Оглавление
Введение………………………………………………………..2
1. История появления школьной формы……………………..3-4
2. Школьная форма 20 века……………………………………4-6
3. Школьная форма нашей школы……………………………6-8
Заключение……………………………………………………8
Список литературы…………………………………………….9
Приложение…………………………………………………….10-13
Введение
Актуальность. Каждый день многие ребята из нашей школы начинают свое утра с мыслями: «Опять эту форму надевать!» И начинают искать различные способы, чтобы уклониться от школьной одежды: сегодня в расписании физкультура – и я могу пойти сразу в спортивном костюме.
Или у нас сегодня утренник и можно надеть красивое платье. Или - зима – холодно: надену-ка я джинсы... И ничего, что в дневнике появится запись: «Пришла не в форме», а учитель вместо пожеланий хорошего настроения укоризненно начнет объяснять правила поведения в школе.
Поэтому я решила в своем исследовании разобраться, почему мои сверстники с такой неохотой носят школьную форму? Для чего она была придумана и нужна ли она вообще? Чтобы ответить на эти вопросы я изучила историю школьной формы в нашей стране, нашла ее описание в художественных произведениях, выяснила мнения учеников и учителей нашей школы, провела анкетирования и эксперимент.
Цель проекта: Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.
Объект исследования: Школьная форма.
Предмет исследования: Необходимость в школе единой формы для учащихся.
Гипотеза: школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду.
Задачи:
По словарям и справочникам выяснить значение слова «форма»
Изучить историю появления школьной формы.
Понаблюдать за моделями школьной формы;
Организовать конкурс рисунков «Школьная форма будущего»
Провести эксперимент в классе
Взять интервью у директора школы, психолога.
Найти в семейных альбомах мам и бабушек фотографии школьных лет, записать их воспоминания о школьной форме.
Найти материалы по теме в городском музее.
Привести примеры описания школьной формы из художественных произведений
Методы исследования:
Исторический анализ.
Анализ материалов СМИ.
Проведение социологического опроса, наблюдение, эксперимент
Прежде чем говорить о школьной форме, выясним значение самого слова «форма». В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова приводится 9 значений этого слова, 8-е из них указывает на предмет нашего исследования: «Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская форма. Парадная форма. Школьная форма».
В «Этимологическом словаре» Николая Максимовича Шанского мы узнали, что слово «форма» пришло к нам из польского языка в 17 веке, и обозначало «внешний облик». Поэтому можно предположить, что первая форменная одежда возникла и появилась именно в 17 веке.
И действительно, как рассказал нам историк школы Хвостикова Валенина Николаевна, в 17 веке во времена Петра Первого была введена военная форма. Но школьная форма появилась гораздо позже - в 1834 году. Пришла она Россию из Англии. В этом году был принят закон о гражданских мундирах в Российской империи и касался он только формы для мальчиков. Костюм гимназиста могли позволить себе не все, т.к. учиться в гимназии могли только дети дворян, богатых людей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников.
Ею гордились. Форма имела военный фасон и включала в себя фуражку, гимнастерку и шинель. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником.
Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. У Антона Павловича Чехова в рассказе «Мальчики» мы находим такое описание гимназической формы: «...Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем». Форма была отличительным признаком гимназистов от других детей. Знакомя нас с Чечевицыным, Чехов пишет: «...на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына».
Положение о гимназической форме для девочек было утверждено гораздо позже - в 1896 году. Это было шерстяное платье коричневого цвета длиной ниже колена. Оно было украшено белыми воротничками и манжетами. Поверх платья одевался черный передник.
Так, например, поступивших на обучение девочек в институт благородных девиц, делили на группы по возрастам. Это деление подчёркивалось цветом платья: младшие носили кофейные платья, следом шёл голубой цвет (с 9 до 12), третий возраст (с 12 до 15) носил серые платья, а выпускницы (с 15 до 18 лет) белые. (Приложение 2)
Самым страшным наказанием для воспитанниц было лишение белого фартука. Наказывали, в основном, за неаккуратность, баловство на уроках, упрямство и непослушание. С воспитанниц снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью и заставляли стоять посреди столовой во время обеда.
