СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние здорового образа жизни на истинный биологический возраст человека"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Влияние здорового образа жизни на истинный биологический возраст человека", материалы которой могут быть использованы во внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние здорового образа жизни на истинный биологический возраст человека"»

Министерство образования Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)









ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Влияние здорового образа жизни на истинный биологический возраст человека»





Выполнила: Нечаева Дарина Валентиновна,

студентка группы Э-31

Научный руководитель: Чапин Лев Вячеславович,

преподаватель биологии







г. Печора, 2016 год





Содержание:




  1. Введение…………………………………………………………………….


2

  1. Теоретическая часть………………………………………………………..

4

  1. Практическая часть


3.1 Методика №1………………………………………………......................

6

3.2 Методика №2……………………………………………………………..

8

3.3 Результаты исследования………………………………………………..

11

3.4 Сравнительная характеристика…………………………………………

13

  1. Выводы……………………………………………………………………...

15

  1. Список литературы…………………………………………………………

18

  1. Приложения…………………………………………………………………

19




























Введение

C незапамятных времен мечтают люди о возможности сохранения вечной молодости. Что остается человеку, когда проходит молодость? Стареть и умирать? Нет, продление жизни занимает сегодня умы ученых, а продолжительность жизни человека в современных условиях становится важнейшей заботой общества.

Со времени Аристотеля были выдвинуты десятки гипотез старения. Изучение продолжительности жизни человека на научной основе впервые было начато в XVII в. английским астрономом Эдмундом Галлеем. Более 150 лет тому назад служащий страховой компании Бенджамин Гомперц описал динамику смертности людей, позволяющую сделать важные выводы о роли различных факторов в ее развитии. Над проблемой старения работали У.Мейкем, немецкий физиолог Рубнер, немецкий патолог Л. Ашоф, известный американский медик В. Аслер, знаменитый русский ученый И.И.Мечников.

Сам термин «биологический возраст» появился в 30-40-е годы ХХ в. в трудах российских ученых В. Г. Штефко, Д. Г. Рохлина и др. Одними из основоположников российской геронтологии являются А.А. Богомолец, И.В. Давыдовский. В нашей стране был создан Институт Геронтологии АМН СССР, в котором было разработано множество простых и сложных методик определения биологического возраста. В настоящее время ученые всего мира пытаются найти универсальные причины механизма старения, нащупать пути управления этими процессами.

Цель исследования: определить, существует ли зависимость истинного биологического возраста от здорового образа жизни.

Задачи исследования:

1. Определить истинный биологический возраст группы людей при помощи методов, доступных в условиях техникума.

2.Сравнить две различные методики определения истинного биологического возраста.

3. Определить, наличие зависимости истинного биологического возраста от здорового образа жизни.

Методы исследования:

  1. Определение общефизической подготовки.

  2. Определение физиологических показателей.

  3. Математические подсчеты.

  4. Анкетирование.

  5. Фотографирование.

Данное исследование позволит довести до сведения подростков, что ведение здорового образа жизни благотворно сказывается на здоровье человека, позволяет сохранить молодость, красоту и работоспособность на долгие годы.

Материалы данной работы можно использовать при проведении классных часов, родительских собраний, на уроках биологии. Методика исследования является доступной и может быть опробована любым человеком.























Теоретическая часть

Возраст - это понятие, волнующее любого человека. Возраст 25 лет означает, что вся жизнь впереди. А возраст 70 лет для любого человека означает, что жизнь близится к печальному концу. Когда мы слышим, что такому-то человеку 70 лет, то мысленно представляем себе образ пожилого человека, характерный для большинства людей этого возраста: морщинистое лицо, седые, редкие волосы, дряблая кожа лица и шеи, букет болезней людей пожилого возраста.

