Комитет образования и науки Курской области
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района
Курской области
Областной конкурс краеведческих работ обучающихся
«Отечество»
Номинация
«Культурное наследие»
Тема работы
«Ткачество»
Подготовила:
Шевякина Евгения, обучающаяся 6-го класса МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Руководитель: Петина Анна Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
2021 г.
Содержание
I. Введение. 2-3
II. 1. Ткачество на примере вытканных работ жительницами
села Сторожевое 3
2.Ткацкий стан. Подготовка к работе 4
3. Домотканые рушники 6
4. Самотканые ковры и половики (дорожки) 9
5. Самотканые пояса 10
III. Заключение 11
IV Список источников и используемой литературы 12
Приложение. 13-17
I. Введение.
В современном обществе существует немало проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Большое внимание уделяется в наши дни задаче формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций народов, их самобытности, духовных богатств.
Необычайно богат и разнообразен мир художественного творчества человека, который своё стремление к прекрасному отражал и в материальной деятельности, связан он, прежде всего, с созданием предметов быта. Особенности жизни народа, местные, национальные условия и традиции определили специфику художественной деятельности человека, выразились в складывании и развитии определенных художественных промыслов.
В народном творчестве отражается трудовая деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры.
Такое проявление творчества народа, является отражением его нравственности, духовности. Мы не всегда имеем возможность изучать богатейшие традиции и опыт культурно-исторического наследия прошлого нашей страны, нашего народа.
Постепенно утрачивается неповторимость и самобытность народа. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские традиции.
Формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов - одна из важных задач нынешнего поколения.
Многое уходит из нашей жизни, остается в прошлом. Но, оказывается, в этом забытом много полезного, умного, доброго. Я хочу рассказать о наследии нашего села и представить вам творческую работу «Ткачество».
Предмет исследования: традиции и техника ткачества в селе Сторожевое.
Объект исследования – ткацкое искусство сторожевских рукодельниц.
Цель: Приобщение к национальным традициям, воспитание уважения к народному творчеству и развитие интереса к нему.
Методы исследования: 1) анализ литературы (справочной, исторической); 2) сравнение материалов школьного краеведческого музея и материалов справочной литературы; 3) интервьюирование старожилов села.
В ходе выполнения данного исследования я старалась выполнить применительно к цели исследования следующие Задачи:
1.Познакомиться с ткачеством в нашем селе.
2.Последствием изучения работы на ткацком станке сформулировать представление о нем, как элементе традиционной культуры русского народа, его культурных ценностей.
3.Получить знания о рушнике, половике, поясе и об их назначении.
4.Воспитать патриотические чувства, чувства гордости за богатую национальную культуру малой Родины, интерес к истории России.
Гипотеза: Нам, новому поколению, очень полезно знать о творческом наследии наших предков. Эти работы призовут подумать о быте, нравах. Смогут рассказать многое о историческом прошлом нашего села, о трудовой деятельности, общественном и бытовом укладе наших предков.
Актуальность исследования: Сбережение уникальных народных ремесел, которые определяют аутентичность курского края, нашего села, сегодня всецело зависит от энтузиазма людей, посвятивших этому свою жизнь. Хочется пожелать им главного – пусть не прервется нить времен, а традиции ковроткачества сохранятся на долгие годы.
1.Ткачество на примере вытканных работ жительницами села Сторожевое.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим…
В. С. Шефнер
Наше село называется Сторожевое. Располагается оно в живописной местности Большесолдатского района Курской области со своей самобытной культурой, своеобразным неповторимым бытом, ремёслами, песенным творчеством - все это бережно сохраняется и передается из поколения в поколение.
Издавна наши предки использовали в быту домашние ткани, выполненные вручную на ткацком стане, изобретенном в глубокой древности. Ткани широко использовались, прежде всего, для пошива одежды.
Особое значение в традициях жителей нашего села занимали самотканые пояса, домотканые рушники, половики, ковры и попоны, вытканные на станке. Ткачество с древнейших времен соотносили с процессом творения - создания мира из первоэлементов. Ручное ткачество - старинное рукоделие. С древних времен в России им занимались повсеместно, и было оно исконно женской работой. Ткачество было неотъемлемой составляющей жизни. Ткали полотно, из которого изготовляли одежду: мужские рубахи, портки, женские длинные рубахи, сарафаны-сукни, онучи, пояса; декорирующие элементы для оформления жилища: рушники, коврики, настольники, необходимые в повседневной жизни теплые половики, дерюжки, подстилки.
