МОУ «Высотинская СОШ»
Учащиеся 8 класса
Колосова Таня
Шалюта Юля
Название проекта
Цвет и настроение
Настроение и цвет
2
Цель: Исследовать (в течение 10 дней) влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся первого класса, сравнить результат с выводами психолога.
Этапы проекта
Гипотеза
- Информационная справка
- Проведение эксперимента
- Обработка данных эксперимента
- Представление результата
- Рефлексия первоклассников
- Доказать, что утверждения психологов о влиянии цвета на настроение ребенка и настроение на выбор цвета верны.
Объект - цвет и настроение Предмет - влияние
Информационная справка
Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
Настроение является эмоциональной реакцией не на последствия событий, а на их значение для жизни человека, его планов, интересов и ожиданий.
Настроение зависит:
- От общего состояния здоровья
- От работы телец внутри секреции
- От тонуса нервной системы
- От цвета
- От окружения
Эмоции – (от латинского emovere – возбуждать, волновать) непосредственное переживание какого-либо чувства.
С точки зрения психологов на деятельность человека эмоции делят на:
- Стенические – стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение на человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.
- Астенические – «все валится из рук»
Цвет - явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета.
Один и тот же цвет, в зависимоcти от количества занимаемой им площади и продолжительности время воздействия на человека, вызывает положительные или отрицательные эмоции, а так же в значительной степени действует на психику.
Наш глаз различает 1,5 милн. цветов и оттенков. По исследованиям ученых, человек воспринимает цвет даже кожей, так что его воздействие оказывается так же и на людей, лишенных зрения.
.
Психологический тест М.Люшера привел к выводу, что:
- Синий цвет – ассоциируется с эмоциональной устойчивостью, спокойствием, постоянством интересов, наполняет удовлетворенностью, нежностью, повышает трудоспособность, этот цвет особенно благоприятный для людей с повышенной нервной возбудимостью
- Красный цвет- активирует силу воли, возбуждает агрессивность, наступательность, человек получает огромный заряд энергии, пульс учащается, деятельность мозга активизируется, но после 30-40 минут приходит утомляемость, раздражительность, потеря чувства времени.
желтый цвет- придает активность, стремление к общению, любознательность.
- Черный цвет - тревожит, приводит к стрессу, обостряет чувство страха , огорчения.
- Зеленый цвет- придает самоуверенность, упрямство, самоуважение
Суть эксперимента :
В течение десяти дней учащиеся первого класса наблюдают рисунки, выполненные в четырех цветах, которые меняются каждые два дня.
В конце второго дня каждого цвета проводится с детьми тест, где учащиеся должны нарисовать любой рисунок одним карандашом любого цвета и выбрать «мордочку», соответствующую своему настроению.
Рисунки обрабатываются и результат заносится в таблицу.
Сводная ведомость показателей результата исследования приводится в виде диаграммы.
На основе полученных результатов делается вывод.
Это мы
Зависимость настроения в «желтый» день
Вывод: Наибольшее количество учащихся с нормальным настроением в «желтый» день, т.к по мнению психологов, этот цвет побуждает детей к активному общению с окружающими , что соответствует результатам нашего эксперимента
Зависимость настроения в «синий» день
Вывод: Наибольшее количество учащихся с хорошим настроением было в «синий» день: в этот день преобладают стенические эмоции, т.е стимулируется любой вид деятельности, учащиеся побуждаются к поступкам и высказываниям. Этот цвет, по мнению психологов, особенно благоприятный для людей с повышенной нервной возбудимостью
Зависимость настроения в «красный» день
Вывод: Результаты « красного» дня самые низкие по всем показателям. Именно красный цвет способствует повышенной утомляемости и раздражительности, поэтому результаты эксперимента подтверждают доводы психологов.
Зависимость настроения в «черный» день
Вывод: Результаты «черного» дня полностью совпадают с «красным».
В каждом из четырех цветов был один ученик с плохим настроением, что соответствует норме эмоционального состояния.
Зависимость настроения на выбор цвета карандаша для рисунка
Хорошее настроение
Нормальное настроение
Плохое настроение
Вывод:
- Самая разнообразная палитра выбора карандаша была у учащихся с веселым настроением .Эмоционально уравновешенные учащиеся видят мир более ярким и красочным, с преобладанием теплых тонов, с примесью красного или зеленого, фиолетового или синего оттенков.
- При плохом настроении дети выбирают карандаши из трех цветов: красного, черного, серого, что соответствует тревожности, агрессии, страху, равнодушию.
- По полученным результатам предложенная нами гипотеза полностью подтвердилась.
Награждение по номинациям
«Самый стабильный
ученик класса» -
Головко Костя
« Самая веселая
ученица класса» -
Целуева Настя
«Самый непредсказуемый
ученик класса» -
Седельников Витя
Рекомендации
По результатам нашего исследования рекомендуем: при оформлении интерьера классной комнаты использовать все оттенки синего цвета в сочетание с желтым. Эскизы прилагаются.
Благодарим за помощь в реализации проекта:
Психолога школы:
Калиновскую М.Ф
Учителя 1 класса:
Пшеницыну В.М
Руководитель проекта:
Головко С.В. - учитель ИЗО
Литература:
Интернет ресурсы:
- Влияние цвета на эмоциональное состояние человека – Автор: Конча Ольга
- Восприятия и представления цвета, его воздействия на эмоциональное и физиологическое состояние, закономерности цветовых ассоциаций и цветовой атрибуции. (Петренко, 1975, 1978, 1983; Артемьева, 1980, 1999; Шмелев, 1983)
- Собственные рисунки