СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащегося "История на колесах"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа знакомит с историей села по названиям автобусных остановок

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащегося "История на колесах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 1»







Летопись родного края

«История села на колесах»

Ерёменко Антон Андреевич

05.11.2001г.р.

663770,Тасеевский район,

с.Тасеево

ул. Ново-Дзержинская, 86

МБОУ «Тасеевская СОШ №1»

с. Тасеево,

ул. Краснопартизанская,24,

2-12-67

Чабуркина Татьяна Владимировна

учитель географии 89233597880













Красноярск, 2018

Оглавление



Введение 3

Из истории географических названий 4

Из истории образования автобусного маршрута 5

Автобусные остановки села Тасеево 6

Заключение 15

Список использованных источников 16

Приложение 17





Введение

Иногда, чтобы попасть в отдаленные части села Тасеево, мне приходится пользоваться общественным транспортом, т.е. автобусом. В одной из таких поездок, меня заинтересовал разговор двух женщин (бабушек), которые говорили о месте, где они должны были сойти с автобуса. Названия данных остановок «Авторота» и «РММ» были для меня новыми, незнакомыми. Что меня заинтересовало и удивило, когда женщины сошли на «Автостанция» и «Конечная».

Данный случай, стал основой для разговора с моей бабушкой, Бальцер Светланой Петровной, весь вечер я рисовал схему автобусного маршрута, прописывал названия автобусных остановок, о которых говорила бабушка, спрашивал у своих родителей, звонил одноклассникам. Получалось, что у трех поколений жителей села, свои названия, своя история. И оказывается, как много может рассказать только одно название. А ведь любой населенный пункт полон таких названий: названий магазинов, улиц, предприятий, автобусных остановок и т.д.

Вопрос, о чем должна быть моя следующая исследовательская работа был решен.

Цель: Изучение истории села по названиям автобусных остановок.



Задачи исследования:

  • собрать информацию, связанную с данной темой;

  • взять интервью у жителей Тасеевского района, и работников автотранспортного предприятия;

  • проанализировать собранные материалы;

  • разработать виртуальную экскурсию по автобусному маршруту;

  • выступить с данной информацией на уроках истории, классных часах;

  • поделиться информацией с автотранспортным предприятием для использования на автобусных маршрутах.

Из истории географических названий

И так, как уже было написано выше, любой населенный пункт полон разных названий. Я обратился к интернету и в статье Е.Ю. Позднякова «Современная микротопонимия в названиях автобусных остановок г. Горно-Алтайска» [4], почерпнул новые для себя знания.

Оказывается, есть «особый раздел языкознания - топонимика, которая изучает географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение».

«Микротопонимы собственные имена, известные в пределах микросистемы географических названий одного населенного пункта».

Например, названия улиц – это годонимы, собственные имена предприятий (эргонимы), названия учреждений культуры (ойкадомонимы), названия магазинов (эмпоронимы), названия предприятий ресторанной сферы (эдонимы).

Микротопонимия очень многослойна, отражает различные периоды жизни населенного пункта, в чем мне уже пришлось убедиться. Старые названия забываются, стираются из памяти людей с уходом старшего поколения. Иногда названия сохраняются, и мы привыкаем к ним, но не можем их объяснить.

И так, мир велик, географические названия, которые нас окружают, разнообразны. Но у нас есть своя история географических названий, своего населенного пункта, будем исследовать прошлое и настоящее своей малой родины по названиям наших автобусных остановок.

Мной было проведено анкетирования учащихся 9 классов МБОУ «Тасеевская СОШ №1» (Приложение 1), что подтвердило актуальность моей работы. Знакомство с неофициальными географическими названиями нашего села, а именно с историей названий автобусных остановок, является также важным источником дополнительных сведений о прошлом и настоящем малой родины для молодого поколения.