Ткани для рубах, рушников и скатертей («настольников») изготавливали как в технике простого ткачества «на двух нитах», так и в усложнённой технике «в пять нитов», которая позволяла делать на холсте выпуклые узоры. Поверх белой ткани прокладывались геометрические орнаменты цветными нитками (чаще всего мулине). Такие узоры получались односторонними, видны только на лицевой стороне. В этой технике выполнялись праздничные рубахи (Приложение №1), скатерти и рушники. (Приложение №2)
Тканые изделия в нашем селе оставались самодельными до середины XX века, поэтому ткачество было необходимым ремеслом каждой женщины. Местная ткачиха-жительница нашего села Бобровская Варвара Павловна (Приложение №3), нам рассказывала: «Обучение прядению и ткачеству начиналось с детского возраста: с семи лет начинали прясть пряжу, с девяти лет девочки уже ткали холсты простого полотняного переплетения «на двух нитах».
Полотно изготавливали в основном из конопли. Работы по обработке конопли производились после ее выдергивания: летом, после цветения, дергали замашки (мужские растения), а осенью, после созревания семян, – пеньку (женские растения). Для изготовления одежды использовали только замашки.
Растения проходили длительную обработку всю осень: их вымачивали в воде, затем сушили, мяли, трепали, чесали на гребне. Пряли всю зиму, а после масленицы устанавливали в доме ткацкий стан и ткали в течение Великого поста. Полотно для одежды отбеливали и хранили скатанным в рулоны.»
Кроме конопляных волокон для изготовления полотна применяли и другие материалы: лен, покупные хлопчатобумажные нити.
Различные виды ручного ткачества позволяют создавать вещи, непохожие друг на друга и использующиеся в разных целях. Можно, например, сделать половик или сплести необычный пояс.
2.Ткацкий стан. Подготовка к работе.
Самое сложное в работе ткачихи – заправить стан. Для заправки ткацкого стана надо подготовить нити основы и утка. Основа – продольные нити ткани, их длину измеряли «стенками», так как долгое время основу подготавливали, наматывая на колышки, вбитые во внутреннюю стену дома. Сейчас для наматывания основы (снования) –– используют деревянную раму с колышками, которую называют – сновли, а измеряют по-прежнему «стенкой». Нити навиваются на раму в определенном порядке. На оснастку стана требуется семь «стенок», то есть ткачиха должна семь раз «пройти по колышкам». Ошибка на этом этапе недопустима, иначе основу невозможно будет навить на ткацкий стан.
Уток (нить, которой ткут полотно) пропускается через основу при помощи челнока, который ткачиха прокидывает вручную. В челнок вставляется цевка, (Приложение №4) с намотанной на нее нитью. Нить в два сложения сматывают на цевку при помощи самопрялки, контролируя ее равномерное распределение по цевке и толщину намотки – на мизинец, чтобы цевка не цеплялась за нити основы при пропускании челнока.
