СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учеников 11 класса Глухова Арсения и Чернеца Ивана на тему «Экономическая задача. Задачи на проценты» (рук. Карташова Е.Н.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: исследовать алгоритм решения задач на проценты, научиться решать задачи на: 1) нахождение процента от числа, 2) нахождение числа по его проценту и 3) нахождение процента одного числа от другого.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учеников 11 класса Глухова Арсения и Чернеца Ивана на тему «Экономическая задача. Задачи на проценты» (рук. Карташова Е.Н.)»

Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов. И вот какие результаты у нас получились.
  • Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов. И вот какие результаты у нас получились.
Знаете ли вы, что такое процент?

Знаете ли вы, что такое процент?

Знаете ли вы происхождения знака процент?

Знаете ли вы происхождения знака процент?

Умеете ли вы переводить проценты в дробь?

Умеете ли вы переводить проценты в дробь?

Умеете ли вы дробь переводить в процент?

Умеете ли вы дробь переводить в процент?

Умеете ли вы решать задачи на проценты?

Умеете ли вы решать задачи на проценты?

Знаете ли вы, что такое экономическая задача?

Знаете ли вы, что такое экономическая задача?

История возникновения процентов

История возникновения процентов

Знак « процент » % Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.

Знак « процент » %

  • Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.
Для чего нужен % В некоторых вопросах иногда применяют и более мелкие, тысячные доли, так называемые «промилле» (от латинского pro mille – «с тысячи»), обозначаемые, по аналогии процентов. Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему ее развитию Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость произошедшего изменения.

Для чего нужен %

  • В некоторых вопросах иногда применяют и более мелкие, тысячные доли, так называемые «промилле» (от латинского pro mille – «с тысячи»), обозначаемые, по аналогии процентов. Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему ее развитию
  • Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость произошедшего изменения.
Что такое % Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. 1% - это одна сотая часть числа.

Что такое %

  • Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни.
  • 1% - это одна сотая часть числа.
Другая версия возникновения% Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.

Другая версия возникновения%

  • Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
Это интересно!!! Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег.

Это интересно!!!

  • Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег.
Это интересно!!! Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.

Это интересно!!!

  • Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов.
  • Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.
Важно!!! Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в  1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи десятичных дробей.

Важно!!!

  • Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в  1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи десятичных дробей.
Алгоритм решения задач на проценты

Алгоритм решения задач на проценты

Цель: исследовать алгоритм решения задач на проценты Проблемные вопросы  Как решать задачи на проценты?  Изучить способы решения задач на проценты.

Цель: исследовать алгоритм решения задач на проценты

  • Проблемные вопросы

Как решать задачи на проценты?

Изучить способы решения задач на проценты.

 Употребление процента в разговорной речи «Работать за проценты» - работать за вознаграждение, исчисляемое в зависимости от прибыли или оборота. «На все сто процентов» - полностью. «Процентщик» - человек, дающий деньги под большие проценты, ростовщик.

Употребление процента в разговорной речи

  • «Работать за проценты» - работать за вознаграждение, исчисляемое в зависимости от прибыли или оборота.
  • «На все сто процентов» - полностью.
  • «Процентщик» - человек, дающий деньги под большие проценты, ростовщик.
Работа с процентами Чтобы перевести проценты в дробь, нужно убрать знак % и разделить число процентов на 100:

Работа с процентами

Чтобы перевести проценты в дробь, нужно убрать знак % и разделить число процентов на 100:

 Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, нужно дробь умножить на 100 и добавить  знак %.

Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, нужно дробь умножить на 100 и добавить знак %.

Проценты тесно связаны с обыкновенными и десятичными дробями. Поэтому стоит запомнить несколько простых равенств:

Проценты тесно связаны с обыкновенными и десятичными дробями. Поэтому стоит запомнить несколько простых равенств:

Основные понятия, связанные с процентами:   Два основных действия: Нахождение процентов от числа:   Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.  Пример: Найти 15% от числа 400.  Решение.  1) 15%=15%:100%=15:100=0,15;  2) 0,15·400=60.  Ответ: 60. 2. Нахождение числа по его процентам:   Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.  Пример: Найти число, если 18% его равны 900.  Решение.  1) 18%=18%:100%=18:100=0,18;  2) 900:0,18=90000:18=5000.  Ответ: 5000.

Основные понятия, связанные с процентами:

Два основных действия:

  • Нахождение процентов от числа:  Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число. 

Пример: Найти 15% от числа 400. 

Решение. 

1) 15%=15%:100%=15:100=0,15; 

2) 0,15·400=60. 

Ответ: 60.

