СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученицы на тему: "Стилевые особенности прозы А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное исследование проведено ученицей 10 класса Житковой Светланой. Работа заняла 2 место на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, творческих и проектных работ «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет…», посвящённого жизни и творчеству А.С.Пушкина. Материал будет особенно полезен в классах с углублённым изучением русского языка.

1.Современный русский язык начал свое формирование в 19 веке и связан с творчеством  А.С.Пушкина - великого русского поэта и писателя. 

2. А.С.Пушкин видит необходимость «перерождения» языка, необходимость проведения  языковой реформы.

3. А.С.Пушкин, таким образом, четко видел перед собой задачу - создать      образец простого, точного и ясного прозаического языка. Таким образцом и явились «Повести Белкина», написанные в 1830 году  и ставшие первым опубликованным при жизни поэта прозаическим произведением.

4. Александром Сергеевичем были введены новые правила использования языка, благодаря которым прозаические произведения стали читаться легко и доступно. Этим правилам  следуют писатели и сегодня.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученицы на тему: "Стилевые особенности прозы А.С.Пушкина"»

  Исследовательская работа  на тему:   «Стилевые особенности прозы  А.С.Пушкина»  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Олега Кошевого»  Выполнили:  ученицы 10«А» класса  МАОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкара Житкова Светлана и Денисова Виктория  Руководитель: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкара Куштысева Лариса Александровна  г. Сыктывкар,  2017

Исследовательская работа

на тему:

«Стилевые особенности прозы

А.С.Пушкина»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 имени Олега Кошевого»

Выполнили:

ученицы 10«А» класса

МАОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкара Житкова Светлана и Денисова Виктория

Руководитель: учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкара Куштысева Лариса Александровна

г. Сыктывкар,

2017

 Актуальность:   1 . В феврале 1837 г. трагически погиб великий русский писатель А.С.Пушкин. В 2017 г. исполняется 180 лет со дня этой даты. 2 . Проведенное в школе анкетирование показало, что далеко не все знают, основоположником какого литературного направления является А.С.Пушкин и какой вклад он внёс в развитие русского литературного языка.

Актуальность:

1 . В феврале 1837 г. трагически погиб великий русский писатель А.С.Пушкин. В 2017 г. исполняется 180 лет со дня этой даты.

2 . Проведенное в школе анкетирование показало, что далеко не все знают, основоположником какого литературного направления является А.С.Пушкин и какой вклад он внёс в развитие русского литературного языка.

Вопрос 1.

Вопрос 1.

Вопрос  2 .

Вопрос 2 .

Цель исследования: Охарактеризовать стилевое своеобразие прозы А.С.Пушкина. Задачи:  1. Изучить литературу о языке Пушкина.  2. Прочитать цикл «Повести Белкина».  3. В цикле «Повести Белкина» найти особенности стиля Пушкина и показать простоту и богатство языка.

Цель исследования:

Охарактеризовать стилевое своеобразие прозы А.С.Пушкина.

Задачи:

1. Изучить литературу о языке Пушкина.

2. Прочитать цикл «Повести Белкина».

3. В цикле «Повести Белкина» найти особенности стиля Пушкина и показать простоту и богатство языка.

Гипотеза: Язык художественной литературы стал лёгким, обрел простоту и доступность, благодаря тому что А.С.Пушкин упорядочил художественные средства, ввёл новые приёмы языка в литературе.

Гипотеза:

Язык художественной литературы стал лёгким, обрел простоту и доступность, благодаря тому что А.С.Пушкин упорядочил художественные средства, ввёл новые приёмы языка в литературе.

Объект - проза Пушкина. Предмет – «Повести Белкина». Проблема:  Почему до сих пор не пропадает интерес к прозе Пушкина и её с удовольствием читают люди разных возрастных категорий? Практическая значимость работы: Использование на уроках внеклассного чтения, МХК и литературы.

Объект - проза Пушкина.

Предмет «Повести Белкина».

Проблема:

Почему до сих пор не пропадает интерес к прозе Пушкина и её с удовольствием читают люди разных возрастных категорий?

Практическая значимость работы:

Использование на уроках внеклассного чтения, МХК и литературы.

Н.И.Новиков Н.М.Карамзин А.Н.Радищев Проза 18 века

Н.И.Новиков

Н.М.Карамзин

А.Н.Радищев

Проза 18 века

 В.Т.Нарежный В.Ф.Одоевский Ф.В.Булгарин

В.Т.Нарежный

В.Ф.Одоевский

Ф.В.Булгарин

Первое прозаическое произведение А.С.Пушкина А.С.Пушкин

Первое прозаическое произведение А.С.Пушкина

А.С.Пушкин

«Явился Пушкин, и русский язык обрёл новую силу, прелесть, гибкость, богатство, и главное - стал развязен, естественен, стал вполне русским языком».  (В.Г.Белинский)

«Явился Пушкин, и русский язык обрёл новую силу, прелесть, гибкость, богатство, и главное - стал развязен, естественен, стал вполне русским языком».

(В.Г.Белинский)

Основные стилистические особенности прозы Пушкина: 1) Динамизм повествования;  2) Образность изображения;  3) Краткость предложений;  4) Большое количество предложений с бессоюзной связью;  5) Минимальное использование инверсии;  6) Простота, отсутствие украшенности;  7) Частое использование просторечий и жаргонизмов.

Основные стилистические особенности прозы Пушкина:

1) Динамизм повествования;

2) Образность изображения;

3) Краткость предложений;

4) Большое количество предложений с бессоюзной связью;

5) Минимальное использование инверсии;

6) Простота, отсутствие украшенности;

7) Частое использование просторечий и жаргонизмов.

