СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние цвета на состояние человека"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Влияние цвета на состояние человека"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние цвета на состояние человека"»





РАБОТА

«Влияние цвета на состояние человека»»

Автор:Агапитова Лиза

ученица 4 «Е» класса

Руководитель: Корлыханова

Анна Максимовна,

учитель начальных классов





ОГЛАВЛЕНИЕ:





ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….с.3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..с.4

1.1.Из истории цвета………………………………………………… с.4

1.2.Роль цвета в жизни человека ……………………………………с.4

1.3.Воздействие цвета на человеческую психику и физиологию….с.5

2. Практическая часть…………………………………………………с.8

3.Заключение…………………………………………………………..с.12

4. Литература………………………………………………………….с.13



























ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду. Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Привычка видеть небо – синим, траву – зеленым, а кровь – красной так сильна, что других сочетаний мы не можем себе представить. Наше настроение, поведение, самочувствие тесно связаны с цветовой гаммой. Цвет окружает нас и определяет наш мир. Без разноцветья  жизнь была бы блеклой и неинтересной. Одни цвета успокаивают, другие возбуждают. Мы используем цвета для описания собственного мира, для привлечения внимания, выражения собственной точки зрения, объединения с командой. Цвет и настроение как-то связаны между собой. Оказывается, еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на  настроение, на чувства и даже мысли человека. Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Тема моей исследовательской работы «Влияние цвета на состояние человека». Я выбрала эту тему, так как видела по телевизору интересную передачу, в которой выступали психологи, врачи, учёные. Они рассказывали, какое влияние оказывает цвет на человека. Мне было очень интересно и я решила провести своё маленькое исследование в нашей школе.

Цель: изучить роль и влияние цвета на настроение, чувства и мысли человека.

Задачи:

  • изучить соответствующую литературу

  • изучить любимый цвет своих одноклассников



Объект исследования: цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на поведение человека.

Гипотеза: Мы предполагаем, что цветовая гамма оказывает влияние на настроение человека.

Методы:

  • анкетирование

  • эксперимент

  • интервью

Практическая значимость заключается в том, что мы можем с изученным материалом ознакомить учителей и учащихся нашей школы и дать им свои рекомендации по использованию цветовой гаммы.



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Из истории цвета

Давно известно, сколь велико значение цвета в жизни человека. Жизнь полна тогда, когда она наполнена красками, цветами и оттенками. Начиная с древнейших времен цвет, был сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека.

Люди еще в древности верили, что цвет обладает магической силой. Использовали для лечения различных недугов.

Ученые в разных областях науки по-разному называли цвет, выделяя психологическую, оптическую и физиологическую составляющие воздействие цвета. А эти составляющие имеют отношение к эмоциям, настроению, чувствам – к проявлениям души человека.

Роль цвета в жизни человека

Какую же роль играет цвет в жизни человека? Прежде всего мы должны узнать, что такое цвет? Если посмотреть в словарь С.И.Ожегова, то это - один из видов радужного сечения - от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

Психологи и психиатры утверждают, что цвет – один из факторов, определяющих состояние психики. На основании предпочтения или любви людей к конкретному цвету определяется характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние его здоровья.



Воздействие цвета на человеческую психику и физиологию

Солнце, растительный мир, вода, небо, горы, земля и связанные с ними в нашем воображении цвета - таково окружение и цветовой фон, которые постоянно наблюдал человек в своей жизни, которые естественно занимали в ней определенное место.

Красный цвет. Проникает глубоко в человеческий организм. При воздействии на человека красные лучи увеличивают питание тканей, активизируют обмен веществ и кровообращение. Их проникновение в человеческий организм усиливает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, оказывает стимулирующее влияние, вызывает эмоциональные реакции, стимулирует деятельность мозга. Этот цвет — цвет огня и крови. Он, как правило, ассоциируется со страстностью, борьбой, активной жизнедеятельностью, наивысшим напряжением. У нервных людей, особенно у детей, красный цвет вызывает сильные чувственные реакции и раздражение.

Оранжевый цвет. Горячий, огненный цвет, возбуждает, создает ощущение тепла и радости, повышает настроение, но при интенсивном воздействии на человека способен вызывать раздражение. Улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови, но кровяное давление не меняет. Снимает глазное давление, излечивает мигрень (в течение 10 мин.), создает чувство благополучия и веселья, стимулирует общее самочувствие. В частности, было отмечено, что при пребывании человека в красно-оранжевом освещении у него исчезают головные боли и снимается усталость.