II. Школьная форма 20 века
В 1918 году школьная форма была отменена. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители. В стране была бедность и разруха. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной. Теперь мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником.
На праздники девочки надевали белые фартуки; в обычные дни носили чёрные или коричневые банты, с белым передником. У мальчиков были серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательными были ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
В поэме Самуила Маршака «Веселое путешествие от А до Я» упоминается такое описание школьника:
Мы встретили ученика,
И на его шинели,
На уголках воротника
Две буквы «РУ» блестели.
А на фуражке с козырьком -
Блестящий ключик с молотком.
В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая. Такую форму увидела героиня рассказа Евгения Шварца «Первоклассница», когда пришла записываться в школу: «Прежде всего, она видит форменное платьице, коричневое, с белым воротничком и чёрным передником. Платьице это укреплено на фанерной доске…»
В ходе исследования мы посетили наш музей, где есть экспозиция, посвященная школе. Здесь можно увидеть старинную парту, школьную доску, учебник прошлого столетия. Здесь же на стене висит школьная форма тех лет. Мельникова Лада Владимировна, главный хранитель музея, вспоминает: «У меня было точно такое же платье. В те годы все школьники с 1-го по 10-й класс носили одинаковую форму. Это было очень просто и удобно.
Каждую субботу мы сами стирали школьную одежду, бережно пришивали белые воротнички и манжеты, гладили галстуки. Сушили постиранные вещи прямо в комнате над печкой. Однажды у меня так сушилось платье, и ткань загорелась. Мама услышала запах гари и поняла, что горит моя форма, быстро сбросила его с печки, но платье было испорчено. Конечно, сделали заплатку, (новую форму покупали 1 раз в 3 года), и я долго носили длинные фартуки, чтобы прикрыть прореху.
За ношением формы следили вожаки пионерской и комсомольской организаций, проводили рейды по классам, чтобы выявить нерадивых учеников без формы. Сначала таким ребятам делали предупреждение, и если они были замечены вновь без формы, выпускалась «Молния», где в форме карикатуры высмеивались проступки. Увидеть себя в такой стенгазете было большим стыдом и позором. И ребята исправлялись. Я считаю, что форма необходима, так как она лицо школы, которой гордится каждый ученик»
У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, как у военных. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.
У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Стоимость такого комплекта формы для мальчиков в магазинах была в пределах 30 рублей.
Для девочек в эти годы ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами. Именно такую форму довелось носить моей бабушке. В семейном альбоме я нашла старые фотографии.
Из воспоминаний бабушки: «В школьной форме ходили все: и мальчишки, и девчонки. Все школьные мероприятия проходили только в школьной форме, и никто никогда не спорил и не говорил, что я не хочу одевать школьную форму. Мы даже не носили украшения и не красились, потому что могли заставить умываться, и будет стыдно. Все были равны, и выделиться можно было только знаниями.
Я считаю, что ношение школьной формы - это дисциплина, порядок. Глядя на ученика в школьной форме, с аккуратной прической можно сказать, что человек думает не о своей внешности, а все- таки об учебе. Или когда школьник идет в школу в рваных джинсах и майке на лямках, с наушниками в ушах и распущенными взъерошенными волосами складывается впечатление, что человек идет на дискотеку и совершенно не нуждается в знаниях».
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий.
Школьную форму 1980-х можно увидеть в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», а также в детском юмористическом киножурнале «Ералаш»
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. Моя мама как раз училась в школе в это время. Как рассказала мне мама, девочки носили темную юбку и светлую блузку, а мальчики брюки и рубашку.
Из воспоминаний мамы: «Я пришла в школу в 1986 году и с 1 по 4 классы я ходила в школьной форме. Это было примером, как нужно было одеваться именно в школе. И мы до самого окончания школы придерживались правил, как можно одеваться и как нельзя. С 8 класса одинаковой формы у нас в школе не было. Но мы ходили в юбках и блузках, обязательно белый верх и темный низ.
