СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа"Учитель с большой буквы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Учитель сбольшой буквы",посвященная не легкой профессии .Общие сведения о учителе,трудовая деятельность,наградыЦыреновой Софьи Будаевны,учителя математики.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа"Учитель с большой буквы"»

Курумканское районное Управление образования

МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа»





Районная научно-практическая конференция

«Учитель! Перед именем твоим…»







УЧИТЕЛЬ с большой буквы







Выполнила: Лебедева Любовь, ученица 9 класса

Руководитель: Воронцова Татьяна Валерьевна, учитель математики











Сахули

2019


Оглавление

Введение………………………………………………………………………… . 3

1. Основная часть………………………………………………………………. 5

1.1 Общие сведения об учителе ………………………………………………. 5

1.2 Трудовая деятельность ……………………………………………………… 5

1.3 Награды за добросовестный труд ………………………………………….. 6

1.4 Отзывы бывших учеников, родителей об учителе и классном руководителе

Цыреновой Софье Будаевне …………………………………………………… 7

1.5 Анкетирование……………………………………………………………… .10

Заключение …………………………………………………………………… 12

Список использованной литературы ………………………………………… 14

Приложение (Фотографии, презентация) …………………………………… 15

























Введение

«Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель»

А. Дистервег


Тема моей исследовательской работы «УЧИТЕЛЬ с большой буквы »

Данная тема связана с моим профессиональным будущим, поэтому уже сейчас я интересуюсь профессией учитель и выбрала её в качестве темы своего исследования. Я считаю, что в наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то же время самых сложных профессий. Учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в 21 веке наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. В настоящее время в нашей стране молодые люди все меньше считают профессию учителя престижной. Я думаю, что молодое поколение должно знать о таких замечательных педагогах, как Цыренова Софья Будаевна, учитель математики Сахулинской средней общеобразовательной школы, которая столько сил, труда, души, терпения вкладывала в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год она отдавала себя детям.

Я предположила, если больше рассказывать о роли педагога в нашем обществе, то профессия учителя станет одной из престижных. Если существуют такие люди, которые прославили нашу школу, то мы должны помнить и знать их биографии, сохранить память о них. Это моя гипотеза.

Поставила перед собой вопросы, на которые надо искать ответы. Наметила план действий.

Цель моей исследовательской работы: узнать интересующие меня сведения о профессии учителя математики на примере Цыреновой Софьи Будаевны.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

- формировать опыт исследовательской деятельности;

- находить полезную информацию;

- учиться анализировать и делать выводы;

-воспитать познавательный интерес к профессии учителя.

Предмет изучения: педагогическая деятельность учителя математики Цыреновой Софьи Будаевны.

Методы исследования: поисковый, исследовательский.

Ожидаемые результаты:

-повышение интереса к профессии учителя;

-приобретение новых знаний;

-расширение кругозора.

Практическая значимость работы: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить школьную музейную комнату.





















  1. Основная часть

1.1.Общие сведения об учителе

Я хочу рассказать вам о замечательном учителе нашей школы – Цыреновой Софье Будаевне, учителе математики.

Цыренова Софья Будаевна родилась в 1945 году в с. Улюн Баргузинского района. Окончила Баргузинскую среднюю школу в 1963 году и поступила в Бурятский педагогический институт им. Д. Банзарова на физико–математический факультет. В 1968 году закончила физико-математический факультет Бурятского педагогичекого института им. Д.Банзарова.

С 1970 по 1973 г – работала в Верхней – Ичетуйской средней школе Джидинского района.

С 1973- 1978 г – преподаватель математики и заместитель директора по учебно- воспитательной работе в Уринской средней школе Баргузинского района.

С 25 августа 1978 г по 01 августа 1982 гг – работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе и преподавателем математики в Гаргинской средней школе Курумканского района.