Желтый цвет- самый веселый из всех цветов. Желтый цвет улучшает настроение, создает ощущение легкости, стимулирует работу мозга, тренирует зрение, имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение (используется в лечении психоневроза). Способствует вырабатыванию красных кровяных телец, ускоряет рост ребенка, повышает его активность.

Зеленый цвет вызывает ощущение свежести и влаги. Болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. На человека воздействует благоприятно, успокаивает: дает разрядку нервной системе, понижает внутриглазное давление, улучшает слух, усиливает циркуляцию крови, снижает кровяное давление (расширяет сосуды), облегчает мышечную деятельность, повышает тонус, создает ощущение тепла. Зеленый цвет связан с представлением о горизонтали и с ощущением пассивности, нейтрализует воздействие шумов, делает человека терпеливым. Освежает, уменьшает слишком яркое солнечное освещение в помещении. Дает некоторый отдых уму. Дисциплинирует ум и тело. Человек, когда его ум переутомлен, инстинктивно выбирает для отдыха голубое море или успокаивающее воздействие зелени.

Голубой цвет создает впечатление свежести и покоя, кажется прозрачным, легким, раздвигающим пространство (однако оттенки голубого, близкие к синему цвету, притупляют восприятие, вызывают сонливость, угнетают). Голубой цвет снижает мускульное напряжение, кровяное давление, нормализует пульс и успокаивает дыхание, побуждает к размышлениям, напоминает о мире. Нервных людей он успокаивает лучше, чем зеленый. Но при слишком долгом воздействии вызывает чувство усталости, угнетенности.  

Синий - охлаждающий успокаивающий цвет, положительно влияет на здоровье. Синий цвет приносит человеку сдержанность и покой, успокаивая психику, снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, уменьшает мускульное напряжение. 

Фиолетовый цвет считается особо благородным. Действует на сердце, легкие, увеличивает их выносливость. Фиолетовые лучи содержат больше всего электрохимических лучей. Он даёт духовную силу, но может создает ощущение тяжести, печали.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью.

Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.

Розовый цвет Те люди, которые отдают свое предпочтение розовому цвету, очень мягкие, нежные и слабовольные люди, они пребывают всю свою жизнь в мире грез, мечтаний, сказок, они до самой старости ждут чудес и тешат себя несбыточными фантазиями Действительности в привычном понимании они не замечают, ее им заменяет видение мира сквозь розовые очки.. Они склонны обещать то, что не в состоянии выполнить, просто в их фантазии это вполне реально.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Психологи, ученые считают, что по цвету можно определить характер человека. Некоторые утверждают, что так называемые холодные цвета синий, голубой, зелёный, сине-зелёный, сине-фиолетовый ) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти; тёплые цвета (красный, оранжевый, желтый и их производные) передают собой силу, властность, активность, радость.

Изучив теоретическую часть, мы приступили к практической. Мы решили узнать, какой цвет нравится ребятам нашей школы. Поэтому мы провели анкетирование с учащимися 4В, 4Г, 4Д, 4 Е классов.

Всего приняли участие 103 человека, мальчиков 46 человек, девочек 57

На вопрос «Назовите ваш любимый цвет?» мы получили такие результаты:

Таблица:

Цвет

девочки

мальчики

всего

оранжевый

10

10

20

желтый

12

3

15

красный

5

6

11

зеленый

6

5

11

синий

6

4

10

фиолетовый

8

2

10

розовый

7

2

9

чёрный

3

6

9

белый

2

6

8



Любимым цветом среди третьих классов в нашей школе первое место занял оранжевый , на втором месте оказался желтый цвет , а почётное третье месте поделили красный и зелёный цвета; четвёртое место досталось синему и фиолетовому, на пятом месте - розовый и черный, а на шестом – белый цвет.

С вопросом « Назовите ваш любимый цвет?» мы провели интервью с работниками нашей школы. Всего было опрошено 15 человек . ((8учителей, библиотекарь, секретарь, 5 поваров)

Мы получили такие результаты:

На первом месте у взрослых красный цвет- 4 чел, а на втором месте - голубой – 3 чел, розовый – 2 человека, а остальные цвета- кирпичный, фиолетовый, сиреневый, белый, чёрный, зелёный- выбрали по 1 человеку.