В большинстве случаев внешний вид человека соответствует прожитым годам. Но иногда встречается несоответствие внешнего вида человека и его возраста. Люди могут выглядеть как старше, так и моложе своего возраста. Один человек в 50 лет всё ещё выглядит на удивление молодо, у другого же налицо многочисленные признаки преждевременного старения организма.

Существует выражение: "Горе подкосило его". Замечено, что отрицательные

эмоции (волнения, переживания, горе) приводят к преждевременному, ускоренному старению организма. Например, когда овдовевший человек быстро старится и дряхлеет. Тоска и глубокая печаль по умершему близкому и любимому человеку иногда за короткое время превращает некогда молодую и полную сил женщину буквально в одинокую, морщинистую старуху.

Суровые, неблагоприятные условия жизни, постоянный тяжёлый физический труд не закаляют, а преждевременно изнашивают организм.

Бывает и наоборот. Это когда человек выглядит значительно моложе своих лет. Например, известный многим П.Брэгг, по его книге "Чудо голодания". В свои 94 года внешне он выглядел на 60 лет, физически был активен. Брэгг занимался серфингом (катанием по воде на доске), он плавал, пробегал по несколько километров в день. После его трагической смерти на вскрытии патологоанатомы отметили, что состояние внутренних органов и сосудов соответствовало 30 -летнему возрасту.

Возраст 25 лет, 50 лет - это временное разделение продолжительности жизни человека, называемое календарный или паспортный возраст. Календарный возраст означает, сколько лет прожил человек. Кроме этого, существует понятие биологический возраст. Это истинный возраст человеческого тела, показывающий сколько лет человеку на самом деле. Биологический возраст показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело). Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. "Износ" тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью. Тело 40-летнего человека может соответствовать по состоянию здоровья телу 20-30-летнего.

Почему же люди одного календарного возраста (например, 45 лет) могут выглядеть совершено по-разному? Ведь само тело старится очень медленно. Для действительного старения телу нужно не менее 100 лет. Сознание человека старит его тело. Человек, который выглядит значительно старше своих лет, видимо, живёт свою жизнь очень сознательно, переживает за всё, не допускает ”детских мыслей и поступков”. Мы все встречались с такими ”взрослыми” людьми, когда даже в присутствии этого человека - своего ровесника чувствуешь себя подростком, по сравнению с ним.

С биологической точки зрения, процесс старения организма - это очень медленный процесс. Смерть чаще всего наступает не от самого естественного старения тела, а от сопутствующих ему болезней.

Жизнеспособность нашего тела определяется не прожитыми годами, а степенью износа организма. Пока внутренние органы и системы нормально работают и взаимодействуют друг с другом, поддерживается сбалансированный обмен веществ, происходит обновление старых клеток - организм существует. Очевидно, что наличие вредных привычек (табакокурение, употребление спиртных напитков, переедание и т.д.) и отсутствие физических нагрузок негативно сказывается на работе всех внутренних органов, приводя к их более быстрому износу. Поэтому логично предположить, что у людей, имеющих вредные привычки и не занимающихся спортом, истинный биологический возраст будет сильно превышать календарный возраст.










Практическая часть


Методика № 1

Первая методика позволяет определить истинный биологический возраст путём оценки индивидуального уровня физической кондиции, соответствующего данному возрасту на основе возрастных оценочных нормативов [приложение 1]. Эта методика применяется преподавателями физической культуры в различных учебных заведениях. В частности, в нашем техникуме, эту методику применяет преподаватель физического воспитания Нагаев В.Н. на заочном отделении СПО.


Описание проведённых тестов:

Отжимания.

И.П.: Упор лёжа, голова-туловище-ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибаются до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии-голова-туловище-ноги.

Даётся одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Прыжок в длину с места.

И.П.: встать носками к стартовой черте, приготовится к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом рук. Длина прыжка с двух попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии касания места ногами испытуемого.

Поднимание туловища из положения лёжа на спине.

И.П.: Руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений в одной попытке за 30 секунд.

Удержание тела в висе на перекладине.

