СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская творческая работа на тему: АНАЛИЗ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, ПОЯВЛЕНИЯ СКОЛИОЗА И МЕТОДЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская творческая работа на тему: АНАЛИЗ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, ПОЯВЛЕНИЯ СКОЛИОЗА И МЕТОДЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ»

69



Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бакальский техникум профессиональных

технологий и сервиса имени М.Г. Ганиева»






Научно-практическая конференция «НОУ-2019»



Секция «Валеология»

АНАЛИЗ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, ПОЯВЛЕНИЯ СКОЛИОЗА И МЕТОДЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ

Исследовательская творческая работа





Автор: обучающийся

ГБПОУ БТПТиС им. М.Г.Ганиева

Еретнов Дмитрий Сергеевич

Лоскутова Мария Павловна

Руководитель: преподаватель

ГБПОУ БТПТиС им. М.Г.Ганиева

Старостина Наталья Евгеньевна




Челябинск 2019 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

1 МЕТОДЫ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ……………………………...7

    1. Описание и результат метода экспресс оценки……………………………..7

1.2 Понятие о нарушении осанки и сколиоз позвоночника. Влияние нарушений осанки на организм человека……………………………………...12

1.3 Что такое сколиоз……………………………………………………………17

1.4 Выводы по первой главе…………………………………………………….26

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………………………………..27

2.1 Результаты метода экспресс-оценки обучающихся БТПТиС…………….27

2.2 Коррекция физического здоровья обучающихся по результатам метода экспресс – оценки. Коррекция дефектов осанки………………………………29

2.3 Методы борьбы и профилактика со сколиозом …………………………..35

2.4 Выводы по второй главе…………………………………………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...45

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....47

Приложение А «Примеры неправильной осанки на уроках»……………….47

Приложение Б «Классификация сколиоза»……………………………………48

Приложение В «Рентгенологические степень сколиозов»…………………...49

Приложение Г «Симптомы сколиоза»………………………………………….50

Приложение Д «Результаты метода экспресс- оценки обучающихся в %»…51

Приложение Е «Лечебная гимнастика при сколиозе»………………………...52

Приложение Ж «Упражнения при сколиозе»………………………………….53

Приложение З «Виды корсетов»………………………………………………..54

Приложение И «ЛФК при сколиозе»………………………...............................55

ВВЕДЕНИЕ

Решающий фактор сохранения общественного здоровья – профилактическая медицина, особенно в области охраны здоровья детей, путем его активной абилитации и реабилитации.

Одна из основных причин неудач современного здравоохранения, на наш взгляд, недостаток методологических подходов к изучению здоровья. Раскрытие механизмов взаимодействия факторов, участвующих в формировании детского организма как биосоциальной системы, представляется сложной проблемой, так как любой признак человека есть следствие сложного взаимодействия генотипа и среды.

При рассмотрении здоровья сегодня оценивается в лучшем случае биологический компонент, хотя, как правило, в расчет принимается наличие либо отсутствие патологии. До сих пор общество не хочет признавать, что воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека – функция главным образом воспитания, а не лечения, хотя известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10 – 15%.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с различными нарушениями, в том числе проблемы с позвоночником. Поэтому мы с моим научным руководителем провели и исследовали в 2017-2018г экспресс – оценку состояния здоровья и физического развития обучающихся Бакальского техникума профессиональных технологий и сервиса имени М.Г.Ганиева, чтобы определить массовую долю обучающихся, которых можно отнести к той или иной группе риска по состоянию здоровья.

Целью исследовательской работы была выявить нарушения физического развития и здоровья и провести их коррекцию.

Впоследствии, выявив обучающихся с нарушениями физического развития, провели коррекцию дисгармоничного телосложения, первичной артериальной гипертензии, нарушений осанки с помощью физических упражнений.

На основании исследований проведенных в 2017-2018 учебном году было выявлено, что особая проблема заключается в том, что большой процент обучающихся с нарушением осанки и сколиозом. Поэтому мы решили более подробно исследовать эту проблему.

Нынешнее поколение в основном ведет сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься. Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза. Сколиоз или искривление позвоночника - одна из актуальных проблем в мировой практике.

Выяснить, что такое нарушение осанки и сколиоз, установить возможные методы борьбы и предотвращения заболевания позвоночника – сколиоза, симптомы, причины появления и последствия сколиоза у человека. В процессе исследовательской работы по физкультуре о сколиозе планируется определить, актуальна ли сейчас проблема этого заболевания. Существуют ли способы борьбы, лечения и предотвращения развития заболевания позвоночника - сколиоза у детей и взрослых. Исследование будет построено, в первую очередь, на поиске, изучении и анализе научной литературы, обобщении найденного материала.
Цель: Выяснить, является ли нарушение осанки и сколиоз причиной изменения физического развития и здоровья обучающихся, а также определить, какие из существующих в науке методов являются наиболее эффективными в предотвращении и борьбе с нарушениями осанки и сколиоза.

Задачи:

  1. Провести экспресс – оценку состояния здоровья и физического развития обучающихся Бакальского техникума профессиональных технологий и сервиса имени М.Г.Ганиева и оценить полученные результаты.

  2. Выявить что такое нарушение осанки и сколиоз, и симптомы этого заболевания.

  3. Выявить влияние нарушений осанки на организм человека и его последствия.

  4. Установить причины появления сколиоза.

  5. Выяснить, действительно ли проблема сколиоза стоит остро.

  6. Узнать, каковы плачевные последствия данного заболевания.

  7. Какие методы борьбы и предотвращения нарушений осанки и сколиоза возможны и эффективны. Провести коррекцию выявленных нарушений.

Методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы;

  • обобщение.

Объект исследования: заболевание позвоночника – нарушение осанки и сколиоз.

Предмет исследования: причины возникновения болезни.

Гипотеза: нарушение осанки и сколиоз являются причиной изменения физического развития и здоровья обучающихся.

Практическая значимость: материалы данной работы будут рекомендованы обучающимся и педагогам с целью использования на уроках теоретического обучения для контроля за осанкой и недопущения ее нарушения.
























    1. МЕТОДЫ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ

    1. Описание и результат метода экспресс – оценки

По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, за последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков улучшения не отмечается. Более того, современное общество, где накопился огромный груз хронической патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей почти нет.

На 15 Конгрессе педиатров России (2015) отмечалось, что последние годы в реестре заболеваний школьников и студентов на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата, прежде всего – функциональные нарушения осанки (круглая, плоская, кругловогнутая спина, сколиотическая осанка) [11]. К сожалению, до сих пор многие врачи считают нарушение осанки детей явлением, не заслуживающим внимания, поскольку будто бы они и без каких – либо лечебно – профилактических мероприятий с возрастом бесследно исчезают.

Между тем все более утверждается мнение, что различные нарушения осанки в детском возрасте являются предрасполагающим фактором болезней позвоночника взрослых, которые ведут к преждевременной потере трудоспособности, ухудшению качества жизни и инвалидизации. Кроме того, появились сообщения о регистрации у детей и подростков с нарушением осанки различных изменений, свидетельствующих об ограничении функциональных возможностей и ухудшение физиологических характеристик их организма.

В связи с этим представляется целесообразным кардинальное изменение целевой установки воспитательной деятельности. Целью должно явиться формирование здорового человека при максимальной реализации соматических, физиологических, социальных, нравственных и умственных возможностей.

В формирование здоровья включены три подсистемы:

  1. Воспроизводство собственного здоровья индивида.

  2. Воспроизводство чужой жизни (генетическое и сексуальное здоровье).

  3. Воспитание нравственного, интеллектуального, духовного, психического и этического благополучия.

