13
Районные практические чтения исследовательского общества "Альфа"
"Юниор"
Направление филология
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема работы:
"
Влияние языка смайлика на нашу речь"
Работу выполнила ученица 2 класса
МКОУ " Прогимназия №13 г. Майского"
Иванова Екатерина
Руководитель: Дутчина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов.
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................3
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ............................3
2.1. Значение жестов и эмоций в общении .........................................................3
2.2. Истрия возникновения смайликов.................................................................3
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ..............................................................4
3.1. Изучение использования смайлов в повседневной жизни...........................4
3.2.Использование смайликов и графических жестов в сетевом общении.......5
3.3. Анкетирование учащихся и работников школы............................................5
3.4. Могут ли смайлики заменить речь?..............................................................5
IV. ВЫВОДЫ...........................................................................................................6
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……. 7
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................8
I.ВВЕДЕНИЕ
Каждый день мы пользуемся интернетом и телефоном, пишем сообщения в социальных сетях, общаемся на форумах. А когда речь идет об электронной переписке - как тут обойтись без смайлика? Когда я впервые увидела смайлики, для меня они показались забавными картинками. Потом я начала понимать их и использовать их в переписке, чтобы показать свое настроение и эмоции. Чем же он так привлек меня? Я решила более подробно узнать о нем и найти "плюсы" и "минусы" их применения.
Актуальность: я считаю, что эта тема актуальна, потому что смайлики в последнее время часто используются в нашей речи.
Цель: выяснить влияние языка смайлов на современный язык.
Задачи исследования:
выяснить отношение учеников и работников школы к языку смайлов;
Объект исследования: смайлик
Предмет: изучение влияния языка смайлов на нашу речь.
Гипотеза: использование смайликов и графических жестов негативно влияет на нашу речь.
Методы исследования:
изучение литературы, обобщение полученной информации;
опрос;
сравнение и обобщение результатов.
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Значение жестов и эмоций в общении
Когда мы разговариваем друг с другом, словесная (или вербальная) информация дополняется жестами, выражением лица (невербальной информацией). Для общения на расстоянии человек придумал письменную речь. В ней значение предметов, действий, признаков передается словами, тон - знаками препинания. И даже эмоции можно передать словами. Но это займет большее время, чем просто показать эмоцию.
Я провела небольшой эксперимент, что бы узнать, сколько времени потребуется моим одноклассникам, чтобы воспринять информацию.
Какова эмоция перед Вами? А каково значение выражения?
( 27-10) + 3=
Нетрудно понять, какое решение потребовало больших усилий.
Ученые считают, что мы в 280 раз быстрее воспринимает образ, чем логическую информацию, которую обрабатывает разум!
Известно, что общение в сети приближено к скорости устного общений, и поэтому требует скорости в передаче информации. С этой целью и стали использовать смайлики.
2.2. Истрия возникновения смайликов
Свое исследование я начала с поиска информации в сети Интернет и вот, что я узнала: слов смайлик происходит от английского smile, что значит улыбаться.
Первые смайлики появились в декабре 1963 года в Америке. Художник Харви Бэлл, нарисовал первую задорную улыбающуюся рожицу по случаю слияния двух страховых компаний в одну корпорацию. Прошло еще 19 лет и вот уже смайлик покорил Интернет. В 1982 году профессор Скотт Фалман из Университета Карнеги-Меллона предложил использовать в компьютерной переписке специальный значок, который будет обозначать улыбку. Вот тогда новый символ и был назван "смайлом", что в переводе с английского smile означает "улыбка". В конце 90-х годов японские программисты расширили этот набор картинок, добавив к ним рисунки разнообразных предметов: автомобили, еду, руки в различных положениях, животных. Эти картинки назвали эмоджи или эмодзи. Кроме этого я узнала, что язык эмоджи продолжает развиваться, так как обычных смайликов-улыбок уже недостаточно, и люди стремятся передать больше разных эмоций в своих сообщениях.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
3.1. Как часто мы встречаем смайлы в повседневной жизни
Сегодня эмоджи применяются не только в сетевом общении или смс-сообщениях. Я провела наблюдение, чтобы узнать, как часто мы встречаем смайлики и графические жесты в окружающем мире. Мне встретились смайлики на одежде и обуви, на школьных принадлежностях, в Интернете, на рекламных щитах, на брелоках, на портфелях, на светоотражателях, на посуде, на игрушках, постельном белье, на кондитерских изделиях, на сувенирах, на бытовой технике и т.д. (Фото. Приложение 1).
3.2.Использование смайликов и графических жестов в сетевом общении
Мы с мамой провели наблюдение за перепиской чате WhatsApp группы 2 "А" класса с 15.10.2018 по 18.10.2018 и вот что выяснили. В переписке принимали участие 11 человек (родители учеников). Каждый из родителей использовал в своих сообщениях смайл или графический жест.
