7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
города Мичуринска, Тамбовской области
Исследовательская работа
«Волшебный мир модульного оригами»
Автор :
Кувшинов Кирилл
ученик 4 а класса
Руководитель:
Соседова Ольга Александровна
Мичуринск 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Тема работы….………………………………………………………………………. 1
2.Содержание……………………………………………………………………………2
3.Актуальность темы……………………………………………………………………3
4.Цели и задачи………………………………………………………………………….3
5.История модульного оригами………………………………………………………4-6
6.Технология изготовления модуля ……………………………………….…….7-10
7.Заключение………………………………………………………………………....11-12
8.Источники и литература………………………………………………………………12
АКТУАЛЬНОСТЬ
Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство – Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что – нибудь сложить.
Еще в 1 классе я познакомился с искусством ОРИГАМИ. Это очень увлекательное занятие. Оно доступно всем: и богатым и бедным, и детям и взрослым. Потому что все, что нужно иметь это бумага и желание. И тогда рождаются на свет разнообразные фигурки от простых до сложных: цветы, животные, замки, причудливые формы. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательной стране Творчества. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил. Это и есть основная актуальность данной темы.
Цель исследования – освоение техники оригами и использование в жизни.
Задачи:
- изучить историю искусства оригами
- познакомиться с техникой модульного оригами;
- обогатить свою коллекцию фигурок, сложенных в технике Оригами
- найти способы применения оригами в повседневной жизни.
Объектом исследования является искусство оригами.
Предметом исследования является использование оригами в повседневной жизни.
Гипотеза. Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду.
Практическая значимость. Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.
ИСТОРИЯ ОРИГАМИ
Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» — спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды.
С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в с храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки. Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой.
Существует несколько видов оригами
Виды оригами.
- Традиционное оригами
- Квиллинг
- Кусудамы
- 3D (модульное) оригами
Традиционное оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками.
Квиллинг – это искусство скручивания бумажных полосок и создания из них узоров и скульптур. Оно возникло в средневековой Европе, на какое – то время было забыто, а в конце XX века снова возродилось. Казалось бы простая скрученная полоска, но сколько возможностей в ней таится: можно составить целую картину и оформить ее в рамку, а можно сделать вазу для конфет, и она не развалится, если ее использовать по прямому назначению.
Кусудамы – объемные фигуры, имеющие округлую форму. Слово «кусудама» переводится как «лекарственный шар». Их сшивают или склеивают из отдельных одинаковых (модулей) деталей. Шар или, например, звезду украшают кисточками, бусинками, бубенчиками и подвешивают на шнуре. Это роскошное украшение для комнаты или новогодней елки!
М
одульное оригами – это искусство создания бумажных скульптур из одинаковых модулей, которое вкладываются друг в друга. В зависимости от количества модулей фигуры получаются большими или маленькими. Освоив приемы соединения модулей, фигуры можно придумывать и самому – вот где нет предела фантазии!
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:
1.Листы цветной писчей бумаги формата А4;
2.Клей.
Как сложить треугольный модуль оригами
Согни прямоугольник пополам.
Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе.
Согни края к середине.
Переверни.
Подними края вверх.
Загни уголки, перегибая их через большой треугольник.
Разогни.
Снова сложи маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх.
Согни пополам.
Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.
Как соединять модули между собой
С
ложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия. Вот один из возможных примеров соединения:
На изготовление танка требуется 5088 модулей, белая бумага (из одного листа выходит 25 модулей), краска цвета хаки, клей.
На изготовление самолёта требуется 4018 модулей, белая бумага, краска серебристого цвета, клей.
На паровоз нужна разноцветная писчая бумага, 79 листов голубой бумаги -1263 модуля, 22 листа жёлтой бумаги – 338 модулей,24 листа красной бумаги -384 модуля.
В будущем я планирую заняться изготовлением драконов, начну со знаменитого русского сказочного героя Змея Горыныча
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достоинств оригами очень много. Ученые отмечают прямо таки «волшебные свойства» оригами. Это искусство позволяет нам успокоиться, сосредоточиться, отвлечься от проблем. Так что если вы устали, кипите гневом, попробуйте остановиться и смастерить из любого листочка понравившуюся вам фигурку. За это время вы отвлечетесь, успокоитесь, сосредоточитесь на новом деле и получите удовольствие от практически произведения искусства. Оригами используют различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь их пациентам поправится от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу просто потому, что это весело. Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты – медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает речь, память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи и учителя – логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно – двигательного аппарата, с психическими расстройствами.
Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
А мир оригамский подобен горам,
Оригамист – альпинисту подобен.
Осилив вершину, задашься не раз
Вопросом: "На что я способен?"
И на нелёгком пути к совершенству,
Истратив немало бумаги и сил,
Ты вдруг осознаешь, что лучшей фигуркой
Становится та, что ещё не сложил…
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.
ЛИТЕРАТУРА
«365 моделей оригами». Т. Сержантова. М. : «Айрис-Пресс. Рольф. » 1999г.
«Оригами на праздничном столе». Афонькины. М. : «Аким».1998г.
Оригами. Праздничные модели. Соколова С. 2005 г.
ИНТЕРНЕТ ресурсы:
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами
2. http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html