Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Загадки и возможности нашей памяти"»
ЗАГАДКИ И ВОЗМОЖНОСТИ НАШЕЙ ПАМЯТИ Исследовательская работа Секция «Психология»
Автор: Сальмина Елена 8а класс МБОУ Шахунская СОШ №1 им. Д.Комарова
Руководитель: Коноплева Т.В ., педагог-психолог
Шахунья 2018
Цель : изучение загадок и возможностей человеческой памяти, способов ее развития
Задачи:
1) Узнать, что такое память, ее виды, характеристики
2) Выяснить условия, влияющие на запоминание.
3) Выяснить представления одноклассников о памяти, исследовать уровень развития их кратковременной памяти
4) Найти специальные упражнения для развития памяти.
5) Разработать рекомендации для одноклассников по улучшению памяти.
Актуальность работы: современное обучение в школе требует от учащихся запоминания большого объема информации, многие мои сверстники, как и я, хотят улучшить возможности своей памяти.
Гипотеза: память можно улучшить, тренируя ее с помощью специальных упражнений и соблюдая условия эффективного запоминания
Феномены памяти
А.В. Суворов
Моцарт
Наполеон
А.Ф. Иоффе
А.А.Алехин
А.С. Пушкин
Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Классификация памяти
По ведущему
анализатору
По форме
психической
активности
По
продолжительности
протекания
процесса
По предмету,
материалу
деятельности
Двигательная
Непроизвольная
Кратковременная
Зрительная
Произвольная
Эмоциональная
Долговременная
Слуховая
Осязательная
Оперативная
Образная
Вербальная
Обонятельная
Вкусовая
Процессы памяти
- запоминание;
- хранение;
- воспроизведение;
- забывание;
- припоминание.
Законы памяти
Закон памяти
Практические приёмы реализации
Закон интереса
Интересное запоминается легче.
Закон осмысления
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки
Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон оптимальной длины ряда
Длина запоминаемого ряда не должна намного превышать объем кратковременной памяти.
Закон края
Лучше запоминается информация, представленная в начале и конце
Закон повторения
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз
Закон действия
Информация, участвующая в деятельности запоминается лучше.
Усвоение информации при разовом выполнении действия
90%
При
помощи
слуха,
зрения и
обсуждения и
выполнения
других
действий
70%
При
помощи
слуха,
зрения и
обсуждения
50%
При
помощи
слуха,
зрения
30%
При
помощи
зрения
20%
При
помощи
слуха
10%
При
чтении
Результаты опроса
Знаете ли Вы, какими способами можно улучшить свою память?
- Чтение
- Заучивание стихов
- Пересказ
- Отказ от вредных привычек
- Занятие спортом
- Проводить больше времени на свежем воздухе
- Прием витаминов
Диагностика уровня развития кратковременной памяти
Мнемотехнические приёмы запоминания:
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
- Рифмизация.
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
- Метод Цицерона на пространственное воображение.
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
- Методы запоминания цифр:
- закономерности; знакомые числа.
- закономерности;
- знакомые числа.
Мнемоника - приемы управления памятью или искусство запоминания.
- Мнемоника - приемы управления памятью или искусство запоминания.
Рекомендации по улучшению памяти
- Больше двигайтесь: танцуйте, плавайте, бегайте, лучше на свежем воздухе.
- Правильно питайтесь: морепродукты, овощи и фрукты, длинные углеводы, а не конфеты, фастфуды, чипсы.
- Высыпайтесь: во сне устанавливаются связи в мозге, то есть формируется запоминание.
- Не начинайте заучивать материал, пока он вам не понятен. Нет смысла «зубрить» текст механически. Добейтесь, чтобы материал был понятен, и он легко запомнится.
- Прочитав материал, перескажите его вслух. Чтение без пересказа – пустая трата времени.
- Мотивируйте себя на запоминание. Сделайте информацию нужной и необходимой для вас, интересной. Ищите в тексте «ляпы», ошибки, несоответствия, посмейтесь над ними. Будьте всегда позитивными.
- Используйте мнемотехнику. Ассоциации – спасательные круги человеческой памяти, так что цепляйтесь за них изо всех сил.
- Хорошая память – это навык, который нуждается в тренировке.
Заключение
- Человеческая память уникальна. У каждого из нас разные типы памяти развиты различно. Память является функцией мозга, а значит, может быть развита и поддается тренировке. Следовательно, гипотеза, что каждый человек может улучшить свою память при помощи систематических упражнений, верна.
Резервы памяти безграничны
Вы можете достичь и большего – развивайтесь!