Состояние детей, уровень их физического развития и наличие патологий должны были оцениваться медицинскими работниками и учителями физической культуры, определяющими физическую подготовленность. В силу межведомственной разобщенности данные, получаемые в школах, не сводились воедино. Кроме того, тесты, применяемые учителями физической культуры для определения уровня сформированности двигательных качеств, не позволяют объективно оценить физическую подготовленность обучающихся.

В настоящее время в учебно – воспитательном процессе выделена группа факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:

  • Недостаточная двигательная активность;

  • Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

  • Нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;

  • Нарушение организации питания;

  • Отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

  • Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе.

В современных образовательных учреждениях все эти факторы риска присутствуют в полном объеме.

В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий.

Метод экспресс – оценки физического здоровья студентов.

Предложенный метод показан для обучающихся I, II, III, IV групп здоровья.

Для вычисления и получения индексов определяют ряд известных и широко применяемых в практике показателей длина и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), время задержки дыхания на обычном вдохе (проба Штанге), функциональная проба Руфье – 30 приседаний за 45 секунд, количество переходов (сгибаний) из положения лежа на спине с фиксацией ног в положение сидя без помощи рук за 60 секунд.

Проведя эти простые и легко доступные исследования, осуществляют вычисления всех 5 индексов:

  1. Масса – ростовой – индекс Кетле 2 = масса тела (кг)/ длина тела² (м²), который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения;

  2. Двойное произведение – индекс Робинсона = ЧСС (уд/мин) * АДсистол. (мм рт ст)/100, характеризующее состояние регуляции сердечно – сосудистой системы;

  3. Индекс Скибинского = ЖЕЛ (мл) * проба Штанге (с)/ЧСС (уд/мин), который характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества;

  4. Индекс Шаповаловой = масса тела (г)/длина тела * КП/60, где КП – количество подъемов за 60 секунд, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса;

  5. Индекс Руфье = 4 * (Р1 + Р2 + Р3) – 200/10, Р1 – пульс за 15 секунд в покое, Р2 – пульс первые 15 секунд сразу после нагрузки, Р3 – пульс за последние 15 секунд первой минуты восстановления. 4, 200, и 10 – постоянные коэффициенты. При этом в связи с особенностями сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку у детей используется модифицированная (А. А. Гусева) оценка индекса Руфье. Она характеризует выраженность реакции сердечно – сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Далее по таблицам каждому индексу дают оценку в баллах.

После оценки каждого показателя в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья обучающегося:

Таблица 1

Оценка в баллах

23 - 25

высокий

19 - 22

выше среднего

14 - 18

средний

10 – 13

ниже среднего

5 - 9

низкий


Кроме общей оценки физического здоровья, необходимо учитывать и оценки каждого показателя, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма каждого обучающегося.

Общая низкая оценка физического здоровья обучающегося требует углубленного медицинского обследования.

Кроме оценки физического здоровья и определения «слабых мест» организма каждого обучающегося, можно, используя полученные при обследовании показатели и соответствующие таблицы, установить низкорослость или отнести студента к группе риска по возникновению артериальной гипотонии.

Учет этих данных позволяет подбирать рациональный индивидуально – дозированный оздоровительно – тренировочный двигательный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма обучающегося, с большим успехом нивелировать негативное влияние режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.

На основе интегральной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно – оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма обучающегося.

Результаты метода экспресс – оценки:

1.Низкая оценка индекса Кетле 2 (2 балла) – свидетельствует о негармоничном телосложении с нехваткой или дефицитом массы тела. Если не выявляется патология стороны эндокринной системы, то студенту рекомендуется специальный комплекс физических упражнений. В большинстве случаев дефицит массы тела обусловлен слабым развитием мышц. Возможность повышения массы тела при ее дефиците обеспечивает лишь силовая тренировка при соответствующей коррекции питания. Наибольшее внимание уделяется таким важнейшим группам мышц, как мышцы брюшного пресса и спины, поскольку они участвуют в большинстве движений человеческого тела бытового, трудового и спортивного характера, обеспечивают мышечный корсет, необходимый для формирования правильной осанки и профилактики повреждений позвоночника, а также нормального функционирования внутренних органов. К силовым возможностями мышц брюшного пресса и спины обучающихся, в процессе учебы, предъявляются высокие требования, т. к. они обеспечивают устойчивость посадки при длительном сидении за учебным столом, что важно для сохранения работоспособности обучающегося и снижение риска возникновения нарушения осанки.

2.Низкая и ниже средней оценка индекса Шаповаловой (1 – 2 балла) свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты и скоростной выносливости. Студентов с низкой оценкой этого индекса следует относить к группе риска по возникновению нарушения осанки, искривлений позвоночника и уплощения стоп и проводить с ними занятия физическими упражнениями, носящими превентивный и корригирующий характер. Рекомендуются самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленными на развитие силы (с мышечным усилием, с гантелями, с экспандерами, с сопротивлением партнера, отжимания, упоры, удержания гантелей, «уголок»), выносливости (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед).


1.2 Понятие о нарушении осанки. Влияние нарушений осанки на организм человека.

Врачи бьют тревогу, шокирующая статистика утверждает сегодня у каждого мужчины и женщины болит спина, это «болевой синдром нации». Эксперты уверенно говорят - виноват современный образ жизни: новые поведенческие привычки и научно технический прогресс, мы все время сидим, начиная с детства за партой в школе, дома за компьютером, за рулем машины, …. и на работе.

Между "просто" нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Типичный пример такого переходного состояния -нестабильность позвоночника. Слабые мышцы и связки не в состоянии удерживать позвонки при движениях, вялая осанка приводит к повышенному давлению на межпозвонковые диски, и при этом развивается юношеский остеохондроз, который отличается от "обычного" только возрастом больных.

Определение "обычный", впрочем, можно было бы и не ставить в кавычки, а использовать в самом буквальном смысле, Ибо, по данным медицинской статистики, от 40 до 80 % всех жителей земного шара страдают остеохондрозом. Примерно каждый третий человек старше 30 лет жалуется на боли в спине или головную боль, связанные с остеохондрозом.

Таким образом, две наиболее распространенные напасти, связанные с позвоночником, - нарушения осанки и остеохондроз - это звенья одной цепи. А поскольку нет такого заболевания позвоночника, которое не влияло бы на все остальные органы и системы организма, то можно сказать, что позвоночный столб - это действительно "столб здоровья".

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова.

Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и продолжается до завершения роста костей. Неправильная осанка способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике. Осанка определяется позицией позвоночника, имеющего четыре физиологических изгиба. Правильная осанка называется нормальной и имеет четкие критерии.

Нормальная осанка характеризуется:

* прямым положением головы и позвоночника;

* симметричными надплечьями, лопатками;

* практически горизонтальной линией ключиц;

*одинаковыми треугольниками талии (те «окошки», что образованы контуром талии и опущенными руками);

* симметричным положением ягодиц;

* ровными линиями крыльев таза;

* вертикальным направлением линии остистых отростков позвоночника;

* одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев).

Осанка достаточно сильно зависит и от психического состояния человека. Очень большое влияние на осанку оказывает развитость мышц шеи, спины, живота, нижних конечностей, а также сила этих мышц, которая определяет, насколько долго они могут находиться в статическом напряжении. Кроме того, важным фактором являются эластические свойства межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.

Нарушения осанки, их выявление.

Нарушение осанки - это состояние, при котором нарушены физиологические изгибы позвоночника в результате слаборазвитого мышечного корсета - группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении. Это стадия обратимых нарушений не связанных со структурной перестройкой опорных структур позвоночника.
Как правило, нарушение осанки развивается у детей школьного возраста, хотя может встречаться и у 4-5 летних детей. Среди школьников выделяются возрастные периоды, когда наиболее велика вероятность возникновения различных патологических состояний организма, в том числе со стороны опорно-двигательного аппарата, а именно позвоночника.

