СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние физических нагрузок на формирование опорно-двигательного аппарата".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе говорится о нарушениях и отклонениях опорно-двигательного аппарата. Об осанке и о комплексе упражнений для укрепления мышц спины.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние физических нагрузок на формирование опорно-двигательного аппарата".»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 11 города Благовещенска»





ГОРОДСКАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«
СТАРТ В НАУКУ»




Влияние физических нагрузок на формирование

опорно-двигательного аппарата.



СЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА







Работу выполнил:

Щетинин Максим Дмитриевич , ученик 10 «А» класса

МАОУ «Школа №11 города Благовещенска»

Руководитель:

Шашкина Вера Павловна,

отличник физической культуры и спорта,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории







Благовещенск 2016


Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3

  1. Особенности и этапы формирования ОДА…………...……………….……5

  2. Осанка…………………………………………………………………………6

2.1. Нарушения осанки………………..……………………………………….6

2.2 Причины проблем с ОДА………………………………………………....8

3. Методы корректирования осанки……………………………………………9

4. Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке…………………………………………………………………..……10

5. Практическая работа………………………………………………………...13

Список используемой литературы………………........................…………….18

Приложение 1.…………………………………….……………..………….......19

Приложение 2………………………………………….………………………..20

Приложение 3…………………………………………….……………………..22

















Ведение

Одним из важнейших показателей здоровья человека ,несомненно, является его физическое развитие. И в основном, оценивая физическую форму человека, обращают внимание именно на состояние опорно-двигательного аппарата.

К сожалению, на сегодняшний день основная масса нарушений и отклонений, выявляемых при профилактических обследованиях, приходится опорно-двигательный аппарат. По статистике, около восьмидесяти процентов подрастающего поколения имеют проблемы с осанкой. В основном это некритичные нарушения, однако нередко встречаются и запущенные заболевания, перешедшие в хроническую форму, среди них– плоскостопие, кифоз, сколиоз, лордоз, остеохондроз.

Исходя из вышеизложенных данных нами была выбрана тема исследовательской работы: “Влияние физических нагрузок на формирование

опорно-двигательного аппарата”.

Актуальность: В настоящее время почти каждый второй страдает от заболеваний опорно-двигательного аппарата. Многие люди вынуждены ограничивать себя в какой-либо деятельности из-за дискомфорта болей, вызванных проблемами с ОДА.

Объект исследования –процесс формирования правильной осанки и улучшения состояния ОДА при помощи физических упражнений.

Предмет исследования физические упражнения как метод улучшения общего состояния аппарата опоры и движения.

Цель исследования – выявление эффективности физических упражнений при оздоровлении и корректировании ОДА.

Гипотеза: если обучающиеся будут владеть достаточными знаниями о влиянии физических нагрузок на организм и регулярно пользоваться этими знаниями, то:

1.Здоровье обучающихся заметно возрастёт

2.Увеличится физическая подготовленность обучающихся



3.Обучающиеся станут относиться к собственному здоровью как к важнейшей ценности, данной им природой

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Диагностические (анкетирование).

3. Методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.
























  1. Особенности и этапы формирования ОДА

Опорно-двигательный аппарат образован костным скелетом и мышцами. Мышцы человека делятся на три вида: гладкая мускулатура, которая выстилает органы и сосуды, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью; поперечнополосатая мускулатура сердца, и, наконец, основная мышечная масса – поперечнополосатая скелетная мускулатура, обеспечивающая нам функцию передвижения. Мышцы, выполняя свою работу, одновременно улучшают и функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышца является активным элементом аппарата движения. Мышечная система функционирует не изолированно. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.


Скелетные мышцы формируются на ранних этапах развития плода. Так к 8-й неделе уже заложены все мышечные группы тела. В процессе созревания мышечных волокон увеличивается количество в них миофибрилл, ядер, появляется поперечнополосатая исчерченность.

Самым активным периодом прироста мышечной массы считают детский возраст и в период полового созревания.

Диаметр мышечных волокон увеличивается до 35 лет. Химический состав мышц с возрастом также изменяется. Мощность и величина мышц тела находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. При физической нагрузке усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит увеличение массы мускулатуры. Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.




2.Осанка

Осанка — это естественное положение тела человека при движении и в состоянии покоя.

Человек с правильной осанкой держит корпус и голову прямо. У него лёгкая походка, прямой позвоночник, плечи слегка опущены и отведены назад, живот подтянут. Хотелось бы отметить, что человек с правильной осанкой и не имеющий проблем с ОДА выглядит гораздо увереннее и респектабельнее, чем тот, у кого имеются какие-то отклонения.

