Исследовательская работа
Влияние мультфильмов
на детей
Содержание
Введение……………………………………………………... 3
Основная часть:
Исследование. Результаты. Анализ………………………… 4
Роль мультфильмов в жизни детей…………………………. 8
Чего боятся родители или 7 «признаков» плохих
мультфильмов……………………………………………….. 9
Заключение…………..……………………………………….15
Список использованной литературы………………………………18
Приложения
Введение
Я очень люблю смотреть мультфильмы. Однако, от родителей я часто слышу: «Хватит смотреть мультфильмы», «Переключи, это «плохой» мультфильм» или «Вместо того, чтобы мультфильмы смотреть лучше бы книгу почитал!». ПОЧЕМУ?????? Ведь мультфильмы - это невероятно увлекательно, красочно, весело и, конечно, поучительно (не хуже любой книжки). Так почему же родители хотят лишить меня такого интересного времяпрепровождения? Чего они боятся? И что значит «плохой» мультфильм? А какой «хороший»? Может быть, мультфильмы совсем даже не полезны, а очень вредны? Возможно ли, что они плохо влияют на детей? И как часто можно смотреть мультфильмы?
Ответы на все эти вопросы я и хочу получить в своей научно-исследовательской работе.
Целью моей работы является: изучение влияния мультфильмов на сознание, поведение и психику детей.
Объект исследования: учащиеся 2 «Б» класса и их родители.
Предмет исследования: мультфильмы отечественного и иностранного производства.
Перед тем, как изучить и проанализировать собранный материал, я выдвинул три гипотезы:
Абсолютно все мультфильмы полезны для детей.
Мультфильмы, оказывают влияние на детей, при этом «хорошие» мультфильмы оказывают положительное влияние, а мультфильмы с «плохими» признаками наносят детям вред.
Мультфильмы категорически смотреть нельзя, потому что они вредны.
Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:
Провести анкетирование учащихся 2 «Б» класса и их родителей;
Проанализировать результаты исследований.
Изучить мнение психологов и специалистов по этому вопросу;
Просмотреть отечественные и зарубежные мультфильмы;
Выяснить какие мультфильмы «плохие» и как они влияют на развитие и поведение детей;
Дать рекомендации на тему: «Как выбрать хороший мультфильм».
Актуальность темы, которую я выбрал для своего исследования, обусловлена тем, что в последнее время психологи все чаще сталкиваются с искаженным поведением детей, с одной стороны это необычайная скованность и недоразвитие речи, с другой – это высокая агрессивность и демонстративность. Такие дети не могут ответить на простейший вопрос, но при этом не стесняются кривляться, дурачиться и делать неприличные жесты. Тем не менее, такие дети очень часто растут в обеспеченных семьях, где у них есть все: и игрушки, и развивающие игры, и книжки, их водят в разные детские студии и даже приглашают педагогов на дом. Но, надо помнить, что практически все они с раннего возраста увлечены мультфильмами и компьютерными играми с героями из мультфильмов.
Исследование. Результаты. Анализ.
Сначала я решил выяснить какие мультфильмы предпочитают смотреть мои одноклассники, кто их любимые герои и почему, как часто они смотрят мультфильмы, и как их родители осуществляют контроль за просмотром мультфильмов. С этой целью я провел анкетирование учащихся 2 «Б» класса гимназии № 87 (см. приложение) и их родителей (см. приложение). В нем приняли участие 23 ученика (11 девочек и 12 мальчиков) и столько же родителей.
В ходе исследования я выяснил, что все дети (100%) любят смотреть м
ультфильмы, из них 11 человек смотрят и отечественные и зарубежные мультфильмы, 7 человек предпочитают отечественные, потому что в них много приключений, они более понятные, добрые, смешные и поучительные, а 5 человек - иностранные мультики, потому что они интересные и многосерийные.
Р
одители, все без исключения, отдали своё предпочтение отечественным мультфильмам.
При ответе на вопрос «Назови свой любимый мультфильм» у девочек лидирующее положение занял мультфильм «Винкс» (4 человека), потому что в нем есть волшебство и добро побеждает зло, далее по одному голосу получили такие мультики, как: «Рапунцель», «Снежная королева», «Ледниковый период», «Фиксики», «Малыш и Карлсон», «Варвара краса - длинная коса», «Каникулы в Простоквашино», «Золушка», «Губка Боб - квадратные штаны».