Даже когда я поступила в училище и устроилась на роботу, у меня в памяти осталось, что куда можно одевать. Во многих организациях в правилах внутреннего распорядка есть правило дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.
Так что я считаю, носить школьную форму нужно, чтобы у детей было понятие, где, когда и как выглядеть и чтобы не было разделения в социальном статусе детей, кто круто одевается, а кто - нет. Дети должны соперничать в учебе и чего-то добиваться в жизни умом».
Целых 20 лет в школах царила «бесформенность». Вводить или не вводить форму обсуждалось не только на официальном телевидении, на педсоветах и родительских собраниях.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым требования к одежде учащихся устанавливает сама школа, а Министерство образования и науки в этом ей активно помогает, рекомендует, какого направления придерживаться.
Многие лицеи и гимназии имеют свою собственную форму, в том числе эмблему, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.
III. Школьная форма средней школы № 12 города Усолье-Сибирское
На сайте нашей школы я нашла положение о школьной форме и внешнем виде учащегося. Оказывается, в школе установлено 3 вида школьной одежды: повседневная школьная одежда, парадная школьная одежда, спортивная школьная одежда. В положении подробно описываются модели каждого вида костюмов для мальчиков и девочек.
Кроме того, определены требования к внешнему виду учащихся: обучающимся запрещается появляться в лицее с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким макияжем, с пирсингом
В ходе моего исследования, я взяла интервью у директора нашей школы, которая высказала свое мнение по вопросу обязательной школьной формы:
- Нужна ли школьная форма?
- Я считаю, что школьная форма нужна. Представьте себе, что каждый человек на производстве, на заводе, на фабрике всегда носит определенную форму одежды, а вот отличительной особенностью детей является ношение школьной формы. Она красивая, удобная в использовании.
- Обязательно надо носить форму?
- Да, обязательно! В нашей школе принято положение о правилах ношения школьной формы, его утвердил общественный совет, родители, совет школы, в который входят учащиеся. Они признали эту форму и утвердили, поэтому она является обязательной.
- Вы хотели бы изменить что-нибудь в школьной форме?
- Нам на утверждение было представлено несколько вариантов школьной формы. Именно эту форму одежды, которая принята в нашей школе, подтвердили большее количество участников Совета школы, и этому большинству мы подчинились. Эту форму выбрали сами дети, значит, она удовлетворяет потребности детей.
- Когда у нас в расписании есть урок физкультуры, можно ли ходить в спортивной форме?
По нашему положению ношение школьной формы обязательно каждый день в течение всей недели, а для переодевания вам дается время. Учитель физкультуры всегда отпускает вас пораньше, чтобы вы успели переодеться. Спортивная форма нужна только для занятий спортом.
Вы просто посмотрите на себя насколько вы интересней выглядите в школьной форме, нежели когда вы ходите в спортивных брюках и кофтах, все разные. Представьте себе, вы пришли в школу, а учителя ходят в спортивной форме. Вы, наверное, подумали бы, что с ними что-то произошло?
В ходе исследовательской работы мной были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса и знаний по данному вопросу:
организация конкурса рисунков «Школьная форма будущего»;
проведение беседы со старшим поколением членов моей семьи и знакомыми об их школьной форме, подбор фотографий для презентации;
проведение в классе эксперимента «Форма против неформы»;
Все эти мероприятия способствовали повышению интереса к данному вопросу у одноклассников и ребят начальной школы. Для изучения вопроса: «Нужна ли школьная форма»?» был проведен опрос среди учеников нашего класса.