Тестируемый принимает положение в висе так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием усталости руки начнут, разгибается и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Наклон вперёд в положении сидя.

На полу обозначить центровую перпендикулярную линии. Сидя на полу ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется 3 наклона вперёд на 4-м регистрируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фиксации этого результата в течении 5 сек. При этом не допуская сгибания ног в коленях.

Продолжительность задержки дыхания после глубокого выдоха.

Измеряется трижды с интервалом 5 минут с помощью секундомера. Учитывается наибольшая величина задержки дыхания, измеренная в секундах.

Стойка с закрытыми глазами.

Определяется при стоянии испытуемого на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища. Этот показатель надо измерять без предварительной тренировки. Продолжительность стойки измеряется трижды с помощью секундомера с интервалом 5 минут. Учитывается наилучший результат, измеряется в секундах.





Методика № 2

Данная методика определения биологического возраста человека разработана в Институте Геронтологии АМН СССР и модифицирована для самостоятельного использования. Формулы, которые будут приводиться ниже, позволяют довольно точно провести определение своего биологического (истинного) возраста.


Биологический возраст мужчин и женщин рассчитывается по разным формулам:

БВ (биологический возраст) мужчин:

26,985 + 0,215 АДС - 0,149 ЗДВ - 0,151 СБ + 0,723 СОЗ


БВ (биологический возраст) женщин:

-1,463 + 0,415 АДП - 0,140 СБ + 0,248 МТ + 0,694 CОЗ


Методика определения показателей:

АДС (артериальное давление систолическое) измеряется с помощью аппарата для измерения артериального давления (АД) на правой руке, сидя, с интервалом 5 минут. Учитывается наименьшее давление. АД измеряется в мм.рт.ст.(миллиметрах ртутного столба).

Разберём короткий пример:

При измерении АД трижды с интервалом 5 минут получены следующие результаты:

1) 125/70 мм.рт.ст.,

2) 130/75 мм.рт.ст, и

3) 130/70 мм.рт.ст. Первая цифра - это систолическое АД. Берём наименьшую из трёх цифр - 125 мм.рт.ст. В формулу вместо АДС подставим цифру 125.

ЗДВ (продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха) измеряется трижды с интервалом 5 минут с помощью секундомера. Учитывается наибольшая величина ЗДВ, измеренная в секундах.

СБ (статическая балансировка) определяется при стоянии испытуемого на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища.

Этот показатель надо измерять без предварительной тренировки. Продолжительность СБ измеряется трижды с помощью секундомера с интервалом 5 минут. Учитывается наилучший результат. СБ измеряется в секундах.

АДП (артериальное давление пульсовое). Так называется разница между АДС (артериальным давлением систолическим) и АДД (артериальным давлением диастолическим). АД измеряется в мм.рт.ст.

Поясним на примере, как производится измерение. Например, при трёхкратном измерении АД с интервалом 5 минут получены следующие цифры:

1) 125/70 мм.рт.ст.,

2) 130/75 мм.рт.ст. и

3) 130/70 мм.рт.ст.

Числитель дроби это артериальное давление систолическое (АДС). Знаменатель дроби - артериальное давление диастолическое (АДД). Берём наименьшие цифры АДС и АДД - 125 и 70. Разница между ними будет 125 - 70 = 55 (это и есть артериальное давление пульсовое, АДП). Цифра 55 входит вместо букв АДП в формулу для расчёта биологического возраста.

МТ (масса тела). Определяется с помощью весов. Взвешивание проводится в лёгкой одежде, утром, без обуви. Измеряется в килограммах.

СОЗ (субъективная оценка здоровья) производится с помощью анкеты, включающей 29 вопросов [приложение 2]. А именно:

1. Беспокоят ли вас головные боли?

2. Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого шума?

3. Беспокоят ли вас боли в области сердца?

4. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшился слух?

5. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшилось зрение?