Это школьники 1, 5 и 8 - 9-х классов. Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.

К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.

Приобретёнными причинами искривления позвоночника могут быть заболевания (рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит) и травмы (переломы позвоночника). Неправильное положение тела вследствие других заболеваний (односторонний паралич, системные заболевания соединительной ткани, плоскостопие, разная длина ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе) тоже приводят к искривлению позвоночника.

Нарушение осанки может появиться в результате профессиональной деятельности человека, связанной с длительным нахождением в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле (Приложение А), привычная неправильная осанка). Стоит заметить, что при нарушении осанки тяга мышц становится неравномерной, что приводит к ещё большему искривлению позвоночника.

Виды нарушений осанки.

Сутулость — нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. При этом надплечья приподняты, плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками, когда нижние углы или внутренние края лопаток сильно выдаются над грудной стенкой.

Круглая спина — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. При этом смещается центр тяжести тела. Чтобы сохранить равновесие, человеку приходится стоять и ходить на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. Живот выступает.

Кругловогнутая спина — нарушение осанки, в результате увеличения всех физиологических изгибов позвоночника. Ноги слегка согнуты или, наоборот, переразогнуты в коленях. Живот выступает, или даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками.

Плоская спина — нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Это нарушение осанки особенно неприятно тем, что при беге, прыжках и других осевых нагрузках импульс не амортизируется и передается на основание черепа и, далее, на головной мозг.

Плосковогнутая спина — нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже упрощен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленях. Часто сочетается с крыловидными лопатками.

Последствия нарушений осанки.
Обладатель неправильной осанкой производит впечатление усталого и неуверенного в себе человека, так ещё у таких людей можно найти массу показателей нарушения работы многих внутренних органов. Например, у обладателей сутулой спины можно отметить увеличение нагрузки на органы грудной (сердце, лёгкие) и брюшной (печень, желудок, кишечник) полостей. Повышение нагрузки на вышеперечисленные органы является следствием повышения давления и смещения этих органов вниз. Расслабляется брюшной пресс, обвисает грудь. Со временем нарушение осанки приводит к заболеваниям позвоночника. Так, межпозвоночные диски, расположенные между отдельным позвонками, при круглой спине сдавливаются, теряют свою форму, а в некоторых местах и стираются. Позвонки трутся один о другой, сдавливая нервы, отходящие от спинного мозга. Развиваются некоторые глазные болезни. Эти неприятные последствия порочной осанки обычно проявляются после сорока лет. С другой стороны у сутулых людей отмечается постоянное напряжение мышц спины и шеи, что приводит к их переутомлению. Такое состояние является причиной частых головных болей, чувства скованности и болезненности в затылочной области, шее, между лопатками и пояснице. Но и это еще не все. Проблемы в шейном отделе позвоночника приводят к нарушению кровообращения сосудов головы и, как следствие, к ухудшению питания кожи лица. Кожа, лишенная необходимой «подпитки» тускнеет и быстро стареет. Более того, скованность в шейном отделе очень часто сопровождается болевыми ощущениями, из-за которых мы невольно напрягаем мышцы лица. А это в свою очередь вызывает целый ряд косметических дефектов. Во-первых, возникает спазм сосудов, ухудшающий питание кожи. Цвет лица становится нездоровым. На нем появляются пятна и неровности. Во-вторых, скованность мышц нарушает мимику лица. А постоянное напряжение приводит к образованию морщин. В-третьих, что самое опасное, круг этот замкнутый, потому что болевой синдром вызывает спазм, а спазм сосудов усиливает болевой синдром.

Сколиоз – это серьезное заболевание позвоночника, вылечить которое бывает очень непросто. Если при нарушении осанки или легком искривлении позвоночника требуется лишь несколько процедур у мануального терапевта или остеопата, чтобы вернуть вам здоровье, бодрость и ощущение легкости, то лечение сколиоза требует много. Сколиоз поражает от 3 до 5 человек среди 1000.

Если сколиоз не лечить, то это может привести к таким последствиям, как деформация грудной клетки, ограничение функций легких, за которыми, как правило, следуют полицитемия, легочная гипертензия, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки).

1.3 Что такое сколиоз

Сколиоз - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, сопровождающееся поражением внутренних органов, нервной системы. При сколиозе развивается физическая неполноценность, возникают глубокие психические страдания вследствие больших косметических дефектов.
Болезнь вызывает грубое многоплоскостное искривление позвоночного столба, что в свою очередь, обезображивает туловище больного, нарушает работу сердца и легких, приводит к инвалидности. Установлено, что при сколиозе страдают сердечно - сосудистая, дыхательная, мочевыделительная системы и желудочно-кишечный тракт, нервная система.

У взрослого человека позвоночник имеет физиологические изгибы, придающие ему S-образную форму. Однако у некоторых людей могут образовываться дополнительные изгибы позвоночника в боковой плоскости. Боковое искривление позвоночника является патологическим состоянием и называется сколиозом. Одна из актуальных проблем в мировой практике - это сколиоз или искривление позвоночника.

1. Что такое сколиоз?

Сколиоз — это искривление позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Чаще всего встречаются сколиозы грудного и поясничного отделов позвоночника.
По локализации различают первичный шейно-грудной, грудной, грудопоясничный, поясничный и пояснично-крестцовый сколиозы. При тотальном деформируются все отделы позвоночного столба. По частоте преобладает поражение грудного отдела, причем право- и левосторонняя деформация встречается одинаково часто. (Приложение Б). Деформация может быть односторонней (искривление в какую-либо одну сторону), S-образной, С-образной и кифосколиотической, при которой, помимо бокового искривления позвоночного столба, имеется реберный горб — своеобразная деформация грудной клетки.

Правосторонний и левосторонний сколиоз

Правосторонний сколиоз в основном возникает у маленьких детей, поэтому его принято считать врождённым. Врачи связывают его появление с травмами, полученными малышом во время родов. Отличить правосторонний сколиоз от других видов искривления позвоночника будет достаточно сложно, но к основным симптомам его развития относят:

  • право- и левосторонний сколиоз частое покалывание в пальцах рук;

  • асимметричность тела в области плеч и лопаток;

  • трудности с дыханием (правосторонний сколиоз вызывает сильную деформацию грудной клетки и нарушает работу дыхательной системы);

  • сильные боли в пояснице (если правосторонний сколиоз развивается уже у взрослого человека, то боль в поясничном отделе, усиливающаяся вечером, является именно тем симптомом, на который больной впервые обращает своё внимание).

Рис.1 – Правосторонний и левосторонний сколиоз

Если говорить про левосторонний сколиоз, то к его основным признакам относят именно появление горбинки между лопатками, повышенную утомляемость и нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Связать последний симптом с искривлением позвоночника может не каждый специалист, так что, задумываясь о том, как исправить сколиоз, нужно особое внимание уделить выбору врача, потому что результат лечения на 60% будет зависеть именно от него.

Условно различают четыре степени развития деформации:

Первая степень — порок осанки вследствие мышечной слабости — миопатии и недостаточности развития связочного аппарата. Заболевание развивается в результате дистрофических процессов на почве рахита и других недугов, вызывающих слабость нервно-мышечного аппарата. Деформация выражена незначительно и исчезает в положении лежа. Торсия позвонков едва заметна. Она выявляется по небольшому отклонению в сторону остистых отростков, что определяется рентгенологически (Приложение В).

Вторая степень — боковое искривление позвоночного столба. Деформация не фиксированная. Торсия позвонков — скручивание их вокруг продольной оси — выражена значительней, в прилежащих отделах позвоночного столба появляются компенсаторные искривления. Рентгенологически определяется деформация тел позвонков на вершине искривления. Сколиотическое искривление частично устраняется после нескольких курсов лечения специалистом (Приложение В).

