, методичного, усердного труда.
Второй тип – это «торговый человек». Он действует в сфере оборота готовых товаров, финансов, ценных бумаг, больше ориентируется на быстрое перераспределение денег в свою пользу, чем на создание новых продуктов. ё
Заключение
Коммунистическая пропаганда в СССР десятилетиями навязывала обществу карикатурный образ капиталиста-предпринимателя - в виде пухлого сибарита с дорогой сигарой в зубах и ножницами для «стрижки купонов». В том же огульно отрицательном, пренебрежительном духе высказывались подчас и некоторые советские литераторы. »Капитал – его препохабие», читаем, к примеру, у Владимира Маяковского.
Но на самом деле, способностью к организации бизнеса обладает далеко не каждый. Подлинного предпринимателя отличает трудолюбие, инициативность, новаторство, творческий дух, деловая хватка, расчётливость, умение общаться с людьми, способность убеждать, воодушевлять их и вести за собой, уважение и доброжелательность к окружающим («Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заводить лавку»,- гласит китайская пословица). По наблюдению Пушкина, «заботливый купец» - это не только «дитя расчета», но и «дитя отваги»,- значит, настоящий предприниматель должен быть смел и решителен.
Обычно предприниматель не только основатель, организатор, идейный вдохновитель и движущая сила производства, а и владелец (совладелец) предприятия, собственник своего капитала, то есть капиталист. Часто, особенно в малом бизнесе, он одновременно управляет и своей хозяйственной деятельностью.
Вместе с тем в крупных фирмах для профессионального руководства и управления бизнесом (менеджмента) используются также наёмные специалисты с управленческими способностями (менеджеры) – люди с необходимыми знаниями, опытом, умениями. Понятия «предприниматель» и «менеджер» близки, но всё же различны. Если предприниматель – это автор новых идей, готовый для их осуществления «недосыпать» и рисковать своими собственными средствами, то менеджер – исполнитель авторских замыслов, компетентно управляющий за плату их проведением в жизнь. Именно такие кадры и должно готовить Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Торопецкий техникум».
Список использованной литературы
1 Щукин И. История Корсунско-Богородицкого собора. Изд-во «Торопец»
2 Кулаков Л.М. Основы экономической теории
Приложение 1.
Географический указатель
№ | Название | Ссылки на карты | Координаты |
| Корсунско-Богородицкий собор | http://sasgis.org/ | 31,643611° 56,490349° |
| Богоявленская церковь | http://sasgis.org/ | 31,643847° 56,492123° |
| Педагогическое училище | http://sasgis.org/ | 31,634762° 56,496088° |
| Торговое кооперативное училище | http://sasgis.org/ | 31,643878° 56,485183° |
| Лесной техникум | http://sasgis.org/ | 31,646442° 56,498311° |
| Торопецкий колледж | http://sasgis.org/ | 31,641837° 56,497946° |
19