Для изготовления тканей ткачихи пользовались горизонтальным ткацким станом с двумя катушками, которые у нас называли пришвами (Приложение №5) На них «навивали» нити основы начиная с дальней от ткачихи пришвы, пропускали через ниты. (Приложение №6) Ниты сделаны из ниток. Петли надеты на палочку, подвешенную к станине ткацкого стана за крючки или при помощи веревок. Каждая из петель верхнего ряда нита соединена с нижним рядом петель, которые оттягивают нити основы книзу, когда ткачиха наступает на педали – понóжки. (Приложение №7).Они соединенные с нитами и образуют зев (зев – расстояние между парными нитями основы, которые меняют свое положение в процессе тканья). Каждая поножка отвечает за один из нитов, которые соединены между собой палочками-собачками. Минимальное количество нитов – два, в этом случае каждая нечетная нить основы пропускается в первый нит, четная – во второй. Затем нити основы проходят через бёрдо (бёрдо – ряд тонких пластин из тростника, закрепленных в раме- набилках) (Приложение №8). Набилками уточная нить прибивается к готовому полотну. Количество отверстий в бёрде определяет количество нитей основы. После этого, нити основы закрепляли на передней пришве. Нити всей основы туго натягивали и наматывали на заднюю пришву. Для фиксации задней пришвы служит специальная палочка, вставляющаяся в отверстия на ободе катушки. В процессе тканья готовое полотно постепенно наматывают на переднюю пришву. Палка, которой фиксируется передняя пришва, называется сапрычка. (Приложение №9)
На стане с двумя нитами холст изготавливали простым «полотняным» переплетением, где одна нить утка чередуется с одной нитью основы. При закладывании в основу цветных нитей через равные промежутки с белыми получается основа для полосатого или клетчатого холста (Приложение №10)– клетка получается, если через равное количество рядов в утке заменять нить с белой на цветную. Такое пропускание цветных уточных нитей в ткани называется перетык. Увеличение числа нитов и поножек позволяло получить ткань более сложного переплетения. Технику ее изготовления принято называть ремизной. Ткачихи в нашем селе в своей работе изготовления полотна с учетом количества нитов называли: «в два нита», «в четыре нита», «в пять нитов». На четырех нитах узором «в сосенку» (елочкой) ткали онучи, скатерти, мужские тяжевые штаны. Для получения этого узора ткачиха наступает на педали по очереди, поднимая каждую четвертую нить основы и пробрасывая уток, в результате чего на поверхности ткани образуются мелкие «рубчики» со сдвигом.
В «пять нитов» ткали для получения на однотонной ткани выпуклого узора. За различными типами узоров в традиции закреплены свои названия: «пряники» (квадратики выпуклого рисунка), «столбики» (прямоугольники), «у крýжки» (круги), «гусиная плоть» (диагональные полосы) и т. п. Каждый из рисунков требовал своей последовательности нажимания поножек. При тканье «в пять нитов» первая поножка выполняет роль главной, чередуясь со всеми остальными. В главный нит заправляется каждая нечетная нить ткацкого стана. Четные нити распределяются по четырем остальным нитам. Комбинирование последовательности поножек касается этих четырех нитов, поэтому оснащение ткацкого стана «на пять нитов» является универсальным: на нем можно ткать и полотно с выпуклыми узорами, и гладкую ткань (в этом случае главная поножка чередуется с одновременным нажатием на четыре остальных, выполняющих роль второго нита). Полотно, вытканное с выпуклыми узорами, шло на самые нарядные изделия и высоко ценилось.
3. Домотканые рушники.
Рушник – это не просто красота.
Рушник как книгу можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.
Сегодня модно говорить о необходимости возрождения исконных ремесел и техник рукоделия. Особое значение в традициях местных жителей занимали домотканые рушники. В зависимости от характера орнамента определяется и значение рушника: как простое украшение жилища, для свадебного обряда, для похорон, для народных праздников, на божницу, «в святой угол». Рушники в нашем селе ткали трех видов. Самые нарядные – крючковые, или «накрючники», — развешивались по праздникам на вбитые в стенки гвозди – крючки. Такие полотенца и теперь входят в повседневное убранство домов нашего села, украшая «красный угол», обрамляя висящие на стенах зеркала и фотографии. Другой вид полотенец – ручные. На все большие праздники их стелют на столы, на скатерти, чтобы гости могли вытирать об них руки. Их украшали ярко-красными полосами разной ширины на концах. Для повседневного пользования ткали утирки, пропуская на их концах несколько красных нитей. Простые рушники были замашными, а праздничные – хлопчато-бумажными.
Для изготовления рушников использовали бёрдо на 450-470 нитей. Помимо ремизной техники наши ткачихи пользовались техникой бранного ткачества (забирание): цветная уточная нить участками ложиться то поверх, то снизу основы, в результате чего узор на обратной стороне выглядит как негатив лицевой. Такие рушники называются забранными. Но наибольшее распространение получила техника закладывания по полотну. Из основы выбирается часть нитей, которые поднимаются за бёрдом при помощи подложенной дощечки. Под них ткачиха подкладывает толстые цветные нити мулине, образующие выпуклый узор. Такая техника позволяет использовать в одном ряду неограниченное количество цветов. Для каждого мотива нить сматывается в отдельный клубочек, ею выкладывается участок узора одного цвета. Каждый ряд перетыкается уточной нитью и прибивается. Узор в такой технике получается только на лицевой стороне ткани (Приложение №11).
