Исследовательская работа в УПБ
Учитель биологии МБОУ СОШ №11
Предгорного муниципального
округа Ставропольского края
Печенева А.Г.
Основным видом деятельности учащихся в УПБ является исследовательская и опытническая работа. В нашей школе для учебно-опытной работы в постоянное пользование отведен земельный участок площадью 0.9 га. Участок имеет следующие отделы: овощной, коллекционный, декоративный, плодово-ягодный, производственный, начальных классов, дендрарий. Работа на учебно-опытном участке является составной частью экологического воспитания. Учебно-опытный участок является базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями, ребята закрепляют, расширяют, углубляют знания по биологии, полученные в классе, приобретают умения в выращивании растений, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает навыки научно-исследовательской работы. Пришкольный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней. Учебно – опытный участок используется для оснащения учебных кабинетов самодельными наглядными пособиями. Позволяет школам иметь возможности для обеспечения школьных столовых продуктами питания.
Самое пристальное внимание при организации труда учащиеся на учебно – опытном участке мы уделяем опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляем на решения вопросов, связанных с повышением урожайности растений.
Исследовательская работа в УПБ является важным звеном связи преподавателя, учащиеся получают ясные представления о главных агрономических приёмах возделывания сельскохозяйственных растений и ухода за ними. В процессе работы на УОУ у учащихся воспитываются организаторские и коллективистские навыки, культура труда и эстетические чувства.
При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам находят свое применение в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.
За 2015-2016 учебный год в УПБ нашей школы проводились следующие исследовательские работы:
-«Изучение видового состава и экологическая оценка состояния древесно- кустарниковой растительности школы»;
-«Определение кислотности почвы с помощью
природных индикаторов»;
«Исследование экологического состояния реки Джуца»;
-«Ландшафтный дизайн территории школьного двора»
Исследовательская работа была направлена на достижение следующих целей и задач :
-Определение кислотности почвы с помощью природных индикаторов, получение природных индикаторов различными способами, составление шкалы для каждого индикатора;
- Изучение видового состава древесно- кустарниковой растительности школы и определение ее экологического состояния;
- Определить видовой состав растений школьного двора и окрестностей школы, оценка запыленности школьной территории, выявление влияния определенного вида загрязнения на древесно- кустарниковую растительность, определение экологической обстановки в районе школы, визуальная оценка деревьев и кустарников по внешним признакам и определение класса состояния растений.
Все предложенные работы прошли апробацию и показали хорошую результативность при решении образовательных и воспитательных задач Опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к полевым опытам
Методика проведения полевых опытов:
Прежде всего важно правильно выбрать тему опыта. Она должна быть интересна, доступна для учащихся, связана с программами по биологии и иметь актуальное производственное значение в местных условиях.
Задача любого опыта может быть решена путем сравнения, поэтому в каждом опыте должно быть как минимум две делянки: опытная - вариант, в котором применяется тот или иной исследуемый в опыте прием, и контрольная - вариант опыта, в котором данный прием не применяется. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие, продуктивность растений и на опытной и на контрольной были одинаковыми. Для того, чтобы данные опыта были достоверными, каждая делянка для опытов должна быть размером не менее 2кв.м. С момента закладки опыта ученики последовательно отмечают в дневнике наблюдений все работы, которые они проводят, наблюдения за растениями, а осенью при уборке учитывают урожай с контрольной и опытной делянок и делают заключение о поставленном опыте.
На школьном учебно-опытном участке проводится работа с учащимися 1-4 классов и 5-7 классов в соответствии с программами трудового обучения; природоведения, биологии. На участке организуются общественно-полезный труд, летняя трудовая практика школьников, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда школьников определяется образовательными программами, правилами техники безопасности и установленными санитарно-эпидемическими правилами и нормативами.
1.3. Работа учащихся на школьном участке проводится в тесной связи с изучением основ наук.
1.4 Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с образовательными программами, планами и объемами работ. Участок обеспечивается водой для полива растений.
1.5 Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания в школьной столовой.
Опытно – практические работы на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению знаний и умений по выращиванию культурных растений, воспитанию у учащихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду.
Вместе с проведением опыта учащиеся ведут фенологические наблюдения
Ход работы и фенологические особенности записываются в дневник наблюдений.
В 2015году были проведены следующие опыты.
Культура – картофель
Опыт №1 ( 5 кл.)
Тема опыта: влияние способа посадки картофеля на его урожай
Цель опыта: выявить зависимость урожая картофеля от величины питательных веществ в посадочном материале.
План расположения рядов в опыте:
клубнями по 80гр
1/2клубня
1/4 клубня
кожурой
глазками
Биологические особенности картофеля.