В норме в вертикальной проекции со стороны спины позвоночник прямой, а также, если рассматривать сбоку, то имеет 4 изгиба: изгибы вперёд в шейном и поясничном отделах (шейный и поясничный лордоз), изгибы назад в грудном и крестцово-копчиковом отделах (грудной и крестцовый кифоз). Эти изгибы помогают позвоночнику выдерживать нагрузку, предохраняют связки и межпозвоночные диски от травм.

2.1Нарушения осанки

Симптомы неправильной осанки

При неправильной осанке человек ходит, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Позвоночник человека с неправильной осанкой выглядит несимметрично, лопатки находятся на разной высоте. Может возникнуть асимметрия в области талии и трудности при наклонах.

Искривление осанки вызывает боль в груди, спине, быструю утомляемость, слабость, плохо влияет на работу внутренних органов. Человек может жаловаться на боль в стопах при ходьбе, чаще простужается, у него возникают явные искривления позвоночника, отличается длина ног в позе лёжа на животе.

Чем опасны нарушения осанки

Нарушения осанки могут привести к остеохондрозу и другим болезням позвоночника, ухудшить работу сердца, печени, лёгких, желудка и кишечника. Изменение естественных изгибов позвоночника приводит к неравномерной нагрузке на позвоночник. У человека может деформироваться грудная клетка, возникнуть проблемы с дыханием и кровообращением.



Плоская спина увеличивает риск возникновения сколиоза и компрессионных переломов.

Нарушения осанки, особенно сколиоз, могут быстро прогрессировать и вызвать тяжёлые осложнения: рёберно-позвоночный горб, инвалидность. Если не начать коррекцию осанки вовремя, физические упражнения не помогут вернуть позвоночник в нормальное положение, понадобится операция для фиксации позвоночника.

Вид нарушения осанки

Симптомы

Сколиоз — отклонение позвоночника в сторону

Асимметрия плеч, лопаток, таза, локтей, искривление позвоночника, нарушение походки, боли в спине, между лопатками, в пояснице, грудной клетке, головные боли.

Круглая спина

Увеличение изгиба назад в грудном отделе. Голова наклоняется вперёд, плечи опускаются и отводятся назад, лопатки не прилегают к спине. У человека впалая грудная клетка и плоские ягодицы.

Кругло-вогнутая спина

Голова, шея и плечи наклонены вперёд, живот выступает. Мышцы живота, спины, ягодиц и задней поверхности бёдер растянуты. Могут опуститься внутренние органы. Изгибы позвоночника увеличены.

Плоская спина

Изгибы позвоночника сглажены, грудная клетка и нижняя часть живота выдаются назад. Мускулатура плохо развита. Плоская спина развивается из-за слабости мышц.

Плоско-вогнутая спина

Уменьшается изгиб назад в грудном отделе, увеличивается изгиб вперёд в поясничном отделе. Ягодицы отступают назад, а живот выступает вперёд и свисает. У больного ослаблены мышцы живота, узкая


грудная клетка.


Сутулость

Изгиб назад в грудном отделе увеличен, изгиб вперёд в пояснице сглажен. Плечи опущены и наклонены вперёд, лопатки не прилегают к спине.


2.2Причины проблем с ОДА

Негативные последствия на формирование опорно-двигательного аппарата обучающихся негативно влияют такие очевидные факторы как низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, несформированные двигательные навыки, такие как осанка, походка, посадка за столом (партой), положение тела во время сна. Помимо вышеизложенного, оказывают огромное воздействие несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками и так далее. Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны ОДА. Важную роль в профилактике нарушений ОДА может сыграть обучение школьников тому, как следует стоять, ходить, сидеть, лежать во время сна.











3.Методы корректирования осанки

Одним из важнейших этапов в формировании правильной осанки является овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки.

Благодаря этому ощущению появляется образец для самоконтроля, на который можно равняться в процессе корректирования осанки.

Решающим же оказывается воздействие физических нагрузок на организм. Физические упражнения укрепляют мышцы туловища, оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Также важно вовремя начать лечение. Лечебная физкультура показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.

Также, проводя мероприятия по корректированию осанки, необходимо принять во внимание закономерности обучения двигательным действиям и развития физических способностей. Необходимо грамотно и тщательно обдумать весь процесс реабилитации с учетом частных закономерностей физической культуры и физического воспитания.














4.Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке

Скелетная мускулатура – основной механизм движения. Хорошо развитая мускулатура компенсирует большую часть нагрузки, приходящейся на организм. Слаборазвитая мускулатура может стать причиной многих серьезный патологий, например, слабость мышц спины и плечевого пояса может поспособствовать деформации грудной клетки и прочим страшным заболеваниям, следствиями которых будут являться затруднение работы легких и сердца, ухудшение кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека, эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны – состоянием тонуса мышц.

Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата

В основном к подобным деформациям относятся нарушения формирования позвоночника. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Неправильная осанка способствует изменениям межпозвонковых дисков с негативными последствиями, главные из которых это неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. И чаще всего этому подвержены дети, плохо развитые физически.

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения – плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы .

В процессе коррекции опорно-двигательного аппарата путем применения физических нагрузок необходимо учитывать индивидуальные свойства организма и особенности, связанными с основным заболеванием. При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечнососудистой и дыхательной систем, а при деформации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег.

.












5. Практическая работа

Для того чтобы выявить процент обучающихся страдающих от заболеваний опорно-двигательного аппарата, был проведен опрос среди учеников 6,8 классов.



Класс

Кол-во учеников

Кол-во учеников не имеющих проблем с ОДА

Кол-во учеников, имеющих проблемы с ОДА

Процент здоровых

детей

6 «А»

26

17

9

65%

6«Г»

28

22

6

78%

8«В»

25

19

6

76%

8«Г»

26

16

10

61%



Вывод: По результатам опроса видно, что на начало эксперимента относительно большой процент учащихся имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому мы считаем необходимым ознакомить учеников с программой по оздоровлению ОДА.


Ученики, имеющие проблемы с ОДА, обычно жаловались на боли в поясничном, грудном, шейном отделе позвоночника, а также на низкую выносливость, что говорит о плохом физическом развитии.




Далее, среди тех учеников, которые жаловались на проблемы с ОДА был проведен осмотр, который включал в себя:

1.Осмотр стоя со спины

Мы рассматривали симметричность лопаток относительно позвоночника, наличие явных искривлений, а также сравнивали высоту плеч.

2.Осмотр сбоку

Теперь осмотрим испытуемого сбоку. У правильно развитого человека грудная клетка должна быть слегка приподнята, живот подтянут, ноги выпрямлены, физиологические изгибы позвоночника плавные и умеренно выражены.

3.Осмотр в наклоне

Класс

Кол-во учеников

Кол-во учеников не имеющих проблем с ОДА



Кол-во учеников, имеющих проблемы с ОДА


Кол-во детей, имеющих явные визуальные признаки отклонений

Процент детей, не имеющих визуальных

признаков отклонений

от общего числа детей

6 «А»

26

17

9

7

27%

6«Г»

28

22

6

4

14%

8«В»

25

19

6

5

20%

8«Г»

26

16

10

8

30%

При осмотре в наклоне мы просили испытуемого наклониться вперед и постараться достать пола руками. В норме гармонично сложенный человек должен, наклонившись, без особого труда коснуться пола кончиками пальцев, не сгибая при этом ноги в коленях




Далее были проведены антропометрические замеры среди шестых классов, который включал в себя замер объема бедер и обхват груди.

Общее кол-во обучающихся

Средний рост

Средний объем бедер

Средний обхват груди

54

145

72

68


Вывод: по результатам замеров видно, что при нормальном среднем росте средние объемы бедер и груди ниже средних показателей

Также среди этих же классов был проведен опрос, выявляющий количество учеников, занимающихся спортом и выполняющих физические упражнения.

Класс

Кол-во учеников, выполняющих физические упражнения

Кол-во опрошенных

6 «А»

9

26

6 «Г»

14

28

8«В»

12

25

8«Г»

7

26










Вывод: По результатам опроса видно, что большинство учеников не выполняют никаких физических упражнений и, скорее всего, не осведомлены о пользе и влиянии физических нагрузок на организм.


После проведения опросов нами была предложена программа по оздоровлению опорно-двигательного аппарата. В нее входили: комплекс упражнений и перечень некоторых корректирующих ограничительных правил.

Ученики должны были выполнять упражнения и следовать правилам в течение 2-х месяцев.

По прошествии двух месяцев был проведен повторный опрос, которых показал, что количество учеников, страдающих от заболеваний опорно-двигательного аппарата сократилось.


Класс

Кол-во учеников

Кол-во учеников не имеющих проблем с ОДА

Кол-во учеников, имеющих проблемы с ОДА

Процент здоровых

детей

6 «А»

26

22

4

85%

6 «Г»

28

25

3

89%

8 «В»

25

22

3

88%

8 «Г»

26

21

5

80%

Вывод: К концу эксперимента, после того как участники выполняли все инструкции в течение двух месяцев, процент учащихся с заболеваниями ОДА заметно сократился. Также большинство учеников отмечали улучшение физической формы, повышение выносливости, и энергичности.





Также был проведен повторный осмотр, который включал в себя все то же самое, что и в начале эксперимента.


