СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа в УПБ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены виды работ в  УПБ. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа в УПБ»

Исследовательская работа в УПБ





Учитель биологии МБОУ СОШ №11

Предгорного муниципального

округа Ставропольского края

Печенева А.Г.




Основным видом деятельности учащихся в УПБ является исследовательская и опытническая работа. В нашей школе для учебно-опытной работы в постоянное пользование отведен земельный участок площадью 0.9 га. Участок имеет следующие отделы: овощной, коллекционный, декоративный, плодово-ягодный, производственный, начальных классов, дендрарий. Работа на учебно-опытном участке является составной частью экологического воспитания. Учебно-опытный участок является базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями, ребята закрепляют, расширяют, углубляют знания по биологии, полученные в классе, приобретают умения в выращивании растений, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает навыки научно-исследовательской работы. Пришкольный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней. Учебно – опытный участок используется для оснащения учебных кабинетов самодельными наглядными пособиями. Позволяет школам иметь возможности для обеспечения школьных столовых продуктами питания.

Самое пристальное внимание при организации труда учащиеся на учебно – опытном участке мы уделяем опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляем на решения вопросов, связанных с повышением урожайности растений.

Исследовательская работа в УПБ является важным звеном связи преподавателя, учащиеся получают ясные представления о главных агрономических приёмах возделывания сельскохозяйственных растений и ухода за ними. В процессе работы на УОУ у учащихся воспитываются организаторские и коллективистские навыки, культура труда и эстетические чувства.

При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.

Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам находят свое применение в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.

За 2015-2016 учебный год в УПБ нашей школы проводились следующие исследовательские работы:

-«Изучение видового состава и экологическая оценка состояния древесно- кустарниковой растительности школы»;

-«Определение кислотности почвы с помощью

природных индикаторов»;

«Исследование экологического состояния реки Джуца»;

-«Ландшафтный дизайн территории школьного двора»

Исследовательская работа была направлена на достижение следующих целей и задач :

-Определение кислотности почвы с помощью природных индикаторов, получение природных индикаторов различными способами, составление шкалы для каждого индикатора;

- Изучение видового состава древесно- кустарниковой растительности школы и определение ее экологического состояния;

- Определить видовой состав растений школьного двора и окрестностей школы, оценка запыленности школьной территории, выявление влияния определенного вида загрязнения на древесно- кустарниковую растительность, определение экологической обстановки в районе школы, визуальная оценка деревьев и кустарников по внешним признакам и определение класса состояния растений.

Все предложенные работы прошли апробацию и показали хорошую результативность при решении образовательных и воспитательных задач Опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к полевым опытам

Методика проведения полевых опытов:


Прежде всего важно правильно выбрать тему опыта. Она должна быть интересна, доступна для учащихся, связана с программами по биологии и иметь актуальное производственное значение в местных условиях.


Задача любого опыта может быть решена путем сравнения, поэтому в каждом опыте должно быть как минимум две делянки: опытная - вариант, в котором применяется тот или иной исследуемый в опыте прием, и контрольная - вариант опыта, в котором данный прием не применяется. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие, продуктивность растений и на опытной и на контрольной были одинаковыми. Для того, чтобы данные опыта были достоверными, каждая делянка для опытов должна быть размером не менее 2кв.м. С момента закладки опыта ученики последовательно отмечают в дневнике наблюдений все работы, которые они проводят, наблюдения за растениями, а осенью при уборке учитывают урожай с контрольной и опытной делянок и делают заключение о поставленном опыте.


На школьном учебно-опытном участке проводится работа с учащимися 1-4 классов и 5-7 классов в соответствии с программами трудового обучения; природоведения, биологии. На участке организуются общественно-полезный труд, летняя трудовая практика школьников, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда школьников определяется образовательными программами, правилами техники безопасности и установленными санитарно-эпидемическими правилами и нормативами.

1.3. Работа учащихся на школьном участке проводится в тесной связи с изучением основ наук.

1.4 Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с образовательными программами, планами и объемами работ. Участок обеспечивается водой для полива растений.

1.5 Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания в школьной столовой.


Опытно – практические работы на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению знаний и умений по выращиванию культурных растений, воспитанию у учащихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду.

Вместе с проведением опыта учащиеся ведут фенологические наблюдения

Ход работы и фенологические особенности записываются в дневник наблюдений.


В 2015году были проведены следующие опыты.

Культура – картофель

Опыт №1 ( 5 кл.)

Тема опыта: влияние способа посадки картофеля на его урожай

Цель опыта: выявить зависимость урожая картофеля от величины питательных веществ в посадочном материале.

План расположения рядов в опыте:


1

К

2

3

4

5


  1. клубнями по 80гр

  2. 1/2клубня

  3. 1/4 клубня

  4. кожурой

  5. глазками

Биологические особенности картофеля.