Картофель-культура древнейшая. Растение это очень пластичное, легко приспосабливается к различным почвенным и климатическим условиям. Но, чтобы получить высокие устойчивые урожаи, надо умело подобрать сорт, приспособленный к данным климатическим условиям и учитывать способ посадки. Сажать картофель можно клубнями массой 80г глазками, кожурой. Для посадки отбирают здоровые клубни, их предварительно проращивают в течение 15-20 дней садят на глубину не менее 10см, располагая рядами на расстоянии60-70см ряд от ряда и нее менее35 см от куста.
Агротехнический план работы
№ | Содержание работы | срок |
1 2 3 4 5 6 | Подготовка почвы Посадка картофеля Посадка картофеля Окучивание Наблюдение, уход, борьба с сорняками и вредителями. Уборка урожая подведения итогов наблюдения. | 15 мая 25 мая 15 июня 10 июня В течение лета 5-7 сентября |
Таблица фенологических наблюдений
№ | Культура | Сорт | Появление восходов | Цветение | Усыхание ботвы |
1 2 3 4 5 | КАРТОФЕЛЬ | Невский | 7 июня 10 июня 12 июня 15 июня 17 июня | 25июня 28 июня 1 июля 12 июля 20 июня | 1 сентября 28 августа 25 августа 20 августа 15 августа |
Учет урожая
№ ряда | Общий вес |
1 2 3 4 5 | 22 кг 15кг 8кг 4кг 1,8 кг |
ВЫВОД: Лучше размножается картофель клубнями массой не меньше 80г
Культура-морковь
Опыт№2 (6 кл.)
Тема опыта: влияние площади питания на урожай моркови.
Цель: выявить оптимальную площадь питания для моркови, при которой она дает наибольший урожай.
План распоряжения рядов в опыте
1 – контроль
2 – прорыв ч/з 5см
3- прорыв ч/з10см
Биологические особенности моркови.
Морковь – двухлетнее растение, сем-ва зонтичных. Очень прихотливое растение. Требует хорошей почвы, достаточного кол-ва влаги, неоднократного рыхления .Садить морковь лучше рядами ч/з 5-7 см семя от семени. Если всходы загущены, то ч/з 2 недели их необходимо проредить, ч/з каждые 10 дней междурядья рыхлят, уничтожают сорняки регулярно до полного смыкания ботвы.
Агротехнический план работы.
№ | Содержание работы. | Срок |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Подготовка почвы Посадка Прополка Прореживание по схеме Прополка Поливка Рыхление междурядий Наблюдение Уборка урожая | 20мая 22 мая 24 июня В течении лета В течении лета В течении лета В течении лета Сентябрь |
Таблица фенологических наблюдений
№ | Появление всходов | Степень развития растений | Усыхание ботвы |
1 2 3 | 14 июня 14 июня 14 июня | Листья сильно загущены, мелкие, слабые. Развитие листьев нормальное. Они упругие. Листья очень крепкие | 5-7 сентября 15 сентября 20 сентября |
Учет урожая
№ ряда | Общий вес |
1 2 3 | 1,100 кг очень мелкая 3 кг средняя 5,700 кг очень крупная (350-400 гр) |
Вывод: Лучше выращивать морковь при расстоянии не меньше 5см одно растение от другого.
Культура огурцы.
Опыт№3 (7 кл)
Тема опыта: влияние минеральных удобрений на урожай огурцов.
Цель опыта: выявить, как влияет внесение минеральных удобрений в виде подкормки на урожайность огурцов сорта «неженские».
План распоряжения рядов в опыте
1 –контроль минеральные удобрения не вносились
2 – одноразовая подкорка
3 – двух разовая подкормка, комбинированными минеральными удобрениями.
4 – трёх разовая подкормка
Биологические особенности огурцов
Огурцы-растения субтропиков с ползуче-цепляющимся стеблем. Растение однодомное. Очень прихотливое, требовательно и к почве и к влаге. Если почва бедная или влаги недостаточно, то преобладают мужские цветы (пустоцветы), а плоды искривлены и горькие. Огурцы теплолюбивы. Высаживают в грунт их когда в середине мая. Семена садят на глубину 5-6 см, ч/з 25см одно от другого, т.к. корневая система довольно мощная, и от главного стебля отрастает много боковых стеблей, а это вызывает избыточную засушенность, что заметно снижает урожай. Огурцы очень чувствительны к различным заболеваниям. Главные вредители огурцов –тля и огуречная ржавчина. Они развиваются при нарушении агротехники выращивания огурцов.