Орнамент - главное украшение рушника. Он отражал художественные вкусы и представления людей. Представление о жизни и окружающей природе. В зависимости от используемой техники тканья и назначения рушника меняется способ его декорирования. В рушниках бранного ткачества узор представляет собой чередование полос красного и черного цвета. При технике закладывания по полотну орнамент делается полихромным и располагается ярусами – фризами, в которых повторяются отдельные элементы. Крупные фигуры строятся по принципу зеркальной симметрии. Среди элементов орнамента рушников наших ткачих встречаются геометрические фигуры – «ромбы», «треугольники», «бантики», «восьмиконечные звезды», «зигзаги», а также растительные (вазоны с цветами), зооморфные (уточки, петухи, орлы) и антропоморфные («женщины», «мужички») мотивы весьма архаичного происхождения. Они красочно располагались в центре рушника. (Приложение №12)
Рушники ткали сразу с орнаментом, в одну ширину ткацкого стана. Длина рушника обычно составляла 2–2,5 м, ширина – около 40 см. Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Вытканный рушник отрезали, низ украшали шёлковой полосой и кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания.
Таким образом, мы видим, что узор на рушнике имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков.
Основа, фон рушника - простого полотняного переплетения, чаще белая, иногда встречается пестрядь (красно-белая клетка). Кайма широкая и настолько богата узорами, что почти занимает всю основу рушника. Традиционно орнамент сторожевских рушников имеет много ярусов-фризов, которые украшены, чаще всего, геометрическими узорами. Это наиболее древний орнамент, сохранивший в себе следы языческой архаики и заключавший символы плодородия, семейного счастья, изобилия. На рушниках часто изображались цветы, что в народном представлении означало начало жизни Орнамент на таких рушниках ярко-красочен и многоцветен. Преобладают красные, малиновые, синие, зеленые, желтые цвета. Более поздние узоры включают в себя оттенки нежных цветов: голубого, розового, оранжевого. Краски для окраса нитей брали анилиновые, поэтому рушники «горели» на солнце яркими орнаментами.
Узоры рушников включали в себя символы аграрно-магических обрядов, связанных с плодородием. Так же орнамент на рушниках включал мужские и женские образы. Мужские символы представлены были в виде столбообразных фигур, иногда чередующихся с женскими. По рассказам Бобровской Варвары Павловны - изображение пышного дерева, птиц с пышными хвостами – были олицетворением сил природы, от которой зависело благополучие земледельца. Женские фигуры с поднятыми или опущенными руками представлены в виде разнообразных трансформаций одного и того же символа – покровительницы женщин, хранительницы семейного очага, брака. (Приложение №13)
Одинокая же птица символизировала душу умершего, вознесшуюся на небо. Поэтому этот мотив применялся в орнаментике рушников, предназначенных для похоронного обряда. Птица как образ души знаменует собой связь мира живых и мира мертвых.
Обязательно на рушниках изображалась двуглавая птица, как символ дружной семьи и единения мужского и женского начала— символ счастья и плодородия. Отличительным знаком свадьбы считалось изображение двух птиц или цветочного венка, увенчанного короной. На свадебном рушнике изображаются пары птичек (чаще всего петухи) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви, пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождение детей. (Приложение №14)
Также ткали у нас в селе «королевские рушники» или Кролевецкие рушники, своё название они получили от места, где он был впервые выткан в начале прошлого века. В городе Кролевец, который находится на отрезке, соединяющем Чернигов с Курском. Это «богатый рушник», т.к. в его узоре преобладало только два цвета - соединение белого и красного. Преобладание красного цвета на рушниках символизировало, по народным поверьям, животворящую силу природы, которая способствовала усилению жизненных сил человека. На белом фоне между густыми красными параллельными полосами ткался богатый орнамент. Основной узор – двуглавые орлы. Ширина рушника - 38 см, а длина - 261 см. Рушник имеет два зеркально одинаковых конца. Известно, что именно Кролевец поставлял их на продажу. Позднее в нашей местности узоры с этих рушников копировали местные ткачихи на своих полотнах. Рушники такого типа стали называть "королевские" - в самом деле двуглавый орел красуется на них. (Приложение №15)
Сегодня многим старинным рушникам дана вторая жизнь, они достойно украшают современные сельские и городские интерьеры, являются необходимым атрибутом всех народных праздников. Сохраненные «осколки» мира наших предков показывают, насколько был прекрасен этот мир и что следует поучиться той вековой мудрости и гармонии, которые в нем заложены.