Третья степень — выраженный сколиоз с отчетливым компенсаторным искривлением. Деформация фиксированная. Имеется выраженная торсия позвонков — поворот их тел вокруг вертикальной оси по направлению к выпуклости позвоночного столба, что вызывает формирование реберного горба вследствие вторичных изменений ребер. Рентгенологически на вершине искривления выявляются клинообразно измененные позвонки, межпозвонковые щели на вогнутой стороне сужены, на выпуклой — расширены. (Приложение В).

Четвертая степень — резко выраженная фиксированная деформация с тяжелой торсией и некорригирующимся реберным горбом. Деформация обезображивает туловище, вызывает его скручивание и отклонение. Реберный горб формируется сзади и спереди. Отмечается деформация таза, положение ног — асимметричное (Приложение В).

Рентгенологически определяются клиновидные и торсионно измененные позвонки, межпозвонковые щели неравномерные, выражены явления деформирующего спондилоартроза.

По происхождению различают две группы сколиоза:
— первая группа включает врожденные и диспластические,
— вторая — приобретенные.

По классификации Кобба заболевание подразделяют на пять групп:

  • В первую группу входят, в основе которых лежит слабость мышечно-связочного аппарата, т. е. миопатического происхождения (например, сколиоз вследствие рахита).

  • Вторая группа включает в себя, возникающие в результате заболевания центральной и периферической нервной системы, т. е. неврогенные (например, сколиоз после полиомиелита, спастического паралича, сирингомиелии, радикулита, люмбоишиалгии и др.).

  • Третью группу составляют диспластические, т. е. возникшие на почве аномалий развития позвонков и ребер.

  • В четвертую группу включены, развивающиеся в результате заболеваний грудной клетки (например, вследствие эмпиемы плевры, послеожоговых рубцов и др.).

  • Пятую группу составляют с неизученной до конца этиологией, т. е. идиопатические.

В практике сколиозы делят на две группы:
  • Врожденные или диспластические (аномалии развития скелета — клиновидные добавочные или недоразвитые позвонки, их сращение, расщепление тел или дуг позвонков, сращение ребер на одной стороне, врожденные изменения в области IV— V поясничных и I крестцового позвонков и др.).

  • Приобретенные (компенсаторные, паралитические, травматические, рубцовые, рефлекторно-болевые, кифосколиотические, рахитические, сирингомиелические и др.).

Симптомы и причины появления сколиоза

Очень трудно точно описать данную патологию и её симптомы, ведь сколиоз развивается медленно (в том случае если он не врождённый или возникает после травмы).

Рис.2 – Симптомы сколиоза

К его видимым проявлениям (независимо от степени тяжести и развития) можно отнести:

1. Боковое искривление позвоночника, усиливающееся при наклоне пациента вперед (Приложение Г).

2. Одно плечо выше другого (Приложение Г).

3.Ость лопатки с одной стороны расположена выше, чем с другой (Приложение Г).

4. Одна рука длиннее другой из-за наклона верхней части туловища.
5. "Реберный горб" может возникнуть при искривлении грудного отдела позвоночника (Приложение Г).

При увеличении степени искривления позвоночника появляется боль. Болевые ощущения могут быть связаны с мышечным спазмом, с компрессией нервных корешков и спинного мозга.

При сдавливании нервных структур пациентов может беспокоить снижение чувствительности, слабость и боли в ногах. В тяжелых случаях возникает затруднение при ходьбе.

При выраженном искривлении грудного отдела позвоночника может развиваться деформация грудной клетки, что может приводить к сдавливанию легких, сердца, крупных сосудов грудной полости, что проявляется дыхательной и сердечной недостаточностью.

К счастью, такие тяжелые формы сколиоза встречаются очень редко.

Различают три основных типа сколиоза:

Функциональная форма сколиоза

При этом типе сколиоза позвоночный столб ровный, но при этом отмечается его патологическое искривление ввиду некоторых проблем в организме. Причиной такого сколиоза может быть, например, укорочение одной ноги по сравнению с другой, либо спазм мышц спины

Нейромышечная форма сколиоза

При этом типе сколиоза отмечается нарушение формирования костей позвоночника. Либо кости позвоночника полностью не формируются правильно, либо они не отделяются друг от друга. Эта форма сколиоза отмечается у лиц с врожденными дефектами, мышечной дистрофией, церебральным параличом или синдромом Марфана. Если искривление позвоночника отмечается при рождении ребенка, оно называется врожденным. Эта форма сколиоза более выраженная и требует более упорного лечения, чем при других формах сколиоза

Дегенеративная форма сколиоза

В отличие от сколиоза, который встречается у детей и подростков, этот тип сколиоза встречается в пожилом возрасте. Причиной его возникновения является артрит суставов позвоночника. Ослабление связок и других мягких тканей позвоночника в сочетании с костными наростами на позвонках может привести к искривлению позвоночника

Среди других причин развития сколиоза можно отметить опухоли позвоночника, например, остеоидостеому. Это доброкачественная опухоль костной ткани, которая может проявляться болями. В результате боли больной рефлекторно сгибает позвоночник, чтобы ослабить боли, что приводит к формированию сколиоза.

Причины появления сколиоза:

  • Врожденная слабость и неразвитость связочно-мышечного аппарата;

  • Неравномерные нагрузки на позвоночник (в качестве примера можно привести постоянное ношение сумки только на одном плече);

  • Наследственная предрасположенность.

  • Травмы позвоночника, его повреждения.

Считается также, что самое опасное для позвоночника – это постоянно сидячий образ жизни.

Если человек регулярно проводит долгое время в сидячем положении, его мышцы привыкают находиться в расслабленном состоянии и не помогают позвоночнику. То есть всю нагрузку он принимает на себя.

Позвоночные диски, позвоночника человека, очень прочны и способны восстанавливать свою структуру даже после перенесения тяжелых травм спины, однако долгое сидение для них является по-настоящему губительным и в дальнейшем ведет к сколиозу.

Выдуманные причины сколиоза

Теория №1 (распространяется продавцами различных стелек): сколиоз - следствие плоскостопия. Это - абсолютный бред! Плоскостопие никак не может привести к сколиозу - искривлению позвоночника вбок.

Мы еще могли бы (с большим трудом) поверить в то, что плоскостопие приводит к сутулости - хотя это тоже глупость. Но как плоскостопие может привести к искривлению позвоночника?!

На самом деле в этой идее налицо подмена причины и следствия. У детей, слабо развитых физически, имеющих вялую осанку, или больных синдромом гипермобильности, параллельно развитию сколиоза или кифоза часто возникает еще и плоскостопие (поскольку причина плоскостопия всё та же - слабость мышечно-связочного аппарата).

То есть развитие сколиоза и плоскостопия часто имеет одну общую причину, но две эти болезни не влияют друг на друга напрямую!

Теория №2 (распространяется мануальными терапевтами - недоучками): сколиоз - следствие остеохондроза. Тоже полная глупость!

Вдумайтесь: остеохондроз - это возрастная перестройка позвоночника, обычно у людей старше 40 лет. А сколиоз чаще всего начинается в юном возрасте. Так каким же образом сколиоз может возникнуть из-за остеохондроза?

Теория №3 (распространяется некоторыми крупными клиниками, в которых оперируют грыжи межпозвонковых дисков): сколиоз возникает из-за грыжи диска. Здесь опять идет речь о подмене понятий.  Действительно, иногда при возникновении грыжи диска происходит болевой спазм мышц спины и перекос тела.