2. Нахождение числа по его процентам:  Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь. 

Пример: Найти число, если 18% его равны 900. 

Решение. 

1) 18%=18%:100%=18:100=0,18; 

2) 900:0,18=90000:18=5000. 

Ответ: 5000.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ

Основные задачи на проценты: 1)Нахождение процента от числа 2)Нахождение числа по его проценту 3)Нахождение процента одного числа от другого

Основные задачи на проценты:

1)Нахождение процента от числа

2)Нахождение числа по его проценту

3)Нахождение процента одного числа от другого

Историческая  задача

Историческая задача

 Один небогатый римлянин взял в долг у заимодавца 50 сестерциев. Заимодавец поставил условие: «Ты вернёшь мне в установленный срок 50 сестерциев и ещё 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?

  • Один небогатый римлянин взял в долг у заимодавца 50 сестерциев. Заимодавец поставил условие: «Ты вернёшь мне в установленный срок 50 сестерциев и ещё 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?
Решение: 20% равны 50. Найти это число.  1) 20% = 20/100 = 0,2  2) 0,2 • 50 = 10  3) 10+50 = 60  Ответ: Небогатый римлянин должен был отдать  60 сестерциев.

Решение:

20% равны 50. Найти это число. 1) 20% = 20/100 = 0,2

2) 0,2 • 50 = 10 3) 10+50 = 60 Ответ: Небогатый римлянин должен был отдать 60 сестерциев.

Задача №1 В саду растет 5 кустов желтых роз. Это составляет 25% от всех роз в саду. Сколько кустов роз в саду?

Задача №1

  • В саду растет 5 кустов желтых роз. Это составляет 25% от всех роз в саду. Сколько кустов роз в саду?
Решение:   25%=25/100=0,25,  5/0,25= 20 (кустов роз)  Ответ: в саду растет 20 кустов роз.

Решение:

25%=25/100=0,25,

5/0,25= 20 (кустов роз)

Ответ: в саду растет 20 кустов роз.

Задача №2 На стоянке стоит 40 машин,8 из них фирмы Москвич. Какой процент машин фирмы Москвич от всех стоящих машин на стоянке?

Задача №2

  • На стоянке стоит 40 машин,8 из них фирмы Москвич. Какой процент машин фирмы Москвич от всех стоящих машин на стоянке?
Решение:  8 / 40 • 100% = 20%  Ответ: на стоянке стоит 20% машин фирмы Москвич.

Решение:

8 / 40 • 100% = 20%

Ответ: на стоянке стоит 20% машин фирмы Москвич.

Задача №3 В нашем классе 5 «Б»:  Всего 27 человек.  Мальчиков 14, это 51,8%  Девочек 13, это 48,2% Цвет глаз в нашем классе:  Кареглазых: 5, это 18,5%  Голубоглазых: 14, это 51,9%  Зеленоглазых: 8, это 29,6%

Задача №3

  • В нашем классе 5 «Б»:

Всего 27 человек.

Мальчиков 14, это 51,8%

Девочек 13, это 48,2%

  • Цвет глаз в нашем классе:

Кареглазых: 5, это 18,5%

Голубоглазых: 14, это 51,9%

Зеленоглазых: 8, это 29,6%

По цвету волос:  Брюнет 5ч – 18,5%  Русые 22ч – 81,5% По году рождения:  2003г. 3ч – 11%  2004г. 22ч – 81,5%  2005г. 2ч – 7,5%
  • По цвету волос:

Брюнет 5ч – 18,5%

Русые 22ч – 81,5%

  • По году рождения:

2003г. 3ч – 11%

2004г. 22ч – 81,5%

2005г. 2ч – 7,5%

Задачи из ОГЭ

Задачи из ОГЭ

Задача №1  Поступивший в продажу в феврале мобильный телефон стоил 2800 рублей. В сентябре он стал стоить 2520 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон?

Задача №1

Поступивший в продажу в феврале мобильный телефон стоил 2800 рублей. В сентябре он стал стоить 2520 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон?

Решение: 1) 2800 – 100%  2520 – Х%  Х=2520 •100% / 2800 = 90%  2) 100% - 90% = 10%  Ответ: Цена снизилась на 10%.

Решение:

1) 2800 – 100%

2520 – Х%

Х=2520 •100% / 2800 = 90%

2) 100% - 90% = 10%

Ответ: Цена снизилась на 10%.

Задача №2  Виктор купил мотоцикл за 15000 рублей. Позже он решил продать его на 18% дешевле, чем купил. За сколько рублей Виктор решил продать мотоцикл?

