МОЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ?
А.А. Яковлева
Красноярский педагогический колледж №1 имени М.Горького
Научный руководитель О.Е. Бугакова
Социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, в системе школьного образования, диктуют введение новых подходов к развитию, обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Модернизация учебного процесса в начальной школе должна прежде всего фокусироваться на достижении метапредметных результатов, обеспечивающих обучающимся способность самостоятельно решать организационные, познавательные и коммуникативные проблемы, что является ключом к успешной адаптации в современном обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется метапредметным результатам усвоения образовательных программ, которые представлены регулятивными, коммуникативными, познавательными универсальными учебными действиями. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, метапредметные результаты включают в себя три основных группы универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД — направлены на формирование у учащихся навыков планирования, контроля и самоконтроля своей учебной деятельности. Например, ребенок учится ставить перед собой цель, определять последовательность шагов для её достижения, анализировать промежуточные результаты и корректировать свои действия.
Коммуникативные УУД — связаны с развитием навыков общения, сотрудничества и взаимодействия с другими людьми. Эти умения помогают учащимся эффективно участвовать в коллективной работе, выражать своё мнение, слушать и понимать других, а также разрешать конфликты мирным путем.
Познавательные УУД — предполагают развитие способностей к поиску, обработке и применению информации. Сюда входят навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и установления причинно-следственных связей. [1, с. 18]
Каждая группа этих действий важна для успешной адаптации ребенка в современном мире, поскольку они формируют основу для самостоятельного обучения и развития.
Новизна статьи заключается в комплексном анализе потенциала образовательных игр для развития всех трех групп метапредметных УУД (регулятивных, коммуникативных и познавательных) у младших школьников.
Целью статьи является исследование возможностей использования образовательных игр для эффективного развития метапредметных умений у обучающихся начальной школы в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Проблема заключается в недостаточной разработанности и внедрении эффективных методик, направленных на развитие метапредметных умений у младших школьников в условиях стремительных социально-экономических изменений и требований ФГОС НОО. В связи с этим возникает необходимость в разработке методических материалов, которые будут способствовать формированию и дальнейшему развитию метапредметных умений младших школьников в процессе обучения. Однако введение метапредметного подхода в образовательную практику затруднено тем, что на сегодняшний день еще не выработано четких представлений о его сущности, практически не показана содержательная составляющая метапредметных достижений обучающихся.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
А.Г. Асмолов определяет «универсальные учебные действия», как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Основными функциями универсальных учебных действий являются:
1. Обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно реализовывать учебную деятельность, устанавливать учебные цели и находить пути и средства их достижения, контролировать и оценивать результаты деятельности;
2. Формирование условий для гармоничного развития личности и ее самореализации в процессе непрерывного образованию; «обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области». [2, с.152]
Таким образом, метапредметные умения позволяют ученикам применять полученные знания и навыки в самых разных областях жизни, вне зависимости от конкретного учебного предмета.
Одной из эффективных форм организации образовательного процесса, способствующей развитию метапредметных умений, является использование образовательных игр. Игровая форма обучения позволяет создать условия, максимально приближённые к реальной жизни, где обучающиеся могут применить свои знания и навыки в практических ситуациях. [3, с.73]
Образовательные игры обладают рядом преимуществ:
1. Активизация познавательной активности: в игре дети сталкиваются с необходимостью решать задачи, требующие применения логического мышления, анализа информации, синтеза данных и поиска оптимальных решений. Это развивает такие метапредметные умения, как умение работать с информацией, критически оценивать её и делать выводы.
2. Развитие коммуникативных навыков: в ходе групповых игр обучающиеся вынуждены взаимодействовать друг с другом, обсуждать решения, аргументировать свои позиции и находить компромиссные варианты. Эти навыки являются основой для успешного сотрудничества в будущем, как в учебной среде, так и за её пределами.
3. Формирование регулятивных умений: игра требует от участников соблюдения правил, планирования своих шагов, оценки последствий своих действий и корректировки поведения в зависимости от ситуации. Таким образом, формируются навыки саморегуляции и самоконтроля, что также входит в состав метапредметных умений.
4. Разностороннее развитие личности: игры способствуют развитию творческих способностей, критического мышления, эмоциональной устойчивости и других важных качеств.
5. Разнообразие форматов: современные образовательные игры могут включать элементы ролевых игр, квестов, головоломок, симуляций и других интерактивных форматов. Это позволяет адаптировать игровой процесс под индивидуальные особенности каждого обучающегося, учитывая его интересы и уровень подготовки. [5, с.43-44]
Важно отметить, что успешное применение игровых методик в обучении требует активного участия учителя. Педагог выступает не только в роли наставника, но и координатора, помогая ученикам ориентироваться в игровом пространстве, направляя их действия и поддерживая мотивацию. Учитель должен уметь создавать условия, при которых каждый ученик сможет проявить свои лучшие качества и научиться применять полученные знания на практике. [4, с.83]
Одним из примеров может служить игра "Город будущего". Эта игра предназначена для обучающихся начальных классов и представляет собой симулятор управления городом, где каждый участник играет роль мастера определенного ремесла. Цель игры заключается в том, чтобы построить процветающий город, выполняя различные задания и решая возникающие проблемы. Игра "Город мастеров" способствует развитию всех трех типов метапредметных умений:
Познавательные УУД:
Выбирать источник получения информации;
Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Регулятивные УУД:
Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
Признавать возможность существования разных точек зрения;
Корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
Ответственно выполнять свою часть работы.
Пример показывает, насколько разнообразны возможности использования образовательных игр для развития метапредметных умений у младших школьников. Однако стоит отметить, что успешность такой формы работы зависит от правильного выбора игры и грамотного педагогического сопровождения. Учитель должен учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки и интересы, чтобы подобрать игру, которая будет соответствовать целям урока и способствовать достижению запланированных результатов.
Использование образовательных игр в учебном процессе открывает широкие перспективы для развития метапредметных умений у школьников. Этот метод позволяет сделать обучение более интересным, активным и эффективным, способствуя формированию у обучающихся необходимых компетенций для успешной адаптации в современном обществе. Важно продолжать исследование и разработку новых игровых методик, чтобы обеспечить максимальную пользу от их применения в образовании.
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286) – М.: Просвещение, – 2021. – 18 с.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, – 2020. – 152 с.
Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов // Педагогика. – 2019. – 73 с.
Игнатова О.А. Технология деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся / О.А. Игнатова // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия «Педагогическое образование». – 2018. – 83 с.
Карпенкова С.А. Образовательные игры: от теории к практике / С.А. Карпенкова // Вопросы образования. – 2021. – 43-44 с.
3