По сути - очень похоже на сколиоз. Но это, так сказать, временный сколиоз. Уберем боль и спазм - и он исчезнет в одночасье, без следа. То есть грыжа диска не приведет к стойкому сколиозу, к сколиотической болезни.

Хотя, если её не лечить вовсе и 10-15 лет жить с болью, нечто похожее на сколиоз, конечно, может возникнуть. Но в таком случае многолетние боли, нам кажется, будут сами по себе гораздо большей проблемой, чем искривление позвоночника!

Теория №4 (распространяется продавцами биодобавок, содержащих кальций): сколиоз - следствие остеопороза, и для лечения сколиоза якобы нужно принимать кальций. Еще одна глупость. Ведь остеопороз - возрастное заболевание, заболевание пожилых людей (за крайне редким исключением).

И значит, остеопороз не может быть причиной сколиоза, начавшегося в подростковом возрасте.

Возможно, неграмотные продавцы добавок путают остеопороз с рахитом, при котором тоже имеется неполноценность костной ткани. Но рахит становится причиной остеопороза не так уж часто, да и лечится рахит не кальцием, а препаратами, содержащими витамин Д.

1.4 Выводы по первой главе:

1. Метод экспресс-оценки помогает выявить нарушения в состоянии здоровья человека.

2. Нарушение осанки влияет на организм человека. И если люди будут больше знать о том, к каким последствиям приводит неправильная осанка, то риск таково заболевания, как искривление позвоночника можно свести к минимуму. 3. Сколиоз - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, которому нужно уделить особое внимание. Лечение спины на любых стадиях развития сколиоза – процесс достаточно длительный и непростой.






  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

    1. Результаты метода экспресс – оценки обучающихся БТПТиС

К настоящему времени по этому методу в нашей стране обследовано более 10000 обучающихся, отнесенных по данным медицинских осмотров к основной медицинской группе.

У более 32 % обучающихся уровень физического здоровья оказался ниже среднего или низким с наличием 2 – 3 «слабых мест». То есть такое большое количество студентов, считающихся практически здоровыми, требуют к себе повышенного внимания, в том числе и в плане коррекции и совершенствования физического здоровья, повышения оздоровительной и здоровье наращивающей эффективности их физического воспитания.

По данным анализа индекса Кетле 2 у 75% обучающихся телосложение оказалось гармоничным, у 13% - некоторое несоответствие длины и массы тела. Почти у 7% - дефицит массы тела, что у многих связано со слабым развитием мышечной системы. А у 5% - отмечается тучность или ожирение. Тем, у кого отклонения в эндокринной системе не отмечается, выдается соответствующий физкультурный рецепт для самостоятельных занятий.

Известно, что акселерация роста и развития детей и подростков, еще недавно имевшая место в стране повсеместно, прекратилась и сменилась децелерацией. Появились низкорослые дети. В некоторых городах отмечается от 2 до 4% низкорослых студентов. Низкорослость не только эстетическая, но и важная медицинская и социально – экономическая проблема. Среди обследованных студентов низкорослость отмечена была лишь у 0, 79%. В случаях, когда при этом нет отклонений в эндокринной системе, выдается физкультурный рецепт с комплексом физических упражнений, специально направленных на стимуляцию роста тела в длину.

В различных регионах страны растет количество студентов с артериальной гипертензией и с первичной артериальной гипертензией (ПАг), отмечается распространенность повышенного и пониженного АД среди студентов.

Низкий индекс Скибинского отмечается у обучающихся с частыми ОРЗ в анамнезе, страдающих выраженной гипокинезией, с низким уровнем физического развития.

У студентов с низкой оценкой индекса Шаповаловой часто наблюдается нарушение осанки и искривление позвоночника, а также уплощение стоп.

Оценка метода экспресс – оценки индекса Кетле 2:

  1. В 11 группе результат оказался ниже и ниже среднего у 28 % обучающихся.

  2. В 220 группе – ниже и ниже среднего у 32 % обучающихся

  3. В 227 группе – ниже и ниже среднего у 31 % обучающихся

  4. В 235 группе – ниже и ниже среднего у 23 % обучающихся

  5. В 229 группе – ниже и ниже среднего у 24 % обучающихся

  6. В 32 группе – ниже и ниже среднего у 11 % обучающихся

  7. В 233 группе – ниже и ниже среднего у 14 % обучающихся

  8. В213группе – ниже и ниже среднего у 25 % обучающихся

  9. В 249 группе – ниже и ниже среднего у 29 % обучающихся

Оценка метода экспресс – оценки индекса Шаповаловой:

  1. В 11 группе результат оказался ниже и ниже среднего у 21% обучающихся

  2. В 220 группе – ниже и ниже среднего у 5 % обучающихся

  3. В 227 группе – ниже и ниже среднего у 13 % обучающихся

  4. В 235 группе – ниже и ниже среднего у 13 % обучающихся

  5. В 229 группе – ниже и ниже среднего у 22 % обучающихся

  6. В 32 группе – ниже и ниже среднего у 20 % обучающихся

  7. В 233 группе – ниже и ниже среднего 11 % обучающихся

  8. В 213 группе – ниже и ниже среднего у 13 % обучающихся

  9. В 249 группе – ниже и ниже среднего у 25 % обучающихся

Мы подсчитали общее количество обучающихся техникума с первого по третий курс, включительно, 178 человек (Приложение Д). Таким образом, можно сделать вывод, что:

  • 25 % обучающихся имеют негармоничное телосложение (по оценке индекса Кетле 2)

  • 15 % обучающихся имеют нарушение регуляции сердечно – сосудистой системы

  • 35 % обучающихся имеют недостаточность функциональных возможностей системы дыхания и сниженную устойчивость организма к гипоксии

  • 30 % обучающихся имеют недостаточное развитие силы, быстроты и скоростной выносливости

  • 38 % обучающихся имеют недостаточность уровня адаптационных возможностей сердечно – сосудистой системы.

  • 17 % обучающихся имеют нарушение осанки и сколиоз по медицинским данным и 20% с неправильной осанкой.


    1. Коррекция физического здоровья обучающихся по результатам метода экспресс – оценки. Коррекция дефектов осанки способы лечения

Восстановить уже нарушенную осанку на общепринятых занятиях физкультурой или спортом нельзя. Более того, при узкоспециализированных тренировках в современном спорте, когда общеразвивающие задачи предаются забвению, возможно лишь усугубить дефекты осанки, нанеся тем самым непоправимый вред здоровью. Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения. Для коррекции различных нарушений осанки используют различные комплексы.

При кругло вогнутой спине.

Для растягивания мышц передней брюшной стенки:

  1. И. П.: лежа на животе, согнуть ногу в колене и, захватив руками ступню, стараться прижать пятку к ягодице. Затем другой ногой. Потом сгибать обе ноги с помощью и без помощи рук.

  2. И. П.: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене и , захватив рукой ступню, прижать пятку к ягодице. Ноги менять.

  3. И. П.: стоя на одной ноге, мах другой назад и, согнув ее в колене, постараться коснуться пяткой ягодицы.

  4. И. П.: стоя на коленях, руки на пояс. Наклоны туловища назад, сохраняя прямую линию от колена до головы.

  5. И. П.: стоя у гимнастической стенки боком, придерживаясь за рейку – мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу.

  6. И. П.: из виса на гимнастической стенке лицом к ней, не отрывая бедер от стенки, попеременно сгибать ноги (или одновременно двумя ногами) в коленях, стараясь приближать пятки к ягодицам.

Для растягивания мышц спины используют специальные упражнения:

  1. И. П.: из основной стойки, упор присев, лбом коснуться коленей. Затем ноги разогнуть, не отрывая руки от пола.

  2. И. П.: из основной стойки руки вверх, ноги на ширине плеч, наклон вперед, стараясь лбом коснуться коленей с произнесением «ух» на выдохе. Затем ноги врозь – движение «дровосека».