В этой школе она работала до 1988года, а потом перевелась в Сахулинскую среднюю школу. Работала заместителем директора по воспитательной работе и учителем математики, до выхода на заслуженный отдых. Отследив автобиографию Софьи Будаевны, я преступила к исследованию педагогической деятельности.


    1. Трудовая деятельность


Свою педагогическую деятельность Софья Будаевна начала в 1968 г. учителем математики в Аргадинской средней школе. Много усилий приложила для сплочения учительского коллектива, как завуч пользовалась заслуженным авторитетом среди учителей и учащихся. Любой учитель, ученик был для нее интересным собеседником. Она радовалась новой оригинальной мысли, отмечала и сразу поощряла добросовестное отношение к делу, замечала каждый новый шаг в овладении знаниями.

В своей педагогической деятельности Цыренова Софья Будаевна использовала передовые методы преподавания своего предмета, обладала высоким педагогическим мастерством. Неустанно пополняла свои знания чтением научных журналов, новинок литературы по математике. Преподавание вела на научной основе, умело осуществляла индивидуальный подход к учащимся, обучала дифференцированно, доступно, во взаимосвязи с другими учебными предметами. Многим ученикам могла в доступной для них форме объяснить все премудрости математики. Она умела найти подход, «подобрать ключики» к самому нерадивому и недисциплинированному ученику. Ученики любили математику. Софья Будаевна проводила внеклассную работу по предмету, особое внимание уделяла работе с одаренными детьми. В.А.Сухомлинский писал «Ничто так, не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек…».

Её ученики стали учителями, юристами, врачами, экономистами, предпринимателями, инженерами, военнослужащими … и просто хорошими людьми и все они ей благодарны. И без сомнения Софья Будаевна была награждена за свою работу.



1.3 Награды за добросовестный труд

За свой труд в сфере образования Софья Будаевна была награждена почетными грамотами Министерство образования и науки Республики Бурятия, дипломами благодарственными письмами от имени администрации и районного управления образования Джидинского, Баргузинского и Курумканского районов.

В период работы в Гаргинской школе было присвоено звание «Старший учитель».

За безупречный труд Цыренова С.Б. награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР».


1.4 Отзывы бывших учеников

В нашей школе помнят Цыренову Софью Будаевну как учителя математики, и как классного руководителя.

Лучше всего могут рассказать о ней строки из писем ее бывших учеников: «Ваш оптимизм и трудолюбие неиссякаемы и служат добрым примером для творческого подражания. В своей жизни Вы настроены на добрые дела, причем совершенно бескорыстно. Я счастлив, что мне пришлось общаться с Вами, учиться у Вас. За долгую преподавательскую работу много нашего брата – учеников прошло перед вашими глазами. И то, что Вы о нас помните в хорошем смысле, я душевно Вам благодарен. Вы положили много усилий, чтобы раскрыть в нас те качества, которые заложены природой. Всем хорошим в нас мы обязаны вашему доброму сердцу, светлым мыслям, вашему уму, моральной и нравственной чистоте». Этими строками сказано многое о Цыреновой Софье Будаевне.



Отзыв об учителе математики Цыреновой Софье Будаевне

учителя географии Сахулинской школы Большуновой Валерии Геннадиевны, выпускницы 2003 года.

Как известно, математика – это один из самых сложных учебных предметов. Обычно ученикам очень непросто даётся решение задач, уравнений, долго и мучительно приходится ломать голову над различными неравенствами, примерами и графиками. Без помощи учителя, без его подробного объяснения ученикам просто не обойтись.