Из истории образования автобусного маршрута

Тасеевское автотранспортное предприятие в нашем селе появилось в далеком 1939 году, оно несколько раз поменяло название и свое местоположение, прежде чем закрепилось на современном месте. На базе Тасеевской МТС (машинно-тракторной станции) был образован автоотряд или авторота. В музейном архиве сохранились письменные записи школьников 70х годов, которые были написаны по воспоминаниям работников предприятия: «в автохозяйстве было 32 машины (ЗИС – 5 и газогенераторные), которые работали на перевозке сельхозпродуктов и горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственной техники». Я нашел информацию о машинах того времени: «ЗИС-5 («трёхтонка») — грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости грузовик 1930-40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны» [1], а газогенераторные машины работали на березовых чурках вместо бензина.

В 1946 году авторота была преобразована в автохозяйство.

В 1960 году был впервые открыт автобусный маршрут по главным улицам села, в 80ые годы его пытались изменить, но вернулись к первоначальному варианту и за все время существования общественного транспорта в нашем селе он только увеличивался по километражу «от конечной до конечной» в связи со строительством с. Тасеево.



Автобусные остановки села Тасеево

«Остановка общественного транспорта – специально отведенное общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта». Каждая остановка имеет свою собственную историю, а значит и свое собственное название.

Мы не нашли документы, в которых были закреплены официальные названия автобусных остановок, это неофициальные разговорные названия: по названиям предприятий, по названиям улиц. Одни из них изменялись в ходе становления и развития нашего села, другие остались неизменными.

Для того, чтобы собрать информацию про автобусные остановки было опрошено 40 человек разного возраста, жителей с. Тасеево. Самыми интересными были интервью с бывшими работниками автотранспортного предприятия.

Интервью с Астаховой Зоей Устиновной:

«В 1960 году я начала работать на первом автобусном маршруте, кондуктором. В 1987году вышла на пенсию, но продолжила работать. У нас была специальная одежда: спецовка и головной, у водителей также были специальные костюмы. Автобусы ходили до 22 часов (сейчас до 19ч), всего было 4 автобуса на маршруте.

Очень часто выходила в смены за других кондукторов, была самым востребованным работником. Я знала почти всех жителей села, пользующихся общественным транспортом, и они все тоже знали меня и обращались ко мне «Тётя Зоя».

Часто разрешала школьникам кататься на автобусе по кругу. Но они мне взамен обещали уступать места старшим и садиться на задние места.

Однажды случилась авария, это было после нового года. Числа 1го или 2го. С 9 часов вышел первый маршрут, меня попросили подменить мужчину, который должен был работать в первую смену, я согласилась. Народу было на первом рейсе мало, пару школьников и две женщины. И проезжая по мосту я заметила, что автобус стало сильно клонить вправо, что было дальше - я отчётливо не помню, но помню, как уже через какое-то время меня выносили на носилках из автобуса, который кабиной вошёл в снег. Первое что я сказала это: «Где моя сумка». Хоть там и было немного денег, но там были билеты. Мне её принесли. Позже выяснилось, что водитель был не выспавшимся, и попросту уснул, и мы с моста рухнули прямо в снег. К счастью никто тогда не пострадал. Уже через неделю я вышла дальше работать.

В народе часто ходили разногласия, и в личных разговорах люди часто спорили про названия тех или иных остановок. У каждой было точно не менее 3х названий, и жители поправляли друг друга».

В ходе исследования были проанализированы названия 21 автобусных остановок с. Тасеево в зависимости от времени.