У мальчиков лидирующее положение занял мультфильм «Трансформеры» (2 человека), потому что в нем герои воют и побеждают, далее по одному голосу получили такие мультфильмы, как: «Тачки», «Чудеса на виражах», «Финес и Ферб», «Мадагаскар», «Человек-паук» «Черепашки Ниндзя», «Шрек», «Ледниковый период», «Ну, погоди», «Вини-Пух», мультфильмы про богатырей.
При выборе нелюбимого мультфильма 50% детей ответили, что «таких нет», в оставшиеся 50% попали такие мультики: «Симпсоны» (некрасивые герои, которые ругаются), «Маугли» (грустно заканчивается), «Винкс» (ни чему не учит), «Лунтик» (раздражает), «Ну, погоди» (волк курит), «Том и Джерри» (скучный), «Шрек».
На вопрос «Твой любимый герой» у каждого ребенка нашелся свой достойный персонаж, единственным героем, кто получил 2 голоса, стал Алеша Попович, потому что он смешной и добрый. У девочек в число любимых персонажей попали: Мальвина, Золушка, Рапунцель, Флора, Муза, Герда, потому что они красивые, добрые, умные, отзывчивые, трудолюбивые, храбрые и надежные друзья, а также Алекс (смешной), Кот в сапогах (всегда побеждает), Спирет (храбрый), Аркадий Паровозов (всех спасает), Губка Боб (озорной и веселый).
У мальчиков основными критериями для выбора любимого героя стали: ловкость, ум, сила и храбрость, решительность, хороший характер, никогда не сдается, Супер герой и озорник), поэтому в число их любимых героев вошли: Супермен, Сид, Робин Гуд, Человек-паук, Старскрим, Молния Маккуин, Балто, Волк, Осел.
П
омимо этого, в ходе исследования я выяснил, что больше половины детей (13 человек) смотрят мультфильмы каждый день, 8 человек – «иногда», 2 человека – «редко». В основном все дети смотрят мультфильмы по телевизору (21 человек из 23-х) и чаще всего одни.
В
се родители считают, что мультфильмы влияют на детей, поэтому 83% родителей полностью осуществляют контроль просмотра мультфильмов, остальные же 17% стараются контролировать, но не всегда это получается, так как ребенок много времени проводит дома один.
В основном, родители обращают внимание на содержание мультфильма (21 человек) и ограничивают просмотр мультфильмов по времени (18 человек), а 6 человек ориентируется и на страну- производителя мультпродукта.
«Хорошими» мультфильмами родители считают чаще наши отечественные мультфильмы, потому что они добрые, поучительные, красивые и напоминают детство, но и среди зарубежных, по их мнению, есть достойные (Дисней). В «плохие» попали современные зарубежные мультфильмы, так как они агрессивные, с примитивным сюжетом, плохой озвучкой, глупым юмором и уродливыми героями.
В результате исследования порадовало то, что более половины родителей (16 человек) смотрят мультфильмы вместе с детьми и обсуждают увиденное, а 6 человек делают это «иногда» в виду своей занятости. Замечательно также, то, что большинство родителей готовы общаться со своими детьми и проводить все свободное время, а не усаживать их перед телевизором.
Далее я решил узнать, что по этому поводу говорят психологи и ученые.
Роль мультфильмов в жизни детей
Во всех научных источниках по психологии пишут, что формирование личности детей происходит в первые 5-7 лет их жизни. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка. Все, что он получает в это время от взрослого: игры, сказки, совместные занятия, влияет на формирование его внутреннего мира. И мультфильмы играют в этом немаловажную роль. Они не только времяпрепровождение, но и средство воспитания. Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультфильмы своим малышам. Пока ребенок с наслаждением смотрит очередной мультик, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к просмотру мультфильмов и очень скоро их уже невозможно оторвать от просмотра бесконечных сериалов. Из телепрограмм я узнал, что, оказывается, в некоторых странах даже есть специальные клиники, в которых лечат привыкание к просмотру телевизора. Мультфильмы заменяют детям книги, общение с другими детьми и родителями, прогулки. И в этом, по моему мнению, кроется первая опасность – это формирование зависимости к просмотру мультфильмов.