Я считаю, что с учителем математики мне очень повезло. Уроки математики для учеников нашего класса – были самые интересные уроки! Софья Будаевна очень любила свой предмет, и это видно по её отношению к каждому занятию с нами. Ученики в нашем классе, конечно, были разные по способностям: кто-то понимал учителя с полуслова, а кому-то нужно было объяснить не один раз. Софья Будаевна так строила свой урок, что новая тема становилась понятной всем ученикам. Подбирая нам задания, она обязательно делала так, чтобы мы сами подошли к правильному решению. Ученику, самостоятельно решившему трудную задачу, радостно вдвойне, ведь он сам это решил! Но, безусловно, за каждой нашей победой стояла большая работа учителя. Подробный разбор алгоритмов решения, терпеливое объяснение параграфа, индивидуальная работа с каждым учеником - и всё это Софья Будаевна делала по-доброму, с улыбкой, доброжелательно и спокойно.

Отзыв бывшей ученицы, учителя истории Сахулинской школы Костюковой Марины Станиславовны: «Математику нельзя назвать простой наукой, но мне она была очень интересна. Софья Будаевна - настоящий профессионал и первоклассный учитель! Всегда доходчивое объяснение нового материала позволяло мне и многим ученикам нашего класса быстро и без труда усвоить пройденное. Она очень ответственный учитель, у нее всегда все на своих местах. Всегда была строгая дисциплина. Софья Будаевна предлагала нам проявить себя в конкурсах, это очень приятно. Она всегда объективно ставила оценки.

Мне не было скучно на уроках математики, потому что любой материал она доносила понятно и интересно, иногда с примерами из жизни! Знаю, что с нами было и нелегко, но она всегда могла найти подход к каждому ученику, за что ей отдельное спасибо!!!»

Отзыв Любовниковой Любовь Георгиевны о Цыреновой Софьи Будаевне, как классного руководителя дочери Ольги: «Родительские собрания в нашем классе всегда проводились на должном уровне. Проходили они интересно и разнообразно благодаря компетентности и умению нашего классного руководителя. На родительских собраниях она очень тактично, корректно поднимала острые вопросы, при этом, не ущемляя достоинство учеников и родителей. Всегда готова внимательно выслушать, тактично и грамотно разрешить наши сомнения, дать умный и добрый совет, вселить уверенность»


Отзыв Козулиной Надежды Георгиевны о Цыреновой Софьи Будаевне, как классного руководителя дочери Любы: «Софья Будаевна поддерживала ровные товарищеские отношения ребят в классе, пользовалась авторитетом у наших детей. На классных часах проводила диспуты на злободневные темы, живо интересовалась проблемами подростков. Софья Будаевна очень порядочный и доброжелательный человек. Наши дети с благодарностью вспоминают об этом Учителе с большой буквы. Я считаю, что нам очень повезло, что наши дети обучались в классе такого опытного и грамотного педагога, такого по-матерински доброго и внимательного классного руководителя»


Отзыв бывшего учителя трудового обучения Ёлшиной Любовь Павловны, как о классном руководителе.

Софья Будаевна наш классный руководитель и учитель математики в 6-11 классах. Человек очень требовательный, в первую очередь к себе. Всегда аккуратна, собрана, готова к уроку. Яркий пример для подражания. 
Больше всего вспоминаю интересную школьную жизнь. Походы классом на природу, сбор металлолома и макулатуры, смотры художественной самодеятельности.
А как было интересно на совместных уроках по нескольким предметам. Софья Будаевна привлекала нас для изготовления наглядных пособий своими руками. Мне нравилось работать с подшефными из младших классов и групп детскогосада. 
И всегда с теплотой вспоминаю классные часы, которые проходили как встречи с интересными людьми села. Их тёплые рассказы храню в своём сердце.
Софья Будаевна учила нас уважать труд, ценить в людях доброту и преданность, оставаться в любой ситуации Человеком







1.5 Анкетирование

Для того чтобы выяснить, является ли профессия учителя престижна, я решила провести опрос среди учеников 5-11 классов. Опрос проводился посредством анкетирования.