Вытканный рушник - частица нашей культуры, оберег.
Потомственные ткачихи перенимают приемы традиционного ремесла от своих матерей. Рушники хранятся в семьях и по-прежнему высоко ценятся.
4. Самотканые ковры и половики (дорожки)
Ручное ковроткачество имеет древние корни. Применение ковров было весьма разнообразно; ковры вешали на стены для утепления жилища, слали на пол для тех же целей, в качестве накидки покрывали лавки, сундуки, в зимнее время - сани.
Причиной развития ковроткачества является широкое использование ковров в быту и при исполнении старинных обрядов, особенно свадебных. На ковре благословляли невесту, коврами украшали свадебный поезд, ковёр являлся обязательной частью приданого невесты и передавался по наследству по женской линии. Искусство ковроткачества высоко ценилось в сёлах, а умение выткать ковер считалось необходимым для невесты.
Занимались этим ремеслом женщины дома на примитивных ручных горизонтальных станках. Все подготовительные работы (прядение, крашение, изготовление основы) делали сами. Яркие красители также изготавливали сами из местных трав растений - кора ольхи, кора яблони, кожура лука, черест, петушки и т. п. Из покупных красителей применялись только корень сандала и индиго. Первоначально ковры были сшитые из двух нешироких полос, т.к. не было широких бёрдо и нитов. Узоры были простыми - полосы или ромбы. Такие узоры использовали при ткании половиков или дорожек, которыми укрывали скамейки и стелили на пол. Из таких половиков, сшитых вместе, делали попоны. Ими укрывали сундуки. Дорожки (дерюжки, постилки) изготавливались на ткацком стане из цветных шерстяных нитей в технике перебора, которая позволяет ткать на основе цветные узоры. (Приложение №16) Такие постилки традиционно украшали сани в большие праздники и на свадьбе. Постилки также могли делать клетчатыми, полосатыми. (Приложение №17)
Позже в работе над ковром мастерицы использовали ковроткацкий станок простейшего типа, который представляет собою прямоугольную раму, закреплённую с помощью стоек. В нашем селе такой станок называли пяльцами. Ковровая ткань образуется путём переплетения нитей, расположенных перпендикулярно друг другу, закрепляющихся на прямоугольной раме ковра. Нити, натянутые вертикально в продольном направлении, являются основой. Заправленная основа создаст площадь, соответствующую размерам ковра. Для основы используется прочная хлопчатобумажная нить. Поперечная нить, которая, переплетаясь с основой, участвует в создании рисунка, называется уток. Утки бывают двух видов в зависимости от их роли в создании коврового полотна - узорообразующими и скрепляющими, которые служат для закрепления узорообразующих утков.
При создании узора ведётся отсчет нитей основы и уточных нитей. Такая техника выполнения узора, по счёту нитей называется счётной. Для выполнения узора в счётных коврах используется технический рисунок, который представляет собою сетку из мелких клеток, выполненных в красках.
Ковровая ткань вырабатывается от нижнего вала станка, по направлению к верхнему. Ткать такие ковры приходилось местным ткачихам в одиночку очень долго - годами. Наша местная ткачиха - Бобровская Варвара Павловна ткала ковры и на таком станке и на горизонтальном. (Приложение №18)
5. Самотканые пояса
Ручное вытыкание поясов - старинное рукоделие. Стоит отметить, что ручное ткачество поясов – один из самых популярных видов ткаческого искусства. С древних времен в России им занимались повсеместно, и было оно исконно женской работой. Опыт и мастерство передавались из рук в руки, от матери к дочери из века в век. В разных регионах нашей страны были созданы собственные традиции ткачества и уникальные техники, некоторые из них живы и по сей день. Это ткачество на бёрдышке, ткачество на крестьянском станке, дощечках и просто с помощью рук.