  3. И. П.: стоя спиной к гимнастической стенке (расстояние полшага), присев, захватить руками нижнюю рейку и выпрямить ноги.

  4. И. П.: сидя на полу – наклоны вперед, руки к носкам или до касания лбом коленей.

  5. И. П.: из упора на коленях сесть на пятки, наклониться, стараясь плечами коснуться коленей.

  6. И. П.: сидя на полу, захватить руками ступню (попеременно), согнуть ногу и подтянуть колено к плечо.

  7. И. П.: ходьба в глубоком наклоне, захватив руками носки ног.

  8. И. П.: стоя на левой ноге, правую согнуть и, захватив ступню левой рукой, коснуться коленом правого плеча. То же, но стоя на правой ноге. То же, но коснуться лба.

Для укрепления мышц задней поверхности бедер используют специальные упражнения:

  1. Из упора на коленях попеременное поднимание ног назад (как можно выше). То же, но сгибая руки в локтях.

  2. Лежа на полу (лицом вниз), попеременное поднимание ног назад (таз плотно прижат к полу). То же, но одновременное поднимание ног. То же, но с различными положениями и движениями рук.

  3. Лежа продольно на гимнастической скамейке лицом вниз, руки упираются в пол, на пятке набивной мяч с петлей. Попеременное поднимание ноги с мячом. То же, но одновременное поднимание ног с двумя мячами.

  4. Вис на гимнастической стенке (лицом к ней). Попеременное поднимание ног (колени не сгибать, таз прижат к стенке). То же, но одновременное поднимание обоих ног.

Специальные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (исходное положение для всех упражнений – лежа на спине с прижатием поясницы к опоре):

  1. Согнуть и разогнуть поочередно ноги в коленном и тазобедренном суставах – «велосипед».

  2. Согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, медленно опустить.

  3. Руки за головой, поочередное приподнимание прямых ног.

  4. Руки вверх, медленно поднять обе прямые ноги до угла 45º и медленно опустить.

  5. Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед – вверх, развести, соединить и медленно опустить.

  6. Удерживая мяч между коленями, ноги согнуть, разогнуть их вперед до угла 45º и медленно опустить. То же, но удерживая мяч между лодыжками.

  7. Скрещивание прямых ног – «ножницы».

  8. Переход в положение сидя с махом рук. То же, но руки на поясе.

  9. Ноги фиксируются у гимнастической стенки (скамейки) или удерживаются партнером – медленно сесть и медленно возвратиться в исходное положение.

  10. Сидя верхом на гимнастической скамейке, отклониться назад до положения лежа, удерживаясь прямыми ногами перейти в исходное положение.

При плоско спине

Для укрепления мышц спины используются специальные упражнения (исходное положение – лежа вниз лицом):

  1. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание. То же, но кисти рук переводить к плечам за голову.

  2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам ( имитация плавания брассом). То же, но руки в стороны, назад; в стороны, вверх.

  3. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. То же, но руки поочередно вверх – «бокс».

  4. Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. То же, но с одновременным приподниманием и удерживанием до счета 3 – 5 – 8 обеих ног (не задерживать).

  5. Отвести назад обе прямые ноги, развести их в стороны, соединить вместе и опустить.

  6. Гимнастическая палка в руках. Поднимание палки вверх, опускание за голову, положив на лопатки.

  7. Бросание (толкание) от груди медицинбола.

Для укрепления мышц передней поверхности бедер рекомендуются специальные упражнения:

  1. Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Попеременное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощением). То же, но поднимание обеих прямых ног с удержанием – «уголок». То же, но поднять левую ногу, присоединить к ней правую, опустить левую, затем правую.

  2. Лежа на спине. Поочередное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощением). То же, но одновременное поднимание прямых ног.

  3. Присев на корточки и держать за рейку гимнастической стенки или спинку стула, вставать на одной ноге, другую держать выпрямленной.

  4. Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Поднимание прямой ноги с подвешенным набивным мячом.

  5. Вис, присев у гимнастической стенки. Выпрямление ног. Партнер оказывает сопротивление, надавливая при этом на плечи исполняющего.

Следует подчеркнуть, что на занятиях гимнастикой при любой форме дефекта осанки специальные упражнения должны выполняться на фоне общеукрепляющих упражнений, охватывающих все мышечные группы.

При боковом искривлении позвоночника

Разгрузка позвоночника в домашних условиях достигается:

  • Лежанием и сном на жесткой постели после школьных занятий;

  • Приготовлением домашних заданий, лежа на животе (на щите) или в колено – локтевом положении у стола;

  • Выбором соответствующих исходных положений при выполнении физических упражнений (горизонтальное, в чистом или смешанном висе).

Для укрепления боковых мышц туловища рекомендуются следующие специальные упражнения:

  1. Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая рука вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу. То же, но на левом боку с приподниманием и опусканием правой ноги.

  2. Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая рука согнута в локте и ладонью упирается в пол на уровне плеча («окошечко»). Приподнять обе выпрямленные ноги, удержать на весу, постепенно увеличивая время. Медленно опустить в исходное положение. То же, но на левом боку.

  3. Лежа на боку, приподнять одну ногу, присоединить к ней другую и медленно опустить обе. То же, на другом боку.

  4. Лежа на боку (на кушетке, гимнастической скамейке или столе), туловище на весу, одноименная рука опирается на пол, другая – вдоль туловища. При фиксации ног партнером перевести руки на пояс, вверх, вперед, к плечам, возвратиться в исходное положение. То же на другом боку.

Для коррекции осанки рекомендуют, так же плавание и конный спорт.

Способы лечения

Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать:

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.

2. Правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей; компенсирующая дефекты стопы (плоскостопие, косолапость);

3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.).

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием.

5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.).

6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.

7. Плавание, лечебное плавание.

    1. Методы борьбы и профилактика со сколиозом

Коррекция для исправления - Консервативная терапия.

Перспектива избавления от сколиоза зависит от глубины проблемы. Искривление на ранней стадии можно исправить сравнительно легко. Лечение сколиоза у взрослых, как правило, — процесс длительный и редко успешный. Методы, которые наработала медицина в борьбе с этим неприятным явлением, обширны.

  • Лечение с помощью гимнастики (Приложение Е).

Исходное положение – лёжа на спине
1. Руки вытягиваем за головой. Носки тянем поочерёдно на себя, потом от себя. Вращаем стопами в обе стороны. Продолжаем выполнять упражнение около минуты.
2. Всем знакомое упражнение «велосипед». Угол между ногами и полом должен быть как можно меньше. Делаем 2-3 подхода.
3. Прижимаем колено к груди. Сначала одну ногу, потом другую. При этом захватываем каждый раз колено руками, когда опускаем колено – руки находятся за головой. Повторяем 10 раз.

Исходное положение – лёжа на животе

1. Руки должны быть согнуты. На вдохе приподнимаем голову и плечи, на выдохе – опускаем. Повторяем 6 раз.

2. Приподнимаем голову и руки и делаем перекрёстные движения руками. Повторяем 10 раз.

3. Голову кладём на ладони. Поднимем верхнюю часть туловища и ноги. Ноги должны быть прямыми. Соединяем прямые руки, разводим ноги в стороны и наоборот – руки разводим в стороны, ноги соединяем. Повторяем 20 раз. Совершаем 2-3 подхода.

Исходное положение – стоя
1. Ладони кладём на плечи, и вращаем руками вперед и назад. Повторяем 10 раз.
2. Тянемся головой к потолку, при этом на носочки не встаём. Выполняем медленно и осторожно. На вдохе тянемся вверх, на выдохе опускаемся вниз. В момент максимального напряжения задержитесь на некоторое время.