  1. Свой опрос я начала с вопроса: «Хотели бы вы быть учителем?» По данным опроса учеников с 5-11 классы большинство хотели бы быть учителем. Отсюда можно сделать вывод, что, по мнению учеников, профессия учителя престижна. ( приложение 1)

  2. «Если бы у вас был выбор, каким учителем бы вы стали?» Большая доля опрошенных хотела бы работать учителем математики. Но, как видно на таблице, математика стоит наравне с физической культурой. Также были названы учителя истории – 24%, физики – 15%, биологии – 7%, географии – 15%, труда – 15%, русского языка и литературы – 24%. ( приложение 2)

  3. «Сложно ли быть учителем математики?» Большая часть опрошенных считает профессию учителя математики сложной, приводя совершенно понятные причины: тяжело объяснять материал, нужно иметь сильную нервную систему и хорошее образование, нужно знать много формул и определений, сложный предмет, нужно уметь донести знания до учеников, большая нагрузка. ( приложение 3)

  4. На вопрос: «Каким должен быть учитель?» самыми популярными ответами были: добрым, справедливым, умным, строгим. И я надеюсь, что те ребята, которые в будущем выберут для себя профессию учителя, будут именно такими, как они хотели бы видеть своих учителей. ( приложение 4)

Меня обрадовал тот факт, что на вопрос: «Может ли кто-то или что-то заменить учителя?» основная доля учеников ответила «НЕТ!», также выделяя это слово крупными буквами и восклицательным знаком. Среди положительных ответов были интернет, библиотека и робот.

Вывод: большинство учащихся понимают всю значимость работы учителя и не понимают, как что-то или кто-то может его заменить. (приложение 5)

  1. «Кто для вас ваш учитель?»

«Хороший человек, с которым можно интересно пообщаться», «источник знаний», «книга», «хороший друг».

  1. «Какой он?»

«Порядочный», «понимающий», «справедливый», «требующий», «добрый», «терпеливый», «смешной», «строгий».

Закончить свою анкету я решила на положительной ноте, задав вопрос: «Что бы вы пожелали своим учителям?».

Пожелания: здоровья, добра, долгой жизни, поменьше нервничать, терпения, хорошего настроения, счастья, уважения детей, богатства и примерных учеников.

В результате я могу сделать вывод, что без учителей мы бы не стали теми, кто мы есть на самом деле.


























Заключение

Проведенное исследование позволило мне сделать следующие выводы: во-первых, мне повезло родиться в селе Сахули и учиться в такой замечательной школе как наша. Атмосфера школы, её традиции закладывались и создавались многими педагогами. В своей работе  я рассказала о Цыреновой Софье Будаевне, кто десятилетия своей жизни посвятил воспитанию детей, кто создал историю Сахулинской школы своими руками и делами. Наша школа гордится своими наставниками, учителями-ветеранами. Именно они помогают своим мастерством, советом, добрым делом и отношением поверить в свои силы и возможности начинающим и молодым педагогам. Поэтому многие выпускники и выпускницы нашей школы стали педагогами, некоторые из них вернулись работать в свою школу. Это значит, что школа всегда остается молодой, несмотря на свой возраст!

В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы: изучив биографию моей героини, я получила ответы на интересующие меня вопросы. В ходе выполнения работы я по-новому взглянула на профессию учителя.

Познакомилась с биографией одного из лучших учителей математики моей школы Цыреновой Софьи Будаевны. Считаю, что моя гипотеза подтверждена, цель достигнута. Отрадно понимать то, что с такими учителями, УЧИТЕЛЯМИ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, мы можем встречаться не только на страницах художественной литературы, но и в реальной жизни.

  Я рассказала об одном учителе математики Цыреновой Софье Будаевне.

У самых истоков славной истории нашей школы стояли и стоят ветераны педагогического труда учителя математики: Шадрина Мария Васильевна, Колмакова Екатерина Михайловна, Люоси Галина Михайловна, Мамонова Валентина Ивановна, Телятникова Софья Николаевна. Моя  работа может быть использована для проведения дальнейших исследований.