Задача №2

Виктор купил мотоцикл за 15000 рублей. Позже он решил продать его на 18% дешевле, чем купил. За сколько рублей Виктор решил продать мотоцикл?

Решение: 1) 15000 – 100%  Х – 18% 15000 • 18% / 100% = 2700 рублей 2) 15 000 - 2700 = 12300 рублей Ответ: Виктор решил продать мотоцикл за 12300 рублей.

Решение:

1) 15000 – 100%

Х – 18%

15000 • 18% / 100% = 2700 рублей

2) 15 000 - 2700 = 12300 рублей

Ответ: Виктор решил продать мотоцикл за 12300 рублей.

Задачи из ЕГЭ

Задачи из ЕГЭ

Задача №1 Тетрадь стоит 30 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 950 рублей после понижения цены на 25%?

Задача №1

Тетрадь стоит 30 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 950 рублей после понижения цены на 25%?

Решение: 1) 30 – 100%  Х – 75%  30 • 75% / 100% = 22,5 рублей 2) 950 / 22,5 =42 (тетради) Ответ: 42 тетради.

Решение:

1) 30 – 100%

Х – 75%

30 • 75% / 100% = 22,5 рублей

2) 950 / 22,5 =42 (тетради)

Ответ: 42 тетради.

Задача № 2 Футболка стоит 160 рублей. Какое наибольшее число футболок можно купить на 600 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 20%?

Задача № 2

Футболка стоит 160 рублей. Какое наибольшее число футболок можно купить на 600 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 20%?

Решение: 1) 160 – 100%  Х – 80% 160 • 80% / 100% = 128 рублей 2) 600/128 = 4,7  Ответ: 4 футболки.

Решение:

1) 160 – 100%

Х – 80%

160 • 80% / 100% = 128 рублей

2) 600/128 = 4,7

Ответ: 4 футболки.

Проценты в современной жизни

Проценты в современной жизни

 Цель: исследование и применение процентов в современной жизни.  Проблемные вопросы Каким образом применяются задачи на проценты в современной жизни? Существует ли необходимость изучения задач на проценты?

Цель: исследование и применение процентов в современной жизни.

Проблемные вопросы

  • Каким образом применяются задачи на проценты в современной жизни?
  • Существует ли необходимость изучения задач на проценты?
  Процент используется практически везде. Мы вам расскажем только о трёх сюжетах из жизни, с которыми мы наиболее часто встречаемся.

Процент используется практически везде. Мы вам расскажем только о трёх сюжетах из жизни, с которыми мы наиболее часто встречаемся.

Пе рвый сюжет Пе рвый сюжет Пе рвый сюжет Пе рвый сюжет Пе рвый сюжет
  • Пе рвый сюжет
  • Пе рвый сюжет
  • Пе рвый сюжет
  • Пе рвый сюжет
  • Пе рвый сюжет
Менеджер :  Уважаемые покупатели! Я хочу вам напомнить, что 31 января заканчивается новогодняя распродажа. В обувном отделе скидка 30% , в отделе подарки скидка на весь товар 20%, о скидках в других отделов можете узнать из рекламы. Приглашаем вас на распродажу в наш магазин. Покупатель: Извините, можно обратиться? На эти туфли скидка 30%. Будьте добры назовите их цену. Продавец : Туфли стоили 1200 это 100%. Для того, чтобы найти нужную цену туфель, мы делаем: 30% = 0,3 1200*0,3=360 1200-360=840 Туфли стоят 840 рублей. Покупатель: Благодарю вас, эта покупка для меня очень выгодна. Покупатель : Скажите, какая скидка на эти ботинки? Продавец: 15% Покупатель: Значит если ботинки стоили 2000 рублей, то вычисляем: 15% =0,15 2000*0,15 = 300 2000 – 300= 1700 Продавец: С овершенно верно.

Менеджер : Уважаемые покупатели! Я хочу вам напомнить, что 31 января заканчивается новогодняя распродажа. В обувном отделе скидка 30% , в отделе подарки скидка на весь товар 20%, о скидках в других отделов можете узнать из рекламы. Приглашаем вас на распродажу в наш магазин.

Покупатель: Извините, можно обратиться? На эти туфли скидка 30%. Будьте добры назовите их цену.

Продавец : Туфли стоили 1200 это 100%. Для того, чтобы найти нужную цену туфель, мы делаем: 30% = 0,3

1200*0,3=360

1200-360=840

Туфли стоят 840 рублей.

Покупатель: Благодарю вас, эта покупка для меня очень выгодна.