Упражнения при сколиозе. (Приложение Ж).

  • Лечение с помощью корсетов

Корсеты бывают двух видов: корригирующие и поддерживающие. Поддерживающие снимают с позвоночника лишнюю нагрузку, а корригирующие способны уменьшить угол искривления позвоночного столба (Приложение З).

К ним относятся корсеты Шено, Милуоки, Лионский, аналоги приспособлений Шено отечественного производства.

Подобные устройства носят шесть месяцев – год или больше. Их меняют по мере роста и выравнивания позвоночника.

Корригирующие корсеты устраняют деформацию позвоночника в двух плоскостях – переднезадней и боковой.

А также раскручивают позвоночник, благодаря фиксации опорных площадок корсета на теле больного.

К ним относятся реклинаторы, грудные и грудопоясничные корректоры осанки (Приложение З).

Такие приспособления рекомендуются людям, занятым тяжёлым физическим трудом, например грузчикам.

Корсеты снимают боль и снижают нагрузку на позвоночник.
Реклинаторы – корректирующие устройства для сохранения правильной осанки. (Приложение З).

Представляют собой эластичные ленты в виде восьмёрки, которые должны охватывать плечевой пояс человека.

Хорошо помогают при небольших нарушениях осанки.

Это корректоры, состоящие из жёсткой спинной части и пояса. Также имеются дополнительные лямки на уровне талии.

Эффективны при более серьёзных нарушениях осанки, крыловидных лопатках.

Грудопоясничные поддерживающие корсеты корректируют позвоночник по всей его длине (Приложение З).

Такие корсеты состоят из пояса, жёсткой спинки и реклинатора. С их помощью можно вылечить сколиоз 1-й и 2-ой степени.

  • Лечебная физкультура (ЛФК) и массаж при сколиозе

ЛФК при сколиозе помогает существенно уменьшить угол искривления позвоночника, но начинать делать её нужно как можно раньше, потому что на первых стадиях сколиоза (особенно в том случае если комбинировать комплекс упражнений от сколиоза и массаж) она полностью устраняет симптомы заболевания, а на поздних только замедляет прогрессирование искривления. Важным моментом является то, что упражнения при сколиозе могут быть симметричными и ассиметричными, так как  искривление позвоночника  создаёт неодинаковую нагрузку на разные виды мышц, а это может привести к атрофированию  некоторых из них, поэтому ЛФК при сколиозе обязательно должна проводиться под контролем врача, потому что комплекс упражнений для каждого больного разрабатывается индивидуально. Лечение сколиоза в домашних условиях разрешается уже после того, как все физические упражнения тщательно прорабатываются с врачом. ЛФК при сколиозе ЛФК при сколиозе (Приложение И), должна проводиться регулярно, потому что без этого добиться положительного результата лечения будет просто невозможно. Но следует помнить о том, что лечение сколиоза у взрослых будет длиться дольше, чем у детей, так что если первое время упражнения при сколиозе не будут давать ощутимых результатов, волноваться не стоит.

Массаж

Лечебный массаж рекомендуется проводить на всех стадиях развития сколиоза. Благодаря массажу уходит боль, нормализуется крово - и лимфообращение, укрепляются мышцы.

Главная задача мышц груди и спины – удерживать позвоночный столб. Процедуры массажа позволяют мышцам восстановить утраченные силы. Вогнутые места следует расслаблять, а выпуклые – тонизировать. Курс массажа нужно проводить 2-3 раза в год по 15-20 сеансов и сочетать с другими видами лечения.

Физиотерапевтические процедуры

Для лечения сколиоза используется электротерапия, водолечение и лечение теплом. Лучше всего помогает электростимуляция, которую проводят курсами по 10-15 процедур.

К теплолечению относятся обёртывания с озокеритом и парафином. Эти процедуры увеличивают приток крови в области плечевого пояса, благоприятствует лимфооттоку.

Водные процедуры, такие как хлоридно-натриевые ванны назначаются для поднятия общего тонуса организма.

Многие врачи старой медицинской школы могут посоветовать спать на досках или жесткой кровати. Действительно, если сколиоз сильно прогрессирует и не поддается лечению, это может незначительно помочь, но результат крайне небольшой и не у всех.

Спать на досках можно рекомендовать только детям подросткового возраста (пока еще формируется скелет), при условии значительной деформации позвоночника и постоянном ухудшении. Всем остальным, рекомендован полужесткий матрас, по достижению совершеннолетия матрас должен становиться мягче и комфортней.

К примеру, в 1-3 года можно выбирать относительно жесткий матрас, в 20 лет — средний, в 40 лет — мягкий. Не стоит забывать про качественные детские автокресла и рабочую парту для школьников.

  • Оперативное вмешательство
Если консервативные методы лечения не работают, а состояние больного ухудшается, делают операцию.

Показания к хирургическому вмешательству:

  • пациента мучают боли;

  • сердце и лёгкие не могут функционировать должным образом;

  • сколиоз неуклонно прогрессирует.

На сегодняшний день существует несколько методов проведения операции: метод Харрингтона, Котреля Дюбуссе, Цильке, Чаклина и другие. Каждый имеет свои недостатки и преимущества, но самым простым и безопасным признан метод Харрингтона.

Все операции сводятся к тому, что в теле пациента устанавливаются металлические конструкции, которые поддерживают позвоночник в правильном положении. После операции исчезает боль, органы больше не сдавливаются, устраняется горб. Но позвоночник при этом теряет подвижность, а металлические приспособления остаются в теле человека на всю жизнь.

  1. Профилактика сколиоза

Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки.

При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

  • сиди неподвижно не дольше 20 минут;

  • старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” - 10 секунд

  • сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.

  • старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

  • периодически делай специальные компенсаторные упражнения:
    1) повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз.
    2) прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках.

Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки... Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом. Выполнять их можно в любое удобное время:

  • вместе с комплексом утренней зарядки и в ходе оздоровительной тренировки;

  • во время обеденного перерыва;

  • во время воскресной прогулки за город.

Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.

Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.

Комплекс мер профилактики сколиоза включает в себя лечебную гимнастику, комплекс упражнений в воде, массаж, коррекция положением, элементы спорта.

Стоит помнить, что эффективное лечение спины возможно только в том случае, если пациент сам будет принимать активное участие во всем процессе восстановления.

Однако, необходимо знать, что если присутствует высотная асимметрия нижней части скелета, - вылечить сколиоз нельзя.

Лечение сколиоза должно осуществляться с обязательным обследованием и наблюдением врача-ортопеда.


    1. Выводы по второй главе:

1. По результатам тестирования с использованием метода экспресс- оценки у всех обследоваемых обучающихся выявлен уровень физического здоровья оказался ниже среднего или низким с наличием 2 – 3 «слабых мест».У студентов с низкой оценкой индекса Шаповаловой часто наблюдается нарушение осанки и искривление позвоночника, а также уплощение стоп. Из тестирования видно, что показатель выявляемости нарушение осанки и сколиоза за период 2017-219 гг. практически не изменился, по медицинским данным увеличилось на 0,1% - результат выявляемости сколиоза у обучающихся за 2018-2019г., 17 % обучающихся имеют нарушение осанки и сколиоз и 20% с неправильной осанкой.

2. Восстановить уже нарушенную осанку на общепринятых занятиях физкультурой или спортом нельзя. Чем раньше обучающиеся обратят внимание на свою осанку и будут работать - корректировать, постоянно выполнять упражнения для поддержания своей правильной осанки, то в будущем им придется меньше времени потратить или не потратить его совсем для того, чтобы исправлять осанку и лечить себя. Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения. Для коррекции различных нарушений осанки используют различные комплексы упражнений. Важно уделять несколько минут для физкультминуток, включая в комплекс упражнения на формирование правильной осанки.

