Содержание
Введение
1.Паспорт проекта……………………………………………………………......3
2.Описание проекта (описание деятельности по этапам и предполагаемый результат)………………………………………………………………………...4
3.Результаты проектной деятельности…………………………………………4
3.1 Сквернословие. История и современность…………………………………4
3.2 Влияние сквернословия на здоровье людей……………………………......5
3.3 Исследование. Результаты………………………………………………......7
4.Выводы…………………………………………………………………………8
5.Литература……………………………………………………………………..9
Приложение
Введение
Актуальность:
Употребление в речи бранных слов в настоящее время стало проблемой. Сегодня такую речь можно услышать везде: на улице, в кино, с экрана телевизора, в семье и даже в школе. Ругательства вошли в повседневную речь людей и многие стали считать их употребление нормальным. Многие ребята начальной школы употребляют в речи бранные слова.
Меня заинтересовало, насколько часто употребляют бранные слова ребята младших классов нашей школы, почему они это делают, знают ли они, как влияет сквернословие на человека. Я решила предложить свои способы борьбы с этой пагубной привычкой.
Цель проекта:
изучить причины сквернословия младших школьников, раскрыть влияние сквернословия на человека.
Задачи проекта:
Собрать, изучить, проанализировать информацию по теме «Сквернословие».
Раскрыть причины употребления детьми бранных слов.
Показать негативное влияние сквернословия на здоровье.
Провести анкетирование обучающихся младших классов нашей школы на тему «Сквернословие в моей жизни», обработать результаты, сделать выводы.
Разработать памятку для младших школьников «Как избавиться от сквернословия».
Вид проекта:
по содержанию – практико-ориентированный;
по комплектности - межпредметный;
по продолжительности - краткосрочный.
Участники проекта: обучающиеся начальной школы.
Этапы проекта
1этап - организационный
Мероприятие | Участники |
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта | Фесенко Карина, классный руководитель Колпакова С.Н. |
Сбор материала для работы над проектом. | Фесенко Карина, классный руководитель Колпакова С.Н., родители. |
Проведение эксперимента. | Фесенко Карина |
Анкетирование. Обработка результатов. | Фесенко Карина, классный руководитель Колпакова С.Н. |
Оформление проекта. | Фесенко Карина, классный руководитель Колпакова С.Н., родители. |
2этап - теоретический
Сквернословие. История и современность.
Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле ругань в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
У сквернословия глубокие корни. Существует предположение, что сначала бранные слова употреблялись как заклинания от злых духов, спасающие людей от болезней и бед. Через брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Сквернословить в доме было нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной.
Если раньше бранные слова были языком преступников, пьяниц, и других опустившихся людей, то теперь все изменилось. Молодые люди свободно сквернословят в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Маленькие дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители ругаются нецензурной бранью, почти наверняка вырастет сквернословящим и передаст эту привычку своим детям.
У сквернослова очень быстро разрушается интеллект. Особенно опасно это для детей. Если ребенок слышит речь, состоящую из двух - трех десятков слов и выражений, в основном неприличных, то ни о каком душевном и умственном развитие и ребенка не может быть и речи. В медицине известен термин «синдром Туретта». Человек теряет дар речи, но сохраняет способность сквернословить.
Таким образом, сквернословие продолжает являться актуальной проблемой современного общества.
Влияние сквернословия на здоровье людей.
Учёных давно интересует влияние сквернословия на здоровье людей. Японский исследователь доктор Масару Эмото несколько лет изучал свойства воды, их изменение под воздействием окружающей среды, музыки, слов. [2] Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. Фотоснимки таких слов как «любовь», «душа», «благодарю», - отличались красивым орнаментом. Кристаллы получились гармоничными, симметричными. Совсем противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Мне больно». Застывшая вода имеет тусклый вид, а в форме её кристаллов нет гармонии и красоты.
Каков же вывод? Вода может запоминать слова, фразы и даже чувства?
Но ведь и наш организм на 80 % состоит из воды. Опыты Масару Эмото наглядно доказывают, что негативные эмоции сказываются на её структуре, подобные изменения в организме человека неизменно приводят к возникновению различных заболеваний.[2]
Доктор биологических наук, академик Российской академии медикотехнических наук П. П. Гаряев совершил важное открытие.[3] В ходе его экспериментов было доказано, что бранные слова наносят вред окружающим. То есть бранные слова вызывают изменения в клетках живых организмов, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека. Причиняя зло окружающим, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству.
Все вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод, что употребление бранных слов в речи приводит к серьезным проблемам со здоровьем. В скверном слове таится разрушительная сила.
Исследование. Результаты исследования.
Эксперимент. При изучении литературы я узнала, что под влиянием сквернословия вода меняет свою структуру. Я предположила, что ненормативная лексика, влияя на воду, негативно отразится на проростках растений.