60-70ые годы

80-90ые годы

2000ые годы

Аэропорт

Конечная

отсутствует

Маслозавод

Маслозавод

Конечная

Усольский леспромхоз

Дорожный

Дорожный

ПМК - 17

Хлебозавод

Военкомат

Пер. Комсомольский

Пер. Комсомольский

Пер. Комсомольский

Магазин Пашенный

Райгаз

ул.Октябрьская

Детский дом

Детский дом

Детский дом

Дежурный магазин

Дежурка

Дежурка/«Энергосбыт»

Центр/кулинария

Центр/ столовая

Центр/Кафе «Тайга»

Леспромхоз

ЛПХ

ЦРБ

Зеленая Роща

Зеленая Роща

Зеленая Роща

РММ(ремонтно-механизированные мастерские)

РММ

РММ

Ул. Луначарского

Детская библиотека

Художественная школа

Авторота

Автохозяйство

Автотранспортное предприятие/Автостанция

Белый дом(Тасеевский исполком)

Школа №3

ПУ-72/суд/ЦВР

Ул. Красноармейская

Ул. Красноармейская

Ул. Красноармейская

Ул. Лихачева

Семенная станция

Магазин Бирюса

СХТ (сельхозтехника)

СХТ

СХТ

Ул. Дзержинского

Ул. Дзержинского

Ул. Дзержинского

Разведка

Разведка

Ул. Гагарина

ПМК - 12

ПМК -12

Конечная

В таблице указываются двойные/тройные названия, т.к. в данном месте находятся несколько предприятий и название зависит от того, какое предприятие пассажиру автобуса нужно.

И конечно, как можно описывать автобусный маршрут с географическими названиями, если не стать пассажиром общественного транспорта.

Мой дом находится недалеко от одной из конечных остановок, приглашаю вас вместе со мной провести время на автобусном маршруте с. Тасеево.

  1. «Конечная»/ПМК 12 (ул.Мелиораторов, Детский сад №7)

Когда зарождался автобусный маршрут, в далекие 60ые на этом месте еще не было домов, Только через десятилетие здесь начали появляться двухквартирные дома, и связано это было с появлением предприятия ПМК 12(передвижная механизированная колонна).

«Маневренная подрядная строительно монтажная организация, создаваемая для выполнения строительно монтажных работ на рассредоточенных и линейных объектах». [2 ] Данная организация в период 90х распалась и сейчас на данном месте находится частное предприятие.

Улица Гагарина/Разведка

В 1970-1980ые годы на территории Тасеевского района работали геологические партии, а «контора» находилась по улице Гагарина. В те годы анализ минерально-сырьевой базы каждого отдельно взятого административного района края стал объективной потребностью. «Созданная законодательная и нормативно-правовая базы позволили включить мине­рально-сырьевые ресурсы в рыночный оборот. Все это вместе взятое вызвало большой спрос со стороны администраций районов, недропользователей, проектных и научно-исследовательских организаций на концентрированную геологическую информацию в форме карт полезных ископаемых и пояснительных записок к ним по месторождениям и проявлениям конкретно по административным районам». Это выдержка из книги «Справочник полезных ископаемых Тасеевского района» [3], которая в единичном экземпляре находится у главы района. Написана она по результатам геологических исследований, и для меня было очень интересно узнать, чем богат наш Тасеевский район.

Улица Дзержинского

Названа в честь Ф.Э.Дзержинского, российского революционера польского происхождения, советский политический деятель, глава ряда наркоматов, основатель и глава ВЧК. Отбывал ссылку в с.Тасеево, жил на в доме №2 на этой улице.

Сельхозтехника

В послевоенное время, в период расцвета колхозов и совхозов на территории Тасеевского района в нашем селе была организована мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. С исчезновением колхозов исчезло и предприятие, на данной территории находятся разные предприятия. С появлением СХТ рядом выросла улица Механизаторов.

Улица Лихачева/ Семенная станция/ магазин Бирюса

Остановка находится в начале ул. Лихачева - названа в честь Ивана Алексеевича Лихачева, директора Московского автомобильного завода, ныне имени Лихачева, министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. В 70ые годы здесь было построено здание семенной станции, на которой проводилась проверка всех семян поступивших в район. Теперь здесь открыт частный магазин «Бирюса».

Улица Красноармейская

Остановка названа по названию улицы названной честь Красной Армии.