Один из самых старых и известных видов ткачества – это ткачество на бёрдышке. Этим способом создают пояса, тесьму с различными узорами. Бёрдышко – это простое приспособление для ткачества, в котором имеются отверстия 2-х видов – круглые и продольные. Нити основы по очереди продеваются в отверстия. Первая нить идет в прорезь, вторая – в круглое отверстие между прорезями и т.д. В итоге получается красивый узор. Этот способ ткачества можно использовать как для создания декоративных элементов, так и для вполне практичных вещей.
До сегодняшнего времени сохранились пояса, сделанные Зиборовой Татьяной Григорьевной на бёрдышке. Она использовала льняные и шерстяные нити, которые пряла из льна и шерсти, а потом окрашивала их в разные цвета. Татьяне Григорьевне особенно нравилось ткать узкие поясочки узором «в глазок». (Приложение №19)
Дочь Зиборовой Татьяны Григорьевны, Бобровская Варвара Павловна, ткала пояса на ткацком станке. Ткацкие станки были сделаны из толстых брусьев станины и 2-х пришв. На станине впереди крепятся все подвижные его части: ниты - ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одних нитов продеваются чётные нити основы, в петли других - нечётные. А дальше по две нити основы пропускаются через бёрдо и крепятся на передней пришве. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с нитами. Наступая на одну из них, поднимается чётная группа основы, на другую - нечётная. (Приложение №20)
Материалом для ткачества служили: лен, шерсть и хлопок.
Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий и зеленый цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность.
В настоящее время в нашем селе открыт Дом ремёсел. В нём работает дочь Бобровской В.П., Бобровская Татьяна Николаевна. Она продолжает семейное мастерство и традиции бабушки и мамы. Татьяна Николаевна продолжает ткать на станке пояса и половики, используя современные нитки из шерсти, льна и др. материалов. (Приложение №21)
III. Заключение.
Каждый народ имеет свою историю, которую он внес в общечеловеческую культуру, свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у наших предков. Новое поколение должно осознавать то, что традиция, обычай – основа жизни.
Они являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.
IV Список источников и используемой литературы
1. Федотова Н.А.Становление и развитие Курского коврового производства.
Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
2. Ревин С.А.: «История развития курского ковроделия».;
3. Е.Г.Яковлева.Курские ковры.КОИЗ,М.,1955;
4. Г.А.Бетехтин, Л.К.Зубова и др. Технология ковроделия РСФСР,М.,1955;
5. О.Саницкая.Суджанские ковры видел Нью-Йорк.
6. Технология изготовления тканых рушников в Большесолдатском районе Курской области.
7. Интервью старожилов села, а также в результате изучения материалов школьного и сельского историко-краеведческого музея.
Приложение
Приложение № 2. Скатерти и рушники
Приложение № 1. Праздничные рубахи
Приложение№3.Бобровская В.П.на встрече со школьниками
Приложение№4.Челноки и цевки.
Приложение№5.Ткацкий станок с двумя катушками
Приложение №6. Ниты Приложение №7. Понóжки
Приложение №8. Бёрдо в набилках.
Приложение№9.Сапрычка. Приложение№10. Полосатый и клетчатый холсты.
Приложение №11.Техника ткачества рушника- закладывания по полотну.
.
Приложение №12. Орнамент рушников с геометрическими, растительными и зооморфными фигурами
Приложение №13. Символы аграрно-магических обрядов.
Приложение №14. Символы олицетворения семейного счастья.
Приложение №15.«Королевские рушники»
Приложение №16. Дорожки (дерюжки, постилки) изготовленные в технике перебора
Приложение №17. Половики полосатые, ромбами.
Приложение №18.Старинный коврик.
Приложение №19. Ковры Бобровской В. П.
Приложение №20. Пояски узором «в глазок»
Приложение №21. Бобровская В. П., ткала пояса на ткацком станке.
Приложение №22.Пояса Бобровской В.П.
Приложение №23. Половики, вытканные Бобровской Т.Н.
14