Цель: убедиться в том, что ругательства оказывают негативное воздействие и на растения. Я провела эксперимент. Семена тыквы и подсолнечника я разделила для проращивания на три группы. Семена 1 группы прорастали под воздействием негативных слов, я их ругала, желала им зла; семена 2группы прорастали под воздействием добрых слов, над ними я произносила пожелания хорошего роста, хвалила их; семена 3группы были контрольными, они прорастали в обычных условиях, над ними я не произносила никаких слов. Условия для проращивания у всех трёх групп семян были одинаковыми.
Результаты эксперимента были следующими: семена первой группы взошли недружно, были бледными, проростки были искривлёнными; семена второй группы взошли дружно, проростки были крепкими и упругими; контрольные семена также проросли, но выглядели хуже, чем семена второй группы.
Таким образом, опытным путём было доказано, что плохие слова, ругательства обладают разрушительной силой.
Анкетирование младших школьников.
Слыша часто нецензурные слова от своих одноклассников, друзей мне стало интересно, как они относятся к сквернословию, знают ли они о его влиянии на здоровье. С этой целью мною было проведено анкетирование «Сквернословие в моей жизни» среди учащихся начальной школы. В опросе участвовало 30 человек: возраст 7-11 лет. Ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1).
По результатам проведённого анкетирования (Приложение 1) можно сделать вывод, что отношение к бранным словам у опрошенных ребят разное. Анкетирование выявило:
большинство ребят начальной школы считают, что люди используют бранные слова, чтобы выпустить злость;
большинство опрошенных указали, что используют в своей речи бранные слова редко, случайно, слова сами выскакивают;
многие участники исследования догадываются, что бранные слова плохо влияют на их здоровье, при этом не могут объяснить, в чем заключается плохое влияние, а некоторые не знают о влиянии сквернословия на здоровье;
но есть и такие (2человека), которые сказали, что бранные слова имеют положительное влияние на здоровье;
не смотря на это, большинство ребят сказали, что они перестанут употреблять бранные слова, если им приведут доказательства негативного влияния сквернословия на здоровье;
большинство ребят отметили, что им неприятно слышать ругательства, но были и такие, которым всё равно;
все ребята считают, что со сквернословием нужно бороться, или по крайней мере, надо попробовать, лишь один человек думает, что это бесполезно.
Проанализировав и сравнив все ответы, я пришла к выводу, что большинство ребят видят своё будущее без ругательств. Я разработала памятку «Как избавиться от сквернословия» для ребят начальных классов (Приложение 1).
Выводы
Подводя итог проведенной работе, можно выделить некоторые факты. Многие бранные слова, ругательства имеют русское происхождение. Их использовали как заклинания для вызова нечистой силы. Постепенно эти слова и выражения проникли в разные слои общества.
Проблема сквернословия, его воздействие на здоровье, волнует людей давно. Учёные разных стран доказывают, что сквернословие пагубно влияет на здоровье человека.
В результате проведённого исследования я пришла к выводу, что в нашей школе существует проблема сквернословия младших школьников. Проанализировав результаты анкетирования, я выяснила, что главная причина сквернословия младших школьников - это незнание настоящей опасности данного явления для человека и общества. Проблему сквернословия невозможно решить только в рамках школы. Должны подключиться все - семья, общественность, средства массовой информации.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы на классных часах в начальной школе, родительских собраниях, в группе продленного дня, в летнем лагере. Материалы работы могут быть включены в программу факультатива «Здоровье». Работа будет интересна всем неравнодушным людям, готовым избавить себя и других от сквернословия
Литература
1 .Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов; - М.ЮОО «Издательство Оникс»; 2012.с
2.Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София,2008.
http://festival.1september.ги/ «Сквернословие и здоровье», Турлакова Т.В.
Приложение 1. Анкета. Результаты анкетирования.
1. Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляет ругательства?
а) Чтобы казаться «крутым», значимым | 3 |
б) Для связки слов | 6 |
в) Чтобы оскорбить окружающих | 3 |
г) Чтобы выпустить злость | 18 |
2. Как часто ты используешь в своей речи бранные слова? а) Редко | 21 |
б) Часто | 5 |
в) Никогда | 4 |
3.Если ты используешь в своей речи бранные слова, то объясни почему? а) Выражаю свои чувства | 9 |
б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого | 19 |
в) Хочу оскорбить собеседника | 2 |
4.Как ты думаешь, какое влияние на твое здоровье оказывают ругательства?
а) Никак не влияют | 3 |
б) Плохо | 10 |
в) Хорошо | 2 |
г) Не знаю | 15 |
5.Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?
а) Нет, не перестал бы. | 4 |
б) Конечно, перестал бы. | 26 |
6.Как ты себя чувствуешь, когда в твоем присутствии или по отношению к тебе употребляют бранные слова?
а) Обижаюсь | 7 |
б) Мне неприятно | 19 |
в) Мне всё равно | 4 |
7.Хотел бы ты дружить с человеком, который употребляет в своей речи ругательства?
а) Хотел бы | 4 |
б) Не хотел бы | 26 |
8.Стоит ли бороться с употреблением ругательств в речи? а) Это бесполезно | 1 |
б) Можно попробовать | 11 |
в) Конечно, нужно бороться | 18 |