Картофель-культура древнейшая. Растение это очень пластичное, легко приспосабливается к различным почвенным и климатическим условиям. Но, чтобы получить высокие устойчивые урожаи, надо умело подобрать сорт, приспособленный к данным климатическим условиям и учитывать способ посадки. Сажать картофель можно клубнями массой 80г глазками, кожурой. Для посадки отбирают здоровые клубни, их предварительно проращивают в течение 15-20 дней садят на глубину не менее 10см, располагая рядами на расстоянии60-70см ряд от ряда и нее менее35 см от куста.


Агротехнический план работы

Содержание работы

срок

1

2

3

4

5

6

Подготовка почвы

Посадка картофеля

Посадка картофеля

Окучивание

Наблюдение, уход, борьба с сорняками и вредителями.

Уборка урожая подведения итогов наблюдения.

15 мая

25 мая

15 июня

10 июня

В течение лета

5-7 сентября



Таблица фенологических наблюдений

Культура

Сорт

Появление восходов

Цветение

Усыхание ботвы

1

2

3

4

5


КАРТОФЕЛЬ

Невский

7 июня

10 июня

12 июня

15 июня

17 июня


25июня

28 июня

1 июля

12 июля

20 июня


1 сентября

28 августа

25 августа

20 августа

15 августа


Учет урожая

№ ряда

Общий вес

1

2

3

4

5


22 кг

15кг

8кг

4кг

1,8 кг


ВЫВОД: Лучше размножается картофель клубнями массой не меньше 80г


Культура-морковь

Опыт№2 (6 кл.)

Тема опыта: влияние площади питания на урожай моркови.

Цель: выявить оптимальную площадь питания для моркови, при которой она дает наибольший урожай.


План распоряжения рядов в опыте


1

2

3


1 – контроль

2 – прорыв ч/з 5см

3- прорыв ч/з10см

Биологические особенности моркови.

Морковь – двухлетнее растение, сем-ва зонтичных. Очень прихотливое растение. Требует хорошей почвы, достаточного кол-ва влаги, неоднократного рыхления .Садить морковь лучше рядами ч/з 5-7 см семя от семени. Если всходы загущены, то ч/з 2 недели их необходимо проредить, ч/з каждые 10 дней междурядья рыхлят, уничтожают сорняки регулярно до полного смыкания ботвы.


Агротехнический план работы.

Содержание работы.

Срок

1

2

3

4

5

6

7

8

Подготовка почвы

Посадка Прополка

Прореживание по схеме

Прополка

Поливка

Рыхление междурядий

Наблюдение

Уборка урожая

20мая

22 мая

24 июня

В течении лета

В течении лета

В течении лета

В течении лета

Сентябрь



Таблица фенологических наблюдений

Появление всходов

Степень развития растений

Усыхание ботвы

1


2


3

14 июня


14 июня


14 июня

Листья сильно загущены, мелкие, слабые.

Развитие листьев нормальное. Они упругие.

Листья очень крепкие

5-7 сентября


15 сентября


20 сентября

Учет урожая


№ ряда

Общий вес

1

2

3

1,100 кг очень мелкая

3 кг средняя

5,700 кг очень крупная (350-400 гр)


Вывод: Лучше выращивать морковь при расстоянии не меньше 5см одно растение от другого.


Культура огурцы.

Опыт№3 (7 кл)

Тема опыта: влияние минеральных удобрений на урожай огурцов.

Цель опыта: выявить, как влияет внесение минеральных удобрений в виде подкормки на урожайность огурцов сорта «неженские».


План распоряжения рядов в опыте


1

2

3

4


1 –контроль минеральные удобрения не вносились

2 – одноразовая подкорка

3 – двух разовая подкормка, комбинированными минеральными удобрениями.

4 – трёх разовая подкормка


Биологические особенности огурцов


Огурцы-растения субтропиков с ползуче-цепляющимся стеблем. Растение однодомное. Очень прихотливое, требовательно и к почве и к влаге. Если почва бедная или влаги недостаточно, то преобладают мужские цветы (пустоцветы), а плоды искривлены и горькие. Огурцы теплолюбивы. Высаживают в грунт их когда в середине мая. Семена садят на глубину 5-6 см, ч/з 25см одно от другого, т.к. корневая система довольно мощная, и от главного стебля отрастает много боковых стеблей, а это вызывает избыточную засушенность, что заметно снижает урожай. Огурцы очень чувствительны к различным заболеваниям. Главные вредители огурцов –тля и огуречная ржавчина. Они развиваются при нарушении агротехники выращивания огурцов.


Ряд

Содержание работы

Срок

1,2,3

1,2,3

1,2,3

2,3,


3

1,2,3

Подготовка почвы, лунок

Посадка огурцов

Полив

Первая подкормка


Вторая подкормка

Сбор плодов

Подведение итогов.

24 мая

25 мая

В течении лета

При появлении настоящих листьев (10 июня)

25 июня

По окончанию плодоношения.