За что же дети так любят мультфильмы? При беседе с психологом нашей гимназии Грековой Еленой Георгиевной, она назвала таких причин несколько:
герои мультфильмов разговаривают с детьми на одном языке. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.
дети просто обожают все красочное, динамичное, и мультики удовлетворяют эту потребность сполна.
дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран – они погружаются в историю, попадают внутрь мультфильма и переживают все события вместе с героями.
В этом, на мой взгляд, заключается вторая опасность, так как создатели мультфильмов отлично знают и о причинах, по которым дети смотрят мультфильмы, и об их роли в жизни малышей. Поэтому напрашивается вопрос, чего хотят добиться мультипликаторы, создавая мультфильмы про монстров, уродов и чудовищ, про хамов и грубиянов, про уродов и хулиганов, про драки и даже убийства. Что хотят они вложить в головы детей, чему хотят научить?
В последнее время родители, педагоги, психологи все чаще задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ребёнка: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли вообще позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они?
На самом деле это очень актуальные и серьезные вопросы. И даже Правительство нашего государства отреагировало на эту проблему принятием Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010г. № 436-ФЗ (вступил в силу с 1 сентября 2012г.), который предусматривает отнесение информационной продукции к одной из пяти категорий, и запрещает ее распространение среди детей в зависимости от их возраста.
Я решил разобраться, что же я могу извлечь или любой другой ребёнок из просмотра мультфильма.
Как уже было сказано выше, мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для нас, детей, последствия. Опираясь на мнения детских психологов, учителей перечислю несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит нас оградить.
Признаки «плохих» мультфильмов:
Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей.
Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает и не говорит, что так делать нельзя.
Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно.
Транслируются формы нестандартного поло-ролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот.
Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.
Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои.
Отсутствует речь или она сведена к минимуму.
Изучив признаки «плохих» мультфильмов, я просмотрел ряд отечественных и зарубежных мультфильмов и пришел к выводу, что под категорию «плохих» чаще попадают мультфильмы американского и японского происхождения (хотя есть и современные отечественные мультфильмы). Достаточно посмотреть несколько таких мультфильмов подряд, чтобы заметить: «безобразное» там считается красивым, а зло стало привлекательным, вместо мужества — жестокость и унижение слабых.
Герои похожи друг на друга своей ненормальностью: болезненно огромные глаза, вытянутые или сплющенные головы, примитивная мимика. И чаще всего эта мимика выражает агрессию: брови нахмурены, глаза злые, рот дергается. Ну, а если герой улыбается, то его улыбка похожа на оскал. У жертвы почти всегда глупое или растерянное выражение лица.
В доказательство сказанного приведу несколько примеров.
Главные герои мультсериала про Покемонов (в переводе с английского означает «карманные чудовища») стремятся уничтожить друг друга, то же самое можно увидеть в мультфильме «Трансформеры».
В мультсериале про Симпсонов сын грубит и хамит своей маме, не желая выполнять ее просьбы; мы видим издевательства над дедушкой, причем очень тонкие и весьма остроумные (что особенно страшно): то черепаха украдет его челюсть, и он не может ее догнать, то перед носом захлопнет дверь родной сын. При этом, никто никого не наказывает за плохие поступки. Все герои выглядят одинаково, поэтому определить по внешности кто из героев положительный и, соответственно, поступает хорошо, а кто отрицательный, и за ним повторять не стоит - совершенно невозможно.
В мультсериале «Ох, уж эти детки» внушается ненависть к младенцам, потому что малыши в них представлены гадкими существами с огромными, раздутыми головами, на которых торчат редкие волосенки. Мало того, что их вид ужасен, так они еще и вытворяют жуткие пакости.
Фиона, главная героиня мультфильма «Шрек», весело и заразительно дерется, от ее голоса птицу разрывает на части, после чего, принцесса жарит себе яичницу из яиц, которые остались в гнезде. А Шрек может запросто толкнуть или пихнуть Фиону, при этом она нисколько не обижается, и даже смеется. В этом мультфильме показано неуважение к людям и животным.
