Просмотр содержимого документа
«Исследовательские проекты на уроках математики в 5-9 классах»
Исследовательские проекты на уроках математики в 5-9 классах
В обучении математике метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по математике и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:
- тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке 11, с.7.
Для всего этого нужен арсенал педагогических приемов. Фактически становятся необходимыми навыки педагога-исследователя.
При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является отсутствие однозначного решения различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности обучающихся. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их осуществления зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Профессионализм учителя выражается в том, насколько четко может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить мотивацию к деятельности. Мастерство педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые этапы выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся. Как это можно осуществить в процессе урока, мы рассмотрим в следующем параграфе нашего исследования.