Белый дом/ПУ-72 (Суд, Училище, ЦВР, Школа №3)

Данная остановка имеет много народных названий, т.к. административные здания находящиеся здесь меняли свой род деятельности. Здание администрации (Белый дом – по цвету стен) переехало в центр села, уступив место суду. Здание школы №3 (ранее школа №1), уступило место училищу или ПУ – 72, а рядом в здании, где находился интернат сейчас ЦВР (центр внешкольной работы).

Пропускаем автобусную остановку «Автотранспортное предприятие» и двигаемся к центру села.

Кинотеатр «Юбилейный»/ Детская библиотека/ Детская художественная школа/Д/сад №4

Названия говорят сами за себя. Кинотеатр сгорел в 90ые годы, библиотека вернулась на свое место( правда в выстроенное новое здание РДК), сейчас здесь находятся ДХШ и детский сад №4.

Далее наш путь лежит через коммунальный мост на другой берег реки Усолки, здесь пассажиры выходят на автобусной остановке Центральная районная больница (ЦРБ), ранее «Леспромхоз», здесь находилась контора (офис)данной организации. По названию автобусной остановки можно объяснить специализацию Тасеевского района, здесь же какое - то время находилась и сплавная контора, т.к. многие годы лес, заготовленный в районе, сплавлялся по рекам. Сейчас здесь построили АЗС, но пассажирам данное название, наверное, не нужно. На АЗС приезжают на других автомобилях.

Улица Зеленая Роща

С появлением предприятия «Леспромхоз» застраивалось село Тасеево, так для работников данной организации строились дома, появились новые улицы, в конце Зеленой Рощи был построен автомобильный профилакторий для машин лесного хозяйства и появилась еще одна автобусная остановка (фото1) РММ (ремонтно - механические мастерские). С закрытием предприятия на данной территории появились частные лесопилки. А автобус здесь разворачивается по кругу и наш путь лежит к центру нашего села.

Центр/Кулинария/Кафе «Тайга»

В центре нашего села была столовая, которая в 90ые годы была переименована в кафе, в этом же здании в 70-80ые годы находилась «Кулинария» и многие тасеевцы до сих пор помнят вкус пирожков, тортов и т.д.

Магазин «Дежурный» /дежурка( фото 2)

Данный магазин работал круглосуточно.

Далее наш путь пролегает вдоль реки, с другой стороны гора с красивым, но не понятным названием Ерча (Майская, т.к. здесь часто праздновали праздник труда 1 мая). Считается, что дорога в этом месте проложена по одной из террас нашей реки, а это значит, что здесь много сотен лет назад находилось русло реки, пока не прорезала Усолка себе новый путь.

Детский Дом

Именно на Майской горе долгое время находился Детский дом и следующая остановка нам об этом и рассказывает. Первый детдом появился у нас в селе 1920 году, после гражданской войны было много сирот, первым воспитанником его был, и почетный гражданин нашего села, основатель Тасеевского краеведческого музея П. Новицкий. В 1924г. детский дом перевели в г. Канск и вновь открылся в военном 1943году. Большая группа ребят из Смоленской области была перевезена в Сибирь после оккупации. Детский дом снова закрыли 2008году.

Магазин Пашенный/Улица Октябрьская (Райгаз)

Въездная улица Тасеево. Одна из старожильческих. В обиходе именовалась Пашенной. В 1934-1956гг.- имени Буденного. Является самой длинной улицей села. На ней с 1801 года в основном селился беглый люд. Первой поселилась на берегу Усолки бежавшая из Тобольска большая семья пашенных крестьян. Они срубили избушку, занялись раскорчевкой леса и распашкой земли. От этого произошло название улицы и места Пашена, и на протяжении долгого времени жили здесь бедные крестьяне. Рядом с остановкой находился магазин с одноименным названием «Пашенный», впоследствии он сгорел, также на соседней улице находилось предприятие «Райгаз» и тем кому следовало сюда попасть называли так и остановку. Но все названия остались в памяти старожилов, но купаться современные ребятишки бегают на «Райгаз».