Таблица фенологических наблюдений


Что наблюдали

1 ряд

2 ряд

3 ряд

1

2

3




4




5

Срок всходов

Срок цветения

Степень развития ботвы после 1-й подкормки.


Степень развития плодов после 2-ой подкорки




усыхание ботвы.

2 июня

28 июня

Умеренное




Плодов мало

1й 20.07





8 августа

2 июня

26 июня

Хорошее




Плодов умеренно

1й-17.07




12 августа

2 июня

26 июня

Хорошее

Интенсивно развита.


Плодов много, завязь хорошая.

1-й14.07




16 августа


Учет урожая

№ Ряда

Дата

Общий вес

К 1

23.07

1,100 кг

25.07

2 кг

28.07

3,300 кг

31. 07

4,500 кг

2.08

3 кг

4.08

2,300 кг

6.08

1,400кг всего 17,6 кг

2

19.07

1,100 кг

21.07

2 кг

23.08

2,700 кг

26.07

3,200 кг

30.07

4,100 кг

2.08

5,2000 кг

4.08

4,100 кг

7.08

3,100 кг

10.08

1,2 00кг всего 26,7 кг

3

17.07

1,200 кг

19.07

2,500 кг

22.07

3,400 кг

25.07

4,600 кг

28.07

5,300 кг

1.08

6,400 кг

3.08

5,400 кг

6.08

4,100 кг

9.08

3,300 кг

13.08

1,400 кг всего 37,6 кг


ВЫВОД: подкормка минеральными удобрениями повышает урожайность огурцов в 2 раза.

Культура-томаты

Опыт№4 (8 кл)


Тема опыта: влияние пасынкования на урожайность томатов.

Цель опыта: выявить степень зависимости урожая томатов от пасынкования.


1

2

3

4

5


3-контроль (пасынкование не проводилось)

4-растения пропасынкованы.

Биологические особенности томатов.


Помидоры - семейство пасленовых. Однолетние, довольно не прихотливые к почве и влаге, но требуют все же соблюдения определенных агротехнических правил при выращивании:

1 Обильного полива в начале роста.

2 Пасынкования.

3 Сокращение полива во время созревания полива.

Для получения раннего урожая, помидоры высаживают в помещениях, а в грунт высаживают рассаду. Это благоприятно для томатов, т. к. при этом еще проводится и пикировка. Культурные сорта помидор чувствительны томатной гнили, которая поражает их в дождливое холодное лето. Садить томаты можно рядом или лунками, но не ближе 70см. друг от друга.


№ Ряда

Дата

Общий вес

3

20.08

2 кг

25.08

5,200 кг

28.08

6,300 кг

31. 08

7 кг

4.09

8,800 кг

7.09

12 кг

10.09

15 кг

13.09

9 кг всего 65,3 кг

2

20.08

4 кг

25.08

9 кг

28.08

11,500 кг

31.08

14,700 кг

4.09

16,300кг

7.09

17 кг

10.09

18кг

13.09

14 кг всего 104,5 кг


Вывод: При пасынковании томатов их урожайность увеличивается в 1,6 раза.


9.Практические результаты

В результате соблюдения агротехники выращивания растений, учащиеся добились хороших результатов:

За 2015-2016 учебный год на пришкольном участке произведено:

п/п

Культура

Урожай в кг.

1

Картофель

220

2

Морковь

370

3

Свекла

350

4

Капуста

350

5

Кабачки

53

6

Патиссоны

25

7

Томаты

170

8

Огурцы

82

9

Перец

22

10

Баклажаны

18

11

Фасоль

26

12

Тыква

80

13

Зелень сухая

3


ВСЕГО

1.763


Овощи, выращенные на пришкольном участке, использоваться в школьной столовой, хранятся в специальном овощехранилище и закладываются в достаточном количестве на целый год. Кроме того, школа заготавливает сушеные пряности, мяту, мелиссу. Учащиеся раз в неделю получают фиточаи и круглый год периодически получают витамины в виде овощей.

Излишки реализуются. Кроме осенней продажи овощей, весной (в мае и начале июня) мы продаём рассаду капусты, помидор, перцев и баклажан населению. Вырученные деньги мы используем для приобретения недостающих семян овощей и цветочных культур, сельскохозяйственного ручного инвентаря, поощрения учащихся, отличившихся при прохождении летней трудовой практики.


Собраны семена растений:

- цветочно-декоративных - календулы, настурции, гвоздики, петунии, циннии, астр, бархатцев и др.

- овощных - кабачков, фасоли, укропа, бобов, гороха, свеклы, моркови.

Перспективы работы в УПБ:

  • В перспективе мы планируем заложить плодово-ягодный отдел для усиления витаминизированного питания школьников.

  • Улучшить материально-техническую базу (приобрести мотоблок), создать экологический отдел.

  • Продолжить опытническую и исследовательскую работу учащихся.