Хотелось бы закончить свой доклад стихотворением Андрея Дементьева

Не смейте забывать учителей. 
Они о нас тревожатся и помнят. 
И в тишине задумавшихся комнат 
Ждут наших возвращений и вестей. 
Им не хватает этих встреч нечастых. 
И, сколько бы ни миновало лет, 
Случается учительское счастье 
Из наших ученических побед. 
А мы порой так равнодушны к ним: 
Под Новый Год не шлём им поздравлений. 
А в суете иль попросту из лени 
Не пишем, не заходим, не звоним. 
Они нас ждут. Они следят за нами 
И радуются всякий раз за тех, 
Кто снова где-то выдержал экзамен 
На мужество, на честность, на успех. 
Не смейте забывать учителей. 
Пусть будет жизнь достойна их усилий. 
Учителями славится Россия. 
Ученики приносят славу ей. 
Не смейте забывать учителей!











Список источников и  литературы

1.     Воспоминания выпускников школы.

2.     Классные журналы разных лет

3.     Личные архивы ветеранов — учителей, бывших учеников, родителей бывших учеников.

4.     Фотоматериалы



























Приложение

Анкетирование

Приложение 1.

Вопрос

Ответ обучающихся 5-11 классов

1

Хотели бы вы стать учителем?

Да-54%


Приложение 2.

Вопрос

Ответ обучающихся 5-11 классов

2


Если бы у вас был выбор, каким учителем бы вы стали?

Математики-24%, физкультуры-22%,

истории – 12%, физики – 5%, биологии – 7%, географии – 8%, труда – 15%, русского языка и литературы – 7%.


Приложение 3.

Вопрос

Ответ обучающихся 5-11 классов

3

Сложно ли быть учителем математики?

Да -87% математика сложный предмет


Приложение 4.

Вопрос

Ответ обучающихся 5-11 классов

4

Каким должен быть учитель?

Добрым, умным, справедливым, строгим-100%.


Приложение5.

Вопрос

Ответ обучающихся 5-11 классов

5

Может кто-нибудь или что-то заменить учителя?

НЕТ!-100%


Приложение 6.

Вопрос

Ответ обучающихся 5-11 классов

6

«Кто для вас ваш учитель?»


-хороший человек, с которым можно интересно пообщаться,

-источник знаний,

-книга,

-хороший друг

7

Какой он?

«Порядочный», «хороший и добрый», «понимающий», «справедливый», «требующий»,«добрый», «терпеливый»,«смешной», «строгий».

8

Что бы вы пожелали своим учителям?

Пожелания: здоровья, добра, поменьше нервничать, терпения, счастья, уважения детей и примерных учеников.














































































Рецензия

на исследовательскую работу

по теме: «Учитель с большой буквы»

ученицы 9 класса МБОУ « Сахулинская средняя общеобразовательная школа»

Лебедевой Любы.

Данная работа представляет исследование на основе изучения документов из музея школы, воспоминаний выпускников школы,   классных журналов разных лет, личных архивов ветеранов — учителей, фотоматериалов.

  Целью   работы является изучение сведений о профессии учителя. Автор четко определяет задачи, реализуемые в работе. Тема доклада соответствует предложенным направлениям исследований.

Оглавление составлено с изложением пунктов и подпунктов. Актуальность темы, постановка проблемы, цель и задачи работы изложены последовательно и правильно.

В теоретической части доклада приведены доказательства, выявленные в ходе исследования.  Автор правильно сопоставляет им изученное с рассказами и воспоминаниями членов семьи, коллег по работе, делает свои выводы. Заключение составлено в соответствии с личным мнением и отношением автора к проблеме. В приложении вложены фотографии. Есть презентация,планшет.

Материал исследования, методы, использованные в работе, соответствуют поставленным целям и задачам. Главная заслуга автора – это собственное отношение, как представителя молодого поколения, к роли педагога в нашем обществе.


Рецензент:/ /Т.В.Воронцова, учитель математики МБОУ «ССОШ»