Кот и мышонок из «Том и Джерри» так стараются навредить друг другу, как не каждому взрослому придет в голову. Повторять такое в реальной жизни опасно.
В мультфильме «Маша и медведь» Маша хулиганит и никто ее не наказывает за плохое поведение. Правильная речь в этом мультфильме практически отсутствует, слышны только требования Маши, например: «Кушать! Кушать!».
Эти искажения жизненных норм, как минимум, небезопасны, а как максимум вредны и опасны. У ребенка, который через импортный мультфильм познает мир, на подсознательном уровне переворачивается система ценностей и установок.
Последствия «плохих» мультфильмов:
Проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
Закрепление представления о допустимости плохого поведения, появление у ребенка чувства вседозволенности, расшатывание эталонов хороших и плохих поступков.
Снижение порога чувствительности к опасности, которое может привести к травмам. У ребенка пропадает инстинкт самосохранения.
Циничные высказывания, использование неприличных жестов, непристойное поведение, грубость и безжалостность по отношению к окружающим.
Отсутствие у ребенка ориентиров для оценки поступков персонажей, так как все герои ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли.
Отставание в речевом развитии и снижение интереса к общению.
Неспособность к концентрации внимания.
Долгое общение с героями таких «вредных мультфильмов», по словам многих психологов, может стать причиной появления целого поколения «моральных и физических уродов».
Как же тогда выбрать действительно «хороший» мультфильм?
В этом вопросе психологи отдают предпочтение отечественной классике. Советские мультики у большинства людей вызывают самые теплые воспоминания. Они не штамповались массово, а были штучным товаром, от этого их качество только выигрывало. Каждая деталь в них была продумана до мелочей. Они всегда вносят в сознание ребёнка только позитивную информацию. Среди наших мультфильмов, почти в каждом, ребенок учится добру, помощи близким, защите слабых.
К сожалению, в конце прошлого века не только индустрия кино, но и отечественная мультиндустрия переживали не лучшие времена. Мультфильмов в это время производилось очень мало, поэтому освободившуюся нишу на рынке заняли американские и японские мультфильмы. Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности и нашим детям. Они не учитывают наши национальные и культурные особенности.
Рекомендации на тему: «Какие должны быть мультфильмы».
По мнению психологов и специалистов:
Мультфильм должен быть познавательным, добрым и поучительным.
Зло обязательно должно быть наказано, потому что ребенок обязательно должен видеть и понимать, что за плохие поступки герои всегда несут ответственность.
Для маленьких детей они советуют выбирать мультфильмы с простым коротким сюжетом, где герои делятся на плохих и хороших, чтобы он мог научиться отличать добро от зла.
Детям постарше рекомендуют предлагать полнометражные фильмы, где героям предстоит выдержать много испытаний, в которых их характер будет раскрываться с разных сторон.
Хорошо, когда героями мультфильмов являются дети и животные. Видя красивых и добрых героев, ребенок захочет им подражать, стать лучше.
Просмотрев отечественные мультфильмы, я пришел к выводу, что и родители и психологи были абсолютно правы, в том, что именно «наши» мультики чаще соответствуют требованиям «хорошего» мультпродукта, потому что учат детей любви, доброте, дружбе, смелости, вниманию к ближним и заботе о слабых, учат бороться со злом мирными способами (хитростью, уговорами, трудом или перевоспитанием), в них ребенок слышит правильную, красивую родную речь, со всеми интонациями и чувствами героя.
В наших мультфильмах главные героини нежные, добрые, застенчивые, бескорыстные и скромные, а главные герои - мужественные, сильные, решительные и умные. Все положительные герои обязательно красивые и носят светлую одежду, у них приветливое выражение лица.
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и среди наших героев есть выдуманные и нереальные персонажи, например, тот же Чебурашка. Но его ненормальность, очень трогательна и она вызывает желание заботиться о нем и опекать.