В опросе приняло участие 23 человека. Результаты опросы представлены в приложении. При опросе выяснилось, что большинству в школьной форме очень комфортно, они с удовольствием ее носят в школу и считают, что она обязательно должна быть. По 5-бальной системе сегодняшней школьной форме была поставлена оценка – 4. Очень интересны ответы на вопрос: «Что хотели бы изменить в форме?»(см. приложение)
Для изучения вопроса: «Влияет ли школьная форма на успеваемость и дисциплину»?» в классе был проведен эксперимент. В среду ребятам было предложено прийти в парадной форме, а в четверг – наоборот, попросили надеть то, что им нравится. После этого была проведена дискуссия, которая позволила выяснить мнение учащихся – в какой одежде было более комфортно на уроках, и как школьная форма связана с дисциплиной и успеваемостью.
- 70% учащихся поделись тем, что когда они были в школьной форме, то ощущали себя учениками, не отвлекались, сосредоточенно работали и старались аккуратно писать в тетрадях, в классе было понимание.
- 30 % учащихся высказали свое мнение о том, что свободная форма одежды дает им возможность быть неповторимыми, красивыми. Но в то же время признались, что на уроке они отвлекались на блестящие наряды одноклассниц, хотелось смеяться без повода, разговаривать. И соответственно они получали замечания учителя.
Среди учеников нашего класса был также проведен конкурс рисунков «Школьная форма будущего». В нем приняли участие 23 человека.
Можно сделать вывод, что тема школьной формы очень интересна для школьников.
Татьяна Николаевна, наш школьный психолог, считает, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Во-вторых, она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, то есть не видно, кто из богатой семьи, а кто из бедной. В-третьих, школьная форма дисциплинирует. Дети привыкают носить одежду к месту и ко времени.
Заключение
В процессе исследовательской работы мы выяснили плюсы и минусы школьной формы:
Школьная форма. (плюсы) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы «В чем пойти в школу». Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид. Школьная форма экономит деньги родителей. | Школьная форма. (минусы) Нежелание детей ее носить. "Потеря индивидуальности". Повышение финансовых расходов на обучение ребенка. Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Низкое качество материалов и пошива школьной формы. |
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: «Школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду». Носить школьную форму в 21 веке – это престижно, актуально и необходимо!
Список литературы
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014
Маршак С.Я. Стихи. – М. Эксмо. - 2009
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство “Мир”, 2014
Смольный институт: как воспитывали благородных девиц: [Электронный ресурс]
Ресурсы сети Интернет об истории школьной формы.
Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь. – М.: Просвещение, 1971
Шварц Е.Л. Первоклассница. – М.: Речь, 2015
Приложения
Воспитанницы Смольного института благородных девиц
Из семейного архива
Сентябрь 1986 год. Моя мама пошла в первый класс
Май 1988 год. Тайтурская начальная школа
ПРИКАЗ № 176
детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утверждѐнным главным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003 года.
2. В МБОУ «СОШ № 12» устанавливаются следующие виды школьной одежды:
повседневная школьная одежда;
парадная школьная одежда;
спортивная школьная одежда;
Повседневная школьная одежда обучающихся включает:
для мальчиков и юношей – деловой костюм тѐмных тонов (брюки классического покроя); однотонная сорочка: белого, светло-голубого, светло-розового, светло-бежевого цветов; аксессуары (галстук, поясной ремень);
для девочек и девушек – платье коричневого, чѐрного цвета с белым воротничком и манжетами; фартук чѐрный; длина платьев и юбок не должна превышать 10см от верхней границы колена и не должна быть ниже середины голени.
При понижении температуры в помещении (ниже 18 градусов) допускается ношение обучающимися джемперов, свитеров и пуловеров сочетающейся цветовой гаммы (белые, коричневые, чѐрные).
Парадная школьная одежда используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных линеек.
Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой сорочкой. Возможен костюм светлых тонов.
Для девочек и девушек парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белым фартуком, при желании – белыми бантами. Для девушек-обучающихся 11 класса допускается ношение парадной одежды ежедневно.
Спортивная школьная одежда обучающихся включает футболку, спортивные трусы (шорты) или спортивные брюки, спортивный костюм, кеды или кроссовки (согласно требованиям к спортивной одежде, принятым в школе).