Ряд | Содержание работы | Срок |
1,2,3 1,2,3 1,2,3 2,3, 3 1,2,3 | Подготовка почвы, лунок Посадка огурцов Полив Первая подкормка Вторая подкормка Сбор плодов Подведение итогов. | 24 мая 25 мая В течении лета При появлении настоящих листьев (10 июня) 25 июня По окончанию плодоношения. |
Таблица фенологических наблюдений
№ | Что наблюдали | 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
1 2 3 4 5 | Срок всходов Срок цветения Степень развития ботвы после 1-й подкормки. Степень развития плодов после 2-ой подкорки усыхание ботвы. | 2 июня 28 июня Умеренное Плодов мало 1й 20.07 8 августа | 2 июня 26 июня Хорошее Плодов умеренно 1й-17.07 12 августа | 2 июня 26 июня Хорошее Интенсивно развита. Плодов много, завязь хорошая. 1-й14.07 16 августа |
Учет урожая
№ Ряда | Дата | Общий вес |
К 1 | 23.07 | 1,100 кг |
25.07 | 2 кг |
28.07 | 3,300 кг |
31. 07 | 4,500 кг |
2.08 | 3 кг |
4.08 | 2,300 кг |
6.08 | 1,400кг всего 17,6 кг |
2 | 19.07 | 1,100 кг |
21.07 | 2 кг |
23.08 | 2,700 кг |
26.07 | 3,200 кг |
30.07 | 4,100 кг |
2.08 | 5,2000 кг |
4.08 | 4,100 кг |
7.08 | 3,100 кг |
10.08 | 1,2 00кг всего 26,7 кг |
3 | 17.07 | 1,200 кг |
19.07 | 2,500 кг |
22.07 | 3,400 кг |
25.07 | 4,600 кг |
28.07 | 5,300 кг |
1.08 | 6,400 кг |
3.08 | 5,400 кг |
6.08 | 4,100 кг |
9.08 | 3,300 кг |
13.08 | 1,400 кг всего 37,6 кг |
ВЫВОД: подкормка минеральными удобрениями повышает урожайность огурцов в 2 раза.
Культура-томаты
Опыт№4 (8 кл)
Тема опыта: влияние пасынкования на урожайность томатов.
Цель опыта: выявить степень зависимости урожая томатов от пасынкования.
3-контроль (пасынкование не проводилось)
4-растения пропасынкованы.
Биологические особенности томатов.
Помидоры - семейство пасленовых. Однолетние, довольно не прихотливые к почве и влаге, но требуют все же соблюдения определенных агротехнических правил при выращивании:
1 Обильного полива в начале роста.
2 Пасынкования.
3 Сокращение полива во время созревания полива.
Для получения раннего урожая, помидоры высаживают в помещениях, а в грунт высаживают рассаду. Это благоприятно для томатов, т. к. при этом еще проводится и пикировка. Культурные сорта помидор чувствительны томатной гнили, которая поражает их в дождливое холодное лето. Садить томаты можно рядом или лунками, но не ближе 70см. друг от друга.
№ Ряда | Дата | Общий вес |
3 | 20.08 | 2 кг |
25.08 | 5,200 кг |
28.08 | 6,300 кг |
31. 08 | 7 кг |
4.09 | 8,800 кг |
7.09 | 12 кг |
10.09 | 15 кг |
13.09 | 9 кг всего 65,3 кг |
2 | 20.08 | 4 кг |
25.08 | 9 кг |
28.08 | 11,500 кг |
31.08 | 14,700 кг |
4.09 | 16,300кг |
7.09 | 17 кг |
10.09 | 18кг |
13.09 | 14 кг всего 104,5 кг |
Вывод: При пасынковании томатов их урожайность увеличивается в 1,6 раза.
9.Практические результаты
В результате соблюдения агротехники выращивания растений, учащиеся добились хороших результатов:
За 2015-2016 учебный год на пришкольном участке произведено:
№ п/п | Культура | Урожай в кг. |
1 | Картофель | 220 |
2 | Морковь | 370 |
3 | Свекла | 350 |
4 | Капуста | 350 |
5 | Кабачки | 53 |
6 | Патиссоны | 25 |
7 | Томаты | 170 |
8 | Огурцы | 82 |
9 | Перец | 22 |
10 | Баклажаны | 18 |
11 | Фасоль | 26 |
12 | Тыква | 80 |
13 | Зелень сухая | 3 |
| ВСЕГО | 1.763 |
Овощи, выращенные на пришкольном участке, использоваться в школьной столовой, хранятся в специальном овощехранилище и закладываются в достаточном количестве на целый год. Кроме того, школа заготавливает сушеные пряности, мяту, мелиссу. Учащиеся раз в неделю получают фиточаи и круглый год периодически получают витамины в виде овощей.
Излишки реализуются. Кроме осенней продажи овощей, весной (в мае и начале июня) мы продаём рассаду капусты, помидор, перцев и баклажан населению. Вырученные деньги мы используем для приобретения недостающих семян овощей и цветочных культур, сельскохозяйственного ручного инвентаря, поощрения учащихся, отличившихся при прохождении летней трудовой практики.
Собраны семена растений:
- цветочно-декоративных - календулы, настурции, гвоздики, петунии, циннии, астр, бархатцев и др.
- овощных - кабачков, фасоли, укропа, бобов, гороха, свеклы, моркови.
Перспективы работы в УПБ:
В перспективе мы планируем заложить плодово-ягодный отдел для усиления витаминизированного питания школьников.
Улучшить материально-техническую базу (приобрести мотоблок), создать экологический отдел.
Продолжить опытническую и исследовательскую работу учащихся.