Конечно, и среди зарубежных мультфильмов, есть достойные. И их тоже стоит смотреть, потому что они несут доброе начало. Например, «Бэмби» и «Король Лев». Эти мультфильмы учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Король Лев» показана как трагедия, то есть, дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни. В «Белоснежке» главная героиня красива, скромна, добра (она любила птиц и животных), обаятельна (ее любили даже придворные, подчиняющиеся ее матери), трудолюбива (попав в дом к гномам, она тут же начала уборку). И если вы хотите видеть эти качества в своем ребенке, можно смело демонстрировать этот мультфильм девочкам. Если родители, хотят свою дочку видеть бойкой, ловкой, смелой и оптимистичной, можно посмотреть мультфильм «Пеппи Длинный чулок». Этот мультфильм еще и о детской фантазии.
Заключение.
Мультфильм – это тоже вид искусства, поэтому, как и любое искусство, он может быть полезен и очень нужен для ребенка, но при соблюдении определенных правил. С помощью мультфильма можно привить ребенку «истинные» ценности: любви, дружбы, добра, сочувствия, взаимопомощи, можно научить отличать добро от зла, принимать решения и нести ответственность за свои поступки, одним словом можно воспитать настоящую личность.
Правила просмотра мультфильмов.
В первую очередь, хочется сказать, что родители, обязательно, должны контролировать просмотр мультфильмов. Детям до двух лет вообще нельзя смотреть мультфильмы. Общение с телевизором не должно превышать 1,5 часов в день. Покупая незнакомый мультфильм, сначала его должны посмотреть родители и только после этого предлагать детям. При этом родителям следует помнить, что, выбирая мультфильм, нужно быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
Во-вторых, после просмотра необходимо обсудить с ребенком, кто из героев ему больше понравился и почему, как бы сам ребенок поступил в той или иной ситуации, что герой сделал правильно, а что – нет. Можно смотреть мультфильм вместе с ребенком, для того чтобы сразу помочь ему разобраться в его впечатлениях и оценках.
В-третьих, нельзя «перекармливать» детей мультфильмами. Новый мультфильм должен быть праздником, наградой, поощрением.
В-четвертых, ограничивая просмотр мультфильмов обязательно нужно предлагать детям хорошую замену: игрушки, игры, книги, походы, путешествия, поездки, занятия, хобби…. И я уверен, что каждый ребенок предпочтет мультфильму любое из этих занятий, если вместе с ним будет его мама или папа.
Никакие мультики не заменят ребенку родительское внимание и их любовь!!!
В ходе моего исследования подтвердилась гипотеза о том, что мультфильмы оказывают влияние на сознание, развитие и поведение детей. Мультфильмы с «плохими» признаками наносят детям вред, потому что учат жестокости и безнаказанности. Смотреть их вредно. Мультфильмы с «хорошими» признаками оказывают положительное воздействие, потому что они добрые и поучительные.
Настораживает то, что в результате анкетирования в число любимых мультфильмов попали мультфильмы с «плохими» признаками, такие как: «Винкс», «Рапунцель», «Губка Боб – квадратные штаны», «Шрек», «Черепашки Ниндзя». По словам школьного психолога Грековой Елены Георгиевны, это говорит о том, что дети не знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На первом месте у них стоят такие ценности, как: красота, сила, богатство, а не знания, трудолюбие и доброта. А это повод задуматься!
Радует, что большинство родителей контролируют просмотр мультфильмов и обсуждают их с детьми.
Главный результат моей работы, то, что я теперь без помощи мамы могу выбирать и смотреть хорошие мультфильмы
Список использованной литературы
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6.
Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. // М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006.
Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4.
Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8.
Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. // Восп. шк. - 2005. - №9.
Козачек О.В. Современные мультфильмы и дети //Здоровье и экология – 2007. - №3(49).
Шишова Т.Л. Как стать моральным уродом http://www.portal-slovo.ru
Какие мультфильмы учат детей доброму отношению к животным? http://www.opzh.ru/?article=87
Влияние мультфильмов на формирование психики детей http://www.blogpediatra.ru/2009/09/vliyanie-multfilmov-na-formirovanie-psihiki-detei/
Влияние мультфильмов http://www.russlav.ru/stat/vliyanie_multfilmov.html
22