Такое же наблюдение я провела за перепиской со своими одноклассниками и выяснила, что мои друзья используют смайлы гораздо чаще, чем взрослые.
Я сделала вывод: смайлики прочно вошли в речь и окружают нас повсюду. Их активно используют в смс - переписке все пользователи. Но дети их применяют в переписке гораздо чаще.
3.3. Анкетирование учащихся и работников школы
Почему же смайлики так активно вошли в нашу жизнь? Я провела анкетирование среди учащихся и взрослых, чтобы получить на следующие вопросы:
1.Часто ли вы используете при общении смайлы?
2. Необходимы ли смайлы в наше время?
3. В чем видите плюсы использования смайлов?
4.В чем вы видите минусы использования смайлов?
В опросе приняли участие учителя школы (13 человек) и ученики 4 класса (25 человек). Результаты анкетирования приведены в таблице (Приложение 2).
Вывод: в результате анкетирования я выяснила, что смайлики очень популярны среди взрослых и детей. Большинство опрошенных видят много положительных сторон его применения, и лишь небольшая часть взрослых считает, что чрезмерное их использование может плохо повлиять на грамотность речи.
3.4. Могут ли смайлики заменить речь?
Как же смайлик может повлиять на нашу речь? Ведь мы живет в век компьютерных технологий, быстро осваиваем новые программы, и без электронной переписки, которая заменила обычные письма, не можем сегодня обойтись.
Поэтесса Анна Ахматова, которая в 1943 году перенёсла ленинградскую блокаду, написала стихотворение:
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…..!
Тогда, в сорок третьем, она понимала: сохранение чистоты русского языка – задача такая же важная, как и победа над фашизмом. Русский язык - один из богатых и удивительных языков мира. Великие русские писатели и поэты не нуждались в дополнительных средствах, чтобы выразить свои эмоций.
Я попыталась представить, как бы выглядели стихотворения А.С.Пушкина и С. Есенина в переводе на язык смайлов. (Приложение 3).
Согласитесь, выглядит смешно и невыразительно! Выразить своё восхищение красивым закатом солнца можно :)), а можно сказать: прекрасный, изумительный, удивительный, чудесный, волшебный, бесподобный, умиротворяющий, божественный, неотразимый, сказочный, красочный, великолепный и т.д...
Таким образом, я сделала для себя вывод: смайлики не обладают такой глубоким смыслом и выразительностью, как слово, а частое использование смайлов утрачивает способность точно и грамотно выражать свои мысли.
IV. ВЫВОД
Мне было очень интересно работать по данной теме. Я проанализировала смс-переписку, проследила, как влияют смайлики на речь. Их можно встретить везде: на дорожных знаках, на одежде, обуви, школьных принадлежностях и т..д.
В результате исследования свою гипотезу я подтвердила лишь частично: смайлики имеют не только свои "минусы", но и "плюсы". Они помогают экономить время, помогают выражать свои эмоции и настроение, иногда просто спасают, когда нечего сказать. Но с другой стороны, у них есть свои "минусы": если часто использовать смайлики в общении, можно просто разучиться грамотно писать, нарушается культура речи, могут исчезнуть из нашего словаря многие важные слова и понятия. В процессе исследования я пришла к выводу: вне зависимости от того, как мы общаемся, мы должны быть культурными людьми, должны любить свой язык и относиться к нему с уважением.
А закончить выступление мне хотелось бы словами великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками !" Я считаю, что эти строчки могут стать девизом для нашего поколения, так как родной язык – это достояние страны, а сохранить его - наша главная наша задача!
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 2005.
2.Источники интернет
https://shkolazhizni.ru/computers/articles/39830/ © Shkolazhizni.ru;
"Эмоции за скобками" https://theoryandpractice.ru/posts/15847-emotsii-za-skobkami-kak-emodzi-stali-universalnym-yazykom-obshcheniya;
https://mustget.ru/znachenie-smaylikov-napisannyie-simvolami-ih-rasshifrovka-oboznachenie-i-vidyi-smaylov/
Википедия. Эмотикон. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD;
Язык смайлов. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/10/yazyk-smaylov.
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Результаты анкетирования учащихся и работников школы
1.Часто ли вы используете при общении смайлы?
Взрослые Часто - 8 (61%) Редко - 5 (39 %)
Дети Редко - 22 (88 %) Редко - 3 (12%)
2.Необходимы ли смайлы в наше время?
Взрослые Да - 13 (100 %) Дети Да - 25 (100 %)
3. В чем видите плюсы использования смайлов?
Улучшают настроение, с ними текст становится нескучным, меньше писать, экономишь время, коротко и понятно.
4. В чем вы видите минусы использования смайлов?
Взрослые: минусов нет - 5 (38 %) Дети: минусов нет - 19 (76 %)
Минусы: ухудшается грамотность, можно неправильно понять собеседника, речь становится примитивной, не развивается, упрощается и сокращается словарный запас.
Приложение 3