Таким образом, любимым цветом у взрослых оказались красный и голубой цвета .

Вывод:

Холодные цвета выбрали 50человека, то есть они любят спокойствие и нежность, но иногда бывают грустные. Тёплые цвета выбрали 43человека, а это значит они волевые люди, целеустремлённые, упорные, любят добиваться своих целей. Белый цвет ( символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость) выбрали – 9человек, а 10человек имеют слабость к черному цвету - они ценят традиции, семью.

На вопрос «Какого цвета ты бы хотел иметь кабинет в школе?»

Опрошено 103 человека, мальчиков 46 человек, девочек 57

И мы получили такие результаты:

Таблица:

цвет

девочки

мальчики

всего

желтый

16

5

21

голубой

10

9

19

бежевый

11

6

17

зелёный

7

5

13

красный

4

6

10

синий

3

4

7

оранжевый

0

7

7

фиолетовый

5

1

6

черный

1

2

3

розовый

1

0

1



Ребятам нашей школы больше всего понравились желтый, голубой, бежевый и зелёный цвет. Поэтому мы советуем использовать светлые цвета в помещении. А дизайнеры утверждают, что окрас цвет светлых тонов расширяют объём помещения, а темные тона сужают помещение.

Самое большое число ребят выбрали желтый цвет. Психологи советуют использовать жёлтый цвет разумно и умеренно, так как он воспринимается детьми не только как цвет хорошего настроения, но и как цвет веселья и повышенной эмоциональности; использование голубого и зелёного цветов приветствуется, но использовать только оттенки светлых тонов; красный цвет рекомендуют использовать дозировано, для привлечения внимания учителей и школьников.

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что в кабинетах, где преобладает гармоничное сочетание цветов, учащиеся чувствуют себя более комфортно, более внимательны, лучше усваивают учебный материал. Поведение более спокойное

На вопрос «Какого цвета вы бы хотели иметь школьную форму?»

Опрошено 103 человека, 46 мальчиков и 57 девочек.

Таблица:

цвет

мальчики

девочки

всего

черный

18

12

30

красный

8

9

17

серый

9

6

15

синий

5

10

15

белый

2

8

10

разноцветная (юбки и блузки)

0

6

6

зелёный

4

0

4

голубой

1

2

3

желтый

0

3

3

оранжевый

1

0

12

фиолетовый

0

1

1

светящаяся

1


1

Ученики нашей школы предпочитают ходить в школу в форме черного, красного, серого и синего цвета. 7 человек хотели бы видеть себя в белой форме, а 6 человек в разноцветной. Мальчикам больше нравится форма темных тонов, а девочки выбирают форму яркого цвета. 6 девочек предлагают розовые кофты, а юбки черные, синие, серые.

Вывод: Цвет влияет на настроение человека. Многое может рассказать о людях цветовая гамма, которой они себя стараются окружить. Яркие, насыщенные тона привлекают активных, импульсивных людей. Психологи выяснили, что человек которого привлекает яркое, легче зажечь, он действует импульсом и меньше раздумывает над последствиями. Люди же предпочитающие темные тона более серьезны, рассудительны, их не пугает долгий и кропотливый труд.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познакомившись с литературой по данному вопросу, я выяснила, что разные цвета оказывают разное влияние на поведение человека.

Главный труд школьника – это учёба. Чтобы учёба была радостнее и интересней в кабинете должны присутствовать все радостные цвета. Красивый, приятный и уютный интерьер школы – немаловажный стимул и ключ к успешному обучению, ведь ребенок проводит в школе большую часть своего времени.

Проводя исследования, я пришла к выводу, что с помощью цвета можно поднять настроение и снять усталость. Цвет - сильное средство влияния на человека. Информация, получаемая при восприятии, откладывается на уровне подсознания. Это происходит помимо нашей воли. Мы постоянно ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета, а оно индивидуально и специфично для каждого человека.















Литература:



  1. http: // www. myhouse. ru/

  2. http://www .club. ru/

  3. http://www. Salon. by/

  4. «Цветовой личностный тест» М..АСТ. Харвест, 2003г

  5. Суворовцева Н.А. «Цвет и характер»М.Дрофа, 2007г































































































































14