Переулок Комсомольский

Название не меняется со времен открытия маршрута.

ПМК – 17/ Военкомат/магазин «Строитель»

В контору (офис) ПМК – 17 в начале 2000х перенесли военкомат, деревянное здание которого пришло в негодность.

Усольский леспромхоз/Дорожный

Данная остановка имеет двойное название, потому что предприятие Усольский леспромхоз долгое время работал на территории с. Тасеево, занимался заготовкой и вывозкой леса, но в 90ые годы данное предприятие было ликвидировано. Появилось новое предприятие «Дорожный».

Маслозавод/Конечная

Очень долгое время на территории села работал маслозавод. Район имел сельскохозяйственную специализацию, и за пределами района было известно Тасеевское масло. С закрытием колхозов и совхозов, исчез и маслозавод. А теперь данная остановка стала еще и конечной на маршруте.

Последняя остановка маршрута 90х годов «Аэропорт»

При выезде из села, мы проезжаем оставшуюся вывеску «Аэропорт». Последний раз пассажирские самолеты прилетали в Тасеево в начале 90х годов прошлого века. Путь до г. Красноярска составлял всего 40 минут. Сейчас мы можем наблюдать в летний период самолет пожарной охраны – старенький АН-2, но взлетная полоса сохранилась.

«Хорошо запомнили старожилы Тасеево день, когда в село прилетел первый самолет. Было это в 1926 году. Многие тасеевцы до того времени ни разу не видели самолета, этой удивительной железной птицы. Посадку самолет совершил в районе Каменной горы – там сейчас располагается территория бывшего колхоза имени Ленина, а тогда было раздольное и относительно ровное поле. Самолет назывался «Красноярск» и пилотировал его летчик Р.А.Батурин.

В 1977 г. в канун 60-летия Октябрьской революции 6-го октября в аэропорту «Тасеево» приземлился белокрылый красавец «ЯК-40», положивший начало рейсам реактивного самолета по маршруту Красноярск – Тасеево. Всего 28 минут требовалось, для того, чтобы прилететь в Тасеево из Красноярска.



Заключение

В ходе своего исследования познакомился с интересными людьми, услышал много увлекательных историй, которые лягут в основу другой краеведческой работы. Научился брать интервью и работать с источниками информации.

Пополнил свои знания и умения работы в программе Microsoft PowerPoint «интерактивный плакат», простроил автобусный маршрут.

Считаю, что название автобусных остановок – это бесценный исторический материал, который несет информацию о всех изменениях в становлении и истории развития нашего села. поделюсь информацией на классных часах, уроках истории, работа будет отдана в школьный и Тасеевский краеведческий музей.



Список использованных источников
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%A1-5_

  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/stroitel/2326

  3. И.М.Преображенский, О.А. Журбина, А. П. Косоруков «Справочник полезных ископаемых Тасеевского района»Красноярского края, ООО «ГеоЭкономика» 2001;

  4. Ползуновский альманах №3 Т2/2017



Приложение

Приложение 1

Анкета:

  1. Пользуетесь ли вы общественным транспортом?

  2. Знаете ли вы названия автобусных остановок, напишите от конечной, до конечной.

  3. Знаете ли вы, почему они так называются? Приведите примеры.

  4. Как вы думаете, можно ли по названиям автобусных остановок познакомиться с историей села?


Самые распространенные названия: ПМК, Порт, Разведка, Маслозавод, Художественная школа, Конечная (Конечка).

*по объектам расположенным рядом с остановками.

*по названиям улиц.

*Да, если бы их объявляли
*Нет, так как информации о них нет





Приложение 2

Фото 1: остановка «РММ»

Фото 2: остановка «Дежурка»