«Написал я прозою 5 повестей…»

«Написал я прозою 5 повестей…»

 Динамизм повествования  В повести «Метель» глаголы составляют 28,7% от самостоятельных частей речи, прилагательные- 9,8% , наречия- 5,3% .  584 – такое число дают в сумме глаголы и деепричастия в «Метели». (для сравнения: в повести «Бедная Лиза» Карамзина –  около 500 )
  • Динамизм повествования

В повести «Метель» глаголы составляют 28,7% от самостоятельных частей речи, прилагательные- 9,8% , наречия- 5,3% .

584 – такое число дают в сумме глаголы и деепричастия в «Метели».

(для сравнения: в повести

«Бедная Лиза» Карамзина –

около 500 )

 Краткость предложений Отрывок из повести «Выстрел» : «Это было на рассвете. Я стоял в назначенном месте с моими тремя секундантами. Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал. Я увидел его издали». Отрывок из повести «Метель»:  «День прошёл благополучно. Но в ночь Маша занемогла. Послали в город за лекарем. Он приехал вечером и нашел больную в бреду».
  • Краткость предложений

Отрывок из повести «Выстрел» :

«Это было на рассвете. Я стоял в назначенном месте с моими тремя секундантами. Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал. Я увидел его издали».

Отрывок из повести «Метель»:

«День прошёл благополучно. Но в ночь Маша занемогла. Послали в город за лекарем. Он приехал вечером и нашел больную в бреду».

 Краткость предложений Для сравнения - отрывок из повести «Бедная Лиза» Карамзина:  « Наступила ночь — мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось: Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов , столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась и вздыхала . Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись , смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх , оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры».
  • Краткость предложений

Для сравнения - отрывок из повести «Бедная Лиза» Карамзина: « Наступила ночь — мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось: Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов , столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась и вздыхала . Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись , смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх , оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры».

 Большое количество предложений  с бессоюзной связью между частями  «Выстрел» - 58  «Бедная Лиза» – 32
  • Большое количество предложений

с бессоюзной связью между частями

«Выстрел» - 58

«Бедная Лиза» – 32

 Минимальное использование инверсии  «Гробовщик» – около 30  «Бедная Лиза» – около 50 раз раз нарушен порядок слов
  • Минимальное использование инверсии

«Гробовщик» – около 30

«Бедная Лиза» – около 50 раз

раз нарушен порядок слов

«Прелесть нагой простоты так еще для нас непонятна, что даже и в прозе мы гоняемся за обветшалыми украшениями...»  (А.С.Пушкин)  Простота, отсутствие украшенности

«Прелесть нагой простоты так еще для нас непонятна, что даже и в прозе мы гоняемся за обветшалыми украшениями...»

(А.С.Пушкин)

  • Простота, отсутствие украшенности
 «...ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек...» - таким представлен пейзаж у Александра Сергеевича.  «…тень столетних дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный…тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряющая лучами своими светлые Лизины волосы…» - так «рисует» Карамзин.

«...ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек...» - таким представлен пейзаж у Александра Сергеевича.

«…тень столетних дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный…тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряющая лучами своими светлые Лизины волосы…» - так «рисует» Карамзин.

 Использование просторечий и жаргонизмов  Реплики работницы гробовщика (повесть «Гробовщик»):   - Что ты, батюшка? Не с ума ли спятил , али хмель вчерашний у тя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца - воротился пьян, завалился в постелю , да и спал до сего часа, как уж к обедне отблаговестили.
  • Использование просторечий и жаргонизмов

Реплики работницы гробовщика (повесть «Гробовщик»):

- Что ты, батюшка? Не с ума ли спятил , али хмель вчерашний у тя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца - воротился пьян, завалился в постелю , да и спал до сего часа, как уж к обедне отблаговестили.

Все перечисленные особенности в пушкинских «Повестях Белкина» можно наблюдать и в других прозаических произведениях писателя. Эти стилевые черты позволяют делать прозу А.С.Пушкина лёгкой, доступной, понятной широкому читателю. Александром Сергеевичем были введены новые правила использования языка, благодаря которым прозаические произведения читаются легко и доступны для понимания. Этим правилам следуют писатели и сегодня.    Выводы:

Все перечисленные особенности в пушкинских «Повестях Белкина» можно наблюдать и в других прозаических произведениях писателя. Эти стилевые черты позволяют делать прозу А.С.Пушкина лёгкой, доступной, понятной широкому читателю. Александром Сергеевичем были введены новые правила использования языка, благодаря которым прозаические произведения читаются легко и доступны для понимания. Этим правилам следуют писатели и сегодня.

Выводы:

 Источники:  Интернет-ресурсы Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина:  http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=122879  http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=119103  http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=96026  http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=115936  http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=121926   Интернет-ресурсы: http://magon.net.ru/litera/pushkin  http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=cZL1yL0omwU%3D&tabid=10183  http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=sDRsfwtPtJw%3D&tabid=10358   Литература:  А.И.Горшков «Всё богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С.Пушкин в истории русского языка». Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1993.  А.С.Пушкин «Повести Белкина». Москва «СОВРЕМЕННИК», 1991.  Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый: жизнь Пушкина в памяти поколений». «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1989 .  

Источники:

Интернет-ресурсы Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина:

  • http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=122879
  • http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=119103
  • http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=96026
  • http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=115936
  • http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=121926

Интернет-ресурсы:

  • http://magon.net.ru/litera/pushkin
  • http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=cZL1yL0omwU%3D&tabid=10183
  • http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=sDRsfwtPtJw%3D&tabid=10358

Литература:

  • А.И.Горшков «Всё богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С.Пушкин в истории русского языка». Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1993.
  • А.С.Пушкин «Повести Белкина». Москва «СОВРЕМЕННИК», 1991.
  • Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый: жизнь Пушкина в памяти поколений». «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1989 .