Класс

Кол-во учеников

Кол-во учеников не имеющих проблем с ОДА



Кол-во учеников, имеющих проблемы с ОДА


Кол-во детей, имеющих явные визуальные признаки отклонений

Процент детей, не имеющих визуальных

признаков отклонений

от общего числа детей

6 «А»

26

17

4

1

4%

6«Г»

28

22

3

2

7%

8«В»

25

19

3

0

0%

8«Г»

26

16

5

2

8%




Вывод: По результатам данного осмотра можно увидеть, что методы корректирования опорно-двигательного аппарат более чем эффективны.

Обучающиеся, имевшие на начало эксперимента как визуальные дефекты, так и дискомфорт, смогли исправить нарушения.

Общее кол-во обучающихся

Средний рост

Средний объем бедер

Средний обхват груди

54

145

75

72


Вывод: К концу эксперимента наблюдается выравнивание показателей объемов до нормальных, что говорит о нормальном физическом развитии.





6. Заключение

После проведенного нами исследования было выявлено, что при формировании опорно-двигательного аппарата воздействие физических нагрузок имеет огромное значение. При нарушениях осанки методы физического воздействия наиболее эффективны.

Обучающиеся, принявшие участие в нашем эксперименте, доказали, что если обучающиеся будут владеть достаточными знаниями о влиянии физических нагрузок на организм и регулярно пользоваться этими знаниями, то это заметно скажется как на здоровье, так и на физическом развитии.

Физические упражнения, проводимые с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки, которые могут быть вызваны заболеванием скелета, малой подвижностью, слабым развитием мышц.


















Список используемой литературы

1. Попов. Лечебная физическая культура. Москва, 2004.

2. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1993.

3. Под редакцией Коваленко В.А., Физическая культура: Учебное пособие - Изд-во АСВ, 2000.

4. Под ред. В.И.Ильинича, Физическая культура студента - М.:Гардарики, 1999.

5. Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. Под редакцией Б.А. Ашмарина.Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов факультета физической культуры пед. Институтов по специальности 03.03 “Физ. Культура” – М. Просвещение 1990г.

6. Г. С. Юмашев. Оперативная травмотология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина 1990.
















Приложение 1.


Комплекс упражнений

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины, и удержать тело в правильном положении:

1) И.п. – стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

3) И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

4) И.п. – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упирайтесь в него головой.











Приложение 2.

Тест 1 « Определение гибкости позвоночника»

Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).

Порядок работы:

  1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы)

Обработка результатов:

Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние со знаком « +» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достигал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-» (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника)

Тест 2 « Выявление нарушения осанки»

Порядок работы:

  1. Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.

2. Попробуйте между поясницей и спиной просунуть кулак.

3. Если это возможно, просунуть туда ладонь.

Обработка результатов:

В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанка следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

Тест 3 « Определение наличия плоскостопия»

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Подготовка к работе: Подготовительную часть работы проделайте дома. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом. Приготовленные таким образом отпечатки принести в школу.



Порядок работы:

  1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги а сантиметрах.

  2. Измерьте ширину отпечатка ноги в ее средней части.

  3. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразить в %.

  4. Оценка результатов. Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, стопа нормальная, плоскостопия нет.

IV. В результате выполненных тестов, обсуждаются выводы по вопросам:

-Почему гиподинамию называют болезнью?

- Чем опасен двигательный голод?

- Как добиться хорошей осанки?

- Как предупредить искривление позвоночника?

- Какие упражнения необходимо делать при плоскостопии? При сколиозе?

V. Учащиеся, используя справочную информацию, самостоятельно формулируют выводы (см. Приложение 2). Учащихся подводят к возможным или предполагаемым ответам:

-согласны ли вы с такими выводами;

- что еще можете предложить для укрепления ОДС и для профилактики заболеваний;












Приложение 3

Учимся сидеть правильно.

  1. Чтобы не возникала опасность искривления позвоночника, учащимся, сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонив вперед.

  2. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см., предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол или подножку парту.

  3. Следует носить обувь удобную с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке.

  4. Необходимо следить за правильностью походки.

Выводы дополняются предложениями учащихся и их комментариями.

(радость общения, интерес к изучаемому материалу) Возможный вариант конкретных предложений: во время уроков необходимо проводить физкультурные паузы в течение 1-3 минут, непосредственно за партой или рядом с ней

(учащиеся дают физиологическое обоснование). Комплекс включает 3-4 упражнения, не требующих сложной координации движений, и положению тела во время учебного занятия:

- выпрямление ног и туловища

- разведение плеч

- поднимание и вращение головы

- сжимание и разжимание ступней.





23