Покупатель : Скажите, какая скидка на эти ботинки?

Продавец: 15%

Покупатель: Значит если ботинки стоили 2000 рублей, то вычисляем:

15% =0,15

2000*0,15 = 300

2000 – 300= 1700

Продавец: С овершенно верно.

Второй сюжет
  • Второй сюжет
 Клиент: Скажите, пожалуйста, какую сумму я должен положить на счет под 7,5% годовых, чтобы через год получить прибыль 6000 рублей?  Операционист: Ваш вклад ? руб. – 100%   6000р. – 7,5%,  6000*100%/7,5%=80000 рублей

Клиент: Скажите, пожалуйста, какую сумму я должен положить на счет под 7,5% годовых, чтобы через год получить прибыль 6000 рублей?

Операционист: Ваш вклад ? руб. – 100%

6000р. – 7,5%,

6000*100%/7,5%=80000 рублей

Третий сюжет
  • Третий сюжет
 Как подорожали коммунальные услуги! А писали в газетах и говорили по телевидению, что подорожание будет незначительным. Давайте рассчитаем на сколько процентов подорожала плата за отопление.  В декабре плата за 1кв.м была 25,4рублей. Сейчас 44,6 рублей, подорожание составило 20,2 рублей.  Получаем: 25,4 – 100%  20,2 – ?%,  20,2*100%/25,4=79,53%
  • Как подорожали коммунальные услуги! А писали в газетах и говорили по телевидению, что подорожание будет незначительным. Давайте рассчитаем на сколько процентов подорожала плата за отопление. В декабре плата за 1кв.м была 25,4рублей. Сейчас 44,6 рублей, подорожание составило 20,2 рублей.

Получаем: 25,4 – 100% 20,2 – ?%, 20,2*100%/25,4=79,53%

Подорожание за горячее водоснабжение.  Было за 1 чел. 19,7 рублей. Сейчас 25,3 рублей, подорожание составило 5,6 рублей.  Вычисляем: 19,7 –100%  5,6 –?%,  5,6*100%/19,7=28,43%
  • Подорожание за горячее водоснабжение. Было за 1 чел. 19,7 рублей. Сейчас 25,3 рублей, подорожание составило 5,6 рублей. Вычисляем: 19,7 –100%

5,6 –?%,

5,6*100%/19,7=28,43%

Подорожание за электроэнергию.  В декабре 2,74р. за кВт, а сейчас 3,04 рублей, подорожание составило 0,3 рублей.  Получаем:2,74 – 100%  0,3 – ?%  0,3*100%/2,74=10,95%
  • Подорожание за электроэнергию. В декабре 2,74р. за кВт, а сейчас 3,04 рублей, подорожание составило 0,3 рублей. Получаем:2,74 – 100% 0,3 – ?%

0,3*100%/2,74=10,95%

Подорожание за пользование холодной водой. В декабре 16,32 за 1 человека, а сейчас 19,73рублей, подорожание составило 3,41 рублей.  Вычисляем: 16,32 – 100%  3,41 – ?%  3,41 *100%/ 16,32 =20,9%
  • Подорожание за пользование холодной водой. В декабре 16,32 за 1 человека, а сейчас 19,73рублей, подорожание составило 3,41 рублей. Вычисляем: 16,32 – 100% 3,41 – ?%

3,41 *100%/ 16,32 =20,9%

Вывод Придя к выводу, во-первых, мы узнали интересную историю возникновение процентов, корни которой уходят в глубокую древность. Во-вторых, мы исследовали алгоритм решения задач на проценты. Выяснили как решать задачи на проценты. Изучили способы решения задач на проценты.  В-третьих, существуют задачи на нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого. И, в-четвертых, мы понимаем, что современный человек тесно связан с процентами. Нельзя сегодня людям без знаний процентов. Люди пользуются процентами при оформлении кредитов, при вкладах сбережений в банк, при покупке в салонах автомобилей, при начислении заработной платы.

Вывод

  • Придя к выводу, во-первых, мы узнали интересную историю возникновение процентов, корни которой уходят в глубокую древность.
  • Во-вторых, мы исследовали алгоритм решения задач на проценты. Выяснили как решать задачи на проценты. Изучили способы решения задач на проценты.
  • В-третьих, существуют задачи на нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого.
  • И, в-четвертых, мы понимаем, что современный человек тесно связан с процентами. Нельзя сегодня людям без знаний процентов. Люди пользуются процентами при оформлении кредитов, при вкладах сбережений в банк, при покупке в салонах автомобилей, при начислении заработной платы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!