6. Стараетесь ли вы пить только кипячёную воду?

7. Уступают ли вам место в общественном транспорте?

8. Беспокоят ли вас боли в суставах?

9. Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?

10. Бывают ли у вас такие периоды, когда из-за волнений вы теряете сон?

11. Беспокоят ли вас запоры?

12. беспокоят ли вас боли в области печени?

13. Бывают ли у вас головокружения?

14. Считаете ли вы, что сосредоточиться сейчас вам стало труднее, чем в прошлые годы?

15. Беспокоят ли вас ослабление памяти, забывчивость?

16. Ощущаете ли вы в различных частях тела жжение, покалывание, "ползание мурашек"?

17. Беспокоят ли вас шум или звон в ушах ?

18. Держите ли вы для себя в домашней аптечке одно из следующих лекарств: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

19. Бывают ли у вас отёки на ногах?

20. Приходится ли вам отказаться от некоторых блюд?

21. Бывает ли у вас при быстрой ходьбе одышка?

22. Беспокоят ли вас боли в области поясницы?

23. Приходится ли вам употреблять в лечебных целях какую-либо минеральную воду?

24. Беспокоит ли вас неприятный вкус во рту?

25. Можно ли сказать, что вы стали легко плакать?

26. Бываете ли вы на пляже?

27. Считаете ли вы, что сейчас вы также работоспособны, как прежде?

28. Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбуждённым, счастливым?

29.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

Для первых 28 вопросов возможные ответы "Да" или "Нет".Неблагоприятными считаются ответы "Да" на вопросы 1-25 и ответы "Нет” на вопросы 26-28.

На вопрос 29 в анкете возможны следующие ответы: "хорошее”, "удовлетворительное", "плохое" и "очень плохое". Неблагоприятным считается один из двух последних ответов.

После ответов на вопросы анкеты подсчитывается общее количество неблагоприятных ответов (оно может колебаться от 0 до 29). Число неблагоприятных ответов, выраженное цифрой от 0 до 29 входит в формулу для определения БВ, вместо стоящих в формуле букв СОЗ.


ФИО


АДС

АДП

ЗДВ

СБ

МТ

СОЗ

Календарн. возраст

Биологич. возраст

1.Скулинец Руслан

120


62

145


8

18

27

2.Мамедов Иннокентий

125


86

90


5

17

31

3.Захаров Алексей

120


78

120


4

18

26

4.Глыбовский Александр

125


44

72


4

19

39

5.Вахтуров Антон

125


36

118


8

18

36

6.Погорельцев Анатолий

125


66

97


10

18

36

7.Бакулин Виталий

120


80

132


7

17

25

8.Кибардин Николай

120


52

95


4

17

32

9.Шкарпов Владимир

120


68

115


3

18

27

10.Никконен Егор

125


42

133


4

17

30

11.Симоненко Василий

120


76

90


1

17

28

12.Герасимов Александр

120


74

130


1

17

23

13.Костин Валерий

130


34

25


14

36

56

14.Чапин Лев

125


80

32


3

34

39

15.Нагаев Валерий

120


60

130


10

40

31

16. Сухоцкий Николай

130


64

52


12

34

46

17.Шучалина Ольга


40


13

63

14

30

40

18.Торлопова Вера


40


20

58

21

57

41

19.Чапина Ирина


40


50

57

8

34

28

20.Нечаева Дарина


40


20

60

7

17

32

Результаты вычислений по методике № 2











Сравнительная характеристика

В ходе работы нами были обследованы 20 человек разного возраста:

1.Скулинец Руслан, студент 2 курса

2.Мамедов Иннокентий, студент 2 курса

3.Захаров Алексей, студент 2 курса

4.Глыбовский Александр, студент 2 курса

5.Вахтуров Антон, студент 2 курса

6.Погорельцев Анатолий, студент 2 курса

7.Бакулин Виталий, студент 2 курса

8.Кибардин Николай, студент 2 курса

9.Шкарпов Владимир, студент 2 курса

10.Никконен Егор, студент 2 курса

11.Симоненко Василий, студент 2 курса

12.Герасимов Александр, студент 3 курса

13.Костин Валерий, водитель

14.Чапин Лев, преподаватель биологии

15.Нагаев Валерий, руководитель физвоспитания

16.Шучалина Ольга, преподаватель биологии

17.Торлопова Вера, фельдшер

18.Чапина Ирина, преподаватель биологии

19.Нечаева Дарина, студентка 3 курса

20. Сухоцкий Николай, дизелист











Сравнительная оценка результатов испытаний



ФИО испытуемого

Календарный возраст

Биологический возраст по 1 методике

Биологический возраст по 2 методике

1.Скулинец Руслан

18

26

27

2.Мамедов Иннокентий

17

30

31

3.Захаров Алексей

18

26

26

4.Глыбовский Александр

19

38

39

5.Вахтуров Антон

18

36

36

6.Погорельцев Анатолий

18

34

36

7.Бакулин Виталий

17

25

25

8.Кибардин Николай

17

31

32

9.Шкарпов Владимир

18

26

27

10.Никконен Егор

17

30

30

11.Симоненко Василий

17

28

28

12.Герасимов Александр

17

22

23

13.Костин Валерий

36

54

56

14.Чапин Лев

34

30

39

15.Нагаев Валерий

40

30

31

16.Шучалина Ольга

30

40

40

17.Торлопова Вера

57

50

41

18.Чапина Ирина

34

31

28

19.Нечаева Дарина

17

27

32

20. Сухоцкий Николай

34

48

46








Выводы

Сравнив результаты испытаний, испытуемых можно разделить на 4 группы:

1 группа – имеют вредные привычки и не занимаются спортом (разница между календарным и биологическим возрастом более 15 лет):

Глыбовский Александр

Вахтуров Антон

Погорельцев Анатолий

Костин Валерий



2 группа – без вредных привычек, но ведущие неактивный образ жизни (разница между календарным и биологическим возрастом 10-15 лет):

Мамедов Иннокентий

Кибардин Николай

Никконен Егор

Симоненко Василий

Шучалина Ольга

Нечаева Дарина

Сухоцкий Николай





3 группа – имеющие вредные привычки, но ведущие активный образ жизни (разница между календарным и биологическим возрастом 5-10 лет):

Скулинец Руслан

Захаров Алексей

Бакулин Виталий

Шкарпов Владимир

Герасимов Александр



4 группа – ведущие активный образ жизни и отсутствие вредных привычек (разница между календарным и биологическим возрастом до 5 лет):

Чапин Лев

Чапина Ирина

Нагаев Валерий

Торлопова Вера





Проанализировав полученные результаты, можно прийти к следующим выводам:

  • Результаты, полученные при помощи различных методик, оказались в целом довольно близки. Это говорит о том, что они в равной степени могут дать определенное представление об истинном биологическом возрасте человека.

  • Биологический возраст тех испытуемых, которые ведут активный образ жизни и не имеют вредных привычек, оказался наиболее близок к календарному возрасту. В некоторых случаях биологический возраст оказался даже меньше календарного. Это говорит о наличии прямой связи между износом организма и здоровым образом жизни.

Список литературы

  1. Павловский О. М. Биологический возраст человека. ─ М: изд-во МГУ, 1987. ─ 454 с.

  2. Антропология: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений.─ М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. ─ 272 с.

  3. Белик А. А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие. ─ М., 2001. ─ 378 с.

  4. Бочаров в. В. Антропология возраста. ─ СПб.: гос. университет, 2001. ─ 196 с.

  5. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.: Наука, 1988.

  6. Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. М.: Медицина, 1988.

  7. Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия. М.: Медицина, 1986.

  8. Л.А. Лещинский. Берегите здоровье. М., «Физкультура и
    спорт», 1995.



19