Спортивная школьная одежда должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий.
Обучающимся запрещается ношение в МБОУ «СОШ № 12»:
одежды ярких цветов и оттенков; брюк, юбок с заниженной талией и (или) высокими разрезами; одежды с декоративными деталями в виде заплат, с порывами ткани, с неоднородным окрасом ткани; одежды с яркими надписями и изображениями; декольтированных платьев и блузок; одежды бельевого стиля; атрибутов одежды, закрывающих лицо; аксессуаров с символикой асоциальных неформальных молодѐжных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение;
религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой;
головных уборов в помещениях учреждения;
пляжной обуви, массивной обуви на толстой платформе, вечерних туфель и туфель на высоком каблуке (более 7 см);
массивных украшений.
Ответственность обучающихся
В случае, если обучающийся пришел в школу без школьной одежды, по требованию учителя, классного руководителя он должен написать объяснительную и впредь не допускать явку в школу без установленной одежды.
В случае систематических нарушений требований данного Положения обучающийся может быть приглашѐн на Совет по профилактике правонарушений, Административный совет школы.
Права родителей
Родители имеют право:
Обсуждать на родительских комитетах класса и школы вопросы, имеющие отношение к школьной одежде, выносить на рассмотрение Совета учреждения предложения в отношении школьной одежды.
Приглашать на классный родительский комитет, Совет учреждения, Совет по профилактике правонарушений родителей, дети которых уклоняются от ношения школьной одежды, и применять к таким родителям меры в рамках своей компетенции.
Обязанности родителей
Родители обязаны:
Приобрести школьную одежду и до начала каждого учебного года обновить еѐ по мере необходимости.
Ежедневно контролировать внешний вид обучающегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями Положения.
Контролировать гигиеническое состояние школьной одежды ребенка и еженедельно (к понедельнику) обеспечивать наличие школьной одежды в надлежащем состоянии.
Ответственность родителей
За ненадлежащее исполнение или неисполнение родителями данного Положения родители несут ответственность, определенную локальными актами школы, Советом учреждения в рамках его компетенции.
Права классного руководителя
Разъяснить пункты данного Положения обучающимся и родителям под роспись.
Потребовать от обучающегося объяснительную по факту отсутствия школьной одежды.
Обязанности классного руководителя Классный руководитель обязан:
Осуществлять ежедневный контроль на предмет ношения обучащимися своего класса школьной одежды перед началом учебных занятий.
Своевременно (в день нарушения требований Положения) ставить родителей в известность о факте отсутствия школьной одежды у обучающегося; о нарушителях, которые в системе не выполняют требования Положения, сообщать администрации и выходить с заявлением на Совет по профилактике правонарушений.
Действовать в рамках своей компетенции на основании должностной инструкции.
Приложение 5
Интервью с директором МБОУ «СОШ № 12» города Усолье-Сибирское, Рыжкович Е.Г.
Приложение 6
Проведение исследования по данной теме среди учеников 4Б класса
Что бы Вы хотели изменить в школьной форме?
Меня всё устраивает! |
Цвет одежды |
Цвет |
цвет-синий или серый |
убрать рубашку |
ничего |
ничего |
ничего |
Что-бы можно было ходить без жилетки |
Ввести форму какая была раньше |
вообще поменять на ту которая была при СССР |
вернуть старую школьную форму |
отменить |
В форме для девочек поменять цвет и модель. |
2 разновидности: повседневная и праздничная |
Я хочу форму темно- синего цвета |
Цвет ( больше нравятся темно- синий) |
ЦВЕТ |
расцвет |
Поменять цвет |
свободная одежда |
Девочкам добавить брюки. |
Форма хорошая, но стоимость завышена. |
Цвет |
шитье |
Мне кажется платье было бы лучше, как в старой форме. |
цвет |
нечего |
Приложение 7
Проведение исследования по данной теме среди учеников 4Б класса.
12