3. Коррекция для исправления - Консервативная терапия. Перспектива избавления от сколиоза зависит от глубины проблемы. Искривление на ранней стадии можно исправить сравнительно легко. Лечение сколиоза у взрослых, как правило, — процесс длительный и редко успешный. Методы, которые наработала медицина в борьбе с этим неприятным явлением, обширны. Узнав о самом заболевании, рассмотрев причины его возникновения и убедившись, что проблема в данное время весьма актуальна, следует принять «профилактические меры» - научиться правильно сидеть, лежать, стоять. Верным шагом будет ознакомиться с методами лечения и предотвращения сколиоза. Основное лечение сводится к трем методам: мобилизация позвоночника, коррекция деформации и удержание коррекции. Но не все виды сколиоза можно вылечить физическими упражнениями, массажем и самоконтролем за своей осанкой. Если его запустить и довести до последней стадии, единственным выходом станет хирургическое вмешательство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется подчеркнуть, что нарушения могут приводить к серьезным изменениям в организме, поэтому стоит уделять большое внимание состоянию здоровья и физического развития детей и подростков. Как мы выяснили даже среди обучающихся Бакальского техникума профессиональных технологий и сервиса большая доля обучающихся, которых можно отнести к той или иной группе риска. Такое положение вещей означает, что необходимо непременно оценивать физическое развитие и состояние здоровья и вовремя корректировать отклонения. Это позволит контролировать здоровье и правильность физического развития детей и подростков.

Таким образом, исследования показали, что нарушение осанки и сколиоз встречается у 17% обучающихся нашего техникума, причем девушки чаще юношей входят в группу риска, так как ведут менее подвижный образ жизни. Если обучающиеся будут невнимательно, относится к своей осанке, то в будущем они часто будут болеть различными заболеваниями. Чем раньше обучающиеся обратят внимание на свою осанку и будут работать, постоянно выполнять упражнения для поддержания своей правильной осанки, то в будущем им придется меньше времени потратить или не потратить его совсем для того, чтобы исправлять осанку и лечить себя. Если больше знать о том, к каким последствиям приводит неправильная осанка, то риск такого заболевания, как искривление позвоночника, можно свести к минимуму. 

Также, исходя из проведенного исследования, можно отметить, что сколиоз - это серьезная болезнь, которой нужно уделить особое внимание. Лечение спины на любых стадиях развития сколиоза – процесс достаточно длительный. Чтобы избежать подобной необходимости, следует принять «профилактические меры»: научиться правильно сидеть, лежать, стоять. Здесь, прежде всего, стоит рассмотреть правила посадки, ведь современный человек, будь то взрослый или ребенок, большинство времени проводит за столом.

Узнав о самом заболевании, рассмотрев причины его возникновения и убедившись, что проблема в данное время весьма актуальна, верным шагом будет ознакомиться с методами лечения и предотвращения сколиоза.

Основное лечение сводится к трем методам: мобилизация позвоночника, коррекция деформации и удержание коррекции. Вроде бы все просто, но на деле лечение занимает годы, а удержанием коррекции вообще приходится заниматься всю оставшуюся жизнь.

Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж. Но не все виды сколиоза можно вылечить физическими упражнениями, массажем и самоконтролем за своей осанкой. Не следует легкомысленно относиться к заболеванию сколиоз. Если его запустить и довести до последней стадии, единственным выходом станет хирургическое вмешательство.

Так что не следует тянуть до критического момента, да и вообще лучше предотвратить это заболевание. Это не так сложно.

Можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Важно уделять несколько минут дома или на уроке для физкультминуток, включая в комплекс упражнения на формирование правильной осанки.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. С. Д. Поляков, С. В. Хрущев, И. Т. Корнеева: «Мониторинг и коррекция физического здоровья студентов: методическое пособие» - Москва: Айрис – пресс, 2014. – 96с. – (методика).

  2. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. — М., 2014.

  3. Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. — Смоленск, 2015.

  4. С. Мансурова, О. Шклярова. Здоровье человека и окружающая среда. - М., 2007.

  5. Н. Семенова. Здоровье здорового человека. Практическая экология XXI века. - М., 2008.

  6. А. Стожаров. Медицинская экология. - М., 2007.

  7. Белякова Н.Т. «Фигура, грация, осанка».(для старшеклассниц). М: Просвещение, 2012.

  8. Белякова Н.Т. «Фигура, грация, осанка». (для старшекласниц). М..:Просвещение, 2012.

  9. А.Г. Дембо «Спортивная медицина». Общая патология, врачебный контроль с основами частной патологией. Учебник для студентов институтов физической культ. Под ред. Дембо А.Г. – М.: «Физкультура и спорт», 2000.

  10. Андрианов В.Л., Баиров Г.А.и др. Заболевание и повреждение позвоночника у детей и подростков. Л.: Медицина, 1985.

  11. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / Под общ. Ред. Г.А. Халемского, М.: Изд-во НЦЭНАС, 2002.

  12. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: Учебник/Под ред.С.Н. Попова.- М.,: Физкультура и спорт, 2001.

  13. Медведев Б.А.. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение /Б.А.Медведев, - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

  14. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека(с возрастными особенностями детского организма):Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -3-еизд. /М.Р. Сапин В.И., Сивоглазов, - М.: Академия, 2002.

  15. Чаклин В.Д. Сколиоз и кифоз/ В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова. –м.: Медицина, 1973.

  16. http://www.2mm.ru/zdorovie/472

  17. http://www.falto.ru/article/article19.html




















Приложение А

Примеры неправильной осанки на уроках

Поза на стуле

Привычная неправильная осанка Правильная осанка


Искривление позвоночника














Приложение Б


КЛАССИФИКАЦИЯ СКОЛИОЗА
















Приложение В

Рентгенологические степени сколиозов

По величине угла все виды подразделяются на четыре степени деформации:


сколиоз I степени - угол - сколиоз II степени - угол до 25-30°,

искривления (Коба) равен имеется легкаяторсия позвонков;

приблизительно 1-100,

практически незаметно визуально;


сколиоз III степени - угол 40-50°, - сколиоз IV степени - угол

имеется значительнаяторсия искривления более 40 -50°. резко

позвонков и реберный горб; выраженная фиксированная

деформация с тяжелой торсией и

некорригирующимся реберным
горбом.

Приложение Г Симптомы сколиоза


1. Боковое искривление позвоночника, 2. Одно плечо выше другого.

усиливающееся при наклоне пациента вперед.

3.Ость лопатки с одной стороны 4. "Реберный горб" может

расположена выше, чем с другой. возникнуть при искривлении

грудного отдела позвоночника.



Приложение Д

Результаты метода экспресс- оценки обучающихся в %

БТПТиС им.М.Г. Ганиева

























Приложение Е

Лечебная гимнастика при сколиозе















Приложение Ж

Упражнения при сколиозе

Упражнение 1. Выпрямитесь, вдоль стены, и не изменяя положения тела, пройдите несколько шагов по комнате

Упражнение 2. Теперь будем наклоняться вперед. Обязательно следите за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Упражнение 3. Позиция прежняя, опускаем одно плечо и перемещаем его назад, на вдохе возвращаем. Назад при этом не поворачиваемся.


Упражнение 4. Встаем на четвереньки. Теперь нам нужно будет вытянуть вперед левую руку, а назад правую ногу. Дыхание прежнее. Нужно делать по шесть раз.




Приложение З

Виды корсетов

Корригирующие корсеты Поддерживающие корсеты


Реклинаторы – корректирующие устройства для сохранения правильной осанки.


Реклинаторы Грудные поддерживающие корсеты





Приложение И

ЛФК при сколиозе